Почему молодые люди зачастую с дипломом вуза пополняют армию безработных

Обновлено: 25.06.2024

Уровень образования напрямую влияет на вероятность трудоустройства молодых россиян. Для молодежи с профессиональным образованием, особенно высшим, риски безработицы и время поиска первой работы меньше. Наибольшие шансы не найти работу имеют 20% россиян в возрасте до 29 лет, которые закончили лишь среднюю школу и не получили профессионального образования. Период их незанятости может оказаться весьма длительным, выяснила в ходе исследования профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская.

С другой стороны, в силу непростой экономической ситуации в стране, сложного финансового положения домохозяйств и ряда других факторов (например, желанием работодателей нанимать персонал уже с профессиональным опытом), учащиеся нередко были вынуждены одновременно учиться и работать. Причем это были уже не просто подработки, но нередко и полноценная занятость. Тем самым старт трудовых биографий сдвинулся на более ранние возраста, а учеба и работа стали не последовательными, как ранее, а одновременными периодами жизни молодых россиян.

Профобразование повышает шансы занятости

Варшавская выявила разительный контраст по занятости между молодыми людьми, закончившими девятилетку, и их сверстниками с профессиональным образованием. Среди первых через полгода после окончания учебы работают лишь чуть более половины (55,6%), а среди вторых трудоустроены свыше 80% (с любым уровнем профобразования).


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Работа во время учебы увеличивает шансы занятости

Совмещение молодым человеком учебы и работы повышает вероятность занятости после окончания обучения и минимизирует риски безработицы, выявила эксперт. В самом выигрышном положении оказываются выпускники вузов, среди которых наличие подработок во время учебы увеличивает долю занятых почти на 12 процентных пунктов (93,5% и 81,8%). Шансы быть безработными у этой группы составляют лишь 2,8%, экономически неактивными – 3,7%, пояснила Варшавская.

Анализ выявил и гендерную специфику вовлеченности в трудовую деятельность. Для женщин меньше вероятность занятости, и больше шансы экономической неактивности, чем для мужчин. По второму параметру наблюдается разрыв почти в 1,7 раз – 13,8% против 8,2%.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Свыше половины выпускников через три месяца уже работают


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Связь длительности перехода к работе и уровня образования показана в таб. 3. Особняком стоит группа людей с самым низким уровнем образования, у которых переход самый долгий. Наиболее благополучны обладатели высшего образования – у них переход к занятости самый короткий.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

У молодежи с основным общим образованием оказывается самый большой временной лаг между учебой и работой. Почти половина из них (43,6%) приступают к работе более чем через год после обучения, 29,6% – более чем через два года, что почти вдвое превышает средние показатели.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Зарплатные ожидания мужчин выше

Городская молодежь начинает работать быстрее, чем сельская, так как городские рынки более емки, масштабны и диверсифицированы (таб.4).

Таблица 4. Длительность перехода в связи с гендером и пунктом проживания.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.


Кадровая проблема – одна из важнейших для всех сфер российской промышленности. Более половины отечественных предприятий заявляют о наличии кадрового дефицита, причем каждое десятое из них называет такой дефицит острым. Больше всего промышленность нуждается в специалистах производственно-технического характера – потребность в них наблюдается в 54% опрошенных компаний, в то время как нужду в менеджерском составе имеют лишь 11% представителей промышленности.

Проблема настолько очевидна, что ее не могло не заметить государство – вопрос отсутствия и низкой квалификации рабочих кадров в России стал основной темой для множества отраслевых и экономических форумов и конференций, состоявшихся за последние несколько месяцев.

Исследования, проведенные Карьерист.ру на основании данных портала отмечают также и более высокую конкуренцию среди молодежи – на одну вакансию для молодых специалистов гуманитарных специальностей приходится в среднем от 20 до 30 резюме . На должности технического характера конкуренция куда ниже и составляет около 5 резюме на 1 точку. В среднем же по рынку конкуренция не превышает показателей 7 резюме на 1 вакансию.

Таким образом, мы можем наблюдать парадокс российского рынка труда, когда при действительном наличии реальных вакансий производственно-технического характера, одновременно наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи.

Многие оправдывают такое положение дел высокими требованиями работодателей и высокой конкуренцией, что, однако, характерно лишь для гуманитарных профессий. Однако, возможно, проблему следует искать в самих соискателях?

Одна из очевидных причин возникновения такой ситуации – несоответствие устремлений студентов и будущих выпускников с российской реальностью . Большинство грезит престижными управленческими должностями в стабильных и серьезных компаниях, в то время как отечественная промышленность остро нуждается в инженерах, механиках, сталеварах и слесарях. Кроме этого, проведенный Карьерист.ру опрос показал неоправданно высокие запросы молодых людей относительно потенциально оплаты их труда. В среднем, студенты 1-2 курсов хотят получать зарплату на уровне 80-100 тыс. рублей, прошлогодние выпускники согласны на 60 тыс. рублей, в то время как в лучшем случае, рынок готов предложить им предел в 35-40 тыс. да и то в технической сфере.

Проблема зацикленности молодежи на гуманитарных профессиях систематична. Подобных результатов можно было ожидать начиная еще с 90-х годов – именно в тот момент начали расти пренебрежительные тенденции к профессиям настоящего труда.

Усугубляется все развитием компьютерных технологий, в контексте которого навязывается мысль, что труд рабочих в скором времени заменят машины, формируя тем самым несколько ошибочное мнение у будущих студентов, относительно невостребованности рабочих специальностей.

И что немаловажно, подобные суждения о неприемлемости ручного труда формируются не только у молодежи, но и у общественности в целом. Так, еще с 2010 года в РФ, в качестве решения проблемы с рабочими ресурсами многие законодатели предлагали использовать трудовых мигрантов из ближнего зарубежья . С еще одним новаторским решением уже сегодня выступают законодатели из республики Коми, предлагая восполнить отсутствие рабочих рук на масштабных стройках и крупных предприятиях, привлечением труда заключенных. Вполне ожидаемо, что для вчерашнего школьника, как и для его родителей, которые чаще всего формируют у своих детей мнение об их будущем, будет унизительным даже задумываться о работе, которую поручают уголовникам и мигрантам.

Однако, привлечение заключенных и мигрантов, может решить проблему только неквалифицированных кадров, уверена Ирина Риммер, ведущий специалист по работе с клиентами международной рекрутинговой компании Kelly Services. Как она утверждает, для промышленности более важны молодые квалифицированные специалисты – машинисты, наладчики, металлурги, и прочие мастера рабочих специальностей с необходимым образованием, а их количество за последние 10 лет сократилось, по меньшей мере, в 2 раза. Средний возраст имеющихся сегодня специалистов приближается к пенсионному, и заменить их вскоре будет совсем некому.

Плачевный имидж рабочих специальностей

Сегодня же процесс выбора учебного заведения и самого поступления максимально упрощен – выпускники рассылают по ВУЗам результаты экзамена и поступают туда, куда прошли по конкурсу. В итоге понимание специфики выбранной профессии появляется только к концу обучения, а отсюда уже и высокий уровень безработицы – из-за нежелания работать по специальности, кадровый дефицит и впоследствии, проблемы в целых отраслях экономики государства.

Но введение таких процессов, несомненно, требует поддержки со стороны государства. Возможно, для исправления ситуации, нужно прибегнуть даже к более радикальным мерам – проведению исследований для фиксации количества необходимых стране специалистов, последующему нормированию специальностей на основании полученных данных и разработке соответствующих ВУЗовских программ, уже под потребности государства и будущих работодателей. Это не только позволит эффективно бороться с безработицей среди молодых людей, как негативным для экономики фактором, но и даст молодежи уверенность, что после обучения они будут востребованы . А это уже станет отличным мотивирующим фактором.

Необходимость совершенствования нынешнего профобразования отметил и президент РФ Владимир Путин. Выступая на недавно состоявшемся съезде машиностроителей, он обратил внимание, что уже сегодня на бюджетной основе получить образование по бюджетно-техническим направлениям могут почти 300 тыс. выпускников, и в этом году государство оплатит образование еще 38,5 тыс. инженеров. При этом, по его мнению, большего совершенствования требует качество самого образования . В этом ключе на следующие 4 года поставлена задача, провести совершенствование обучения, с учетом требования передовых производственных технологий, которые следует также заложить и в профессиональные стандарты.

Уровень образования напрямую влияет на вероятность трудоустройства молодых россиян. Для молодежи с профессиональным образованием, особенно высшим, риски безработицы и время поиска первой работы меньше. Наибольшие шансы не найти работу имеют 20% россиян в возрасте до 29 лет, которые закончили лишь среднюю школу и не получили профессионального образования. Период их незанятости может оказаться весьма длительным, выяснила в ходе исследования профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская.

С другой стороны, в силу непростой экономической ситуации в стране, сложного финансового положения домохозяйств и ряда других факторов (например, желанием работодателей нанимать персонал уже с профессиональным опытом), учащиеся нередко были вынуждены одновременно учиться и работать. Причем это были уже не просто подработки, но нередко и полноценная занятость. Тем самым старт трудовых биографий сдвинулся на более ранние возраста, а учеба и работа стали не последовательными, как ранее, а одновременными периодами жизни молодых россиян.

Профобразование повышает шансы занятости

Варшавская выявила разительный контраст по занятости между молодыми людьми, закончившими девятилетку, и их сверстниками с профессиональным образованием. Среди первых через полгода после окончания учебы работают лишь чуть более половины (55,6%), а среди вторых трудоустроены свыше 80% (с любым уровнем профобразования).


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Работа во время учебы увеличивает шансы занятости

Совмещение молодым человеком учебы и работы повышает вероятность занятости после окончания обучения и минимизирует риски безработицы, выявила эксперт. В самом выигрышном положении оказываются выпускники вузов, среди которых наличие подработок во время учебы увеличивает долю занятых почти на 12 процентных пунктов (93,5% и 81,8%). Шансы быть безработными у этой группы составляют лишь 2,8%, экономически неактивными – 3,7%, пояснила Варшавская.

Анализ выявил и гендерную специфику вовлеченности в трудовую деятельность. Для женщин меньше вероятность занятости, и больше шансы экономической неактивности, чем для мужчин. По второму параметру наблюдается разрыв почти в 1,7 раз – 13,8% против 8,2%.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Свыше половины выпускников через три месяца уже работают


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Связь длительности перехода к работе и уровня образования показана в таб. 3. Особняком стоит группа людей с самым низким уровнем образования, у которых переход самый долгий. Наиболее благополучны обладатели высшего образования – у них переход к занятости самый короткий.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

У молодежи с основным общим образованием оказывается самый большой временной лаг между учебой и работой. Почти половина из них (43,6%) приступают к работе более чем через год после обучения, 29,6% – более чем через два года, что почти вдвое превышает средние показатели.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.

Зарплатные ожидания мужчин выше

Городская молодежь начинает работать быстрее, чем сельская, так как городские рынки более емки, масштабны и диверсифицированы (таб.4).

Таблица 4. Длительность перехода в связи с гендером и пунктом проживания.


Источник: доклад Е.Я. Варшавской.


МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рост безработицы в мире негативно сказался на положении молодых людей, особенно молодых женщин. Те, кому удается найти работу, зачастую вынуждены трудиться сверхурочно, на основе краткосрочных или неофициальных контрактов, низкой заработной платы, в условиях недостаточной социальной защиты.

Рост численности молодых людей все более опережает возможности стран обеспечить их работой. В то время как общая численность молодежи за последние десять лет выросла на 10,5% (до 1,1 млрд. в 2011 г.), занятость в этой группе населения увеличилась лишь на 0,2% (526 млн. новых рабочих мест). Такой разрыв можно лишь отчасти объяснить желанием молодых людей продолжить свое образование.

Между уровнем молодежной и взрослой безработицы существует корреляция, однако в период экономического спада молодежная безработица, как правило, растет более высокими темпами.

Сложное по сравнению с другими социальными группами положение молодежи еще более наглядно проявляется в развивающихся странах, где молодые люди составляют намного большую долю в общей численности рабочей силы, чем в промышленно развитых странах. 85% молодых людей в мире живут в развивающихся странах, где шанс стать безработными у них в 3,8 раза выше, чем у взрослых (в развитых странах — в 2,3 раза). 1

Молодые люди сталкиваются с дискриминацией по возрасту, полу и социально-экономическому положению. В большинстве стран представители доминирующих этнических групп занимают более выгодное положение на рынке труда, а молодые люди из семей с более низким уровнем дохода в большей степени рискуют стать безработными.

В развивающихся регионах, где молодежь составляет самую большую долю населения работоспособного возраста, судьба юношей и девушек, вступающих на рынок труда, будет зависеть от темпов экономического роста и от развития сферы занятости. В развитых странах, где, по прогнозам, доля молодого населения будет сокращаться, такая демографическая тенденция, по всей видимости, приведет к сокращению молодежной безработицы

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).

Рост численности молодых людей все более опережает возможности стран обеспечить их работой. В то время как общая численность молодежи за последние десять лет выросла на 10,5%, занятость в этой группе населения увеличилась лишь на 0,2%. Такой разрыв можно лишь отчасти объяснить желанием молодых людей продолжить свое образование.

Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаи­моотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влия­ния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды.

Анализ наиболее востребованных вакансий для молодежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий, далее необходимы молодые специалисты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, это все, что связано с бухгалтерией, должностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием.

Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

Современный молодежный рынок труда России как часть мирового характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.

Неполное использование трудового потенциала молодежи - негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы и ротация кадров особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня — это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем.

По данным Госкомстата России 1 , средний возраст безработных в апреле 2012г. составил 35,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0%, в возрасте 20-24 лет на 0,3%. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2012г. составил 15,6%, в том числе среди городского населения 14,3%, среди сельского населения 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения 4,0 раза, сельского населения 2,5. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе .

Молодежь, представляя социально уязвимую группу населения страны, сегодня нуждается в поддержке, в том числе и со стороны государства — гаранта ее прав и свобод как хозяйствующего субъекта, способного сформировать для нее правомочный, справедливый и такой необходимый рынок труда.

С целью выявления путей достижения эффективной занятости молодёжи, необходимо проведение комплексного мониторинга молодёжного рынка труда в совокупности с анализом таких характеристик молодёжи, которые способствуют или препятствуют упрочнения положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями молодёжи как группы трудовых ресурсов.

По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, мы предлагаем условно разделить безработную молодежь на следующие группы:

от 14 до 18 лет – несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;

от 18 до 30 лет – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;

молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.

По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.

В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.

Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.

Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечая интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодёжи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

К 29 годам процесс социализации молодёжи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Исходя из этого, молодёжь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику её положения на рынке труда в России. Однако однозначное оценивание специфических черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения её эффективной занятости. Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства. Всё это достаточно ярко проявляется в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии.

Эффективным методом решения проблем молодежной безработицы, по мнению автора, является создание молодежных бирж труда. Спецификой деятельности молодежной биржи труда является акцент на решение проблем молодежи силами самой молодежи. Структура молодежной биржи труда может представлять собой системное объединение отделов самопомощи, консультирования, профориентации, работающих в тесной связи Центром занятости населения, органами местного самоуправления и бизнесом.

В отделе самопомощи может работать группа социально активных молодых людей. Они будут создавать банк безработных из чила молодежи (как имеющих, так и не имеющих официального статуса безработного); вести и пополнять банк вакансий, налаживать взаимодействие и обмен информацией с работодателями, Центром занятости населения, кадровыми агентствами и безработной молодежью.

Отдел консультирования, в котором будет работать специалист Центра занятости, может вести прием молодежи в специально отведенные дни как в Центре занятости (например 1 раз в меяц может быть выделен День содействия занятости безработной молодежи), так и в мобильном режиме в поселках, на базе самой биржи; основные направления консультирования - помощь безработным молодым людям в решении правовых вопросов, получении статуса безработного, организации собственного бизнеса и др.

Важное место в работе молодежной биржи труда будет играть отдел профориентации. Этот отдел будет проводить работу со школьниками и студентами еще на ранних этапах профессионального самоопределения и профессионального обучения. В качестве штатного сотрудника отдела может вытупать специалист по социальной работе, а внештатную деятельность могут выполнять молодые люди на добровольных началах, в рамках деятельности самоорганизации молодежи, взаимодействия молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерских отрядов, молодежного самоуправления, образовательно-воспитательных учреждений. В целом направление работы молодежной биржи со студентами и школьниками можно обозначить как профилактическое, направленное на предотвращение длительной безработицы среди молодежи. Профилактическое направление деятельности со студенческой молодежью первоочередно предполагает организацию мониторинга и прогнозирование конъюнктуры рынка труда с последующим анализом на предмет потребности в кадрах определенных профессий и специальностей. Следующий этап заключается в профессиональной ориентации молодых граждан в соответствии с потребностями экономики. Параллельно предполагается содействовать перепрофилированию образовательных учреждений в соответствии с меняющимся спросом на работников различных профессий и перейти на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке специалистов всех уровней образования.

Основными направлениями деятельности отдела будут:

мониторинг и информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

Читайте также: