Почему компанию лад интересует наличие аккаунтов в социальных сетях кандидата на должность

Обновлено: 07.07.2024

Коллеги, поделитесь своим опытом по данному вопросу. Последнее время все чаще получаю запросы от работодателей на доступ к аккаунтам в соцсетях кандидатов. Считаете ли вы, что это может дать более полную картинку о кандидате? Или это уже вмешательство в личную жизнь? Ведь далеко не все люди используют соцсети в профессиональных целях. Часто только в личных. А у некоторых и вовсе нет аккаунтов в соцсетях.

Недавно была ситуация: занималась подбором личного помощника для руководителя. Одно из основных его требований было наличие аккаунта в соцсетях, и он обязательно должен был их увидеть. Двум кандидатам было отказано по причине того, что у них не было аккаунтов, и 3 кандидата отказались свой аккаунт открывать для просмотра, аргументируя это тем, что это их личная жизнь и они не обязаны ее показывать потенциальному работодателю. В итоге, с трудом, но вакансия была закрыта))

Как считаете, имеет ли право работодатель требовать у кандидата показать свои аккаунты и насколько это этично?

HR-эксперт, HR бизнес партнер (включая подбор персонала), карьерный коуч

Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!

Ответы на вопрос ( 22 )

Коллеги, добрый день!
К социальным сетям прибегаю по мере необходимости. Главным образом для того, чтобы понять, что соискатель представляет собой как личность, и найти недостающую в резюме информацию. Содержимое страницы в социальной сети — важная часть имиджа. Но все же ориентироваться исключительно на содержание личных страниц, не стоит.

Полагаю, в большинстве случаев, требование на предоставление профиля в социальных сетях неэтично и непрофессионально.

Оценка кандидата по профилю в социальных сетях допустима только для тех специалистов, для которых данная сфера является профессиональной(например SMM-менеджеры, специалисты по продвижению, отдельные категории HR-специалистов)

Кроме того, кандидат имеет полное право на высказывание в своих аккаунтах любых суждений политического и иного характера. Вне зависимости от того как в обществе относятся к подобного рода взглядам(всякого рода навешиваемые ярлыки, вида: "призывы к насилию", "экстремистские высказывания"). В том случае, если HR-специалист начинает оценивать написанное в аккаунте с точки зрения некой "морали", "общепринятых норм", он по сути превращается в базарную бабку, сплетника. Т.е. фактически расписывается в своей профнепригодности. Вряд ли требуется квалификация, чтобы оценить условную секретаршу как "б. " на основании фото в ультракороткой юбке или условного "менеджера по продажам" как "алкаша" на основании его фото с дружеских посиделок или же какого-нибудь руководителя отдела как "экстремиста" на основании фото с панк-концерта. Естественно, клиентов нужно убеждать не использовать такого рода "оценку персонала".

В целом "оценка по аккаунту в соцсетях" это очередной токсичный антинаучный метод не имеющий ничего общего с достижением бизнес-результатов. С наступлением кризиса, появление подобного, увы не редкость. Ведь, для работы в изменившихся экономических условиях требуется высокая квалификация, упорный труд, но многим хочется иметь под рукой волшебную палочку и волшебника, которые за сходный прайс дадут мгновенный результат.
P.S. Почитав тут комментарии, диву даешься. В то время как во всём мире развивают политики разнообразия, у нас до сих пор готовы ведьм сжигать, по самому малозначительному поводу.

HR-клуб

Профиль в соцсетях - дополнительный источник, однозначно. У нас была ситуация на работе, когда в первые же дни руководитель заподозрил, что новый сотрудник не совсем адекватен. Она решила его пробить в соцсетях и нашла большой компромат Вконтакте - экстремистские высказывания и призывы к насилию. При этом руководитель была хрупкой женщиной. Общими усилиями сотрудник был быстро убран.

HR-клуб

Добрый день. Во многом зависит от того, на какую должность идет подбор. В некоторых случаях отсутствие профиля может быть крепким минусом в карму соискателя.

Например, если вы подбираете кандидатов на должности, связанные с медийной активностью, рекламой, всевозможные смм и т.п., то отсутствие у кандидата аккаунта в соц.сетях — для меня прям предписание к тому, чтобы его даже не рассматривать. Это все равно что сапожник без сапог.

Также, если подбираются временные должности: разработчики ПО, дизайнеры, верстальщики, которые обязаны иметь профили просто чтобы заказы искать. Если профиля нет — то или человек недавно в нише. Или ему есть что скрывать.

В целом, наличие профиля и его постоянно обновление, может косвенно указывать на то, что человек открыт, коммуникабелен, не ограничивает себя в новых контактах.

Отсутствие профиля или формальное его наличие, может указывать на закрытость, скудность внутреннего мира, не желание развивать социальные связи.

Для некоторых позиций приемлемо первое. Для других — второе. Например, для позиции директора по безопасности, отсутствие профиля в соц.сетях не критично и даже оправдано :)

ТОП-30

Социальные сети в поиске персонала.
Это замечательная идея. И она пришла в голову не только рекрутерам и Хантерам, но и потенциальным работодателям и даже (О, Боже. ) самим кандидатам. Это возможность сообщить окружающим о том, каким Вы хотите, чтобы Вас воспринимали другие. Была такая интересная книжка Макса Люшера про сигналы личности. Мы больше его знаем как автора восьмицветного теста, а он ещё и теоретик психологии был. Его мысли про поведение как проявление некоторого акцента в личности более чем интересно. А его описание слов-цеппов, которые являются индикаторами внутренних поведенческих программ… Эта идея нашло свое отражение в некоторой части практических приемов современной психолингвистики и оценке персонала. Человек много о себе говорит.

А позволить себе отдыхать не там, где нравится, а там, где нужно отдыхать богатым и великим? Сигнал? На мой взгляд, да.

А мебель? Много и нужно человеку? Скамья да холстина, горшок ночной? Нет, мебель почти антикварная, а унитаз- золотой.
Вон у сильных мира сего часы- не петух на заборе, а полмосковской квартиры в элитном доме на руке.

Чем же отличается возможность провозгласить миру (вольно или невольно) о том, какой ты есть или каким ты хочешь казаться при помощи соцсетей.

Даже сам выбор сетей уже приподнимает над землей на 10-15 сантиметров или погружает в грунт по шейку, будто Антей поборолся с Гераклом и вогнал его в почву, демонстрируя, что в нем есть мощь всей Земли, а другой только герой и всё.

Надо ли думать о том, что оставлять на виду или нет? Решать кандидату. Знать и думать о том, что на приличную позицию в компании Работодатели обязательно оценивают приличность или наоборот необычность прикида в сети. Да, обязательно просматривают, как правило, фото. Причем, первым делом именно последние. Потом просмотру подвергаются посты в пределах 30-40. Дальше заглядывают очень дотошные Хантеры или кадровики.
Подскажите эту привычку Вашим кандидатам. Редактирование своих аккаунтов вполне возможно. Наполнение новыми фотографиями, удаление фоток с сомнительной трактовкой/интерпретацией. Наполнение постами, которые будут расценены как положительные потенциальными работодателями. Сделайте доброе дело для Ваших кандидатов.
Так как поиски обычно длятся не мгновенно, то и наполнение нужно организовать. Размазать по времени, чтобы снять возможные сомнения у работодателя.

Вы сами тоже ищете нового кандидата. Здесь Вы сами отсекаете тех, кто точно не прирастет к корпоративной культуре Заказчика. Это одно из сит, через которых Вы тоже просеиваете Ваших кандидатов.
Кстати, когда Вы представляете на суд Заказчика 2-3 человек, то все равно у кого-то есть больше шансов получить работу. Его Вы оттеняете в том числе и тем, что хоть два кандидата одинаково сильные, но у одного в соцсетях есть раскардаш, а другой и там ведет себя прилично и умно.
Думаю, что такой тактический прием позволит на основе контраста сделать выбор с большей уверенностью.
Это, по-моему, важно. Ведь есть такой нередкий эффект, когда работодатель получив двух супчиков-голубчиков одинаково хороших, затягивает выбор, так как обоих взять не может, а выбрать тоже – и колется и хочется. В итоге время тянет, а кандидаты хорошие на дороге не валяются. Их прибирают другие работодатели. А Вы вновь погружаетесь в бесконечный поиск. А ведь победа была так близка.

С уважением,
Айрат Мустафин,
Коуч, бизнес-тренер,
Эксперт по оценке топ-менеджеров и ключевых специалистов

Где идеальный баланс личного и профессионального контента, стоит ли превращать свой инстаграм в храм успеха и почему не вести соцсети иногда лучше, чем вести.

Это Алина, менеджер проектов. Днем она послушно принимает правки от клиента по баннеру, а вечером отвязно кутит в баре под кальян. Обе стороны ее жизни, светлая и темная, попадают в фейсбук.

Это Дима. Он профессиональный инстолог и распаковщик личного бренда (это у него в био так написано). У него четкий план: три поста о работе, один про годовалую дочку — он слышал, что от постов с детьми повышается энгейджмент и снижаются отписки в инсте.

А это Палыч. Он водит бетоноукладчик, но в душе романтик, поэтому вечерами выкладывает свои стихи в Одноклассники. Обычно под фотографиями незамужних женщин.

Все в сборе, можно начинать.

Влияет ли то, как эти люди относятся к своему контенту, на их имидж как профессионалов? А на решение HR-специалиста или потенциального клиента? Как вообще быть с публичностью в соцсетях в наше непростое время? Вопросов много, давайте попробуем со всем разобраться.

Конечно, это так. Никто вам не указ, чьи цитаты репостить в вашем ВК, с кем ругаться в Твиттере и котиков какой породы выкладывать в Одноклассниках. Всё, что написано дальше, касается тех людей, которые думают на несколько ходов вперед — и понимают, что всё личное становится публичным. Что когда придет время менять работу, хэдхантеры прошерстят не только ваше резюме на сайте, но и проверят все ваши соцсети. И если у вас там истории о том, какой предыдущий работодатель *непорядочный человек*, потому что заставлял работать — вряд ли это сыграет вам на руку.

Поэтому мы попытались проанализировать ситуации, когда работающему человеку стоит переходить от бездумного постинга к продуманному.

Публичность может прийти к любому сотруднику по его же воле: например, технический специалист, который решил прокачать коммуникативные навыки и заделался спикером на конференцию, автоматически становится публичной персоной.

Чем публичная персона отличается от непубличной?

Первое. На таких людей обращают больше внимания. За ними следят журналисты, коллеги по рынку, конкуренты, потенциальные сотрудники, клиенты. Приходится дважды подумать перед тем, как написать слово.

Второе. Такие специалисты вполне могут стать частью медиаплана компании. Самый облегченный пример — когда пиарщик просит вас репостнуть статью про новый вебинар и порекламировать его на свою аудиторию, потому что вы там выступаете. Так что готовьтесь соглашаться на такое.

Третье. У публичной персоны появляется возможность использовать медийный вес компании, чтобы прокачать свой собственный. Например, тимлид выступает на технической конференции по теме Golang и на его блог в твиттере подписываются разработчики, которым интересен этот язык. И эйчары, которым интересен его профиль на хэдхантере. Медийным быть выгодно.

Поэтому публичные персоны обычно пишут о работе в личных профилях. В знак благодарности. И потому, что начинают сильнее ассоциировать себя с компанией.

А иногда и потому, что успех компании напрямую коррелирует с их собственным — провел пиарщик мероприятие с солдаутом, половину посетителей приведя из личного аккаунта, получил бонусы в конце месяца.

В России нет четкого разделения на личные и рабочие социальные сети. И я все чаще слышу просьбу от потенциальных клиентов и работодателей дать ссылки на инстаграм и фейсбук. Мои закрытые профили даже просили открывать, чтобы их могли тщательно изучить. Признаюсь, меня сначала такая перспектива не устраивала.

Если говорить про публичных людей или лиц компаний, то важно понимать, как тот или иной контент влияет на личность человека или компанию, которую он представляет. Например, профессионализм предпринимательниц Александры Митрошиной и Анастасии Мироновой под вопрос не ставят, хотя девушки выкладывают откровенные фото. Почему? Их фото напрямую отвечают их бизнесам и брендбукам брендов. Но, условно, если семьянин и владелец завода выложит фото из бара с молоденькими девушками, то это поднимет много вопросов. Думаю, здесь PR службе завода стоит на мягких лапках обсудить с ним, что он хотел сказать этим фото и нежно уточнить, понимает ли он, как это отразится на деятельности компании, настроении инвесторов и сотрудников в долгосрочной перспективе. А если это рядовой сотрудник, то нужно понять, обсуждались ли с ним на старте работы нюансы ведения личных соцсетей. Если да, то обсудить с ним его активность — не составит труда, а если нет, но его контент начал напрямую влиять на репутацию компании, то стоит предложить ему поговорить об этом моменте и совместно решить вопрос. Подчеркну, что именно совместно.

Я считаю, что ведение социальных сетей индивидуально и каждый кейс нужно разбирать отдельно. Важно быть искренним в жизни и онлайне, но при этом, если что-то говорить или постить, то — с умом. Социальные сети действительно стали нашим отражением, визиткой, и это неплохо, что они дают потенциальному клиенту или работодателю понять наш вайб на берегу.

Пятое. Когда становишься публичной персоной, приходится пересматривать свои личные аккаунты. Нужно, чтобы контент органично сосуществовал: личный и профессиональный. И ничего страшного, что у вас на работе жира, таски и берндаун чарт, а в личном профиле подгузники, раскраски и детский сад, если вашим подписчикам это нравится и начальство не против.

Чем отличается независимый специалист от штатного? По определению у него должно быть больше свободы решать, как поступать со своим аккаунтом. А как на самом деле?

Загляните в аккаунт любого человека, который учит других с позиции эксперта — найдете там очень много личного контента, потому что без доверительных отношений такого бизнеса просто не бывает.

Откройте профиль фрилансера, который использует соцсети как портфолио — всё равно увидите там какие-то фрагменты его жизни. Потому что все понимают: к фрилансеру обращаются не только как к специалисту, но и как к человеку. Кому бы вы доверили вести ВК-аккаунт уютной пирожковой — милой девушке, которая любит собак, кофеек и маленького племянника, или суровому парню в косухе, который гоняет на байке по всей стране (допустим, среди них тоже есть SMM-щики)? Стереотипы не при чем, просто не тот вайб, как говорится.

Поэтому постить или не постить котов и детей, если ты фрилансер и часть заказов идет из социальных сетей — вопрос бессмысленный. Здесь многое будет зависеть от того, насколько у вас теплые и близкие отношения с аудиторией и того, какое впечатление вы хотите создать. В целом независимых специалистов отличает более продуманный подход к ведению своих страничек в социальных сетях. Они разрабатывают контент-планы, ищут баланс между личным и профессиональным контентом, методом проб и ошибок нащупывают темы, которые не находят отклика у аудитории и, наоборот, заходят на ура.

Дима из примера в начале все делает правильно при условии, что его аудитория давно его читает и интересуется его персоной, а не только работой. Личный контент нужен независимому специалисту, главное, чтобы он не распугал ему всю рыбу.

Сюда относятся все рядовые сотрудники. Вы не мелькаете спикером на конференциях, на ваш фейсбук не ссылаются в кейсах на сайте и блоке контактов в соцсетях. Как быть с контентом?

Если коротко: делайте, что хотите, но думайте наперед. С линейных сотрудников спроса никакого, особенно если на работе они не взаимодействуют с кем-либо, кроме своей команды. Но, нынешние HR-специалисты раскопают про вас всю подноготную, когда станут принимать решение, звать вас на интервью или нет. Поэтому многие сотрудники, которые собрались делать ноги из своей нынешней компании, часто проводят генеральную уборку в соцсетях: удаляют старые посты, закрывают фотоальбомы, меняют аватарки на более приличные, заполняют биографию, вписывают туда места работы.

Но, как известно, интернет всё помнит, поэтому лучше не мусорить совсем. Даже Палычу, про которого в отделе кадров поинтересуются разве что про судимость. Вдруг он потом пойдет на повышение? А тут эта неловкая лирика.

Все понятно: публичным персонам задуматься о контент-плане и тональности своих профилей, непубличным расслабиться и наслаждаться моментом, но слишком уж не увлекаться.

Какие еще вопросы остались нетронутыми?

Как быть первому лицу компании? Обязательно ли быть активным в соцсетях и писать про работу?

У первых лиц, к счастью, есть выбор: заниматься пиаром собственной компании и персоны своими руками или доверить это пиарщикам. Но если занимаетесь соцсетями самостоятельно, вести себя лучше хорошо, не делать двусмысленных заявлений, во всяком случае. Помните, что на вас смотрят, каждую минуту. Оптимальный вариант: либо доверить работу с аккаунтами профессионалам, либо подчистить историю и сохранять радиомолчание.

Что делать, когда ты профессионал и очень хочется выложить что-то личное, но подписчики могут это плохо воспринять?

Во многих соцсетях есть хорошо позабытая возможность делиться только с близкими друзьями. Это почти как сегментированная рассылка: все довольны, и невысказанные мысли не толпятся в голове.

Хочу, чтобы моя личная жизнь не смешивалась с профессиональной. Как быть?

Не хочу, чтобы HR смотрели, чем я там занимаюсь после работы. Мой профессионализм от этого не зависит!

Абсолютно верно. Поэтому многие ставят ограничение на подписку для личных профилей. Тайное остается тайным.

В моем личном аккаунте — бар-хоппинг, рейвы и мистер Кутеж. Хочу сменить работу, получить серьезную должность. Эйчарам не понравится мой профиль?

Всё зависит от компании, куда вы намерились попасть. Если это рок-н-ролльный стартап, то ваши экстремальные увлечения даже будут плюсом — сразу видно, что вы соответствуете духу компании.

Всё очень сложно, но я осознаю, что нужно что-то менять в своих соцсетях. С чего мне начать?

Просто определитесь, для кого они: друзей и родственников, коллег по отрасли, HR-ов, единомышленников, разделяющим ваши увлечения. И действуйте. Всем все равно угодить не получится.

Если вы намеренно не превращаете свои соцсети в храм подписчиков — то это личное пространство, где, казалось бы, можно творить всё, что хочется. Но даже для профилей на пару десятков подписчиков справедливо правило: думайте о последствиях. Живем во времена, когда посты одинаково хорошо вдохновляют других на подвиги и могут стать причиной скандала, хейта в ваш адрес или чего похуже.

Медийность и правда накладывает обязательства. А так как медийны сегодня практически все — что ж, держите свою порцию социальной ответственности.

Вот небольшая загадка: вы нанимаете людей в компанию. Приходит резюме кандидата и надо бы собрать побольше информации о нем. Вы залезаете в его аккаунт и видите, что на аватарке – изображение человека с бензопилой и чьей-то отрезанной головой. Внимание, вопрос: на какую позицию претендует кандидат?

Рекрутеры правда часто проверяют соцсети?

По данным HeadHunter, так делают 84 % работодателей перед собеседованием, причем в 22 % случаев – на любые позиции.

Чаще всего – в 76 % случаев – рекрутеры проверяют профили кандидатов на руководящие должности.

Для меня в процессе поиска и найма кандидатов просмотр соцсетей не является обязательным этапом. Это связано и со спецификой вакансий: мы IT-компания, чаще всего ищем редких и ценных технических специалистов. Соответственно, поток не такой большой, и мы охотно со всеми общаемся на собеседованиях.

Обычно личной встречи офлайн или онлайн-общения с видео бывает достаточно, чтобы оценить общую адекватность и все необходимые характеристики кандидата.

Иногда профиль в соцсети – это первое, что я вижу о человеке. Но я прекрасно понимаю, что он создавался не для поиска работы, а для иных целей. В личном пространстве человек может делать что угодно в разумных пределах, так что не особо придаю этому значение.

На что рекрутеры обращают внимание?

По данным сервиса Work.ua, чаще всего рекрутеры просматривают соцсети, чтобы узнать вас как личность: интересы, хобби увлечения. Это важно для 45 % работодателей. 26 % обращают внимание на фото, треть – сверяют информацию с резюме, 4 % – проверяют друзей и подписки.

33 % нанимателей откажут, если на найдут на странице соискателя экстремистские публикации. 23 % – если им покажется, что человек не разделяет ценностей компании. 14% не оценят откровенные фотографии.

Как предстать в наилучшем свете

Хорошо, если на аватаре – ваше фото, а не котики или просто черный фон. При этом фото должно показывать вас как открытого, адекватного и готового к общению человека.

Также рекрутеры сверяют личные данные вашей страницы с теми, что указаны в резюме: уровень образования, предыдущие места работы и т. д.

Сразу вспомнился случай, как в одной из компаний у моих коллег были сомнения насчет кандидатки на позицию рекрутера. Решающим моментом стала ее аватарка в соцсети – человек с бензопилой и отрезанной головой. Коллеги решили, что такой выбор для человека, который своими действиями и даже по сути своей личностью должен формировать HR-бренд компании, немного настораживает. Но конечно, это был лишь один из факторов при принятии решения: кандидатке в итоге отказали.

Прежде всего, оценивается круг общения кандидата. Если у вас в друзьях есть знакомые из компании, в которой вы хотите работать, возможно, это вызовет расположение рекрутера. Но полагаться на такую схему не стоит.

Позитивный сигнал для нас при анализе социальных сетей – интересный контент.
Например, много постов про путешествия, посещение различных конференций и профессиональных мероприятий, репосты или посты об интересных событиях общественной жизни, отражение в постах каких-либо увлечений, публикации про семейную жизнь и домашних питомцев, посты с размышлениями и умозаключениями человека.

Всегда хочется видеть в своей команде цельного, зрелого в эмоциональном смысле сотрудника. Предположим, если кандидат много путешествует, это как минимум говорит о его активной жизненной позиции, стремлении познакомиться с чем-то новым, о высокой степени самоорганизации. Или, как вариант, он делится впечатлениями о прочитанных книгах – для нас это, конечно, огромный плюс.

Мы всегда смотрим на содержание страницы. Например, если у человека на странице есть фото детей и семьи, то для него, вероятно, важен стабильный доход и стабильность компании. Его в первую очередь будут интересовать финансовые условия и ипотечные программы. На этом мы делаем акцент при описании условий работы на собеседовании.

Негативные сигналы для рекрутера

Большинство постов были посвящены потокам энергии, поиску высшего разума и прочей эзотерике. После поста о том, что счастье утекает из квартиры потому, что унитаз расположен не в том месте, мы закрыли ее аккаунт и отложили резюме в сторону. Кто знает, вдруг ей наш санузел чакры перекроет.

В целом стоит руководствоваться здравым смыслом. Попытайтесь посмотреть на свою страницу со стороны: когда человек составляет первое впечатление по вашему профилю, каким оно будет?

Если какой-то контент вам очень дорог, но чувствуете, что он может смутить работодателя, такую информацию лучше скрыть или удалить.

Анализ соцсетей – занятие трудоемкое, и не всегда у рекрутера есть время на эту активность по всем вакансиям. В основном анализируются профили кандидатов на руководящие позиции и вакансии, имеющие отношение к внешним коммуникациям (маркетинг, продажи, HR).

Для управленца важно иметь правильный посыл для подчиненных.
Сотрудники, связанные с коммуникациями, являются лицом компании, поэтому мы ожидаем, что у них на страницах не будет резких текстов и откровенных фотографий.

Прежде всего нужно понимать, в какой сфере вы планируете развиваться. Если вы креативный дизайнер или интернет-маркетолог, то размещение у себя на странице популярных мемов или фотоподборок допустимо. Это покажет, что вы в тренде и понимаете отрасль. Работодателю это даже, скорее всего, понравится. Но если вы финансовый аналитик, инженер или проектировщик, то постоянное размещение у себя фотографий с котиками или непристойными анекдотами может заставить работодателя задуматься над своим выбором. Причем этот выбор будет не в вашу пользу.

Помимо очевидных моментов, вроде постов с эзотерикой, порно и прочим, как в историях выше, есть еще несколько негативных сигналов:

  • Удаленный или полностью закрытый профиль

Закрытый профиль или его отсутствие могут вызвать подозрение у рекрутера. Работодатель может подумать, что вам есть что скрывать.

У меня был не особо приятный опыт, когда я взяла на работу сотрудника, на первый взгляд хорошо разбирающегося в площадках, но не имеющего собственных страниц по определенным убеждениям. Работать в команде с ним было достаточно тяжело, так как он всегда был обособлен, довольно закрыт и мало шел на контакт во время каких-либо совместных обсуждениях идей. Именно поэтому важно обращать внимание не на то, как человек ведет аккаунты в социальных сетях, а на то, ведет ли он их вообще.

  • Подробные сведения о ваших рабочих проектах

Если вы хотите поделиться кейсом о том, как решили сложную задачу или поучаствовали в интересном проекте, не стоит описывать все в деталях. Личные заслуги и результаты могут показать, что вы эксперт в этом вопросе, но не все работодатели оценят такую откровенность. Тем более информация часто бывает конфиденциальной.

  • Негативные записи о прошлом и настоящем местах работы

Как бы вам ни хотелось, не нужно публично плохо отзываться о начальнике, бывшем руководителе, коллегах, клиентах. Будущий наниматель сразу представит, что точно также вы будете вести себя с его компанией.

Есть категории страниц, которые для нас будут стоп-сигналами: иногда встречаются любители публично высмеивать рекрутеров всех компаний. Есть ощущение, что таких людей обидели на одном собеседовании, и теперь они пошли по пути мести всем и сразу. С такими мы, конечно, стараемся не связываться.

Многие HR-ры отмечают, что слишком строгий профиль не дает оценить человека как личность. А ведь именно с этой целью они просматривают ваши соцсети. Для оценки профессиональных качеств достаточно тестового задания и личного общения на собеседовании.

Старайтесь, чтобы ваша страница была сбалансирована: пусть здесь будет информация о вашем отдыхе, обязательно немного постов о профессиональной деятельности, какой-то сторонний контент, немного развлекательной информации. В этом случае работодатель будет понимать, что он берет профессионала, который знает свою работу. Но в то же время это человек, который умеет отдыхать, у которого есть хобби, есть семья. Все это говорит о том, что такой сотрудник не будет зациклен только на чем-то одном, а будет развиваться в разных направлениях, что положительно скажется и на рабочих процессах.

Во всем важен баланс, и в социальных сетях в том числе. Здорово, когда у кандидата в ленте здоровый микс постов о профессиональных достижениях и публикаций личного характера. Например, сегодня он посетил рабочую конференцию, поделился статьей на бизнес-тему, а завтра отправился в поход с детьми или на прогулку с собакой. Такой смешанный контент в профиле кандидата свидетельствует о гармоничной, здоровой личности, у которой находится время как на карьерные достижения, так и на хобби, общение с близкими. Именно такими мы и хотим видеть наших будущих сотрудников.

Лучше подготовиться к проверке

Хотя для некоторых должностей вероятность проверки соцсетей кандидата ниже, стоит действовать исходя из того, что вас проверят – просто на всякий случай.

Раньше мы никогда не проверяли соцсети дизайнеров, ведь для них важнее всего портфолио. Но один случай научил нас не лениться и смотреть страницы кандидатов перед собеседованием.

В описании профиля кандидата в инстаграме была ссылка на YouTube-канал: там наш соискатель публиковал десятки видео со скрытой камеры, записанных на собеседованиях в разных компаниях. Понимаю, если бы контент был создан для людей, что ни разу не проходили собеседования, – показать им, как всё работает, но его видео сделаны для развлечения и хайпа: на собеседованиях молодой человек странно себя вел и задавал провокационные вопросы. В создании такого контента мне участвовать не хотелось, поэтому в первую же минуту видеособеседования мы мягко ему отказали.

Теперь перед каждым новым собеседованием этот случай приходит мне на ум, и я не ленюсь посмотреть соцсети кандидатов.


— Действительно ли работодатели проверяют аккаунты соискателей в соцсетях?

— Это действительно так. Во время пандемии многие компании перешли на удаленку, в связи с чем они стали более тщательно отслеживать профили в соцсетях тех людей, которых хотят принять на работу.

Сейчас многие компании проводят первоначальные собеседования через скайп или зум, чтобы определить профессиональные и личные компетенции кандидата. В случае, если на этом этапе его одобряют, весьма вероятно, что следующим или параллельным шагом станет проверка его социальных профилей. Очень многие люди не понимают, насколько глубоко их анализируют, принимая на работу.

В крупных и средних компаниях перед приемом на работу проводится 4 уровня проверки, один из них — это анализ соцсетей кандидата.

— На что работодатель обращает внимание, когда просматривает страницу потенциального сотрудника?

— В первую очередь работодатель пытается оценить потенциальные риски. Людей очень часто ассоциируют с компанией, в которой они работают, и наоборот — компанию ассоциируют с сотрудниками. Никто не хочет спорной репутации и негативного шлейфа.

В первую очередь обращают внимание на публикацию конфиденциальной информации о предыдущем месте работы. Например, у компании Microsoft в свое время был скандал из-за небольшого твита одного из сотрудников. Он написал, что воспользовался превосходным телефоном. Эти строчки стали причиной для увольнения человека.

Также важно, как люди реагируют на социальные проблемы и каким образом высказываются в адрес социально незащищенных групп граждан: малоимущих, пенсионеров, людей с инвалидностью, матерей-одиночек и так далее. Особенно это касается претендентов в тех отраслях, для работы в которых крайне важен человеческий фактор. Это позволяет отсеять тех, кто делает свою работу автоматически и кому абсолютно все равно, что происходит с людьми вокруг. То есть важна способность сопереживать и не быть равнодушным.

Например, я часто занимаюсь подбором врачей для различных клиник и помимо интервью просматриваю их страницы в соцсетях. Если я вижу, что один из кандидатов позволяет себе постоянно высказываться нелицеприятно о своих пациентах и работе, едко шутить, то становится понятно, что ему его работа не нравится, а люди раздражают. Клинике нужен не просто хороший специалист, а чутко относящийся к своим пациентам, человечный.

Все, что человек публикует в соцсетях, позволяет работодателю понять, чем он живет, что он делает в свободное время, работает ли он в рабочее время. Некоторые кандидаты делают репосты и делятся достижениями из игр в своих соцсетях, причем в рабочее время. Еще там видно, куда кандидат обычно ходит, с кем дружит, кому импонирует и так далее.

Посты в рабочее время и статистика онлайн-игр

— Какой должна быть страничка в сети, чтобы у потенциального работодателя сложилось благоприятное впечатление?

— В первую очередь, в публикуемых материалах не должно быть агрессии, неподобающих и компрометирующих фото и видео.

Также надо очень аккуратно относиться к времени активности в соцсетях. Если человек регулярно пишет, публикует фото, оставляет комментарии и ставит лайки в рабочее время — это его характеризует в глазах работодателя не самым лучшим образом, если только его работа напрямую не связана с соцсетями. Например, он SMM-менеджер.

— Закрытый аккаунт может насторожить или это скорее плюс?

— Это неважно. Много информации можно получить, проанализировав общение человека в соцсетях в целом и используя специальные сервисы для сбора и поиска информации.

— Согласно исследованию, россиян стали вдвое чаще увольнять за посты в соцсетях. Что можно писать в соцсетях, а что может пагубно отразиться на карьере?

— Работодатели довольно часто следят за соцсетями подчиненных, где-то этим занимаются hr-специалисты, где-то — служба безопасности. Сотрудники могут об этом не знать, но происходить это может довольно регулярно.

Я рекомендую в социальных сетях:

  • избегать политических тем,
  • избегать обсуждения остросоциальных тем,
  • не допускать оскорблений в чей-либо адрес, кибербуллинга,
  • не допускать разглашения конфиденциальной информации.

Надо понимать, что неосторожным словом или постом в соцсети можно испортить себе репутацию, что повлечет сложности как с имеющимся местом работы, так и с устройством на работу в будущем.

— За представителями каких профессий особенно внимательно могут наблюдать работодатели в соцсетях?

— Это может коснуться абсолютного любого сотрудника любого уровня.

С одной стороны, человек волен на своей странице размещать все что угодно, с другой — не стоит забывать, что это может привести к некоторым сложностям в профессиональном плане на текущем месте работы или в будущем.

Особенно внимательно служба безопасности следит за тем, чтобы сотрудник не нарушал правила, связанные с конфиденциальностью и разглашением коммерческой тайны компании и регламентами поведения. В некоторых корпорациях при приеме на работу сотрудник, даже если он рядовой специалист, подписывает отдельный документ о том, что он может делать, а что ему запрещено. Соблюдение этого свода правил отслеживается, в том числе, в соцсетях.

— Можно ли вообще отказаться от соцсетей или это негативно скажется на карьере?

— Человек имеет законное право распоряжаться своим свободным временем так, как он считает нужным, если это не наносит никакого вреда обществу.

Если он не хочет тратить его на соцсети — это его право. Если ему интересно там присутствовать, то в этом, с точки зрения работодателя, также нет ничего плохого, если работа выполняется качественно и вовремя.

То есть само по себе наличие или отсутствие странички в соцсети у сотрудника ничего о нем не говорит.

Читайте также: