Почему люди ведутся на мошенничество по телефону

Обновлено: 23.04.2024

Фото из личного архива Сергея Павловича -->

― Из всех преступников я больше всего не люблю именно мошенников. Они крадут не только деньги, но и время, потому что могут долго втираться к вам в доверие, и веру в человечество. Вы, допустим, пожертвовали в благотворительный фонд, а потом узнали, что вас обманули, — и больше нуждающимся не поможете.

Почему люди становятся мошенниками?

Думаю, что тотальное безденежье ― одна из главных причин, почему это происходит. Во-вторых, мошенниками становятся из-за отсутствия духовно-нравственного воспитания. У большинства из них неполные семьи, в них не воспитали уважения к частной собственности, не объяснили, почему брать чужое плохо.

Есть еще третья причина, которая сейчас проявляется наиболее сильно – отсутствие социальных лифтов. На том же Западе есть стартап-инкубаторы, венчурные фонды и дешевые деньги, а у нас, на постсоветском пространстве, этого нет. Чуть ли не единственный социальный лифт для молодежи – стать блогером.

Но мошенничество ― это не легкие деньги. Конкуренция на рынке киберкриминала высокая, а жестких наказаний нет ― в СНГ часто дают условные сроки. В мое время на самом крупном киберпреступном форуме было примерно 4000 человек. Сейчас на территории СНГ, по моим подсчетам, наберется 100 000-150 000 действующих киберпреступников.

Раньше номер карточки можно было купить за 50 центов, максимум за $1. Сейчас это обходится в $20-50, и часто эти номера б/у, то есть были ранее использованы и непригодны для кражи. Да и риски выше. Все-таки правоохранительные органы уже научились бороться с киберпреступностью.

Какие уловки и схемы используют мошенники

Начну с подпольных колл-центров, откуда звонят будто менеджеры из банка. Нужно помнить, что банк практически никогда не звонит сам. Разве только вы делаете по карте несколько операций ночью на крупные суммы.

В этих схемах сотрудники банков не задействованы. Уровень защищенности информации в банках высокий, им невыгодно терять клиентов. В основном, утечка телефонных номеров происходит из иных финансовых организаций вроде страховых компаний и микрофинансовых структур.

Широкое распространение получили вирусы-шифровальщики. С их помощью мошенники шифруют ценные для вас файлы и требуют выкуп за расшифровку.

Почему работают все эти схемы? Потому что мошенники эксплуатируют один и тот же человеческий порок ― жадность.

В фишинговых схемах мошенники ещё используют невнимательность. Продавец скидывает человеку ссылку на оплату, а она ведет на фишинговый, то есть поддельный сайт (прим. фишинг это вид интернет-мошенничества; злоумышленники пытаются получить конфиденциальную информацию пользователей, например, логин, пароль, данные банковской карты).

Недавно мои друзья искали виллу на Тенерифе, получили ссылку для оплаты, чтобы они якобы сэкономили на комиссии сервиса по поиску жилья, заплатили, а спустя время приехали на виллу, и там уже жили другие люди.

Мошенники часто используют срочность, якобы, если вы сейчас ничего не предпримете, то у вас украдут все деньги. Например, говорят вам, что со счета крадут деньги прямо сейчас и для остановки операции нужно назвать 3 цифры кода с обратной стороны карты. Однажды в видео я засветил номер карты, и у меня тут же украли деньги, не зная ни срока действия, ни CVV-кода. Для злоумышленника это не проблема.

Но мой случай экзотический. Красть деньги с карты, зная только ее номер слишком затратно по времени. Есть способы попроще, ведь люди часто сообщают номера своих карт даже далеким знакомым.

Есть профессионально написанные вирусы-шифровальщики и стиллеры. Например, злоумышленник умеет рассылать спам либо создает видео на своем YouTube-канале о том, как активировать Windows, размещает там ключ активации и пишет, что для его установки нужно отключить антивирус. В этот момент происходит утечка всех сохраненных паролей из вашего браузера.

Когда к вам на компьютер проникает такой стиллер, злоумышленники смотрят, на каких криптобиржах и в каких платежных системах и банках у вас есть аккаунты, а уже потом крадут ваши деньги, в том числе и электронные. В случае же с вирусом-шифровальщиком (их еще называют вирусы-вымогатели, блокировщики) все ваши файлы окажутся зашифрованы, и вы вряд ли сможете их расшифровать без оплаты ключа.

Еще в интернете распространен интимный шантаж. С вами знакомится мошенник, узнает, например, что у вас есть семья, и угрожает рассказать о переписке. Взамен на молчание он требует регулярного перечисления денег.

Я и сам несколько раз попадался на уловки мошенников. В 2004 году я оплатил оборудование через фишинговый сайт и потерял $6000. У меня воровали финансы через уязвимость необновленного софта, а однажды в Москве мне подсунули поддельный телефон при покупке.

Как не стать жертвой мошенников

Чтобы не потерять средства с банковской карты, не допустить утечки важной информации со смартфонов и компьютеров, достаточно знать простые правила, которых я придерживаюсь и сам.

Часто ли звонят мошенники


Реакцией на надоедливый фрод становится троллинг. Некоторые пользователи решают поиздеваться над преступниками, вместо того чтобы сразу повесить трубку. Записи с такими звонками легко найти в интернете: пользователи притворяются профанами и испытывают нервы мошенников на прочность.

Впрочем, мнимые сотрудники банков готовы к контратаке, считают эксперты ОНФ. По их мнению, мошенники могут подыграть троллящим их абонентам, записать разговор на диктофон, после чего смонтировать запись таким образом, что та превратится в инструмент для шантажа. Однако примеров таких махинаций крайне мало.

тинькофф


— Так называемый троллинг со стороны потенциальных жертв, направленный на мошенников, вызван скорее однообразием механик злоумышленников: представиться сотрудником службы безопасности банка, сотрудниками МВД и так далее. Довольно упрямые звонки, совершаемые в адрес клиентов банка с периодичностью раз в месяц, уже выработали у населения некий барьер, — говорит собеседник.


Эксперты говорят о стремительном распространении афер на сайтах объявлений, а острой проблемой считают тупик в борьбе с домашними тиранами

автомобиль

Насмешки в адрес злоумышленников явно доставляют юзерам удовольствие:


телефон

Наконец, еще одна категория пользователей искренне сожалеет, что им звонит только спам — запись голоса не потроллишь.


Опасно ли троллить мошенников

В Group-IB также советуют не дразнить мошенников, а вежливо прервать беседу.

карты

По мнению Сергея Голованова, единственная опасность — заигравшись, выдать реальную конфиденциальную информацию. В остальном злоумышленники крайне редко заинтересованы в том, чтобы записать определенные фразы клиентов банка.


Наравне с этим Сизов добавил, что теоретически сегодня существуют программы, построенные на базе алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения, которые по записи определенной длины могут синтезировать и имитировать голос жертвы, а также создать правдоподобную копию голоса с необходимым набором фраз.

банк

В любом случае пользователям важно оставаться бдительными и помнить, что без информации из SMS или push-уведомления перевести средства невозможно. Нельзя сообщать одноразовые коды для подтверждения транcакции, устанавливать по просьбе незнакомых людей программы на свои устройства, переходить по ссылкам. Если звонящий звучит очень убедительно и даже называет корректную личную информацию, важно положить трубку и перезвонить в финансовую организацию по телефону, указанному на обратной стороне банковской карты.

Доброго дня! Хочу рассказать как не попасться на схему мошенничества которая поможет не дать телефонным жуликам опустошить ваши банковские счета.

Итак, начнем. У программного обеспечения всегда есть слабые места. Но каким бы навороченным ни было бы ПО, большинство проблем возникают по причине самого человека. В основном мошенники используют методы социальной инженерии. Им не нужно взламывать программы или похищать смартфоны в метро - все, что им нужно, это просто начать беседу с человеком.

Жулики буквально ломают мозги. Схемы обмана всегда разные, но их цель - выманить ваши деньги. В качестве жертв выступают люди вне зависимости от возраста - обмануть можно не только доверчивую пенсионерку, но и прогрессивного молодого человека.

Для разбора взят часто используемый мошеннический кейс. Из-за него люди часто теряют свои деньги. Ниже будет приведен разбор сценария общения с мошенником с целью показать, как правильно себя вести, чтобы не потерять деньги.

Рекомендуется к внимательному и вдумчивому прочтению. Важно не только вникнуть в информацию, но и поделиться ей с теми, кем вы дорожите. Мошенники воздействуют на больные места, проводят искусную работу с пороками человека. Они выводят на эмоции, заставляют принимать необдуманные решения.

Обратите внимание! Номера телефонов и организаций взяты для примера. Мошенники могут звонить с любых номеров, менять голос во время звонка, представляться родственниками, сотрудниками правоохранительных служб и различных финансовых учреждений.

Итак, на ваш телефон поступает звонок. На экране мобильника отобразится номер 7 495 950 44 40 и он определится как Главное управление экономической безопасности МВД России по Москве. Вы поднимаете трубку.

Собеседником оказывается молодая приятная девушка. Она представляется старшим лейтенантом, называет свои ФИО и должность, а также номер удостоверения. Звучит убедительно. Она обращается к вам по имени и отчеству, что вызывает доверие.

Девушка спросит, получали ли вы повестку о явке в столичное отделение полиции по месту вашей прописки и знаком ли вам гражданин Петров Николай Николаевич. Вы ответите отрицательно, так как повестка вам не приходила, а Петрова вы знать не знаете.

Как только вы дадите отрицательные ответы на вопросы, собеседница даст пояснение. Она скажет, что этот гражданин Петров на днях пришел в отделение Сбербанка с нотариальной доверенностью от вашего имени и данными о лицевом счете, а затем совершил попытку оформить кредит на огромную сумму денег наличными.

Работники банка конечно же насторожились. Они стали уточнять, кем именно приходится вам гражданин Петров и на каком основании он собирается оформлять кредит в ваше отсутствие. Петров выкрутился и сказал, что вы в больнице и готовитесь к серьезной и дорогостоящей операции. Как раз на нее и нужны деньги.

Мошенница в телефонной трубке будет давить на вас психологически. Она заявит, что Петров в банке вел себя подозрительно. Для проверки была вызвана служба безопасности. Николай Николаевич испугался такого поворота и сбежал. Как оказалось, он серийный кредитный мошенник и находится в федеральном розыске. Вы - его следующая цель и ваши деньги в опасности.

После того, как девушка расскажет эту историю, она вежливо попрощается, скажет вам ждать звонка из службы безопасности банка и положит трубку. Ей якобы больше ничего и не нужно - вы же ничего не знаете о господине Петрове.

Такие звонки могут заставить понервничать. Откуда человек взял ваши личные данные для оформления кредита? В большинстве случаев возникают сомнения в искренности телефонного собеседника. Списки сотрудников МВД находятся в открытом доступе в Интернете на сайте ведомства. Для мошенников не составляет сложности назваться именем человека, который работает в правоохранительных органах.

Далее вам позвонят с 7 495 771 91 00 и определитель подскажет, что это звонит некто из Центрального банка России. Собеседник представится сотрудником службы безопасности Центробанка. Вы услышите ФИО и должность. Если проверять на сайте регулятора, то все совпадает.

По телефону вам напомнят, что вышеуказанный Николай Николаевич в розыске. Это тот, кто пытался взять на вас кредит. Все в порядке, на него уже заведено уголовное дело по факту мошенничества. Вас будут затягивать в игру, так как для вас уже отведена особая роль - роль свидетеля.

Уже тут закрадывается подозрение - почему банковский работник говорит о таких вещах и откуда он знает такие нюансы. На этом этапе можно понять, что звонит мошенник и прекратить общение.

Если этого не произойдет, то собеседник будет дальше вовлекать в общение. Он спросит, были ли вы на подозрительных сайтах, брали ли микрозаймы, делали ли ставки на спорт и прочее. Главное - поддерживать беседу, проникать в доверие к жертве. Вас заваливают информацией, специально дезориентируют.

Внезапно звонящий скажет, что мошенник может находиться прямо в банке. Нужно только его найти и наказать. Вас будут просить о содействии и о том, чтобы вы никому не рассказывали о звонке и попытке открыть на вас займ. Все данные якобы будут предоставлены в Следственный комитет. Вам скажут, что ситуация взята на контроль, и попрощаются.

Вам не дадут передышки - почти сразу же поступает звонок из Следственного комитета. На экране мобильного высветится, что звонят именно из этого ведомства.

Определитель будет доказывать, что звонят лично из учреждения, подотчетного Александру Бастрыкину. В трубке будет уверенный мужской голос, а ФИО и должность совпадут с теми, что отмечены на сайте ГУ СК России.

Мужчина представится подполковником и будет давить на то, что нужно сменить единый лицевой счет. Это якобы защитит ваши кровно заработанные. Будет долгий разговор о мошенниках, о том, как у людей похищают миллионы. К вам будут втираться в доверие. Общение с “подполковником” будет дружеским - он просто дает вам советы. Затем он попрощается и скажет, что с вами еще свяжутся сотрудники Центрального банка России.

Этот звонок поступит молниеносно, стоило только закончить беседу с “подполковником”. Собеседник сходу заявляет, что является вашим доверенным лицом из Центрального банка России, и скажет, что нужно переоткрыть единый лицевой счет. Для этого требуется вывести со старого счета все деньги, положить их на резервный счет и затем перевести на другой. Вас будут заверять, что деньги с резервного счета мошенники не тронут.

Собеседник будет говорить, что вы сможете поймать преступника (того самого Николая Николаевича), который обманул сотни граждан. Также он даст слово, что ваши деньги в безопасности, ведь он несет финансовую и юридическую ответственность за их сохранность. Звучит убедительно?

Если вы сомневаетесь, в доказательство могут прислать плохо подделанные документы. Это будет подтверждение правдивости слов мошенников. На тех, кто продолжает сомневаться, оказывается психологическое давление.

Когда жертва соглашается сделать все, как говорят в трубке телефона, ее направят в ближайший банкомат или попросят назвать код из SMS. Так деньги и исчезают с банковских счетов.

  • снять со счета все деньги в банкомате (не в банке);
  • внести их на “специальный” счет, который назовут мошенники.

В телефонной трубке будут говорить, что есть страховка от Центрального банка России на случай ЧП, что деньги меченые, поэтому преступник будет пойман в считанные часы и прочая подобная ерунда. Идти в банк не советуют - якобы там могут работать пособники Николая Николаевича. Будет выбран конкретный банкомат, ближайший к вашему дому.

Если вы ранее не сталкивались с правоохранительными органами, их звонок может оказаться пугающим. Важно не паниковать, держать себя в руках. Сразу никого никуда посылать не нужно - бывают ситуации, когда действительно звонят полицейские. Ваш номер, теоретически, может набрать и сам глава Следственного комитета - кто знает? Но и он не будет поднимать личные и, тем более, секретные темы по телефону. Вас должны пригласить на встречу. Помните, что вы - не преступник, вам нечего бояться.

Вам часто звонят из банка и говорят, что с вашим счетом что-то не так? Вряд ли. Обычно банковские работники пытаются вам что-то продать, а не расследуют дела по поимке мошенников. Жуликов ловят уполномоченные органы, а не банкиры.

Если ваш счет опустошен и вы поняли, что совершили ошибку, немедленно обращайтесь в ближайшее отделение банка. Нужно написать подробное заявление о случившемся. Придется потратить время и описать положение дел в двух копиях. Одна останется вам, а вторая - банку. В банковской организации, кстати, могут отговаривать писать заявление в первые часы после происшествия, якобы это бесполезно. Никого не слушайте и пишите.

Также понадобится написать заявление в полицию. Это делается как можно скорее. Сотрудники полиции могут отказываться брать заявление - настаивайте и берите талон. После этого, спустя несколько дней вас вызовет следователь. Он задаст уточняющие вопросы. Не стесняйтесь, рассказывайте честно об инциденте, пусть вам за него и стыдно. Не выдумывайте и не преуменьшайте - все нужно рассказывать так, как это было.

В разных банковских организациях защита от подобного мошенничества работает по-разному. Есть вероятность, что деньги еще не дошли до жуликов. Их в таком случае заморозят и вернут вам, если это возможно. Нужно только успеть оповестить местные службы безопасности, что вас обманули.

Данная статья призвана научить вас разбираться в видах мошенничества, определять, кто с вами разговаривает по телефону и чего ему нужно. Если вы поняли, что звонят мошенники - бросайте трубку, блокируйте их номера, не тратьте время. Расскажите о полученных знаниях родственникам и близким людям, особенно пожилым. Детей и подростков держите подальше от банковских карт, в частности, зарплатных - они также могут оказаться жертвами мошенников. Несовершеннолетними довольно просто манипулировать.

Если вам понравилась эта статья, расскажите об этом в комментариях. Хотите разобрать другие виды мошенничества и социальной инженерии? Пишите свои пожелания, обсудим.

Как не стать жертвой мошенников: правила и совет юристов

Мобильные телефоны стали для каждого неотъемлемой частью жизни: к ним привязаны электронная почта, учетные записи банков и другие конфиденциальные данные, что делает их одной из главных мишеней злоумышленников. Зная только номер телефона, мошенникам часто удается вынудить жертву самостоятельно заразить свое устройство или передать в чужие руки конфиденциальную информацию.


Фото: Игорь Никитин, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Игорь Никитин, Коммерсантъ / купить фото

Некоторые виды обмана непросто распознать, поэтому необходимо следить за появлением новых схем. Это гораздо эффективнее, чем восстанавливать уже украденные учетные записи.

Родственник в беде

Номер-грабитель

Выигрыш в лотерею

Мошенники также могут звонить по номерам из своей собранной базы, представляясь ведущими радиостанции, и сообщать о выигрыше приза. Часто преступники выдают себя за представителей мобильного оператора. В телефонную трубку они говорят о том, что провели лотерею среди слушателей радиостанции или среди пользователей того или иного мобильного оператора, а звонят, чтобы поздравить с выигрышем.

Затем победителя просят перезвонить по тому или иному номеру, его снова поздравляют, разъясняют все подробности. Для получения приза победитель сперва должен внести залог на определенную сумму, который, как утверждают преступники, будет возвращен в день вручения призов. Однако после перевода денег мошенник исчезает.

Подозрительная ссылка

Сотрудник банка

Перевод средств по ошибке

Как избежать обмана по телефону

Чтобы не стать жертвой мошенников, стоит не принимать вызовы от незнакомых и скрытых номеров. Можно установить на телефон приложение, которое ищет владельца номера в интернете.

При подозрении в том, что кто-то по телефону имитирует голос знакомого или родственника, необходимо задать собеседнику наводящие вопросы, ответ на которые знает лишь тот человек, личность которого ставится под сомнение. Если сообщается, что родственник доставлен в больницу или отделение полиции, тогда нужно уточнить у тех, кто на связи, в каком отделении находится пострадавший.

Узнать телефон мошенников можно по тому признаку, что он слишком подозрителен и не занесен в контакты телефона. После поздравления с победой в лотерее или выигрышем приза необходимо обратиться после звонка в компанию, от лица которой они были представлены: там расскажут, проводилась ли какая-то акция от лица компании или нет.

Не указывайте настоящий номер телефона и не расплачивайтесь основной картой на малоизвестных сайтах. Не паникуйте, если вам пишут о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру на сайте или на карте.

Что делать, если оказались жертвой телефонного мошенничества

Если все же данные или деньги ушли в руки мошенников, необходимо обратиться в правоохранительные органы и составить заявление в отдел полиции или прокуратуры. Оно должно быть оформлено потерпевшим или его законным представителем (в этом случае придется представить документ, в котором будут все сведения о том, когда и при каких обстоятельствах, а также на каком основании были делегированы полномочия подачи заявления). В таком заявлении необходимо указать, когда было совершено преступление, кто именно его совершил и при каких обстоятельствах.

Сотрудники правоохранительных органов, к которым попало заявление, в течение десяти дней должны провести проверку и вынести решение о возбуждении уголовного дела. Если дело было возбуждено, лицо, совершившее мошенничество, установлено, проведены все следственные действия, материалы передаются в суд, где заявитель должен подтвердить всю информацию, которая содержалась в заявлении, чтобы отстоять свою позицию.

Обратиться в суд с исковым заявлением о привлечении к ответственности за мошенничество напрямую можно только в том случае, если другие правоохранительные органы отказали в принятии заявления к рассмотрению или в возбуждении уголовного дела, не найдя в заявлении состава преступления.

Телефонная афера считается преступлением и подпадает под действие ст. 159 УК РФ (мошенничество). Для гражданина, в одиночку совершившего телефонное мошенничество, статьи Уголовного кодекса РФ предусматривают в качестве наказания штраф, исправительные работы или, в зависимости от масштаба совершенного преступления и причиненного ущерба, реальный срок тюремного заключения до двух лет. Для группы мошенников, соответственно, и суммы штрафов, и сроки наказания существенно выше.

Мнение юриста

Игорь Подлесный, независимый эксперт в сфере информационной безопасности , бывший сотрудник правоохранительных органов :

— В последнее время, на мой взгляд, можно говорить о некотором снижении телефонного мошенничества. Но правонарушители по-прежнему пользуются возможностью удаленного доступа к счетам наших граждан и по-прежнему достаточно свободно получают персональные данные граждан, в том числе из-за утечек из банковского интерфейса.

Все-таки с конца прошлого года банки стали перенастраивать свои коммуникации с клиентами, стали отказываться от телефонных звонков. Доходило до того, что невозможно было отличить банковского сотрудника от мошенника, который просто работал по вопросным картам банка.

Тем не менее я бы рекомендовал очень осторожно коммуницировать при звонках с любых незнакомых или коротких номеров. Здесь не помешает здоровая доля паранойи.

Читайте также: