Почему штрафуют за одиночный пикет

Обновлено: 18.05.2024

Отсутствие в законе требований о необходимости согласования места и времени проведения одиночного пикета, по всей видимости, объясняется его малозначительностью как в части количества людей, перед которыми пикетчик сможет выразить своё мнение, так и минимумом помех, которые может создать одиночный пикет для общественных отношений в определённом месте (общественный порядок, необходимость проведения ремонтных и строительных работ и т.д.).

Однако, умелое и грамотное проведение одиночных пикетов или их серии, позволяет наиболее успешно (по сравнению с иными формами публичных мероприятий) решать некоторые задачи (например - привлечение общественного внимания к важным вопросам жизни государства и общества – десоветизация, оправдание фашизма в странах балтийского региона, и т.п.).

Для того, чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей, а его участник не был привлечён к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.

Статья 2. ФЗ № 54. Основные понятия

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Признаки одиночного пикетирования:

1. Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ.

Если в данном районе осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости).

Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом. Помните о возможных провокациях - к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично - словом или действием - поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;

2. Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);

3. Осуществляется без передвижения;

4. Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;

5. Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

II. Для организации и проведения одиночного

1. Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ № 54);

2. Изготовление плакатов, транспарантов и иных средства наглядной агитации, не запрещённых законодательством:

- Ч.2.ст. 29 Конституции РФ.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

- Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ[2]Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

- Ст. 280. УК РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

экстремистская деятельность (экстремизм) - выдержки:

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению

- Ст. 282. УК РФ.Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

- Ст. 354. УК РФ.Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

- Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях[3]. Клевета

Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

- Ст. 5.61. КРФоАПОскорбление

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме

-Ст. 5.62.КРФоАП. Дискриминация

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам

- Ст. 20.1. КРФоАПМелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества

- Ст. 20.3. КРФоАППропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

- Ст. 20.29. КРФоАППроизводство и распространение экстремистских материалов

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов[4], а равно их производство либо хранение в целях массового распространения

3. Выбор места проведения одиночного пикета

Ст. 8 ФЗ № 54

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

3.1. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

4. Соблюдение законности при его проведении(место проведения и выражаемые мнения не должны быть противозаконными);

5. Добровольность проведенияпикета (без принуждения);

6. Знание оснований приостановления и (или) прекращения одиночного пикета.

Ст.ст. 15-17 ФЗ № 54

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращенияпубличного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

7. Помнить, что в соответствии со ст.ст. 3 и 29 Конституции РФ: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Пресечение одиночных пикетов

На практике разрешение не согласовывать одиночные пикеты, увы, не защищает их участников от полиции. По данным ОВД-Инфо, ежегодное число одиночных пикетов, закончившихся задержанием, исчисляется десятками. В 2018 году одиночные пикеты составили треть от всех публичных мероприятий с задержаниями в Москве и более половины — в Санкт-Петербурге (57 и 45 акций соответственно).


Часто полиция ограничивается тем, что пресекает акцию: пикетчика задерживают под любым предлогом, а через несколько часов берут объяснительную и отпускают из отдела полиции, не составляя протокол об административном правонарушении.

Общие ограничения

Проблема в том, что закон не определяет статус человека, проводящего одиночное пикетирование, а именно: считается ли он организатором или участником акции. Требования к тем и другим подробно описаны в законе и значительно отличаются друг от друга.

Ситуацию с одиночными пикетами это не проясняет — при достаточном воображении последние два критерия организаторов применимы к людям, проводящим одиночное пикетирование.

Граница между одиночным и массовым пикетом

Первые существенные законодательные изменения, относящиеся непосредственно к одиночным пикетам, датируются 2012 годом. На фоне массовых протестных выступлений в связи с фальсификациями на выборах и инаугурацией Владимира Путина на третий президентский срок в федеральный закон о митингах были внесены серьезные поправки. Часть изменений была направлена на то, чтобы определить различия между групповым пикетом, требующим согласования, и несколькими одиночными пикетами, согласования не требующими.

Еще одним нововведением 2012 года стало установление минимального расстояния между одиночными пикетами. От субъектов РФ потребовали определить это расстояние самостоятельно — в пределах пятидесяти метров.

За несколько лет минимальное расстояние между одиночными пикетами прописывают во всех региональных законах. В большей части — двух третях — регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, между одиночными пикетами было установлено максимально возможное расстояние — в 50 метров. Самое близкое расстояние между одиночными пикетами — 10 метров — установлено в законах трех регионов: Московской области, Новгородской области и Чувашии.


На практике полиция часто объясняет пресечение одиночных пикетов именно тем, что они являлись массовой акцией и не были предварительно согласованы. Иногда одиночный пикет превращают в групповой провокаторы, которые встают рядом с пикетчиком со своим плакатом, иногда полиция приравнивает к участникам акции людей, стоящих поодаль без плакатов, или же журналистов, снимающих акцию.

Первые требования согласования

Поправка, касающаяся одиночных пикетов, была предложена ко второму чтению при рассмотрении совсем другого законопроекта — о регулировании автопробегов и палаточных городков. В поправке предлагалось ввести обязательную процедуру согласования, если одиночные пикеты с использованием таких конструкций будут мешать движению пешеходов и транспорта. Однако в окончательном варианте согласование — по той же процедуре, что и для массовых пикетов, — требуется уже независимо от того, мешает конструкция движению или нет.

Территориальные ограничения

На одиночные пикеты распространяются территориальные ограничения, наложенные федеральным законом на все публичные мероприятия. В частности, их запрещено проводить на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям президента РФ, к зданиям судов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Итак, запрет, наложенный федеральным законом, и дополнительные ограничения из президентского указа формально не должны запрещать проведение одиночных пикетов на Красной площади и на других территориях рядом с Кремлем. Тем не менее они регулярно оканчиваются задержаниями.

Дополнительно к территориальным запретам, действующим на всей территории России и для любых акций, законодательные изменения 2012 года инициируют введение дополнительных территориальных ограничений на региональном уровне. Однако федеральный закон разрешил региональным законодателям территориально ограничивать только митинги, собрания, шествия и демонстрации. Таким образом, на пикетирования и, в частности, одиночные пикеты региональные запреты распространяться не должны. Тем не менее, в законах восьми регионов (в Калужской, Оренбургской, Сахалинской и Тверской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в Адыгее и Бурятии) эти запреты — по видимому, по ошибке — были сформулированы таким образом, что под них подпадают и пикеты.

При публикации первой версии справки ошибочно сообщалось о несоответствии федеральному закону также законов Калининградской области, Камчатского и Приморского края и Карелии. Текст был обновлен 29 марта 2019 года. Приносим извинения за недостоверную информацию.

В тех регионах, где законодатели не выходят за пределы своих полномочий и обходят пикеты стороной, ту же ошибку совершают полиция и суды.

Ограничения во время Чемпионата мира по футболу

В 2013 году был принят закон о подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Документ разрешил президенту на время проведения чемпионата в целях обеспечения безопасности ограничивать мероприятия, не связанные со спортивными соревнованиями. В 2017 году вышел президентский указ № 202 — именно ссылаясь на него во время чемпионата летом 2018 года власти массово запрещали публичные мероприятия. Однако если для групповых акций запреты выражались в проблемах с согласованием, то для участников одиночных пикетов, проводящихся без уведомления, они оборачивались задержаниями и административным преследованием.

Тем не менее сам по себе указ № 202 не содержал запретов на проведение акций. Он лишь разрешал органам местного самоуправления и исполнительным властям регионов, в которых расположены предназначенные для чемпионата объекты инфраструктуры, на два месяца (с 25 мая по 25 июля 2018 года) ограничить проведение публичных мероприятий. При этом ограничения могли касаться только места, времени и количества участников акций.

После выхода указа соответствующие постановления были приняты в Волгограде, Краснодаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре. На время чемпионата здесь запрещалось проводить публичные мероприятия за пределами специально выделенных площадок, существенно ограничивалось количество участников (как правило, до 100–150 человек) и время проведения акций (например, в Екатеринбурге на это отводилось всего два часа с 14:00 до 16:00).

Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге такие ограничения не вводились, но это не мешало пресекать одиночные пикеты со ссылкой на президентский указ.

Резюме

С 2012 года для одиночных пикетов вводились все новые нормативные ограничения. Появились новые основания для признания нескольких одиночных пикетов единой массовой акцией, появилось требование согласовывать одиночные пикеты с использованием специальных конструкций. В двух третях российских регионов установили максимальное возможное расстояние между одиночными пикетами — 50 метров; проводить одиночные пикеты на минимальном расстоянии в 10 метров разрешили законодатели всего трех регионов. Законодательные нововведения не только привели к конкретным запретам, но в целом создали запретительный фон вокруг одиночных пикетов, изначально — самого простого и нерегламентированного типа акций.

Кроме того, на одиночные пикеты распространяются ограничения, вводимые для всех публичных мероприятий. С каждой новой редакцией административной статьи о нарушениях на публичных мероприятиях для людей, проводящих одиночные пикеты, действуют все более суровые наказания: многотысячные штрафы и продолжительные аресты.

Наконец, нормативные документы могут содержать прямые нестыковки и противоречить друг другу, а правоприменение — расходиться с нормативной базой. Все это приводит к дополнительным ограничениям одиночных пикетов.

  • Неясно, считается ли человек, проводящий одиночное пикетирование, организатором или участником акции. От этого зависит, в частности, запрещено ли в России проводить одиночные пикетам иностранцам, несовершеннолетним или людям, в последнее время более одного раза привлекавшимся к административной ответственности за нарушения на акциях.
  • Полиция регулярно пресекает одиночные пикеты на Красной площади в Москве, ссылаясь на запрет проводить в этом месте публичные мероприятия. Между тем этот запрет не должен распространяться на одиночные пикеты. Федеральный закон действительно запрещает проводить любые акции рядом с резиденциями президента, но, по мнению Верховного суда, этот запрет не действует, пока не установлены точные границы территорий. А президентский указ, требующий получать для проведения мероприятий на Красной площади разрешение президента, действует только для массовых акций.
  • Во время проведения в 2018 году в России Чемпионата мира по футболу полиция регулярно задерживала участников одиночных пикетов, ссылаясь на ограничение публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями. Однако президентский указ, легший в основу этих ограничений, сам по себе не запрещал публичные мероприятия, а лишь разрешал властям регионов, где были расположены объекты инфраструктуры чемпионата, ограничить место, время проведения и количество участников акций.
  • Начиная с 2012 года региональные законодатели определяют места, где запрещено проводить демонстрации, шествия, митинги и собрания. Соответствующие изменения на протяжении нескольких лет вносились в законы всех регионов. При этом в 12 субъектах РФ местные территориальные запреты распространили и на пикеты, хотя региональным законодателям не дано таких полномочий. В других субъектах, где законы сформулированы правильно, случается, что территориальные запреты все равно распространяют на пикетчиков полиция и суды.

Описанные выше тенденции — введение все новых ограничений, сложное нормативное регулирование с участием разных ветвей и уровней власти, сложная, противоречивая и неоднозначная нормативная база — характерны для всех публичных мероприятий. Но для одиночных пикетов они тем более заметны — ведь это изначально самый простой и наименее зарегламентированный вид публичного мероприятия. И тем более опасны — ведь если для массовых мероприятий нормативные ограничения прежде всего приводят к проблемам на этапе согласования, то для участников одиночных пикетов они означают личные риски от задержания до существенных штрафов, обязательных работ, арестов и даже уголовного преследования.


В современных российских политических реалиях все большей популярностью стали пользоваться различные протестные акции. Количество их видов довольно разнообразно. Достойной внимания формой протестного движения является акция одиночного пикетирования. Надо заметить, что одиночные пикеты — в основном черта российских активистов. За рубежом к такому виду протеста прибегают редко. Сегодня многие граждане, как политически ангажированные, так и простые обыватели, задаются вопросами: разрешены ли одиночные пикеты? Что говорит об этом закон? Какими сведениями нужно обладать, чтобы провести эту акцию?

Что такое пикет?

Пикет — это общественная форма выражения своих воззрений, проводимая одним или несколькими гражданами. В этом случае не применяются средства, усиливающие звук, не осуществляется передвижение и не используются агитационные плакаты или транспаранты. Существуют разные виды пикетирования, среди которых выделяется акция, называемая одиночным пикетом.

Этот вид протеста имеет отличия. Главная разница заключается в том, что акция может проводиться без предварительных соглашений с кем-либо, и в ней может участвовать лишь один человек. Отсутствие в законодательстве пункта о необходимости согласования одиночных пикетов скорее всего можно объяснить его предполагаемой незначительностью. Ведь пикетчик в одиночку не может охватить большое собрание людей, выражая свои требования. Он также не сможет создать особых помех в плане общепринятого порядка в сопоставлении с другими формами публичных мероприятий. Но правильная и хорошо продуманная тактика регулирования таких пикетов помогает удачно разрешать некоторые проблемы, привлекать внимание граждан к принципиальным политическим, экономическим или культурным вопросам.

Чтобы такая гражданская инициатива не была бессмысленной, а ее участники не были привлечены к разного рода ответственности по статьям, нужно хорошо знать, что в таком случае предписывает закон, а также следует разбираться в определенных формальностях организации общественных мероприятий.

Законность

Во-первых, нужно констатировать факт, что данная акция протеста официально разрешена. Конституция РФ (ст. 31) дает россиянам право на осуществление разных форм пикетирования. При этом отмечается, что выступления должны иметь мирную направленность и проводиться без применения оружия. Существует также ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в котором подтверждаются эти пункты.

Главные принципы

При проведении акции необходимо учитывать следующие ключевые моменты:

  • Обеспечить соблюдение законности (место, где устраивается мероприятие, и выражаемые воззрения не могут идти в разрез с законодательством).
  • Должно отсутствовать принуждение (то есть добровольное участие в акции).
  • Необходимо знать пункты закона, на основании которых можно приостановить или прекратить одиночный пикет.

Требования к участнику

Основные предписания следующие:

  • являться гражданином РФ;
  • быть совершеннолетним (18 лет);
  • средства наглядной агитации должны соответствовать нормам закона РФ.

При этом можно сидеть или стоять, но нельзя передвигаться, пользоваться плакатами и транспарантами, распространять среди интересующихся листовки, отвечать на вопросы граждан, представителей прессы и других СМИ с тем, чтобы пояснить мотивы своих действий и своих убеждений по указанной проблеме. Законом не запрещается выкрикивать лозунги, но только используя свой голос без усилителей. Однако делать это не рекомендуется, так как такие звуки могут расцениваться уже как митинг.

Основные запреты

К ним относятся: публичный призыв к осуществлению террористических актов, экстремистской деятельности или оправдание терроризма. В понимание "экстремистская деятельность" входит:

  • распространение и демонстрирование атрибутов нацизма;
  • фабрикация экстремистских лозунгов и их распространение;
  • общественные воззвания к осуществлению вышеописанных действий;
  • преднамеренно ложное обвинение представителя, который занимает государственную должность в РФ, в совершении вышеперечисленных деяний.

Кроме перечисленного, нельзя использовать музыкальное оформление, аудиозаписи, танцевать, петь, издавать стучащие звуки, устраивать акробатические номера, произносить агитационные призывы, создавать помехи для прохожих и транспорта, распивать алкоголь, вредить чужому имуществу. Когда пикет будет закончен, необходимо убрать все атрибуты и оставленный мусор.

Полицейские могут задержать пикетчика, если, по их мнению, во время акции со стороны несогласных с позицией протестанта нарастает агрессия и появляется угроза для его жизни. Некоторые пикетчики не согласны с такой позицией и уже обращались с жалобами по этому поводу в Конституционный суд России, который дал разъяснения, что действия полиции действительно должны соответствовать степени угрозы. В таких случаях опасность для протестующего должна быть не надуманной, а настоящей.

Подобное произошло с художницей из Санкт-Петербурга Е. Осиповой. 9 мая она пыталась проводить антивоенный пикет, это не понравилось ее идейным противникам и участникам праздника, и они начали угрожать ей. В этом случае полиция могла задержать пикетирующего, но только если эта мера была бы единственной возможностью гарантировать его безопасность.

Разрешенные места

Касательно выбора мест для этой акции в законодательстве говорится, что пикет можно проводить в любой локации, если его осуществление не несет угрозы обрушения зданий и не создает каких-либо дополнительных нарушений безопасности граждан. Но здесь также имеется существенная оговорка о том, что законодательные органы могут конкретизировать условия, ограничивающие или запрещающие устраивать пикет в некоторых местах.

Запрещенные места

К местам, где нельзя проводить подобную акцию, относятся:

  • местности, находящиеся в близости от опасных объектов производства;
  • ж/д магистрали, нефте-, газопроводы, участки, где расположены высоковольтные линии передач;
  • территории, которые прилегают к резиденциям президента, зданиям судов или к учреждениям лишения свободы;
  • пограничные зоны (исключение — наличие специального разрешения).

Некоторые российские территории носят статус культурно-исторических памятников. И если планируется устраивать пикет в таком месте, то правила его осуществления должны определять структуры исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом будет учитываться специфика таких территорий и предписания федерального закона.

Пример неудачи из-за несоответствия выбранного места закону — задержание члена партии "Яблоко" Митрохина. Он устроил одиночный пикет по поводу реновации Москвы недалеко от здания Государственной думы.

Остановка или прекращение пикетирования

Если в период осуществления протестного мероприятия (в данном случае пикета) будет нарушен правопорядок, но это не повлечет за собой риска для жизни и здоровья участвующих, представитель власти вправе обязать организатора своими силами или вместе с представителями ОВД ликвидировать возникший эксцесс. Если данное требование не будет выполнено, представители власти могут остановить мероприятие на определенное время. Когда нарушение будет устранено, акция по согласованию обоих сторон может продолжаться. Если за отведенное время нарушение так и не было ликвидировано, то мероприятие прекращается согласно статьям 16, 17 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

книга федеральный закон

Акция Антона Долина

Антон Долин — известный в стране кинокритик. Он является главным редактором журнала "Искусство кино".

фото Антона Долина

В декабре 2018 он организовал акцию одиночного пикетирования возле здания администрации президента. Акция проводилась в поддержку украинского кинорежиссера Олега Сенцова, который в 2015 году был приговорен к 20 годам лишения свободы по делу о крымских террористах.

Антон Долин с плакатом

Долин заявил, что акция проводится в связи с вручением заключенному премии Сахарова, которую он не может получить в силу пребывания в тюрьме. Серию пикетов в поддержку украинского режиссера организовала писатель А. Ганиева, к акции присоединился Л. Гозман и другие известные личности. По словам участников, администрация вмешиваться в проведение одиночных пикетов не стала.

Акция Алены Поповой

Попова с плакатом

По словам Алены, изначально она и ее сторонники планировали организовать массовую акцию в марте 2018 на Театральной площади, но их заявка не была принята представителями закона. После этого единомышленники решили провести серию одиночных пикетов против Слуцкого. Для этих целей ими были созданы картонные изображения депутата.

У здания Госдумы, где женщина осуществляла протест, к ней подошли представители полиции и попросили ее уйти.

По ее словам, первоначально ей в вину было вменено сооружение быстровозводимой разборной конструкции (имелось в виду картонное изображение депутата). Вследствие этого она была задержана, поскольку при применении таких конструкций пикет должен быть согласован с представителями власти. Соответственно пункту 2 статьи 20-й Федерального закона ей грозил штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Но через несколько часов она была освобождена за недостаточностью оснований для ареста.

задержание Поповой

Алена заявила, что она и другие ее единомышленники будут продолжать устраивать одиночные пикеты до тех пор, пока не будет принята и согласована их заявка на проведение массового мероприятия. Их цель — внесение в законодательство РФ поправок о сексуальных домогательствах.

Одиночный пикет Ильдара Дадина

Ильдар Дадин — известный активист российской оппозиции. Он стал первым в РФ осужденным именно по уголовной, а не административной статье из-за проведения протестных акций. Правда, позже суд аннулировал приговор, так как в нем были найдены нарушения.

Ильдар Дадин с плакатом

7 июля в Москве его арестовали за одиночное пикетирование у здания ФСБ. На этот раз он проигнорировал распоряжение, что во время чемпионата мира по футболу все протестные акции в столице должны согласовываться с властями и осуществляться лишь в специально оговоренных местах. То есть, с официальной точки зрения, он действительно нарушил законодательное положение о проведении публичного мероприятия без уведомления (статья 20.2 ФЗ РФ). В итоге активист был оштрафован на 20 тысяч рублей.

Арест Ильдара Дадина

Акции в Южно-Сахалинске

В Южно-Сахалинске 9 февраля 2019 г. состоялось несколько одиночных пикетов против передачи Южных Курил Японии. Гражданские активисты с плакатами рассеялись по разным районам города. Эти акции не имели политического характера, участники — обычные горожане. Все мероприятия прошли мирно. Полицейские не мешали участникам протеста. Данная акция была спланирована правильно и не нарушала предписаний законодательства РФ.

Резюмируя, можно сказать, что несмотря на все сложности закона, акция одиночного пикетирования является вполне реальной формой протеста. Одиночные пикеты разрешены и гарантированы Конституцией РФ. Тем не менее имеется много ограничений в их проведении. Именно поэтому, решившись на такой вид протеста, надо вооружиться знаниями закона и соблюдать все правила одиночного пикета. В таком случае акция будет максимально продуктивной и не повлечет за собой штрафных санкций.

15 суток за одиночный пикет. Власть пошла вразнос?

И снова мне хочется поговорить с вами о том, что же у нас творится в стране. А если говорить конкретно, то хочется поговорить сейчас об аресте Ильи Азарова и Виктора Немытова.

Нарушение законов властью

Адвокаты и правозащитники, которые были опрошены “Ъ”, указали на то, что арест Ильи Азара и Виктора Немытова нарушает:

-закон о митингах;

-противоречит позиции Конституционного суда РФ.

Собеседники “Ъ” также подчеркнули, что полиция сама намеренно провоцирует протестные акции в столице нашей Родины в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Муниципальный депутат района Хамовники и специальный корреспондент "Новой газеты" Илья Азар был задержан во вторник, 26 мая, на одиночном пикете на Петровке, 38 в Москве. Полицейские объяснили ему задержание запретом мэра С.С.Собянина на проведение публичных мероприятий в столице. В отделении полиции на журналиста составили 2 протокола:

-за повторное нарушение правил проведения митинга (ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ);

-за нарушение городского режима самоизоляции (ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы).

15 суток за одиночный пикет. Власть пошла вразнос?

Вчера, 28 мая, административное дело Ильи Азарова рассмотрено в Тверском районном суде г.Москвы.

Тверской районный суд г.Москвы признал, что господин Илья Азар проводил свой одиночный пикет "в месте, где проведение публичного мероприятия не запрещается, а также этот пикет не требует согласования с органами исполнительной власти".

Но, по мнению суда, пикет нарушал "требования предписания территориального органа Роспотребнадзора" и "требования указа мэра Москвы о запрете на проведение любых публичных мероприятий, направленные на введение обеспечения режима повышенной готовности". В данном случае мне очень интересно каким это образом указ мэра города и предписания территориального Роспотребнадзора стали ГЛАВНЕЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ и Конституции РФ?

Сам же И.Азар сказал на суде в свою защиту, что одиночный пикет не может являться массовым мероприятием, а следовательно и не может быть запрещен. Он также сказал, что полиция после задержания уже составила на него протокол о нарушении самоизоляции, и что именно по этой причине судебное наказание будет "повторным привлечением к ответственности" за одни и те же действия, что противоречит законам РФ.

Несмотря на всё это Тверской районный суд г.Москвы всё же признал Илью Азара виновным в повторном нарушении законодательства о митингах (в 2019 году господин Азар уже был оштрафован за участие в летних протестах из-за выборов в Мосгордуму) и арестовал его на 15 суток. Хочется также напомнить, что 27 мая, в среду, активист Виктор Немытов тоже получил свои 15 суток за одиночный пикет в поддержку Владимира Воронцова.

По административным делам И.Азара и В.Немытова суд "вынес решения под копирку". Судья в обоих случаях проигнорировал доводы о противоречии указа мэра Москвы С.С.Собянина федеральному законодательству.

"В указе Сергея Собянина говорится о запрете на период эпидемии "массовых и публичных мероприятий". Однако проведение одиночного пикета не является массовой акцией и определяется федеральным законом "О митингах",— объяснил адвокат Леонид Соловьев, представляющий интересы как И.Азара, так и В.Немытова— Федеральный закон важнее указа мэра любого города. Это не речь о праве на прогулки, запрещенные в карантин, это спор о выражении мнения гражданина"

Более подробно о данной ситуации можно прочитать здесь Подробнее ➤

Одиночные пикеты

Хочется лишний раз напомнить, что Конституционный Суд РФ еще в феврале 2013 года назвал одиночные пикеты "самой безопасной формой публичного мероприятия".

Проведение одиночного пикета не требует никакого согласования даже в период пандемии. Очевидно, что снованием административной ответственности по ст. 20.2. КоАП может быть только нарушение правил, установленных ФЗ о массовых мероприятиях (!). "Карантинные" ограничения на проведение массовых мероприятий, действующие в Москве, никаким образом не относятся к одиночным пикетам, так как одиночный пикет и массовое мероприятие — это совершенно разные вещи.

"Протест давят в зародыше"

15 суток за одиночный пикет. Власть пошла вразнос?

Как вам демократия и свобода слова?

Что теперь можно сказать о демократии и гласности в нашей стране? Что можно сказать о свободе слова? Похоже, что они уходят в небытие.

С нетерпением жду ваших комментариев. Заранее за них благодарна и благодарна за ваше уважительное отношение к своим оппонентам.

Читайте также: