Почему прокурор ненавидит свое бессмертие и свою неслыханную славу

Обновлено: 02.07.2024

[новичек] за свою нечистую совесть

Характеристика Понтия Пилата (Мастер и Маргарита)

Понтий Пилат – пятый по счету римский прокуратор Иудеи, правящий страной с 26-36 годы н.э.

Семья

О семье Понтия Пилата известно немного. Если верить легенде, он плод любви короля-звездочета и дочери мельника. Глядя на звездную карту Ата, посчитал, что ребенок, зачатый в эту ночь, обязательно станет великим человеком. Так и произошло. Ровно через 9 месяцев родился Понтий Пилат, чье имя, является составляющей двух имен, отцовского Ата и материнского Пила.

Внешность Понтия Пилата

Служба

Понтий Пилат оказался в Ершалаиме по службе, направленный из Рима. Ежедневно ему приходится выполнять кучу рутинной работы: разбирать судебные дела, руководить армией, выслушивать доносы, вершить судьбы. Он ненавидит то, чем занимается. Этот город, где вынужден находиться по долгу службы. Людей, которых обрекал на казнь, относясь к ним с полным безразличием.

Характер

Понтий Пилат по сути человек глубоко несчастный. Несмотря на власть, которой он обладал, заставляя трепетать весь мир вокруг себя, это был одинокий, ранимый мужчина, скрывающий под маской деспота истинное лицо. Пилат был образован и умен. В совершенстве владел тремя языками: латинским, греческим, арамейским.

Его избегали, стараясь не вызвать в нем приступы гнева, свойственные ему из-за постоянной мигрени. Надменность придавала ему грозный, суровый вид. Храбрый по жизни, в деле с Иешуа он повел себя как трус.

Презирая всех, он ненавидел себя, свое положение и невозможность что-то изменить.

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами.

На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений.

Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

Освобождение

В конце романа он получает прощение за наказание в ночь субботы на воскресенье спустя 2000 лет. Иешуа простил его, обратившись к Воланду (сатане) с просьбой отпустить Понтия Пилата. Наконец сон прокуратора сбылся. Он смог освободиться от мучений. Лунная дорога ждала его. Теперь он пойдет по ней не один, а вместе с Иешуа, продолжив начатый когда-то разговор.

Двутавровый

6 стр., 2544 слов

Говорящие движения рук

Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы.

Получается, что его бессмертие — это наказание.

Давно я читал указанный бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова quot;Мастер и Маргарита quot;, и многое уже и не помню так явно, так как честно Вам признаюсь, уже на протяжении многих лет занимаюсь изучением первоисточников, и поэтому бывает, что просто нет времени на переработку quot;ремейковquot;, и так далее (если можно так выразиться).

То есть есть слово создателя всевышнего, и что оно несет нам в головы, почему звучит и к чему призывает, вот в чем смысл моего существования.

Но вопрос интересен, и под разными ракурсами и точками зрения можно смотреть на него и на ответ.

12 стр., 5629 слов

Трусость самый страшный порок мастер и маргарита

Лично мне даже больше было бы интересно, не то, за что был наказан Понтий Пилат, этот персонаж в романе и человек в истории, а то, что подразумевал и чувствовал сам автор и сам творец. Чем мотивировался писатель, когда создавал сей шедевр, и чем мотивировано бытие вселенной.

Так же безусловно понятен и тот факт, что о фактическом существовании участников Библейских событий можно неустанно спорить. И конечно же не секрет, что многие сомневаются, и в подлинности данных событий, и скорее склонны думать, что они носят вымышленный или иносказательный смысл, но это как посмотреть опять же.

В любом случае, М.А. Булгаков видел священный знак, идущий как свет с небес, и берясь за перо, он вкладывал в появляющиеся на бумаге буквы, все то, что чувствует истосковавшаяся душа. И не сразу видно и понятно, о чем, или о ком эта тоска. Ведь взоры наши всегда были устремлены в черноту вселенной, туда откуда и мы пришли, туда, откуда первородно все возникло сущее в пространстве.

Ибо есть грех, а за грех есть наказание. Вот за грех и был наказан Понтий Пилат, а то что это олицетворяло, так бессмертная память ему и создателю.

Что бы истинно понять ответ на вопрос, достаточно посмотреть, кем же был Понтий Пилат . А был римским префектом, прокурором Иудеи.

Одно лишь то, что человек обремененный таким саном и званием, несет на себе печать бремени и наказания. Ведь не судим лишь тот, кто не судит. И это нам известно не по наслышке. Безусловно, этот человек был чрезвычайно и полезен, в том числе, выполняя массу государственных функций. Но в целом, он лишь был как и многие другие, жестоким и кровожадным. А куда ему было деваться в те далекие времена, когда все так было устроено, да и в наши дни некоторым от этого не уйти. Вот и идет информация о каре небесной в той или иной форме, что дает нам надежду на улучшение порядков и положения, ведь не все живут одинаково.

На все воля всевышнего нашего…

Понтий Пилат проявил нерешительность и слабоволие, он не стал противиться народу и отправил на казнь Иешуа, хотя сам и не хотел этого, это желал народ. Но прямым наказанием это тоже трудно назвать, его просто терзала совесть, в том время как сам он был прощен.

Я бы сказала, что Понтием Пилатом в первую очередь руководил страх. Он понимал, что отправляет на казнь невиновного, и не хотел этого делать, но боялся за свое место и даже, может быть, за жизнь. И я бы сказала, что это даже не наказание для него, а следствие. Ведь Христос его простил и не хотел наказывать.

Понтий Пилат один из героев известного романа М.Булгакова quot;Мастер и Маргаритаquot;. Пилат мог бы и освободить Иешуа и даже намеревался это сделать, но не сделал. Вот такой у него был сначала план:

Но он его так и не воплотил в жизнь,не послушал своего внутреннего голоса, побоялся за свою жизнь, за что и пришлось ему пожать мучения совести.

Понтий Пилат был наказан за нерешительность. Не смотря на то, что он хотел поступить правильно, он не рискнул, боясь гнева императора, и был наказан, в первую очередь, своей совестью и постоянным чувством вины.

Понтий Пилат не хотел отправлять Христа на казнь. Но народ требовал Его смерти, вот прокуратор и умыл руки, не решаясь противиться народу. Он считал, что Христос не виновен, но все рано отдал приказ о казни. За это он и был наказан.

12 стр., 5794 слов

Мастер и маргарита казнь анализ. Анализ эпизода Понтий Пилат …

Наказан ли? Мне всегда казалось наоборот. То, что преподносится как наказание, было для него фактически благом. Он был свободен. По своему свободен. Свободен от суеты, бремени принятия решения, ответственности за них, мук. Его наказание было логичным завершением его судьбы. БОльшим наказанием была его жизнь. Терзания мук совести сгрызали его.

Понтий Пилат в романе Булгакова quot;Мастер и Маргаритаquot; не был сильно наказан: после смерти он видел Иешуа, но муки совести за то, что он не вмешался из конъюнктурных соображений в происходящее, терзали его и на том свете.

Понтий Пилат был наказан за умытые руки и бездействие — тем самым Понтий Пилат (по версии романа который написан как quot;евангелие от Воландаquot;, не путать с канонической евангельской версией!)предпочел остаться в стороне, как от зла, так и от добра.

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, был наказан за то, что проявил себя как слабовольный человек, не действовавший тогда, когда должен был. Он мог спасти Иешуа Га-Ноцри от незаслуженного наказания, но не сделал этого. Он предпочел остаться в стороне и не брать на себя ответственности ни за что.

1. Место романа в творчестве писателя. 2. Образ Понтия Пилата. 3. Преступление и муки совести. 4. Образ Мастера. 5. Воздаяние.

Трусость — мать жестокости. М. де Монтень

Понтий Пилат боится гнева императора. Именно поэтому он не хочет спасти бродячего философа. Гибель невинного человека не кажется прокуратору Иудеи таким уж страшным преступлением. Намного страшнее ему кажется навлечь на себя гнев императора. Что это, если не трусость? Каждый несет ответственность за свои поступки. Понтий Пилат не исключение. Но нельзя обмануть свою совесть. И после смерти Иешуа Понтий Пилат пытается загладить свою вину. Он посылает убийц к доносчику, который стал причиной гибели бродячего философа. Это опять показывает, что для Понтия Пилата ничего не значит чужая жизнь. Разве смерть доносчика сможет искупить вину самого Понтия Пилата? Нет, прокуратору не будет от этого легче. Он просто предпринимает в своих глазах попытку оправдаться.

13 стр., 6413 слов

… романа о Понтии Пилате, написанного писателем Мастером. Мастер в свою очередь является главным героем романа “Мастер и Маргарита” Булгакова. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе “Мастер и Маргарита”: описание внешности, характера героя и другие материалы для сочинения. Смотрите: Краткое содержание романа …

Можно ли назвать раскаяние прокуратора искренним? Или оно фальшивое, лицемерное? Хочется думать, что это не так. Понтий Пилат страдает от страшных головных болей. Только Иешуа мог ему помочь. Головная боль — это своего рода расплата. Не случайно голова перестает болеть, когда прокуратор понимает, что правильно разрешил ту или иную проблему.

После гибели Иешуа Понтий Пилат задумывается над тем, что должен был бы пожертвовать своей карьерой, чтобы спасти бродячего философа. Но сделать уже ничего нельзя. Трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. Понтий Пилат идет против своей совести, совершает жестокий поступок, обрекая на гибель невинного человека.

Тема трусости так или иначе затрагивает и Мастера. Он создает удивительное произведение об Иисусе Христе и Понтии Пилате. Но, увы, религиозная тематика в обществе запрещена. И у Мастера не хватает сил, чтобы защитить, отстоять свое творение. По сути своей, мастеру не хватает смелости, он добровольно сдается, отправляется в сумасшедший дом, когда после ареста видит, что его квартира занята. Мастер повинен в грехе трусости. Он совершает предательство по отношению к себе самому, сжигает роман. Можно ли сравнить трусость мастера и Понтия Пилата. Ведь по существу оба этих человека больше всего боялись наказания со стороны власть имущих. Но что теряли эти люди? Ведь Понтий Пилат совсем не боится смерти, готов отравиться. Но в то же время одно упоминание об императоре вызывает у него сильнейший страх. Мастер боится не за себя, а за Маргариту, которую любит больше всего.

В финале романа раскаявшийся Понтий Пилат оказывается достойным света. А мастер вознагражден только покоем. Он не сожалеет о том, что сжег роман, не видит своего греха. И поэтому он оказывается недостоин рая.

10 стр., 4917 слов

Примеры похожих учебных работ

Трусость самый страшный порок мастер и маргарита

Книга: Идейно-художественное своеобразие романа МА Булгакова Мастер и Маргарита

Понтий Пилат – характеристика прокуратора Иудеи в романе М.А. Булгакова

Особенность булгаковского Пилата в том, что он не может забыть Иешуа. Когда начальник тайной службы докладывает ему о последних минутах жизни Га-Ноцри, Понтий меняется. При упоминании трусости как главного порока прокуратор начинает говорить хрипло.

Литературоведы прослеживают личную связь между Булгаковым и Понтием. Писатель признается в своей личной душевной слабости, которая терзала его многие годы.

Важные моменты

Описание Понтия Пилата позволяет лучше узнать его. Внешность прокуратора самая обычная, он ничем не выделяется. У него желтоватый оттенок кожи и выбритое лицо без намека на щетину. Он почти облысел, но это не смущало его.

Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. Она доставляла ему массу неприятных ощущений. Мужчину раздражает то, чем он занимается, и город Ершалаим вместе с жителями. По этой причине прокуратор часто раздражается и срывается на окружающих людях.

Весь его облик показывал власть и силу, но никто не знает, что у прокуратора на душе. О его детстве мало что известно: его отцом был король-звездочет, а мать была дочерью мельника. Родители были уверены, что их сын станет великим человеком.

Понтий был отважным и мужественным воином. У него сорванный голос, так как ему приходилось бывать в серьезных сражениях. Империю осаждали германцы, и Пилату приходилось с ними сражаться. Кентурион Крысобой и другие воины были обязаны жизнью Понтию. Его прозвали Золотым копьем, он никогда никого не предавал.

Прокурора не волновали люди, которым он выносил смертный приговор. В городе он вынужден находиться по долгу службы. Поэтому ему приходится заниматься рутинной работой:

  • руководить армией;
  • выслушивать доносы;
  • разбирать судебные дела и т. д.

Власть не радует его, и он ненавидит свою деятельность. Иешуа проницательно заметил, что единственное близкое существо для прокуратора — это собака Банго.

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

  • латинским;
  • греческим;
  • арамейским.

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Проблематика романа

До этого прокуратор считал себя одиноким и несчастным человеком, так как всем окружающим людям был важен его титул, а не сущность. Высокое положение не помогало ему, его жизнь была скудна.

Соперником Понтия Пилата стал Иешуа Га-Ноцри, но противоположные взгляды позволили им стать собеседниками. У прокуратора свой интерес к философу, так как тот избавляет его от мигрени. Но он не предпринимает попыток спасти арестанта от казни. У него была уверенность в том, что помилуют Иешуа.

Понтий начинает понимать, что он несчастливый и должность ему противна. После смерти Га-Ноцри он ясно осознает, что главный его порок — это трусость. Это чувство было связано с его положением. Прокуратор понимал, что если он откажется наказать Иешуа, это будет воспринято как попытка пойти против власти.

Но убийство Га-Ноцри было своеобразным судом над Пилатом. Он обрек себя на вечные страдания и муки, которые не давали ему покоя. Мужчина получил бессмертие, которое не делало его счастливым. Даже его собака была вынуждена томиться вместе с ним. Веками предстояло Понтию думать над тем, что же ему помешало спасти Иешуа.

Через прокуратора Булгаков показывал две важных проблемы. Первая — это высший нематериальный суд, который будет свершен над каждым человеком. Никто не сможет избежать его, всем придется ответить по заслугам. Вторая — это возможность получить прощение. Понтий Пилат раскаялся в своем поступке, осознал ошибку и через две тысячи лет стал свободным.

Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.

– Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!

Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.

И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд.

Так летели в молчании долго, пока и сама местность внизу не стала меняться. Печальные леса утонули в земном мраке и увлекли за собою и тусклые лезвия рек. Внизу появились и стали отблескивать валуны, а между ними зачернели провалы, в которые не проникал свет луны.

Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну.

У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.

Всадники остановили своих коней.

– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

– Что он говорит? – спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

– Он говорит, – раздался голос Воланда, – одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

– Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита.

– Повторяется история с Фридой? – сказал Воланд, – но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

– Отпустите его, – вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:

– Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, – тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: – Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над черной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами над пышно разросшимся за много тысяч этих лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он.

– Мне туда, за ним? – спросил беспокойно мастер, тронув поводья.

– Нет, – ответил Воланд, – зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?

– Так, значит, туда? – спросил мастер, повернулся и указал назад, туда, где соткался в тылу недавно покинутый город с монастырскими пряничными башнями, с разбитым вдребезги солнцем в стекле.

– Тоже нет, – ответил Воланд, и голос его сгустился и потек над скалами, – романтический мастер! Тот, кого так жаждет видеть выдуманный вами герой, которого вы сами только что отпустили, прочел ваш роман. – Тут Воланд повернулся к Маргарите: – Маргарита Николаевна! Нельзя не поверить в то, что вы старались выдумать для мастера наилучшее будущее, но, право, то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, – еще лучше. Оставьте их вдвоем, – говорил Воланд, склоняясь со своего седла к седлу мастера и указывая вслед ушедшему прокуратору, – не будем им мешать. И, может быть, до чего-нибудь они договорятся, – тут Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас.

Содержимое работы - 1 файл

Мастер и Маргарита.doc

«— И тем не менее его зарежут сегодня, — упрямо повторил Пилат, — у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло, — тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки.

— Слушаю, — покорно отозвался гость, поднялся, выпрямился и вдруг спросил сурово: — Так зарежут, игемон?

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним, что в рассматриваемых нами главах действует еще один герой. Это Левий Матвей. Спросим, как поведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа.

Он сумел устроиться в расщелине на камне. «Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? — Он снимет его тело со столба и унесет его с вершины горы.

«— Почему? — темнея лицом, спросил прокуратор, — я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:

И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознает свое торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.

Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

«— Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: — Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Спросим у учеников, почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа. Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?

— Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

— Ну, конечно, не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — это тебе померещилось.

— И ты можешь поклясться в этом? — заискивающе просит человек в плаще.

— Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

В ходе наших уроков мы с учениками еще вернемся к этому эпизоду. Возвращение это окажется логичным и необходимым тогда, когда мы поговорим о судьбе самого Мастера.

Подведем итоги двух уроков, посвященных роману, написанному Мастером. Попросим учеников ответить на вопрос: зачем понадобился Булгакову такой художественный прием — параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад?

Ответы учащихся будут сводиться к следующему. Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их.

Что такое истина?

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

Позже мы расширим круг проблем, коснувшись истории Мастера.

Определим домашнее задание на следующий урок:

2) Выбрать материал, касающийся:

а) истории Мастера,

б) изображения мира искусства в романе,

в) общей атмосферы жизни 30-х годов.

Эти задания предлагаем по вариантам, чтобы ученики имели возможность не торопясь перечитать страницы романа. (Не забываем поставленную в начале работы цель — заинтересовать чтением романа, расширить представление о нарисованных автором характерах).

Четвертый урок. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты.

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? На уроке поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом.

Спросим у ребят, в каком эпизоде впервые появляется Мастер.

— Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, т. е. человеком, особенно сведущим или искусным в деле своем. (Ученик взял это определение из словаря В. Даля).

Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал:

Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.

Если кому-то мои мысли на эту тему показались интересными, могу продолжить статью.

Тема милосердия наиболее полно раскрывается в двух эпизодах романа. Это случай с Фридой и Понтием Пилатом. И в обоих случаях автор ставит его выше справедливости.

Фрида задушила платком своего новорожденного ребенка, так как ей нечем было его кормить, и отправлена за это в ад, который уже сам по себе представляет наказание, но этого дьяволу недостаточно: в качестве дополнительных мук ей каждый день подают тот самый платок. В аду нет места для раскаяния, туда отправляются за самые тяжкие грехи те, кто не раскаивался при жизни, а пытался оправдать свои преступления, поэтому неслучайна ремарка Бегемота: "На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка". Справедливо ли такое наказание? Да.

Но просьба Фриды состоит не в том, чтобы извлечь ее из ада (доказательство все же осознания ею своей вины), а в том, чтобы ей перестали лишь ежедневно подавать платок, усугубляющий муки совести, в этом смысле Фрида - единственная из всех гостей на балу, у кого совесть ещё осталась, что, видимо, и побуждает Маргариту просить за нее в ущерб своему личному счастью, так как Воланд обязался сначала исполнить только одно желание.

Как же реагирует на эту просьбу Воланд, усмотревший в поступке Маргариты милосердие? Он раздражается, и взгляд его горит: "Я о милосердии говорю, – объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. – Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках". Маргарита же под огненным взглядом дьявола вынуждена хитрить, говоря, что за Фриду она, как человек "легкомысленный", просит только потому, что подала ей надежду, и не будет знать покоя, если Фрида останется обманутой.

Ложь Маргариты явна: понятие ответственности подменено ею в ответе взаимоисключающим - легкомыслием. Но и такая ложь, демонстрирующая покорность, полностью устраивает Воланда.

Воланд и Мастер

Как видим, милосердие абсолютно чуждо и сатане (иначе он не был бы сатаной), и его свите, оно присуще в романе лишь смертным людям. Еще одно подтверждение тому можно найти в сцене знаменитого сеанса в театре Варьете.

Отметив, что "милосердие иногда стучится" в сердца зрителей, Воланд и их своеобразно наказывает фальшивым денежным дождем и такой же фальшивой одеждой, исчезнувшей при окончании сеанса, оставив падких на дармовщину гражданок в исподнем, а то и вовсе нагишом.

Но все же и Воланд, и Коровьев, и Бегемот, и даже Азазелло почему-то не вызывают отторжения у читателя, а напротив, вызывают симпатию и восторг. Почему?

Прежде всего, своим отношением к Мастеру. Для Мастера Воланд делает больше того, чем позволяют границы его договора с Маргаритой. Маргарита за исполнение мучительных обязанностей хозяйки бала просит только вернуть ей любовника, но "щедрый" дьявол не только возвращает Мастера, но и воссоздает из пепла сгоревшую часть романа, и наказывает доносчика Могарыча, возвращая влюбленных в подвал, отнятый последним у Мастера посредством доноса.

Почему-то в Мастере Воланд чувствует родственную душу, которой помогает даже сверх меры, хотя именно те, кто явился причиной несчастий Мастера, должны быть сатане духовно ближе.

Зададимся вопросом: чем объяснить невидимое присутствие Воланда и на балконе у Понтия Пилата, и в саду, когда тот разговаривал с Каифой, и на помосте, где Пилат объявил народу о казни Иешуа вместе с тремя разбойниками? Что происходит в это время в романе Мастера?

А происходит восхождение Пилата в небытие между светом и тьмой посредством сделки с совестью. И вот за этой борьбой, закончившейся его собственной условной победой, Воланд и наблюдает.

Да, в душе Пилата победил сатана, и что бы прокуратор ни сделал далее в целях искупления своего поступка, Воландом уже ему не зачтется: проигравший, он дьяволу больше не интересен. И вот об этой-то немаловажной для сатаны победе и написал Мастер.

Но почему тогда Пилат не попадает прямиком в "тьму", куда проваливаются в финале романа Воланд со свитой, а застревает на 12 тысяч лун на каменной площадке, где-то вовне двух противоположных загробных миров?

"Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем".

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым.

  1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
  2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
  3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
  4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
  5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

У нас три группы, которые представят три мира романа:

2) Групповая работа

– Итак, работает первая группа.

Древний Ершалаимский мир.

– Как раскрывает характер Пилата его портрет?

– Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

– Каково главное убеждение Иешуа?

Если “московские главы” оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в “евангельских” главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как действует его ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти”.

– Кто является олицетворением власти?

Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.

– Каким изображает Булгаков Пилата?

Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Составление кластера.

Найдите, пожалуйста, сцену допроса. (Глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

(“Что есть истина?”)

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

– Почему Пилат утверждает смертный приговор?

– За что наказан Пилат?

(“Трусость – самый тяжкий порок”, – повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что “более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу” И тут вступает Мастер: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!” Пилат прощен.

2 группа. Современный московский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз,– человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

– За что же так страшно наказан Берлиоз?

За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: “Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!” Берлиоз и получает “ничто”, небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому “убийство” Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Степа Лиходеев (гл.7)

Никанор Иванович Босой (гл.9)

Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: “Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…

– Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Изображению московского мещанства служит шарж, гротеск. Фантастика является средством сатиры.

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков.

Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность( как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

– Найдите в тексте подтверждение этому.

(Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

(Взаимоотношение творца-художника и общества)

– Чем Мастер похож на Иешуа?

(Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).

3 группа. Потусторонний мир

– С кем пришел Воланд на землю?

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению

(Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).

– С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.

– Кто составлял свиту Воланда?

Свиту Воланда составляли три “главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

– Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?

Проблема смысла жизни.

Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

– Какая действительность в Москве?

Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

– Чем схожи Ершалаим и Москва?

Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

3) Индивидуальная работа:

– составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.)

– рисование символических образов на компьютере (программа GIMP)

– презентация ученических работ.

4) Проверка выполнения заданий.

5) Итоги урока, выводы.

– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

– и сатирический роман
– и комическая эпопея
– и утопия с элементами фантастики
– и историческое повествование

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

6) Домашнее задание: составить тест “Три мира в романе “М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, используя ИКТ.

Читайте также: