Почему из французского уголовного кодекса 1791 года были исключены религиозные преступления

Обновлено: 30.06.2024

Уголовный Кодекс Франции 1810 года был принят в наполеоновской Франции. Он являлся своеобразным эталоном унификации и систематизации норм уголовного права и оказал большое влияние на буржуазное уголовное право всей Европы.
В рамках дисциплины истории государства и права зарубежных стран изучение данного правового документа не теряет актуальности, так как позволяет оценить в целом развитие буржуазного уголовного права периода нового времени.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
1.Разработка Французского Уголовного кодекса 1810 года………2
2.Структура Французского Уголовного кодекса1810 года………..5
3.Изменения во Французском Уголовном кодексе 1810 года……. 8
Заключение…………………………………………………………….9
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

Введение………………………………………………………… …….2

1.Разработка Французского Уголовного кодекса 1810 года………2

2.Структура Французского Уголовного кодекса1810 года………..5

3.Изменения во Французском Уголовном кодексе 1810 года……. 8

Заключение…………………………………………………… ……….9

Уголовный Кодекс Франции 1810 года был принят в наполеоновской Франции. Он являлся своеобразным эталоном унификации и систематизации норм уголовного права и оказал большое влияние на буржуазное уголовное право всей Европы.

В рамках дисциплины истории государства и права зарубежных стран изучение данного правового документа не теряет актуальности, так как позволяет оценить в целом развитие буржуазного уголовного права периода нового времени.

1.Разработка Французского Уголовного кодекса 1810 года

На многих наказах лежит печать просветительной философии. Одним из первых Монтескье настаивал на том, что закон обязан карать только внешние действия, признанные преступными, но не мысли, не намерения.

Он же восстает против убеждения, будто жестокость наказания является необходимой: тогда наилучшими должны быть признаны самые жестокие законы.

Следом за Монтескье Ч. Беккариа будет отстаивать гуманизацию наказаний, ограничение судей абсолютно определенными санкциями т. д.

В этих статьях Декларации нашли выражение принципы законности, равенства всех перед уголовным законом, пропорциональность наказаний и преступлений, недопустимость обратного действия закона.

Первый проект уголовного кодекса, принятый в 1791г., осуществлял новую уголовно-правовую программу и может быть определен как первый уголовный кодекс буржуазии. В этот период буржуазия была заинтересована в сохранении завоеваний революции, и поэтому наиболее последовательно пыталась реализовать принципы Декларации.

Буржуазно-демократический характер уголовного кодекса 1791 года противоречил интересам политического режима, сложившегося при Наполеоне. В 1808 году назначается комиссия по кодификации уголовных законов во главе с Тарже. В 1810 году УК Франции был утвержден.

Классический (для буржуазного права) характер кодекса был очень заметен в формулировании общих принципов уголовного права, в определении признаков преступного деяния и многом другом.

Но в том, что касалось наказаний, кодекс 1810 года заимствует у прошлого времени много такого, что свидетельствовало о жестокости, мстительности и неразборчивости режима.

Отказ от учёта смягчающих вину обстоятельств был данью средневековому праву с его пренебрежением субъективной стороной преступления (оценивался главным образом объективный вред; мотивы преступления мало интересовали), но ещё больше — использованием традиции в интересах усиления наказаний.

При помощи уголовного права буржуазия стремилась укрепить только те результаты революции, в которых была заинтересована. Поэтому Кодекс 1810г. сделал шаг назад по сравнению с кодексом 1791г. Тем не менее, Кодекс 1810г. заслуживает названия классического кодекса буржуазии. Кодекс с изменениями и дополнениями действует во Франции до настоящего времени, и послужил образцом для многих буржуазных стран.

Кодекс начинается с предварительных положений, в которых преступные деяния подразделяются на виды, причем в основу деления положен характер наказания: преступное деяние, которое законы карают полицейскими наказаниями, является нарушением; преступное деяние, которое законы карают исправительными наказаниями, являются проступком; преступное деяние, которое законы карают мучительными или позорящими наказаниями, является преступлением (ст. 1).

Таким образом, Кодекс устанавливает традиционную трехчленную классификацию преступных действий:

1) преступления — наиболее тяжкие преступные деяния,

3) полицейские нарушения.

2.Структура Французского Уголовного кодекса1810 года

Из четырех книг Кодекса первые две вместе с предварительными положениями можно назвать общей частью кодекса, так как они посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Третья и четвертая книги составляют особенную часть: в них содержится перечень преступных деяний.

Первая книга Кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы пожизненные и срочные, депортация (высылка за пределы империи), смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение. К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, гражданская деградация (лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности). Такие меры, как клеймение, выставление у позорного столба, Кодекс заимствовал из феодального уголовного права, что обусловило его архаичность в области наказаний. Среди исправительных наказаний Кодекс называет тюремное заключение на срок в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

Таким образом, можно сказать, что Кодекс предусматривает значительное количество довольно суровых наказаний, испытывая в этом плане влияние старого феодального права.

Публичное осуществление жестоких наказаний свидетельствует о том, что основной целью наказания по-прежнему остается устрашение.

Вторая книга Кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности (безумие и принуждение к совершению преступлений силой).

Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, нежели к лицам, достигшим этого возраста. Мера ответственности определялась в соответствии с тем, действовал ли подсудимый с разумением или нет.

Следует отметить, что многие вопросы уголовного права еще не были разработаны; так, в общей части Кодекса не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.

Третья книга Кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на два вида: публичные и частные. К публичным правонарушениям относились действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия. Среди публичных преступлений Кодекс в отличие от феодального права не называет религиозные.

Четыре статьи были посвящены особе императора и карали за посягательство против личности императора и членов его семьи, за посягательство, целью которого было ниспровержение или изменение образа правления или изменение порядка престолонаследия.

Правонарушения, направленные против частных лиц, имели объектом посягательства либо личность, либо собственность. Более половины статей посвящено охране собственности. В Кодексе подробно описываются различные виды кражи, устанавливаются за них суровые наказания. Характерно, что к преступлениям против собственности Кодекс относит стачки рабочих, т.е. временное прекращение или недопущение работы в какой-либо мастерской.

Таким образом, Уголовный кодекс так же, как и гражданский, проникнут духом собственности. Если Гражданский кодекс утверждает право собственности, то Уголовный обеспечивает ее максимальную охрану.

Четвертая книга Кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям.

Полицейскими наказаниями являются: тюремное заключение, денежный штраф и конфискация определенных предметов, на которые наложен арест.

Полицейские трибуналы могут в определенных законом случаях постановить о конфискации предметов, на которые наложен арест при совершении нарушения, либо предметов, полученных в результате совершения нарушения, либо материалов или инструментов, служивших или предназначенных для его совершения.

3.Изменения во Французском Уголовном кодексе 1810 года

Как и Гражданский кодекс, Уголовный изложен ясным, четким языком, что является его несомненным достоинством.

В последующие годы Уголовный кодекс подвергся изменениям. Первые новшества коснулись наиболее ярких пережитков феодального права.

Существенные изменения были внесены в УК 1810 года только после революции 1830 года. Так, в 1832 г. были отменены статьи о клеймении и выставлении у позорного столба. Однако статья о публичном исполнении приговора о смертной казни сохранялась в силе до 1939 г. В 1854 г. было отменено положение о гражданской смерти. В 1912 г. был установлен минимальный возраст уголовной ответственности — 13 лет.

Уголовное право развивалось путем новеллизации непосредственно Кодекса, а также принятия ряда новых законов, действующих параллельно с Кодексом.

Комитет для реформирования уголовной юстиции Учредительного собрания был создан в сентябре 1789 г. В него вошли 7 видных правоведов ( Type , Тарже, Тронше и др.). Главную роль в выработке принципов реформирования уголовной юстиции (последовавшего по декретам 8 октября – 3 ноября 1789 г.) и уголовного затем свода законов о преступлениях и наказаниях сыграл граф М. Л. Лепелетье. Согласно новой концепции уголовного права, общегосударственные законы должны охватить только общие принципы оценки преступлений и наиболее значительные их виды. Остальное было отдано в сферу т. н. исправительной полиции и исправительных наказаний местного уровня. Такие кодексы, связанные с организацией местного самоуправления, были приняты в 1791 г. (Кодекс сельских коммун, кодекс муниципальных и исправительных наказаний). 25 сентября 1791 г. был принят и новый общий уголовный кодекс, ставший первым целостным кодификационным актом революции.

Уголовный кодекс 1791 г . состоял из двух частей: 1) о судебных приговорах, 2) о преступлениях и наказаниях. Первая посвящалась в основном судебному процессу. Во второй характеризовались главные преступления. Такая структура была в значительной степени исторической для Франции.

Все преступления по-новому делились на направленные (А) против публичных интересов и (Б) против частных лиц. Наряду с наиболее опасными традиционными преступлениями против личности и против имущества в кодексе впервые появились новые виды: 1) преступления против внешней безопасности – поддержка иностранных держав, шпионаж, разжигание войны; 2) против внутренней безопасности – заговор и т. п.; 3) против конституции – прежде всего нарушения прав избирательных собраний и т. д.; 4) против законов и авторитета власти; 5) должностные преступления. Система наказаний была либерализирована, выведены из обихода особо жестокие по форме наказания, но в целом оставалась достаточно жесткой. Так, смертная казнь полагалась за 48 конкретных видов преступлений (вместо 115 до Революции). Единственным способом ее осуществления была признана гильотина (с 1792 г.). Всего кодекс предусматривал 8 видов наказаний: смертная казнь, содержание в кандалах, содержание в смирительном доме, стеснение свободы, простое заточение в тюрьме, депортация из страны, уменьшение прав, наложение ошейника; последние два считались бесчестящими и налагались в процессе выставления у позорного столба. В первые годы революции сохранялось клеймение преступника как дополнительное наказание, но декретами 27 сентября – 30 декабря 1791 г. оно было отменено. Санкции были весьма значительны. За большинство видов предумышленных убийств полагалась смертная казнь, за непредумышленные – до 20 лет кандалов. При стечении всех отягчающих обстоятельств наказание за грабеж, например, могло достигать 24 лет заточения. В оценке преступлений сохранялся в значительной степени подход старого права: главное заключалось в обнаружении злого умысла , а не в объективных последствиях деяния (что также было и в традициях школы римского права). Например, в случае кражи никакого значения не имела стоимость похищенного. От ответственности освобождались несовершеннолетние (в возрасте до 16-20 лет): они передавались для наказания родителям либо в исправительный дом.

Кодекс установил своеобразный институт общественной реабилитации после отбытия наказания: восстановить все права свои можно было не ранее 10 лет после истечения срока наказания, при условии двухлетней оседлости, и подтверждалась особым сертификатом от муниципалитета.

Упорядочение уголовного права было сделано только с восстановлением республиканской конституции. Новый кодекс 1795 г. в основном повторял систематизацию и наказания кодекса 1791 г., но по большей части был посвящен судебному процессу.

Французская революция XVIII в. получила благодаря своей политической значительности и особенностям времени общеевропейское , а с тем и всемирное значение. Политические события, конституционные и правовые формы, выработанные, отвергнутые и снова выработанные во внутринациональной борьбе, распространили свое влияние на политическую жизнь, а затем и государственный строй многих европейских народов. Для некоторых стали прямым фактором модернизации государственного и правового уклада. В еще большей степени это относится к влиянию политической и правовой идеологии Революции, корнями связанной с общеевропейской философией Просвещения XVIII в.

Французская революция XVIII в. положила начало конституционализму в современном понимании (как выражению принципов народовластия, демократии, гражданской свободы и правового равенства). Вместе с тем утвердившийся конституционализм благодаря особенностям революционного движения, значительности влияния леворадикальных политических доктрин изначально получил деформированный вид.

В ходе Революции возобладала идея о том, что Конституция правит в государстве, что нет свободы без и вне конституции, как и без разделения властей и гарантий политических прав в законе. Исторически это было не более чем абсолютизацией отдельного правового опыта. Во всяком случае это подвело политическую мысль и государственное строительство к подмене Права непременно писаным Законом. Чисто ситуативный политический итог (что Конституция – как бы основа право-государственной пирамиды) оформился чуть ли не в главный принцип всего реформирования Государства.

Абсолютизация политической воли народа привела к тому, что в ходе конституционных преобразований революции национальный суверенитет был неоднократно подменен парламентским (начало чему положила еще Английская революция XVII в.). Как оказалось, это не только не стало оплотом гражданской свободы, но и привело к ее ущемлению, а затем и формированию неприкрытой диктатуры под лозунгами утопических преобразований. Это было тем большим отказом от ранней идеологии Просвещения, чем явственнее в революционной традиции обозначался отказ от признания конституционного значения за юридической властью. Столь важные для революционного переустройства права гражданина вне этой власти оказались практически бесполезными в рамках чисто конституционного закона.

Понятие и объем религиозных преступлений определяется, с одной стороны, отношением государства к свободе вероисповедания (совести), а с другой - взглядом на объект посягательства. С конца XVIII в. постепенно устанавливается терпимость государственной власти к религиозному меньшинству страны, а затем в XIX в. признается свобода вероисповедания (совести) граждан, не посягающая на общественный порядок.

С конца XVIII в. постепенно устанавливается терпимость государственной власти к религиозному меньшинству страны, а затем, в XIX веке признается свобода вероисповедания граждан, не посягающая на общественный порядок. Эта свобода вероисповедания слагалась: 1) из права каждого на свободный выбор религии и права на свободное выражение и пропаганду своих религиозных убеждений; 2) из права свободного богослужения, то есть отправления религиозного культа по его ритуалам; 3) из права свободного образования и деятельности религиозных обществ, то есть признавалась свобода возникновения этих обществ без предварительного разрешения государства, а также самостоятельности в установлении религиозных догм, культа, иерархии и дисциплины. Принадлежность к тому или другому вероисповеданию не имеет влияния на пользование гражданскими и политическими правами, но под тем условием, что религиозные догматы не могут быть поводом к уничтожению обязанностей перед государством - воинской службы, уплаты налогов и т. д.

Постепенно объектом религиозного преступления были признаны не только права отдельных лиц или церковных общин на религиозную свободу, но и сама религия, как основа всякого общежития.

Параллельно с эволюционным признанием государством свободы вероисповедания изменялся и взгляд на объект религиозных преступлений. В период государственных, устрашающих наказаний, объектом религиозных преступлений признавались Бог, ангелы, святые, дьявол, а также религиозные верования, обряды и предметы культа. Под влиянием этих представлений были созданы тяжкие преступления против религии, караемые смертной казнью: богохульство или оскорбление божественного величия, колдовство, ересь, осквернение святыни.

В XIX в. приобрела господство третья теория, которая на место идеи нарушения прав третьих лиц, религиозных обществ, поставила идею нарушения прав всего общества. Религиозные преступления из группы преступлений против частных лиц стали признаваться преступлениями против общества. Согласно этой теории, нашедшей себе впервые выражение в австрийском уголовном кодексе 1787 г., религиозные преступления посягают не только на права религиозных обществ, оскорбляемых в своих религиозных чувствах, но и на религиозные основы человеческого общежития. Поэтому объектом религиозного преступления здесь являются не только права отдельных лиц или церковных общин на религиозную свободу, но и сама религия, как основа всякого общежития. Общество нуждается в религии, потому что оно нуждается в морали. а мораль получает санкцию только от религии. Религия как одна из основ общежития может охраняться государством независимо от нарушения прав третьих лиц.

При господстве теории религиозных преступлений, как посягательств на религиозные основы общежития, при признании свободы вероисповедания, произошло значительное сокращение прежнего обширного числа религиозных преступлений. Из группы религиозных преступлений были исключены непубличное богохульство, колдовство, ересь, неисполнение обрядов религии. Объём религиозных преступлений стал довольно ограниченным. Французский уголовный кодекс 1810 г. не знал преступлений против религии как самостоятельной группы посягательств, а поместил их в отделе посягательств против публичной власти (ст. 260-264). Германский уголовный кодекс 1871 г. сохранил религиозные проступки в качестве самостоятельной группы, но с ограничением их числа всего в трёх параграфах (§ 166-168). Религиозные преступления были сведены к четырём правонарушениям:

1. Публичное богохульство есть публичное поношение Бога посредством выражающих презрение к нему слов, символических действий или изображений (§ 166 Германского кодекса). Под именем Бога понимали уже не те представления о нём, которые были выработаны отдельными христианскими вероисповеданиями (католичеством, протестантизмом и православием), а общее о нём представление, лежащее в природе монотеизма (единобожия). Публичность богохульства означало такую его обстановку, при которой существовала возможность восприятия его многими третьими лицами. При этом лёгкие насмешки, остроты, пародии, произнесённые без злого умысла, к богохульству не относились.

2. Оскорбление религиозных обществ посредством публичного поношения их самих, как таковых (например, поношение Священного писания), или же их доктрин, предметов почитания, учреждений и обрядов (например, поношение богослужения, монашества, почитания святых, церковной одежды, молитвы), а также посредством осквернения мест религиозных собраний (например, повреждение и истребление предметов богослужения) же мест погребения (кладбищ, крематориев).

3. Нарушение богослужения в форме воспрепятствования кому-либо отправлять богослужебные действия путём насилия, угроз, возбуждения шума или беспорядка в церкви и ином предназначенном для религиозных собраний месте (§ 167 ГУК, ст. 260-263 ФУК).

В Германии охрана обеспечивалась не всем религиям и религиозным обществам, а только признанным государством.

4. Осквернение трупов и гробниц (§ 168 ГУК).

Преступления против нравственности

В период государственных, устрашающих наказаний под влиянием церкви законодательство чрезмерно сурово карало преступления против нравственности. С конца XVIII в. был признано, что безнравственные действия не могут быть причислены к преступлениям, если они не нарушают права отдельных лиц или общества в целом. Поэтому перестали быть уголовно наказуемыми самоосквернение (онанизм), простое любодеяние, то есть добровольное внебрачное совокупление лиц, не состоящих в браке и родстве, если они совершены не публично и не вызывают соблазна для других. Возбуждение общественного соблазна путём любострастного действия (например, публичное совокупление супругов) облагалось наказанием (ст. 330 ФУК, § 183 ГУК). Законодатель наказывал распространение непотребных сочинений, рисунков изображений, направленных на возбуждение полового инстинкта и грубо нарушающих требования нравственности (§ 184 ГУК).

Из разряда тяжких преступлений против нравственности, наказываемых смертной казнью, были исключены мужеложство и скотоложство, кровосмешение, многобрачие, прелюбодеяние, сводничество. Изнасилование и растление малолетних рассматривались как тяжкие преступления, наказываемые длительным тюремным заключением или смертной казнью при отягчающих обстоятельствах (например, если изнасилование повлекло смерть потерпевшей).

Ненасильственное, добровольное по взаимному согласию педерастов, непубличное в частной обстановке мужеложство по французскому кодексу 1810 г. было признано ненаказуемым.

По Французскому кодексу мужеложство наказывалось, если оно было совершено с насилием или публично как публичное бесстыдство (ст. 330). При этом не различался возраст жертвы, так что если оно было совершено над ребёнком, не оказавшим сопротивления, то виновный оставался безнаказанным. С целью ограждения малолетних от нравственного растления, законы 1832 и 1863 гг. признали наказуемым мужеложство и без применения насилия с малолетним, не достигшим 13 лет (ст. 331).

Напротив, германский кодекс наказывал тюремным заключением с потерей гражданских прав противоестественное непотребство, понимая под ним и ненасильственное и непубличное мужеложство и скотоложство (§ 175). В Англии ненасильственное мужеложство сурово наказывалось. С 1806 по 1836 г. за мужеложство было повешено 60 мужчин. 18 Среди всех стран Европы Англия была в 1861 г. последней, упразднившей смертную казнь за мужеложство. Оно стало наказываться тюремным заключением сроком до двух лет с каторжными работами или без таковых.

Прелюбодеяние стало наказываться краткосрочным тюремным заключением. По германскому кодексу допускалась наказуемость прелюбодеяния лишь под условием предварительного расторжения брака по этому поводу. В Англии в XVIII в. прелюбодеяние утратило характер преступления. Английский закон стал смотреть на прелюбодеяние как на гражданское правонарушение, деликт. Обиженному супругу было предоставлено право взыскать в гражданском суде убытки с учётом обстоятельств дела: по общественному положению, имущественному состоянию как истца, так и ответчика; по степени и способу обольщения; по прежнему поведению и характеру жены; по обращению с ней мужа и т. д.

Наконец, некоторые кодексы, например, некоторых кантонов (провинций) Швейцарии, не предусматривали уголовной ответственности за прелюбодеяние жены и мужа, считая достаточной в этом случае гражданской ответственности, то есть развода. Это объяснялось тем, что развод вполне удовлетворяет интересы оскорблённого супруга, а требование последним наказания виновного после расторжения брака вызывается только чувством мести. Однако прелюбодеяние, подрывающее основы семьи, а вместе с тем и основы общества, наказывается в интересах не только потерпевшего супруга, но и всего общества, а поэтому ссылка на личную месть здесь не уместна. Таким образом, прелюбодеяние становится безнаказанным, может повлечь только развод. Либералы рассматривали столь широкую половую терпимость современного им права как прогресс, а консерваторы как грозный симптом падения нравов.

В некоторых кодексах оскорблённый супруг лишался права жалобы на прелюбодеяние. Например, французский кодекс не допускал жалобы на прелюбодеяние, если обвинитель сам был виновен в нарушении супружеской верности (ст. 336, 339). Таким образом, французский кодекс по образцу канонического права признавал компенсацию, то есть зачёт в случае взаимного прелюбодеяния. Другие кодексы допускали предполагаемое молчаливое прощение прелюбодеяния, если оскорблённый супруг продолжает проживать с виновным в прелюбодеянии супругом и вступает с ним в половую связь. Кроме того, не допускалась жалоба со стороны супруга, если он склонил виновного супруга совершить прелюбодеяние (сводничество) или согласился на таковое (§ 1565 Германского гражданского кодекса).

По германскому кодексу допускалась наказуемость прелюбодеяния лишь под условием предварительного расторжения брака по этому поводу. Такой взгляд объяснялся тем, что наказание за прелюбодеяние без расторжения брака может быть крайне неудобным для его продолжения, ибо, несмотря на существование брака, потерпевший доказывает судебным порядком развратное поведение своего супруга, и таким образом, брак этих лиц лишается нравственного значения. Но с другой стороны, раз потерпевший супруг добивается наказания виновного, то едва ли он желает продолжения с ним брака. А если и желает, то, скорее всего после того, как наказание возвратит виновному сознание греха и готовность жить порядочно.

Изнасилование есть противозаконное умышленное половое сношение с женщиной, совершённое посредством насилия над ней. Преследование изнасилования по французскому кодексу могло начинаться не только по жалобе потерпевшей, но и прокурором. Германский кодекс установил, что изнасилование подлежит преследованию только по жалобе потерпевшей, чтобы не поставить потерпевшую и её семью в неудобное положение посредством огласки. Однако после принесения жалобы примирение не допускалось в силу опасности преступления для общества.

Относительно допустимости изнасилования публичной женщины, проститутки, вопрос был решён следующим образом. Так как вступление в категорию проституток не означает полную утрату правоспособности, а следовательно и права половой свободы женщины, то и проститутка может быть субъектом изнасилования, но только необходимо делать различие по обстановке, по месту и времени совершения насилия. Если насилие совершено в обстановке продажного разврата, например, в публичном доме, или после прихода её в частное помещение по приглашению для разврата, то не может быть и речи об изнасиловании. Согласие на совокупление здесь предполагается. Напротив, если насилие было совершено при условиях, когда публичная женщина не промышляла собой, то личность её должна быть ограждена от изнасилования. Например, когда пришла в гости в не промышляющее развратом семейство и тут сделалась жертвой изнасилования со стороны лица постороннего при взрыве негодования членов этого семейства. Изнасилование проститутки могло быть наказуемо только при особых условиях, подлежащих рассмотрению суда.

Изнасилование предполагает половое сношение посредством насилия. Насилие должно быть средством принуждения потерпевшей к половому акту. Поэтому необходимо сопротивление с её стороны, преодолеваемое насилием со стороны виновного. Сопротивление жертвы должно быть серьёзным, то есть пропорциональным силам женщины, а не мнимым, притворным, чтобы иметь отговорку. Серьёзным же оно может быть только тогда, когда представляется непрерывным, то есть продолжается до самого полового акта. Поэтому, если сначала женщина сопротивляется, а потом охотно допускает половой акт, то здесь преступление изнасилования отпадает. Всякое колебание женщины делает её участницей, а не жертвой, даёт знать мужчине, что ему сопротивляются только по форме, только по инстинктивному чувству стыда, а не серьёзно, что его приглашаю продолжать усилия, чтобы иметь отговорку перед собой. При изнасиловании трудно отличить действительное сопротивление от мнимого, составляющего лишь как бы приглашение продолжать в том же направлении. Этим объясняется, что в инквизиционном процессе формальная теория доказательств устанавливала по делам об изнасиловании особые правила, требуя, чтобы потерпевшая кричала во время насилия, чтобы она заявила о нём в установленный весьма краткий срок и т. п.

При изнасиловании приготовлением является отыскание пособника, соглашение с ним, отправление на место совершения изнасилования, даже прикосновение к женщине, не содержащее в себе указания на желание совершить половой акт. Покушением является применение насильственных действий для достижения полового акта. Например, случаи поваления жертвы на пол, забивание её рта землей, падение на неё, соединённое с поднятием платья или прикосновением к её половым органам и т. п. При оценке действий, относящихся к обвинению в изнасиловании, следует быть осторожным, чтобы не смешать покушение на изнасилование от грубых шуток и пошлых выходок, образующих только оскорбление. Изнасилование окончено с момента начала полового акта, то есть соединения детородных органов мужчины и женщины, независимо от его последствий (intrusio membri). Когда оконченное изнасилование наказывалось смертной казнью, то для сокращения применения этой кары, старались отодвинуть возможно дальше момент окончания изнасилования и требовали поэтому завершения полового акта в физиологическом смысле - извержения семени во влагалище (emissio seminis).

Работа над первым Уголовным кодексом началась в 1789-м и закончилась его принятием в 1791 г. Составление Кодекса сопровождалось обсуждением в собрании законодателей, где с докладом об основных принципах и положениях Кодекса выступил якобинец Ле- пелетье.

Новшества эти были изложены в виде пяти пунктов с тремя дополнениями. Не все из перечисленных докладчиком пунктов являлись новыми в деле уголовного законодательства и политики, но были и действительно новые. Таков пункт первый: каждый уголовный кодекс должен быть гуманным. Далее следовало: наказание

должно быть соразмерным с преступлением (п. 2); должно соблюдаться соответствие между природой преступления и природой наказания (п. 3); необходимо проводить принцип равенства перед законом, который карает или покровительствует (п. 4); за каждое преступление должно быть установлено точное и определенное наказание (п. 5).

В 1795 г. был разработан еще один карательный кодекс. Это вызвано было отчасти потребностью внести коррективы в карательноисправительную политику после якобинской диктатуры и связанного с ней террора. В ходе обсуждения кодекса развернулась полемика по вопросам сохранения суда присяжных и применения смертной казни. Кодекс получил довольно редкое и точное название — Кодекс (т. е. книга) законов о преступлениях и наказаниях.

Работа над следующим наказательно-исправительным кодексом началась в 1801 г. и была закончена в 1804 г. Руководитель комиссии Таржье оставил интересные комментарии к этому проекту, который состоял в тот момент из 1207 статей. Вот некоторые из его комментариев и обобщений:

1. Конечная цель закона не в том, чтобы виновный страдал, а чтобы были предупреждены преступления.

2. Гуманность страдает оттого, что наказание является необходимостью, она взывает во всяком случае к умеренности и мягкости.

3. Разум законодателя использует плоды философии, но считается с фактами, окружающими его, изменить которые вне его власти.

4. Когда издаются законы для общества, то надо иметь в виду общество, каким оно является в действительности, а не каким может быть.

Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом.

Кодекс состоял из четырех книг, включающих две части, одна из которых излагала принципы различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону, а вторая содержала нормы для оценки наказуемых законом деяний. Первую часть составляют краткие предварительные положения из первых двух книг (они напоминают общую часть современных кодексов). Третья и четвертая книги образуют так называемую особенную часть Кодекса. Дефиниция преступления очень проста — преступлениями являются деяния, которые законы наказывают мучительным или позорящим наказанием (ст. 1).

Наиболее оригинальной структурной частью Кодекса следует считать способ различения всевозможных видов действий, подлежащих наказанию по закону. Самих преступных действий существует несметное количество, однако законодатель и карательные учреждения имеют весьма немногочисленный арсенал видов наказания. Вид преступления (наказуемого деяния) определяется очень просто — в зависимости от меры наказания, предусмотренной законом.

Всего насчитывается три вида наказаний: полицейское (\'штраф, непродолжительное тюремное заключение и др.), исправительное (если есть надежда, что наказание исправит преступника) и мучительные и позорящие наказания, когда преступник настолько закоренелый и опасный, что его необходимо наказывать самым суровым образом и надежно изолировать от общества.

В итоге получается следующая классификация: полицейскими наказаниями караются нарушения (contraventions), исправительными — проступки (delits — деликты), а мучительными и позорящими — преступления (crimes).

Полицейские наказания — это тюремное заключение от одного до пяти дней, денежный штраф, конфискация определенных предметов.

Исправительные наказания — тюремное заключение на срок (исправительный дом), временное лишение некоторых прав (попечительских, гражданских и семейных), штраф.

Мучительные и позорящие наказания включают в себя множество видов и подвидов. Сюда включались: 1. Смертная казнь; 2. Бессрочные каторжные работы; 3. Депортация; 4. Каторжные работы на срок; 5. Смирительный дом (тюрьма строгого режима), иногда с клеймением и конфискацией имущества.

Только позорящие наказания включали в себя следующие: 1. Выставление у позорного столба в ошейнике (до 1832 г.); 2. Изгнание; 3. Гражданская смерть (гражданская деградация) — лишение избирательных прав и запрещение занимать должности присяжного, эксперта, а также выступать свидетелем, быть опекуном, попечителем; лишение права носить оружие и служить в войсках империи; снятие со всех публичных должностей.

Кодекс включает в себя ряд составов преступлений и наказаний, которые были упразднены в республиканский период. Восстановлена пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии и гражданская смерть. Наряду с этими изменениями в Кодексе увеличилось число наказаний, карающихся смертной казнью, и число составов в защиту частной собственности. Введен новый и подробный раздел о государственных преступлениях, составы которых носят неопределенный характер (призывы в публичных речах — ст.

Впоследствии наиболее существенным изменениям или полному упразднению подверглись составы, унаследованные от средневековых обычаев и традиций: отмена клеймения и отсечения руки отцеубийце (1832), гражданская смерть (1854). С 1885 г. вводится условное освобождение, которое вначале применялось лишь по отношению к лицам, отбывшим половину положенного срока тюремного заключения, но не касалось лиц, осужденных к депортации, каторге, пожизненному заключению.

Французский Кодекс оказал заметное влияние на карательное законодательство многих стран мира — Испании, Бразилии, Швейцарии, Бельгии, отдельных германских государств.

Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1808 г., ввел так называемый смешанный процесс. В период расследования дела вплоть до судебного разбирательства сохранялось тайное и письменное делопроизводство.

Следствие контролировалось особыми следственными судьями, полномочия которых включали выдачу приказа о явке обвиняемого к следователю, о его принудительном приводе или аресте. Следственный судья сам мог производить допрос обвиняемого, свидетелей, другие следственные действия.

На второй стадии процесса разбирательство в суде строилось в соответствии с принципами гласности, устности и состязательности. Обвинение в суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. Кодекс не требовал единогласия присяжных при вынесении ими вердикта о виновности или невиновности. Перед вынесением вердикта судья обращался к присяжным с напутственной речью-резюме, в которой он формулировал те вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные.

Множественность судебных инстанций и учреждений для обжалования предстала при Наполеоне в следующем виде.

1. Единоличный мировой судья (мелкие уголовные и гражданские дела). По Кодексу 1808 г. мировой судья и мэр выполняли функции полицейского судьи, а полномочия судебной полиции они осуществляли вместе с комиссарами полиции, офицерами жандармерии, сельскими и лесными стражниками (ст. 9);

2. Трибунал первой инстанции (более значительные гражданские дела). Он же исполнял функции трибунала исправительной полиции по делам о проступках, или деликтах;

3. Апелляционный суд — пересмотр решений трибуналов по существу.

Серьезные преступления рассматривались с коллегией присяжных. По Кодексу 1808 г. присяжные выбирались из граждан в возрасте 30 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. Они могли избираться из определенных социальных групп, которые перечислены в Кодексе: членов избирательных коллегий; 300 крупнейших налогоплательщиков департамента; должностных лиц, назначенных самим императором; докторов и лицензиатов факультетов права, медицины, естественных наук, литературы; членов и корреспондентов академий и других научных обществ, признанных правительством; нотариусов; банкиров, менял, купцов и торговцев, имеющих патент одного из двух первых классов; государственных служащих, получающих оклад не менее 4000 франков. (ст. 382).

Никто не мог быть присяжным в том деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, эксперта или стороны (ст. 383). Список присяжных составлял префект;

4. Кассационный суд (один на всю страну) занимался рассмотрением жалоб, указывающих на формальные упущения, нарушения закона, их неверное истолкование, имевшее место в апелляционном суде.

Читайте также: