Почему важно гражданам участвовать в политической жизни государства

Обновлено: 13.05.2024

В настоящее время в России остается актуальной проблема выборов. Важность этой темы берет начало от недостаточной активности человека в политике. Каждый в большей или в меньшей степени участвует в политической жизни. Ее степень зависит от возможностей и способностей человека. Для любого гражданина Российской Федерации очень важно понять, что представляют собой выборы, почему в них необходимо принимать участие и для чего требуется максимальная явка избирателей.

Очень часто люди не придают выборам никакого значения, а ведь именно они дают возможность участвовать в жизни страны, а также, выявляют реальные интересы народа, поэтому их значение в политической и общественной жизни очень велика. Каждый обладает правом избирать достойного кандидата на альтернативной основе, это значит то, что обязательно должна быть возможность выбора. Любой человек самостоятельно принимает решение и может никому не сообщать о том, за кого он проголосовал.

Я считаю, что голосовать должен каждый дееспособный гражданин.

Любой может быть как избирающим, так и избираемым в органы государственной власти и местного самоуправления. Ограничениями в обоих случаях могут служить так называемые цензы. Граждане, которые соответствуют основным цензам, обладают избирательным правом. Все жители России, имеющие право выбора обязаны участвовать в избрании достойного кандидата. Поэтому многие задаются вопросом: почему важно участвовать в выборах?

Одна из самых значимых причин – это максимальное число избирателей. Чем больше людей проголосует, тем сложнее подделать результаты голосования. Посещать избирательные участки нужно, чтобы не отдавать свой голос другим людям. Право голоса дано основным законом государства – Конституцией. Имея его можно оказывать непосредственное влияние на власть. Именно избиратели выбирают будущее своей страны. Участие в голосовании – гражданский долг гражданина и его возможность выразить свое отношение к власти.

Многие думают, что их голос ничего не значит, но это не так. Чем больше избирателей примет участие в голосовании, выскажет свою волю, тем весомее будет эта воля. Перевес всего в несколько голосов позволяет кандидату одержать победу. Человек, который игнорирует выборы, лишь соглашается с мнением большинства, а выразить свое собственное не считает важным. Требуется голос каждого избирателя, так как он может оказаться решающим.

Еще одна причина идти на выборы – это проявление своей гражданской позиции. Она проявляется в стремлении не ждать, а действовать, потому что будущее зависит от действий каждого из нас. Только настоящему гражданину не все равно на происходящее в стране. Активная гражданская позиция подразумевает участие в общественной жизни, стремление реализовать права, повысить свою политическую культуру. Проявляя гражданскую позицию, мы подаем пример нашим близким, родным и друзьям.

В нашей стране каждый гражданин осознанно принимает решение. Сознательно относиться ко всему, что происходит в России – вот в чем состоит осознанная необходимость. Причина, по которой мы должны посещать выборы – осмысление человеком необходимости своего голоса.

Некоторые сомневавшиеся избиратели, которым не нравится ни один кандидат, не знают, как им поступить: прийти на избирательный участок или

нет. Я считаю, что в таком случае нужно лучше ознакомиться со всеми программами и выбрать наиболее удачную.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участвовать в выборах важно, потому что каждый из нас желает, чтобы у власти стоял справедливый человек, с помощью которого Россия будет процветать и развиваться. Участвовать в этом процессе можно не часто поэтому, никогда нельзя упускать такой возможности. Это одно из главных событий в жизни всего русского народа, так как от него зависит каким будет наше государство в дальнейшем.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.

Полит_права.jpg

Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.

• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.

Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.

митинг.jpg

Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.

Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.

шествие.jpg

Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.

Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.

Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.


Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.

Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.

Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

участие гражданина в политической жизни

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

каковы возможности участия граждан в политической жизни

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

какие возможности участия граждан в политической жизни

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

участие граждан в политической жизни выборы референдумы

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

возможность участия граждан в политической жизни

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

участие граждан в политической жизни государства

Направленность действий

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

формы участия граждан в политической жизни

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.


Политическое участие и отношения с государством в России

Интерес россиян к политике в целом не изменился. 3% респондентов интересуются в очень большой степени, 9% — в большой, 35% — в средней, 26% — в малой, 27% — совершенно не интересуются. По сравнению с 2020 годом значимые изменения заметны только в одной категории: на 6 п. п. выросло число тех, кто совсем не интересуется политикой — в 2020 году было 21%, в 2021 — 27%.


В какой степени вас интересует политика?

Почти половина (45%) респондентов указывают, что внимательно следят за политикой, но не собираются принимать активное участие в политической жизни. Лишь 3% принимают участие в деятельности или поддержке политических сил. 27% — безразличны к тому, что происходит в политической жизни в России, 23% — открыто дистанцируются от политической сферы. Иными словами, ровно половина населения России пребывают вне политики.



Могут ли такие люди, как вы, влиять на принятие государственных решений в стране?

фев.06фев.10янв.12фев.12мар.13мар.14мар.15авг.16апр.17дек.18июн.19фев.21
Определенно да224131313435
В какой-то мере да131215141011151112161619
Скорее, нет393428393538383831363331
Определенно нет455151424947404951424644
Затруднились ответить222443413222

Могут ли такие люди, как вы, влиять на принятие решений в своем регионе, городе, районе?

фев.06фев.10янв.12фев.12мар.13мар.14мар.15авг.16апр.17дек.18июн.19фев.21
Определенно да323121413668
В какой-то мере да211621211418181614272526
Скорее, нет363427383438353831312929
Определенно нет394647374641394348343736
Затруднились ответить224442424221

В ситуации ухудшения социально-экономического положения основной массы населения заметно растут консервативные настроения и иллюзии государственного патернализма. Люди ходят заботы государства о них. В ответе на вопрос об отношениях между государством и гражданами 68% россиян считают, что государство должно заботиться о своих гражданах и обеспечивать им достойный образ жизни. Это самый высокий показатель с 2006 года. Доля россиян, предпочитающих такую модель взаимодействия с государством, значительно выросла за последние несколько лет: в 2015 году так считали 49% респондентов, в 2020 году — уже 60%, в 2021 — 68%.

Одновременно с этим сокращалась доля тех, кто считает, что государство должно устанавливать общие “правила игры” и следить за их соблюдением. В 2015 году так считали 41%, в 2021 — лишь 24%.

Стабильно небольшое число респондентов считает, что государство должно минимизировать вмешательство в жизнь граждан — 6% в 2021 году.


Лев ГУДКОВ

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%

2,9% для показателей, близких к 25% / 75%

2,0% для показателей, близких к 10% / 90%

1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

Читайте также: