Почему уголовно процессуальное законодательство находится в исключительном ведении рф аргументируйте

Обновлено: 30.06.2024

1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 2 Уголовно-процессуального кодекса

1. Любой нормативный правовой акт действует на определенной территории. Как правило, пределы пространственного действия нормативно-правовых актов определяются в зависимости от органа, который издал тот или иной нормативный правовой акт. Не является исключением и уголовно-процессуальный закон, который имеет пределы пространственного действия и распространяет свои нормы в определенном пространстве. В связи с тем что в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации, то и действия уголовно-процессуального закона при производстве по уголовным делам ограничены пределами территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В силу ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Кроме того, ст. 1 Федерального закона "О Государственной границе Российской Федерации" определяет пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

2. Вся уголовно-процессуальная деятельность по уголовным делам на территории России регламентируется только нормами УПК РФ и не зависит от места совершения преступления. В этой связи необходимо учитывать и положения ст. 11 УК РФ. Так, к примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Очевидно, что в случае применения норм международного договора и привлечения виновных к уголовной ответственности по уголовному законодательству иностранного государства подлежат применению уголовно-процессуальные нормы этого же государства.

3. В соответствии с международными договорами уголовно-процессуальная деятельность при производстве по уголовным делам может регламентироваться нормами УПК РФ не только на территории России, но и на территории других государств. Речь в данном случае идет о, уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам, в соответствии с нормами УПК РФ, на территории Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Таджикистан, Республики Молдова, Республики Белоруссия, Республики Абхазия, Республики Кыргызстан и Южной Осетии. Действия норм УПК РФ на территории данных государств определяются соответствующими международными договорами и соглашениями. В первую очередь это связано с временным нахождением на территории данных государств воинских формирований. Так, к примеру, в соответствии со ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан , образуются соответствующие компетентные органы. Со стороны России ими являются командиры воинских частей, военные коменданты гарнизонов, суды, органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, военной контрразведки и другие административные органы Российской Федерации, в компетенции которых находятся вопросы, регулируемые вышеупомянутым Соглашением. Кроме того, в соответствии со ст. 12 данного Соглашения Россия осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации российских воинских формирований, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан, и общеуголовных преступлений против граждан Республики Казахстан. Юрисдикция России распространяется и вне мест дислокации российских воинских формирований - в случаях совершения лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, воинских преступлений и правонарушений, совершенных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов относятся к органам дознания. Поэтому начальники органов военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники гарнизонов, дислоцирующихся на территории Республики Казахстан, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность по возбуждению уголовного дела, а также производства неотложных следственных действий в соответствии с нормами УПК РФ. При этом данная уголовно-процессуальная деятельность регламентируется в соответствии с нормами УПК РФ в местах дислокации российских воинских формирований, а также вне мест дислокации российских воинских формирований, но в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и совершивших воинские преступления и иные преступления в связи с исполнением обязанностей по военной службе на территории Республики Казахстан. Кроме того, в соответствии с данным Соглашением компетентными органами на территории Республики Казахстан являются и органы прокуратуры. В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона о прокуратуре образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, на территории Республики Казахстан образованы две гарнизонные военные прокуратуры: военная прокуратура - войсковая часть 22257 и военная прокуратура - войсковая часть 34135. Уголовно-процессуальная деятельность на территории Республики Казахстан органов военной прокуратуры регламентируется в соответствии с нормами УПК РФ в местах дислокации российских воинских формирований, а также вне мест дислокации российских воинских формирований, но в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и совершивших воинские преступления и иные преступления в связи с исполнением обязанностей по военной службе на территории Республики Казахстан. Таким же образом уголовно-процессуальную деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с нормами УПК РФ в пределах своей компетенции осуществляет 496-й военный следственный отдел СК России и 26-й, 40-й гарнизонные военные суды.
--------------------------------
Данное Соглашение ратифицировано Федеральным Собранием. См.: Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 15-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 2002. N 4; СПС "Гарант".

4. Нормы УПК РФ во взаимосвязи со ст. 11 УК РФ регламентируют уголовно-процессуальную деятельность по уголовным делам о преступлениях, которые были совершены на борту воздушного, морского или речного судна, находящихся за пределами территории России, но под флагом России и приписанных к портам России. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (в ред. от 30 марта 2015 г.) отмечается, что судно, которое пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Поэтому в случаях совершения преступления на борту морского или речного судна, находящегося за пределами территории России, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ и ст. 69 Федерального закона "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" капитаны морских или речных судов обладают уголовно-процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела о преступлениях, совершенных на борту судна, и производства неотложных следственных действий. В случае нахождения воздушного, морского или речного судна РФ в территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на них распространяется юрисдикция этого государства и действуют нормативно-правовые акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность на борту судна иностранного государства. Из данного правила исключаются военные корабли и воздушные судна России. Где бы они ни находились, на них распространяется территориальная юрисдикция России и, следовательно, действуют нормы УПК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне, независимо от места его нахождения, в том числе и в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ. Поэтому в данной ситуации уголовно-процессуальная деятельность в отношении данных лиц, совершивших соответствующие преступления, регламентируется нормами УПК РФ.

5. Нормы комментируемой статьи 2 УПК РФ не распространяются на случаи, когда на морском, воздушном или речном судне совершается преступление, а само морское, воздушное или речное судно приписано к порту иностранного государства, находится под флагом также иностранного государства, но экипаж состоит из граждан России. На данные ситуации должен распространяться не территориальный принцип действия норм УПК РФ, а принцип действия норм УПК РФ в отношении граждан России (принцип гражданства). Причем нормы комментируемой статьи 2 Уголовно-процессуального кодекса РФ должны действовать во взаимосвязи с нормами ст. 12 УК РФ и быть второстепенными по отношению к действиям норм УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ уголовная ответственность в отношении граждан РФ определяется нормами УК РФ. Следовательно, и уголовно-процессуальная деятельность в данной ситуации должна быть регламентирована нормами УПК РФ, а не УПК иностранных государств. На данную позицию указывает и Конституционный Суд РФ. Так, в своем Постановлении от 16 октября 2012 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 2 и части первой статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ" Конституционный Суд РФ отмечает, что нормы ч. 2 ст. 2 УПК РФ реализуют предписания частей второй и третьей статьи 11 УК РФ, определяющей действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории РФ, и подлежат применению во взаимосвязи с ч. 1 ст. 2 УПК РФ, согласно которой производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УК РФ, если международным договором Российской Федерации не установлено иное, а потому не исключают возможности производства по уголовному делу о преступлении, совершенном вне пределов Российской Федерации, на территории Российской Федерации .
--------------------------------
См.: .

6. Территориальный принцип действия норм УПК РФ связан и с производством следственных и иных процессуальных действий на территории России в рамках исполнения запроса о правовой помощи. В основу действия норм УПК РФ по исполнению запроса о правовой помощи положен принцип взаимности. В этой связи производство отдельных следственных и иных процессуальных действий, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, поступившего от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями производится в соответствии с нормами УПК РФ. Так, к примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) отмечается, что стороны осуществляют в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей стороны преступление. В этой связи соответствующие государственные органы России для исполнения соответствующих запросов о правовой помощи на территории России в рамках уголовно-процессуальной деятельности в пределах своей компетенции принимают соответствующие нормативные правовые акты. Так, в системе Генеральной прокуратуры РФ существует указание Генпрокуратуры России от 12 марта 2009 г. N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств" . В некоторых случаях на территории России для исполнения запроса о правовой помощи могут быть применены и процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации (см. об этом комментарий к ст. 457 настоящего Кодекса).
--------------------------------
Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684; ). Кроме того, 7 ноября 2002 г. была принята Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Россия данную Конвенцию не ратифицировала. В этой связи действуют положения Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

7. Территориальный принцип действия на территории России норм УПК РФ распространяется на доказательства, которые были получены в соответствии с процессуальным законодательством иностранного государства на территории данных государств в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам. Положения комментируемой статьи 2 УПК РФ дополняются нормами ст. 455 УПК РФ. При этом данные доказательства пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями норм УПК РФ. Так, к примеру, в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов. (Более подробно см. об этом комментарий к ст. 455 настоящего Кодекса.)
--------------------------------
Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684; ).

1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.А. Малин просит признать не соответствующими статьям 2, 4 (часть 2), 15, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 45, 46, 50 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации статьи 1 "Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства" и 6 "Назначение уголовного судопроизводства", части третью и четвертую статьи 7 "Законность при производстве по уголовному делу", статью 19 "Право на обжалование процессуальных действий и решений", часть третью статьи 401.8 "Рассмотрение кассационных жалобы, представления", статьи 401.17 "Недопустимость внесения повторных кассационных жалобы, представления" и 413 "Основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств" УПК Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.

В данном случае правильное толкование указанных выше норм имеет принципиальное значение. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 6 ноября 2013 г. (дело N 205-П13пр), от 25 июня 2014 г. (дело N 14-П14ПР) имеющаяся коллизия внутригосударственных и международных норм разрешена в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ о приоритете норм международных договоров: поскольку санкция ст. 314.1 УК РФ предусматривает возможность назначения виновному лицу наказания в виде одного года лишения свободы, указанная статья отвечает условиям выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности, предусмотренным Конвенцией 1993 г.

В силу положений ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства в Российской Федерации должен соответствовать требованиям Конституции РФ, положениям общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров.

В силу ч. 3 ст. 1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора.

Данные положения Правил внутреннего распорядка направлены на реализацию прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства, установленный данным Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (часть 2 статьи 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

части первой статьи 1 "Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства" и части второй статьи 162 "Срок предварительного следствия", утверждая, что они позволяют признавать законным утверждение обвинительного заключения за пределами срока предварительного следствия, что, по его мнению, противоречит статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации;

часть первую статьи 1 "Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства", как позволяющую суду в случае коллизий законодательных актов принимать решение на основании ранее действовавшего регулирования и игнорировать специальный закон, - ее статьям 18 и 19;

Вывод суда о том, что преступления были совершены осужденными в состоянии алкогольного опьянения, надлежаще мотивирован в приговоре и подтверждается исследованными судом доказательствами. Ссылки защитника Кузьмина К.А. на процедуры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях для водителей транспортных средств, не могут быть применены к данному делу, поскольку в соответствии со ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства, в том числе доказывание обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В. Новиков просит признать противоречащими статьям 19 (часть 1), 22 и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации часть первую статьи 1 "Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства" и часть первую статьи 91 "Основания задержания подозреваемого" УПК Российской Федерации, поскольку, как он полагает, они - в силу своей формальной неопределенности и несогласованности с частью 3 статьи 29 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", в соответствии с которой не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления, - позволяют задерживать сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление.

По смыслу статьи 54 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части второй статьи 2 и статьи 3 УК Российской Федерации, частей первой и второй статьи 1, статей 24, 27 и 73 УПК Российской Федерации, нормы уголовного закона служат материально-правовой предпосылкой для уголовно-процессуальной деятельности: подозрение или обвинение в совершении преступления должны основываться лишь на положениях уголовного закона, определяющего преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, закрепляющего все признаки состава преступления, наличие которых в деянии, будучи единственным основанием уголовной ответственности, подлежит установлению только в надлежащем, обязательном для суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя и иных участников уголовного судопроизводства процессуальном порядке и в пределах срока давности уголовного преследования. За пределами же данного срока утрачивается уголовно-правовая предпосылка уголовного судопроизводства, назначению которого в равной мере отвечают как уголовное преследование и справедливое наказание виновных, так и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (часть вторая статьи 6 УПК Российской Федерации), которые не могут осуществляться в противоречии с положениями уголовного закона.

6. Лицо подлежит выдаче, если Уголовный кодекс Российской Федерации и закон запрашивающего государства предусматривают за деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года либо более тяжкое наказание или если лицо было осуждено судом запрашивающего государства к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкому наказанию, при условии, что международным договором Российской Федерации не предусмотрены иные сроки (часть 3 статьи 1, пункты 1 и 2 части 3 статьи 462 УПК РФ).

Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ и является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 1 - 2 ст. 1 УПК РФ).

3. Осуществляя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-правовых отношений (пункты "в", "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации), в том числе определяя в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства, обязательный для всех его участников (часть вторая статьи 1), федеральный законодатель, исходя из назначения уголовного судопроизводства (часть первая статьи 6), а также в целях защиты публичного интереса и охраны прав личности (статьи 9 и 11) закрепил в его статье 161 требование о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и в качестве исключения из этого императивного предписания установил, что такие данные могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, причем данные о частной жизни участников уголовного судопроизводства - только с их согласия, а данные о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста четырнадцати лет, с согласия его законного представителя.

3.1. Определяя на основании статей 71 (пункт "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства, обязательный для всех его участников (часть вторая статьи 1), федеральный законодатель закрепил в части четвертой его статьи 47 право обвиняемого получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления (пункт 2), участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания (пункт 10); знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта (пункт 11), знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме (пункт 12).

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 УПК Российской Федерации.

Данные судебные решения мотивированы тем, что содержание М. Сайденфельда в указанные периоды под стражей, осуществлявшееся на основании статей 61, 62 и 67 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, примененных в соответствии с частью третьей статьи 1 УПК Российской Федерации, не противоречит ни статье 22 Конституции Российской Федерации (как регулируемое не российским законом, а положениями международного договора Российской Федерации), ни нормам главы 54 "Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора" УПК Российской Федерации, который, по мнению указанных судов, не регулирует применение меры пресечения к такому лицу до получения требования иностранного государства о его выдаче и не предполагает распространение на такое лицо установленного его статьей 109 порядка продления срока содержания под стражей обвиняемых по уголовным делам, расследуемым на территории России.

Оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части на основании абзаца девятого пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" представляет собой, таким образом, меру обеспечительного характера, необходимость которой обусловлена проведением в отношении этого военнослужащего предварительного расследования, и которая может иметь место только при наличии соответствующих уголовно-процессуальных правоотношений, возникающих и развивающихся на основании уголовно-процессуального закона. Это вытекает и из статьи 1 УПК Российской Федерации, прямо закрепляющей, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается данным Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации, и является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (части первая и вторая).

Уголовно-процессуальное законодательство — совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства и иные общественные отношения, составляющие предмет уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации

Действие уголовно-процессуального законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц урегулировано статьями 2-4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, из анализа данных норм можно заключить, что производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления, а также производство по уголовному делу о преступлении, совершенном на судне (водном или воздушном), находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации, ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Процессуальные действия, предусмотренные данным актом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации" в других словарях:

Уголовно-процессуальное законодательство РФ — Уголовно процессуальное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства и иные общественные отношения, составляющие предмет уголовно процессуального… … Википедия

Уголовно-процессуальное законодательство — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Уголовно процессуальное законодательство совокупность … Википедия

Законодательство Российской Федерации — Основная статья: Правовая система Российской Федерации Законодательство Российской Федерации включает в себя: Уголовно процессуальное законодательство Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовно исполнительное законодательство Российской… … Википедия

Уголовно-процессуальное законодательство — совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие деятельность и общественные отношения, возникающие при производстве по уголовным делам: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и… … Большой юридический словарь

Уголовно-процессуальное право — отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Уголовный процесс это регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органа… … Википедия

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО — одна из основных отраслей права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а тж. другие положения судопроизводства и регламентирующих порядок… … Юридическая энциклопедия

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО — одна из основных отраслей права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а т.ж. другие положения судопроизводства и регламентирующих… … Энциклопедический словарь экономики и права

Кафедра уголовного права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации — Кафедра уголовного права Военного университета Факультет Прокурорско следственный факультет Вуз Военный университет Министерства обороны Российской Федерации Год основания 1878 … Википедия

ВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (authority/jurisdiction of the Russian Federation) предмет, круг особых забот, вменяемых Конституцией в адрес самой Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 Конституции в В.Р.Ф. находится: а) принятие и изменение Конституции Российской… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Законодательство — издание законов; а также свод законов. Законодательство это внешняя форма правовой системы страны на данном этапе развития. Содержание 1 Законодательство как комплекс нормативных актов … Википедия

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

К исключительному ведению Российской Федерации относится:

1) в области государственного строительства:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

- федеративное устройство и территория Российской Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- гражданство в Российской Федерации;

- регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

- формирование федеральных органов государственной власти;

- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

-гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

- правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;

- федеральная государственная служба;

- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях.

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;

- установление правовых основ единого рынка;

- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральные налоги и сборы;

- федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

- деятельность в космосе;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

- геодезия и картография;

- наименования географических объектов;

- официальный статистический и бухгалтерский учет;

3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения Российской федерации;

- оборона и безопасность;

- определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться:

1) в области государственного строительства:

-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

- зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- режим пограничных зон;

- административное, административно-процессуальное законодательство;

- кадры судебных и правоохранительных органов;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации;

2) в экономической, социальной, культурной областях:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

- охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения;

- защита семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальная зашита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

1) федеральные законы, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Договор может быть заключен:

1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;

2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные положения, связанные с исполнением положений договора.

Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Закон в основном определяет порядок подготовки, предварительного рассмотрения, согласования и подписания договоров и соглашений. Процедура подготовки конкретного договора, соглашения определяется Президентом РФ.

Проект договора до его подписания Президентом направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в Совет Федерации. Законодательный орган субъекта РФ рассматривает проект договора в сроки, установленные в законодательстве этого субъекта Федерации, а Совет Федерации - в трехмесячный срок. О результатах рассмотрения законодательный орган субъекта РФ сообщает лицу, уполномоченному субъектом РФ подписать договор, а Совет Федерации - Президенту РФ. Договор подписывается Президентом РФ и лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание договора.

Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня представления проекта соглашения. Соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ на подписание соглашения.

В случае возникновения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий они решаются путем переговоров и использования иных согласительных процедур, в том числе путем создания согласительных комиссий. В случае недостижения согласия споры, связанные с разграничением предметов ведения, полномочий передачей органами исполнительной власти друг другу осуществления части своих полномочий, передаются на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты Российской федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.


7 сентября 2013 г. Президент внес в Государственную Думу проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", направленного на реформирование судебной системы, прокуратуры и исключительной сферы ведения Федерации:

2. Прокуратура РФ перестает быть единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Часть кадровых полномочий Генерального прокурора РФ в рамках Прокуратуры РФ переходит к Президенту РФ.

4. В сфере исключительного ведения Федерации появляется "процессуальное законодательство" вместо уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.

Если не продолжать дискуссию о перспективах "объединенного" Верховного Суда, то в глаза бросаются следующие изменения:

Во-первых, расширение кадровых полномочий Президента в рамках Прокуратуры РФ. Данный вопрос никак не прокомментирован в обосновании к законопроекту. Вокруг данного предложения (Конституция, к счастью, все еще не изменена) формируется много политических домыслов. Но у меня собственный вопрос: зачем, с точки зрения конституционного права, лицу, занимающему должность Президента, заниматься кадрами в Прокуратуре?

Во-вторых, переименование главы 7 Конституции. У исполнительной и законодательной власти есть свои главы в Конституции, а у судебной теперь не осталось и собственной главы: если законопроект будет принят, судебная власть будет делить ее с прокуратурой, независимым органом, имеющим самостоятельные цели, задачи и полномочия. Ради справедливости следует заметить, что прокуратура ранее не упоминалась в названии ни одной главы Конституции и тихо пребывала в главе "Судебная власть", что, правда, всегда казалось мне странным. Новое название главы свидетельствует о том, что Конституция рассматривает в целом цели и задачи суда и прокуратуры одинаково? Или такое название подчеркивает равенство конституционно-правовой важности суда и прокуратуры?

В-третьих, расширение предмета исключительного ведения Федерации. Термин "процессуальное законодательство" намного шире, чем "уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство". Так, под понятие "процессуальное законодательство" подпадает и административно-процессуальное законодательство, которое в соответствии со ст.72 Конституции находится в сфере совместного ведения Федерации и субъектов РФ. Имеем ли мы здесь дело с ошибкой государственно-правового управления администрации Президента (как-никак, а перед нами коллизия в соседних статьях Конституции - 71 и 72) или с отражением намерения федеральных властей найти конституционное обоснование исключительности полномочий Федерации в правовом регулировании планируемой к созданию системы административных судов?

Банкротство юридических лиц и граждан

Банкротство юридических лиц и граждан

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Комментарии (5)

Вы правы, в таком случае законодателю необходимо определиться, что делать с административно-процессуальным законодательством в целом. В настоящее время административный процесс, например, в сфере административных правонарушений регулируется только федеральным КоАП, в то время как региональные КоАП содержат лишь дополнительные перечни составов административных правонарушений. Например, в КоАП Республики Татарстан установлено следующее:
"Статья 1.2. Производство по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в порядке, определяемом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях".

При этом в КоАП РФ установлено следующее:
"Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса".

Читайте также: