Почему правовое государство характеризуется как светское государство

Обновлено: 18.05.2024

Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Давая такую характеристику Россий­скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую­щих положениях:

    1. никакая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной;
    2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:

      • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
      • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления;
      • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
      • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

      В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства - в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям, но при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

      По закону религиозные объединения:

        1. не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
        2. не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (что не означает, что священнослужители не могут избираться в представительные органы государственной власти и местного самоуправления);
        3. не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (что не означает, что священнослужители не имеют права как граждане индивидуально участвовать в деятельности политических партий и движений).

        Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

        Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека.

        И формы такого сотрудничества весьма многообразны. Это и совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян. Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с "трудными" подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.

        В противовес светскому государству, установившемуся в боль­шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го­сударства, в которых одна из религий признается государствен­ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи­ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото­рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо­творном воздействии религии на политику и общественную мо­раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен­ной существуют другие конфессии.

        В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи­мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу­дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг­рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправле­нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея­тели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни­каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государ­ства.

        Закрепление светского государства отнюдь не означает умале­ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон­ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропаган­дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен­ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

        Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.

        Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Давая такую характеристику Россий­скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую­щих положениях:

          1. никакая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной;
          2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

          Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:

            • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
            • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления;
            • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
            • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

            В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства - в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям, но при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

            По закону религиозные объединения:

              1. не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
              2. не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (что не означает, что священнослужители не могут избираться в представительные органы государственной власти и местного самоуправления);
              3. не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (что не означает, что священнослужители не имеют права как граждане индивидуально участвовать в деятельности политических партий и движений).

              Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

              Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека.

              И формы такого сотрудничества весьма многообразны. Это и совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян. Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с "трудными" подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.

              В противовес светскому государству, установившемуся в боль­шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го­сударства, в которых одна из религий признается государствен­ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи­ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото­рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо­творном воздействии религии на политику и общественную мо­раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен­ной существуют другие конфессии.

              В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи­мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу­дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг­рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправле­нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея­тели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни­каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государ­ства.

              Закрепление светского государства отнюдь не означает умале­ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон­ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропаган­дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен­ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

              Светское государство — это государство, в котором нет официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается единственно верным или обязательным к исповеданию.

              В условиях светского государства догматы и каноны религии, любые религиозные объединения не могут оказывать влияние на государственный строй, на систему государственных объединений и образований, на функционирование государственных органов и должностных лиц, на иные сферы деятельности государства.

              Основные черты светского государства:

              • не вмешивается в определение человеком своего отношения к религии и принадлежности к определенному религиозному направлению;
              • не вмешивается в церковную деятельность и функционирование религиозных объединений (если такая деятельность не противоречит нормам закона);
              • не возлагает на религиозные организации и объединения функции органов власти, госучреждений, органов муниципального самоуправления;
              • обеспечивает в государственных и муниципальных образовательных учреждениях соответствующую природу образования;
              • функционирование и деятельность госорганов власти не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами;
              • государственные служащие, военнослужащие не могут использовать служебное положение для формирования определенного отношения к той или иной религии.

              Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает материальную поддержку в реставрации, содержании и охране объектов и зданий, являющихся религиозными памятниками истории и культуры.

              Светское государство — это государство, обеспечивающее органическую сбалансированность и независимость интересов религиозных объединений и публичных институтов. В светском государстве наблюдается неучастие религии в главных вопросах государственной политики и жизни. Государство является гарантом сбалансированности интересов разных социальных групп, оно провозглашает конституционно свободу совести, принимает соответствующие меры для ее реализации.

              Признаки светского государства

              Любому светскому государству характерны определенные признаки:

              • отделение религиозных объединений от государства, государство не возлагает на религиозные объединения исполнение функций органов государственной власти;
              • нормативное закрепление равенства религиозных объединений перед законом, при этом никакое религиозное объединение не может пользоваться никакими преимуществами со стороны государства;
              • равенство прав и свобод каждого человека независимо от религиозных убеждений и его отношения к религии;
              • недопустимость установления официальной или общеобязательной религии.

              Готовые работы на аналогичную тему

              Дополнительные признаки проистекают из перечисленных. К ним относятся: сохранение светского характера образования; запрет возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти; невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан; отказ в приеме на работу по религиозным мотивам; запрет государственным служащим использовать свое должностное и служебное положение в интересах каких-либо религиозных объединений; гарантии прав на замену военной службы альтернативной службой по религиозным мотивам.

              Религиозные объединения не принимают участия в выборах в государственные органы власти, не принимают участия в деятельности политических партий и объединений. Представители религиозных объединений сохраняют все свои общегражданские права. Они могут участвовать в выборах, выдвигаться, но не как представители религиозных объединений.

              Функции светского государства

              Основные направления деятельности государства, то есть его функции имеют разностороннюю направленность.

              Основные функции светского государства:

              • законодательная;
              • охранительная;
              • стимулирующая;
              • регулирующая;
              • запрещающая;
              • социальная;
              • воспитательная.

              Законодательная функция состоит в том, что государство создает правовое пространство для деятельности религиозных организаций и объединений, государства и общества, юридически гарантирует свободу вероисповедания и совести, устанавливает правовой статус объединений, закрепляет принципы их взаимодействия с властями разного уровня и разных ветвей.

              Охранительная функция подразумевает охрану законной деятельности религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе вероисповедания и совести; согласно конституции светского государства, каждый может свободно исповедовать какую-либо религию, или не исповедовать никакой религии.

              Стимулирующая функция — оказание материальной, финансовой или какой-либо помощи религиозным организациям и объединениям, предоставление налоговых льгот, субсидий, содействие в преподавании в религиозных образовательных учреждениях общеобразовательных дисциплин.

              Регулирующая функция состоит в том, что государство регулирует государственно-церковные отношения, регистрирует религиозные объединения и организации, определяет правовой статус религиозных организаций и объединений, контролирует и регулирует процесс вероисповедной политики, регулирует проведение отдельных религиозных церемоний и обрядов, благотворительных мероприятий и др.

              Запрещающая функция состоит в том, что государство через соответствующие законы запрещает создание и дальнейшую деятельность религиозных организаций и объединений, функционирование которых направлено на разжигание религиозной розни, подрыв и угрозу безопасности государства, на пропаганду войны, принуждение к разрушению родственных связей и семьи, нанесение вреда и ущерба здоровью и нравственности граждан и т.д.; запрещено воспрепятствовать проведению религиозных обрядов и богослужений в культовых зданиях; список санкций достаточно широк — исправительные работы, штраф, арест и лишение свободы.

              Социальная функция состоит в том, что государство реализует меры по обеспечению связи и взаимодействия с религиозными организациями для улучшения социальной жизни граждан, обеспечение таких условий жизни, которые соответствовали бы международным стандартам, совместное действие государства и религиозного объединения в сфере защиты материнства и детства, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иными противоправными проявлениями.

              Воспитательная функция состоит в том, что государство помогает нравственной, эмоционально-психологической, интеллектуальной консолидации общества, включая нравственное воспитание подростков и молодежи, военнослужащих, беженцев и т.д.; способствует укреплению семейно-брачного института; защиты тайны исповеди; противодействия нравственному развращению; объявления нерабочими днями религиозных праздников; противодействия алкоголизации населения, распространению наркомании, тунеядства, проституции, преступности.

              Светское государство — это особый тип устройства общества, характерный для Российской Федерации. Указанное понятие достаточно широко и вбирает в себя определение, сущность, принципы функционирования, особенности и черты такой модели государственного устройства, его отличия от иных альтернативных моделей политического устройства.

              Светское государство - характеристика, признаки и черты

              Определение и сущность светского государства

              Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

              Принципы светской державы

              Светское государство - характеристика, признаки и черты

              Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

              Секулярное устройство политической жизни общества, в свою очередь, не возлагает на религиозные объединения государственных функций. Отношения в такой политической организации общества базируются на принципах разделения сфер деятельности религиозных объединений и государственной власти при условии соблюдения духовенством законности.

              Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

              Основные признаки

              В форме списка приведем краткий перечень признаков светского государства, характерных для такого устройства политической жизни общества. К ним относятся:

              • равенство сект, конфессий, деноминаций перед законом;
              • отсутствие государственной религии и недопустимость ее установления;
              • отсутствие финансирования религиозных объединений и организаций за счет средств гос. бюджета;
              • провозглашение свободы совести и вероисповедания;
              • секуляризация образования;
              • отделение государства от церкви.

              Светское государство - характеристика, признаки и черты

              Кратко о светскости современной России

              В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.

              Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.

              Права человека в секулярном государстве

              Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

              Светское государство - характеристика, признаки и черты

              • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
              • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
              • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

              Альтернативные модели государственного устройства

              Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

              • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
              • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

              Таким образом, светская держава — это особый, отличный от других тип общественного устройства. Именно такое устройство позволяет отделить церковь от гос. власти.

              Читайте также: