Почему казахстан провозглашает себя демократическим светским правовым и социальным государством

Обновлено: 02.07.2024


Народы мира сегодня находятся в поиске собственных моделей государственно-конфессиональных отношений. Многие из них сделали выбор в пользу принципа светской государственности в надежде, что именно она позволит с одной стороны интегрировать нацию, обеспечит возможность межкультурных коммуникаций, диалога представителей различных этносов и религий во имя общего дела, процветания, стабильности, а с другой стороны, сохранить самобытность этносов, культурных, религиозных общностей, составляющих единство нации.

Первостепенной задачей государственной политики в сфере религии на ближайшие годы является упрочение светских устоев государства, обеспечение прав граждан на свободу совести. Светскость является ключевым принципом современного правового демократического государства. В современных реалиях сосуществуют различные формы светских, атеистических и теократических государств. Но именно светские формы государства преобладают в современном мире и входят в число наиболее успешных и конкурентных стран.

Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в Конституции и законодательстве закрепила принципы, в соответствии с которыми строятся отношения государства и религиозных объединений, а именно: отделение религиозных объединений от государства, от государственной системы воспитания и образования, от армии и правоохранительных органов.

Приоритетное значение в условиях светского государства имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, поэтому религиозные объединения не являются акторами политической деятельности, не участвуют в государственном управлении и в формировании государственных органов.

Между тем в светском государстве религиозные объединения в рамках закона оказывают помощь государству и обществу в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности, удовлетворения духовных потребностей. С другой стороны, государство не вмешивается в деятельность объединений до тех пор, пока эта деятельность не противоречит законодательству, в противном случае государством принимаются меры принуждения. При этом важным является главное условие, присущее светскому государству, — деятельность религиозных объединений не должна быть направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.

В Республике Казахстан планомерно реализуется наиболее близкая к классической форма светского государственного устройства, которая не игнорирует роль религии и религиозных объединений в общественном развитии, но принципиально отстаивает разделение сфер государства и религии и невмешательство в дела друг друга. Насколько последовательно и эффективно будут реализованы принципы светскости в развитии государства, настолько своевременно Казахстан сможет ответить на современные вызовы и угрозы национальной безопасности.

Так, реализация принципа светскости в системе управления и государственной службы является необходимым условием функционирования правового государства и обеспечивает не только декларацию прав человека, но и создание реального механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, включая право на свободу вероисповедания.

Последовательное воплощение принципа светскости в правоохранительной и судебной деятельности, военной службе и службе специальных органов обеспечивает достижение безопасности и защиты целостности государства. Не допускается влияние религиозных идеологий, способных снизить боевую и оперативную готовность служб к возможным вызовам и угрозам национальной безопасности.

Продвижение принципа светскости в средствах массовой информации способствует недопущению религиозной розни и ксенофобии, искусственной пропаганды религиозности, и, в конечном счете, работает на профилактику религиозного экстремизма.

Без последовательной актуализации принципа светскости в системе здравоохранения невозможно социальное государство, которым является Республика Казахстан. Одной из задач социального государства является получение полноценного медицинского обслуживания гражданами страны, независимо от их пола, расы, этнической принадлежности, языка, социального происхождения и вероисповедания.

Светское устройство Казахстана создает равные условия для развития всех культур этносов и конфессий на территории государства. Казахстанская модель межэтнических отношений сформировалась и продолжает развиваться на основе гражданской, культурной и национальной идентичности казахстанского народа.

Без полноценной реализации принципов светскости невозможно сохранение института семьи и ее традиционных морально-нравственных ценностей в обществе. Семья — универсальный социальный институт воспитания новых поколений в рамках сложившихся систем нравственности и норм поведения в обществе, минимизации влияния деструктивных идей, отрицающих родственные отношения, пренебрегающие правами и обязанностями супругов, родителей и детей.

Казахстан, провозглашая себя светским государством, не самоустраняется от создания гарантий осуществления свободы совести. Конституционное и законодательное регулирование реализации данного права гражданами Республики Казахстан соответствует общепринятым международно-правовым нормам в области свободы совести и вероисповедания.

Развитие Казахстана в настоящее время сопровождается сложными процессами в духовной жизни общества, ростом религиозных объединений как традиционно исповедуемых религий, так и новых религиозных течений. В связи с этим государство должно, в первую очередь, обеспечить исполнение религиозного законодательства, и в то же время необходимо изучение тенденций развития религиозных направлений и всесторонняя работа по нейтрализации деструктивных проявлений в религиозной среде.

Читайте также: