Почему большевики предоставили казахскому народу автономию

Обновлено: 04.07.2024

Почему лидеры Алаш-орды не стремились отделиться от России?

Ровно 96 лет тому назад, 13 декабря 1917 года, восстанавливая казахскую национальную государственность под названием Алаш-Орда или Государство Алаш, ее отцы-основатели отделение от колониальной России рассматривали как неизбежность, как конечную цель.

Из истории Автономии Алаш известно, что из всех народов Российской империи, покоренных в ходе колониальных войнов или добровольно принявших подданство, например, как казахи, после Февральской революции 1917 года именно казахская элита провозгласила национальную автономию самой последней – на ІІ-м Всеказахском сиезде в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Причем против немедленного объявления автономии выступил сам Алихан Букейхан, лидер движения Алаш, который несмотря на эту, на первый взгляд, противоречивую позицию, в последующем большинством голосов был избран первым и последним председателем Алаш-Орды. При этом важно подчеркнуть, что лидер движения Алаш пошел на компромисс лишь под давлением другой группы национальной элиты, из которой А.Букейхан в июле 1918 года образует Западное крыло Алаш-Орды.

Противоречивость казахского национального лидера – а это одна из самых загадочных моментов истории Алаш-Орды – заключается, во-первых, в том, что еще задолго до ІІ-го Всеказахского съезда, в начале июля 1917 года, на очередном съезде ЦК Конституционно-демократической партии, член ЦК А.Н.Букейхан заявил о праве своего народа на автономию. В ответ на отказ съезда ЦК партии в предоставлении казахам национальной автономии А.Букейхан выходит из ЦК и кадетской партии, о чем информировал І-й Всеказахский съезд, состоявшийся 21-28 июля в Оренбурге. Во-вторых, А.Н.Букейхан, будучи комиссаром Временного правительства по Тургайской области, сам же инициировал созыв І-го Всеказахского съезда, где впервые упомянул о праве казахского народа на самоуправление. Однако 5 месяцев спустя, на ІІ-м Всеказахском съезде, созванного кстати по его же инициативе, он уже выступил против немедленного провозглашения автономии. В этой связи возникает естественный вопрос: Почему лидер движения Алаш не спешил с объявлением автономии Алаш-Орда?

Это печальный факт, что наши отечественные историки, исследователи истории Алаш, откровенно избегают темы причастности Алихана Букейхана к таиному русскому масонскому сообществу начала ХХ века, членом которого он состоял с 1906 года – с момента избрания депутатом І-й Государственной думы.

Между тем причастность и ведующая роль русских масонов в осуществлении Февральской революции 1917 года является историческим фактом, не подлежащим сомнению. Напомню, что в первом составе Временного правительства масонских братьев было по меньшей мере четыре. Это Александр Керенский, Николай Некрасов, Михаил Терещенко и Александр Коновалов, не говоря о том, что в последующих составах трех коалиционных правительств их число только росло, но уже во главе с А.Керенским.

Даже свержение Временного правительства и приход большевиков к верховной власти в России 25 октября (7 ноября) 1917 года не поколебали веру казахского лидера в то, что предстоящее Учредительное собрание, заседание которого было назначено на 5 января 1918 года, предоставит казахам автономии.

Из этой цитаты становится очевидным, что лидер казахов не пытается навязать своему народу и национальной элите идею об автономии, а как бы подсказывает, чтобы автономия была объявлена по воле и решимости всего Алты Алаш (Шести Алаш). Таким образом он твердо и последовательно отстаивал национальные интересы – прежде всего – своего народа, исходя из быстро меняющейся политической ситуации в России и театре военных действий в Европе, не нарушая при этом своих масонских обязательств.

Но возникает другой актуальный вопрос: Почему отец-основатель Автономии Алаш не стремился отделить ее от колониальной России, как, например, Финляндия 6 декабря 1917 года?.

А.Букейхан был реалистом, гибким, прагматичным политиком, дальновидным государственным деятелем. В ранние период своей борьбы, он, подробно изучив историю и последствия добровольного подданства Казахстана России, пришел к однозначному выводу, что казахское государство уничтожено абсолютно незаконно – в грубое и одностороннее нарушение Россией двухсторонних соглашений, а исконные казахские территории аннексированы. Аннексия – это одна из форм агрессий. В итоге Казахстан оставаясь вассальным, протежируемым государством де-юре, де-факто стал колонией.

Но А.Букейхан ясно осознавал, что вооруженная борьбы против колонизатора влечет за собой огромные людские потери, неизбежны и территориальные. По его сведениям, из более чем 260 млн. десятин исконных казахских территорий, объявленных в 1868 году собственностью русской казны, к 1917 году порядка 20 млн. десятин плодородных угодий – родовые земли казахов – кстау, жайлау, покосы и пресноводные источники были незаконно переданы в пользование казачьих войск, переселенцев-крестьян, церкви и проданы русским князьям-баронам.

Абсолютно безоружный полукочевой народ, с 1834 года освобожденный от несения воинской службы, потерял былую воинственность, боевые навыки и способность, тем более когда военная науки и вооружение шагнули далеко вперед, не был готов к длительной и кровопролитной борьбе против империи, что красноречиво показало стихийное восстание 1916 года, еще ранее – самое крупное вооруженное восстание хана Кенесары в первой половине ХІХ века.

Учитывая все эти факты, А.Букейхан выбрал путь невооруженного сопротивления – легальную борьбу за восстановление национальной государственности в условиях жестокого колониального ига.

Воспользовавшись ситуацией, когда Временное правительство переживало очередной кризис в сентябре 1917 года и не дожидаясь его санкции, А.Букейхан инициировал принятие очередным казахским съездом постановления о создании казахской милиции, которое, правда, так и не было исполнено. Вероломный же захват власти в России большевиками дал великолепный шанс А.Букейхану без оглядки создавать национальную армию. Накануне объявления Автономии Алаш А.Букейхан написал следующее: «В Уральске, Акмолинске, Семипалатинске много мужиков соседствуют с нами: в этих областях мужик и казах смешались. Если решим оставить этих казахов и отделиться, чтобы жить обособленно, то эти казахи останутся среди русских; если пытаться их переселить, эти казахи врядли покинуть землю предков, а если покинут – будет непростительно.

Тем не менее имея даже реальные войсковые подразделения, зачатки национальной армии, А.Букейхан не стремился к отделению от России, поскольку угроза неоправданных и неисчислимых людских и территориальных потерь все еще была огромной, но теперь уже со стороны большевисткой власти. Оставаясь в составе бывшей империи до поры до времени, этих потерь возможно было избежать или, по крайней мере, свести их до минимума. Для этого, в чем был убежден лидер Алаш, находясь в составе России в статусе автономии, необходимо поднять уровень культуры и образования народа, подготовить национальных кадров по управлению государством и экономикой, легальным путем создать и укрепить национальную армию.

Пока же, после создания автономии, ему, как главе юного национального государства, важнее всего было определить и узаконить его границы по возможности в пределах исконных казахских территорий и земель. Он, создавая государство Алаш, не хотел терять ни пяди родной земли. Но его еще больше беспокоила безопасность и целостность угнетенного народа.

Читайте также: