Почему республики имеют право на принятие конституции а остальные субъекты устава

Обновлено: 02.07.2024

Стоит отметить, что устройство федеративного характера России в свое время обусловливает существование двух главных видов законов – Конституции федеральной направленности, а также конституций субъектов Российской Федерации. В 5 статье Конституции Российской Федерации закрепляется специальное право субъектов Российской Федерации издавать те или иные свои документы учредительного порядка – конституции или устав. А республики в свое время имеют специальные личные конституции, в то время как другие субъекты Российской Федерации (города федерального значения, области, а также края, области автономного характера и автономные округа) – уставы.

Согласно 66 статье Конституции Российской Федерации статус какого-либо субъекта Российской Федерации по большей части определяется именно федеральной Конституцией, а также его уставом. Отсюда получается, что конституция того или иного субъекта Российской Федерации – это основные законы, а также акты учредительного порядка, которые определяют статус субъекта учитывая его специфику и основываясь на правах, которые отмечены Конституцией Российской Федерации.

Закрепление за определенной республикой права принимать конституцию в свою очередь вытекает из традиций существования данного полномочия у них в прошлом, а также из конкретного признания их хотя и не суверенными, но государствами. Важно также заметить, что основные законы достаточно большого количества республик так и именуются определенными конституциями, и не имеют тех или иных специальных наименований. Исключением тут является Республика Калмыкия, которая в свое время именует свою конституцию Степным Уложением.

Достаточно значительная часть конституций республик, а также уставов иных субъектов Российской Федерации, которые по сей день оказывают свое действия была обновлена или же принята на протяжении трех лет после принятия Конституции Российской Федерации. Вместе с этим важно заметить, что особенностью периода, который охватывает 1990-е годы после принятия Конституции Российской Федерации, явилось достаточно интенсивное внесение определенных дополнений, а также изменений в действующие уставы и, конечно, конституции. Это в свою очередь было обусловлено специальным переходным характером реформирования, а также потребностью конкретизации принципов нового строя конституционного характера Российской Федерации, учета постоянно обновляемого законодательства федеральной направленности и, что не менее важно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации.

Федеральный закон

Большее количестве уставов и, конечно, конституций субъектов Российской Федерации, которые сейчас оказывают действия являются принятыми еще в далекие 1990-е годы. Важный факт, что уровень стабильности уставов, а также конституций в значительной мере отличается. В одних субъектах Российской Федерации уставы и конституции принятые в первой половине – середине 1990-х годов по сей день сохраняют свое действие все время обновляясь с целью их соответствия Конституции Российской Федерации и вновь принимаемым законам федеральной направленности. В то время как в других субъектах Российской Федерации уставы и конституции, которые являются принятыми в 1990-х годах заменяются на новые уставы в 2000-х годах. Что касается временного критерия конституций, а также уставов, то их вполне можно разделить на принятые:

  • до вступления в силу Конституции Российской Федерации, которая собственно действует;
  • в 1990-х годах;
  • в 2000-х годах.

В свое время к первой группе имеют отношения конституции республик Саха (Якутия) от 1992 года 4 апреля, Карелия от 1978 года 30 мая, Татарстан от 1992 года 6 ноября. Такие конституции достаточно часто обновляются, но важно заметить, что не заменяются новыми, не обращая внимания на тот факт, что произошли достаточно значительные изменения.

Наиболее многочисленна вторая группа уставов, а также конституций субъектов Российской Федерации (45 субъектов Российской Федерации на январь 2014 года), действующих ныне также с достаточно большим количеством поправок: конституции таких республик Ингушетии, Коми, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Хакасии и иные.; уставы Алтайского, Ставропольского, Хабаровского краев и других; Амурской, Калужской, Кемеровской, Тюменской и иных областей, г. Питера, а также Москвы; автономного округа – Югры Ханты-Мансийска, Ненецкого, и других автономных округов.

Стоит отметить, что начиная с 2000 года и по данный момент времени 35 субъектов Российской Федерации приняли новые уставы, а также конституции, это в свое время свидетельствует о динамике интенсивного обновления уставов и конституций. Что касается группы уставов, то она является принятой в связи с образованием совершенно новых субъектов Российской Федерации в результате слияния с автономиями: Камчатского края в 2008 году, Пермского края в 2007 году, Забайкальского края, а также Иркутской области в 2009 г.

Единое конституционное пространство

Конституция Российской Федерации, а также конституции субъектов Российской Федерации образуют единое пространство конституционной направленности Российской Федерации, имея как общие, так и особенные черты. В качестве общего выступают функционально-правовое назначение служить основным законом и, что не менее важно актом учредительного порядка: в одной ситуации – в отношении государства в целом, в другой – для составных частей Российской Федерации. Особенности в свое время обусловлены существенной разницей в природе государственности. С данных позиций различия просматриваются в силе юридической направленности, объекте регулирования правового характера, территории действия, специальной процедуре принятия, пересмотра и, конечно, внесения поправок, а также в правовой защите.

По силе юридической направленности соотношение между федеральной Конституцией Российской Федерации, а также конституциями, уставами субъектов Российской Федерации выглядит таким образом. Конституция Российской Федерации обладает высшей силой юридического характера и верховенством на всей территории России (об этом свидетельствует 4, а также 15 статья Конституции Российской Федерации). Так получается, что конституции, уставы субъектов Российской Федерации обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации. Что касается основных законов, то они в свое время обладают высшей юридической силой и, конечно, верховенством в системе регионального законодательства.

Различия существенного характера обычно наблюдаются с точки зрения объекта конституционно-правового регулирования. Учитывая разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, а также ее субъектами, как Конституция федеральной направленности, так и конституции, уставы составных частей России имеют собственный объект регулирования. В соответствии с 71–73 статьей Конституции Российской Федерации на уровне федеральной Конституции определяют конкретные отношения по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия органов федерального характера по предметам совместного ведения. Уставами, а также конституциями субъектов Российской Федерации осуществляется процесс регулирования отношений в соответствии с их предметами ведения, а также полномочиями органов власти государственной направленности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

По территории действия Конституция федеральной направленности имеет определенную юридическую силу на всей территории России, в то время как конституции, уставы субъектов осуществляют свои действия только на их территории. Экстерриториальное действие конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации имеет место в достаточно малом количестве случаев. Например, в ситуации появления каких-либо споров между субъектами Российской Федерации, при подготовке и, что не менее важно подписании меж федеральных, и межрегиональных договоров иногда появляется потребность применения, использования и ссылки на определенные конституционные нормы, уставы субъектов Российской Федерации, которые являются вовлеченными в правотворческий, правоприменительный, а также договорные процессы выходящие за рамки их территории.

Обеспечение соответствия конституций

Также важно заметить, что наличие важных в том числе гарантий конституционной направленности обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации никаким образом не предотвратило, к сожалению, нарушения ее отдельных положений в конституционном, а также уставном законотворчестве целого ряда субъектов Российской Федерации. Так, по специальным данным Министерства юстиции Российской Федерации на 2000 год среди 21 конституции республик в 19 имелись определенные положения, которые не соответствовали Конституции Российской Федерации. Что касается противоречий, они обнаруживались и в уставах иных субъектов Российской Федерации. Всего несоответствия российской Конституции имелись в половине одних из главных законов субъектов Российской Федерации. Также по отдельным расхождениям выносились определенные решения Конституционного органа судебной власти Российской Федерации, которые признавали неконституционными положения конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации, вносились протесты органов прокуратуры, принимались специальные заключения экспертного характера Министерства юстиции Российской Федерации, тем не менее не всегда следовала адекватная реакция со стороны субъектов Российской Федерации. Достаточно долгий промежуток времени в России наблюдалось нежелание определенного круга субъектов Российской Федерации, особенно республик принимать конкретные меры по исправлению выявленных несоответствий. Лидеры некоторых республик (Татарстан, Башкортостан и др.) заявляли о том, что они не обязаны вносить изменения в их конституции, а, напротив, Конституцию Российской Федерации необходимо привести в соответствие с их основными законами. В некоторых случаях при данных заявлениях делался конкретный акцент на приоритет двустороннего договора межфедерального характера, а также Федеративного договора над федеральной Конституцией.

Отсюда получается, что приведение конституций и уставов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации не является проблемой, которая окончательно решена.

Логотип

  • Вакансии
  • Нормативно-правовые акты
  • Квалификационные требования
  • Должностные инструкции
  • Условия и результаты конкурсов
  • Доход муниципальных служащих
  • Порядок поступления на муниципальную службу
  • График приема граждан
  • Регламент рассмотрения обращений
  • Работа с обращениями
  • Формы документов
  • Порядок рассмотрения обращений
  • Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
  • Интернет-приемная
  • Распоряжения 2021
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Распоряжения 2009
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010
  • Постановления 2009
  • Нормативные правовые и иные акты
  • Комиссия по противодействию коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические метариалы
  • Формы документов для заполнения
  • Сведения о доходах муниципальных служащих
  • Сообщить о факте коррупции

Вы здесь: Администрация Информация Значение Конституции РФ в жизни страны

Дополнительная информация

200x200

Значение Конституции РФ в жизни страны

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Чертков Александр

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н.

Закон о поправке к Конституции РФ принят и одобрен всеми обязательными участниками законодательного процесса. Конституционный Суд РФ также дал на него положительное заключение.

Убежден, что положения о единстве публичной власти создают потенциал для ее эффективной организации и осуществления на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в интересах граждан. Более того, они задают новый тренд конституционного развития страны.

Значение обновленной главы 8 трудно переоценить. Ее нормы направлены на совершенствование организации местного самоуправления и его взаимодействие с государственной властью в интересах населения. Разумеется, сами по себе поправки не решат всех проблем организации и осуществления публичной власти – их созидательный потенциал необходимо реализовывать на уровне законодательства и правоприменительной практики.

Новая редакция ст. 131 Конституции предусматривает широкий выбор способов территориальной организации местного самоуправления, участия госорганов в их формировании, изменении границ территорий, на которых оно осуществляется, а также специфики городского самоуправления. Именно федеральный закон провозглашен источником определения таких форм, он же стал и ограничителем вмешательства государства в дела местного самоуправления.

Сам по себе такой подход представляется правильным, поскольку только закон должен определять взаимодействие двух подсистем публичной власти. Вместе с тем полагаю, что столь высокая роль федерального закона потребует от законодателя большей последовательности и ответственности, чем было проявлено в урегулировании вопросов местного самоуправления до настоящего времени. Обновленный статус федеральных парламентариев также требует высокого уровня профессионализма.

В соответствии со ст. 132 Конституции не только федеральный закон, но и закон субъекта Федерации становится источником перераспределения полномочий между государственной и муниципальной властями, что предъявляет повышенные требования и к качеству регионального законодательства. Практика также настоятельно диктует необходимость развития гибкой системы перераспределения полномочий между регионами и муниципалитетами. Но, разумеется, главной новеллой ст. 132 стало провозглашение единства публичной власти, предусматривающего вхождение в нее всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также обязанность их взаимодействия в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач в интересах населения.

Согласно ст. 133 Конституции органы местного самоуправления выполняют публичные функции и полномочия, имеющие государственное значение, во взаимодействии с органами государственной власти и, конечно, имеют право на компенсацию дополнительных расходов, возникших при их осуществлении.

В целом важно отметить, что конституционные поправки однозначно определили цель единства системы публичной власти и взаимодействия всех ее органов. Это означает, что вопрос должен решаться на том уровне, на котором это наиболее эффективно для граждан (поселенческом, районном (окружном) или региональном). Полагаю, что единство публичной власти не позволяет оправдывать неэффективность осуществления того или иного полномочия ссылками на относительную самостоятельность ее подсистем.

Обновление Конституции в части регулирования публичной власти вызревало в ходе научных обсуждений и поиска оптимальных решений практических проблем. В отношении взаимодействия государственной и муниципальной властей дискуссия развивалась от гипертрофированных подходов к самостоятельности местного самоуправления до предложений построения системы местного госуправления и чуждости местного самоуправления для России. В связи с этим единство публичной власти с выделением подсистем государственной власти и местного самоуправления представляется сбалансированным и перспективным.

К большому сожалению, в Конституции не нашла концентрированного отражения третья подсистема публичной власти – власть гражданского общества, или общественная власть. Полагаю, что вопросы гражданского общества могли бы стать не только новой статьей, но и новой главой Основного Закона, что способствовало бы развитию гражданского общества и демократизации социальной практики. Ведь публичная власть – не просто власть государства плюс местная. Это власть общества, осуществляемая в его интересах, под его контролем и по его запросу. Именно в такой интерпретации конституционные новеллы о публичной власти, на мой взгляд, дадут максимальный позитивный эффект, найдя отражение в законодательстве и правоприменительной практике.

Очевидно, потребуется корректировка федерального и регионального законодательства в обозначенном направлении с целью обеспечения реализации новых положений Основного Закона. Полагаю, будет весьма продуктивно, если работа по совершенствованию законодательства пройдет с участием гражданского общества.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.

Особое место конституций и уставов в системе законодательства субъектов прямо вытекает из положений ст. 5 федеральной Конституции, где конституция и устав не охвачены общим понятием "законодательство".

В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации - федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции.

Именно совокупным действием учредительной власти Федерации и ее субъектов в полной мере определяется статус субъекта, основы его устройства, организация системы власти, полномочия субъекта.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ, основам ее конституционного строя, Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и другим федеральным законам. Поэтому вполне правомерно, что в конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.

Естественно, включение в конституцию и устав этих общефедеральных начал устройства государства и общества каждым конкретным субъектом не означает, что он их самостоятельно учреждает. В силу прямого действия Конституции РФ на всей территории страны ее принципы и начала реализуются непосредственно в каждом субъекте. Однако их отражение в конституциях и уставах субъектов имеет важное значение для целостной правовой характеристики статуса субъекта, основных начал его устройства, положения человека и гражданина. Таким путем обеспечивается правовая форма распространения основных начал федеральной Конституции на уровень субъектов, что необходимо для сохранения единства правовой системы государства.

Отражение принципов федеральной Конституции в учредительных актах субъектов выступает непосредственной юридической основой обязанности всех органов государственной власти каждого конкретного субъекта их соблюдать, включать в их охрану не только федеральные механизмы защиты, но и те, которые есть на уровне субъектов Федерации. Имеет значение и то обстоятельство, что через конституции и уставы субъектов положения федеральной Конституции, реализуемые на региональном уровне, становятся более близкими и понятными населению субъекта.

В одних конституциях и уставах такое воспроизведение положений федеральной Конституции дается более полно, в других менее полно. Это разнообразие не является неправомерным. Указанное воспроизведение не должно быть зеркальным, как было в прошлом конституционном законодательстве советского периода, когда конституции республик практически полностью воспроизводили текст Конституции СССР. Однако если то или иное принципиальное положение федеральной Конституции не отражено в конституции или уставе субъекта, это не означает, что в данном субъекте оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Конституции РФ оно обязательно для субъекта.

Так, например, в Уставе Костромской области права и свободы человека и гражданина не перечисляются, а отмечается, что на территории области человек и гражданин обладают правами и свободами, несут равные обязанности, определенные Конституцией РФ, федеральными и областными законами, а также нормами международного права. В других конституциях и уставах права и свободы, закрепленные в федеральной Конституции, перечисляются подробно. Однако такая различная форма закрепления ни в какой мере не отражается на реальном статусе личности.

Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для закрепления тех правоположений, которые отнесены к их исключительному ведению и по которым они вправе осуществлять собственное правовое регулирование (т.е. в рамках ст. 73 Конституции РФ). В этих пределах субъект самостоятельно разрабатывает свою конституцию (устав): ее структуру, содержание, систему органов, их наименования, полномочия, конкретное выражение принципа разделения властей, избирательную систему, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и решает другие вопросы, входящие в сферу его исключительной компетенции, определяет характер и полноту правового отражения начал, лежащих в основе федеральной Конституции.

По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

По своей структуре конституции и уставы имеют как общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы - на главы, главы на статьи. Некоторые акты содержат по два раздела, подобно тому, как это сделано в федеральной Конституции. (Например, республики Северная Осетия - Алания, Ингушетия.) Однако в некоторых конституциях и уставах насчитывается большее количество разделов. Так, в конституции республики Карелия 7 разделов, Башкортостан - 6, Татарстан - 8, Саха (Якутия) - 9, в Уставах Воронежской и Калининградской областей - по 8. Подавляющее большинство уставов и некоторые конституции делятся только на главы, а Степное Уложение республики Калмыкия - только на статьи.

В Республике Калмыкия такого рода акт называется Степное Уложение (основной закон).

Различна и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого раздела, главы закрепляются нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения). Однако в некоторых уставах на первое место ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (например, уставы Курской и Воронежской областей). Некоторые конституции и уставы имеют главы, не типичные для большинства такого рода актов. Так, в конституции Республики Саха (Якутия) есть главы "Внешние связи республики", "Экономическая основа республики", в уставе Приморского края - "Избирательная система", в уставе Саратовской области - "Финансы области", "Социальная сфера", "Обеспечение порядка и безопасности" и проч.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть вынесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число)законодательного (представительного) органа, в некоторых - Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа(1/3, 1/5, определенное число);глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах - граждане(2% - в Приморском крае, 40 тыс. - в Воронежской области, 25 тыс. - в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа(Курская область); судебные органы и прокурор области(Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статейпредставительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции.

Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан - при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия - голосованием 3/4 депутатов Народного Хурала, с последующим созывом Конституционного Собрания. В Республике Тыва изменение гл. 1 ("Государственное устройство Республики Тыва") производится Великим Хуралом на основе референдума. В республике Северная Осетия - Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных гл. 1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.

В уставах некоторых субъектов тоже имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.

Так, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст. 5, 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплены нормы о том, что положения разделов 2 и 9 (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения разделов 1, 2, 3, 4 и 9 Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.

Читайте также: