Почему каждый ученик должен знать свои права

Обновлено: 02.07.2024

Актуализация: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

I задание:

На доске вывешены таблички с определениями:

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание.

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

4 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.
  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

5 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

6 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

7 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

8 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

  1. запрет курить в общественных местах
  2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
  3. запрет кататься по перилам.
  4. запрет играть на проезжей части дороги.

9 задание:

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

10 задание: “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

АНКЕТА

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
  2. Что обязан делать ученик?____________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?__________________________________________
  4. Что такое права?_____________________________________
  5. Что такое обязанности?_______________________________
  6. Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я прошу, чтобы вы ответили мне на вопрос: как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

Таким образом, обобщив все, что вы сказали, можно сделать вывод:


Какую бы область нашей жизни мы ни затронули, везде важно соблюдение некоторых правил, чтобы царил не хаос, а порядок. Каждый из нас является самостоятельной личностью, которая должна знать свои права, но и не следует забывать о том, что у каждого человека есть и определенные обязанности.

Чаще всего именно когда ребенок переступает порог школы и приходит в первый класс, он должен иметь представление о том, в чем заключаются права и обязанности учителя и ученика. Познакомить с самыми основными из них малыша могут еще родители. В статье мы постараемся подробнее разобрать не только права ученика в школе РФ, но и не забудем про их непосредственные обязанности.

Право на получение основного образования

В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные образовательные учреждения. Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.

Дети приходят в школу, чтобы получать знания, но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.

права ученика

Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс - начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.

По окончании школы выдается аттестат о среднем образовании, но для его получения необходимо сдать выпускные экзамены, которые подтвердят, что ребенок не зря проходил в школу 11 лет. Только с этим документом выпускник имеет полное право продолжить свое образование в высшем или среднем специальном заведении.

На что ученик имеет право

Переступив порог школы, маленький ребенок уже не просто чадо своих родителей, но еще и обучающийся. На первом классном часе первая учительница обязательно должна ознакомить с правилами поведения в школе, а также с тем, на что ребенок имеет полное право, находясь в стенах заведения. Права ученика заключаются в следующем:

  1. Каждый ученик имеет полное право получить не только начальное, но и среднее образование совершенно бесплатно.
  2. Каждый учащийся при желании может участвовать в управлении школой, все это обычно прописывается в Уставе.
  3. Маленький ребенок – это уже полноценная личность, которая имеет право на уважение со стороны учителей и всех работников учреждения.
  4. Ученик имеет право знать свою отметку как за письменные работы, так и за устные ответы.
  5. Ребенок может участвовать во всех школьных мероприятиях, которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Имеется право на добровольное участие в трудовой деятельности.

права ученика в школе

Права ученика РФ имеют также пункт о том, что при желании ребенок всегда может перейти в другую школу. Не запрещается домашнее обучение, экстернат или досрочная сдача экзаменов.

Права ученика на уроке

Можно назвать отдельные пункты, которые разъясняют, какие права ученика в школе на учебном занятии. Среди многих хочется отметить следующие:

Это, конечно, не все права ученика, можно назвать и другие, которые уже не относятся непосредственно к учебному процессу.

Право на здоровое образование

Каждый ученик не только может получать бесплатное образование, но и имеет право на то, чтобы оно было полноценное, качественное и, самое главное, безопасное для здоровья ребенка. Соблюдение здоровой атмосферы в школе очень важно, а чтобы так оно и было, необходимо придерживаться некоторых условий:

    Полное право ребенок имеет в течение школьного дня получить бесплатную медицинскую помощь, если таковая потребуется.

права и обязанности ученика

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права ученика в школе. Для этого могут создаваться родительские комитеты, каждый родитель имеет право придти в школу и посмотреть на условия обучения.

Что обязан делать ученик

Школьные права ученика – это хорошо, но не стоит забывать про то, что у каждого человека имеется свой круг обязанностей, которые он должен выполнять. Это касается и обучающихся в школе. Вот перечень некоторых обязанностей детей в стенах школы:

  1. Прежде всего ученик должен уважать не только педагогов, но и всех работников школы.
  2. Уважительно относится к результатам чужого труда.
  3. Самой главной, наверное, обязанностью школьника является добросовестное отношение к учебе.

права и обязанности ученика в школе

Все права и обязанности ученика в школе должны быть не только известны взрослым и детям, но и непременно выполняться.

Что запрещено ученикам в школе

Есть некоторые вещи, которые запрещено делать детям в школе:

  • Ни в коем случае нельзя приносить с собой на занятия опасные предметы, например, оружие, боеприпасы.
  • Провоцировать конфликты, которые заканчиваются дракой, а также принимать участие в разборках других учащихся.
  • Запрещено ученику пропускать уроки без уважительной на то причины.
  • Приносить с собой спиртные напитки, употреблять их в школе или приходить в алкогольном опьянении строго запрещается.
  • Курение на территории школы также находится под запретом. За это ученика могут поставить на внутришкольный учет и оштрафовать родителей.
  • Недопустимо играть в стенах школы в азартные игры.
  • Запрещено воровать чужие вещи, школьные принадлежности.
  • Причинение вреда школьному имуществу понесет за собой наказание.
  • Запрещается грубо и неуважительно обращаться к администрации учебного заведения или учителю.
  • Ученик не должен игнорировать замечания педагогов.
  • Каждый ребенок в школе должен знать, что ему запрещено приходить на занятия без выполненных домашних заданий, хотя таких недобросовестных учеников в каждой школе предостаточно.

Если всегда и во всех учебных заведениях будут соблюдаться права и обязанности ученика, то школьная жизнь будет интересной и организованной, а все участники учебного процесса останутся всем довольны.

На что имеет право учитель в школе

Невозможно себе представить урок без педагога. Учителя являются проводниками в мир знаний. Права ученика и учителя в школе не совсем одинаковы, вот перечень того, на что имеет право последний:

  1. Каждый педагог может участвовать в управлении школой согласно школьному Уставу.
  2. Имеет право на уважительное отношение к своей личности, а также на уважение профессиональных качеств, точно так же, как права ученика включают пункт об уважении к личности ребенка.
  3. Учитель имеет право на защиту со стороны администрации от вмешательства родителей в те вопросы, которые входят в круг его обязанностей.
  4. Педагоги по своему усмотрению могут выбирать учебные программы, учебники и пособия к ним.

права и обязанности учителя и ученика

Кроме прав, естественно, есть и перечень обязанностей, которые каждый педагог должен выполнять.

Обязанности учителей

Несмотря на то что педагоги - взрослые люди и на них держится весь учебный процесс, список обязанностей у них никак не меньше ученических:

  • Каждый педагог должен выполнять не только школьный Устав, но и соблюдать свою должностную инструкцию.
  • Ученики должны брать пример достойного поведения в общественных местах и в учебном учреждении с педагогов, значит, они обязаны этот пример подавать.
  • Учителя обязаны уважать в учениках личность и заботиться о том, чтобы соблюдались права ребенка.

права ученика и учителя в школе

Список обязанностей приличный. Но не будем кривить душой, ведь педагоги тоже люди - не всегда, особенно некоторые пункты, соблюдаются.

Права классного руководителя

После того как ребенок переступает порог школы в первый раз, он попадает в руки своей второй мамы – классного руководителя. Именно этот человек станет их главным наставником, защитником и путеводителем в новую для них школьную жизнь. У всех классных руководителей, равно как и у других учителей, имеются свои права, которые заключаются в следующем:

  • Наверное, самое главное право – это следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика в школе.
  • Классный руководитель может самостоятельно разрабатывать на свое усмотрение программу работы с детьми и их родителями.
  • Может рассчитывать на помощь администрации.
  • В его праве пригласить родителей в школу.
  • Всегда можно отказаться от обязанностей, которые не входят в круг его профессиональной деятельности.
  • Классный руководитель имеет право на информацию о психическом и физическом здоровье своих воспитанников.

Чтобы следить за соблюдением своих прав, прежде всего необходимо их хорошо знать.

На что не имеет право классный руководитель

В любом учреждении имеется черта, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах работникам. Учебных заведений это касается в первую очередь, так как учителя работают с подрастающим поколением, которое именно в школьных стенах должно научиться тому, как стать самостоятельной ответственной личностью.

  1. Классный руководитель не имеет право на унижение и оскорбление школьника.
  2. Недопустимо использовать в качестве наказания за проступки отметки в журнале.
  3. Нельзя нарушать слово, данное ребенку, ведь мы же должны воспитать честных граждан нашей страны.
  4. Злоупотреблять доверием ребенка также не пристало учителю.
  5. Нельзя использовать семью в качестве средства наказания.
  6. Не только для классных руководителей, но и для всех учителей не совсем красиво и правильно обсуждать за спиной своих коллег, подрывая тем самым авторитет коллектива учителей.

Обязанности классных руководителей

Кроме своих непосредственных обязанностей, как учителя, классный руководитель еще должен выполнять ряд обязанностей:

Можно добавить, что классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников во время всех школьных и классных мероприятий. Если в процессе своей работы педагог нарушил права ученика путем применения по отношению к нему методов физического или психического насилия, то он может быть освобожден от выполнения своих обязанностей, а в некоторых случаях и привлечен к уголовной ответственности.

права ученика в школе РФ

Чтобы обстановка в стенах учебного учреждения была доброжелательной и благоприятной для освоения знаний, необходимо родителям прививать с самого раннего детства своим малышам правила хорошего поведения. Но в стенах учебного заведения для детей уже важно знать не только права ученика в школе, но и круг своих прямых обязанностей. Важно, чтобы родители интересовались школьной жизнью своих детей, знали обо всех его неудачах и успехах, отношении с учителями и сверстниками, чтобы при необходимости уметь защитить их права.

Для создания хорошей, комфортной атмосферы в школе и дома дети должны придерживаться определенных законов и уставов. Это облегчит сосуществование ребят в одном коллективе. А дома поможет восстановить понимание между родителями и ребенком. Когда дети идут в первый класс, родители должны заложить в них максимум того, как школьники должны себя вести в школе. Конечно, все и сразу запомнить нельзя, но с течением времени это войдет в норму. Но также важным аспектом является знание своих обязанностей и прав.

Права ребенка в школе и дома согласно конституции России

Первый и очень важный вопрос состоит в том, кто может обучаться и имеет право на свое обучение. Человек, государство и общество в целом заинтересовано в том, чтобы человек мог получать знания. Чтобы получить среднее образование, платить за обучение не обязательно. Если все обучение оплачивалось, то очень много людей не смогло бы получить среднее образование.

Именно поэтому обучение в школах является бесплатным. Государственное учреждение на бесплатных началах предлагает это сделать любому гражданину страны.

Еще в начальной школе учителя рассказывают своим подопечным о том, что может делать ученик в школе, а что не может, какими правами он наделен. Если заглянуть в Конституцию РФ, то там можно прочитать о том, что любой человек имеет право на получение образование. Его национальность, возраст, религии, пол никак не могут повлиять на это право. Кроме того, человек, который живет в России, просто обязан получать школьное обучение. Но самое важное: человек должен владеть русским языком. В противном случае получить знания будет сложно.

В одной из статей закона говорится, что школьную программу должны изучить все дети. Уже в дальнейшем можно будет говорить о поступлении в специальные и высшие учебные заведения. Но перед поступлением после выпуска из школы важно сдать экзамены, чтобы можно было выявить объем полученных знаний.

Очень часто распространенной причиной нежелания учиться наблюдается у детей в силу плохой обстановки в школьных стенах или дома. В итоге получать знания ребенок совсем не хочет. Но часто это нежелание списывают на то, что ребенок глуп. Каждый ученик должен знать, какими правами он обладает.

На видео – права и обязанности школьника:

Общие права детей при обучении в школах:

  1. Школьную программу ребенок должен получать в полноценном виде.
  2. Педагог должен придерживаться субординации, не хамить ребенку, чтобы не унижать его достоинство.
  3. Спокойствие и положительная атмосфера должна царить в классе.
  4. Учитель должен оценивать знания ребенка объективно. Занижение или завышение оценок может привести к плохим последствиям.
  5. Если ученик желает, то он может высказывать свои мысли и доводы. Учитель в свою очередь обязан выслушать и сказать объективно, прав ученик или нет.
  6. Ученик, заранее имея уверенность в своей правоте, может отстоять свою точку зрения.
  7. Трогать вещи ученика не имеют право ни учителя, ни сверстники. Должна сохраняться неприкосновенность личного имущества.
  8. Перемена должна быть свободна, проводить занятия в это время нельзя.
  9. Юрист или психолог должны быть в штате школы, чтобы ученик мог воспользоваться его услугами.
  10. На перемене ученик может находиться в любой части школы, то есть он обладает свободой своего передвижения.
  11. Знание своих прав – обязательный момент при обучении.

Возможно вам так же будет интересно узнать про конституцию РФ, как источник права социального обеспечения.

Права школьника в классе на уроке

Кроме этого, ученик должен знать свои права, которыми он обладает на уроках:

Но все перечисленные права не являются единственными. Существует масса других прав. Образование должно быть качественным и полноценным. Именно на это имеет право ученик. Но создать такие условия может сама администрация школы и, конечно, родители. Ведь домашняя атмосфера напрямую связана с настроением ребенка.

На видео- права и обязанности школьников и учителей:

Как этого добиться? На что имеет право ученик?

  1. В течение всего дня ученик должен получать бесплатную медицинскую помощь.
  2. В школе и на ее территории должна быть чистота. Этот фактор зависит от администрации школы.
  3. Места для обучения, а именно классы, должны иметь хорошее освещение.
  4. Уровень шума должен быть на определенном уровне, разрешенным соответствующими органами.
  5. Чтобы можно было комфортно заниматься, должна быть комфортная температура воздуха.
  6. На обеденный перерыв должно отводиться не меньше 20 минут. Качество пищи должно быть высоким, еда должна быть питательной и здоровой.
  7. В туалете должны быть гигиенические принадлежности. К ним относят бумагу, мыло, бумажные полотенца.

Действия при нарушении прав

Если какие-либо права нарушаются, то их нужно защитить. А сделать это может только взрослый человек.

Атмосфера на классных часах должна быть спокойной. Каждый заинтересованный может выдвинуть свою точку зрения. Если учитель знает, что школьник высказывает неверную точку зрения, то нужно доходчиво объяснить его неправоту.

Обязанности школьников

Кроме прав ученик должен знать свои обязанности. Для этого школьника тоже должны с ними ознакомить.

  1. Уважение – важный аспект. Только при уважительном отношении вы сможете наравне общаться с педагогами и учениками.
  2. Здороваться с взрослыми ученик должен первым. Это лежит в азах воспитания ребенка.
  3. Уважение к труду. Здесь стоит обратить внимание, что уважаться нужно и педагогов, и уборщиц и другой персонал.
  4. Соблюдение режима школы – важно для воспитанного школьника.
  5. Такой пункт, как добросовестное отношение, не лежит в рамках закона, но он его подразумевает.
  6. При непосещении или прогулах нужно иметь подтверждение о наличии серьезной причины пропуска. Это может быть медицинская справка, а также записка от родителей.
  7. Устав школы нужно соблюдать. Особенно на это стоит обратить внимание, если школьника об этом просит администрация школы.
  8. Устав также подразумевает наличие опрятной и чистой одежды.
  9. Техника безопасности – очень важный пункт. Его нужно обязательно соблюдать.
  10. При обнаружении незнакомых предметов, подозрительных вещей нужно обратиться к взрослым.
  11. Поддержание порядка на территории школы – важный пункт для ученика.

На видео-обязанности школьника в школе:

Это общие правила, которые соблюдаются в пределах школы.

Но нужно учесть, что у ученика есть обязанности, которые он должен исполнять на уроках. Именно для этого существует Устав. Хорошо изучить его может каждый в любое свободно для него время.

  1. Выполнение домашнего задания.
  2. Если учитель требует дневник, то школьник должен его показать немедленно.
  3. Внимательно слушать учителя обязан каждый ученик.
  4. Для обучения при себе нужно обязательно иметь необходимые принадлежности.
  5. Лишние отвлекающие предметы с собой носить в рюкзаке не нужно.
  6. Без пререканий ученик обязан отвечать на поставленные учителем вопросы.
  7. Если учитель требует сдать определенную тему, то ученик должен это сделать.
  8. Опоздания на урок недопустимы.

Все обязанности внутри стен школы ученик должен исполнять беспрекословно. Каких правил ученик должен придерживаться еще:

  • в школу нужно прийти за 15 минут до начала занятий, это позволит подготовиться и переодеться;
  • верхнюю одежду и шапку нужно оставлять в гардеробе;
  • на время звонка ученик должен быть в классе;
  • учитель должен войти в класс последним, приветствие его является обязательным;
  • кушать во время урока, жевать жвачки, конфеты запрещено;
  • использование телефона во время занятий запрещено.

Кроме занятий существуют еще и перемены, во время которых нужно тоже придерживаться правил.

  1. Во время перерыва рабочее место для следующего урока должно быть подготовлено.
  2. Бегать, доставлять неудобства для других запрещено. Нужно спокойно ходить во время перерыва.
  3. При входе в помещение ученик должен старшего пропустить вперед.
  4. Уважительно относиться к старшим и своим сверстникам.

Есть определенный перечень список, предусматривающий то, что нельзя ученику делать в школе:

  1. Катание на перилах, прыжки по ступенькам запрещены.
  2. Жизненно опасные предметы приносить с собой нельзя категорически.
  3. Карты – на территории государственного учреждения в них играть запрещено.
  4. Курение, распитие алкоголя возбраняется.
  5. Хамство, нецензурные выражения запрещены.
  6. Брать, портить чужое имущество нельзя. В противном случае придется возместить ущерб.

Последствия нарушения правил

Какие последствия могут ждать школьника, если будет нарушен Устав? Конечно, без объяснения прав нарушить Устав можно легко. Последствия могут быть печальными.

На видео-ответственность за нарушение правил в школе:

В первый раз ученик получит выговор. Эта мера может не повлиять на ребенка. Поэтому придется вызвать родителей и пойти вместе с учеником к директору. Если ребенок совершает более серьезные поступки, то его могут отчислить. К таким поступкам относят воровство, драки, моральный вред.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, чем определяется правовой статус человека и гражданина.

Как происходило принятие декларации прав человека и гражданина, можно понять прочитав данную статью.

Возможно так же будет интересно узнать про теорию происхождения государства и права.

Какие могут быть последствия для человека при банкротстве физических лиц, можно понять прочитав статью.

Какова классификация прав и свобод человека и гражданина, можно понять из данной статьи.

Чтобы не допустить подобного, очень важно объяснять школьникам, какими правами и обязанностями они наделены. Добиться положительных результатов можно только тогда, когда человек знает свои права. Конечно, случается так, что учителя относятся к ученикам предвзято. Но такие случаи достаточно редки.

Если это происходит, ребенка это беспокоит, то следует поговорить с учителем напрямую, чтобы добиться объяснения причин подобного поведения. Педагоги сами должны уважать права и отстаивать их перед другими. Для подрастающих детей это считается важным моментом.

Сейчас существуют специальные телефоны доверия. Туда ученик может позвонить и поделиться своими мыслями, при этом его имя может остаться скрытым.

Права и обязанности школьника . Обязанности и права школьников должны учитываться в школе и дома. Школьники должны соблюдать школьный устав, выполнять домашнее задание.

Цель: формирование правовой культуры младших школьников.

Задачи: расширить представления младших школьников об основных правах и обязанностях ребёнка; способствовать формированию норм нравственного поведения и основ правовой культуры; создать условия для воспитания у обучающихся толерантного и уважительного отношения к окружающим людям.

Материалы и оборудование: игровое поле в виде квадрата 3х3, компьютер, экран, подборка детских песен, отображающих права ребенка, презентация классного часа.

В городе Права Свидетельство о рождении Сказочные права

Продолжи пословицу – назови право Право или обязанность? Нарушено право на…

Я люблю свою семью Золотое правило школьной жизни Крокодил в гостях у права

Команды выбирают своих капитанов и по жребию приступают к выбору первого квадрата с заданием.

Следующий квадрат выбирает выигравшая команда.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

С самого первого момента появления на Земле люди задумывались над тем, как организовать свою жизнь так, чтобы не было беспорядка, войн, голода, несправедливости. Тысячи лет люди отстаивали свои права и свободы, договаривались о мирном сосуществовании и правосудии. Так в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, текст которой является первым глобальным определением прав,которыми обладают все люди: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.

А вот появлению Декларации о правах ребёнка способствовала инициатива женщин, вставших на защиту прав своих детей, после первой мировой войны в начале 20 века. В 1924 году в Женеве была подписана первая Декларация прав ребенка из 5 пунктов, а после принятия Всеобщей декларации прав человека ООН, в 1959 году была принята и Декларация о правах ребенка.

В последующие годы на заседаниях ООН постоянно рассматривались доклады о серьёзных нарушениях,от которых страдали дети: недоступность детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения образования, стали известны данные о детях беженцах, узниках тюрем, жертвах войны. Поэтому в 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. (Приложение Б)

Таким образом, не только взрослые, но и дети, имеют свои гражданские права и свободы, они должны уметь ими пользоваться, и наряду с правами, ответственно выполнять свои обязанности.

Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня в процессе нашей игры мы с вами постараемся узнать и понять, какие основные права есть у детей, а также обязанности, которые они должны соблюдать в своём возрасте.

3. Основная часть. Ход игры

Итак, приступаем к игре. У нас две команды, и в качестве разминки предлагаю собрать девиз своей команды из беспорядочно записанных слов. (Слова записаны на карточках, которые наклеиваются участниками команды на общую полоску бумаги и впоследствии прикрепляются для всеобщего обозрения в области нахождения команды (на доску, на стол, на стенку и др.)

Девиз первой команды:

Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Относись к людям так к тебе как ты бы чтобы относились хотел

Девиз второй команды:

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Нет прав без прав без обязанностей нет обязанностей

Далее первый ход делает команда, которая первой собрала свой девиз и озвучила его.

Содержание игровых заданий

1. В городе Права

Команды получают план воображаемой местности,на котором отмечены общественные здания: школа, больница, почта, центр внешкольной работы и др. (Приложение В)

После 3-х минут обсуждения, капитаны каждой команды по очереди объясняют, какое право дети могут реализовать в том или

ином общественном месте. (Приложение В)

Победа присуждается команде, допустившей меньшее количество ошибок.

2. Свидетельство о рождении

Зачем человеку нужно имя? (Чтобы его не перепутали ни с кем другим, чтобы знать свой род, семью, страну, в которой человек родился и живёт)

Что такое Свидетельство о рождении? Зачем оно выдается? (Это первый документ каждого человека, который выдается после его рождения)

Задание для каждой команды заключается в том, чтобы выбрать 5 представителей от команды, которые по очереди назовут свои фамилию, имя, отчество, а также страну и город (деревню, в которых они родились.

3. Сказочные права

Командам по очереди зачитываются описания ситуаций с нарушением прав и свобод сказочных героев. Задача команд отгадать, о ком идёт речь.

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на возможность свободно передвигаться в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась Баба Яга, хотела его съесть, нарушая его права на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).

3. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

4. Этот герой русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

5. Эта героиня русских сказок очень хитрая и плутоватая. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

6.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).

7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу. Но настойчивость жениха позволила разбудить красавицу, привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица).

8. Она родилась в знатной семье, но старшая сестра жестоко с ней обращалась, нарушала ее права, заставляла ее прислуживать им (т. е. рабство и подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка).

9. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его правпроявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха).

10. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

4. Продолжи пословицу – назови право

Командам по очереди зачитывается начало пословицы. Участникам команды нужно продолжить пословицу и объяснить, какое право отражено в этой пословице. Если у команды нет правильного ответа, право ответа передаётся команде соперников.

Береги платье снову, а честь смолоду. право на защиту чести и достоинства

Грамоте учиться – всегда пригодится. право на образование, право на получение дополнительного образования

Делу – время, а потехе – час. права на отдых и досуг

Правда суда не боится. право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу

Дело мастера боится. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом

Жить – Родине служить. право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы

Хочешь есть калачи, не сиди на печи. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом

Как аукнется, так и откликнется. Право на уважение, защиту чести и достоинства

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. право на образование, право на получение дополнительного образования

Яблоко от яблони недалеко падает. Право на семью, заботу о родителях, выполнение своих семейных обязанностей

5. Право или обязанность?

А теперь проверим, различаете ли вы свои права и обязанности. Я буду зачитывать командам утверждения, а они по очереди будут отвечать, что это, право или обязанность.

• Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право)

• Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача. (Право)

• Получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Право)

• Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию. (Обязанность)

• Получение оценки своих знаний. (Право)

• Бережное отношение к имуществу школы. (Обязанность)

• Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Обязанность)

• Родители воспитывают своих детей. (Обязанность)

• Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право)

• Ребёнок заботится о своих родителях. (Обязанность)

• Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность)

Каждый школьник может развивать свои способности и таланты. (Право)

6. Нарушено право на…

7. Я люблю свою семью

Следующее право, о котором мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье. Все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников.

Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

(Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей)

Семья – это главное в жизни человека.

Что в человеке воспитывает семья? Назовите все качества воспитанного человека, а я их запишу на это огромное семейное сердце.

(Педагог рисует на доске контуры сердца и записывает в него качества воспитанного человека, названные детьми)

И все эти качества человек приобретает благодаря своей семье.

Как называются люди, которые входят в вашу семью? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя)

Сейчас будет испытание на смекалку. Проверим, как вы сможете посчитать всех членов большой дружной семьи.

(Командам по очереди задаются задачки на смекалку)

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна (семья)

1. Мы — большущая семья,

Самый младший — это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем —

Говорят, что детский дом.

Сколько нас в семье детей? (8)

2. Вот ребята вам задача.

На лесной опушке дача.

А на даче баба с дедом,

Папа с мамой, брат и я.

Велика ль у нас семья,

Если есть еще сестренка

Несмышленая, в пеленках.

И отсутствует один,

Самый старший брат,

3. Собралась к обеду

Вся семья: папа, мама,

И еще сестренка со щенком,

И с котенком маленький Пахом.

А теперь скажите мне, кто может,-

Сколько на столе должно быть ложек? (6)

4. Нам на завтрак баба Мила

Семь яиц вчера сварила.

Съел я ровно два белка,

А Сережа - два желтка.

А сестричка наша Леся -

Три белка с желтками вместе.

Вы смекнуть уже успели -

Сколько мы яичек съели?

И потом, как оказалось,

Сколько их еще осталось?

(5 съели, 2 осталось)

5. Всего четырнадцать имеет наш Егор

Родных, двоюродных братишек и сестер.

Родных лишь четверо.

Скольких двоюродных сестричек он имеет,

Когда доподлинно известно -

У него, с двумя родными,

Лишь пять братиков всего? (7 двоюродных сестер)

6. Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

5. Золотое правило школьной жизни

Образование - одно из основных прав человека каждой женщины, каждого мужчины и ребенка. Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека, от которого во многом зависит реализация других прав.

Наша школа – это маленькое государство, в котором все его граждане тоже живут по определённым правилам и законам. И записаны все эти правила в Уставе школы. Они очень тесно перекликаются с основными правами и обязанностями ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка.

Задание командам: изучите основные права и обязанности школьников. (Приложение В) Составьте и запишите три золотых правила школьной жизни, без которых была бы невозможной реализация права ребёнка на образование. Затем капитаны команд по очереди зачитывают составленные их командами правила, объясняют их, и, если команда соперников принимает предложенное правило, его фиксируют на доске в Кодексе жизни класса. Выигрывает команда, чьих правил записано больше. Если счёт равный, капитанам предлагается на скорость продолжить 3 предложения.

1. Нужно знать … (свои права)

2. Нужно уважать… (права других людей)

3. Нельзя забывать … (о своих обязанностях)

9. Крокодил в гостях у прав

Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи

Право свободно выражать свои взгляды и мнения

Право исповедовать любую религию

Право на доступ к информации

Право на достойный уровень жизни

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право на защиту от жестокого обращения

Право на защиту от экономической эксплуатации

Право на общение с обоими родителями

Право на сохранение своей индивидуальности

Право на жизнь, выживание и свободное развитие

4. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, наша игра подошла к концу. Поздравляем победителей игры. А команде проигравших пожелаем не терять веры в себя, вооружиться оптимизмом и волей к победе и всем нам достигать новых вершин.

Давайте вспомним и назовем права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

Заключительное слово учителя

Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Желаю вам удачи,хорошего настроения и позвольте закончить наше занятие таким стихотворением:

Ты – ребёнок, ты — человек, ты должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Ты имеешь право, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Ты имеешь право, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Ты имеешь право, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.

Ты имеешь право, чтобы в небе большом всегда тишина была.

Всем спасибо за внимание и участие!

1. Конвенция о правах ребёнка

2. Лопатина, А., Скребцова, М. Вершины мудрости.50 уроков о смысле жизни: для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2003. – 416 с.

3. Лопатина, А., Скребцова, М.Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых. 32 беседы по семейному воспитанию. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2005. – 160 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- познакомить с основным содержанием этого документа;

развивающие: - формировать умения и навыки учащихся понимать ситуации нарушения прав человека в современных жизненных ситуациях и соответствующим образом адекватно реагировать на них;

Оборудование: текст документа в выдержках, карточки с заданиями, тестовые задания, материалы из СМИ.

Постановка целей и задач урока.

Работа по теме урока.

Слово учителя. История принятия документа.

Людям из различных стран было сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 году была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран – участниц ООН. Эта комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН, к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц. В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.

С целью повысить его эффективность в 1966 году Генеральная Ассамблея приняла 2 дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Позже были подготовлены другие документы: Конвенция о правах ребёнка (1989г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.


- гражданские (личные) права – Статьи 1 – 17

- политические права – Статьи 18 – 21. Эти права касаются проблемы свободы и

физической безопасности человека;

- социальные, экономические и культурные права – Статьи 22 – 27.

- заключительные статьи - Статьи 28 – 30 - о пределах осуществления провозглашённых прав и основных свобод.

НИ ОДНА ИЗ ЭТИХ ГРУПП ПРАВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ ЗНАЧИМОЙ, ЧЕМ ДРУГАЯ, ИХ СОБЛЮДЕНИЕ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНО.

3. Словарь понятий и терминов: дискриминация, колониализм, личная неприкосновенность, геноцид, смертный приговор, смертная казнь, рабство, работорговля, принудительный труд, пытка, неприкосновенность личности, честь, репутация, неприкосновенность жилища, убежище, гражданство, личная собственность, свобода совести, социальное обеспечение, рабочий день, материнство.

Найдите случаи нарушения прав в сказках и литературных произведениях (задания на карточках для работы в парах):

Ключ: 1. Волк съел Красную Шапочку – нарушено право на жизнь, охотники убили Волка – самосуд.

2. Ограничение свободы малолетнего (мачеха не пускала на бал), использование принудительного труда в отношении малолетнего (Золушка убирала, варила, шила одежду и др.).

3. Покушение на убийство с особой жестокостью (Карабас собирался сжечь Буратино, мошенничество – Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели монетами Буратино.

4. Умышленное уничтожение чужого имущества – сожгли кожу лягушки.

5. Использование веществ, вызывающих мутацию – мальчик стал козлёночком.

6. Браконьерство – ловля рыбы, занесённой в Красную книгу (золотая рыбка).

8. Похищение человека – у Руслана украл Черномор жену, убийство друга спящего.

9. ограничение свободы и содержание в нечеловеческих условиях – в лампе.

10 . Кража чужого имущества – и у людей разбойники, и у разбойников – Али-Баба.

11. мошенничество – Карлсон выманил у Малыша варенье и съел его.

12. ограничение свободы – посадили в клетку человека и показывали его за деньги другим, лилипуты приковали Гулливера верёвками к земле.

13. Сеньор Помидор незаконно отбирал домики у овощей, садил в тюрьму незаконно без доказательств.

14. Похищение человека жуком, незаконное преследование человека – когда жаба догоняла Дюймовочку, принуждение выйти замуж за жабу.

5. Подведение итогов этого задания. Беседа.

Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

Что объединяет всех людей на Земле?

Почему право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу является одним из основных?

Каковы механизмы защиты прав человека?

6. Тестовые задания.

Права ребенка

195. Кому принадлежат слова о том, что счастье все­го мира не стоит одной слезы на щеке невинного младенца?

в) Ф. М. Достоевскому.

196. В каком году Генеральная Ассамблея ООН про­возгласила Декларацию прав ребенка?

197. В каком году Генеральная Ассамблея ООН при­няла Конвенцию о правах ребенка?

198. Закончите следующее утверждение: «Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том, что

*199. Что может обусловить неодинаковое использо­вание детьми своих прав?

а) национальная принадлежность;

б) состояние здоровья;

в) таких ограничений нет.

200. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?

б) среди своих друзей;

в) в школе на уроках;

г) во всех сферах жизни и деятельности.

*201. Как обеспечивает право детей на свободу ассо­циаций Конвенция о правах ребенка (ст. 15)?

а) под руководством родителей;

б) под руководством учителей;

в) в ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему жела­нию могут учитывать мнения взрослых.

202. Являются ли постоянные споры с учителем про­явлением свободы выражения мнений учащи­мися?

а) да, являются;

б) нет, не являются;

в) все зависит от страны, культуры, конкретно­
го законодательства.

*203. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации;

б) на государство;

в) на иностранных спонсоров.

*204. Закончите следующее утверждение: «Государ­ство должно защищать ребенка от экономиче­ской эксплуатации и работы, которая

*206. Закончите следующее утверждение: «Обраще­ние с детьми, причастными к нарушению уго­ловного законодательства, должно способство­вать развитию у них

Нарушения прав человека

208. Какая политическая система, как правило, ак­тивно практикует геноцид?

в) демократическая.

210. Как называется грубейшее нарушение прав че­ловека, которое является крайней формой расо­вой дискриминации?

а) апартеид;

212. Закончите следующее утверждение: «Малая часть народа, права которой нередко нарушаются в недемократических государствах, называется

213. В каких странах — бывших республиках СССР ущемляются права русскоязычного населения?

214. Какое из перечисленных наказаний является нарушением прав человека?

а) пожизненное заключение;

б) смертная казнь;

в) ссылка в районы с суровым климатом.

*215. Какой порядок фиксации прибывшего на но­вое местожительство соответствует принципам прав человека?

*216. Закончите следующее утверждение: «Внуше­ние большим группам людей определенной ин­формации, приведение их в нужное экстрасен­сам состояние называется

Защита прав человека

217. Какая международная организация играет ре­шающую роль в защите прав человека на между­народном уровне?

б) Организация Объединенных Наций (ООН);

218. Закончите следующее предложение: «Основ­ным, принимающим международные договоры по правам человека органом ООН является

219. В каком году была создана Комиссия по правам человека ООН?

220. В каком году в соответствии со статьей 28 Меж­дународного пакта о гражданских и политиче­ских правах был учрежден Комитет по правам человека?

221. Подписание какого документа обязывает госу­дарство признавать полномочия Комитета по правам человека принимать и рассматривать жа­лобы отдельных граждан, права которых оказа­лись грубо нарушены?

а) Факультативного протокола;

б) Международного пакта о гражданских и поли­тических правах;

в) Международного пакта об экономических, со­циальных и культурных правах.

а) Библиотека Дворца Наций;

б) Центр по правам человека;

в) Женевский университет.

223. Какая известная неправительственная органи­зация контролирует соблюдение прав человека в различных странах вне зависимости от поли­тической и государственной системы?

в) Союз жертв тоталитаризма.

224. Кто из перечисленных ученых олицетворял сво­ей общественной деятельностью, социальной позицией правозащитное движение в СССР?

*225. Какой характер имеет правозащитное движе­ние в России в настоящее время?

226. Закончите следующее утверждение: «Наиболее массовым и действенным средством защиты прав населения должны быть

227. Как называется должность человека, избранно­го Государственной Думой для сбора информа­ции о нарушениях прав человека и содействию тем, чьи права ущемлены?

Читайте также: