Почему социальные пособия с проверкой нуждаемости используются реже чем категориальные пособия

Обновлено: 14.05.2024

Идём на снижение

На социальные выплаты могут рассчитывать лишь те семьи, где на каждого члена приходится менее 24 квадратных метров жилой площади в квартире или 40 квадратных метров в индивидуальном доме. Также одним из условий является обладание не более одной дачей, одним гаражом и земельными участками общей площадью не более 0,25 гектара в городских поселениях или не более одного гектара в сельской местности. Сюда же входят ограничения по владению не более чем одним нежилым помещением и одним автомобилем.

В Счётной палате по этому поводу изданию заявили, что такая оценка нуждаемости лишит права на выплаты почти треть малоимущих:

Если предположить, что семьи с детьми составляют около 80% всех малоимущих, но при этом 30% из них не проходят многокритериальную оценку нуждаемости, а для какой-то доли малоимущих семей даже выплата в размере одного прожиточного минимума на ребёнка не покроет дефицит доходов семьи, то возможное расширение пособий от трёх до семи лет на старшие возрастные группы поможет сократить уровень бедности примерно вдвое.

Подарки аполитичным

По мнению экономиста Евгения Гонтмахера, борьба с бедностью — это производная от экономических и политических реформ. А ничего не меняя, решить данную проблему в стране, где, по его убеждению, все институты находятся в состоянии деградации, — это иллюзии.


Евгений Гонтмахер

экономист

Нам тогда это предлагали: допустим, если в семье есть жильё больше какого-то размера или есть квартира и дача, эта семья автоматически в число бедных не входит. Формально говоря, какая-то правда в этом есть, потому что если есть большая квартира, то есть возможность её, например, сдавать, а жить в квартире поменьше и иметь исходя из этого какой-то доход. Но на практике это всё очень сложно, особенно в условиях России, — отметил Гонтмахер.

Вообще, тех людей, кому надо действительно оказывать адресную помощь, должны определять местные власти по своим критериям. Ведь муниципальная власть самая близкая к людям, там прекрасно видят, кто бедный, кто не бедный по самым разным критериям, — заявил экономист.

Он скептически относится к тому, что за счёт усиления адресности социальной помощи удастся сэкономить бюджетные средства, поскольку тут же возникнет проблема технически сложного мониторинга малоимущих семей, изменения их заработков и активов. В результате даже если часть нынешних получателей пособий не попадёт в число бедных, сэкономленные за их счёт средства пойдут на организацию этого мониторинга.

По словам депутата Госдумы Олега Шеина, размер социальных выплат по отношению к национальной экономике в России примерно вдвое меньше, чем в развитых странах. Парламентарий напомнил, что если в РФ затраты на образование, в том числе высшее, около 3,5% ВВП, то в странах Евросоюза эта цифра составляет около 7%, на медицину — 4% и 7% соответственно, на пенсии — примерно 7% и 14%.

Этот список можно продолжать, включая социальные выплаты. Возникает вопрос: почему российское государство продолжает сжимать эти выплаты? В прошлом году бюджет спокойно нёс расходы на эти выплаты и не разорился. Проблема в том, что очень многие решения обусловлены именно идеологическими конструкциями. Одна из них — так называемая адресность. Чтобы нуждающемуся доказать, что он нуждающийся, надо по разным бюрократическим правилам доказать, что у него не всё хорошо. Вот с этим проблема.


Олег Шеин

член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов

По информации Росстата, в первом квартале 2021 года доля населения, проживающего за чертой бедности, составляла около 14,4%, то есть более 21 млн человек. По итогам второго квартала этот уровень, по официальным данным, снизился до 12,1%. А реальные располагаемые доходы в этот же период за год якобы рекордно выросли на 6,8%.

При этом, по оценкам экономистов Центра развития ВШЭ, реальные денежные доходы населения (отличаются от располагаемых на величину обязательных выплат) во втором квартале 2021 года были на 6,7% ниже, чем в начале 2013 года. По сравнению с этим периодом просели все составляющие доходов, кроме оплаты труда, которая превысила первый квартал 2013 года на 1,2%.

Меры социальной поддержки

Единовременное пособие при рождении ребенка

Пособие на ребенка

Ежемесячная денежная выплата многодетной семье

Пособие студенческим семьям, имеющим детей

Областной материнский (семейный) капитал

Дополнительный областной материнский (семейный) капитал

Критерии нуждаемости

1. Размер среднедушевого дохода семьи.

2. Размер суммы денежных средств членов семьи, находящихся на счетах (во вкладах) в кредитных организациях.

3. Объем движения денежных средств по счетам (вкладам) членов семьи в кредитных организациях.

4. Причины, независящие от членов семьи, по которым семья имеет среднедушевой доход ниже установленной предельной величины.

5. Количество и виды движимого и недвижимого имущества.

1. РАЗМЕР СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ

Размер среднедушевого дохода семьи исчисляется исходя из доходов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении меры социальной поддержки, исходя из состава семьи на дату подачи заявления.

Для каждой меры социальной поддержки установлена предельная величина среднедушевого дохода членов семьи. Для предоставления:

- пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, пособия студенческим семьям, имеющим детей – применяется величина прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области;

- дополнительного областного материнского (семейного) капитала – 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области;

- единовременного пособия при рождении ребенка – 2 величины прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области;

- областного материнского (семейного) капитала – 3,5 величины прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области.

2. РАЗМЕР СУММЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СЧЕТАХ (ВО ВКЛАДАХ) В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Размер суммы денежных средств членов семьи, находящихся на счетах (во вкладах) в кредитных организациях, на 31 декабря года, предшествующего году обращения, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки, не может превышать 10 величин прожиточного минимума на душу населения.

3. ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО СЧЕТАМ (ВКЛАДАМ) ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗА ГОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ГОДУ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Объем движения денежных средств по счетам (вкладам) в кредитных организациях членов семьи, исходя из состава семьи на дату подачи заявления, за год, предшествующий году обращения, не может превышать двенадцатикратный размер величины прожиточного минимума на душу населения, умноженный на количество членов семьи, или 300 процентов суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем обращения.

Определяется как общая сумма денежных средств членов семьи, которые поступили на счета (вклады) кредитных организаций за год, предшествующий году обращения за мерой социальной поддержки, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки.

Не учитываются объемы средств, предоставленных членам семьи в виде:

- единовременных страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц;

- единовременных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов в связи с чрезвычайными ситуациями, а также в связи с террористическим актом;

- заемных (кредитных) средств, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации по договорам займа (кредита, в том числе ипотечного) и другим долговым обязательствам организациями и индивидуальными предпринимателями;

- средств, поступивших на счета (вклады) члена семьи в кредитных организациях от продажи членом семьи жилого помещения при условии покупки членом семьи (членами семьи) иного жилого помещения либо участия члена семьи (членов семьи) в долевом строительстве многоквартирного дома, но не более чем стоимость приобретенного жилого помещения либо цена договора участия в долевом строительстве соответственно;

- средств, поступивших на счета (вклады) члена семьи в кредитных организациях в возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

- средств, поступивших на счета (вклады) члена семьи в кредитных организациях с других его счетов (вкладов) в кредитных организациях.

При определении размера суммы денежных средств членов семьи (одиноко проживающего гражданина), находящихся на счетах (во вкладах) в кредитных организациях, и объема движения денежных средств членов семьи (одиноко проживающего гражданина) по счетам (вкладам) в кредитных организациях за год, предшествующий месяцу обращения за предоставлением меры социальной поддержки, в отношении детей, принятых под опеку (попечительство), приемных детей в возрасте до 18 лет учитываются денежные средства на их номинальных счетах, открываемых опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. ПРИЧИНЫ, НЕЗАВИСЯЩИЕ ОТ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ПО КОТОРЫМ СЕМЬЯ ИМЕЕТ СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ

Перечень независящих от членов семьи причин, по которым семья имеет среднедушевой доход ниже предельной величины

1. Занятость, самозанятость членов семьи.

3. Осуществление ухода за детьми в возрасте до трех лет, детьми в многодетной семье, членом семьи, являющимся ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, инвалидом с детства I группы, престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

4. Обучение членов семьи или одиноко проживающего гражданина по очной форме в образовательных организациях.

6. Наличие у женщины беременности сроком не менее 30 недель.

7. Нахождение гражданина на амбулаторном или стационарном лечении продолжительностью не менее двух месяцев в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

8. Предпенсионный возраст, получение пенсии по старости или за выслугу лет.

9. Окончание военной службы по призыву (альтернативной гражданской службы) либо освобождение из мест лишения свободы в течение трех месяцев со дня соответственно окончания службы либо освобождения.

10. Исполнение трудоспособным членом семьи или трудоспособным одиноко проживающим гражданином мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренной статьей 61 Закона Калининградской области от 7 октября 2019 года N 318 "Социальный кодекс Калининградской области".

11. Независящие от членов семьи причины, по которым семья имеет среднедушевой доход ниже предельной величины среднедушевого дохода определяются на дату обращения за указанной мерой социальной поддержки исходя из состава совершеннолетних членов семьи на дату подачи заявления о назначении меры социальной поддержки.

5. КОЛИЧЕСТВО И ВИДЫ ДВИЖИМОГО И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Количество и виды

движимого и недвижимого имущества,

наличие которых не исключает возможность предоставления мер социальной поддержки

1. Трактора, самоходные дорожно-строительные машины и другие виды техники, срок эксплуатации которых с года выпуска составляет менее пяти лет, единиц на семью

2. Суда и плавучие объекты, прогулочные суда, маломерные суда, за исключением гребных и моторных лодок, единиц на семью

3 Автотранспортные или мототранспортные средства, срок эксплуатации которых с года выпуска составляет менее пяти лет, единиц на семью

многодетная семья - 2

4. Жилые помещения (ЖП), находящиеся в собственности (долевой собственности) членов семьи, площадью 200 % размеров региональных стандартов нормативной площади жилых помещений, используемых для расчета субсидии на оплату ЖКУ, кв. м.

единиц на семью

Не учитываются жилые помещения, признанные в установленном законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, а также жилые помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

на семью
из 2 человек – 110 кв.м.,

на семью
из 3 и более человек - 42 кв.м. на каждого

1 независимо от площади

Земельные участки, единиц на семью

Не учитываются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, смежный (смежные) земельный участок (земельные участки) общей площадью не более 600 кв. м, прилегающий (прилегающие) к одному из смежных земельных участков с наибольшей площадью, а также земельные участки, находящиеся в собственности членов семьи, имеющей одного или двоих несовершеннолетних детей, предоставленные уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках социальной поддержки многодетной семьи, признанной таковой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

многодетная семья - 2

Нежилые здания, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, единиц на семью

Не учитываются нежилые здания вспомогательного использования, хозяйственные постройки, гаражи, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях, не используемые гражданами для осуществления предпринимательской и (или) иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности

Около 20% бедных семей в России не получали ни одной социальной выплаты в 2014–2018 годы, сообщила Счетная палата. В 2020 году охват господдержки увеличился, но временные меры не обеспечат долгосрочный эффект

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Каждая пятая нуждающаяся семья в России не получала никаких социальных выплат от государства за период с 2014 по 2018 год, следует из отчета Счетной палаты по итогам анализа госполитики, направленной на снижение бедности (есть у РБК). Такой вывод аудиторы сделали на основании данных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах Росстата, проводившихся в указанный период.

На российские бедные домохозяйства, то есть семьи с подушевым доходом ниже прожиточного минимума, приходилось только 22–26% от всего объема социальных выплат от государства, а 19–20% малоимущих домохозяйств за все эти годы не получали вообще никаких социальных выплат, следует из выводов контрольного ведомства.

Фото:Алексей Мальгавко / Reuters

В целом нацпроекты и госпрограммы правительства, даже без учета последствий пандемии COVID-19, не обеспечивали достижение поставленных президентом национальных целей по росту реальных доходов россиян и двукратному снижению уровня бедности к 2024 году, отмечает Счетная палата в обзоре, анализирующем социальную политику до июля 2020 года включительно. Российская система соцподдержки нуждается в модификации: каждое пособие должно в значительной мере повышать уровень доходов его получателей, а в противном случае должно быть заменено, полагают аудиторы. При разработке новых мер и при совершенствовании уже имеющихся их адресатами должны становиться в первую очередь уязвимые категории населения, в том числе те, которые формально бедными не являются, но подвержены риску оказаться за чертой бедности.

Пандемия COVID-19 и вызванные ею шоки окажут долгосрочное негативное влияние на достижение национальных целей по устойчивому росту доходов и снижению уровня бедности в стране, предупреждают аудиторы.

Из-за пандемии уровень бедности по итогам 2020 года, согласно оценкам правительства, вырастет до 13,1% от общей численности россиян после 12,3% по итогам докризисного 2019 года. В следующем году уровень бедности должен опуститься до 12,8% и ежегодно снижаться до 10,7% к 2024 году и до целевого значения (6,5%) к 2030 году, следует из октябрьской версии правительственного плана по достижению национальных целей развития России.

Снижение уровня бедности вдвое к 2024 году было предусмотрено в майском указе президента от 2018 года. В конце июля Владимир Путин подписал новый указ о национальных целях развития России до 2030 года. Пандемия COVID-19 заставила сдвинуть горизонт планирования и реализации национальных целей и проектов, объяснял Путин. Задача сократить бедность в России в два раза сохранилась, но теперь достижение целевого показателя бедности (6,5% от общей численности населения) отложено до 2030 года.

Почему часть бедных остаются без поддержки

В целом расходы госбюджета на социальную помощь в России составляют около 2,8% ВВП в год (более 3 трлн руб. исходя из ВВП 2019 года), оценивал Всемирный банк.

Существенная доля среди малоимущих действительно не получает социальных пособий, подтверждает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Это связано с целым рядом проблем, среди которых недостаточная информированность населения о мерах поддержки, а также сложная процедура получения госпомощи — сбор и оформление документов, подтверждающих справок требуют времени и денег, объяснила она РБК.

Фото:Максим Шеметов / Reuters

Если же человек, например, проживает в отдаленном населенном пункте, то иногда для того, чтобы доехать до регионального центра и подать необходимые документы, нужно потратить больше денег, чем сам номинальный размер пособия, указала Гришина.

По последним данным Росстата за третий квартал 2020 года, в стране насчитывалось около 14,6 млн неформальных работников, что составляет 20,7% от общей численности занятых.

Как изменилась адресность пособий во время пандемии

В 2020 году антикризисные социальные выплаты (включая повышенные пособия по безработице и выплаты семьям с детьми) составили более 0,7 трлн руб., сообщал Минфин. Но если прямые разовые выплаты на детей в размере 10 тыс. руб. получили практически все, кому они были положены (получить их было очень просто — никаких условий и минимум документов), то весенние выплаты на детей от 3 до 7 лет уже достались не всем малоимущим, имеющим на них право, сообщила Гришина со ссылкой на социологические обследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Для получения этих выплат нужно было подтвердить среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума.

Можно ожидать, что в 2020 году охват социальной поддержки увеличился, поскольку был существенно расширен список категорий населения, получающих социальную помощь, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Но временные меры социальной поддержки (такие как разовые выплаты семьям с детьми или надбавка к пособию для безработных с детьми) не могут повлечь существенных долгосрочных последствий, отмечает ведомство. Зато новые постоянные адресные меры поддержки семей с детьми до трех лет и от трех до семи лет направлены преимущественно на малоимущие домохозяйства, и, по расчетам Счетной палаты, их вклад в снижение уровня бедности составляет около 2 п.п.

В зоне риска также находятся семьи, у которых подушевой доход немного превышает величину прожиточного минимума, что формально позволяет не относить их к категории бедных, отмечают госаудиторы. Эти семьи все равно не имеют достаточно средств для сбережений и при любом негативном шоке (болезни, увольнении и др.), а также при рождении ребенка могут оказаться за чертой бедности.

Согласно обследованию за 2014–2018 годы, люди с доходом ниже двух прожиточных минимумов (тогда составлял от 8 тыс. до 10 тыс. руб.) в среднем получили 58,3% общей суммы социальных выплат, говорится в отчете Счетной палаты. Из этого следует, что более 40% всех выплат досталось более обеспеченным людям.

На кого должна быть направлена социальная господдержка

Трудности в оценке эффективности

Недостаток данных приводит к отсутствию необходимой доказательной базы для объективной оценки результативности большинства реализуемых мер, направленных на рост благосостояния населения, и их вклада в достижение национальных целей, сетуют аудиторы. Они оценили влияние шести мер госполитики (11,3% от всех мер), для которых оказалось возможно количественно оценить такой вклад.

Среди поддающихся оценке мер господдержки — денежные выплаты семьям с детьми, повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, социальные надбавки к пенсиям, повышение зарплат работникам бюджетного сектора, надбавка классным руководителям и ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям населения.

Указанные меры приводят к снижению уровня бедности на 2,32 п.п. и росту реальных располагаемых доходов на 1,04 п.п. соответственно от уровня бедности и доходов населения до введения этих мер. Дополнительные пособия семьям с детьми, введенные в 2019–2020 годах, снижают бедность еще на 1,99 п.п. и повышают реальные располагаемые доходы на 0,82 п.п.

Читайте также: