Почему дети платят за грехи родителей

Обновлено: 04.07.2024

Очень часто можно столкнуться с тем, что люди, у которых не сложилась жизнь, как бы им хотелось, перекладывают всю вину на родителей и прошлые поколения, мол, именно через их грехи они обязаны страдать. Но так ли это на самом деле, отвечают ли дети за грехи родителей, некоторые не пытаются даже разобраться, изучая мнение служителей церкви и саму Библию. Чтобы полностью ответить на вопрос, в него стоит вникнуть немного глубже, разобрав ряд важных моментов.

Как разъясняют ситуацию православные священники?

Спросив у православного владыки, отвечают ли за грехи родителей их дети, интересующиеся данным вопросом люди, смогли получить следующие ответы:

  • в Евангелии нет указаний на то, что за грехи родителей должны расплачиваться дети, об этом говорится только в Ветхом Завете;
  • духовное состояние родителей может напрямую влиять на то, каким человеком вырастет ребенок и какие принципы по жизни будет иметь, но это явно не расплата за грех, просто результаты неправильно воспитания;
  • во время крещения, каждый ребенок духовно рождается во Христе, поэтому никакие греховные проступки родственников прямого влияния на него не имеют;
  • даже Христос не один раз говорил о том, что к возможности спасти свою душу родовые связи отношения не имеют, поэтому, какими бы серьезными не были грехи родственников, на судьбе детей они не отразятся;
  • если дети страдают, то это далеко не значит, что Бог их наказывает за грехи родителей, а явно говорит о том, что в своей жизни они тоже делают что-то неправильно.

Стоит отметить тот факт, многие поколения переживают ряд проблем из-за того, что существует генеалогия духовных болезней, которые переходят из поколения в поколение, потом рождая и заболевания телесные. До такого состояния не Господь людей приводит, наказывая их, а они сами не хотят понять, что духовное благополучие и единение с Богом намного важнее, чем жизненные утехи и греховные привычки.

Людям свойственно винить в своих проблемах всех подряд, но только не себя. Из-за такой привычки, многие и списывают свои страдания на грехи родственников, утверждая, что так карает Господь, но на самом деле, ничего подобного нет.

Еще немного рассуждений на тему

Дети не отвечают за грехи родителей, ведь каждый человек, имея свободу выбора, несет ответственность только за свои поступки. Внимательно размышляя об этом, можно выделить следующие ответы:

  • как телесное, так и духовное здоровье может страдать от того, что ребенок вырос в среде, где о нем не заботятся, но это не плата за грехи, а небрежность самого человека;
  • реальные исследования доказывали тот факт, что, совершая тяжкие грехи и преступления, человек может поменять наследственность в худшую сторону, из-за чего рождаются дети нездоровые, как физически, так и психологически (опять же таки – это ответственность человека, а не Божье наказание);
  • родители должны понимать, что детям передаются их гены, а значит, унаследовать они могут, как хорошее, так и плохое.

Человек должен научиться понимать, что за его грехи, новые поколения будет наказывать не Бог, а он сам подписывает своим детям, внукам и правнукам приговор, передавая плохие гены. Наследственности никто еще не отменял – это закон природы, который является актуальным всегда, поэтому ни о какой Божьей каре и речи идти не может.

Нужно понимать, что ребенок является частью той среды, в которой растет и воспитывается. Малыши впитывают, как губка, хорошее и плохое, поэтому родители должны задумываться о том, чем каждый день окружены их чада. Конечно же, если отец выкуривает пару пачек сигарет в день, есть вероятность, что сын еще со школьного возраста начнет это делать тайно, а потом начнутся проблемы с физическим здоровьем и повлекут за собой последствия. То же самое с наркотиками и алкоголем, вредными пищевыми привычками. Конечно же, если в семье каждый день ссоры и драки, то на эмоциональную и психическую стойкость детей рассчитывать не нужно, а ведь во взрослой жизни это будет иметь серьезные последствия.

Вот именно поэтому, говорить, что дети несут наказание за грехи родителей, списывая все на Божья кару, нельзя, так человек пытается сделать невиноватым себя, внушая себе иллюзию, что с его стороны все было идеально. Нужно научиться думать не только о себе, но и о будущих поколениях, подавая им пример того, какой должна быть жизнь духовная, физическая и социальная, чтобы потом воспитать достойное, здоровое поколение, не списывая все на грехи предков.

Преподобный Ефрем Сирин:

"Почему говорите: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Неправда это. Душа, яже согрешит, та умрет. Человек же, иже есть праведен. человеку не насильствует, никому не делает вреда. хищением не восхитит. прибытка не возмет. той не умрет. Отец же его аще скорбию оскорбит и хищением восхитит. и умрет в неправдех своих". Поскольку Иудеи говорили: "Отцы наши грешили, а мы их грехи на себе несем", то Бог говорит им: "Это неправда, потому что терпите вы наказание за собственные свои грехи, и у всякого зобавшаго пародки зубы оскоминны будут" (Иез. 18, 2, 4-5, 7-8, 18, 21). (Толкование на книгу пророка Иезекииля)

Святитель Иоанн Златоуст:

Блаж. Феофилакт архиепископ Болгарский:

Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо. Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иез. 18, 1, 2). А чрез Моисея постановил законом: да не умрет отец за сына (Втор. 24, 16). Но как же, скажешь, написано: отдаяй грехи родителей на чада до третьего и четвертого рода (Исх. 34, 7)? На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: нет, не так; грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие. Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе.

Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII-ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном:

Книга пророка Иеремии. Глава 31:

29 В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина",
30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

Книга пророка Иезекииля. Глава 18:

1 И было ко мне слово Господне:
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.
5 Если кто праведен и творит суд и правду,
6 на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается,
7 никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,
8 в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный,
9 поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
10 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того,
11 чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет,
12 бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,
13 в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.
14 Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им:
15 на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет,
16 и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает, хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою,
17 от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
18 А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
19 Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.
22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
23 Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
24 И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.
25 Но вы говорите: "неправ путь Господа!" Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
26 Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою.
28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
29 А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
32 Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление. (Втор. 24,16)

Те, кто говорит, что дети судятся и отвечают за грехи родителей, путают наказание за грех (всегда личное) и повреждение грехом человеческой природы. Не отвечая за грехи родителей, дети, однако, могут наследовать их повреждённую тем или иным личным грехом природу. Бог не судит детей за грехи родителей, Он справедлив, и потому к таким детям Он особенно милостив. Господь не оставляет никого, и особенно печётся о тех, кто не может получить помощи от людей, кто обижен людьми и обделён из-за чужих грехов.

Преп. Паисий Святогорец говорит об этом:

"За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость — от родителей или от кого-то еще. Если причиной того, что ребенок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребенка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. Бог устроит все так, чтобы ему помочь. И вот мы видим, как некоторые юноши — да и не только юноши, но и пожилые люди в какой-то момент резко поворачивают к добру. Я помню такой случай. В семье было двое детей. Отец, мать и дочь были равнодушными к вере и Церкви. Сын сначала спутался с какой-то марксистской организацией. Там ему пришлось не по душе, и он прибился к индуизму. Там ему тоже не понравилось, и тогда он приехал на Святую Гору. Он часто приходил ко мне в каливу, посещал и другие кельи. Его родители все это время повторяли: "Христе мой! Пресвятая моя Богородица! Сохраните нашего ребёнка". Юноша оказался не пригоден для монашества. Прожив какое-то время на Афоне, придя в себя и духовно укрепившись, он вернулся домой и духовно помог родителям. Сейчас я вижу, как его отец приезжает на всенощные бдения в числе самых первых. В своем приходском храме он читает предначинательный псалом, дома читает вечерню, повечерие, поёт молебный канон. Как Бог расставил все по своим местам! Диавол хотел сделать зло, но Бог, сглаживая это зло то с той, то с другой стороны, вывел этих людей на верную дорогу.

…— Геронда, некоторые родители, начинающие жить духовной жизнью в немолодом возрасте, переживают из-за того, что они не дали христианского воспитания своим детям, когда те были маленькими.

— Если, имея искреннее покаяние, они попросят Бога помочь их детям, то Бог сделает для них то, что Он может. Он бросит детям спасательный круг, чтобы те спаслись среди обуревающего их шторма. Даже если не окажется человека, способного помочь этим несчастным, Бог может устроить так, что им поможет что-то увиденное ими, и они вывернут на правильную дорогу. Знайте: родители, о которых идет речь, были по-доброму расположены, но в детстве они не получили помощи у себя в семье и поэтому сейчас имеют право на помощь Божественную.

— Геронда, иногда бывает, что дети, живя духовной жизнью, сталкиваются со множеством затруднений из-за родителей, которые равнодушны к вопросам веры.

— Об этих детях Бог заботится больше, чем о детях других — о тех, чьи родители живут духовно. Бог заботится о них так же, как Он заботится о сиротах".

Читайте также: