Почему в современном мире отрасль экологического права становится все актуальнее
Обновлено: 30.06.2024
О. В. Мосин, к. х. н.
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных абераций. По отдельным промышленно-развитым российским регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам. Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть свмоуничтожение человека как вида.
Поэтому рразработка экологической политики государства, российского законодательства, научных аспектов экологического права - есть одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Другая сторона экологического права– возмещение причиненного природе или здоровью человека вреда. Она должна осуществляться в комплексе с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами и др. В настоящей работе рассмотрены основные аспекты развития экологического права, современной российской политики в сфере экологии и охраны окружающей среды, состояние этой проблемы, ее разработанность в экологическом праве, действующем российском законодательстве и на практике.
Экологическая политика современной России и экологическое право
В настоящее время экологические проблемы негативно влияют на жизнь 30-40% россиян. Неблагоприятное состояние окружающей среды является одной из важнейших причин обеспокоенности. Например, по результатам опросе проведенных ИСПИ РАН, для москвичей три основных причины обеспокоенности выглядели следующим образом преступность — для 56% респондентов, высокие цены -для 52%, экологическая ситуация — для 32%.
От экологической ситуации в стране (регионе) объективно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность общества, а в конечном счете национальная безопасность. Например, следствием неблагоприятной экологической ситуации в Москве (загрязненность атмосферного воздуха оксидами азота и углерода, фенолом и т. д.) являются высокие уровни заболеваемости населения болезнями органов дыхания, на 25—40% превосходящие средние показатели по России.
Проблема занятости в регионах обостряется вследствие принудительного постоянного или временного закрытия экологически вредных производств, в особенности тех, которые являются градообразующими факторами.
Для современной России социально-экологическая напряженность является одним из основных факторов формирования неблагоприятной социальной ситуации в стране, что подтверждают результаты социологических исследований, проводимых ИСПИ РАН по репрезентативным выборкам с 1998 г. В 2000 г. уже 40% опрошенных отметили наличие существенной связи между экологической ситуацией и социальной напряженностью в месте своего проживания, а отрицали наличие данной связи — всего 9% респондентов. Саму же экологическую ситуацию в месте проживания оценили как крайне неблагополучную 27% опрошенных и как не вполне благополучную — 57%. Результаты экспертного опроса специалистов-экологов, выполненного в феврале 2002 г., не имеют качественных отличий от вышеприведенных.
Необходимость в экологической государственной политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа развития России:
1) взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;
2) экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества);
3) если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а не оздоровляя окружающую среду может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.
Экологическую политику можно трактовать как систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов.
К тому же переход к парадигме коэволюции как основе государственной экологической политики придется осуществлять в условиях недостоверности даже среднесрочного прогнозирования экологической ситуации, неопределенности оценок вероятности и возможных темпов развития отдельных составляющих мирового экологического кризиса.
- при сохранении современных систем ценностей, рост населения и рост производства взаимоускоряют друг друга, причем и численность населения и объем производства возрастают экспоненциально даже при приближении к физическим пределам;
-для стран с высоким уровнем развития наибольшую опасность в экологическом отношении представляют развитие атомной энергетики и рост загрязнения окружающей среды, для стран с низким уровнем — прогрессирующее истощение природных ресурсов на фоне роста населения;
Однако при этом авторы доклада констатируют, что ныне вряд ли возможно однозначно связывать общую тенденцию потепления климата с лавинообразным развитием парникового эффекта, хотя нарушение естественного кругооборота углерода под влиянием антропогенной деятельности не вызывает сомнений. Приведенные оценки верны, если существующие климатические изменения действительно связаны с проявлением парникового эффекта и сохранятся в будущем, но так ли это в действительности. можно говорить лишь с определенной степенью вероятности.
Достаточен ли для долговременного определения основ экологической политики России ее переход к концепции устойчивого развития? Эта концепция в существующем виде не представляет собой некоторой законченной модели (программы, проекта). Фактически она определяет лишь совокупность принципов, следуя которым можно обеспечить общественный прогресс без превышения потенциальных возможностей экологических систем, добиться удовлетворения жизненных потребностей населения и формировать их смещая в некоторую экологически рациональную область. В какой степени это выполнимо в современных условиях, пока не ясно.
Тем не менее концепция государственной экологической политики неизбежно требует уточнений по мере углубления научных знаний и в соответствии с экологической обстановкой в стране. Трудности в выработке экологической политики не сводятся к научной неопределенности в решении конкретных вопросов. Они обусловлены многими факторами, в том числе и воздействием различных групп давления на формирование ее основ. За поддержкой представителями национальных научных, политических и экономических элит той или иной точки зрения стоят качественные различия в распределении природных ресурсов между Федерацией и регионами, корпоративные, а также групповые и иные интересы и факторы.
Мнение специалистов-экологов о важности отдельных направлений реализации экологической политики можно представить по результатам опроса экспертов, проведенного в феврале 1997 г. К числу приоритетных мер, способствующих улучшению экологической ситуации в регионах, респонденты отнесли: ужесточение контроля 39 соблюдением природоохранного законодательства (так считают 74% опрошенных); законодательное закрепление максимально возможной компенсации ущерба, наносимого природе предприятиями, организациями и ведомствами (70%); широкое освещение экологической обстановки средствами массовой информации (45%); персональные изменения в руководстве природоохранных органов России (40%); осуществление независимых экологических экспертиз (40%); увеличение централизованных отчислений на проведение природоохранных мероприятий в местные бюджеты (29%); закрытие всех вредных для здоровья людей предприятий (20%). Симптоматична высказанная 80% опрошенных неудовлетворенность существующей структурой природоохранных органов.
Сложность и важность задачи формирования государственной экологической политики России предполагают участие в ее разработке общественных организаций, в том числе экологических партий и движений. В период острой социально-экологической напряженности установление конструктивного взаимодействия органов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно из необходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.
Процесс развития человеческого общества протекал неоднородно и весьма длительно, при этом сопровождаясь масштабным неблагоприятным воздействием человека на окружающую среду. По мере роста прогресса возросла актуальность бережного отношения к природе не только для её сохранения, но и для выживания самого человека. Постепенно появилась необходимость в правом регулировании со стороны государства развивающихся общественных отношений, касающихся охраны окружающей среды и разумного природопользования.
Экологическое право стало самостоятельной отраслью правовой системы, обладающей рядом характерных сущностных проявлений, особенностей, отличающих и выделяющих его в правовой сфере. Среди них следует отметить, прежде всего, сравнительно недавнее существование экологического права (его молодость), интенсивное развитие, наличие объемного и разнородного нормативного материала, а также особую значимость для всего человечества. Эти отличительные черты помогают в раскрытии содержания экологического права и его предназначения, дают понять его роль в прогрессивной правовой системе РФ и в мировой правовой системе в целом.
Молодость экологического права
Одной из отличительных черт экологического права является его молодость, сравнительно недавнее становление как отдельной отрасли права. Это произошло во второй половине $XX$ века в связи с обострившейся социально-экологической ситуацией в мире, особенно в послевоенной Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее , с усилением действия антропогенных причин, в первую очередь промышленного производства, подъемом пользования, сменой технологий. В $50$-е годы человечество столкнулось с проявлениями региональных и масштабных упадков и стало осознавать потребность разработки новых концепций, и более того, нового экологического мировоззрения, долею которого является право. С этого времени шаг за шагом и начинает формироваться экологическое право.
Естественно, отдельные нормы, правовые общности и даже институты, такие как служба редких и исчезающих видов животных, давно существовали, регулировались отдельные стороны каких-либо опасных видов деятельности, причиняющих вред природной среде. Однако в общем смысле все экологические правовые идеи и предписания, отражающие их, носили разрозненный характер. Более того, отсутствовала постановка самой задачи охраны окружающей среды. Составление же экологического права как целостной обособленной системы было завершено в 80-е годы прошлого века.
Готовые работы на аналогичную тему
Интенсивность развития экологического права
Другая отличительная особенность экологического права связана с чрезвычайной интенсивностью его становления и развития. Вряд ли возможно привести ещё один пример, когда за два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детализированное регулирование, массив разных норм: от охраны редких растений до конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду, от заповедного дела до ограничений на создание упаковочных материалов.
В последнее десятилетие $XX$ века была проведена особенно плодотворная законотворческая работа, были приняты десятки законодательных актов на государственном и международном уровнях, среди которых особые экологические законы об экологической экспертизе, радиационной безопасности, генно-инженерной работе, об отходах производства, о применении атомной энергии и многие другие.
Помимо быстрого развития экологического права рос и его терминологический аппарат, который оказался весьма специфичным. Почти все акты, особенно подзаконные, ведомственные, насыщены естественно-научной терминологией, в первую очередь отражающей понятия и процессы зоологии, физики, биологии, химии, генетики и прочих наук.
Объёмность и разнородность нормативного материала
Существует у экологического права и черта, во многом характерная и для других отраслей права – это объемность нормативного материала и в тоже время его разнородность.
Массив актов исключительно специального экологического нормотворчества практически необозрим. Каждый из федеральных законов в данной области подкрепляется рядом распоряжений Правительства, десятками, если не сотнями ведомственных актов. Для использования любой нормы УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее об экологических правонарушениях при раскрытии бланкетности требуется проработать несколько законов и десятки подзаконных актов. Кроме того, они по собственному содержанию, по видам регулируемого поведения и взаимоотношений чрезвычайно различные. Они касаются и рекультивации территорий, и ограничений на внедрение генно-инженерно-модифицированных растений либо животных для производства продуктов питания либо веществ, которые способствуют возникновению парникового эффекта и гибели тропических лесов и много другого. В данной связи появляются трудности не только с кодификацией, но и с систематизацией экологического законодательства.
С содержанием и предметом экологического права и его разнообразием связана и следующая его особенность - смешанность способов правововой регулировки. Экологическое право невозможно однозначно отнести ни к публичному, ни к частному праву, хотя в тех либо других его сегментах могут преобладать частно-правовые или же публично-правовые элементы.
Значимость экологического права
Всё это характеризует и такую особенность экологического права, отразившуюся очень интересным образом на его формировании —взаимозависимость и взаимодополняемость внутреннего государственного и международного регулирования.
Определенные нормы, правовые идеи, институты появляются прежде на уровне крупного общества либо его отдельной части и после этого переносятся в национальные системы (например, ответственность за загрязнение морской среды), а другие, наоборот, сначала разрабатывались, реализовывались в масштабах законотворческой работы одной страны, а потом не только воспринимались другими государствами, но и приводили к созданию международных конвенций.
Открытость экологического права — главнейшее его свойство. Оно проявляется в открытости для плодотворных коммуникаций, которая обусловлена сущностью социально-природных и социальных взаимодействий, их многоаспектностью, что представляет междисциплинарность исследований. Эта черта оказала огромное влияние на становление экологического права как отрасли интегративного вида с опорой на все существующие направления.
ВОЗ и ЮНЕСКО определили коэффициент жизнеспособности в РФ как 1,4 (из 5 возможных), что рассматривается как вымирание и деградация нации. При расчете этого коэффициента учитывается и природоохранная ситуация.
Бедственное положение отражается в актуальных проблемах экологического права.
Правовые нормы
Экологическое право как совокупная величина норм охраны окружающей среды возникло в РФ в 80-х годах 20 века, когда общество задумалось над вопросом вреда бесконтрольного использования природных ресурсов.
Нормы экологического права прописаны:
- в Конституции Российской Федерации;
- в Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- в законах “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, “Об охране атмосферного воздуха” и др.;
- в кодексах (Земельный, Лесной и др.);
- в законодательных актах экологизированных отраслей права (гражданское, административное и др.).
Правовые документы должны стать основой безопасности страны. Однако проблемы реализации нормативных актов закрепили существующее катастрофическое положение в сфере охраны окружающей среды.
Проблемы права
В научных статьях по проблемам экологического права учеными (С.А. Боголюбов “Актуальные проблемы экологического права”, М.М. Бринчук “Трудные времена экологического права” и др.) отмечаются недостатки законодательной базы:
В силу отсутствия упорядоченности нормативов и контроля за их исполнением, законодательство не служит инструментом победы над кризисом и не стимулирует деятельность по защите окружающей среды.
Влияние экономического развития на обстановку в стране
На современном этапе новые рыночные отношения влияют на развитие природосберегающего права. В результате несовершенства законодательства в России формируется небрежное, расточительное отношение к земным, водным резервам. В угоду сиюминутной экономической прибыли загрязняется окружающая среда, истощаются ресурсы, не внедряются энергосберегающие технологии.
Запреты и санкции не решают проблемы развития в условиях рынка. Необходимо создавать правовые механизмы, которые сделают экономически выгодным природоохранное поведение.
Ответственность граждан
Обсуждая проблемы экологического права, ученые сходятся в одном: законодательство отражает социально-экономические процессы, происходящие в стране. Их неустойчивость и неразвитость указывается как основная причина слабой эффективности работы правовых норм и систем.
Институты нормативного регулирования заработают на полную мощность только в результате изменения мышления населения. Поэтому системе экологического воспитания и образования придается особое значение.
Люди осознают свою ответственность за обстановку в стране. Однако, по утверждению специалистов, человеку нужно 10 лет, чтобы приспособиться к изменениям – к новым технологиям и методам. Но уже сейчас любой может вести себя экологично на бытовом уровне: экономить электроэнергию, воду, не засорять природу, не включаться в потребительскую гонку. Осознанное отношение каждого к окружающей среде повлечет за собой изменение государственной политики в области экологии, а вслед за этим — совершенствование законодательной базы.
Проблемы экологического права в РФ должны быть решены в комплексе: изменением сознания граждан с помощью системы воспитания и образования и государственным регулированием с использованием норм усовершенствованного природоохранного законодательства.
В условиях стремительного развития промышленности и научно-технического прогресса в сфере производства благ на первый план для развития государства выходят проблемы повышения производительности, увеличения объема выпускаемой продукции, постепенно откладывая решение важных вопросов о состоянии экологии в государстве, сохранении ресурсов и рациональном их использовании на более поздний срок.
Такое небрежное отношение к сохранению экологической обстановки вплоть до 1990-х гг. ухудшило состояние окружающей среды ввиду частого и непрерывного антропогенного воздействия.
Однако необходимо учитывать, что правовой механизм, существующий на данном этапе развития России в области защиты экологии, не обеспечивает должной реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, защиту экологических прав.
В данной работе мы хотели бы рассмотреть стоящие перед законодательством проблемы в области охраны и защиты окружающей среды, сравнить их с заявленными в вышеуказанных нормативно-правовых актах задачами, необходимыми для преодоления неблагоприятного состояния окружающей среды, и выявить направления для решения поставленных проблем.
Во-первых, одной из самых первостепенных проблем в национальной политике России является проблема контроля во всех сферах антропогенного развития, непосредственно влияющего на ухудшение состояния окружающей среды, особенно в сфере промышленного производства. Причем важную роль здесь играет неэффективность принимаемых государством правотворческих мер, которые хоть и закрепляют основные правила ведения хозяйственной деятельности, но на практике в России контроль исполнения экологического законодательства находится на низком уровне.
Но, даже несмотря на это, Министерством природных ресурсов и экологии на территории нашей страны было выявлено более 24 тыс. предприятий, которые нарушают предельно допустимую концентрацию химических элементов и их соединения в окружающей среде, тем самым загрязняя воздух, недра и воды. И, к сожалению, степень причиненного ущерба окружающей среде настолько велика, что ее восстановление потребует немалых вложений различного характера.
Также несоблюдение правил использования окружающей среды влечет за собой нарушение ст. 42 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, а также нарушение прав на жизнь, здоровье, труд и отдых[6]. Все это ведет к формированию большого количества регионов с нарушенной экосистемой.
Однако в последнее время государством ведется активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также улучшению показателей в области охраны экологии и экологической безопасности.
Так, например, по данным из годового отчета за 2016 г. по плану деятельности Минприроды России на 2016-2021 годы [7] в направлении создания современной системы экологического нормирования количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха снизилось на 44 единицы. А по направлению сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, по плану Минприроды была дана установка - восстановить 200 единиц водных объектов, а по факту на окончание 2016 г. работы были проведены в 208 объектах.
Таким образом, мы можем сформулировать первое направление развития экологического законодательство в России на ближайшее время – осуществление мер по восстановлению охраняемых экологическим законодательством объектов от антропогенных загрязнений, а также принятию мер по охране восстановленных объектов от негативного воздействия со стороны промышленных предприятий.
Возвращаясь к проблемам, следует отметить проблему отсутствия единого нормативно-правового акта, который бы регулировал экологические отношения.
В ст. 9 Основ одной из задач, решение которой необходимо для достижения эффективной политики в сфере экологического законодательства, является совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности [9].
Таким образом, развитие экологического законодательства в дальнейшем необходимо связать с отходом от отраслевого регулирования экологических отношений, а именно по отдельным природным объектам, и разработкой самостоятельного Экологического кодекса РФ как акта межотраслевой кодификации.
Предметом регулирования Экологического кодекса по ст. 2 проекта [11] являются три взаимосвязанные группы общественных отношений: в сфере охраны окружающей среды, в сфере обеспечения экологической безопасности человека, в сфере охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Причем включение в предмет регулирования Кодекса отношений по обеспечению экологической безопасности объясняется создателями выделением этой сферы в самостоятельное направление деятельности органов государственной власти Конституцией РФ (ст. 71, 72).
Изменения внесены и в правовой механизм нормирования воздействий на окружающую среду. Наряду с сохранением действующей системы нормирования предусмотрено введение нормирования на основе так называемых наилучших существующих технологий (НСТ).
Также в Проект введена самостоятельная глава, устанавливающая порядок определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Для осуществления мероприятий по охране окружающей среды субъектам хозяйственной деятельности в некоторых случаях вменяется в обязанность осуществление экологического мониторинга.
Однако идеи разработки экологического кодекса имеют как сторонников, так и противников. Как и предполагается, введение Экологического кодекса предполагает одновременную отмену всех ключевых актов, регулирующих отношения в сфере экологического права.
Противники Проекта признают изъяны существующего экологического законодательства, но вместе с тем предпочитают совершенствовать законодательство в рассматриваемой сфере не радикальным методом, а путем постепенного внесения в них изменений.
Так, стоит отметить второе главное направление в развитии экологического законодательства – последовательное формирование единого нормативно-правового акта, вмещающего в себя нормы в отношении всех подведомственных данной отрасли права объектов как отдельного акта межотраслевой кодификации.
Последней из важных проблем, требующих решения в будущем, является проблема создания правовых условий для повышения активности граждан в сфере реализации экологических прав и обязанностей.
В ст. 9 Основ она сформулирована в виде задачи по формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания [12].
Политика государства ранее не предполагала развития экологической грамотности всего населения, а также осознанного содействия в сохранении экологической обстановки. Помимо этого, также отсутствовали и стимулы для активных действий со стороны граждан для охраны окружающей среды. Также, исходя из практики в осознании гражданами своих экологических прав, у них и сейчас в большинстве случаев преобладают смутные представления о правовой основе предоставленных им в сфере экологического права правомочий, поэтому стоит отметить пассивное поведение населения в указанной сфере.
Таким образом, заключительное направление – это создание условий для максимального вовлечения населения в решение экологических проблем, а также четкое законодательное закрепление субъективных прав и обязанностей, которое в свою очередь может быть максимально эффективно решено опять-таки при систематизации экологического законодательства в единый нормативно-правовой акт.
Проведенный нами анализ показывает, что действующее сейчас экологическое законодательство решает не все поставленные перед ним задачи. В связи с этим, рассмотрев основные проблемы, стоящие перед государством в сфере экологического законодательства, мы смогли выделить три основополагающих направления, которые требуют развития со стороны Российской Федерации в ближайшее время.
Таким образом, эффективная политика со стороны государства в области по охране и защите окружающей среды способна намного улучшить ряд показателей: снизить уровень загрязнения природных объектов, улучшить уровень жизни населения, а также поднять грамотность граждан в сфере экологического права для дальнейшего вовлечения их в создание экологически развитого государства.
[6] Статья 42 Конституции Российской Федерации от 12 января 1993 г. // Российская газета.1993. № 237.
[8] Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета. 2014. № 166.
Читайте также: