Почему необходимо четко определять и закреплять законодательно этапы проведения референдумов

Обновлено: 30.06.2024

Рассмотрим порядок организации и проведения референдумов на примере референдума Российской Федерации. Названный порядок включает в себя следующие обобщенные стадии: возбуждение инициативы проведения референдума; назначение референдума, подготовка и проведение акта подведение итогов референдума.

Инициатива проведения референдума. Право возбуждения вопроса о проведении референдума принадлежит: а) не менее чем двум миллионам российских граждан, имеющим право на участие в указанном референдуме (на один субъект Федерации должно приходиться не более 10% требуемого числа подписей граждан); б) Конституционному Собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ. При этом должны быть сформулированы вопросы, выносимые на референдум, или представлен полный текст закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого к принятию на референдуме.

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме. Главная задача инициативной группы заключается в сборе необходимого количества подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, то в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан. Видимо, законодатель имеет в виду необходимость избрания в состав инициативной группы граждан, проживающих за рубежом.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации. При отсутствии и этого органа инициативную группу регистрирует высшее должностное лицо субъекта Федерации.

В ходатайстве о регистрации указываются: 1) формулировка вопроса (вопросов), текст законопроекта, выносимые на референдум;

2) субъекты Федерации, на территории которых предполагается сбор подписей, а также иностранные государства, на территории которых предполагается сбор подписей проживающих там российских граждан; 3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

Если сбор подписей предполагается проводить за пределами страны, то в ходатайстве о регистрации инициативной группы дополнительно указываются вышеназванные данные членов инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на зарубежной территории.

К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Избирательная комиссия субъекта Федерации в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации группы, выдает ей регистрационное свидетельство, действительное в течение трех месяцев, и извещает о своем решении Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Если инициативная группа предполагает собирать подписи граждан за рубежом, то извещение об этом направляется и в Министерство иностранных дел РФ.

В случае отказа в регистрации инициативной группы ей выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Федерации. Основанием отказа в регистрации группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ.

3. Проводится сбор подписей. Сбор подписей осуществляется после регистрации инициативной группы. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов подписи собираются за каждый из предлагаемых вопросов в отдельности. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства граждан. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума области, не может превышать более чем на 15% их требуемое число, указанное выше.

Подписи вносятся в подписные листы, которые должны содержать формулировку вопроса, предлагаемого к вынесению на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданам текст этого законопроекта по первому их требованию. Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, и уполномоченным представителем инициативной группы с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан по каждому субъекту Федерации и число подписей граждан, собранных за рубежом, а также общее число подписей, о чем составляет итоговый протокол инициативной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Федерации, вместе с итоговым протоколом передаются инициативной группой в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого собирались подписи.

Избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и подписью одного члена комиссии. Инициаторам сбора подписей выдается письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени приема.

Подписные листы, собранные за рубежом, нумеруются и брошюруются по каждому иностранному государству в отдельности. Они удостоверяются соответствующими консульскими учреждениями Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются в Центральную избирательную комиссию.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Порядок возбуждения вопроса о проведении референдума Российской Федерации Конституционным Собранием РФ должен определяться особым федеральным конституционным законом, который в настоящее время еще не принят. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией, и в течение месяца направляет Президенту свое решение по существу вопроса, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения конституционных требований инициаторами референдума Президент назначает всероссийский референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. Президент издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Данная временная рамка, во-первых, обеспечивает надлежащий уровень подготовки референдума, а, во-вторых, препятствует затягиванию связанных с референдумом мероприятий.

В случае отрицательного решения Конституционного Суда процедура референдума прекращается.

Таким образом, Президент обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако не может назначить его по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура его инициирования и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.

Подготовка и проведение акта голосования. Подготовку и проведение всероссийского референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия (Центральная комиссия референдума), избирательные комиссии субъектов Федерации (комиссии субъектов Федерации по проведению референдума), территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения. Так, участковые комиссии составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому, устанавливают результаты голосования по своим участкам.

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение законодательства, руководит нижестоящими комиссиями, издает инструкции и иные акты по вопросам применения законодательства о референдуме, устанавливает форму и утверждает текст бюллетеня для голосования, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования, извлеченных из ящиков для голосования.

Центральная комиссия референдума признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Центральная комиссия референдума может признать итоги голосования в отдельных субъектах Федерации недействительными, если нарушения, допущенные при голосовании, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление участников референдума. В этом случае Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующим комиссиям провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления о признании итогов голосования по отдельным субъектам недействительными.

Решение референдума и итоги голосования в целом по Российской Федерации официально публикуются (обнародуются) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения его результатов.

Решение референдума вступает в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

Ст.1 - Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за или против.

5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным.

6. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.

3. Проводится сбор подписей.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет постановление в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке.

Подготовка и проведение акта голосования осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения (составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому)

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. И признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)


В статье рассматриваются основные причины низкой эффективности института референдума в России и предложения по разрешению выявленных проблем.

Ключевые слова: референдум, федеральный референдум, региональный референдум, местный референдум, демократия, дистанционное электронное голосование.

Согласно Конституции РФ референдум является высшим непосредственным выражением власти народа наравне со свободными выборами. Обеспечивая свободное волеизъявление граждан по самому широкому кругу вопросов, референдум обеспечивает непосредственное участие народа в законодательной деятельности и определяет направление развития государства и общества. Эффективность института референдума играет ключевую роль в развитии демократии.

Непопулярность федеральных референдумов заключается в большинстве изменений и дополнений, которые были внесены в законодательство с целью усложнения порядка проведения. Ранее инициатива проведения федерального референдума принадлежала 1 миллиону граждан, впоследствии стала принадлежать 2 миллионам. Если сбор подписей в субъектах РФ сначала был ограничен 200 тысячами подписей (10 %), то впоследствии был уменьшен до 50 тысяч. К тому же и сам срок сбора подписей был сокращён с трёх месяцев до 45 дней, а вместо одной инициативной группы в 100 человек появилось требование создания таких групп как минимум в половине субъектов РФ, да и ещё в ограниченные сроки. Всё это требует значительных организационных ресурсов и больших финансово-материальных затрат.

Так же не стоит забывать о предметных (например, запрет на вынесение на референдум вопросов финансовых или о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения) и временных ограничениях (например, запрет проведения референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ) [1].

С точки зрения финансовой оптимизации интересна практика применения постановления ЦИК РФ от 05.10.2011 № 41/353–6, где закрепляется возможность голосовать по почте [3]. Такая возможность предусматривалась в законодательстве 5 регионов: Санкт-Петербурге, Мурманской, Свердловской, Тюменской и Ярославской областей. На референдуме данное право не было применено, но протестировано на выборах депутатов Государственной Думы в вышеуказанных регионах.

Метёлкина С. С. полноправно называет данные голосования лишь экспериментами [6], голосование по почте имеет слишком много объективных минусов в организации, которые не дают желаемого законодателем результата. Решением видится введения интернет-голосования. Такой формат уже был успешно опробован избирательной комиссией Волгоградской области в 2009 году на выборах в Урюпинске.

Разработки, касающиеся проведения дистанционного референдума, позволят сэкономить бюджетные средства в разы, так как при необходимости организации сбора подписей на выборы или референдум, данный процесс будет требовать меньшего количества затрат. К тому же подделать электронную подпись очень сложно, а современные технологии защиты баз данных позволят разработать надежную систему защиты [7].

Работа в данном направлении ведётся — 7 августа 2020 года успешно прошло первое технологическое тестирование новой системы дистанционного электронного голосования (далее — ДЭГ), разработанной компанией Ростелеком.

Данная система была успешно применена 13 сентября 2020 года на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва в Курской и Ярославской областях. Через Интернет проголосовало почти 30 тысяч избирателей, что составляет 7 % от списочного состава избирателей.

В данный момент идёт комплексная проверка готовности системы к внедрению и использованию в единый день голосования 19 сентября 2021 года.

Основные термины (генерируются автоматически): референдум, Государственная Дума, дистанционное электронное голосование, затрата, РФ, федеральный референдум, эффективность института референдума, Ярославская область.


Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих в границах конкретного муниципального образования. Разберемся вместе: что это, как и зачем проводится.

Разбираемся с терминами

Прежде чем перейти к основной теме (проведение местного референдума, вопросы и т.д.) определимся с терминами, которые будут встречаться далее в статье

Понятие референдума

Референдум – форма, в которой граждане могут выражать свою волю. Технически выглядит как голосование граждан по вынесенным на обсуждение вопросам.

Например, в прошлом году проходил всероссийский референдум – граждане страны выражали свое мнение по вопросу принятия правок в Конституцию РФ. Но референдумы могут быть разных уровней. В статье мы поговорим о местном. Еще бывает региональный (когда голосуют жители какого-то субъекта РФ).

О конституционно-правовой природе референдума читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование – это территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, т.е. решаются преимущественно местные вопросы.

Ниже на схеме мы показали, какие структурные единицы входят в состав муниципального образования.

Представительный орган МО - понятие

Представительный орган муниципального образования – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Это может быть городская дума, совет депутатов городского округа и др.

Что понимают под официальным опубликованием

Официальное опубликование (обнародование) – это размещение текста документа в общедоступном издании: сборнике нормативных актов, газете, журнале, интернет-издании и др.

Порядок проведения местного референдума

Важные условия: если конкретное издание выбрано в качестве официального источника для обнародования того или иного акта, то указание на него (на название издания) должно быть закреплено законодательно. И второе – нормативно-правовой акт должен быть опубликован полностью в таком издании.

А теперь перейдем к нашей основной теме.

Основы правового регулирования местного референдума

Проведение местных референдумов регламентируется, прежде всего, следующими нормативно-правовыми актами:

Правила и стадии проведения местного референдума

Обозначим несколько основных вех.

Подготовка к референдуму

  1. Местный референдум (т.е. голосование) проводится в целях решения вопросов местного уровня непосредственно населением. Например, общегосударственные вопросы таким способом не решаются (даже если весь муниципалитет имеет свое мнение на этот счет) – в подобной ситуации нужно всероссийское голосование граждан.
  2. На каких территориях может проводиться местный референдум? Он проходит на всей территории муниципального образования (далее мы также будем использовать сокращение - МО).
  3. Инициировать проведение местного референдума могут:
    • граждане, проживающие на территории МО;
    • избирательные или иные общественные объединения, чьи уставы закрепляют такие функции;
    • представительный орган МО и/ или глава МО.
  1. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом МО.
  2. Условием назначения местного референдума является сбор определенного количества подписей в поддержку этой инициативы. Необходимое количество голосов устанавливается законом субъекта РФ. В целом, требующееся число голосов не может превышать 5% от общего числа участников референдума. Это правило касается референдумов, инициатива проведения которых принадлежит гражданам или общественным объединениям. Если идея проведение референдума принадлежит главе муниципалитета совместно с представительным органом, то сбор голосов не требуется.
  3. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципалитета (напоминаем – это дума, совет депутатов и др.) в течение 30 дней с того момента, как к нему попали документы, содержащие данную инициативу.
  4. Решение о том, что назначается местный референдум, должно быть опубликовано в СМИ, при том - не менее чем за 45 дней до его проведения.

Обратите внимание! Голосование может назначаться только на воскресенье. А вот на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, назначать его нельзя.

Порядок проведения местного референдума

Важно! Если местный референдум не назначен представительным органом МО в регламентированные сроки, референдум назначается судом. Основанием для этого выступят обращение граждан, избирательных объединений, главы МО, органов госвласти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокуроратуры.

Проведение референдума

Местный референдум проводится в форме прямого тайного голосования. Что это значит и как происходит на практике?

Граждане приходят в назначенную дату на участок голосования, предъявляют удостоверяющий личность документ, получают бюллетень и идут в закрытую кабинку, чтобы проголосовать. Рассказать о своем решении иным лицам (от родственников до журналистов, если его спросят) гражданин может только в том случае, если сам посчитает это возможным. Настаивать на ответе никто не имеет право. Также не может быть оказано влияние на волеизъявления граждан – решение принимается самостоятельно каждым голосующим.

Подведение итогов

По завершении времени, отведенного на голосование граждан, комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает голоса. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

При этом принятое на местном референдуме решение требует обязательного исполнения на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами госвласти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Кто может участвовать в местном референдуме?

Участником местного референдума может являться лицо, соответствующее совокупности следующих признаков:

  • имеет гражданство РФ;
  • достиг возраста 18 лет;
  • его место жительство находится в пределах территории МО;
  • не признан судом недееспособным;
  • не находится в местах лишения свободы по решению суда.

Порядок проведения местного референдума

По каким вопросам может проводиться местный референдум?

Местный референдум проводится в целях решения вопросов и проблем местного уровня, что логично. Например, таких:

  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета;
  • налоговые вопросы;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;
  • вопросы обеспечения МО инженерными коммуникациями (водоснабжение, газоснабжение и др.);
  • проблемы с местным транспортом, автомобильными дорогами;
  • участие в профилактике терроризма и экстремизма на местных территориях и др.

А какие вопросы выносить на местный референдум запрещено?
Не могут быть вынесены на местный референдум следующие категории вопросов:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов или должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее;
  • о принятии или изменении денежных обязательств МО;
  • принятии чрезвычайных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

И в любом случае представляемые на местном референдуме вопросы не могут:

  • ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;
  • противоречить законодательству РФ (в т.ч. законодательству соответствующего субъекта РФ).

Подведем итоги. Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих на территории конкретного МО, по вопросам местного же значения. Можно сказать, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума (точнее, это один из способов). Право граждан на участие в местном референдуме (речь о гражданах, проживающих на соответствующих территориях МО) закреплено законодательно (в т.ч. на уровне Конституции РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: