Почему у афони паспорт 1984 года

Обновлено: 02.07.2024

Впервые "Афоня" вышел на экраны в октябре 1975 года. Картину за год посмотрело 62 миллиона человек. Редкий случай в карьере режиссёра Георгия Данелии и сценариста Александра Бородянского, когда картина пришлась по вкусу одновременно и зрителю, и критикам, и коллегам. Процесс написания сценария и съёмок фильма оброс кучей слухов, не обошлось и без скандалов.

Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск

Если профукал жизнь — значит, профукал

Разногласия Бородянского и Данелии начались с того, что каждый по-своему видел настроение "Афони".

— Моя идея сценария была такая: "Горюй", то есть не "живи и горюй", но, если ты профукал жизнь, значит, профукал. А Георгий Николаевич считал, что у него и так жизнь сложная, чтобы ещё кино снимать в мрачной тональности. Он говорил: "Я должен кино делать в тональности "радуйся". Но материал сценария не давал это сделать, это же не оптимистичный сценарий, — рассказывал сценарист Александр Бородянский. — Из-за этого Георгию Данелии пришлось изрядно помучиться.

Самокритичный секс-символ

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск

В одной из сцен герой Куравлёва должен был лежать с героиней Евгении Симоновой в одной постели. Леонид возмутился, сказав, что он не Ален Делон, чтобы обнажаться, и наотрез отказался снимать майку. Хотя многие считали его парнем хоть куда. Как отмечает сам Александр Бородянский, из всех кандидатов Куравлёв был самым обаятельным, и ему зритель был готов простить то, что не простил бы Высоцкому или Караченцеву, которые тоже пробовались на роль Афанасия Борщова.

— Правда, если бы он был лысый и без парика, может быть, он не был бы таким красавчиком, — смеётся сценарист.

Прости, Саша, я испортил сценарий

Когда Данелия сделал режиссёрский сценарий, перемены не обрадовали Бородянского. Но, как человек тактичный, он не мог сказать об этом Данелии напрямую. Однажды он пришёл к нему в гости, чтобы, собравшись с духом, сказать всё-таки, что он думает. Однако, когда Данелия спросил его, он только и смог сказать: "Нормально". В ответ режиссёр тяжело вздохнул, произнёс: "По-моему, получилось говно. Прости", — и швырнул сценарий в корзину для бумаги. Начали переписывать сцены заново.

Подковёрные интриги Госкино

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск

Изначально "Афоню" должны были снимать на студии имени Довженко, и ставить его предстояло Леониду Осыке. Потом сценарий передали на "Мосфильм", а Бородянский даже не был инициатором этого, хотя некоторые так думают. На него одновременно обиделись актёр Борислав Брондуков, изначально претендовавший на главную роль, режиссёр Леонид Осыка, потому что ему сказали, что это Бородянский отдал сценарий на "Мосфильм", и сам Георгий Данелия, потому что Бородянский не желал изменять своему слову и менять студии. Но как раз в то время сценарий "Афони" выиграл в конкурсе — и Госкино посчитало, что теперь он не принадлежит сценаристу, а является достоянием государства.

Алкоголик Федул затмил Афоню

В процессе проработки сценария выяснилось, что алкоголик Федул, которого сыграл Борислав Брондуков, стал затмевать Афанасия Борщова.

— В нём меньше глубины, но он более эффектный. Я всегда удивлялся, почему люди смеются над этой его фразой "Гони рубль, родственник", не видел я в этом ничего смешного, а потом понял, что всё дело в Брондукове, как он это произносил. Был бы другой актёр, было бы не смешно, — отмечает сценарист. Сценарий переписали, но всё равно Федул остался одним из самых ярких персонажей.

Никулин в роли Борщова

Кадр фильма

Кадр фильма "Афоня" / © Кинопоиск

Жена ученика Данелии выгнала знаменитого пьяного режиссёра

В Афоне Георгий узнал себя, особенно его умилил эпизод, в котором подруга Борщова в исполнении Нины Руслановой выгоняет из дома пьяного штукатура Колю и бьёт возлюбленного. Аналогичный случай был в жизни самого режиссёра. Однажды он напился со своим учеником и пришёл к нему домой. Супруга ученика, недолго думая, выгнала знаменитость взашей, возмутившись его непотребным видом. И вообще Данелия считал, что "Афоня" — это фильм про него.

Тема суицида в советской классике

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск

В процессе написания сценария Александр Бородянский давал интервью и ещё не знал, какой он будет. Тогда он учился заочно и был в Москве проездом. С ним занималась его второй мастер Вера Тулякова (первый мастер Илья Вайсфельд вообще сценарий "Афони" разгромил). И вот с ней Бородянский как-то встретился и сказал, что хочет сделать сценарий про маляра. Она спросила, про что он будет. А он ещё не знал об этом и начал так: "Ну, там будет девушка, которая его любит, а он её не любит, и она повесится". А Вера Владимировна таким трагическим голосом: "Саша, ни в коем случае не делайте так, чтобы героиня повесилась". Он ей тогда сказал: "Хорошо, хорошо, она не умрёт". С тех пор пошли слухи, что Афанасий покончит с собой. А Афоня должен был в деревню поехать после увольнения.

— Я же, когда пишу сценарии, не знаю, что будет дальше. Я же не знал, что он у меня в деревню должен ехать или там покончить с собой. Тем более что такой герой и не мог покончить с собой после того, как его уволили, — смеётся сценарист.

Единственное, что ждало героя в первоначальном сценарии, — одиночество и моральное поражение. Он должен был вернуться в город и, проходя мимо кинотеатра, увидеть весёлых людей и пёструю афишу, которые бы создали контраст с его разбитой "профуканной" жизнью.

Персонаж одноименной советской лирической комедии. Непутевый пьющий сантехник, чья жизнь меняется после встречи с девушкой Катей.

История создания

Режиссер Георгий Данелия

Режиссер Георгий Данелия

Актер Леонид Куравлев в 2017 году

Актер Леонид Куравлев в 2017 году

В эпизоде, где Афоня ночует в квартире Кати, присутствует момент, когда за окном видно лошадь, которая понуро тащит телегу. Критики сочли это удачной находкой режиссера, метафорой будущей жизни Кати, которой придется тащить на себе алкоголика Афоню. Однако на самом деле этот момент был снят случайно.

Сюжет

Афоня (Леонид Куравлев в молодости)

Афоня (Леонид Куравлев в молодости)

Пивная — место, где герой любит проводить время. Там Афоня сводит знакомство со штукатуром Колей. Свежеиспеченные приятели напиваются и вдвоем заваливаются домой к Афоне. Там героя ждет любовница Тамара, которая рассчитывает, что Афоня явится с зарплатой. Увидев героя пьяным в компании невесть кого, Тамара скандалит, прогоняет вон Колю и уходит сама. Афоня остается без женщины.

Нового приятеля Афони штукатура Колю тем временем тоже настигают неприятности. Жена выставляет Николая на улицу и тот просится пожить к Афоне на некоторое время. Герой поначалу даже не признал в Коле человека, с которым вчера пил, но жить к себе пустил. Бросив едва знакомого мужика в квартире, Афоня уходит на танцы.

Афоня и его приятель Коля

Афоня и его приятель Коля

Там герой встречает Катю. Та косвенно знает об Афоне еще со школьных лет и загадочным образом питает к герою нежные чувства. Брат Кати в школьные годы играл с Афоней в одной волейбольной команде и рассказывал сестре о герое. Этого оказалось достаточно, чтобы Катя влюбилась в Афоню.

Сам Афоня мало обращает внимания на Катю. Герою нравятся женщины постарше, и одна такая как раз привлекает афонино внимание. После танцев Афоня отправляется прогуляться с избранницей, однако по дороге на героя нападают хулиганы. На этом романтика заканчивается. Хулиганы бьют Афоню, а Катя зовет милицию.

Герой попадает в отделение, и, пока Афоня там находится, на улице начинается ливень. Катя все это время ждет героя и промокает до нитки. Герой видит девушку, когда из милиции отправляется домой, и зовет Катю с собой. Оказавшись у Афони дома, Катя пьет чай и уходит, не пожелав остаться на ночь.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Афоня"

Афоня по-прежнему мало увлечен Катей. Новый любовный интерес герой находит во время работы, когда приезжает по вызову к женщине по имени Елена. Афоня влюбляется с первого взгляда и принимается сразу мечтать о детишках и семейной идиллии. Ради новой возлюбленной Афоня крадет модную стальную раковину финского производства из одной квартиры и дарит ту Елене, а ограбленному гражданину ставит простую чугунную раковину. Катя тем временем пытается привлечь внимание Афони и ищет новых встреч с героем.

Афоня и Елена Орлова

Афоня и Елена Орлова

После такой встряски герой впадает в депрессию, которую пытается лечить алкоголем, отправившись с приятелем в ресторан. Однако привычный метод не помогает, и Афоня отправляется домой к Кате. Там герой предлагает девушке руку и сердце и остается у Кати ночевать. Наутро Афоня сбегает, заявив, что накануне слишком много выпил.

Тем временем штукатур Коля решает начать новую жизнь и возвращается к жене. Сам Афоня тоже хочет начать новую жизнь и для начала решает уехать в деревню к тетке, которая воспитывала героя в детстве. С теткой герой не виделся с той поры, как ушел в армию.

Прибыв в деревню, герой встречает старого приятеля и друга детства, который теперь работает трактористом. Возрадовавшись друг другу, герои вместе дают телеграмму в город, сообщая, что Афоня уходит с работы, а квартиру сдает. После этого решительного жеста герой внезапно узнает, что тетка скончалась год назад. От таких новостей Афоня впадает в еще более глубокую депрессию. Идти герою некуда и всё потеряно. От тетки остались дом и сберкнижка, которую та завела на имя героя.

Афоня и Катя

Афоня и Катя

В отчаянии герой отправляется на почту, чтобы позвонить Кате, но на том конце провода Афоне сообщают, что Катя уехала. В расстроенных чувствах герой отправляется на аэродром, чтобы улететь куда глаза глядят и поставить крест на собственной биографии. Однако у самолета героя догоняет-таки Катя с чемоданчиком.

Цитаты

Читайте также: