Почему категории методики разделяются на три группы методологические процессуальные и сущностные

Обновлено: 30.06.2024

Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.

Метод всегда имеет структуру, адекватно которой выполняются действия, поэтому именно он является инструментальным генезисом появления технологии (тренинг, модерация, игра, диалог и т.д.). Важно понимать структуру метода, которая задает логику отбора и порядка действий, определяет форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой технологии для целей обучения, общения, развития и т.д.

Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности. Она описывается без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели. Появлением новой методики чаще всего является опыт. Зачастую методическое описание принимается на веру, на основании авторитета создателей, без научного обоснования.

Технология– форма реализации методики. На основе одной технологии могут быть построены разные методики. Технология самостоятельна. Технология - система действий; - алгоритм действий; - набор приемов; - конструирование и оценка образовательных процессов; - главное – запланированный результат; - возможность воспроизводить (тиражировать); - возможность коррекции.

Метод, методика и технология обладают свойствами системности. Вопрос о соотношении метода, методики и технологии в настоящее время дискуссионный.

Требования к педагогических технологиям (критерии технологичности).

Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:- цели обучения должны быть диагностично поставлены, то есть они должны формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся; - должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие процедуры;- обучающий цикл должен быть воспроизводим любым учителем;- технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную диагностику учебных достижений обучающихся.Педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:Концептуальностьпедагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:- логикой процесса;- взаимосвязью его частей, целостностью.Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Уровни применения педагогических технологий.

- Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризуется как целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В данном случае в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения.

- Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней полностью перекрывается понятиями методик обучения; разница между ними лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компонента; в методиках - целевая, количественная и расчетная компонента.


28. Структурные компоненты педагогических технологий.

1. концептуальная основа - опора на определенную научную концепцию, систему идей, которые служат теоретическим обоснованием данной технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологи способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования);

2. содержательная часть обучения - включает цели и задачи учебно-воспитательного процесса, а также краткое содержание учебного материала (цели обучения - общие и конкретные объем и характер содержания учебного материала; ориентация на личностные структуры (ЗУН);

3. процессуальный компонент - сам технологический процесс, его ход, организация: методы, формы, средства деятельности педагога и деятельности учащихся; контроль и руководство познавательной деятельностью учащихся;

4. контрольно-оценочный- оценка качества учебного процесса, деятельности педагога и учащихся, диагностика полученных результатов, их соотнесение с выдвинутой целью и задачами.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Методология – это учение о методах исследования, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии сложное и различными учеными практикуется неодинаково. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является понимание методологии как учения о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируются исследования и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования.

Выделяют три уровня в методологии научного познания:

· Философский – познавательная деятельность человека по отношению к объективному миру формирует мировоззрение ученого. Общенаучные понятия этого уровня методологии – объективность мира, материалистическая диалектика;

· Структурный – объект исследования рассматривается как набор элементов, которые удобны для познания. Элементы объекта составляют предмет исследования. На этом уровне разрабатываются язык науки, общие методы исследования, устанавливаются условия и критерии научности;

· · технический – разрабатываются стандарты, типовые методики, руководящие материалы, рабочие инструкции, регламентирующие исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки, выбираются образцы, эталоны измерения, система единиц физических величин и их размерность [9].

Согласно современной методологии развитие научного познания идет в такой последовательности: парадигма – парадокс – новая парадигма.Парадигма – система научных взглядов, идей, научных достижений в той или иной области науки, в соответствии с которыми происходит их развитие. Парадокс – противоречие, которое возникает в теории при соблюдении в ней принятой правильности рассуждений. Он возникает в связи с новыми научными фактами, экспериментальными результатами. Появление парадокса вызывает кризис парадигмы, а переход к другой парадигме носит характер революционного скачка в научном мировоззрении.

Под методологиейпонимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека. Соответственно выделяют два уровня методологии: уровень науки и уровень практической деятельности.

Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину):

· Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

· Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).

· Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.

· Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Подход - это совокупность приемов и средств решения какой-либо теоретической или практической задачи с позиций определенных взглядов на ее сущность. Например:

· Диалектический подход к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;

• системный подход обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей);

· Личностный подход требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;

• вероятностный подход к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;

· номотетический подход направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;

· Идеографический подход, наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека.

Принцип - это основное начало, на котором строится психологическое знание. Основные методологические принципы психологического знания в более или менее завершенной форме были сформулированы в 30-е годы прошлого столетия.

Принцип детерминизма (причинности, или каузальности). Все явления материалистического мира генетически связаны между собой причинно-следственными отношениями: все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины. Принцип сформулирован С. Л. Рубинштейном в 50-е годы прошлого столетия для психических явлений. Причинно-следственная связь необратима (например, если труд стал причиной превращения обезьяны в человека, то эта причина не создаст обратного процесса превращения человека в обезьяну).

Принцип развития. Психика как высокодинамичный объект может изучаться только лишь в развитии. Психическое развитие включает в себя как количественные, так и качественные изменения. Движущей силой развития является взаимодействие психических структур. В рамках данного принципа рассматривается эволюционный процесс, предполагающий постепенное накопление изменений в психических структурах через создание многообразия, отбор новых качеств и их адаптацию к условиям.

Принцип целостности утверждает свойство сохранности идентичности психических объектов при изменении их частных характеристик в некоторых пределах. В соответствии с этим принципом можно говорить, например, о том, что личность сохраняет свою идентичность в процессе онтогенеза. По отношению к этому принципу взгляды менялись во всем их возможном диапазоне (от элементаризма до холизма):

• элементаризм (атомизм): целое есть простой набор частей, не связанных между собой;

• редукционизм: явления одной природы (например, психической) можно сводить к явлениям другой природы (например, биофизической) без потери сущности;

Наблюдение и его виды.

Наблюдение — преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

Наблюдение включенное — наблюдение, в ходе которого исследователь является непосредственным участником того процесса, который изучается, и фиксирует его как бы изнутри.

Наблюдение свободное — наблюдение, не имеющее заранее установленной программы, однако предполагает наличие замысла и системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации и получения более конкретных знаний об объекте исследования.

Наблюдение скрытое — наблюдение, при котором человек или группа людей не знают и не подозревают о том, что за ними наблюдают. Применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый узнает, что за ним наблюдают.

Наблюдение стандартизированное — последовательное и целенаправленное наблюдение, проводимое строго в соответствии с намеченной программой.

Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Житейское наблюдение-регистрация фактов, носит случайный и неорганизованный характер. В результате формируется житейский опыт.

Роль наблюдателя может быть следующей: скрытой- При этом другим участникам группы неизвестно о деятельности наблюдателя. Известной- Деятельность наблюдателя будет явной.

Виды и способы наблюдения. Естественное (в группе, на площадке) и лабораторное; случайное, целенаправленное. Прямое и косвенное; непосредственное (сам) и опосредованное (каера).

Наблюдение систематическое. В этом случае исследователь составляет подробный определенный структурированный план. Наблюдатель отмечает условия окружающей среды, записывает особенности поведения изучаемых объектов. После проведения эксперимента наблюдатель может сделать определенные выводы и зарегистрировать выявленные особенности поведения, а также классифицировать полученные условия внешнего мира.

Нельзя не упомянуть о несистематическом наблюдении. При данном виде наблюдения человек организовывает общую картину поведения исследуемого объекта или группы объектов в специальных определенных условиях. Как правило, у наблюдателя отсутствует цель зафиксировать и строго описывать происходящие явления. Оно проводится в результате исследования в естественных условиях.

Методология исследования – это организация деятельности исследователя, которая состоит из определения предмета и цели исследования, выбора методов и средств, направленных на получение результата.

Для того чтобы соотнести методологию и методику исследований, необходимо обратиться к определению понятий. В основе всего лежит метод, под методом понимают способ достижения определённой цели, которая необходима для решения задач. С. Л. Рубинштейн говорил, что метод — это способ познания, с помощью которого можно познать предмет науки.

Методика

Методика – это совокупность методов и приемов обучения или освоения чего-то либо методов целесообразного проведения работы.

Воплощением метода является любой выработанный способ организации взаимодействия объекта и субъекта исследования на базе определенной процедуры.

Методика, так или иначе, затрагивает все этапы исследования, начиная с наблюдения и сбора материала и заканчивая интерпретацией результатов изученного явления. Важно понимать, что даже самый лучший метод может не дать необходимых результатов без правильной методики.

Методология

Методология – это учение о методе познания или его совокупности, применяемой в какой-либо науке.

Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

  1. Методология – способы и приемы, применяемые в какой-либо сфере.
  2. Методология – учения о этой системе, теория метода в действии.

Готовые работы на аналогичную тему

Методология создана, чтобы научить исследователя получать наиболее истинный результат, исследовать внутренние механизмы, логику и организацию знания, учит выявлять законы научного знания.

С помощью методологии можно понять то, как именно надо использовать полученные знания и как с их помощью можно добыть новые. Чем сложнее процессы и явления научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее и продуктивнее идёт развитие методологии.

Три уровня методологии

В настоящее время принято различать три связанных между собой уровня методологии – общенаучную, частную и философскую. Самым высоким и самым общим уровнем является философская методология, которая главным образом опирается на принципы и законы диалектики, которые развивали Платон, И. Кант, Г. Гегель и др.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения процессов и явлений разными научными дисциплинами. К общенаучным способам исследования относят – эксперимент, наблюдение.

В свою очередь частная методология включает методы конкретных наук, например, математические, они же соотносятся с общенаучной и философской методологиями и могут заимствоваться другими науками.

Взаимосвязи методики и методологии

Есть ли взаимосвязи у методологии и методики? Рассмотрим, что из себя представляет методология и методика социологического исследования.

Методология социологического исследования – это методы, использующиеся при проведении различных социологических исследований или опросов.

Методология исследования направлена на изучение выборки отдельных единиц населения, связанные с ними методы сбора информации. Методология социологического исследования состоит из процедур и инструментов, ставящие вопросы, на которые можно получить ответ или которые могут остаться без ответа.

Социологическая методология как область социологического знания сформировалась в XX веке, а направления в ней появились только ближе к середине века, они отличались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходам, которые в таких исследованиях применяли, по методам, которые стали предметом самой социологической методологии.

Адаптация самых общих положений и принципов, которые представляют собой основу социологии к особенностям изучаемых процессов или явлений, нашла свое отражение в методике социологических исследований.

Методика социологического исследования – это совокупность операций, процедур формирования социальных фактов, их обработка и анализ.

Методика исследований представляет собой совокупность приемов, навыков и умений, направленных на организацию и проведение исследования, к примеру, составление анкет.

Методологический раздел программы социологического исследования содержит следующие элементы – проблемная ситуация, объект, предмет, цели задачи исследования, интерпретацию основных понятий, выдвигается гипотеза, Определение выборочной совокупности, которая обследуется, генеральная совокупность и выборка.

Выводы

Многие начинающие исследователи, в особенности студенты не различают методику и методологию и считают, что это одно и тоже, в итоге сталкиваются с трудностями при постановке проблемы научного исследования, собирая в кучу и методы и методику, и методологию, несмотря на то, что методика и методология имеют тесные связи, они все же представляют собой не одно и то же.

Таким образом, методология, метод и методика это очень тесно связанные между собой и взаимодополняющие друг друга понятия. В каждом конкретном случае выбор определенного методологического принципа, зависит только от исследователя, а также от целей и задач самого исследования.

Методам обучения посвящено множество практических и теоретических исследований как общей, так и более узкой направленности преподавания. Актуальность методов обучения до сих пор не угасла, и повсеместно принимаются всевозможные меры по созданию системы методов обучения, разработке подходов их применения.

Трактовки понятия методов определения

В современной педагогической системе принято выделять три основные группы методов:

  • Обучения.
  • Воспитания.
  • Педагогических исследований.

Исторически обусловлена продолжительность развития и формирования методов обучения. В древность методика преподавания была основана на принципе подражания. Исходя из данных основ, сформировались такие методы как образность и многократное повторение. С момента организации первых учебных заведений получило распространение применение словесных методов обучения. Устное слово продолжительный период было основным способом преподавания, только спустя некоторое время появилось слово печатное. Печатную и устную информацию ученики запоминали и механически воспроизводили. В средние века широко распространился догматический метод преподавания. В эпоху Возрождения педагоги-гуманисты пропагандировали личностное развитие, основанное на активности и осознанном усвоении знаний. Известный педагог Я. А. Коменский выделил ряд закономерностей, чем развил теорию методов обучения:

  • Учение должно реализовываться соответственно возможностям и возрасту учеников.
  • Обучение следует реализовывать от простого к сложному, от частного к общему.
  • Необходимо сочетать словесные методы преподавания с принципом наглядности.

В педагогике имеют место такие направления, которые не считают необходимостью проводить исследования методов и организационных форм обучения. К таким преподавательским институтам можно отнести последователей геттингенской школы.

Исследование организации процесса обучения на протяжение всего исторического развития человечества позволило выявить, что выбор методов и форм обучения имеет прямую зависимость от цели, поставленной перед образовательным процессом.

Само определение метода, как педагогическая категория, характеризуется посредство изменения четырех компонентов:

  • Метод как деятельность субъекта.
  • Как деятельность объекта педагогического воздействия.
  • В зависимости от целей конкретной деятельности.
  • Характеризующий структуру и форму предмета их совместной деятельности.

На основе сказанного можно сделать вывод, что метод – это средство управления процессом формирования отдельной личности или группы, через создание определенной формы и структуры предмета, их совместной деятельности в соответствии с поставленными целями.

Методы обучения также определяются как способы управления знанием учеников для решения дидактических задач.

Современное образование ставит приоритетом развитие умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в неисчерпаемом потоке научной информации. Формирование в процессе обучения субъект-субъектных отношений отражается и в определении методов обучения.

В Российской педагогической энциклопедии метод обучения определяется как система последовательных взаимосвязанных действий педагога и ученика, ведущих к усвоению содержания образования.

Еще один педагогический деятель И. П. Подласый обозначил метод обучения как упорядоченную деятельность педагога и учащегося, направленную на достижение определенной цели. И. Ф. Харламов относит методы обучения к способам обучающей практики педагога и организации управления познавательной деятельность учеников по решению дидактических задач, итоговой целью которых является полноценное овладение изучаемым материалом.

Классификации методов обучения

Структурно метод обучения представляет собой упорядоченную совокупность приемов, где прием – это элемент, звено, базовый акт педагогического процесса.

Сегодня подходы к классификации методов обучения разнообразны и каждый автор, при группировке методов, применяет различные признаки.

Классификация в традиционном понимании определяет основным критерием источник информации. На основе этого выделено три основные группы:

  • Словесные методы, в которые входит рассказ, беседа, лекция, работа с учебной литературой.
  • Наглядные. Это показ, демонстрация образцов и схематических примеров.
  • Практические. Они подразумевают выполнение упражнений, решение задач.

М. А. Данилов и Б. П. Есипов предложили классификацию методов обучения, по их назначению, а в качестве критерия ученые использовали последовательность этапов обучения. Такой подход позволил выделить поэтапную классификацию:

  • Приобретение знаний.
  • Формирование умений и навыков.
  • Применение знаний.
  • Творческая деятельность.
  • Закрепление знаний, умений, навыков.
  • Проверка достигнутого результата.

Г.И. Щукин и И. Т. Огородников использовали классификацию по дидактическим целям, что позволило им выделить следующие группы:

  • Методы, способствующие первичному усвоению материала.
  • Методы для закрепления и оттачивания приобретенных знаний.

Наиболее популярна в последние годы классификация Ю. К. Бабанского, согласно которой выделяют три основные группы методов:

Методы организации и осуществления обучения

  • Словесные, наглядные, практические.
  • Индуктивные, дедуктивные.
  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  • Самостоятельная работа и работа под руководством педагога.

Методы стимулирования и мотивации обучения

  • Интерес к обучению.
  • Долг и ответственность в познании.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности

  • Устный.
  • Письменный.
  • Лабораторно-практический.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выявил классификацию по характеру уровня самостоятельности и творчества деятельности учеников. Ученые выделили пять методов обучения с повышением степени активности и самостоятельности учащихся. Классификация удобно представлена в форме таблицы:

Классификации методов обучения

Различные подходы к классификации методов воспитания обладают своими достоинствами и недостатками, а все методы обучения взаимодополняемы и актуальны каждый в своем направлении. Если рассуждать о применении конкретного метода, можно определить, что в данной ситуации он имеет наибольшую актуальность.

В процессе реального преподавания не столь важно отнесение методов к конкретной группе, сколько знание их дидактической сущности и условий эффективного применения.

Читайте также: