Почему цыганам прощается воровство

Обновлено: 19.05.2024

Многие думают, что если это кочевое племя кого и чтит так уж, наверное, нечистую силу, а не Господа Бога. Кто-то, наверное, выскажет предположение, что цыгане – язычники. А вот и нет, сами они искренне считают себя христианами. Правда, христианство у них столь же своеобразное, как и образ жизни…

В последние десятилетия благодаря исследованиям цыганского языка была обнаружена идентичность его корней с санскритом. Так, может, цыгане — выходцы из Индии? Но ни один из индийских богов, ни один индуистский ритуал в клановой памяти цыган почему-то не сохранился. Скорее, когда-то давно они шумным табором прошлись по северо-западу Индостана…

Точно известно лишь, что цыгане, как огромное кочующее племя, заявили о себе в XI веке, когда перемещались по Ирану и Византийской империи. Через Грецию они в начале XIV века попали в Европу, где к XVI веку расселились почти во всех странах, существуя в основном за счет денег, которые им платили за предсказание будущего либо по руке, либо на картах (ну, конечно, и за счет мелкого криминала).

Конечно, мы не говорим обо всех цыганах, многие живут в чистых и пристойных домах, но отрицать, что большую часть представителей этого народа мало беспокоит быт, не будет никто.

Библейские легенды

Религиозно-ритуальное неприятие гадже (иных) и ромов, надо признать, взаимно. В разных христианских странах во множестве существуют легенды, утверждающие, что цыгане не зря обречены на роль вечных скитальцев. Например, греки рассказывают, что цыгане вынуждены бродить по миру потому, что указали неверный путь

Деве Марии и святому Иосифу с младенцем Иисусом, когда те бежали в Египет. А испанская легенда повествует, что цыгане обречены на скитание из-за того, что цыганский кузнец по имени Петуленгро ковал гвозди для распятия Христа.

Ромы, однако, парируют эти наветы собственными мифами. Если им верить, то право воровать по мелочи цыганам дал сам Господь. Дело было так: маленький цыганский мальчик по имени Нальчик, увидев гвозди, лежащие на земле возле креста, на котором должны были распять Иисуса, стащил один из них. Вообще-то, он хотел украсть все, но тут его маневры заметил римский центурион, и мальчишке пришлось спасаться бегством.

Есть и другой вариант цыганской легенды про гвозди, обеляющий кузнеца Петуленгро. Римляне якобы приказали ему выковать пять гвоздей – четыре для рук-ног, пятый – для сердца. Цыган пытался отказаться, но его под кнутами заставили выполнить работу. Однако когда Христа стали казнить, кузнец незаметно проглотил пятый гвоздь и в муках скончался. За подвиг Петуленгро Господь возлюбил цыган и покровительствует им до сих пор.

Католицизм по-цыгански

Большинство цыган считают себя католиками. Несомненно, главную роль тут сыграло то обстоятельство, что в европейских странах, где они расселились в Средние века, свирепствовала инквизиция. Попробовали бы ромы не стать католиками! Костры, на которых сжигали еретиков и иноверцев, полыхали во всех крупных европейских городах едва ли не каждое воскресенье…

Тем не менее, католицизм у них особенный, цыганский: свои святые, свои обычаи, свое представление о благочестии.

Цыгане носят кресты, в домах у них часто висят распятия, картинки с Иисусом Христом и Девой Марией (преимущественно просто вырезанные из журналов или календарей с репродукциями картин известных живописцев, а то и мазней некого любителя из своих). Мысль о том, чтобы освятить эти образы, ромам и в голову не приходит.

В церковь цыгане ходят лишь по большим праздникам – главным образом, в Рождество или на Пасху. И даже попадая в храм, не молятся, не исповедуются и не причащаются, очень редко ставят свечи, да и вообще минут через пять стараются ускользнуть со службы. Посещение церкви у цыган – скорее дань суеверному страху (не отметишься – высшие силы накажут), чем душевная потребность. Впрочем, таким отношением к церковным службам грешат отнюдь не только ромы…

К монахам и священникам цыгане относятся с подозрением, поскольку те соблюдают целомудрие, что, по твердому убеждению цыган, противоречит человеческой природе.

Покровительница племени

Поверхностное отношение к религиозным канонам не помешало цыганам обзавестись собственной святой, которая покровительствует их народу, – пусть Ватикан ее в этом качестве и не утверждал. Имя этой местночтимой святой – Сара. Была она цыганской королевой во Франции, табор ее жил на берегах Роны. Саре было видение, в котором ей явились сразу три Марии: Мария, мать святого апостола Иакова, Мария, ее дочь, и Мария Египетская, покровительница кающихся грешниц. В ее видении все они были на борту корабля, который отходил от французского побережья. Сара побежала к берегу, где увидела, что корабль с тремя святыми мог погибнуть из-за сильного шторма, разыгравшегося на море. Тогда Сара сбросила с себя свою тунику – и та стала мостом, по которому терпящие бедствие три Марии благополучно сошли на берег. В благодарность за совершенное деяние Сара была окрещена в католическую веру и остаток своей жизни провела в Провансе, оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. Есть и более древняя версия этой легенды, где цыганка Сара была служанкой трех святых Марий.

Прах Сары покоится в церкви Трех святых Марий в Провансе, куда 24 и 25 мая каждого года со всех сторон стекаются цыгане, кочующие по Европе. Хотя Сара и не была канонизирована, похоронена она в украшенном серебром склепе, за которым постоянно присматривают ее соплеменники. Склеп украшен статуей Сары, и каждый год 24 мая она украшается цветами. Среди цыган, да и не только, существует обычай приносить подношения этой статуе в виде украшений или яркой одежды.

Их обычно приносят родные тех людей, которые попали в беду или нуждаются в исцелении. В этот день изображения Сары также проносят по улицам, которые ведут к берегу моря. Там их бросают в морскую пучину как мольбу о небесном покровительстве, рождении множества детей и сытой жизни.

Зеленый Георгий

Из общехристианских святых у цыган почему-то в особом почете святой Георгий, чей праздник они стараются отмечать дважды — и по католическому, и по православному календарю (соответственно, 24 апреля и 6 мая). У них он именуется Зеленый Георгий, а то и совсем по-язычески — Зеленый Человек. Цыганский Зеленый Георгий – отнюдь не тот известный всем хотя бы по гербам и иконам христианский римский рыцарь, который победил змия-Сатану. Это божество, которое покровительствует растительности, а также символ мужской сексуальной мощи, дух весны, супруг Матери-Земли. И даже, как обнаружили ученые, своего рода Робин Гуд – цыганский Георгий, оказывается, сражался не со змием, а с жадным и похотливым бароном, который в голодные дни отобрал у подвластных ему людей последние съестные припасы. Правда, облик этого барона принял сам Сатана.

Черный бархат и жареный ёжик

Удивительный народ цыгане. Во всем мире, пожалуй, нет человека, который бы не знал хотя бы просто на слух об этом народе. Их культура манит своей магией, а любовь к свободе до сих пор не искоренилась в этом уникальном народе.

А кстати сказать, цыгане родом из далекой Индии. По крайней мере, их предки оттуда. Племена древних цыган были расселены плотно вдоль Гималайских гор. Они даже упоминаются в кастовой системе индусов. При этом цыгане всегда себя осознавали в качестве самостоятельной этнической единицы. Позже началось расселение цыган по всей планете. Одним из главных пунктов назначения стала Европа.

Большинство цыган говорит на языке государства, в котором в данный момент проживает этнос. Остальные используют различные диалекты цыганского языка (Romanichib). На диалекты цыган, конечно же, очень повлияла индусская культура, тем не менее им удалось сохранить свой уникальный характер. У цыган даже есть своя поэзия, которой свойственны малые формы и непритязательность сюжетно-повествовательных линий. Кстати, самоназвание цыган вовсе не "ромалы", а "рома", что означает "мужчины", "мужья".

Ценностные ориентиры цыган не менялись веками. Во главу угла поставлены принадлежность родовому обществу, семья, вера, профессия. Самое страшное наказание для цыгана - быть изгнанным из своего общества. Такое наказание может применяться в случае, если цыган совершил страшное преступление: убийство, изнасилование, кражу. Такой человек подвергается "осквернению", и цыганское общество отворачивается от него навсегда.

Семья для цыгана - это его вселенная. Очень развиты культы верности, любви к детям, к домочадцам. При этом настоящий цыган всегда должен уметь защитить свою семью и прокормить ее.

В цыганской среде многодетная семья - это то, к чему стремятся все родители. Обязательно почтение стариков и матерей. Несмотря на то, что сегодня уже редко встретишь многодетные семьи в цыганской среде, культ ребенка здесь по-прежнему силен. Кстати, миф о том, что цыгане воруют детей, распространен из-за того, что они очень часто практикуют усыновление детей, нередко берут под свое покровительство беспризорников.

Женщина у большинства цыган не считается сформировавшейся личностью, пока не родит ребенка. Чем более она успешна в качестве матери, тем выше ее положение в цыганском обществе. Если в таборе во время путешествия женщина начинала рожать, то он останавливался. Все ждали появления новой жизни. Причем и потом могли ждать долго, пока мать и ребенок не окрепнут.

Для цыган понятие верности имеет особое, глубоко символическое значение. При этом мужская неверность в большинстве случаев не осуждается. Женщина же не имеет права на подобные амурные вольности. Верность должна проявляться и в почтении к своим родителям. Повзрослев, цыгане обязательно должны помогать старикам, никоим образом не обижать их, иначе уважение к такому члену общества в таборе резко упадет.

Выбор профессии - важнейший момент в жизни цыгана. Определиться член этногруппы должен исходя из потребностей и традиционного уклада сообщества. У цыган в этом плане все очень строго. Профессии они делят на "цыганские" и "нецыганские". И, конечно, в престиже у них последние. Для мужчины приветствуются работа с животными (особенно с конями), различные ремесла, в том числе ювелирные, военная служба. Хотя в целом цыгане - большие пацифисты. Женщинам больше свойственны работы по хозяйству, ну и привычные гадания, целительская деятельность.

Цыгане - строгие блюстители веры. Большинство из них - христиане и мусульмане. При этом у цыган атеизма нет вовсе - так уже получилось, что народ этот очень набожный. Цыгане-христиане всегда строго соблюдают все каноны религии. Не меньшим духовным смирением обладают и те, кто исповедует ислам. Немало в среде цыган, связанных с религией. К примеру, они уверены, что господь очень любит этот народ. Именно поэтому другим этносам бог дал лишь клочки земли, а цыганам - весь мир. Поэтому они бродят по всей земле, сполна пользуясь дарованием высших сил.

Особый разговор о так называемом цыганском законе. Это неписаные нормы, которые должны исполняться в общине неукоснительно. Законы цыган регламентируют правила поведения как внутри табора, так и за его пределами. В таборе функции судьи часто выполняет барон - лидер цыган. Им может стать только очень уважаемый член общества.

Цыганские имена - тема примечательная. Каждое полное имя состоит из нескольких частей: официальное, "светское", прозвище и т.п. Официальное имя - то, которое фигурирует во всех документах цыгана; светское используется в быту, в обществе. Что касается прозвищ, то они, как правило, связаны с какими-то жизненными случаями. Например, Ворона, Меченый, Водяной. Отчество цыгане используют редко, как правило, только те из них, кто когда-то жил в СССР или в России. Бывало и так, что отчество цыгане брали в качестве фамилии.

В мире существует несколько видов цыганского национального костюма. Главное требование ко всем - закрытость области колен и бедер. Цыгане очень любят бархат и черный цвет. У некоторых цыган популярен костюм, имитирующий лохмотья. По легенде, это связано с тем, что нередко бродячим цыганам нужно было попрошайничать. Для этого, естественно, надо было выглядеть соответственно.

Кухня у цыган простая, без изысков. Очень они любят полакомиться курочкой, свининой, бараниной. Популярны и различные супы. Из сугубо национальной пищи можно упомянуть жареную зайчатину и свинину. Они, как правило, готовят их на открытом воздухе. Главная особенность кухни у некоторых цыган - фаршированный или жареный еж.

Цыганская тема распространена в искусстве и очень романтизирована. Дух свободы, вольное поле и южная страсть всегда манили творцов. И это неудивительно, ведь у настоящего цыгана есть чему поучиться.

"Воруют, попрошайничают, торгуют наркотой, могут наслать проклятие и даже украсть детей", - весь этот стойкий набор стереотипов с ходу выложили участники небольшого пресс-опроса на тему: что вы думаете о цыганах. Из положительного только то, что они зажигательно поют и танцуют, да "кино про хорошего цыгана Будулая" - на этом все. Как вышло, что мы до сих пор почти ничего о них не знаем, хотя живем рядом столетиями? Что в нашем списке мнений про цыган правда, а что - нет? Как и чем живет сегодня табор? Об этом наш разговор с директором Института государственного и международного права УрГЮУ Данилом Сергеевым. Представителей рома он изучает в рамках научной работы о преступности в этнических сообществах. При этом с детства дружит со многими цыганскими семьями.

 Фото: iStock

Данил, не раз приходилось слышать, что для цыган есть два мира - "свой" и "чужой". В своем, в таборе, строго соблюдаются устои и традиции, а чужой, вне "правового поля", там можно и украсть, и обмануть…

Данил Сергеев: Конечно, они не мыслят такими категориями, как "правовое поле". Но у рома действительно есть свой неписаный, передаваемый из поколения в поколение "цыганский закон", который строго регулирует жизнь в таборе. Эти правила действуют только внутри сообщества, а за его пределами - нет. Есть даже свой цыганский суд, когда собираются бароны, главы семейств, и выносят свое решение. Самое строгое наказание - обесчестить и изгнать из табора.

За что оно может последовать?

Данил Сергеев: За большие долги, обман своих же, за супружескую измену. Что показательно, мужчину накажут только за связь с цыганкой - за связь с "гаджо", нецыганкой, скорее всего и разбирательства не будет. У рома существует своеобразная демократия, они выносят вердикт и выходят всем табором на дорогу, чтобы воплотить наказание. Если "приговорили" к изгнанию и бесчестию, одна из женщин своей нижней юбкой несколько раз ударяет преступившего цыганский закон по лицу и телу. С этой минуты он больше не имеет права показываться в таборе. Никто не подаст ему руки и никогда не сядет с ним за стол. Для цыган это страшное наказание, оно сродни получению статуса "отверженного" в зоне, и самое главное, что вне табора, без помощи своих, ему сложно прожить в "чужом" мире.

Цыгане по-прежнему кочуют по свету? Все мы помним по книгам и фильмам кибитки, табор в степи…

Данил Сергеев: Сегодня уже практически нет. Хотя есть, конечно, отдельные группы цыган, которые так же, как и во времена Пушкина, собирают весь свой скарб и отправляются в дорогу. Вообще различных ответвлений рома довольно много. Так, только в Екатеринбурге, например, живет семь различных цыганских сообществ. Как правило, исторически они - выходцы из разных стран. Они, конечно, знают друг о друге, но практически не взаимодействуют. Устои и традиции у них могут очень сильно отличаться. Религия разная. Они говорят на разных диалектах, которые нередко малопонятны для цыган другой группы.

Лучше всего я знаком с группой цыган-сербиян, это ответвление от цыган-котляров. К слову, проследить, откуда пришли рома можно по золотым старинным монетам, которые они передают из поколения в поколения молодым на свадьбах. У семьи моих друзей цыган есть австрийские монеты с профилем Марии Терезии. То есть вполне возможно они действительно, когда-то пришли из Сербии.

Что заставило цыган перейти на оседлый образ жизни?

Данил Сергеев: Главным образом то, что в 1956 году вышел Указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Он приравнял странствующих цыган к тунеядцам и запретил кочевать под угрозой тюремного срока на три года. Они должны были обосноваться ровно там, где на тот момент стоял их табор. Так по всей стране образовались цыганские поселки. Власти выделили им землю, на ней они построили дома, там и живут до сих пор. И надо сказать, сегодня во многих городах возникла серьезная проблема.

Вот пример. Так называемый "визовский поселок" в Екатеринбурге, в котором компактно проживают сербияне и в меньшей степени русские цыгане. В поселке живет 600 человек, но никто из них не имеет документов ни на свои дома, ни на землю. Они просто не понимают, зачем они нужны. Вот бумаги на материнский капитал оформить надо - за это деньги дадут. А на дом-то зачем? Цыган мыслит так: у меня есть паспорт, в нем есть прописка, в доме жил еще мой прадед - что и кому еще надо доказывать?

Между тем на месте этого цыганского поселка, как и многих других, планируют построить целый микрорайон. Как цыгане будут доказывать право на свое жилье - большой вопрос. Проблема еще и в том, что именно сербияне в силу своих традиций не могут селиться в высотных многоквартирных домах. То есть если застройщик и предложит им квартиры в новых домах, они не захотят в них жить. Возникает сложная правовая и социальная коллизия. И тут, на мой взгляд, требуется особая мудрость, и деликатный подход местных властей решить проблему так, чтобы не пострадали ничьи интересы.

Я недавно брала интервью у подросткового гинеколога. Она говорит, большинство беременных девочек, 12-14 лет, которые к ним поступают - это цыганки.

Данил Сергеев: Да, ранние свадьбы у цыган это еще одна национальная традиция, и ранняя беременность шокирует только нас, для рома - это норма. К 18 годам некоторые девушки имеют уже по трое детей.

Причем, парни получают образование класса до седьмого, потом женятся и в школу больше не ходят. Какая школа, когда нужно кормить семью?! Девочки учатся класса до пятого-шестого. Самый образованный среди табора цыган-сербиян парень, который закончил девять классов.

Я как-то был свидетелем такого разговора: один цыган говорит, как хорошо, наверное, иметь высшее образование, вот бы выучиться. А другой отвечает, а зачем оно нужно, куда с ним, деньги-то как зарабатывать? Хотя, надо сказать, так думают цыгане не во всех сообществах. Есть, например, так называемые "русские цыгане" ("руска рома"), среди них довольно много людей и с высшим образованием. И национальную одежду они надевают разве что во время праздников. Но большинство все-таки рано бросают школу, традиции мешают им учиться дальше.

Фото: iStock

Чем все-таки они зарабатывают?

Данил Сергеев: Исторически так сложилось, что цыгане всегда искали легкий и быстрый заработок. Это было продиктовано всей их кочевой жизнью. Приехали в какое-то место, быстро что-то сделали, поехали дальше. Из этого же разряда ставшая притчей во языцех тяга к воровству: прибрал что-то к рукам, сел на коня - и ищи потом ветра в поле. Отсюда и гадание, и попрошайничество. Причем, они считают это работой.

Однажды я договорился с цыганской семьей и привел к ним целую экскурсию. Люди хотели посмотреть, как живет настоящий табор. А мне хотелось, чтобы цыгане хоть чем-то, хоть немного, но заработали легально. Так вот одна женщина говорит: "Меня на вокзале цыганка как-то обманула, все деньги забрала". Одна из женщин-рома в ответ выпалила: "Так ведь это я была!". Причем, это не было попыткой пошутить - она говорила серьезно, потому что в ее понимании - на вокзале она зарабатывала деньги для семьи и детей. Одна цыганка мне призналась: даже если у меня холодильник будет набит продуктами, я все равно пойду гадать и попрошайничать. Во многих цыганских сказках и легендах повествуется об истоках воровства, особом "разрешении" для рома красть. Нельзя сказать, что цыгане сплошь занимаются криминалом, но объективно и возможностей заработать честно для них в нашем обществе не так много.

Часть цыган торгует на рынке, мужчины нанимаются строить бани в поселках, собирают металлолом. Причем, что показательно, зная, что не каждый возьмет их на работу, они представляются выходцами из Таджикистана, Кавказа, а то и Молдовы, наивно полагая, что их сложно узнать. Улыбка с золотыми зубами разоблачает моментально.

А наркотики? По-прежнему торгуют?

Данил Сергеев: Бум наркоторговли был в девяностые и в начале нулевых, сегодня многие из знаменитых воротил цыганского наркобизнеса уже отсидели свое, а то и ушли в мир иной. Была тогда, например, в Екатеринбурге цыганка, которая возила наркотики прямо в детской коляске, под ребенком. Ее так и прозвали - "Коляска". К слову, на вершине цыганской наркоторговли в Екатеринбурге в те годы была русская женщина, жена одного влиятельного цыгана, начавшего свой криминальный бизнес еще во времена СССР одним из первых в стране. "Бизнес" достался ей после смерти мужа. С тех пор многие из них, а точнее - уже их дети, занялись вполне легальным бизнесом. Конечно, нельзя исключить, что в дело они вложили и деньги, полученные от продажи наркотиков.

Фото: Иван Егоров/ РГ

К слову, некоторым сообществам цыган торговать наркотиками строго запрещают их традиции. Например, цыгане-сербияне наркотики никогда не продавали. Да, они могут гадать и попрошайничать, но дурманом не торговали принципиально. Однако очень многие сербияне сами стали жертвами наркобума 90-х: увлечение запрещенными веществами стало пагубным для многих молодых цыган в те годы.

Данил, цыгане все-таки довольно закрытое сообщество, как вас пустили в табор?

Данил Сергеев: Еще мой дядя в 1970-е годы снимал дом у одной цыганской семьи, с ними дружила моя бабушка, а потом и я. Мы не теряли отношений даже в 90-е годы, когда цыган обвиняли во всех смертных грехах. К рома и сегодня относятся настороженно. Конечно, они чувствуют это, когда приходят в больницы, госучреждения. И стараются лишний раз не пересекаться с "нашим" миром. С одной стороны, это отношение может и заслуженно, но все же нельзя всех под одну гребенку. Ведь не все воруют и торгуют наркотиками. Стереотипы очень сильны, и думаю, даже если все цыгане вмиг перестанут гадать и попрошайничать, этот шлейф будет тянуться за ними еще не одно десятилетие.

Но вот что интересно, не только мы мыслим о цыганах стереотипами. И в их сознании полно разных клише по отношению к нам. Знаете, кого они считают самой опасной колдуньей, которая может навести на них порчу? Женщину с голубыми глазами! И я в этом не раз убеждался. Получается, мы боимся цыган-гадалок с огненно-черными глазами, а они блондинок с голубыми глазами. Кажется, невероятным в нашем-то веке. И так во всем. Так что нам предстоит разрушить еще очень много ложных установок друг о друге. И думаю, процесс этот должен быть обоюдным.

Нет у этого народа желания жить исключительно воровством. Стойкие традиции, отсутствие образования мешают их интеграции. Знаете, они очень любят и часто пересматривают фильм про Будулая, про цыгана, который жил честно.

Откуда пошли цыгане?

Данил Сергеев: Среди многих исторических теорий самая стойкая говорит о том, предки цыган жили в центральных районах Индии. Сегодня они живут почти во всех странах мира, от США до Восточной Европы. В России, по данным последней переписи, насчитывается 220 тысяч цыган.

Какая религия у цыган?

Данил Сергеев: В России больше православных цыган. Они массово крестят детей в Пасху. Меньше цыган мусульман. Религия обусловлена страной проживания цыган.

Как гадалкам удается обмануть, обладают ли они какими-то психотехниками?

Данил Сергеев: Считается, что цыганки обладают элементами гипноза, которым овладели за долгие годы своей деятельности.

О жизни цыган мы знаем не много. Но, кажется, и этого достаточно для того, чтобы в обществе сформировалось непоколебимое убеждение: цыганский народ состоит исключительно из воров, наркоторговцев, мошенников и попрошаек. Корреспонденты Оnliner.by отправились в гости к гомельским цыганам и посмотрели, так ли все однозначно.


— Обидно, что про нас думают только плохое. Среди цыган много хороших людей, которые честно трудятся, ходят на работу, в церковь, ведут обычный образ жизни. У любой нации найдутся нечистые на руку люди, но из-за них ведь никто не называет плохим весь народ. Преступники есть везде, и от национальности это не зависит, — изливает накипевшее за долгие годы Николай.

На стареньком Nissan мы едем к его племяннице Раде. Ей понадобилась какая-то помощь по хозяйству. Сворачиваем с Барыкина на Сосновую и останавливаемся возле старого кирпичного дома.


— Здесь раньше много цыган жило. Такие дома были! Вон тот большой и вон тот, — обводит рукой окрестности Николай. — Это сейчас коттеджи стало модно строить. А в советские годы двухэтажные дома были только у цыган. Но сегодня многие из них распроданы русским.

— Зачем?

— Кто за долги, кто уходит в квартиры, а кто переезжает в другое место в поисках лучшей жизни.

— А сейчас цыгане кочуют?

— Да нет. Слышал, что в России кочевой образ жизни ведет 1% цыган. Думаю, у нас и того меньше.

Нас встречает скромно одетая цыганка с большими золотыми серьгами в ушах. Просит не разуваться и зовет за стол. На небольшой кухне — скромная мебель, в углу — печь, чисто. Рада наливает чай и извиняется за отсутствие лакомств: не успела сходить в магазин.

15 лет назад от Рады ушел муж. С тех пор она одна. Сначала растила детей. Теперь — внуков. С гордостью рассказывает о том, что дочь получила образование: закончила 11 классов. Сын, правда, не успел — в 9-м женился. Теперь у него две дочки. На подходе третий ребенок. О своем прошлом цыганка рассказывает с удовольствием, а вот от фотокамеры уворачивается. На очередную попытку фотокора заполучить колоритный снимок выругалась на своем языке и одарила суровым цыганским взглядом. После такого направлять объектив в ее сторону уже не хотелось. Зато внучку Рада презентовала без тени стеснения. Трехлетняя Злата словно создана для фотосессий.




Рада рассказывает о том, как трудно живется. Денег совсем нет. Выручают огород и хозяйство: женщина держит корову, свиней. Продает молоко и мясо.

— А гадать не пробовали?

— Не верю я в это. Моя мама гадала, чтобы выжить. Но я знаю, что она толком-то и не умела этого делать. Там у нас на Крайней была одна гадалка. Вот она была настоящая — к ней все начальство города и даже прокуроры ходили. А все остальные… Не верю я им, — машет рукой цыганка.

В семье работает только дочь Рады. Сын сидит дома. И это норма. В перманентном поиске рабочего места пребывают многие цыганские мужчины. Спроси у любого из них, где он работает, и 8 из 10 непременно скажут: только что уволился, ищу новую. Но тунеядца у цыган никогда не попрекнут куском хлеба. К проблеме постоянной нехватки денег у этой нации отношение философское.



Пока стоим, мимо дома проезжают две груженные ломом повозки. И один велосипед. Рядом — пункт сдачи металлолома.

— Где они берут столько металла?

— Собирают. Иногда скупают за бесценок, а потом перепродают.

— У милиции другая версия…

— Не-ет. У нас никто не ворует.

В своем ответе Иван так убедителен, что дальнейшие расспросы о природе возникновения металла в цыганских закромах становятся бессмысленными. Тем временем велосипедист с пустым багажником возвращается назад. Заработал 65 тыс.

— Негусто, — оценивает доход соседа Иван. — Но ведь и их никто не даст.





Две девочки погодки — Сандра и Рената — с любопытством разглядывают неместных. У Сандры светлые волосы. Говорят, такое у цыган случается, когда мешается кровь.



Свою маму, наполовину цыганку, наполовину украинку, сестры не помнят. Она оставила их, когда те еще ползали. Что-то не заладилось у нее с мужем и отцом девочек, собралась да уехала на родину в Украину. Теперь детей растят бабушка и тетя Зоя.






Малышки проводят экскурсию по дому. Хотя демонстрировать здесь особо нечего. В гостиной из мебели только диван и стол. В других комнатах — видавшие виды комоды и кровати. Сестры показывают, кто где спит. Из их рассказа получается, что членов семьи как минимум в два раза больше, чем спальных мест в доме.





На прощание угощаем девочек жвачкой. Они просят еще.


На пороге нас встречает глава семейства — мужчина лет пятидесяти. В руках у него молоток: хозяин починяет дверь в гостиной. Нас тут же усаживают на диван. Судя по обстановке, здесь живут крепкие цыганские середнячки. На полу ковры, на стене — многодюймовый телевизор.



С Николаем и Альбиной в доме проживает еще восемь душ: три дочки, сын с невесткой и трое внуков. Все они каким-то чудом размещаются всего в двух комнатах.


Молодежь, заслышав звуки затвора фотокамеры, заперлась в зале.

— Не надо нас фотографировать.

— Почему?

— Потом все смеяться будут и обсуждать, — объясняет одна из девушек. После чего берет веник и начинает мести пол возле порога. Где-то приходилось слышать, что если уж цыганка при гостях делает такое, расположения от нее не жди.

Ситуацию разрядила средняя дочь — Вера. Она только что вернулась с работы. Одета девушка по последней моде. Юбка не в пол, а до колена.

— Такую длину можно, пока не замужем, — поясняет цыганка. — А замуж выйдешь — уже от мужа зависит. Одни разрешают, другие — нет.

— Ой не знаю. Мне бы и разрешил муж — не надела бы. Стыдно это. Знаете, как наши люди говорят потом? А! Это она уже мужика другого захотела, так юбку такую надела. Нет, это позор так ходить, — выговаривает Вере ее сноха.

— А это правда, что замуж берут у вас только девственниц?

— Конечно. У нас даже обычай такой — на свадьбе простыню выносят. И всем гостям показывают. Если девушка нечестная оказалась — позор ей и всей ее семье потом.

После таких откровений девушки оттаяли и согласились-таки на фотосессию. Пошли наряжаться. Чтобы гости не скучали, глава семейства включил DVD с цыганскими песнями. В клипах лошади всех пород и мастей галопом скачут по ЖК-экрану. Цыган, затаив дыхание, не сводит с гнедых своих горящих глаз.

— Ну, посмотри, какие красавцы! — причмокивает Николай.

— А у вас есть лошадь?

— Был конь. Продал, — вздыхает мужчина. — Деньги нужны были. Но обязательно куплю. Какой же цыган без коня?


Через 15 минут вышли наряженные девушки.





Еще позже цыганок и вовсе как подменили. Позабыв о том, с чего начиналась наша встреча, они разговорились и рассказали о своей главной проблеме — безработице.


Цыганское радио сработало исправно. Прослышав, что на его земле журналисты, в дом Николая и Альбины пожаловал сам барон. Впрочем, обряд посвящения в бароны Жан не проходил. Просто, будучи уважаемым человеком, взял на себя обязанности по поддержанию в округе порядка. Вот и сейчас приехал посмотреть, все ли спокойно. Убедившись в нашей адекватности, цыганский предводитель засобирался домой, кинув с порога:

— Ну что? Когда закончите, жду вас у себя?


Дом барона не спутаешь ни с каким другим. Выглядит внушительно, но без особых изысков. Никаких расписных башенок и мозаичных витражей из цветного стекла. Зато внутри — и хрустальные люстры, и мейсенский фарфор…









Жан проводит нас по дому. Знакомит с приятной моложавой женщиной — это жена Светлана, с единственной дочерью Златой и самой большой своей радостью — внучкой Раминой.


— Хочу, чтобы она артисткой была, — не сводит глаз с девочки барон. Глядя на Рамину, которая в свои четыре года не поленилась нарядиться к приходу гостей, в ее артистическом будущем совсем не сомневаешься.



Затем нас приглашают за огромный стол. От роскоши взгляд не может сконцентрироваться на хозяине дома, а мысли — те и вовсе не собрать. Приходится задавать дежурный вопрос.

— В обществе сложился стереотип: цыган — вор, обманщик, бездельник. Как думаете, почему и кто в этом виноват?

— Не исключаю, что среди представителей нашего народа имеются и такие люди. Но их не больше, чем в любой другой нации. Одна из наших бед — низкий уровень образованности. Многие не закончили даже начальную школу. Сейчас, правда, ситуация меняется к лучшему: все больше цыган получают не только среднее, но и высшее образование. Но это среди тех, кто более-менее обеспечен. На селе же все по-прежнему. Цыгане держат хозяйство, за ним нужно смотреть. И дети сызмальства помогают родителям это делать. Взять хотя бы меня. Мой отец был уважаемым человеком, богатым, но богатство он это заработал упорным трудом: держал много скота. В нашей семье любые рабочие руки на вес золота были. Какая там школа!


— Почему подавляющее большинство цыган не работает?

— Во-первых, как мы уже говорили, из-за отсутствия образования. А во-вторых, думаю, из-за свободолюбия своего. Цыган должен заниматься любимым делом. Откройте конезаводы для цыган, и они смогут обучать лошадей, смогут работать кузнецами — заниматься теми профессиями, которыми они зарабатывали сотни лет. Цыгане хорошие артисты, но почему-то в последнее годы об этом все забыли и не хотят говорить. Общество отвернулось от цыган. Из-за их неграмотности они не знают законов, не знают, как им вести разговор с властями. За цыган некому заступиться.

— Поэтому цыганам нужны и барон, и другие люди, которые помогали бы защищать их интересы, — вступает в беседу Николай. — У нас много планов и соображений, как улучшить жизнь нашего народа. К примеру, я, являясь представителем цыганской общины, могу встречаться с администрацией района, доносить до них цыганские проблемы. Жан имеет весомый авторитет среди цыганского народа. Его слушают. Он может повлиять на поведение отдельных представителей нашей нации.

— Но почему тогда, раз барон такой уважаемый и его все слушают, цыгане продолжают пополнять криминальные сводки?

— Если кто-то из наших преступил закон, мы можем собрать сход общины, на котором решаем, как с ним быть дальше. Наказать можем по-разному. Смотря что он сотворил. Самое страшное наказание — изгнание. Другое дело, что не на всех это сегодня действует. Лес неровный, и люди неровные.

Читайте также: