Почему реквием можно назвать трагическим завещанием потомкам

Обновлено: 17.05.2024

Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.
Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной детали или явления окружающей жизни. Все находит свое отражение в стихах: и хорошее, и трагическое.

Поэма “Реквием” заставляет

читателя еще раз задуматься о судьбе гениальной поэтессы, которой пришлось столкнуться с ужасающей катастрофой.
Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признается, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью,
был.
Эти строки написаны уже намного позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Уже ретроспективно, вспоминая события

прошедших лет, Анна Андреевна заново осознает те явления, которые провели черту в жизни многих людей, отделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную, бесчеловечную действительность.
Поэма “Реквием” достаточно коротка, но сколь сильное действие она оказывает на читателя! Это произведение невозможно читать равнодушно, горе и боль человека, с которым произошли страшные события, заставляют точно представить себе весь трагизм ситуации.
В нескольких строчках, названных “Вместо предисловия”, Анна Андреевна рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Годы ежовщины по сути своей были геноцидом против собственного народа. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие люди заключенных, стали своеобразным символом того времени.

Тюрьма вошла в жизнь самых достойнейших людей, сделала невозможным даже саму надежду на счастье.
Поэма “Реквием” состоит из нескольких частей. Каждая часть несет свою эмоционально-смысловую нагрузку. Например, “Посвящение” – это описание чувств и переживаний людей, которые все свое время проводят в тюремных очередях. Поэтесса говорит о “смертельной тоске”, о безысходности, об отсутствии даже малейшей надежды на изменение сложившейся ситуации.

Вся жизнь людей теперь зависела от приговора, который будет вынесен близкому человеку. Этот приговор навсегда отделяет семью осужденного от нормальных людей. Ахматова находит удивительные образные средства, чтобы передать состояние свое и других:
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылых скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
“Ветер свежий”, “закат” – все это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые отныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решеткой:
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна.
Анне Ахматовой пришлось пережить арест и расстрел мужа, арест сына. Как прискорбно, что талантливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима Великая страна Россия допустила над собой такое издевательство, почему? Все строчки произведения Ахматовой содержат в себе этот вопрос.

И при чтении поэмы читателю становится все тяжелее и тяжелее при мысли о трагических судьбах невинных людей.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусъ.
Россия раздавлена, уничтожена. Поэтесса от всего сердца жалеет родную страну, которая совершенно беззащитна, скорбит о ней. Как смириться с тем, что случилось? Какие слова найти?

В душе человека может твориться что-то страшное, и нет никакого спасения от этого.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
В этих строчках уместилось огромное человеческое горе. Шла “как на выносе” – это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома, за ним идут близкие родственники.

И как контраст появляется воспоминание о юности, в которой Анна Андреевна была весела, легка и беспечна.
Расставание с сыном, боль и тревога за него иссушают материнское сердце. Невозможно даже представить себе всю трагедию человека, с которым случились столь страшные испытания. Казалось бы, всему есть предел. И именно поэтому нужно “убить” свою память, чтобы она не мешала, не давила тяжелым камнем на грудь:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Все пережитое Ахматовой отнимает у нее самое естественное человеческое желание – желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддерживает человека в самые тяжелые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается к смерти, зовет ее, надеется на ее скорый приход. Смерть предстает как освобождение от страданий.

Однако смерть не приходит, зато приходит безумие. Человек не может выдержать того, что выпало на его долю. А безумие оказывается спасением, теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бесчеловечной:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
Финальные строки поэмы символизирует прощание с реальным миром.
Поэтесса понимает, что безумие отнимет у нее все, что было так дорого доселе. Но именно это в данной ситуации оказывается лучшим выходом, символизирует собой спасение, освобождение от всего, что так мучит и тяготит.

Анализ стихотворения

В 1916 году Марина Цветаева пишет стихи, посвященные сыну А. Ахматовой и Н. Гумилева Льву, которые стали пророческими:

Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!
Северный Океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок — в твоей горсти!

Действительно, судьба сына великих поэтов сложилась трагически. Он оказался среди прочих других, кто был арестован, как участник заговоров.

Впервые Льва Гумилева, учащегося на историческом факультете ЛГУ, заключили под стражу в 1935 году, но Ахматова довольно быстро смогла его спасти его от тюрьмы. Но 1938 году он был вновь арестован и приговорен к 10 годам лагерей, которые потом сократили до 5 лет. А в 1949 году сын Ахматовой был приговорен к казни, которую заменили ссылкой.

Так родилась идея написания цикла стихов в 1934 году, которые позже были объединены в одно произведение. Ахматова особенно много работала над созданием поэмы в 1938 — 1940 годах. А закончена она была только через 20 лет.

Конечно, поэму долгие годы не могли издать в России. Поэтому Ахматова зачитывала строки произведения своим близким, в памяти которых они и хранились, а рукописи сжигала.

В 1987 году в России поэма, наконец, была опубликована полностью и вскоре вошла в перечень обязательных к изучению произведений в школе.

Поэма написана в разные периоды жизни Ахматовой и состоит из отдельных стихотворений, поэтому создает впечатление собранных осколков горя поэтессы в одну большую народную тоску по общей трагедии.

Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…

И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Пятый и шестой стихи – кульминация поэмы, апофеоз страданий лирической героини, тягостное предчувствие смерти сына. Буквально разрывают ее мысли и чувства в ожидании страшного:

И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

Но наверное, не суметь пережить матери свое страшное горе. В 8 стихе звучит мольба лирической героини о скорой смерти. Отчаяние просит любого исхода, только бы не жить, настолько невыносимо горе.

И вот в 9 главе уже нет выхода из безумия, накрывшего наполовину душу героини. Она согласна подчиниться ему, которое вскоре не оставит ей ничего. Тяжелые воспоминания оставило о себе свидание с сыном, не принесло облегчения, а только усилило боль.

Всего 8 строк в 10 главе – это, пожалуй, самые главные эмоционально и по смыслу строки. Лирическая героиня сравнивает себя с Марией Магдалиной, прошедшей весь крестный путь за своим сыном.

В четырех строках и отчаяние, и немой крик:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы…

И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной…

Вторая часть заключительной части поэмы звучит церковным многоголосьем для каждой, которая пережила такое же горе. Зучит призывом к потомкам не забывать те страшные годы народа, горе, которое он пережил.

Если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ

Несмотря на то что в произведении много эпического: композиция с прологом, основной частью и эпилогом, исторические события в основе сюжета, — жанр был определен безоговорочно как поэма. И лирического здесь, пожалуй, даже больше.

Читайте также: