Почему экологическое право включает антропогенные объекты в круг экологических отношений

Обновлено: 04.07.2024

Элементы правового регулирования экологических отношений имели место еще в глубокой древности. Как правило, они касались землепользования, водопользования, лесопользования и охоты. Однако осознание необходимости целенаправленного создания норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов, пришло только в 60-70-е гг. ХХ в. Именно в это время ряд экологических проблем приобрел глобальный характер, а важность охраны окружающей среды стала осознаваться не только на национальном, но и на международном уровне. В этот период времени формируется и наука экологического права.

В настоящее время в Российской Федерации экологическое право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

При этом под экологической безопасностью принято понимать допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Экологическое право является классической комплексной отраслью права, т. е. представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности и относящихся к разным отраслям права. В частности, в экологическое право входят нормы административного, уголовного, гражданского, земельного, финансового права и некоторых других отраслей. Однако экологическое право не является простой компиляцией норм из названных отраслей, так как в него входят и нормы права собственно экологического характера, содержащиеся в специальных нормативно-правовых актах (например, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г., Федеральном законе "О животном мире" от 24 апреля 1995 г., Лесном кодексе РФ от 4 декабря 2006 г. и др.).

Разнородные нормы экологического права объединяются тем, что регулируют особую сферу общественных отношений, составляющих предмет экологического права.

В предмет экологического права входят отношения, связанные:

1) с природопользованием;

2) с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

3) с собственностью на природные объекты и ресурсы;

4) с защитой экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Так как экологическое право представляет собой комплексную отрасль права, то оно не имеет своего специфического метода правового регулирования. Все методы правового регулирования экологических отношений можно свести к двум группам:

1) стимулирующие методы. Экологическая политика государства должна быть направлена на то, чтобы гражданам и юридическим лицам было выгодно рационально использовать природные ресурсы и охранять окружающую среду. В первую очередь, экономически выгодно. Именно экономические методы являются наиболее эффективными в сфере регулирования экологических отношений (например, налоговые льготы предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере охраны окружающей среды, перерабатывающим вторичные ресурсы и т. п.). Важную роль играют и стимулирующие методы морального характера: общественное признание, различного рода поощрения и награды, в том числе государственные награды;

2) репрессивные методы. Эти методы используются в тех случаях, когда субъекты права своими действиями или бездействием либо нарушили требования уголовного или административного законодательства и тем самым попали под уголовные или административные санкции, либо причинили вред окружающей среде, либо превысили лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и т. п. В некоторых случаях репрессивные методы применяются в качестве наказания (уголовная, административная, дисциплинарная, материальная ответственность), в других – носят компенсационный характер (компенсация вреда, причиненного окружающей среде в рамках гражданско-правовой ответственности), в некоторых – носят сугубо экономический характер (повышенная плата за сверхлимитное использование природных ресурсов, сверхлимитное негативное воздействие на окружающую среду).

Как отрасль права экологическое право обладает рядом специфических черт. Специфика экологического права заключается в следующем:

1. Это относительно молодая отрасль права. Как уже отмечалось ранее, она возникает в 60-70-е гг. ХХ в. Если сравнивать экологическое право с такими отраслями, как уголовное и гражданское, история которых насчитывает несколько тысяч лет, то оно, несомненно, является молодой отраслью. Если же его сравнивать с совсем недавно возникшими отраслями (до сих пор среди ученых идут дискуссии, можно ли их считать самостоятельными отраслями права или же это крупные институты других отраслей) – исполнительной, рекламной, информационной, транспортной и т. д., то это и не такая уж молодая отрасль.

2. Эта отрасль является универсальной для различных правовых семей. В настоящее время более-менее сформированное экологическое законодательство имеется во всех развитых странах независимо от того, в какую правовую семью они входят. Кроме того, существует международное экологическое право. В ряде случаев государства унифицируют национальные экологические нормы в соответствии с нормами международного экологического права.

3. Это комплексная отрасль права.

4. Обладает большим объемом и характеризуется разнородностью норм. Данная особенность обусловливается комплексным характером экологического права и достаточно широким предметом правового регулирования экологического права.

5. Это некодифицированная отрасль права. Среди российских ученых в течение длительного времени ведутся дискуссии о целесообразности кодификации норм экологического права и создании Экологического кодекса РФ. Однако все ограничивается лишь теоретическими спорами. На практике полная кодификация экологического законодательства нереальна в силу чрезвычайно большого объема нормативного материала.

6. Высокая интенсивность развития и обновления, быстрая реакция на изменение экологической ситуации. Так как ряд экологических проблем (например, возникающих в результате стихийных бедствий или воздействия антропогенного фактора) требует незамедлительного решения, то государство вынуждено быстро реагировать и предпринимать определенные действия. При этом издаются соответствующие нормативно-правовые акты. Кроме того, высокая степень обновления и интенсивность развития обусловливаются особенностями государственной политики, направленной на обеспечение здоровья граждан и экологической безопасности, удовлетворение экономических потребностей общества, что требует постоянного совершенствования законодательства.

7. Специфическая терминология. Комплексный характер экологического права и разнородность экологических норм предопределяют использование в различных документах специальных терминов, характерных для различных наук (биологии, физики, химии и др.). В ряде случаев простому гражданину без помощи словарей или комментариев ученых из-за сложной терминологии невозможно разобраться в текстах документов (особенно когда речь идет о государственных и отраслевых стандартах, технических регламентах, санитарных правилах и нормах).

Экологическое право представляет собой сложное образование, поэтому принято говорить о его структуре и системе.

В структурном отношении экологическое право подразделяется на две подотрасли:

природоресурсовое право, регулирующее отношения в сфере использования природных ресурсов (недра и полезные ископаемые, воды, лес, животный мир и др.);

природоохранное право, регулирующее охрану окружающей среды в целом и отдельных ее компонентов.

В свою очередь, и природоресурсовое, и природоохранное право состоят из институтов, основой которых являются правовые нормы. К институтам природоресурсового права можно отнести институты недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром и др., к институтам природоохранного права – институты юридической ответственности за нарушение водного, лесного законодательства, законодательства о животном мире, об отходах производства и потребления и пр.

В системе экологического права выделяют три составные части:

1. Экологическое право как отрасль.

2. Экологическое право как наука.

3. Экологическое право как учебная дисциплина.

Весь предыдущий материал данного параграфа касался экологического права как отрасли права. К этому следует добавить, что отрасль экологического права, как и ряд других отраслей российского права (уголовное, административное, гражданское и др.), подразделяется на общую и особенную части.

Общая часть включает институты, нормы которых характерны для институтов особенной части:

– право собственности на природные ресурсы;

– экономико-правовой режим природопользования и охраны окружающей среды;

– оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

– государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Особенная часть включает институты, нормы которых регулируют конкретные правовые режимы использования ресурсов:

Объекты правоотношений, возникающих в сфере экологии, рассматриваются Законом об охране окружающей среды (статья 4). В качестве объектов законодательство трактует объекты, подлежащие охране в окружающей среде, которые также могут являться объектами экологических отношений в сфере права, включая:

  • землю и ее недра, почву;
  • воды, включая поверхностные и подземные;
  • лес и прочая растительность;
  • животных и других организмов, в том числе их генетический фонд;
  • атмосферу, ее озоновый слой и околоземное пространство космоса.

В число объектов, которые необходимо охранять в первую очередь, важно отнести определенные виды естественных систем экологии; ландшафт природы и природные комплексы, которые не подверглись антропогенному воздействию.

Особая охрана необходима для:

  • объектов, которые входят в состав Списка всемирного культурного и природного наследия;
  • природных заповедников государства, включая биосферные, природные заказники страны, природные памятники, национальные дендрологические природные парки, ботанические сады, лечебные местности и курорты и др;
  • исконной среды обитания, мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа государства;
  • объектов, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и прочим ценным значением;
  • континентального шельфа и исключительным экономическим зонам РФ;
  • редких или находящихся под угрозой вымирания почв, лесов и прочей растительности, животных и прочих организмов, включая места их обитания.

Что касается субъектов, то в экологические правоотношения по закону способны вступать различные субъекты. Классификация разделяет их на публичных и частный. Первые из них в свой состав включают:

  • Российскую Федерацию и ее субъектов;
  • муниципальные образования;
  • высшие органы власти государства, включая Президента, Государственную Думу, Правительство страны, Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • специально уполномоченные органы государства, работающие в сфере охраны окружающей среды и пользования природой;
  • представительские и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов, включая сформированные ими специальные органы, с помощью которых происходит управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • органы местного самоуправления, включая формируемые ими специальные органы, которые управляют в сфере охраны природы и др.

Частные субъекты представлены следующими:

  • гражданами РФ, иностранными лицами и лицами без гражданства, которые по закону находятся на территории нашей страны, включая тех, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • общественными экологическими объединениями и прочими некоммерческими организациями, включая отечественными отделениями международных неправительственных учреждений, связанных с экологией;
  • отечественными и иностранными юридическими лицами, юридическими лицами со смешанным капиталом.

Правовые отношения частных субъектов обладают гражданско-правовым характером, а отношения публичных и частных субъектов предполагают императивность.

Основные экологические правовые нормы

Экологические нормы права включают предписания и правила, которые включены в законы и подзаконные правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественных отношений. Эти отношения касаются охраны окружающей среды, природопользования, поддержания безопасности в сфере экологии.

Подобные нормы классифицируются на нормы в виде дефиниций, деклараций, принципов и регуляторов.

Все это оказывает влияние на единообразие в понимании одних и тех же явлений, процессов, событий разными субъектами, что дает возможность точно формировать практику применения права.

Норма в виде декларации имеет характер лозунга. Подобные нормы в большинстве не подкрепляются твердыми гарантиями от публичной власти или способны повлечь за собой ответственность в случае их невыполнения. Статья 42 Конституции содержит положение, что каждое лицо вправе жить в благоприятной окружающей среде, но на практике реальное обеспечение этого права со стороны государства пока невозможно по причинам объективного и субъективного характера. Как декларация звучит и 58 статья Конституции, которая закрепляет обязанность для всех сохранять природу и окружающую среду. Из смысла этой нормы не совсем понятно, как осуществляется подобная охрана окружающей среды, как и нет в ней прямого указания на ответственность, если обязанность не будет выполнена.

Нормы в виде принципов представляют собой закрепленные в законодательстве ключевые положения. Они предназначены для участников (субъектов) соответствующих правоотношений.

Так, в 3 статье Закона об охране атмосферного воздуха сформулированы принципы, в соответствии с которыми не допускаются необратимые последствия загрязнения атмосферы для окружающей среды, при этом обязательным признается государственное регулирование выброса вредных (загрязняющих) веществ и вредного физического воздействия.

Нормы-регуляторы способны непосредственно определять рамки поведения соответствующих субъектов экологических правоотношений. Если содержащиеся в них предписания не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то это приведет к определенным негативным последствиям как для частных, так и для публичных субъектов. Например, необоснованная волокита со стороны специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны и использования водных объектов по поводу принятия решений о предоставлении в пользование водных объектов оспаривается в суде. В результате выносится судебное решение, которое обязывает соответствующий орган к принятию решения.

Экологические правовые нормы включены в источники экологического права.

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Для возникновения, изменений или прекращения правоотношений в области экологии, необходимы соответствующие основания, которые представляют собой юридические факты в виде явлений, событий, действий (бездействие) субъектов, решений органов публичной власти и решений суда, которые влекут за собой правовые последствия.

Вступление гражданина в право наследования участком земли может быть основано на допускаемом гражданским законодательством событии, например, смерти наследодателя. Гражданин-наследник в этом момент становится участником экологических правоотношений, так как наделяется соответствующими его статусу правами, возлагая на себя соответствующие обязанности.

Если же произойдет стихийное бедствие, то это приведет к тому, что у собственника временно будет изъят земельный участок на основе решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти. Собственник останется собственником, но не сможет использовать уже свой участок по назначению. Здесь налицо изменение правоотношений или их прекращение (когда невозможно вернуть собственнику временно изъятый участок после того, как он получил соответствующую компенсацию.

Что касается возникновения экологических правоотношений по причине бездействия, то это может произойти в случае, когда лесопользователь не принял необходимых мер для того, чтобы обеспечить пожарную безопасность на переданном ему в пользование участке лесного фонда. В этой ситуации органом лесной охраны даже в случае отсутствия реального вреда от этой противоправной пассивности могут быть приняты меры принудительного характера в отношении к пользователю леса.

Прекращение правоотношений возникает через официально заявленный отказ природопользователя от реализации своих прав.

Решение уполномоченного органа государство может изменять характер экологических правоотношений, например, при приостановке действия выданных лицензий по причине несоблюдения пользователями установленных требований. При этом, природопользователь остается таковым официально, но не является фактически, так как без устранения в установленный срок требований внесенного ему предписания, он не вправе в полной мере реализовать свое право.

Судебные решения порождают, изменяют, прекращают экологические правоотношения. К примеру, положительное судебное решение по иску гражданина, который пострадал от вредного воздействие на его здоровье со стороны хозяйствующего субъекта. Это порождает обязанность субъекта выплатить потерпевшему доказанную в суде компенсацию. Причинно-следственная связь работы организации и наступившего ухудшения здоровья гражданина часто очевидна, но возможность получить ее он получает только после вынесения соответствующего решения судом. Это обусловлено тем, что добровольность подобного возмещения экологическое законодательство не презюмирует.

Читайте также: