Почему ознакомление детей с природой нужно начинать с дошкольного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Знакомство с окружающим миром – словно путешествие по многоводной, неизведанной реке.
Какие тайны она хранит в себе?
Что ждет нас в пути?
Куда приведет эта река?
Что придаст нам уверенности в пути, сделает нашу лодку надежной?
- Интерес к познанию окружающего мира; желание исследовать, открывать; умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы – вот то, что поможет нам в стремлении к неизвестному.
Отправляясь в путешествие, вооружимся веслами, которые помогут нам
двигаться вперед в заданном направлении.

Первое весло – деятельность.
Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т.е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской – экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие.

Второе весло – эмоции.

Известно, что ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве является эмоциональная сфера. Поэтому важно придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, осторожно воздействовать на чувства детей, их воображение и фантазию. Важно помнить, что только при условии гармоничного развития двух основных сфер – интеллектуальной и эмоциональной – возможна гармония личности.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Наглядные методы
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.
Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

И мне хотелось бы поделиться опытом своей работы по ознакомлению детей с природой.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания.

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.
Часто я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Познание природы детьми - это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействия на его чувства своей яркостью, многообразием. Дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений с целью: научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы. С помощью дидактических игр, экологических задач, постановки опытов, проектов, проведения экспериментов можно ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

На каждом возрастном этапе познавательный интерес имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Чтобы вызвать интерес к природе и развить познавательный интерес в детях необходимо разработать комплекс мероприятий в образовательной деятельности и в повседневной жизни по повышению уровня экологического воспитания. Только организованная познавательная и исследовательская деятельность даёт определённые положительные результаты. Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, необходимо создать соответствующие условия:

  • подбор специальной литературы;
  • подбор оборудования;
  • составлен перспективный план с отражением тем и содержанием НОД по экологическому воспитанию.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. При правильной организации наблюдений за окружающим дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно не продолжительно. Здесь важно четко задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе. В процессе наблюдений использую разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. В процессе наблюдения необходимо пояснять детям, чтобы помочь им понять все увиденное. А чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, лучше использовать стихи, малые формы фольклора (загадки, поговорки, пословицы). Обращение к художественному слову должно быть естественным, ненавязчивым.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности ребенка и взрослого. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности использую эксперименты и опыты с неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Эксперименты, самостоятельно проводимые детьми, позволяют им самостоятельно установить причинно-следственные связи, обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека. Дети любят экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляются яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Они стремятся самостоятельно экспериментировать для получения новых знаний. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, в процессе экспериментальной деятельности развивается наблюдательность, мыслительную деятельность, эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

При использовании дидактической игры необходимо:

  • опираться на уже имеющиеся знания, полученные путем непосредственного восприятия;
  • следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
  • поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровое действие;
  • конкретно четко объяснять правила.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности - подбор доступного, интересного для детей материала;
  • Принцип индивидуализации;
  • Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности;

Через познавательный интерес можно формировать первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним и обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Только целенаправленное и систематическое ознакомление с природой в процессе экологического воспитания дошкольников стимулирует развитие познавательного интереса в условиях детского сада.

Оценить 1732 0

Министерство образования Республики Мордовия

ГБУ ДПО «Мордовский Республиканский институт образования

Доклад на тему:

Подготовила:

Карпунькина Ю.Н.,

воспитатель МАДОУ

Саранск 2017г

Экологическое воспитание представляет собой важный элемент современного образовательного процесса. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области "Познавательное развитие" и предусматривает решение таких задач как:

-формирование первичных представлений о живой и неживой природе

-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Немаловажную роль играют функции экологического воспитания детей. Функции экологического воспитания заложены в современных образовательных стандартах РФ. К ним относится следующее:

1 Развитие кругозора у детей;

2 Формирования экологического сознания;

3 Стимулирование развития интуиции и наблюдательности;

4 Развитие навыков общения.

Экологическое воспитание, включающее в себя формирование экологического сознания и поведения, необходимо начинать с дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического воспитания

Экологическое воспитания, будучи полноценным элементом образовательного процесса, наделено определенными целями и задачами. В качестве целей экологического образования современные педагоги чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

К задачам экологического воспитания относят:

1 формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

2 развитие познавательного интереса к миру природы;

3формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

3 воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

4развитие чувства эмпатии к объектам природы;

5 формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; 6формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

7 освоение элементарных норм поведения по отношению к природе,

8формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; 9формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;

10 формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде

Итак, проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Работа по экологическому воспитанию детей в условиях ДОУ

Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного заведения приобретает особую ценность.

В современных дошкольных учреждениях работа по экологическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

1работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;

2 работа с педагогами;

3работа с родителями:

*Анкетирование, проведение опросов.

*Совместные досуги, КВНы, викторины.

*Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах конкурсах.

*Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.

*Ширмы, экологические стенды.

*Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытом между родителями.

*Информационные проспекты для родителей.

*Организация дней открытых дверей.

*Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок-передвижек.

3 работа в социуме;

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:

- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- лаборатория юного эколога;

- составление экологических карт;

- ведение фенологических календарей природы;

- экологические выставки и экспозиции;

- день (неделя) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры (дидактические, имитационные; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

- экологические тренинги; и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней, зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. И обязательно при общении воспитатель должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенка, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Воспитатель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывает игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используют следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используют разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

В своей работе с детьми воспитатель придаёт большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада.

Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребенка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветов. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Основной способ знакомства с природой – это непосредственное наблюдение за растениями и животными. Наблюдения должны быть кратковременными, но частыми.

Для детей подготовительной группы, в целях ознакомления с полевыми культурами и их уборкой, также организуют несколько экскурсий в поле, где растут ячмень и пшеница. Первую экскурсию на поле проводят, когда она колосится. Дети рассматривают растения. Второй раз детей приводят на поле во время цветения растений. Отмечают, что ячмень вырос высокий, так как семена посеяли в рыхлую, хорошо удобренную землю. Обращают внимание детей на то, что там, где растут сорняки, колосья развиты плохо. Последнюю экскурсию проводят во время уборки урожая. Детям показывают работу машин и труд комбайнеров. На данном этапе целесообразно расспросить детей, о том какую работу выполняют по их мнению комбайнеры (скашивают пшеницу, обмолачивают колосья, очищают зерно). Пояснить детям, что готовое зерно из комбайна подается через рукав на машины и машины увозят его в зернохранилище. Рассказать, что прежде, когда не было машин, всю работу земледельцы выполняли вручную. Труд был очень тяжелым. Теперь машины помогают собирать урожай быстрее. С экскурсии хорошо принести несколько растений (ячменя, овса, пшеницы) для дальнейшего рассмотрения и приготовления гербария. На экскурсии в сад дети наблюдают, как после цветения развиваются плоды на деревьях и кустарниках, как люди собирают плоды. К сбору опавших плодов можно привлечь и детей.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, с изменениями, происходящими в ней в разное время года. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней воспитывают в дошкольниках лучшие черты характера: трудолюбие, уважение к труду взрослых, патриотизм. В решении задач ознакомления детей с природой, воспитании любви к ней помогает уголок живой природы в детском саду.

У всех растений, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выраженные признаки. Нужно также учитывать возрастные особенности детей. Для младшей и средней групп – растения наиболее типичные по строению. В старшей и подготовительной группах, кроме выше названных, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко. Например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. Для ухода за растениями уголка природы в группе требуется инвентарь: лейки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли.

Во второй младшей группе дети должны знать названия двух, трех растений, уметь называть их части (цветок, лист, стебель, корень), знать основные растительные группы (деревья, кустарники, цветы, травы). Знакомить детей рекомендуется с такими растениями: примула, бегония, герань, бальзамин, растениями с широкими плотными листьями (аспидистра, фикус). Дети должны поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.

В средней группе дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений. Здесь уже вводят элементы разделения труда: один ребенок поливает растение, второй протирает листья или горшок для другого растения. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы. Дети этой группы должны знать названия четырех – пяти растений (в их числе растения для младшей группы, к которым добавляются кустообразные растения, такие как герань и бальзамин). На данном этом этапе дети должны уметь называть части растения, а также уметь описывать их в общем (форму листьев, вид стебля). Важно также научить детей отличать политые и не политые растения по состоянию почвы. Познакомить воспитанников с правилом: после поливки растений, в лейки надо наливать воды и оставлять ее до следующего дня. Использовать дидактические игры с растениями и их изображениями на картинках. В играх следует упражнять детей в описании растений, учить называть их отличительные признаки.

В старшей группе уход за растениями организуют в форме дежурства. Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течении двух-трех дней, не только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения.

Для уголка природы подбирают растения, которые привлекали бы внимание детей, вызывали радостные эмоции. К ним прежде всего относятся цветущие растения (бальзамин, бегония, фуксия, герань). Детей этой группы знакомят с разными формами стеблей комнатных растений (прямостоящими, свисающими, вьющимися – такими, как фикус, традесканция, колеус, комнатный виноград), с различной расцветкой и формой листьев (традесканция с зелеными и пестрыми листьями, различные виды бегоний). В уголке живой природы следует держать растения, требующие различного ухода: редкой поливки (алоэ), частой поливки (колеус, примула), поливки только в поддон (луковичные, амариллис), растения, требующие мытья листьев тряпочкой, опрыскивания из пульверизатора (аспарагус). В старшей группе надо обратить внимание детей на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие из них не цветут и поэтому их следует поливать реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, и в силу этого наблюдения, детей целесообразно подвести к выводу, что в это время растения следует поливать чаще. Обязательно надо подчеркнуть коллективную значимость труда детей (все потрудились – растения стали красивыми – будут лучше расти). Во время рассматривания растений надо обратить внимание детей на внешний вид растения, подчеркнуть его привлекательность. Например, спросить у воспитанников какое из растений самое красивое: предложить детям рассказать о нем, рассмотреть его.

У детей подготовительной к школе группы, в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к ним становится более устойчивым. Поэтому надо привлекать детей к выполнению более сложных и длительных видов ухода за растениями (в течении нескольких дней и даже недель). Целесообразным будет подобрать быстрорастущее растение, такое, у которого неожиданно для ребят могут развиться бутоны (кактус, амараллис). Чтобы поддержать интерес детей к работе, следует систематически контролировать их, спрашивать, как развиваются растения, не появилось ли у них что-либо новое и при надобности лично обращать внимание на изменения. Например, обратить их внимание, что листья герани в зимнее время поворачиваются к свету, таким образом подвести воспитанников к выводу, что некоторым растениям мало света, значит их следует перенести в более светлое место. Не стоит забывать о развитии мышления у детей. В этой связи следует познакомить детей с более прихотливыми растениями, требующими сложного ухода (бегония, алоэ, туя, хлорофитум, сансевьера). Дети группы помогают при пересадке растения: подбирают горшок нужного размера, готовят песок и почву. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором.

В конце зимы и начале весны в уголках природы всех возрастных групп проводятся посевы семян и посадка луковиц. Землю для зимне-весенних посевов и посадок готовят накануне дня посадочных работ. В младших и средних группах это делает воспитатель, в старших – дежурные. Для посевов и посадок подготавливаются ящики (по одному на стол), либо коробочки из плотной бумаги, которые устанавливают на поддоне.

После появления ростков, их высаживают на участке. Перед посевами и посадками, нужно отобрать посевной материал. Луковицы нужны среднего размера, ровные. Накануне их кладут в емкость и заливают теплой водой, после остывания ее сливают. Перед самым занятием у луковиц срезают верхушку (примерно пятую часть). В этом случае растение растет ровнее, а воспитанникам проще сориентироваться в посадке луковиц (срезанной частью вверх).

Семена цветочных и овощных растений накануне посевов проверяют: для этого их кладут в стакан с водой: полновесные (то есть более пригодные для посадки) тонут, легковесные остаются на поверхности воды. Семена, особенно мелкие, следует засыпать землей, смешанной с песком. Для посевов следует создать влажный микроклимат (накрыть пленкой).

Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора или со щетки. Ставят посевы в самое светлое место. Когда появляется два - три листочка, рассаду пикируют, отщипывают кончик главного корня, что приводит к развитию боковых корней. Примерно через две недели после пикировки, растения можно высадить в грунт. Весь уход за посадками и посевами (кроме пикировки) проводят дети старших групп под руководством воспитателя (в ходе дежурств или при выполнении индивидуальных поручений). В младшей и средней группах на занятии все дети сеют семена одних и тех же растений, делают лунки, в которые кладут по одному семени. В старших группах дети могут сеять семена разных растений. При этом стоит использовать другой прием посадки: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном друг от друга расстоянии. Если ящиков нет, посев производят в коробочки, повторяют прием посева, освоенный прежде. Дети подготовительной к школе группы осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.

Вся воспитательная работа по ознакомлению детей с природой осуществляется с целью подготовки детей к школе. Наличие у детей, пришедших в первый класс, конкретных представлений по выращиванию растений, является необходимой предпосылкой для сознательного усвоения уже систематизированных знаний о природе.

Читайте также: