Почему системы защиты от ракетно ядерного нападения угрожали миру

Обновлено: 30.06.2024

ВВЕДЕНИЕ

16 июня 2001 года в Словении состоялась первая личная встреча президентов России и США. Мировая общественность с огромным вниманием отнеслась к этому саммиту, что во многом объясняется обеспокоенностью планами Соединенных Штатов в отношении раз­вертывания национальной противоракетной обороны и судьбой До­говора по ПРО, заключенного в 1972 году Советским Союзом и США. Развитие мировой политики именно эту проблему поставило на стратегический перекресток отношений России и Америки на рубеже XX и XXI веков, сделало ее первой в ряду других аспектов международной стабильности и безопасности.

Действительно, президенты двух стран поручили главам своих обо­ронных и внешнеполи-тических ведомств безотлагательно развернуть масштабный и предметный диалог по данной проблеме. Ведь разру­шение Договора по ПРО 1972 года чревато дестабилизацией всей системы стратегической стабильности в мире, поскольку на него завязано более трех десятков международных договоренностей в сфере безопасности, включая СНВ-1 и СНВ-2, и без Договора по ПРО едва ли реально заключить соглашение СНВ-3. Нарушение же дос­тигнутого за последние десятилетия баланса сил и интересов, как отметил президент России Владимир Путин, заставляет любую ядер­ную страну, в том числе и Россию, задуматься над тем, как ответить, как отреагировать, какими силами и средствами восстановить этот баланс. Если же американская общенациональная система ПРО бу­дет создана, указывают российские политики и военные эксперты, ка­чественное состояние ядерных сил США улучшится, потому что они станут неуязвимыми.

В Советском Союзе также придавалось большое значение созда­нию ракетного оружия, особенно такому, которое было бы способно достичь территории США. Советские специалисты после оконча­ния Второй мировой войны также вывезли с территории повер­женной Германии техническую документацию и образцы ракеты Фау-2, конструкция которой была положена в основу первых со­ветских ракет. Особое значение при этом придавалось созданию межконтинентальных ракет наземного базирования, которые вскоре стали главным компонентом стратегических ядерных сил Советского Союза, а впоследствии и России.

Многие ученые, политические и общественные деятели разных стран мира настойчиво указывали на то, что выход на мировую арену ядер­ного оружия требует глубокого переосмысления основных взглядов на проблемы международной безопасности, на основы взаимоотно­шений государств, особенно в вопросах сохранения мира и предотв­ращения войны.

В этих условиях в конце 1960-х годов были начаты советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступа­тельных и оборонительных вооружений. Предпринятые усилия двух сторон увенчались успехом, и 26 мая 1972 года были подписаны Временное соглашение об ограничении стратегических наступатель­ных вооружений (ОСВ-1) и Договор об ограничении систем проти­воракетной обороны (Договор по ПРО).

В то время соглашение по ПРО имело гораздо большее политичес­кое, чем военное значение, однако оно облегчало решение задачи по дальнейшему ограничению и сокращению стратегических наступа­тельных вооружений. Но уже тогда было ясно, что по мере развития противоракетных технологий и сокращения арсеналов СНВ роль Договора по ПРО будет неуклонно возрастать.

Провозглашение СОИ опередило свое время: существовавшие в ту пору противоракетные технологии не могли обеспечить эффективное решение задачи по перехвату стратегических баллистических ракет. Однако в рамках этой программы были разработаны военно-технические основы построения перспективной системы ПРО, опре­делены основные стратегические концепции, на которых она должна базироваться, и требования к средствам обнаружения и уничтожения атакующих ракет противника, разработаны новые высокие технологии двойного назначения.

Простейший анализ новой программы убеждал в том, что в дан­ном случае речь фактически шла о смене вывески и СОИ остается стратегической линией США в вопросе создании системы противо­ракетной защиты. Нежизненность новой программы была очевид­ной, и уже на рубеже 1993-1994 годов эта аббревиатура исчезла из лексикона политических и военных деятелей.

Приход на высшую государственную должность в стране Влади­мира Путина, его высокий авторитет, энергичные действия, в том числе и в военной сфере, способствовали тому, что, после семилетнего затя­гивания, в апреле 2000 года СНВ-2 был наконец-то ратифицирован. Одновременно российский парламент ратифицировал соглашения о разграничении систем ПРО и Протокол о продлении срока дей­ствия Договора СНВ-2. К сожалению, конгресс США до весны 2001 года так и не удосужился даже провести на эту тему слушания в профильных комитетах.

Нет сомнений в том, что рассмотрение возможного хода событий в области создания противоракетных систем необходимо проводить в общем контексте развития международной ситуации в мире, состоя­ния политического климата, который в конечном счете является опре­деляющим по отношению к поиску решений возникающих проблем в военной сфере. Перспективы создания американской системы ПРО необходимо также рассматривать в связи с возможным харак­тером войн будущего, которые, как уже показали события в зоне Пер­сидского залива и в Югославии, будут иметь принципиальные отли­чия от классических войн, Второй мировой войны и ряда крупных послевоенных конфликтов. Эта мысль подтверждается и в появляю­щихся первых научных разработках, посвященных исследованию ха­рактера будущих войн, задачам военного строительства и подготовки Вооруженных сил.

В то же время единственной реальной угрозой для безопасности США является ядерное оружие других стран. Полная ликвидация ракетно-ядерного оружия, в первую очередь российского и китайско­го, создала бы такие условия безопасности США, которыми они об­ладали до Второй мировой войны, укрывшись от угроз потенциаль­ных противников за просторами Атлантики и Тихого океана. Пол­ная ликвидация ядерного оружия в наибольшей степени соответству­ет геостратегическим интересам США и являет собой условие, необ­ходимое для кратчайшего перехода к монополярному миру во главе с Соединенными Штатами.

Признавая наличие определенной угрозы, исходящей в первую очередь от международных террористических организаций, президент России Владимир Путин выдвинул альтернативное предложение о создании в Европе системы нестратегической противоракетной обо­роны. В перспективе возможно выдвижение аналогичной инициативы и для Азии. При этом предлагается прежде всего оценить реаль­ность ракетной угрозы, и эта оценка должна стать основой для разработ­ки концепции нестратегической ПРО, в полном соответствии с требо­ваниями Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

Систему ответного ядерного удара создали на случай, если всё руководство страны будет уничтожено ядерным ударом противника. В США и НАТО заявляют, что реальное назначение системы остаётся неизвестным.


"Боевая матрёшка"

Относительно недавно ряд европейских и американских центров по стратегической безопасности сформировали такое понятие, как "новые разрушительные технологии". В число прочих видов вооружения, которое может спровоцировать ядерную войну, включили и "автоматические системы принятия решений", коих в мире всего одна. Официально система боевого автоматического управления "Периметр" (тогда она называлась "Барьер") была введена в строй в 1985 году, но спроектировали уникальное оружие ещё в 70-х.

По слухам, центральный пульт управления системой ответного ядерного удара расположен в глубине горы Ямантау и охраняется так, как не охраняется само ядерное оружие. Главной жемчужиной этого объекта остаётся "машинный зал" — специальная серверная комната, в которой сейчас находится не менее двух (по другим данным, трёх) суперкомпьютеров, которые анализируют информацию с датчиков по всей России. Внутри горы в конце 70-х военные, по некоторым данным, отлили два бетонных куба — первый защищает от прямого попадания боевого блока ракеты, второй — сохраняет микроклимат внутри операционного зала даже после падения блоков в 20–40 мегатонн.

"Сатана", "Молодец" и "Грешник": Советские ракеты, которые до сих пор наводят страх на США

А если завтра война?

Командная ракета 15А11 системы

Командная ракета 15А11 системы "Периметр". Фото © Wikipedia

Если однажды США и НАТО решат атаковать Россию, то возмездие придёт неожиданно. Сначала "Периметр" протестирует уровень радиационного фона на критически важных объектах (Кремль, правительство, Минобороны и Генштаб, пункты управления военных округов и флотов, позиции Ракетных войск стратегического назначения, важнейшие авиа- и военно-морские базы, города с важнейшими оборонными объектами). Если он будет превышен, "Периметр" сделает вывод, что по России нанесён ядерный удар, и дальше действия будут развиваться по следующему сценарию.

  • Тестовый сигнал на пульт дежурного офицера и помощника начальника Генерального штаба и министру обороны. И тут важно, чтобы люди на том конце провода ответили. Если полномочный офицер ответит, "Периметр" передаст бразды правления ситуацией ему, в противном случае начнётся следующий этап проверки.
  • Звонок на "ядерный чемоданчик" президента. Терминал "Чегет" постоянно под рукой главы государства. Если президент, или, к примеру, министр обороны, или начальник Генштаба не ответят на звонок, "Периметр" сделает свои выводы и начнёт обратный отсчёт.
  • Если система нанесёт удар, на месте США в лучших традициях холодной войны останется большой пролив между Южной Канадой и Северной Мексикой.

Если связь всё-таки есть, система по прошествии времени — от 15 минут до часа — отключится автоматически, сделав выводы, что официальные лица, полномочные отдать приказ об ответном ударе, живы.

Поймать "Кобру": Как спецназ ГРУ угнал секретный американский вертолёт

Система "Периметр" должна быть запрещена?

По словам бывшего научного сотрудника Научно-исследовательского центра прикладной информатики Петра Казульского, сегодня система обновлена и новый пункт управления оснащён нейросетью. И, значит, она действует практически как живой дисциплинированный и обученный человек. Да и сам американский эксперт по ядерному разоружению Брюс Блэр неоднократно заявлял, что система постоянно обновляется.

Важный момент: в случае запуска системы включается точка невозврата, и остановить её невозможно, ведь создана она специально для условий "Армагеддона". Не стоит забывать, что на боевое дежурство она поступила в те времена, когда потенциальная ядерная война выглядела реальностью.

Что ещё делает "Периметр"?

Фото © militaryarms.ru

Система автоматического управления массированным ядерным ударом способна регулярно отслеживать возникновение зональных источников ярко выраженного ионизирующего и электромагнитного излучения, сейсмическую активность земной коры (особенно пристально обратит внимание на картину, соответствующую нанесению множества наземных ядерных ударов), сигналы телеметрии с постов Ракетных войск стратегического назначения и информацию с Системы предупреждения о ракетном нападении, а также быстро распознаёт присутствие на командном пункте посторонних.

Почему США боятся "Периметра"?

Впервые сведения о "Периметре" дошли до США в постперестроечное время в результате слива информации со стороны одного из российских перебежчиков. Американцы дали системе звучное прозвище "Мёртвая рука". 8 октября 1993 года аналитик Брюс Блэр разразился статьёй "Русская машина Судного дня" в The New York Times. Именно в тот момент, когда многие на Западе назвали систему бесчеловечной, некоторые высказали вслух мысль, что страх — единственный фактор, удерживающий мир в одном шаге от ядерной войны.

Американский журналист Калеб Ларсон считает появление "Периметра" апогеем холодной войны. До сих пор у американцев нет прямого аналога, несмотря на наличие пресловутого "ядерного чемоданчика" у президента. "Периметр" базируется на искусственном интеллекте. И да, в банке данных РВСН, по самым скромным подсчётам, может находиться не менее тысячи целей, расположенных в США и странах НАТО. Там и база подводных лодок Китсап-Бангор, и пункт базирования флота США в Сан-Диего, итальянская авиабаза Авиано и вообще все известные военной разведке объекты потенциального противника.

Официальной информации о "быстродействии" системы нет, однако эксперты, близкие к РВСН, отмечают, что время уничтожения потенциального противника ответным ядерным ударом составляет от 15 до 20 минут в зависимости от того, какие пусковые платформы уцелеют после первого удара.

Читайте также: