Почему раскольников продолжает свой допрос хотя кажется понимает почему и ради чего она так живет

Обновлено: 07.07.2024

Раскольников идет к Алене Ивановне, известной старухе-процентщице, чтобы заложить у нее отцовские серебряные часы. На самом деле заклад часов — только предлог: посещение Раскольникова — проверка обстоятельств. Студент давно вынашивает некий план. Он обещает Алене Ивановне прийти через некоторое время заложить серебряную папиросочницу. Как выяснится позднее, он замыслил убийство:

«О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц…
— Раскольников о своем плане

Глава 2

На Сенной площади Раскольников заходит в одну из множества распивочных. Там он замечает неординарного для заведения человека, похожего на отставного чиновника, только сильно обедневшего. Оказывается, это спившийся титулярный советник Семен Мармеладов.

Глава 3

Раскольников получает письмо от матери из которого узнает о том, что его сестра Дуня была оклеветана некими помещиками Свидригайловыми, у которых она служила гувернанткой. Свидригайлов стал настойчиво приставать к девушке, что стало известно его жене, Марфе Петровне, которая обвинила во всем Дуню и стала распускать слухи о ней. Дуня вернулась в дом матери. Вскоре Марфа Петровна узнала от своего мужа всю правду, и извинилась перед Дуней, но чтобы устранить конкурентку свела ее со своим Петербургским родственником Петром Петровичем Лужиным. Дуня соглашается выйти за него, и вместе с матерью они собираются переехать в в Петербург.

Глава 4

Прочитав письмо Раскольников понимает, что замужество с Лужиным — это акт самопожертвования Дуни, чтобы спасти семью от нищеты. Он не может принять этой жертвы, и одновременно сознает, что не может запретить сестре выходить за надворного советника. Постепенно его мысли вновь уводят его к тревожащему его плану (убийству процентщицы).

Глава 5

Раскольников гуляет на островах. Зайдя в трактир, он съедает пирог и выпивает водки, но поскольку давно не пил спиртного, то сразу же пьянеет и до дома не доходит. Он засыпает в кустах. Раскольников видит страшный сон о лошади: в детстве они вместе с отцом стали свидетелями жуткой сцены. Теперь она возвращается во всех садистских подробностях: озверевшие пьяные мужики в наслаждении насмерть забивают тощую лошадь, которая не может увезти тяжелый воз. В слезах бессилия и ужаса, маленький Родя бросается к мертвой лошади, целует ее, и кидается на мужика (этот сон очень важен для понимания того, как теория Раскольникова воздействует на его психику).

Глава 6

Глава 7

Часть вторая

Глава 1

Раскольников просыпается на следующий день в разгар дня. Он вспоминает о произошедшем и в страхе осматривает вещи, отыскивая пятна крови. Также он прячет забытые в карманах драгоценности старушки в дыру под обоями. К нему приходит служанка Настасья. Она принесла ему повестку от квартального: герою нужно было явиться в полицейскую контору. Раскольников волнуется, но причина вызова оказывается тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры.

Когда Раскольников уходит из участка, он слышит, как полицейские обсуждают убийство процентщицы. Волнение накрывает его, и юноша падает в обморок. Окружающие думают, что он болен, его приводят в чувство и отпускают домой.

Глава 2

Раскольников так и не решается сделать что-либо с украденными ценностями, ради которых он пошел на преступление. Чтобы полиция не обнаружила их, он прячет все под камень в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.

Глава 3

Вернувшись домой, Раскольников пробредил несколько дней, а очнувшись, увидел рядом с собой Разумихина и Настасью. Родиону приносят денежный перевод от матери, приславшей деньги на оплату жилья. От Разумихина Раскольников узнает, что к нему приходил из полиции некто Заметов и пытался разузнать, были ли среди украденных у процентщицы вещей его собственные.

Глава 4

К Раскольникову приходит Зосимов, старый приятель Родиона со студенческой учебы. Зосимов учится на врача. Он рассказывает об убийстве старушки-процентщицы и ее сестры, Раскольников узнает, что у полиции уже есть подозреваемые: это Миколка, красильщик, работавший в доме Алены Ивановны.

Глава 5

К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольников упрекает мужчину, что тот собирается жениться на Дуне только для того, чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Глава 6

Гуляя по городу, Раскольников решает утопиться, но, передумав, в полубреду идет к дому убитой старухи-процентщицы. Дом ремонтируют. Он заговаривает с малярами об убийстве, но его лихорадочный вид отпугивает работников: они принимают Раскольникова за безумца.

Глава 7

Раскольников идет к Разумихину и по пути встречает толпу: сбили какого-то чиновника, которым оказывается известный Родиону Мармеладов. Он пьян и, кажется, при смерти. Несчастного уносят домой, Катерина Ивановна, видя полумертвого мужа, заходится в истерике. Перед смертью Мармеладов успевает попросить прощения у дочери Сони, умирая у нее на руках. Здесь они впервые и знакомятся с Раскольниковым:

Раскольников отдает все присланные матерью деньги на похороны Мармеладова.

Родион чувствует, что выздоравливает и идет в гости к Разумихину. Дмитрий провожает его домой. Подходя к дому Раскольникова, студенты видят в его окнах свет. Когда друзья поднялись в комнату, оказалось, что к Родиону приехали мать и сестра. Увидев близких, Родион вновьь падает в обморок.

Часть третья

Глава 1

Обморок Раскольникова не на шутку пугает женщин, которые давно не видели его. Он приходит в себя и успокаивает их. Он просит Дуню отказать Лужину, ведь он понимает его (как и ее) истинные мотивы. Взволнованная Пульхерия Александровна порывается ухаживать за нездоровым сыном, но Разумихин обещает позаботиться о нем, и мать с Дуней уезжают в гостиницу. Видно, что Разумихину явно приглянулась Дуня, красивая, воспитанная и благородная. В ней одновременно соседствуют мягкая, уверенная сила и женственность.

Глава 2

Утром Разумихин идет к семье Раскольникова. Они говорят о письме которое прислал Лужин. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову.

Глава 3

Раскольникову становится лучше. Он свободнее общается с близкими, но в то же время замечает, что они его точно опасаются. Родион рассказывает, как отдал все деньги Мармеладовым на похороны. Разговор снова переводится на Лужина. У Раскольникова нет к нему ни веры, ни уважения и, кроме того, он считает, что Петр Петрович неподобающе обращается с Дуней. Сестра сообщает о письме Лужина и о его странном желании не звать Родиона. Раскольников не настаивает, чтобы она приглашала его. Однако она решает не выполнять просьбу жениха и наоборот, просит Родиона присутствовать на этой встрече.

Глава 4

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова. Зная о некоторых взаимоотношениях с отцом и помня об оставленной Родионом у них на подоконнике мелочи, она приглашает его на похороны. Раскольников представляет ее родным, хотя это считается неприличным и даже вызывающим: дворянки, пусть и обедневшие, не могут общаться с продажной женщиной. Раскольниковых это не смущает, и Дуня на прощание даже кланяется Соне, приводя ее в замешательство. На пути домой девушка осознает, что ее преследует какой-то незнакомец, который оказался ее новым соседом (дальше по сюжету становится ясно, что это был Свидригайлов).

Глава 5

Вместе с Разумихиным Раскольников едет к следователю Порфирию Петровичу: друг обещал познакомить их. Родион говорит следователю, что хотел бы забрать те вещи, которые закладывал Алене Ивановне. Порфирий соглашается — он помнит их среди изъятого — но Родиону нужно написать заявление. У них завязывается разговор, и хотя он совсем не похож на допрос, Раскольникова охватывает смутное чувство, что он под подозрением.

Уточняя детали дела, следователь спрашивает у Раскольникова, видел ли он, например, во время последнего визита к процентщице, красильщиков. Медля с ответом, юноша говорит, что не видел. Тут же Разумихин отвечает за друга, что тот приходил к Алене Ивановне за три дня до убийства, соответственно, никаких маляров там быть и не могло. Студенты уходят от Порфирия.

Глава 6

Часть четвертая

Глава 1

Глава 2

Раскольников в компании с Разумихиным приходят к семье Родиона. Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество.

Глава 3

Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он скренне считает, что спасает Раскольниковых от бедности. Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права. Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти. На этом отношения Дуни и Лужина заканчиваются.

Глава 4

Раскольников является на квартиру к Соне: он интересуется, что теперь будет делать Соня, ведь после смерти Мармеладова все семейство на ней. Она говорит, что не сможет оставить несчастных на верную смерть. В один момент Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

В разговоре с Соней, Раскольников, неожиданно для себя осознает, что не смотря на всю тяжесть положения в котором находится девушка, она сумела сохранить чистоту души. Раскольников торжественно обещает Соне в следующий раз сказать ей, кто убил Лизавету. Их разговор не остается в тайне: за перегородкой в соседней комнате живет Свидригайлов, который слышит каждое слово.

Глава 5

Глава 6

Часть пятая

Глава 1

Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом. Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье. Он дает ей 10 рублей. Лебезятников, не смотря на свои убеждения о вреде всяческой благотворительности, искренне выражает восхищение поступком Лужина (позже окажется, что он видел как Лужин тайком сунул в карман Сони сторублевую купюру).

Глава 2

Глава 3

Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность, но из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, но думал, что таким образом он хотел помочь девушке, а теперь не понимает смысл этого поступка. Раскольников поясняет собравшимся, что таким образом Лужин хотел очернить Соню, чтобы поссорить его с сестрой и матерью. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.

Глава 4

Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит.

Глава 5

Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это — те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней.

Часть шестая

Глава 1

Глава 2

Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион — убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность.

Глава 3

Раскольников решает встретиться со Свидригайловым — его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное:

Глава 4

Свидригайлов честно рассказывает ему о странных взаимоотношениях с женой: она знала и приняла тот факт, что Свидригайлов никогда не будет ей верен, но они заключили договор со множеством условий, с кем и когда он имеет право изменять супруге.

Глава 5

Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович, окончательно осознав, что девушка никогда его не полюбит, подает ей ключ. Дуня бросает револьвер и уходит.

Глава 6

Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места. Затем он возвращается домой и заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. Она благодарит его за помощь в похоронах. Свидригайлов дает ей 3 тысячи рублей, которые Соня сначала отказывается брать. Свидригайлов настаивает: так она сможет жить нормальной жизнью, и, кроме того, они пригодятся ей на каторге, ведь она готова последовать за Раскольниковым в Сибирь.

Свидригайлов уходит в дикую часть города (на теперешнюю Петроградскую сторону), идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улицу и, достав Дунин револьвер, стреляет себе в голову.

Глава 7

Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью. Он говорит ей о решении принести явку с повинной, а также говорит, что раскаивается и честно хочет начать новую жизнь. Преступления же Родион за собой не признает. Беда в том, что душа его не хочет принять содеянного:

Глава 8

Эпилог

Глава 1

Раскольникова приговорили к восьми годам каторги (вместо двадцати, за явку с повинной и хлопоты Порфирия, а также Разумихина, срок был снижен). Несчастная Пульхерия Александровна, заболевает сразу же, как сын попадает под суд, у нее расстройство сознания: не желая верить, что сын — убийца, она создает себе иллюзию, в которую всем сердцем верит. Она полагает, что Родион уехал. Довольно скоро она умирает.

Дуня выходит замуж за Разумихина, на свадьбе присутствует и Порфирий Петрович. Молодые собираются переехать в Сибирь к Раскольникову, как только скопят средств, Разумихин утверждает, что в Сибири хорошая земля и можно развивать хозяйство.

Соня с самого начала собиралась последовать за Раскольниковым, и выполняет это. Каторжане нежно любят девушку за ее доброту и кротость, а вот Раскольникова, наоборот, все чуждаются: юноша отталкивает своей угрюмостью и держится особняком (становится понятно, что хотя он признался, внутреннего раскаяния в содеянном не произошло).

Глава 2

В Раскольникове пробуждаются раскаяние и вера в Бога:

У такого человека как Раскольников появились теплые чувства к Соне. Но истерзанный своим поступком все-таки решается рассказать, что он убийца. Придя к Соне, он рассказывает о том, что он преступник, по ее лицу было понятно, что нужно понести наказание за содеянное. Это придало уверенности и силы Раскольникову. Соня говорила о том, что он должен пойти на Сенную поцеловать землю, ведь перед нею согрешил, а не только перед народом, и заявить в голос что убийца. Дойдя до середины площади, ощутил новое неизведанное чувство, тогда он был уверен, что наказание должен понести. Но из-за откликов людей так и не смог в голос произнести, что он и есть убийца. Что все мысли, в которые от тщетно верил, ничтожны и не несут ни какого смысла, что погубил он себя таким действием.

Возле конторы ноги онемели, но он продолжал идти, зная, что это правильное действие. На пути в контору встретил Прохора, который вел это дело, задрожал и думал что лишь бы не к нему. Но войдя в контору не смог произнести слова о своем признании. Тогда Раскольников вышел и уже на улице увидел Соню, прятавшуюся во дворе. Тогда он и подумал, что она с ним будет в любой ситуации до конца, куда бы ни завела судьба. И без колебаний зашел и рассказал что он преступник. Это признание рассматривал как признание своей ничтожности и убогости. В его наказании и есть спасение. По-настоящему раскаялся он только на каторге, после общения с Соней и прочтения Евангелия. Его спасла любовь и не до конца потерянная человечность.

Ответ или решение 1

2. Порфирий Петрович опытный следователь, поэтому он понимает, что Раскольников не родился убийцей, а стал преступником в силу обстоятельств. Он сделал это ради спасения других людей, для очищения мира, то есть им двигала праведная цель, но путь к этой цели он выбрал неправильный. А так как на самом деле Раскольников добрый и отзывчивый человек, совершивший ошибку, то ему морально очень тяжело, его раздирают внутренние противоречия, и следователь это понимает. Нормальный человек не может спокойно нести такой груз.

Страдает ли герой из-за убийства старухи?

После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.

Само по себе убийство процентщицы не мучает героя. Он искренне проникся идеей и её смерть была неотвратимым фактом. Старуха снится Родиону – это его душа мучается от греха. Страшнее смертного греха для героя страх осмеяния и разоблачения: не даром во сне ему чудится, будто бы он убивает жертву, а она смеётся над ним. Смех слышен из соседних комнат, с лестницы – это символ того, что Раскольников боится осмеяния и осуждения.

Почему Раскольников сознался в убийстве, но не раскаивается в нем? (Достоевский Ф. М.)

Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.

В конце концов Раскольников идет по пути Сони — решает страдать во искупление своего греха и является с повинной. Молодой человек несет наказание. Но с каторгой жизнь для героя не кончается, напротив, он духовно выздоравливает и стремится душой к возрождению: за новую жизнь нужно будет «заплатить. великим, будущим подвигом. «

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский.

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе.

Учебная презентация к уроку литературы в 10 классе. Цель — выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя.

Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.

Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.

Раскаялся раскольников своем преступлении

Читая Достоевского. Раскольников.

В литературе о Достоевском накоплеы десятки версий о причинах преступления Раскольникова. Попытаемся изложить свою собственную.

Раскольников отстаивает свой поступок до конца.

Достоевский не ограничился, таким образом, в осуждении штирнерианствующего Раскольникова хрестоматийным вариантом этого осуждения, согласно которому Раскольников должен был бы сам осознать безнравственность своего поступка и внутренне возжаждать наказания за него. Он воплотил индивидуалистическую идею в образе нераскаявшегося

Главным героем произведения является Родион Романович Раскольников. Это молодой человек приятной наружности, оказавшийся в сложной жизненной ситуации. Он живет в Петербурге. У него нет денег, для того чтобы продолжать обучение в университете, зарабатывать ему не хочется. Он очень плохо одет, ему нечем платить за жилье. Все эти обстоятельства заставляют его испытывать душевные страдания.

Семья Раскольникова состоит из матери и младшей сестры Дуни. Они очень любят его, возлагают на него большие надежды, готовы на большие жертвы, чтобы у Родиона была возможность учиться в университете.

Достоевский не говорит о том, как проходили дни героя до того, как ему пришла идея совершить преступление. Можно только предположить, что он лежал в своей комнате, похожей на шкаф, и думал. Его раздумья вылились в статью, которой он решил поделиться с читателями. В этой статье речь шла о психологических характеристиках преступника во весь период совершения преступления.

В конце статьи молодой человек мимоходом заметил, что есть люди, которые имеют право творить бесчинства. Эта мысль составляла главную часть теории Раскольникова. По его мнению, все люди подразделяются на две категории: обыкновенных и необыкновенных. Первые служат материалом, биологической массой для воспроизводства, работы, обеспечения жизни необыкновенных. Им нельзя нарушать закон. Последние – это люди с большими способностями в разных сферах деятельности. Их предназначение в том, что они двигают человечество вперед, способствуют прогрессу, развитию цивилизации. Часто движение вперед невозможно без человеческих жертв, поэтому ради лучшего будущего, необыкновенным разрешается убивать, разрушать, то есть нарушать законы, совершать преступления. Если бы Ньютону для его открытия потребовалось убить десять или сто человек, то он не просто бы имел на это право, он обязан был бы их устранить.

Раскольников подтверждает верность своей теории историческими примерами. Ликург, Наполеон, Магомет были преступниками в общечеловеческом смысле слова. Устанавливая свои законы, они нарушали существовавшие до них. Великие люди должны быть преступниками, только это позволит им выйти из колеи. Не нарушая шаблонов, невозможно совершать выдающиеся поступки, делать открытия. Они разрушают во имя лучшего, и это их оправдывает.

Раскольников сетует по поводу того, что масса не признает за необыкновенными права на преступления. Их казнят, а потом возводят на пьедестал. Обыкновенные всегда господствуют в настоящем, необыкновенные – в будущем, первые хранят мир и приумножают численность населения, вторые продвигают мир к цели.

Эта теория и привела бывшего студента к преступлению. Он убил двух женщин не потому, что разум помутился от голода, и не из желания разбогатеть. Он убил, чтобы доказать себе, что он относится к Наполеонам.

Непреднамеренное подтверждение его теории другими людьми стало косвенной причиной преступления. Через несколько дней Раскольников топором зарубил старуху и ставшую случайной свидетельницей преступления Лизавету.

Бедственное положение Раскольникова, его античеловечная теория, разговор в трактире и гордыня толкнули его на совершение страшного преступления. Он не был жестоким человеком, скорее наоборот. Герой сильно переживает за сестру, вынужденную выходить замуж из-за денег. Последние деньги, отданные бедствующей семье незнакомого чиновника, говорят о великодушии и благородстве его натуры. И все-таки он совершает жуткое преступление. При всей положительности характера героя, его доминирующей чертой является гордыня, которая искушает его душу.

После совершения убийства он заболел, деньгами воспользоваться не смог и даже после этого не отрекся от своей теории. Нравственные мучения отдаляют героя от людей, делают жизнь невыносимой. Раскольников признается в преступлении и идет на каторгу. Он понял, что не относится к Наполеонам. Осознание этого тревожит его больше, чем само преступление. Раскаивается в содеянном Раскольников гораздо позже, уже на каторге. В этом немалую роль сыграла дочь чиновника, беде которого он посочувствовал, Соня Мармеладова. Любовь и вера привели его к покаянию и воскрешению.

Достоевский показывает мучения человека, решившегося на преступление и совершившего хладнокровное убийство. Поражает глубина страдания, порожденного столкновением убеждений и реальности. Раскольников не страшится каторги, наказанием для него стали душевные терзания. Это вызывает сочувствие к герою, но не оправдание его поступка.

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

На этот раз реакция Сони оказалась ожидаемой. Она со слезами на глазах велела Родиону искупить его грехи, покаявшись и признавшись в содеянном, жалела его, как человека, которому придется нести на себе этот груз до конца дней и всё равно ни на секунду не сомневалась, что последует за ним и в острог, куда Раскольников, со своей стороны, не собирался ехать. Юноша не признавал своей вины и чувствовал себя лишь хуже от такого количества незаслуженной любви, обрушившегося на него.

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Последствия преступления

Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление. Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь.

Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.

Роль Эпизода Признания Раскольникова Соне

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Соня видит причины страдания героя в безбожии: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках (“Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?”; “А старушонку эту чёрт убил, а не я”).

Признание Раскольникова Соне

На следующий день Раскольников отправился выполнять данное вчера Соне обещание. придя на квартиру Капернаумова, он, испытывая страшные муки, предложил девушке угадать, откуда знает убийцу. В глазах Сони отразился ужас, и Родион осознал, что у нее такое же выражение лица, какое было у Лизаветы, когда он приближался к ней с топором. Видно было, что она все поняла.

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф

Вам может понравиться => Акт По Невыполненным Работам Согласно Сметы Консультант

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф

Анализ эпизода “Встреча Раскольникова и Сони” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе. Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания “униженных и оскорбленных”, которые царят в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, “его идея: взять во власть то общество”. […].

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей. По-прежнему царит равнодушное отношение людей […].

Популярные сочинения

Преступление и наказание — книга великой боли за человечество

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Вам может понравиться => Статья Взыскании Задолженности

Соня опять поразилась тому, как он страдает, и сказала, что ему нужно выйти на перекресток. встать на колени, поцеловать землю, поклониться на все четыре стороны и громко, во всеуслышание покаяться в содеянном перед народом. Тогда Бог простит его. Раскольников заявил, что это глупо — каяться перед быдлом.

Разумеется, брачное предложение, сделанное столь нетрадиционно, причем сразу после чтения Евангелия, когда Соня ожидала прямо обратного — смирения и раскаяния, и вскоре после того, как Раскольников поцеловал ногу девушки, — могло бы смутить и менее впечатлительную натуру. Что уж говорить о Соне, которая затем промучилась в полубреду всю ночь и весь следующий день. Но что именно ее мучило? Кому-то может показаться — что-то неопределенное и сложное из области духовной жизни или загадочной психологии. На самом же деле суть проста: девушке нужно дать ответ на предложение молодого человека. Это именно предложение, на которое Соня затем дает согласие (второй разговор — повторение предложения, но в более понятной для Сони форме).

Герой раскаивается в содеянном поступке только после разговора с Соней, а окончательно признается только в конце произведения. Далее описывается его жизнь на каторге и полное раскаяние в преступлении. Соня подтолкнула его на этот шаг, она сумела его убедить, что так будет лучше для него самого, его сердце перестанет мучиться, страдая.

Роль Эпизода Признания Раскольникова Соне

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Вам может понравиться => Реквизиты Документа, Удостоверяющего Личность Лица, Предоставляющего Вам Жилое Помещение (Арендодателя)

Главная причина преступления

Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.

В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

Преступление и наказание — книга великой боли за человечество

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф

Признание Раскольникова в преступлении (сочинение)

17 мая 2021 polrostov 70

    Похожие записи
  • Тип Адреса Адрес Или Адресный Ориентир
  • Температура Гвс В Открытой Системе
  • Уин 18209965196563899329 Как Расшифровать
  • В Какую Колонию Отправляют За Экономические Преступления

Второстепенные причины преступления

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.

У этих героев много общего. Они молодые люди, живущие в столице. И Родион, и Соня живут в бедности, в крайней нужде. Молодому человеку пришлось бросить университет, так как он не мог платить за обучение. Он не имеет постоянной работы и перебивается временными заработками, но не всегда успешно. Родион Раскольников живет в маленькой комнате, однако он не всегда может вовремя заплатить за квартиру, что очень не нравится хозяйке. Обстоятельства жизни девушки еще хуже. Ее отец — алкоголик, который потерял работу и пропивает все деньги. Ее мачеха, Катерина Ивановна, страдает туберкулезом, поэтому она не может работать. Одна бедная Соня вынуждена содержать семью. Девушке пришлось стать проституткой, чтобы прокормить сводных братьев и сестер.

Однако, несмотря на общность жизненных ситуаций, эти герои совсем по-разному смотрят на мир. Так, вся эта нагнетающая обстановка подтолкнула Родиона Раскольникова к созданию теории о существовании двух типов людей: великих личностей и примитивных. Он считал, что примитивные люди служат лишь материалом для достижений, созданных великими. Так, по мнению героя, великий человек мог даже убить простого для достижения своей цели. Родион Раскольников решил проверить свою теорию и убил старуху-процентщицу. Герой считал, что своим поступком он не только проверяет свою теорию, но и устанавливает справедливость, так как он смог наказать человека, который причинял вред другим.

После содеянного герой серьезно заболел. Его стали мучить угрызения совести и, таким образом, его теория была опровергнута. Соня Мармеладова, когда узнала о мыслях героя, была удивлена. Она не могла принять то, что человек может распоряжаться жизнью другого. Девушка считала, что нужно помогать другим людям, отдавая всего себя. Так, Соня Мармеладова, продавая свое тело, смогла прокормить детей Катерины Ивановны. Девушке не нравилась ее работа, но она верила, что может когда-нибудь воскреснуть, реабилитироваться. Она так низко пала, потому что у нее не было иного выхода.

Родион Раскольников убивал других людей, а Соня Мармеладова убивала себя. Эти герои очень похожи своими жизненными обстоятельствами, но их взгляд на жизнь отличается принципиально. Родион Раскольников считал, что может пренебрегать чувствами других людей для достижения общественно полезных целей, а Соня Мармеладова придерживалась иного мнения. Девушка считала, что в мир нужно нести только свет и добро, быть человечным и милосердным, помогать ближним, жертвуя собой.

2 вариант

Раскольников ощущает себя высокоморальным человеком, который идет на преступления ради благой цели. Он убивает не для материальных ценностей, а для того, чтобы оправдать личную теорию. По мнению молодого человека, если определенная личность приносит окружающим страдания, то от нее нужно избавиться. Из-за чудовищного убеждения проливается кровь двух пожилых женщин.

После убийства процентщицы, парень рассказывает Мармеладовой, что сделал это для себя, просто так. Данное признание раскрывает его как человека, увязшего в собственном выдуманном мире. Там он чувствует себя главным, но вместе с тем, вынужден бороться с воображаемыми врагами, которые, как кажется герою, его преследуют.

Родион близок к тому, чтобы запутаться окончательно. Но любовь Сони спасает его. Раскольников видит в девушке чистого ангела. Мармеладова, в отличие от своего спутника, почти безграмотная, все, на что она способна — продавать свое тело. Девушка вынуждена это делать для содержания семьи.

Несмотря на столь гнусное занятие, Соня глубоко верующий человек. Порой, не понимая высказываний молодого парня, она гораздо лучше чувствует то, что происходит в его душе. Когда главный герой открывается перед ней, рассказывая о том, что подвигло его на тот ужасный поступок, то она совсем не осуждает его действия. Мармеладова оправдывает Родиона, понимая его страдания.

Оба персонажа могут считаться убийцами: один из них убивал людей физически, а другой губит себя морально. Когда Раскольников осознает, что не относится к высшему обществу, то признает ошибочность своей теории, теряя смысл жизни. Но Соня уговаривает его сдаться в полицию, дабы искупить вину. При этом она обещает быть рядом. Даже когда осужденного направляют в Сибирь, она едет за ним.

Благодаря любви героини, Раскольников постепенно оттаивает и видит в ней тоненькую нить, которая все еще связывает его со счастливой жизнью. Во время мук на каторге, он понимает, какую важную роль для него играет девушка и как она права. Он признает свое заблуждение и становится на тропу добра. Вследствие, Родион понимает, что любит Соню.

Сочинение-рассуждение

Раскольников позиционирует себя как высокоморального человека, который совершает противозаконные влияния ради благих целей. Он идет на убийство не из-за проблем с финансами, а для оправдания личной и теории. Молодой человек твердо убежден, что личность, приносящая окружающим людям страдания, должна быть устранена. Чудовищное умозаключение толкает Родиона на убийство двух пожилых женщин.

Но если Раскольников совершал преступления ради конкретной цели, то Соня Мармеладова убивала себя за незначительную плату. Герои довольно похожи жизненными обстоятельствами, но отличаются взглядами на происходящее. Молодой человек способен пренебречь чувствами посторонних людей, в тоже время Сонечка не в состоянии этого сделать. Девушка уверена, что мир нужно освещать светлыми и добрыми делами – помогать близким и жертвуя собственными интересами – а для этого быть человечным и милосердным.

После совершения убийства старухи-процентщицы Родион говорит Соне, что совершил преступления просто так – для себя – и весомой причины для этого не было. Признание говорит о Раскольникове как о человеке, живущем в своем воображаемом мире, в котором он чувствует себя главным и борется с выдуманными преследующими его врагами.

Родин запутался практически окончательно, но светлое чувство – любовь к Соне служит спасением его души. Раскольников сумел разглядеть в девушке чистую невинную душу. Сонечка вынуждена продавать свое тело ради содержания близких. Но гнусная профессия не способна убить в героине веру в Бога.

Любовь Сони Мармеладовой помогает Родиону постепенно оттаять и увидеть в ней тонкую, едва заметную ниточку, связывающая его со счастьем. Муки во время каторги проявляют в сознании Раскольникова важность девушки в жизни. Молодой человек осознает правоту Сони и становится на путь исправления.

Морально надломленный после смерти жены и брата, став фактически банкротом, Ф. М. Достоевский берётся за роман. Теперь писателя волнуют не только проблемы, связанные с прошлым. Он вынужден бесконечно заниматься долгами, ходить по кредиторам, наконец, мучиться от страшной жары, охватившей Петербург в июле 1865 года (всё это отразилось в романе).

3. Определите, какие особенности получает произведение, если в нём повествование ведётся:

а) от первого лица;
б) от третьего лица.

У каждого героя романа свой внутренний мир, который более или менее отчётливо изображён в произведении, хотя главное место отводится исследованию психологического состояния Раскольникова. Писатель приводит своего героя в кризисное состояние, когда обостряются все чувства, и обнажает их перед читателем. Борьба добра и зла в душе Раскольникова становится предметом изображения в романе, поэтому он может быть назван психологическим.

Смысл названия . В заглавие вынесена тема произведения. Название выражает авторскую мысль о том, что преступник сам нравственно, внутренне нуждается в наказании. Два заглавных понятия являются ключевыми и организуют содержание произведения (схема 16).

Для Ф. М. Достоевского, глубоко верующего человека, есть ещё один аспект преступления, совершённого Раскольниковым, — религиозный. Герой разрушает собственную душу, совершая преступление, становится грешником.

Содержание романа распадается на две неравные смысловые части, что подчёркивается и композиционно: самому преступлению посвящена первая часть, а наказанию — оставшиеся пять и эпилог (схема 17).

Читателю предстоит проследить за движениями души Раскольникова, прежде чем герой сможет прийти с повинной, а затем воскреснуть к новой жизни.

2. Рассмотрите схему (с. 156). Поясните, по каким внутренним причинам или под влиянием каких внешних обстоятельств Раскольников совершил каждое из преступлений, указанных в схеме.

3. С помощью схемы покажите, как Раскольников готовился к убийству. Укажите в схеме этапы подготовки, особенности душевного состояния героя и наиболее важные художественные детали, отражающие изменения в Раскольникове на каждом из выделенных этапов. Сделайте вывод, просто ли было Раскольникову решиться на преступление.


Схема 18. Петербург Ф. М. Достоевского

Петербург чужд Раскольникову, как и другим героям. Почти все они приехали сюда за лучшей жизнью. Полтора года назад в поисках работы здесь оказался с семьёй Мармеладов. Несколько лет провели в университете Раскольников и Разумихин. Прямо с поезда предстали перед читателями Дуня с матерью и Лужин, решивший здесь жениться и начать своё дело. Спустя несколько лет вернулся Свидригайлов, чтобы здесь умереть. Приехавшие из провинции, они быстро перерождаются, попав под разлагающее влияние столицы. Никому из них, кроме Разумихина и Дуни, этот город не принёс счастья. Петербург приманивает своей загадкой и уничтожает тех, кто оказался слаб, не разгадал её.

2. Чьи жилища описаны в произведении? Найдите адреса и описания комнат разных героев. Заполните в тетради таблицу.

Герой Местонахождение жилища Ключевые детали в интерьере

Сделайте вывод о том, как душевное состояние героя связано с его жилищем

И. С. Глазунов.
Раскольников


Схема 19. Суть теории Родиона Раскольникова

Теория Раскольникова антигуманна по своей сути, поскольку деление людей на две неравные по количественному и качественному составу группы происходит на биологической основе (по неизвестному природному закону), оно фатально (нельзя перейти из одной группы в другую) и не имеет точных критериев. Результат, который эта теория может принести человечеству, герой видит на каторге во сне о трихинах. Если его идея овладеет умами всех, то приведёт к всеобщей вражде и массовым преступлениям. Доказательством губительного влияния теории Раскольникова на человека является и его опыт: герой совершил двойное убийство, проверяя, к какой группе относится он сам.

Раскольников — трагический тип. Его преступление оборачивается духовным самоубийством и показывает герою собственную ничтожность, так как его теория не подтвердилась на практике. И всё-таки убийца Раскольников оказывается ближе писателю, чем нравственно безупречный Разумихин. Авторская симпатия объясняется философией Достоевского, считавшего страдание проявлением настоящей человечности, залогом воскресения, возрождения личности.

1. Почему исследователи говорят о многослойности мотивов преступления Раскольникова? Проанализируйте сцену его признания Соне (часть 5, глава 4). Выделите социальные, психологические, философские причины убийства.


К числу первых относят Свидригайлова, Лужина, Лебезятникова. Они подчёркивают все отрицательные черты в характере Раскольникова: индивидуализм, эгоизм, нигилизм. Соня, Разумихин, Порфирий Петрович традиционно считаются антиподами главного героя романа, олицетворяя всё лучшее в его душе: сострадание, альтруизм, человеколюбие. Эти герои составляют пары, обозначающие определённый круг проблем главного героя. Пара Лужин — Разумихин связана с выбором цели деятельности: для себя или для других. Лебезятников — Порфирий Петрович показывают социальные противоречия во взглядах Раскольникова: принимать или отвергать существующие нормы. Наконец, пара Свидригайлов — Соня символизирует самый глубокий конфликт Раскольникова: безверие и вера. Внутренний мир Раскольникова изменяется, герой движется от наполеономании, идей сверхчеловека к христианским ценностям

Д. А. Шмаринов.
Сонечка Мармеладова

С образом Сони прямо и косвенно связана библейская тема в романе. Она выражается в покорности героини судьбе, Божьему промыслу, искреннем покаянии девушки, к которому она и призывает Раскольникова. Наконец, центральным эпизодом произведения является сцена чтения евангельской притчи о воскрешении Лазаря. В ней — символическое пророчество о судьбе Раскольникова и Сони, подсказка пути, который поможет главному герою избавиться от своей страшной теории.


Эпилог — заключительная часть в литературном произведении, где кратко сообщается о судьбе героев, итогах их жизни. Эпилог может быть не связан с общим повествованием произведения. Часто между событиями, описанными в эпилоге, и основным действием произведения проходит значительное время.

Эпилог в романе Ф. М. Достоевского двухчастный. Первая часть выполняет функцию, типичную для эпилога романа. Здесь писатель повествует о событиях, которые последовали после покаяния и ареста Раскольникова. Вторая часть связана с внутренним миром Раскольникова, его прозрением и возрождением.

1. Какие события произошли в эпилоге? Составьте их список в хронологической последовательности.

2. При каких жизненных обстоятельствах наступает прозрение Раскольникова? Почему важен мотив болезни героя? В чём состоит символическое значение времени года, когда произошло возрождение Раскольникова?

5. Вспомните изученные ранее произведения, в которых содержится эпилог. С какой целью использовали его авторы?

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы.

Зарубежные киноверсии романа существенно отличаются от текста Ф. М. Достоевского. Для экранизации серьёзно перерабатывался сюжет произведения, акценты в нём, как правило, смещались на детективное содержание романа. Режиссёры часто меняли не только состав героев, но и место действия.

Советская экранизация романа 1969 года (с участием Георгия Тараторкина, Иннокентия Смоктуновского, Татьяны Бедовой, Виктории Фёдоровой) до сих пор считается наилучшей. В ней режиссёру Льву Кулиджанову удалось максимально точно передать состояние героя, а обстоятельства действия были воспроизведены очень близко к тексту.

Из последних киноверсий выделяется экранизация 2007 года. В этом фильме снимались Владимир Кошевой (Раскольников), Андрей Панин (Порфирий Петрович), Александр Балуев (Свидригайлов), Полина Филоненко (Соня) и др. Основным критерием отбора актёров на главные роли было внешнее сходство с героями произведения. Режиссёр фильма Дмитрий Светозаров стремился максимально точно передать текст романа, учитывая все мельчайшие детали и эпизоды.


3. Учёные говорят о полифонизме как отличительной черте многих произведений. Подумайте, в каких произведениях второй половины XIX века проявляется эта черта. Покажите проявление полифонизма на конкретном эпизоде.

Читайте также: