Почему ребенку важно знать свои права
Обновлено: 02.07.2024
Права ребёнка
Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.
Автор: Т. В. Рябцева
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материалы для учителя [PDF] [DOCX]
Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.
Задачи:
- формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
- способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.
Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.
Задание.
Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.
Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.
Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?
Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?
2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?
(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).
Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.
Задание № 1. (прим. все задания в приложении)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
- Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.
Задание № 2.
Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.
Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.
Задание № 3.
Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?
Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.
(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)
Задание № 4.
Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?
- Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
- Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
- Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
- Доступ к информации (ст. 17).
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
- Право на охрану здоровья (ст. 24).
- Право ребенка на образование (ст. 28).
- Право на отдых и досуг (ст. 31).
- Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).
В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.
(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)
Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!
Задание № 5.
Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.
Задание № 6.
Работа в группах.
Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.
Задание № 7.
Задание № 8.
Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.
(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)
Муниципальный район "Чурапчинский улус (район)"
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Ребенок имеет право!
Список документов, которые защищают права ребенка:
- Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
- Декларация прав ребенка(Принята 20.11.1959 г Генеральной Ассамблеей ООН)
- Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)
- Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА
Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.
У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.
Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.
Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.
Правовой статус – это твоё положение в мире права, которое определяется правами, обязанностями и ответственностью.
По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, - приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.
Здесь приведен основной перечень твоих прав и обязанностей.
С рождения ты имеешь права:
- на имя;
- на гражданство;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);
- на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);
- на уважение чести и достоинства;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);
Обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.
C 6 лет добавляются
- совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);
- свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.
Обязанности:
- получить среднее образование;
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.
С 10 лет добавляются
- на учет твоего мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью.
С 14 лет добавляются
- получить паспорт гражданина РФ;
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда;
- участвовать в молодёжном общественном объединении.
Обязанности:
- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.
С 15 лет добавляются
- работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.
С 16 лет добавляются
- вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
- быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.
С 17 лет добавляются
Обязанности:
- для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).
В 18 лет
человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность.
Читайте также: