Почему правонарушение и преступление так тесно связаны между собой

Обновлено: 30.06.2024

Проступки и преступления

Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления.

Преступление - это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Проступки - это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния. В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.

Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.

Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя. При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.

Дисциплинарный проступок в сфере образования

это неисполнение обучающимися своих обязанностей, предусмотренных образовательным законодательством, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка или договором, взыскание, за которое налагается руководителем образовательного учреждения.

В перечень основных составов дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, включаются такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий, либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.

В частности:

- систематические опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

- появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- нарушение мер пожарной безопасности, курение в не отведенных для этих целей местах;

- оскорбительные и неуважительные действия и высказывания в отношении преподавателей или работников общежитий и обучающихся, и иных лиц;

- использование ненормативной (нецензурной) лексики на территории техникума и в общежитиях;

- нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

- неисполнение законных требований педагогического работника, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

- подделка (фальсификация) учебных документов и результатов аттестации;

- распространение информации, наносящей моральный вред здоровью студентов и участникам образовательного процесса;

- пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

- порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

За совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

-замечание,

-выговор,

-отчисление из техникума.

Дисциплинарный проступок - это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.

Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.

Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.

Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.

Гражданское правонарушение - это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.

Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.

Субъективные причины правонарушений - это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества. Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности. Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.

Объективные причины правонарушений - это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений - это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.

Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер - посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права.
Преступление является составной частью понятия правонарушения.
Преступление - виновно - совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. (ст. 14 УК РФ) - наиболее общественно - опасное правонарушение.
Из определений видно, что эти понятия правонарушения и преступления имеют ряд общих черт и постоянно перекликаются друг с другом, но в тоже время существует ряд критериев, разграничивающих эти понятия. Эти особенности и предстоит выяснить.

  1. Охранительные уголовно - правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления;
  2. Общественные отношения, связанные с удержанием морально неустойчивых лиц от совершения преступлений посредством угрозы наказания, предусмотренной в законодательных нормах;
  3. общественные отношения, регулирующиеся нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите жизни, достоинства, имущества от преступных посягательств.

Правонарушения совершаются людьми - субъектами правонарушения. В соответствии с ГКРФ субъектом правонарушений может быть юридическое лицо; однако в конечном счете и эти правонарушения совершаются людьми - работниками предприятий, учреждений.
Субъект деяния не может рассматриваться как признак правонарушения, но без субъекта нет правонарушения, и в тоже время не каждый человек может быть признан субъектом противоправного виновного деяния.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, то есть всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Закон устанавливает также различные возрастные границы деликтной правосубъектности.
Уголовная ответственность - 16 лет, административная ответственность - 16 лет, ответственность по гражданскому праву в полном объеме с 18 лет и частичная с 15 лет.

Признаки наличия правонарушения.

  • наличие субъекта правонарушения (физическое или юридическое лицо. В уголовном праве только физическое).
  • наличие объекта правонарушения - охраняемый законом объект.
  • наличие объективной стороны правонарушения (деяние).
  1. Общественная опасность;
  2. Уголовная противоправность;
  3. Виновность;
  4. Наказуемость деяния.

Критерии не существования преступления.

    1. Формально есть признаки деяния, предусмотренные УК (формальное основание).
    2. Но в силу малозначительности оно не представляет общественной опасности (материальное основание). Деяние считается малозначительным если при его умышленном совершении умысел виновного был направлен на совершение именно малозначительного деяния.
    1. гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
    2. трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
    3. уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
    4. административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
    5. процессуальные
    1. преступления
    2. иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско - правовые.
    • в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
    • в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
    • в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
    • духовные или материальные блага
    • общественные или личные интересы
    1. Преступления небольшой тяжести;
    2. преступления средней тяжести;
    3. Тяжкие преступления;
    4. особо тяжкие преступления.

    Преступление - это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).

    Административный проступок, как вид правонарушения.

    Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность всех видов, права и свободы, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
    Основными критериям наличия административного проступка, как и любого правонарушения являются противоправность и виновное поведение.
    Противоправность административного проступка выражается в нарушении общеобязательных правил, которые государство устанавливает с целью соблюдения режима законности, защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов.
    Административный проступок является виновным поведением, умышленным или неосторожным. Отсутствие вины исключает административную ответственность. Принцип вины ясно изложен в статье 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Административное правонарушение моет выражаться как в действии (мелкое хулиганство, незаконная порубка и повреждение деревьев) так и в бездействии (уклонение о подачи декларации о доходах).

    Юридическая ответственность как метод борьбы
    против правонарушения.

    Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения вызывают соответственное отрицательное отношение. Общество в лице государства имеет право и обязано вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, способствующих их возникновению, во имя обеспечения нормального развития и охраны общественных интересов.
    Одним из методов борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушения.

    Причины правонарушений.

    Условия, в которых оказываются группы людей равны для каждого отдельного человека, причины воздействию которых они подвергаются, тоже равны. Имея выбор вариантов поведения в данной ситуации, одни из людей избирают правомерный вариант поведения, другие наоборот, противоправный вариант.
    Некоторые авторы высказывают мнение, что общая причина преступности и совершения правонарушений - это совокупность социальных явлений субъективного и объективного характера, в результате взаимодействия которых на формирование личности в ее структуре образуется комплекс социально - негативных свойств.
    Таким образом имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы и права, но и как о нарушении социальных интересов и справедливости.

    В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

    Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

    — общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

    — уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

    — наличие вины в форме умысла или неосторожности;

    — наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

    Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

    Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

    В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

    Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

    — небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

    — средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

    — тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

    — особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

    Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

    Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

    — объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

    — объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

    — субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

    — субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

    Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

    Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

    В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

    Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

    Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

    Также составы преступлений подразделяются по диспозиции на простые, то есть кратко описывающие признаки преступления (например ст. 105 УК РФ убийство – умышленное причинение смерти), сложные, то есть описывающие единое посягательство более чем на один объект (например ч. 4 ст. 111 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека, то есть причинен умышленно вред здоровью и вторая форма вины в виде неосторожности по причинению смерти) и альтернативные, то есть предусматривающие совершение хотя бы одного из указанных в диспозиции действий (например ч. 1 ст. 132 УК РФ мужеложество, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия, то есть ответственность наступает за применения любого из указанных действий).

    Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

    Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

    объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

    объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

    субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

    вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

    общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

    по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

    по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

    по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

    Не любое бездействие является преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить такое действие в силу прямого указания закона, иного нормативного акта, родственных и иных взаимоотношений, служебных, профессиональных и договорных обязанностей, либо в силу того, что само создало угрозу причинения вреда.

    Как правило, обязанность помогать ближнему не является правовой и носит моральный характер. Уголовная ответственность за бездействие может наступать лишь в случаях, если на лицо в силу каких-то обстоятельств была возложена обязанность действовать определённым образом.

    Сколько шагов отделяет проступок от преступления?

    Как преступление, так и проступок являются с точки зрения криминальной логики нарушением законодательства – разница состоит только в степени тяжести, так сказать. В первом случае имеется в виду более или менее серьезное нарушение закона и общественных норм. За ним всегда следует наказание в той или иной форме, будь то тюремное заключение или крупный штраф.

    Проступок – это действие, имеющее намного меньшую опасность для социума. Наказания за них имеют значительно меньшие масштабы, а порой даже ограничиваются вынесением предупреждения.

    Как защитить свои права?

    Согласно статье 33 Конституции, граждане “имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”. Это предполагает, что гражданин может подать жалобу на действие должностного лица или государственного органа в вышестоящий орган.

    Суд – это основной механизм защиты прав человека. Судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. Никто не вправе осуществлять воздействие на судей в какой бы то ни было форме.

    Также защита прав человека осуществляется через институт Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека, общественные организации.

    К административным формам защиты прав человека также относится надзор за соблюдением законов всеми органами исполнительной власти со стороны Прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является особым видом прокурорского надзора.

    Прокурорский надзор в России может являться весьма действенным способом защиты прав граждан от нарушений со стороны властей. Органы прокуратуры обязаны проводить проверку и принимать меры по жалобам граждан, содержащим сведения о нарушении законов и прав человека.

    Судебную систему России составляют: конституционные суды во главе с Конституционным судом Российской Федерации, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны, кроме арбитражных судов, поскольку они разрешают только дела с участием юридических лиц (предприятий, государственных органов и т.д.).

    Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) был закреплен Конституцией России в 1993 году. В классическом виде омбудсмен – это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие обязательной силы. Однако, благодаря влиятельности и авторитетности института омбудсмена, эти рекомендации, в большинстве случаев, выполняются. Институт омбудсмена является важным инструментом укрепления уважения к правам человека и закону в демократическом государстве.

    Вопросы и задания к документу

    1. В чём вы видите основной смысл текста?

    Человек обладает широким кругом возможностей по защите своих прав.

    2. В какие органы правовой защиты может обращаться гражданин?

    Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Такими наиболее известными международными органами являются: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток.

    3. Назовите виды судебной защиты, доступные в наше время российскому гражданину.

    Виды судебной защиты: Мировой суд (гражданские дела, суд общей юрисдикции); арбитражный суд (разбирает дела, связанные с экономическими преступлениями); конституционный суд (разбирает дела, связанные с нарушением конституционных прав человека; Европейский суд по правам человека.

    4. При каких условиях гражданин может обращаться в межгосударственные органы защиты?

    Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    5. Сделайте вывод: о чём свидетельствует наличие различных видов судебной защиты, доступных для граждан России?

    Это свидетельствует о предпосылках правового государства и демократическом режиме в стране. Разные виды судебной защиты, способствуют контролю и соблюдению прав человека и гражданина во всех сферах жизни.

    1. Раскройте важнейшие признаки правоотношения.

    Правоотношение — это прежде всего общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения между человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникнуть только по поводу этих объектов.

    Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений.

    Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Не случайно их называют субъектами права — лицами, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности.

    Правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

    2. В чём особенности правонарушения?

    Прежде всего правонарушение — это всегда деяние. В переводе со строгого языка юристов это слово означает действие, т. е. активное поведение — драку, кражу, угон, взятку и т. д., а также бездействие, т. е. пассивное поведение, состоящее в невыполнении того действия, которое человек обязан был совершить: врач не оказал помощь больному, полицейский проявил пассивность в ситуации совершения преступления, пассажир не взял билет, граж¬данин не уплатил налог, работник совершил прогул и т. д.

    Следующий признак правонарушения — противоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы права. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно опасным признаётся всё то, что ущемляет права и интересы участников правоотношения. Общественная опасность также является признаком правонарушения.

    Ещё одним признаком правонарушения считается наличие вины. Вина на юридическом языке — это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Если же оно не осознаёт общественной опасности своих поступков (в силу малолетства, невменяемости), не будет и правонарушения. Лицо признаётся виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно наличие выбора свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, т. е. в момент выбора разумно руководило своими действиями и осознанно пошло на правонарушение.

    Правонарушение влечёт за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения — юридической ответственности.

    3. Объясните различия между проступком и преступлением.

    Преступление считается самым опасным видом правонарушения. Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания.

    Проступки тоже относятся к правонарушениям, но не считаются преступлением. Потому что проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности.

    Отличие преступления от проступка заключается в следующем:

    Степень общественной опасности. Преступление – это серьёзное деяние, которое связано с посягательством на чужую жизнь, здоровье, имущество, права и законные интересы. Проступок малозначителен: опасность представляет лишь большое количество аналогичных правонарушений.

    Наказание. За доказанное преступление на лицо накладывается серьёзная санкция: лишение или ограничение свободы, штраф, исправительные или общественные работы, запрет на занятие определённой деятельностью, иные формы ответственности. За проступок наказание значительно меньше: это может быть предупреждение, штраф, или, в крайнем случае – непродолжительный арест.

    Состав. У преступления всегда присутствуют объективная и субъективная часть, объект и субъект. Для проступка наличие субъективной части в отдельных случаях необязательно. Так, к административной ответственности могут привлекаться родители детей, совершивших правонарушение, к гражданской – лица, которые не совершали проступок (владельцы собак и иных источников повышенной опасности).

    Сроки привлечения к ответственности. Особо тяжкие составы преступлений не имеют сроков давности, остальные – определены годами. Для привлечения к административной ответственности даётся всего несколько месяцев (зависит от конкретного проступка), после чего лицо полностью освобождается от наказания.

    Лицо, привлекаемое к ответственности. За преступление осуждается физическое лицо старше 14 лет (по отдельным составам – старше 16 лет). К административной ответственности привлекаются лица старше 16 лет, к дисциплинарной и гражданской – старше 18 лет. К административной и гражданской ответственности могут привлекаться юридические лица.

    4. Каковы главные черты юридической ответственности и её основные виды?

    Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.

    В приведённом определении следует отметить ряд важных признаков юридической ответственности, которая возлагается: 1) только за правонарушение, т. е. за виновно совершённое деяние; 2) только от имени государства; 3) обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определённых неблагоприятных последствий.

    Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, уголовная, гражданская и др. Самый суровый вид ответственности — уголовная. Она наступает за совершённое преступление, остальные — за проступок.

    5. Что представляет собой система судов нашей страны? В какой из судов обычно обращается основная масса граждан?

    Система судов нашей страны имеет три ветви.

    Первая — конституционные суды — состоит из Конституционного Суда РФ и конституционных судов в республиках РФ. Их главная задача — проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти.

    Вторая — обычные суды, или суды общей юрисдикции, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривая уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды образуют единую систему, в которую входят: а) районные (городские) и мировые суды, представляющие нижнее и вместе с тем массовое звено системы, именно сюда обращаются большинство граждан; б) суды субъектов РФ — среднее звено системы; в) Верховный Суд Российской Федерации, возглавляющий всю систему обычных судов.

    Третья — арбитражные суды. Они решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят: а) суды субъектов РФ (нижнее звено); б) федеральные арбитражные суды (среднее звено) и, наконец, в) Высший Арбитражный Суд РФ. Все суды этой ветви — в пределах своей компетенции — призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан-предпринимателей.

    6. Объясните, в чём состоит основная цель деятельности судебной системы.

    Судебная система России - это система специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Т.е. главной задачей судебной системы является наказание преступников в соответствии с законом и/или оправдание невиновных.

    7. Охарактеризуйте важнейшие этапы развития права в современной России.

    Главным событием в развитии права в современной России считается принятие в 1993 г. Конституции РФ. Основное значение Конституции состояло в том, что вместе с ней в жизнь общества вошли новые правовые ценности и ориентиры: права и свободы человека, демократическое, социальное, федеративное, правовое государство и гражданское общество с различными формами собственности, свободой экономической деятельности, идеологическим многообразием, многопартийностью и др.

    Прежде всего следует сказать о разработке Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В условиях развития рыночных отношений этот законодательный акт стал правовой базой регулирования всех имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

    К числу важнейших отнесём и другой правовой шаг — принятие Уголовного кодекса РФ (УК РФ). В число основных задач УК РФ включается необходимость охраны прав человека и гражданина, собственности, общественного порядка, общественной безопасности, окружающей среды.

    К важнейшим правовым шагам следует отнести также целый ряд принятых в последнее время законов — Налогового кодекса РФ (НК РФ), Семейного кодекса РФ (СК РФ), Трудового кодекса РФ (ТК РФ), Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и т. д.

    Я считаю, что предрасположенность человеческой особи к криминалу и преступлениям не обуславливается внешними чертами. Если углубиться, то убийства, насилие, кражи происходят в своей основе на почве нервных отклонений и это никак не связано с их внешностью.

    2. В своих исследованиях правоведы называют множество раз-личных причин правонарушений, которые типичны для современного российского общества. В их числе: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры граждан, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, кризис морали и др. Причины взаимосвязаны. И всё же какие из них можно отнести к причинам личностного характера, а какие — общественного? Какие ещё причины можно указать?

    Причины личностного характера: различные виды отклоняющегося поведения, кризис морали, низкий уровень правовой культуры граждан.

    Причины общественного характера: поляризация социальных интересов; низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, несовершенство законов, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

    3. Когда государство привлекает правонарушителя к юридической ответственности, оно преследует несколько целей. Обычно подчёркивается, что целью юридической ответственности является стремление покарать правонарушителя. Отмечается и необходимость его перевоспитать. Кроме того, юридическая ответственность налагается не только с карательной целью, но и в назидание. Подумайте, какова ещё одна важнейшая цель юридической ответственности.

    Также важной целью наложения юридической ответственности является предотвращении совершения новых правонарушений со стороны наказанного лица и избежание совершения правонарушений со стороны других лиц (этим власти предостерегают потенциальных правонарушителей о последствиях такой деятельности).

    4. В тексте Конституции РФ прочтите и проанализируйте статьи 118, 125—127.

    А) Объясните, каким путём (посредством чего) осуществляется судебная власть в РФ.

    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Ответьте на вопросы:

    1) Какой из судов осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции?

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    2) Какие дела рассматриваются Верховным Судом РФ и какие — Высшим Арбитражным Судом РФ?

    Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    3) Какой из судов осуществляет проверку по жалобам на нарушения прав и конституционных свобод граждан?

    Задача: Создать условия для осмысления темы урока.

    Основные понятия: “правонарушение”, “преступление”, “деяния”.

    Оборудование: тетрадь, словарик, карточки для индивидуальной работы.

    Тип урока: урок – проблема.

    I. Мотивация к теме урока:

    – Ребята, вспомните, какие права вы имеете?
    – Какую роль играют права в жизни человека?

    Создание проблемы: (рассказ из жизни).

    “В кинотеатре шел очередной фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков – парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку портвейна они успели распить прямо в первом ряду, кто-то из зрителей сбегал к телефону”.

    – Зачем кто-то из зрителей сбегал к телефону?
    – А, что я не имею право разговаривать? И выпить? Чьи я права нарушаю?
    – Продолжение ситуации: “Подозреваемые были задержаны. Надо было видеть их невинные лица. Чувствовали себя уверенно. Еще не понимали, за что их держат в инспекции по делам несовершеннолетних. Вдруг осознали, что лейтенант составляет протокол. Вздрогнули от слов “административное нарушение”. Никак не могли понять, за что же их привлекают к административной ответственности. Заговорили: “Ну выпили – а что, нельзя?” , “Ну погалдели – а вы балдеть не любите?”, “Пошумели? Так ведь фильм неинтересный”.
    – Так что такое право? (Взаимосвязанные между собой нормы или правила поведения, которые надо исполнять, иначе придется нести ответственность.)
    – Так чьи права были нарушены в данном случае?

    Вывод: Когда человек нарушает какую-то особую норму поведения, принятую в обществе, то это совершается правонарушение. Эта норма обязательно записана в законе. И действия милиции по отношению к разгулявшимся подросткам были законны.

    II. Работа в тетрадях:

    – Записывается число и тема урока.
    – Под диктовку определение: “правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону”.

    III. Упражнения в определении: какие, предлагаемые действия, можно отнести к правонарушениям, какие – к правам:

    – ходить босиком по траве,
    – сорить в общественном месте,
    – распивать алкогольные напитки,
    – зарабатывать много денег,
    – смотреть видеофильмы,
    – грубить,
    – ловить рыбу,
    – курить,
    – сплетничать,
    – жадничать.

    IV. Беседа по решению проблемы урока:

    – Но только ли права имеет подросток, проживая в обществе? (Совершая любой поступок, нужно помнить об ответственности, которая может наступить после этого.)
    – Ваши ассоциации со словом “ответственность”.

    Таким образом, мы выяснили, что ответственность – это обязанность людей отвечать за свои поступки. Приведите примеры подобных неблагонамеренных поступков (правонарушений), за которые придется нести ответственность?

    Но следует отличать просто проступки (правонарушения) человека от преступлений. А кто защищает права граждан? Кто устанавливает правопорядок? По ходу беседы на доске появляется схема:

    Ученые-правоведы утверждают, что эти понятия (порядок, законность) тесно связаны между собой. Докажите правильность подобного утверждения.

    Вывод по проблеме: Правонарушения совершаются тогда, когда человек нарушает какую-то особую норму, принятую в обществе. И эта норма обязательно записана, зафиксирована в законе. Нарушение закона влечет за собой ответственность. А те правонарушения, которые имеют значительно большую общественную опасность, это уже преступление. Преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием “преступления”. И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.

    – Что означает слово “деяние”? (действие и бездействие).
    – Какого рода бездействие может стать преступлением?

    V. Работа по карточкам. Чтение и осмысление прочитанного текста с последующим обсуждением:

    1 – Преступлением считаются деяния, представляющие опасность для личности, общества, государства. Однако распитие спиртных напитков тоже опасно. Но оно включено в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в перечень преступлений не входит. Значит, преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием “преступления”. И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.

    2 – Преступление – это деяние, совершенное виновно. То есть деяние будет считаться преступлением, если будет установлена вина совершившего это деяние. Таким образом, преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

    VI. Релаксационная пауза.

    VII. Работа в тетрадях:
    – Списать определение слову “преступление” из карточки:

    Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

    VIII. Работа в словариках:
    – записать и запомнить написание слов “деяние”, “правонарушение”, “преступление”.
    – Где чаще всего можно встретить эти слова? Знать объяснение значения этих слов.

    IX. Упражнение на закрепление: Записать в один столбик действия, которые на ваш взгляд являются правонарушением, а в другой столбик, какие действия – преступлением.

    – Угон автомобиля;
    – вымогательство денег;
    – кража личного имущества;
    – Переход улицы на запрещающий сигнал светофора;
    – Торговля с рук в неустановленных местах;
    – распитие спиртных напитков в общественных местах;
    – кража;
    – Ловля рыбы в запрещенном месте;
    – нарушение правил пожарной безопасности.

    X. Рефлексия урока: Как мы решили проблему урока?
    Какой этап урока понравился и почему?
    Что такое правонарушение?, Преступление?

    Читайте также: