Почему в гл 2 конституции российской федерации отсутствует право на власть

Обновлено: 02.07.2024

2. Конституции советского периода осуществляли идею симметричности основных прав и обязанностей (право на труд - обязанность трудиться и т. д.). Оцените названную идею. Используется ли она в настоящее время?

6. Зачем человеку права? Зачем государству закреплять за людьми широкий набор прав?

7. Почему в гл. 2 Конституции Российской Федерации отсутствует право на власть?

8. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, исчерпывающим?

9. Какие термины использует Конституция для обозначения субъектов основных прав, свобод, обязанностей?

10.Права человека - это всегда права индивидов или они включают также коллективные права?

12. Сформулируйте определения следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните в чем разница между ними.

13. Где проходит законодательная граница между общественными и религиозными объедине­ниями, а также общественными и коммерческими объединениями? Какими признаками общественного объединения обладают нотариальная палата, саморегулируемая организация арбитражных управляю­щих, потребительский кооператив, трудовой коллектив?

14. Криминальные объединения - это общественные объединения?

15. В свободное время вы постоянно собираетесь с друзьями, чтобы поболтать, послушать музы­ку, обсудить планы на будущее. Можно ли ваш дружеский союз считать общественным объединением?

16. Уличное шествие - это общественное объединение?

18. Вправе ли общественные объединения обратиться в суд с заявлением в защиту законных ин­тересов других лиц по их просьбе?

19. Несколько зачинщиков и участников массовых беспорядков (организаторы, исполнители взрыва и т. п.) признались, что принадлежат к одному общественному объединению. Могут ли их про­тивоправные действия служить основанием для его роспуска?

20. Законно ли закрепление в уставе общественного объединения максимального численного со­става участников?

21. Нарушаются ли конституционные права и свободы гражданина решением политической пар­тии об его исключении из состава членов?

22. Вправе ли несовершеннолетний Петров, в отношении которою применена эмансипация (гра­жданско-правовой институт), стать членом политической партии?

23. В чем, на ваш взгляд, смысл разделения законодателем религиозных объединений на религи­озные организации и религиозные группы?

24. Вправе ли религиозные объединения заниматься предпринимательской деятельностью, а об­щественно-политической?

25. Вправе ли религиозные объединения выступать учредителями общественных объединений, например, политических партий, органов общественной самодеятельности по месту жительства граж­дан?

26. Как соотносятся между собой конфессионально-публичное право и церковное право как кор­поративное право отдельных религиозных объединений? Защищает ли государство внутренние решения религиозных объединений как свои собственные?

27. Вправе ли светское государство вступать в какие-либо отношения с действующими на его территории религиозными объединениями?

28. Почему, на ваш взгляд, законодатель, определяя порядок регистрации религиозных объеди­нений, большое внимание уделяет вопросам религиоведческой экспертизы?

29. Может ли религиозная группа действовать без уведомления о своем существовании органов государственной власти или органов местного самоуправления?Вправе ли иностранные религиозные объединения осуществлять религиозную деятельность на территории Российской Федерации?




30. Любое ли религиозное объединение для обретения статуса религиозной организации должно пятнадцать лет пребывать в статусе религиозной группы?

31. Вправе ли религиозные организации проводить религиозные обряды в органах государствен­ной власти?

32. Раскройте содержание конституционного права граждан на информацию. Назовите основные федеральные нормативные акты, конкретизирующие это право и дайте их краткую характеристику.

33. Существуют ли ограничения в праве граждан на информацию и в чем они выражаются?

34. Сформулируйте легальную дефиницию понятия "цензура". Как вы относитесь к созданию Высшего совета по защите нравственности на телевидении и радиовещании?

35. Что понимает законодатель под "государственной тайной"? Назовите перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

36. Каким нормативным актом определяется правовой режим "информационных ресурсов"? Сформулируйте определение и виды информационных ресурсов.

37. Назовите перечень сведений, которые запрещено законом относить к "информации с ограни­ченным доступом". К какой категории информации относится информация о гражданах (персональные данные)?

38. Раскройте правовой статус СМИ в России по действующему законодательству. Считаете ли вы необходимым его совершенствование и если да, то в каком направлении?

39. Расскажите о порядке освещения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в СМИ.

40. Чем отличается митинг от собрания, демонстрация от шествия, пикет от митинга?

41. Вправе ли организовать митинги в России лица без гражданства, беженцы, иностранные гра­ждане?

42. Может ли организовать митинг группа школьников?

43. Можно ли организовывать и проводить митинги, шествия в населенных пунктах, не являю­щихся местом постоянного проживания организаторов? В чем состоит содержание конституционного права граждан на судебную защиту?

44. Раскройте элементы взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной власти.

45. Каким образом граждане участвуют в отправлении правосудия?

46. Как развивался институт мировых судей в России?

47. Предусмотрено ли создание в Российской Федерации специализированных судов?

49. Каковы характеристики организации и деятельности судейского сообщества и его органов?

50. На основании Постановления Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. раскройте содер­жание взаимоотношений Конституционного Суда РФ и иных федеральных судов.

Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Этот документ регулирует основные правоотношения между гражданами и своим государством. Принятая на всенародном референдуме, в самом общем виде, это – общественный договор, с которым согласились стороны властеотношений : Государство и Народ (Граждане)[1].

По действующей российской Конституции обязанностей Народа (Граждан) немного:

- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

- нести военную службу в соответствии с федеральным законом (ч.2 ст. 59).

Обязанностей Государства значительно больше:

- признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2);

- гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 17);

- направлять политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7);

- охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.3 ст.7) и др.

- определяет приоритетность прав Гражданина: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18);

- устанавливает запрет на их умаление: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55);

- устанавливает запрет на ограничение особо значимых личных прав Гражданина даже в период чрезвычайного положения (ч.3 ст. 56);

- устанавливает запрет на изменение основ правового статуса личности в Российской Федерации иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией (ст.64).

Односторонний отказ Государства от своих конституционных обязательств

Универсальные Законы Паркинсона гласят, что:

- чиновник множит подчиненных, но не соперников;

- чиновники работают друг для друга;

- сколько бы денег у государства ни было, их всегда понадобится растратить[2].

Практика подтверждает выводы ученого: любая бюрократия склонна сократить свои обязанности за счет прав граждан. Любое государство в отсутствии гражданского общества как газ заполняет собой все свободное пространство.

Российская Федерация не стала исключением: в условиях слабого народного контроля Государство[3] неоднократно сокращало свои обязательства в ущерб правам всего Народа и его отдельных Граждан.

В некоторых случаях это происходило на уровне федеральных законов.

Самые известные примеры – это:

- монетизация льгот, при помощи которой Государство сократило натуральные социальные обязательства перед Гражданами [4];

- увеличение пенсионного возраста Граждан, которое сэкономило средства Пенсионного Фонда России[5].

В некоторых случаях это происходило путем внесения точечных поправок в Конституцию РФ:

- в 2008 г. Государство решило реже встречаться с Народом на выборах Президента и Государственной Думы и увеличило сроки полномочий этих органов власти (на 2 года и 1 год соответственно)[6];

- в 2014 г. Государство решило изменить в свою пользу практику разрешения налоговых споров и сократило число высших судов за счет ВАС РФ[7].

Анализ основных поправок в Основной закон говорит о том, что они продиктованы жизненными интересами чиновников Государства, не справившимся со своими конституционными обязанностями.

О чем говорят поправки в Конституцию

Эта архаика вносит неопределенность (какому именно Богу, какому именно государству, в какой именно период) и очевидно не учитывает интересы граждан – атеистов, унижает граждан, репрессированных советским государством, оскорбляет память россиян, угнетенных царским режимом, потомков крепостных и рабов, подданных, плативших дань Орде.

Выделение русского народа в качестве государствообразующего (ст. 68) умаляет достоинство других равноправных народов Российской Федерации и не способствует крепости союза этих народов.

Действующее российское Государство признало, что не в состоянии исполнять подписанные международные договоры и собирается впредь нарушать международное право, если оно будет противоречить его, Государства, интересам. Нетрудно заметить, что редакция новой ст. 79 противоречит положениям сохраняющей силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ.

Исключение по числу предельных сроков занятия одним лицом должности Президента РФ (п.3.1 ст. 81) применимо только для двух физических лиц. Оно нарушает принцип всеобщности и равенства прав граждан, сменяемость власти и покушается на республиканский способ правления, как таковой, фактически наделяя действующего президента пожизненными властными полномочиями.

Расширение полномочий Президента РФ по формированию Правительства, Совета Федерации и наделение его правом лишать полномочий судей (в том числе — высших судебных инстанций) и прокуроров (ст.83) покушаются не только на конституционный принцип разделения всех ветвей власти, принцип независимости судебной власти, но и на квалификацию российского государства как правового (ст.1, 10, 11 Конституции РФ).

Эти поправки (в совокупности с новым правилом о неприкосновенности бывшего президента, ст.92.1) наглядно иллюстрируют, чьи именно жизненные интересы они реализуют.

Государство признало свою неспособность взаимодействовать с гражданским обществом и уважать местную инициативу Граждан. Включение органов местного самоуправления в систему государственной власти лишает их самостоятельности (ч.3ст.132). Это противоречит ст. 12 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти[10] .

Конституционные поправки учитывают интересы Государства, при этом не добавляют прав Гражданам.

Так, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (ч.5 ст. 75) и индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст. 75) повторяют нормы соответствующих федеральных законов. Кроме того, реальное исполнение этих гарантий зависит от воли самого Государства (установление МРОТ и индексация пенсий находится в компетенции Правительства РФ), что превращает их в пустую декларацию.

Ответ очевиден: для получения согласия Народа (Граждан) с новыми правилами общественного договора. Но имитационность этого акта подтверждается несколькими обстоятельствами:

- не установлен порог явки и в случае, когда проголосует всего 1 Гражданин, голосование будет признано состоявшимся;

- за несколько десятков поправок голосование идет как за одну, что затрудняет волеизъявление Граждан в случае различного их отношения к отдельным поправкам;

- неприменение к этой процедуре общих правил, предусмотренных законодательством о выборах или референдуме;

- проведение голосования в период непрекратившейся пандемии коронавируса негативно влияет на явку избирателей и качество наблюдения за чистотой голосования и подсчета голосов Граждан;

К чему могут привести изменения властеотношений

Такое фактически одностороннее изменение общественного договора, совершенное Государством на крайне невыгодных для Народа (Граждан) условиях, под влиянием обмана и неблагоприятных обстоятельств (эпидемия, административный ресурс), похоже на кабальную сделку. Ст. 179 ГК РФ относит такие сделки к оспоримым, но сами поправки (ст. 79) в принципе закрывают дверь для их эффективного оспаривания в международных судах.

Естественный способ защиты нарушенного договорного права – это соразмерное сокращение своих договорных обязанностей. Гражданское право учит, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст.14 ГК РФ).

Уровень нарушения прав Граждан будет виден со временем, но уже сейчас понятно, что Государство фактически отказалось от ряда свих обязательств перед Гражданами.

В период пандемии коронавируса Государство не помогло своим налогоплательщикам:

- обязало предпринимателей оплачивать сотрудникам заработную плату в период объявленных Государством нерабочих дней за свой счет;

- не отменило, но только отсрочило налоговое бремя.

При этом Государство не проявило солидарности с Народом:

- наблюдая сокращение зарплат в бизнесе, не сократило высокие зарплаты своих чиновников;

- констатируя сокращение доходов Граждан, не компенсировало их из бюджета, не сократило текущие бюджетные траты;

- тестировало, лечило, и снабжало СИЗ своих чиновников за государственный счет, при этом не выдавало Гражданам СИЗ бесплатно за счет бюджета.

Если верно предположение, что конституционные поправки оформляют изменение курса Государства с демократического на авторитарный (самоизоляцию, огосударствление и милитаризацию экономики), то естественным итогом следования этим курсом будут властеотношения и экономики, аналогичные современным деспотиям (Венесуэла, Иран или Северная Корея).

Такие перспективы убийственны для российского частного бизнеса и налогоплательщиков – физических лиц, которые рискуют не только имуществом, но личной свободой и правом на существование. В такой ситуации каждый налогоплательщик будет определять свой способ самозащиты прав в общественном договоре с Государством: ограничение или прекращение коммерческой деятельности, налоговая оптимизация или минимизация налоговых платежей, перенос места ведения бизнеса и самой жизни за пределы юрисдикции Государства или что-то еще.

[2] См. Паркинсон С.Н. Полный свод Законов Паркинсона и мисс Паркинсон. – М. - : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 79, 109.

[3] Здесь и далее под Государством понимается не институт публичной власти, а совокупность чиновников, занимающих ключевые государственные посты и получающие оплату из бюджета РФ (СРФ).

[4] См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

[6] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

[7] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

[8] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

[9] Такой комментарий этим поправкам дал президент РФ В.В. Путин.

[10] Что соответствует общепризнанным нормам международного права, в частности - ч.2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления.

[11] См. Паркинсон С.Н. Указ. Соч. С. 153.

Практические навыки работы юриста

Практические навыки работы юриста

Бизнес-медиация

Комментарии (51)

Михаил Еременко Санкт-Петербург Начальник управления юридического сопровождения строительства, ООО "Международный аэропорт "Симферополь"

прочитал статью. это точно писал уважаемый всеми юрист? он не находился под воздействием чегонибудьнезаконного?
конституция это договор между народом и государством. простите, что? это кто это - "государство"? а я, по наивности, думал это некое соглашение членов определенного сообщества, определяющих для себя порядок времяпрепровождения на определенной территории.
обязанности гражданина - ну это само собой разумеющееся, поскольку члены сообщества определяют ВЗАИМНЫЕ права для нормального сосуществования.
обязанности государства. чьи. это автор отделяет государство от его граждан? по дальнейшему смыслу, так оно и есть. т.е. автор отделил аппарат управления от коллектива.
может, следовало начать с того, как же родилось забавное существо - государство? может, автору стоит себе напомнить историю 5-6 класса, где сказано, что государство - это органы, состоящие из членов того же сообщества, т.е. группа граждан, уполномоченных на обеспечение исполнения всеми членами сообщества того самого соглашения - конституции. думаю, обязанности государства, в понимании автора, сразу трансформируются во взаимные обязанности членов сообщества.

прочитал комментарии: кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку.

1. Ваши подозрения, основанные на плохо скрываемой зависти, беспочвенны: у меня нет диплома уважаемого всеми юриста, я не принимаю наркотики и лично не знаком с уважаемыми читателями, которым понравилась моя статья.
2. По тексту Конституции РФ государство и его граждане - это разные субъекты права и их интересы могут не совпадать (граждане могут даже протестовать и судиться с государством).
3. Возможно, в 5-6 классе школьникам не объясняют, кто такие чиновники. Это люди, наделенные властными полномочиями и получающими зарплату за счет налогов граждан. В конституции определены основные обязанности чиновников.
4. Рекомендую отойти от школьного курса и прочесть что-нибудь взрослое на эту тему (например, см. ссылку №2 к статье). Тогда можно будет обсудить статью по существу.

Только и Вы, уважаемый Александр, оставьте нам какие -то Ваши координаты: мы же все в России де-юро- общность, соборность, Пусть мы и будем соборо и здесь: чтобы у всех таких ,как Вы, были обязательно на этом именно ресурсе правовом прямые контакты для связи с Вами в реальном мире или обмене мыслями или программами по реформированию каких-то сфер практической деятельности в России

Речь, конечно не о государстве и обществе. Речь идет о новом тренде в России - тренде старческого маразма. Им пропитано все в этой особой стране. Отовсюду тянет запахом нафталина и дедушкиных трусов. Вся наша политическая система- это взгляд на реальную действительность с точки зрения синильной деменции. И надо сказать, что это заболевание долго развивается, проявляется в самых неприятных и несуразных вещах, а потом, безусловно, заканчивается смертью.

спасибо за крик души! я вообще пребываю в состоянии перманентного офигевания от происходящего. очень четко и профессионально изложено.

Извиняйте, там ещё куча обязанностей у государства, они исходят из раздела 2 Конституции. Если вчитаетесь, то государство ещё и обязано создавать рабочие места.

Опус не очень знакомого с жизнью российского общества писаки. Либо это заказная статья от англосаксов. Многочисленные ссылки не увеличивают полезность сего сочинения, наоборот, вырванные из контекста, призваны нанести удар именно по российскому народу. Вы, господин, соврамши, с чем Вас и поздравляю.
Фагот.

Вы сомневаетесь в моих знаниях по этим предметам ? Зря. Просто моя картина мира не совпадает с Вашей. И это не значит, что Вы имеете право меня таким образом поддевать.

Кину 5 копеек. Голосование нужно для определения - есть ли запас административного ресурса над несогласными, или к думским выборам нужно придумывать замену "едру". Иначе в нижней палате может появиться (при правильном подсчете/пересчете голосов с наблюдателями) несогласное большинство.
Именно поэтому бюджетников так активно заставляют прикрепиться к нужному участку (для удобства счета, а также для выявления процента несогласных в "системе"). Т.е. честный подсчет голосов обязательно будет, но "для себя". А так-то протоколы, скорее всего, уже подписаны с нужным процентом и готовы к ночной замене.

Зачем тогда бюджетников палками на участки загонять? Ведь это репрезентативность запаса ресурса нарушит.

Каким образом?
1. "загоняют" на определенные участки, т.е., например, до 11.06 нужно было прикрепиться к заранее определенному участку, чтобы потом 01.07 на нем проголосовать.
2. убивается 2 зайца: определяется "репрезентативность запаса ресурса"; процент несогласных в этой выборке.

Затем можно, например, под лозунгом сокращения армии чиновников убрать этих несогласных из системы.

Вот о поправке, об обнулении сроков, ни по ТВ, ни у Вас, ни слова!
Власть в руках это – не подарок, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а место работы на определённый Конституцией срок. При чём, его уже один раз меняли в угоду действующему Президенту, вместо 4 годков переделали на 6 лет! Забыли?

Юрий Яценко, Нижегородская обл.
пенсионер, со стажем работы 50 лет, и с двумя высшими образованиями,
и пенсией в 12,2 тыс. рублей!

1. Можно ли рассматривать конституционные права, свободы как дозволения на том основании, что они исходят от государства?

2. Конституции советского периода осуществляли идею симметричности основных прав и обязанностей (право на труд – обязанность трудиться и т. д.). Оцените названную идею. Используется ли она в настоящее время?

6. Зачем человеку права? Зачем государству закреплять за людьми широкий набор прав?

7. Почему в гл. 2 Конституции РФ отсутствует право на власть?

8. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, исчерпывающим?

9. Какие термины использует Конституция для обозначения субъектов основных прав, свобод, обязанностей?

10. Права человека – это всегда права индивидов, или они включают также коллективные права?

12. Сформулируйте определения следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните, в чем разница между ними.

II.План семинарского занятия

1. Конституционно-правовое регулирование основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Соотношение российского законодательства о правах и свободах с международно-правовыми актами в области прав человека.

3. Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

4. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, правовое закрепление.

6. Формы и правовой механизм защиты конституционных прав и свобод. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

7. Судебная защита прав и свобод.

8. Международно-правовые формы защиты прав и свобод человека.

Очная форма обучения

Занятие 1.

1. Понятие основных прав, свобод и обязанностей граждан. Права человека и права гражданина.

2. Система и классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации.

3. Личные права и свободы: понятие и общая характеристика.

4. Проблемы реализации основных личных прав и свобод в Российской Федерации.

5. Политические права и свободы: понятие и общая характеристика.

6. Проблемы реализации основных политических прав и свобод в Российской Федерации.

Занятие 2.

1. Экономические, социальные и культурные права: понятие и общая характеристика.

2. Проблемы реализации основных экономических, социальных и культурных прав и свобод в Российской Федерации.

3. Основные обязанности человека и гражданина.

4. Конституционные гарантии правосудия. Право на юридическую помощь, презумпция невиновности, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, запрет обратной силы закона.

5. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды и правовое закрепление.

6. Формы и правовой механизм защиты конституционных прав и свобод. Судебная защита прав и свобод. Международно-правовые формы защиты прав и свобод человека.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Конституционное право не регулирует и не может регулировать правовой статус личности в полном объеме, закреплять все многочисленные права и обязанности человека и гражданина. Оно устанавливает лишь основы правового статуса личности.

Правовой статус личности имеет ряд принципов - основных начал, руководящих положений, которые определяют предоставленные ей права и исполнение ею обязанностей перед другими личностями, коллективами, государством и обществом. Эти начала имеют юридический характер, охраняются государством и правом.

Основы правового статуса личности определяют положение человека и гражданина в обществе и государстве, принципы взаимоотношений государства и личности. Они включают в себя следующие составные части: правовые установления, связанные с гражданством; общие принципы статуса личности; основные конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Основными принципами правового статуса человека и гражданина являются принцип равноправия (ст. 19 Конституции РФ), принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина (ст. 45,46,48,49, 51 - 53 Конституции РФ), принцип неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимость их ограничения, принцип опоры на международно-правовые нормы (ст. 15 Конституции РФ), права и свободы человека и гражданина - высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 15, 18 Конституции Российской Федерации), единство прав, свобод и обязанностей.

Глава 2 Конституции включает 48 статей, большинство которых посвящены конкретным правам и свободам. В конституционном праве России все права и свободы классифицированы на личные, политические и социально-экономические. Именно в такой последовательности они закреплены в Конституции РФ и изучаются студентами. Кроме того, студенты должны усвоить основные обязанности человека и гражданина, уяснить их характерные черты и отличия основных обязанностей от косвенных.

Очень важным в конституционном праве является вопрос обеспечения гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государство и система государственных органов гарантируют соблюдение конституционного статуса личности. Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии:

• социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволяли людям повысить благосостояние;

• политические гарантии позволяют гражданам участвовать в управлении государством, обеспечивать устойчивость функционирования политических структур и институтов, гражданское согласие и т. д.;

• юридические гарантииобеспечивают осуществление и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Значительную роль в системе этих способов защиты может играть Уполномоченный по правам человека. Эта должность предусмотрена ст. 103 Конституции РФ. При изучении данного вопроса необходимо выяснить, как и кем назначается Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, как развит данный институт в субъектах Российской Федерации, как уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, а также совершенствованию законодательства РФ о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению в области прав и способов защиты.

IV. Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 50, ст. 1742.

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. //Собрание законодательства, 2002, №1, ст. 3.

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.

2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.

3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.

1. Будаев, К.А. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 5.

2. Герасимова, И.С. Некоторые вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан России в Европейском суде по правам человека//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4.

3. Гончаров, В.В., Пефтиев, И.И. О некоторых вопросах конституционно-правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу//Юридический мир. - 2010. - № 7.

4. Долгошеев, М.А. Проблемы обеспечения прав граждан Российской Федерации на жилище: конституционно-правовые аспекты//Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1.

5. Куртапова, Т.П. Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации//Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 2.

6. Пономаренко, Е.В. Концепция естественного права в конституционно-правовой науке и естественные права и свободы человека//Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4.

7. Преснякова, А.В. Право на неприкосновенность частной жизни в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8.

8. Рубцова, Н.В. О конституционном праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 12.

9. Усольцева, А.Г. Международно-правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 5.

10. Шапиро, И.В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 13.

11. Шапиро, И.В. Проблемы реализации прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан РФ//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 17.

12. Щербич, Л.А. Обеспечение конституционного права гражданина на благоприятную экологическую среду//Экологическое право. - 2009. - № 1.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие права могут быть ограничены при введении чрезвычайного положения?

2. В каких целях допускается ограничение прав человека?

3. Раскройте содержание права на личную неприкосновенность.

4. Перечислите организационно-правовые формы общественных объединений в Российской Федерации.

5. Какие средства массовой информации подлежат государственной регистрации?

2. Конституции советского периода осуществляли идею симметричности основных прав и обязанностей (право на труд - обязанность трудиться и т. д.). Оцените названную идею. Используется ли она в настоящее время?

6. Зачем человеку права? Зачем государству закреплять за людьми широкий набор прав?

7. Почему в гл. 2 Конституции Российской Федерации отсутствует право на власть?

8. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, исчерпывающим?

9. Какие термины использует Конституция для обозначения субъектов основных прав, свобод, обязанностей?

10.Права человека - это всегда права индивидов или они включают также коллективные права?

12. Сформулируйте определения следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните в чем разница между ними.

13. Где проходит законодательная граница между общественными и религиозными объедине­ниями, а также общественными и коммерческими объединениями? Какими признаками общественного объединения обладают нотариальная палата, саморегулируемая организация арбитражных управляю­щих, потребительский кооператив, трудовой коллектив?

14. Криминальные объединения - это общественные объединения?

15. В свободное время вы постоянно собираетесь с друзьями, чтобы поболтать, послушать музы­ку, обсудить планы на будущее. Можно ли ваш дружеский союз считать общественным объединением?

16. Уличное шествие - это общественное объединение?

18. Вправе ли общественные объединения обратиться в суд с заявлением в защиту законных ин­тересов других лиц по их просьбе?

19. Несколько зачинщиков и участников массовых беспорядков (организаторы, исполнители взрыва и т. п.) признались, что принадлежат к одному общественному объединению. Могут ли их про­тивоправные действия служить основанием для его роспуска?

20. Законно ли закрепление в уставе общественного объединения максимального численного со­става участников?

21. Нарушаются ли конституционные права и свободы гражданина решением политической пар­тии об его исключении из состава членов?

22. Вправе ли несовершеннолетний Петров, в отношении которою применена эмансипация (гра­жданско-правовой институт), стать членом политической партии?

23. В чем, на ваш взгляд, смысл разделения законодателем религиозных объединений на религи­озные организации и религиозные группы?

24. Вправе ли религиозные объединения заниматься предпринимательской деятельностью, а об­щественно-политической?

25. Вправе ли религиозные объединения выступать учредителями общественных объединений, например, политических партий, органов общественной самодеятельности по месту жительства граж­дан?

26. Как соотносятся между собой конфессионально-публичное право и церковное право как кор­поративное право отдельных религиозных объединений? Защищает ли государство внутренние решения религиозных объединений как свои собственные?

27. Вправе ли светское государство вступать в какие-либо отношения с действующими на его территории религиозными объединениями?

28. Почему, на ваш взгляд, законодатель, определяя порядок регистрации религиозных объеди­нений, большое внимание уделяет вопросам религиоведческой экспертизы?

29. Может ли религиозная группа действовать без уведомления о своем существовании органов государственной власти или органов местного самоуправления?Вправе ли иностранные религиозные объединения осуществлять религиозную деятельность на территории Российской Федерации?




30. Любое ли религиозное объединение для обретения статуса религиозной организации должно пятнадцать лет пребывать в статусе религиозной группы?

31. Вправе ли религиозные организации проводить религиозные обряды в органах государствен­ной власти?

32. Раскройте содержание конституционного права граждан на информацию. Назовите основные федеральные нормативные акты, конкретизирующие это право и дайте их краткую характеристику.

33. Существуют ли ограничения в праве граждан на информацию и в чем они выражаются?

34. Сформулируйте легальную дефиницию понятия "цензура". Как вы относитесь к созданию Высшего совета по защите нравственности на телевидении и радиовещании?

35. Что понимает законодатель под "государственной тайной"? Назовите перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

36. Каким нормативным актом определяется правовой режим "информационных ресурсов"? Сформулируйте определение и виды информационных ресурсов.

37. Назовите перечень сведений, которые запрещено законом относить к "информации с ограни­ченным доступом". К какой категории информации относится информация о гражданах (персональные данные)?

38. Раскройте правовой статус СМИ в России по действующему законодательству. Считаете ли вы необходимым его совершенствование и если да, то в каком направлении?

39. Расскажите о порядке освещения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в СМИ.

40. Чем отличается митинг от собрания, демонстрация от шествия, пикет от митинга?

41. Вправе ли организовать митинги в России лица без гражданства, беженцы, иностранные гра­ждане?

42. Может ли организовать митинг группа школьников?

43. Можно ли организовывать и проводить митинги, шествия в населенных пунктах, не являю­щихся местом постоянного проживания организаторов? В чем состоит содержание конституционного права граждан на судебную защиту?

44. Раскройте элементы взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной власти.

45. Каким образом граждане участвуют в отправлении правосудия?

46. Как развивался институт мировых судей в России?

47. Предусмотрено ли создание в Российской Федерации специализированных судов?

49. Каковы характеристики организации и деятельности судейского сообщества и его органов?

50. На основании Постановления Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. раскройте содер­жание взаимоотношений Конституционного Суда РФ и иных федеральных судов.

1. Можно ли рассматривать конституционные права, свободы как дозволения на том основании, что они исходят от государства?

2. Конституции советского периода осуществляли идею симметричности основных прав и обязанностей (право на труд – обязанность трудиться и т. д.). Оцените названную идею. Используется ли она в настоящее время?

6. Зачем человеку права? Зачем государству закреплять за людьми широкий набор прав?

7. Почему в гл. 2 Конституции РФ отсутствует право на власть?

8. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, исчерпывающим?

9. Какие термины использует Конституция для обозначения субъектов основных прав, свобод, обязанностей?

10. Права человека – это всегда права индивидов, или они включают также коллективные права?

12. Сформулируйте определения следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните, в чем разница между ними.

II.План семинарского занятия

1. Конституционно-правовое регулирование основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Соотношение российского законодательства о правах и свободах с международно-правовыми актами в области прав человека.

3. Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

4. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, правовое закрепление.

6. Формы и правовой механизм защиты конституционных прав и свобод. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

7. Судебная защита прав и свобод.

8. Международно-правовые формы защиты прав и свобод человека.

Очная форма обучения

Занятие 1.

1. Понятие основных прав, свобод и обязанностей граждан. Права человека и права гражданина.

2. Система и классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации.

3. Личные права и свободы: понятие и общая характеристика.

4. Проблемы реализации основных личных прав и свобод в Российской Федерации.

5. Политические права и свободы: понятие и общая характеристика.

6. Проблемы реализации основных политических прав и свобод в Российской Федерации.

Занятие 2.

1. Экономические, социальные и культурные права: понятие и общая характеристика.

2. Проблемы реализации основных экономических, социальных и культурных прав и свобод в Российской Федерации.

3. Основные обязанности человека и гражданина.

4. Конституционные гарантии правосудия. Право на юридическую помощь, презумпция невиновности, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, запрет обратной силы закона.

5. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды и правовое закрепление.

6. Формы и правовой механизм защиты конституционных прав и свобод. Судебная защита прав и свобод. Международно-правовые формы защиты прав и свобод человека.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Конституционное право не регулирует и не может регулировать правовой статус личности в полном объеме, закреплять все многочисленные права и обязанности человека и гражданина. Оно устанавливает лишь основы правового статуса личности.

Правовой статус личности имеет ряд принципов - основных начал, руководящих положений, которые определяют предоставленные ей права и исполнение ею обязанностей перед другими личностями, коллективами, государством и обществом. Эти начала имеют юридический характер, охраняются государством и правом.

Основы правового статуса личности определяют положение человека и гражданина в обществе и государстве, принципы взаимоотношений государства и личности. Они включают в себя следующие составные части: правовые установления, связанные с гражданством; общие принципы статуса личности; основные конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Основными принципами правового статуса человека и гражданина являются принцип равноправия (ст. 19 Конституции РФ), принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина (ст. 45,46,48,49, 51 - 53 Конституции РФ), принцип неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимость их ограничения, принцип опоры на международно-правовые нормы (ст. 15 Конституции РФ), права и свободы человека и гражданина - высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 15, 18 Конституции Российской Федерации), единство прав, свобод и обязанностей.

Глава 2 Конституции включает 48 статей, большинство которых посвящены конкретным правам и свободам. В конституционном праве России все права и свободы классифицированы на личные, политические и социально-экономические. Именно в такой последовательности они закреплены в Конституции РФ и изучаются студентами. Кроме того, студенты должны усвоить основные обязанности человека и гражданина, уяснить их характерные черты и отличия основных обязанностей от косвенных.

Очень важным в конституционном праве является вопрос обеспечения гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государство и система государственных органов гарантируют соблюдение конституционного статуса личности. Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии:

• социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволяли людям повысить благосостояние;

• политические гарантии позволяют гражданам участвовать в управлении государством, обеспечивать устойчивость функционирования политических структур и институтов, гражданское согласие и т. д.;

• юридические гарантииобеспечивают осуществление и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Значительную роль в системе этих способов защиты может играть Уполномоченный по правам человека. Эта должность предусмотрена ст. 103 Конституции РФ. При изучении данного вопроса необходимо выяснить, как и кем назначается Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, как развит данный институт в субъектах Российской Федерации, как уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, а также совершенствованию законодательства РФ о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению в области прав и способов защиты.

IV. Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 50, ст. 1742.

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. //Собрание законодательства, 2002, №1, ст. 3.

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.

2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.

3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.

1. Будаев, К.А. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из главных задач конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 5.

2. Герасимова, И.С. Некоторые вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан России в Европейском суде по правам человека//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4.

3. Гончаров, В.В., Пефтиев, И.И. О некоторых вопросах конституционно-правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу//Юридический мир. - 2010. - № 7.

4. Долгошеев, М.А. Проблемы обеспечения прав граждан Российской Федерации на жилище: конституционно-правовые аспекты//Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1.

5. Куртапова, Т.П. Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации//Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 2.

6. Пономаренко, Е.В. Концепция естественного права в конституционно-правовой науке и естественные права и свободы человека//Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4.

7. Преснякова, А.В. Право на неприкосновенность частной жизни в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8.

8. Рубцова, Н.В. О конституционном праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 12.

9. Усольцева, А.Г. Международно-правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 5.

10. Шапиро, И.В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение: теоретический аспект//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 13.

11. Шапиро, И.В. Проблемы реализации прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан РФ//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 17.

12. Щербич, Л.А. Обеспечение конституционного права гражданина на благоприятную экологическую среду//Экологическое право. - 2009. - № 1.

V.Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие права могут быть ограничены при введении чрезвычайного положения?

2. В каких целях допускается ограничение прав человека?

3. Раскройте содержание права на личную неприкосновенность.

4. Перечислите организационно-правовые формы общественных объединений в Российской Федерации.

5. Какие средства массовой информации подлежат государственной регистрации?

Читайте также: