Почему автор назвал главу опись градоначальникам

Обновлено: 02.07.2024

От издателя

Обращение к читателю

О корени происхождения глуповцев

Опись градоначальникам

Глава рассказывает о градоначальниках Глупова. Это были 22 правителя – один хуже другого. Все странные и чудные. Так, первый Клементий был привезен из Италии за искусное приготовление макарон. Из города его выслали за измену (прежде избив кнутом и вырвав ноздри).

Великанов запомнился налогами в 3 копейки. Попал в острог, полюбовничав с Авдотьей Лопухиной.

Грек Ламврокакис торговал орехами и губкой. Правил недолго. Был заеден клопами в собственной постели.

Антон Протасьевич пел непристойные песни и летал по воздуху. Однажды в полете зацепился костюмом за шпиц в городском саду, за что и был уволен.

О других градоначальниках подробно расскажут главы ниже.

Органчик

Выяснилось, что у Брудастого пустая голова. Как-то письмоводитель заметил, что его тело делает записи за столом. А голова просто лежит отдельно и в ней ничего нет.

Часовых дел мастер, посещавший градоначальника, признался, что у того в голове мини-орган, исполняющий только 2 пьесы – его фразы. В итоге инструмент сломался, отсырев по пути. Пока ждали новую голову из столицы, началось безвластие. Появились даже 2 одинаковых градоначальника-самозванца. Их забрал рассыльный из губернии, посадив в бутыли со спиртом. Анархия продолжалась 7 дней.

Сказание о шести градоначальницах

В анархии глуповцы бросают людей с крыши, бьют стекла. Явились новые правители-самозванцы. Все они оказались дамами.

Мужественная бездетная вдова Палеологова жестоко истязала своих 4 крепостных и имела жутковатое коричневое лицо. Дама обокрала казну и требовала признать ее градоначальницей, ведь когда-то ее муж занимался этой деятельностью.

Клемантинку де Бурбон подговорил претендовать в правители штаб-офицер. Когда-то эту должность занимал ее отец – картежник. Дама много пила и отлично ездила на лошади. Она сутки сражалась с Палеологовой. Последняя улетела в воздух с награбленными деньгами.

Третьей претенденткой стала немка Амалия Штокфиш, 2 месяца бывшая, любовницей градоначальника. Она легко победила пьяную Клемантинку.

Известие о Двоекурове

В разгар самоуправства появляется новый градоначальник Двоекуров. На посту он продержался 8 лет. Он благоприятно повлиял на развитие города, но о нем осталось мало данных.

Он решил открыть в Глупове академию, ввел пивоварение и медоварение. Правда, учебное заведение так в городе и не появилось. Последователь Двоекурова получил отказ в его открытии и выстроил съезжий дом.

Голодный город

1776 год наступил при счастливых обстоятельствах. До этого город долго не голодал, не горел, не было эпидемий. Благодарили люди за это бригадира Фердыщенко. Он говорил ласкательными словами, ни во что не вмешивался, любил посещать кабаки.

Счастливый период закончился на 7 год правления нового градоначальника. Тот влюбился в жену ямщика. Чувства сильно изменили Фердыщенко. Он стал деятельный и заменил грязный халат мундиром. Алена Осипова была настоящей русской красавицей – полная, румяная, с пухлыми губами-вишнями. Они с мужем Дмитрием любили друг друга. На супругов любовались все глуповцы.

Правитель увидел Алену в кабаке и предложил жить вместе. Та отказала, сославшись на красавца-мужа. После Фердыщенко стал притеснять ямщика и даже сослал в Сибирь. Только тогда девушка приняла ухаживания правителя.

В городе началась засуха, голод. Люди умирали. Прошения к Фердыщенко не помогали, посланец не вернулся. Тогда местные жители сбросили Алену с колокольни. Подавлять бунт пришли солдаты.

Соломенный город

Вскоре после начала нового романа Фердыщенко в город пришли пожары. Обвинили глуповцы в них градоначальника.

Фантастический путешественник

Только город оправился, Фердыщенко решил путешествовать. В его распоряжении была небольшая территория с кучами навоза. Там и отправился правитель путешествовать. Местные жители должны были снабжать его едой. И поздравлять показавшегося на горизонте градоначальника, как будто тот явился издалека.

Войны за просвещение

Когда в городе не было дел, Бородавкин маршировал в кабинете. Писал политический проект, прибавляя по строке в день, и очень гордился этой работой.

Изучив историю Глупова, Василиск Семеныч посчитал достойным прошлым правителем только Двоекурова. В память о нем Бородавкин приказал сеять и есть горчицу. Жители против и бунтуют на коленях.

Подавлять бунт градоначальник отправляется к стрельцам в слободу. Продолжался он 9 дней. В темноте пришлось биться со своими же. В итоге большая часть живых солдат Бородавкина была уволена, а их заменили оловянные. Дойдя до слободы, правитель там никого не нашел. Тогда начали разбирать дома стрельцов, чем заставили их сдаться.

В будущем прошло еще 3 войны за просвещение. Во время первой глуповцам объясняли пользу каменных домов, во вторую – необходимость выращивания персидской ромашки, в третью – боролись против строительства академии в городе.

Из-за правителя город обнищал. Он решил снова сжечь Глупово, но умер, не осуществив намерения.

Эпоха увольнения от войн

На смену Бородавкину пришел Негодяев. При нем город окончательно обеднел. Новый правитель был против навязывания конституции, за что его и уволили. Рассказчик уверен – это лишь формальная причина. На самом деле его уволили за то, что Негодяев раньше был истопником, а, значит, принадлежит к демократам.

Следующим правителем стал Микеладзе. Тот лишь волочился за женщинами и не интересовался городом.

Беневоленский очень любил законы и сам написал несколько. Но законно и открыто заниматься этим было нельзя. Поэтому писал правитель ночами и тайно разбрасывал свои труды по городу. Уволили градоначальника за подозрение в связи с Наполеоном.

Подполковник Прыщ наладил дела в городе. Вроде и не занимался им, а глуповцы жили в изобилии, собирая огромные урожаи. Было замечено, что голова Прыща пахнет трюфелями. Тогда ее съел предводитель дворянства.

Поклонение мамоне и покаяние

После смерти Иванова управлять городом начал виконт де Шарио. Тот оказался необыкновенно веселым. Кроме маскарадов и развлечений виконт ничего не умел. Он обходил дела стороной, не вмешивался в администрацию. С таким его подходом к управлению глуповцы могли долго жить спокойно. Но за обращение людей в язычество иностранца де Шарио выслали из страны. В итоге он оказался женщиной.

На смену виконту пришел Эраст Андреевич Грустилов. Ситуация в городе на тот момент сложилась непростая. Глуповцы перестали верить в Бога, только развратничали и ленились. Они даже перестали работать и сажать зерно. Вместо икон по городу стали носить причинное место Перуна. Неудивительно, что вскоре в город пришел голод. Правителя этот вопрос не сильно беспокоил, он развлекался балами.

На Грустилова неожиданно сильно повлияла аптекарша. Та явилась правителю на балу в маске и призвала проснуться падшего брата. Грустилов уединился с красивой девушку и после сильно изменился. Ночь он сильно плакал о своих грехах. Утром снова зазвучал церковный колокол. Грустилов стал близко общаться с юродивыми, блаженными. Мужа аптекарши он выслал из города.

Жители Глупова прислушались к градоначальнику и тоже покаялись, вернулись к богу. Но к работе так и не вернулись. Грустилова же уволили за ночные массовые чтения запрещенных книг.

Подтверждение покаяния. Заключение

Оправдательные документы

В последней главе публикуются сочинения описанных выше правителей. Они были составлены последующим градоначальникам в назидание.


Литературное направление и жанр

Салтыков-Щедрин – писатель реалистического направления. Сразу после выхода книги критики определили жанровую разновидность романа как историческую сатиру, причём отнеслись к роману по-разному.

Салтыков-Щедрин предлагает собственную версию истории, которая отличается от версий современников Салтыкова-Щедрина (упомянутых первым летописцем Костомарова, Соловьёва, Пыпина).

Фантастичность романа связана с гротеском, который позволяет изобразить типичное через предельное преувеличение и деформацию образа.

Вопросы на выявление восприятия

Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?

Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

В центре уроков

— размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:

Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.

Внешность и черты характера.

Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.

Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.

1-я группа отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.

2-я группа — о Семене Константиновиче Двоекурове.

3-я группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.

4-я группа — о Василии Семеновиче Бородавкине.

5-я группа — об Иване Пантелеиче Прыще.

6-я группа — об Эрасте Андреевиче Грустилове.

7-я группа — об Угрюм-Бурчееве.

В ходе ученических исследований школьники заметят приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:

О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?

Изучение творчества Салтыкова-Щедрина можно закончить домашним сочинением на одну из тем, указанных в приложении.

Тематика и проблематика

Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых…

Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.

Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина “История одного города”

“История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то, что здесь он добрался до верхов власти, вместо провинциальных чиновников более ранних “Губернских очерков”. Вместо “…очерков” появляется более объемная и полновесная “История…”. Так мы пришли к значению первого слова в названии. Подчеркивая в произведении, что это не просто повествование, а именно

История, Салтыков-Щедрин прибегает к пародии. Во времена Щедрина “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет” и “Слово о погибели земли Русской” были каноническими произведениями. Поэтому, сатирик был вынужден очень осторожно пародировать их. Например, начиная повествование от архивариуса, он пишет: “Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, рассекаться мыслью по дереву, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и преподобный тот камень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло”. Вставляя знаменитых историков Костомарова и Соловьева, Щедрин не забыл и про своего приятеля Пыпина, что придает тексту некое достоверное псевдоисторическое звучание, одновременно указывая на современную, почти фельетонную трактовку истории.

Но на этом не заканчивается пародия на исторические тексты. Почти сразу за подражанием “Слову о полку Игореве” следует густой и сложный пассаж по мотивам “Повести временных лет”. Щедринские головотяпы, гущееды, долбоженики, рукосуи и куралесы очень напоминают полян, радмичей, дулебов, древлян и кривичей Нестора. Историческая серьезность и драмматизм призвания на Русь князей в мире Щедрина становится несерьезной историей. Ибо мир головотяпов – мир зазеркальный. Все у них происходит наоборот: и князья не идут княжить, а который соглашается, посылает вместо себя вора-новатора.

И строится “преестественно украшенный” город Глупов на болоте в унылом до слез пейзаже. “О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!” – возвышенно восклицает романтический автор “Слова о погибели земли Русской”.

История Глупова – противоистория. Она смешная, гротескная и пародийная, но гротескная и пародийная не в меру, так как меры здесь просто нет, а смешная сквозь слезы, ведь это – история земли Русской. Глупов не просто город. Однажды узнав, что он остнован на болоте, потом мы читаем, что “родной наш город Глупов имеет три реки, и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен, на коих в гололедицу великое множество экипажей ломается”. Парадоксальна и социальная характеристика: то это уездный городишко, то чуть ли не столица, то вдруг становится затерянным в глуши селом. Таким образом, город Глупов – собирательный образ всей России. Вот мы получаем отклик на еще одну известную книгу – “Историю государства Российского” Карамзина. Но список пародий почти бесконечен, потому что Салтыков-Щедрин пародировал всех и вся, не щадя ни истории прошлого, ни современности.

После разгрома историков древности, Щедрин принимается за современников. По их стилю и подобию он строит историю “по царям”. Но историю Глупова нельзя было написать по другому, ведь вся их история – смена одного градоначальника другим. Так, горько усмехаясь, он осуждает народ, надеясь, однако, на лучшее. Интерестно, что головотяпы не меняются в течении всей книги. Они слепо верят градоначальникам, терпят их, смещают и снова чествуют такого же. Русский народ никогда не учится на ошибках, как бы говорит автор.

Но несмотря на все испытания, которым жизнь подвергла Щедрина, он, озлобленный на веь мир, не теряет веры в добро и справедливость. Ведь это так необходимо каждому человеку!

Подводя итоги рассуждений, можно сказать, что “История одного города” – смешная и грустная пародия на историю России, город Глупов – собирательный образ всей земли Русской, а сами глуповцы – русский народ.

Так и смотрим мы до сих пор в это зеркало и узнаем в нем себя. Видимо, “История одного города” будет актуальна и понятна людям до тех пор, пока они не начнут учиться на своих ошибках, а это случится, ой, как не скоро!

Сюжет и композиция

Следующие 10 глав посвящены описанию наиболее выдающихся градоначальников в хронологическом порядке.

Герои и образы

Многие герои – сатира на настоящих правителей. Например, шесть градоначальниц – это императрицы 18 века. Их междоусобная брань длилась 6 дней, а на седьмой день в город прибыл Двоекуров.

За 6 лет правления Фердыщенко глуповцы забыли о притеснениях, но на седьмом году Фердыщенко взбесился и увёл мужнюю жену Алёнку, после чего началась засуха. Глуповцы в припадке ярости сбросили Алёнку с колокольни, но Фердыщенко воспылал любовью к стрельчихе Домашке. За это глуповцев постиг страшный пожар.

Фердыщенко покаялся перед народом на коленях, но его слёзы были лицемерными. В конце жизни Фердыщенко путешествовал по выгону, где и умер от обжорства.

Онуфрий Иванович Негодяев, капитан, в прошлом истопник, начал эпоху увольнения от войн. Градоначальник испытывает глуповцев на твёрдость. В результате испытаний глуповцы одичали: обросли шерстью и сосали лапы, потому что ни еды, ни одежды не было.

Правление Микаладзе было мирным, наказания мягкими. Единственный недостаток градоначальника – любовь к женщинам. Он вдвое увеличил население Глупова, но умер от истощения сил.

Предводитель дворянства наконец догадывается, что у Прыща фаршированная голова, и съедает её без остатка.

Угрюм-Бурчеев разрушает город и на новом месте строит Непреклонск, но ему не удаётся совладать с рекой. Кажется, сама природа избавляет от него глуповцев, унося его в смерче.

Краткое содержание рассказа по главам

Все князья отказывались руководить головотяпами. Тогда и был найден самый глупый правитель, вместо которого правил вор-новотор. С того момента на месте поселений племени появился город Глупов. Его жители стали официально зваться глуповцами.

Механизм в голове отремонтировать не вышло, в итоге заказали новую. Однако посыльный испугался говорящей части тела и выбросил ее. С этого момента заканчивается правление Брудастого. В Глупове царит хаос, объявляются и сразу исчезают самозванцы.

Сказание о шести градоначальницах Пародирует период Дворцовых Переворотов. В городе также правят женщины, борясь друг с дружкой за власть. Каждая старается привлечь внимание атаманов для поддержки. Успешнее всего это получается у немки с фамилией Штокфиш.

Во время постоянных перебранок в городе стояла анархия, иногда начинались драки между жителями. Примечательна последняя градоначальница Дунька, укрепившаяся на клоповом заводе. Она натравливала насекомых на всех горожан, что были против нее.

Известие о Двоекурове После смутного времени бразды правления перенимает Двоекуров. Он восемь лет управлял городом. Это – один из немногих, оказавших хорошее влияние на жизнь, градоначальников: вводил новые правила, хотел просвещать людей.

Голодный город Следующий правитель – Петр Фердыщенко, успешно правивший городом шесть лет. Глупов же в это время только процветал. Со следующего года начинаются несчастья. Мужчина влюбляется и начинает творить глупости ради Аленки Осиповой, жены ямщика.

Петр добивается счастья, но тут начинаются засухи и голод. Население устраивает бунт и казнит Аленку, считая ее виновницей всех бед. Чтобы усмирить волнения, из губернии высланы солдаты. Глуповцы приняли их за гонцов с провизией. На этом глава заканчивается.

Войны за просвещение Следующий правитель, Василиск Бородавкин, читает о развитии города, хочет стать реформатором. Пример для подражания – Двоекуров. Однако среди всех реформ Двоекурова Василиск ухватывается только за одну идею – нужно сеять горчицу. Жители не хотят вновь питаться горчицей и учиняют бунт.

Начинается небольшая гражданская война, проходящая на болотах. В один день Бородавкин замечает, что войска ушли, оставив вместо себя оловянных солдатиков. Градоначальник создает из них резервные войска, направляется брать Стрелецкую слободу. Уничтожая, по совету оловянных солдатиков, избы горожан, Бородавкин побеждает.

Эпоха увольнения от войн Следующий правитель – Негодяев, выступавший против Конституции. Его сразу за это уволили, хотя летописец намекает о других причинах. Выясняется, что Негодяев – истопник, что близко к демократам.

Еще один начальник – Микеладзе. Манерный правитель, желавший лишь привлекать дам и покорять их деликатностью. При этом даже он заметил все пороки и лишения города после Бородавкина. Прекращает просвещение, не выпускает новых указов. Вскоре погибает от истощения после дам.

Далее шел Феофилакт Беневоленский. Составил ряд указов и законов, однако выяснил, что не имеет права их выпускать. Во время правления Беневоленского горожане существовали сами по себе. В итоге Беневоленский издает два закона, после чего его отстраняют за сотрудничество с Наполеоном.

Четвертый начальник – Прыщ. Не увлечен правлением, при нем все живут счастливо и сыто. Однако глуповцы все равно недовольны, подозревая Прыща в колдовстве. Горожане замечают странности в поведении Прыща: он заставляет все вокруг мышеловками на время сна. Как выяснилось, это из-за трюфелей в голове. В итоге предводитель дворян поедает голову Прыща.

Поклонение мамоне и покаяние Следующий правитель – советник Иванов, обладавший небольшим ростом. О нем практически ничего не говорится, так как начальник быстро умер, ничего не оставив после. Далее правил Викон де Шарио родом из Франции. Он любил разные веселья, а в результате оказался женщиной.

Постепенно жители вовсе перестают трудиться. Градоначальнику же тоже неинтересны такие проблемы. Грустилов проводит время на балах, не замечая жизни города. Так в Глупов пришел голод.

Во время одного из балов Глупов встречает юродивую из далекого Гамбурга — Пфейффершу, в которую сразу же влюбляется. С этого момента городом правят убогие и юродивые, ранее забытые и брошенные. Женщина же увлекается мистическим ритуалами, пишет книги и правит градоначальником.

Грустилов потворствует возлюбленной, жители при этом продолжают лениться и каются в грехах. По ночам вся элита города собирается за прочтением критических высказываний Страхова. Обо всем этом становится известно начальству штабс-офицера. Грустилов отправляется в отставку, давая дорогу новой эпохе.

Подтверждение покаяния. Заключение Последний правитель — Угрюм-Бурчеев. Он никак не проявлял характер, однако жители все равно его боялись. Издатель так же, как и летописец, называет его идиотом, однако все равно боится. Все, чем интересуется Угрюм-Бурчеев — простое, незамысловатое. В голове начальника есть план, который нужно воплотить досконально. Угрюм-Бурчеев желает устроить в городе тоталитарный режим, назвав место Непреклонском. Более о Глупове ничего не известно. Предположительно, все остается по-прежнему.

Главные герои

Краткое содержание

От издателя

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

О корени происхождения глуповцев

Характер у головотяпов-глуповцев смирный, перед властью они раболепствуют, поэтому вор-новотор легко устанавливает удобные ему порядки, но покорность ему претит: он жаждет бунта, чтобы, усмиряя их, проявлять свою власть. Вскоре вор-новотор проворовывается, и князь приговаривает его к казни: посылает ему петлю. Вор-новотор опережает казнь, сам зарезывается огурцом .

Опись градоначальникам

в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 – 1826)

Органчик

Присылают новую говорящую голову, но мальчик-посыльный так ее пугается, что выбрасывает. В Глупове наступает безвластие (пародия на смуту), и объявляются два градоначальника-самозванца, которые сами не могут решить, кто из них настоящий. Из губернии приезжает рассыльный, забирает самозванцев, и в Глупове неделю царит анархия, безначалие .

Сказание о шести градоначальницах

Картина глуповского междоусобия

Среди иных претенденток, впрочем, не имеющих оснований на правление, были Нелька Лядоховская, Дунька Толстопятая и Матренка-Ноздря. В Глупове царила анархия, граждане то и дело бунтовали, доходило дело и до боев. Наиболее примечательна из последних градоначальниц Дунька, которая укрепилась на большом клоповном заводе , натравливала на осаждающих клопов, а затем сама же была ими изъедена . Смута заканчивается, когда приходит к власти Двоекуров.

Известие о Двоекурове

Двоекуров был глуповским градоначальником 8 лет. Он был, пожалуй, одним из немногих правителей, кто оказал положительное влияние на жизнь в Глупове. Он вводит ряд новых правил: например, положено варить мед и пиво, обязательно использовать горчицу и лавровый лист. Также Двоекуров собирался учредить в Глупове первую Академию.

Голодный город

После, в 1776 г. приходит к власти Петр Петрович Фердыщенко. Шесть лет его правления были весьма благотворны, и Глупов процветал. На седьмой год Фердыщенко смутил бес и он влюбляется в жену ямщика Митьки, Аленку Осипову. Замужняя Аленка противится чувствам градоначальника. Чтобы расположить ее к себе Фердыщенко даже отправляет Митьку в Сибирь, и тогда она успокаивается и отзывается на его внимание.

Счастье Фердыщенко и Аленки длится недолго: в городе начинается засуха, приходит неурожай, голод, город обезлюдел . Горожане отправляют гонца к градоначальнику, но тот не возвращается. Вспыхивает бунт, глуповцы, решив, что Аленка всему злу заводчица , сбрасывают ее с колокольни. Из губернии посылают роту солдат для усмирения бунта. Глуповцы принимают их за посланников с хлебом.

Соломенный город

После Аленки у Фердыщенко новая страсть: его прельстила стрельчиха Домашка , мужественная и решительная . Он вновь не следит за городом, и 7 июля Глупов загорается. Первыми весть несут юродивые: они собираются на площади. Через день загорается Пушкарская слобода, люди в ужасе, колокола срываются с колоколен, гремит гром. Вспыхивают слободы Болотная и Негодница. Глуповцы требуют ответа у бригадира, который с Домашкой в градоначальническом доме заперся, но ответа не получают.

Фантастический путешественник

Войны за просвещение

Пришедший вслед за Фердыщенко Василиск Семенович Бородавкин изучает историю Глупова и выбирает в качестве примера для себя реформатора-Двоекурова. В его деятельности Бородавкин углядел смысл: тот не только мостил мостовые и взимал недоимки, но и сеял горчицу! Градоначальник пытается вновь навязать ее употребление, но глуповцы сопротивляются. Вспыхивает бунт, и Бородавкин организует поход на Стрелецкую слободу, развивается нечто похожее на гражданскую войну: свои воюют со своими. Поход дается непросто:
Стрелецкая слобода окружена болотами, подводы с провизией не доставить, пушки тонут в болоте. Как-то утром Бородавкин замечает измену подлог: большинство солдат исчезли, а вместо них по некоей резолюции поставлены…оловянные солдатики. Он организует из оловянного войска резерв и идет на Стрелецкую слободу, но обнаруживает, что она – пустая, словно вымерла . Оживают оловянные солдатики и подсказывают Бородавкину избы ломать . Он разбирает дома по бревнам, и жители слободы все-таки сдаются. В наказание зачинщикам бунта велено писать Бородавкину стихи.

Глупов обнищал: многочисленные войны и походы истощили казну. Бородавкин планирует снова сжечь непокорный Глупов, но умирает.

Эпоха увольнения от войн

После Бородавкина приходит к власти Негодяев, его быстро увольняют: он выступает против навязывания конституции, но летописец поясняет, что истинная причина была иной. Становится известно, что Негодяев какое-то время служил истопником, а это расценивается как близость демократам. После Негодяева у власти находится Микеладзе, изнеженный и деликатный: новый градоначальник поставил себе задачею привлекать сердца исключительно посредством изящных манер . Жизнь города его не заботит совершенно, поскольку в первую очередь он охоч до дамского пола. Однако и он замечает, в каком страшном состоянии пребывает Глупов после Бородавкина:

Микеладзе решает просвещение прекратить и не издавать законов. В своей охоте до прекрасного полу он доходит до крайности и умирает в 1806 г. от истощения сил .

Подполковник Прыщ, сменивший его, также не интересуется управлением. Он прост и приветлив в общении, и что самое удивительное – при нем город живет в довольстве, годы один за другим идут урожайные. Глуповцы, удивленные изобилию, подозревают посредничество какой-то неведомой силы , чертовщины. Замечают, что когда градоначальник спит, он обкладывается мышеловками , а предводитель дворянства приходит в странное возбуждение в его присутствии. Горожане оказываются правы: у Прыща – фаршированная голова, которая источает запах трюфелей . Предводитель дворянства съедает его голову.

Поклонение мамоне и покаяние

После Прыща к власти приходит малого роста статский советник Иванов, но он быстро умирает и проходит почти незамеченным. Викон де Шарио, француз, который был после Иванова, чрезвычайно любил увеселения и впоследствии вообще оказался женщиной. При нем происходит бесстыжее глуповское неистовство , как называет эти события летописец, или же скоропреходящее глуповское баловство . Город обращается в язычество. Начинается все с нелепых суеверий и ритуалов, затем глуповцы приступают к строительству башни, с таким расчетом, чтобы верхний ее конец непременно упирался в небеса , затем начинают поклоняться идолам. Дю Шарио всячески потворствует новым верованиям и ритуалам глуповцев.

На одном из балов к нему приходит юродивая из Гамбурга, Пфейфферша . Грустилов влюбляется в нее, и теперь в городе главными людьми становятся убогие и юродивые, которые прежде были забыты. Пфейфферша общается с мистиками, пишет романы и обладает невероятным влиянием на градоначальника.

Под воздействием Пфейфферши жители предаются покаянию, но продолжают лениться. По ночам бомонд Глупова собирается на чтение критических статей Н. Страхова, но некий штабс-офицер, шпион, доносит это до начальства, и Грустилова отправляют в отставку. Наступает новая эпоха:

Подтверждение покаяния. Заключение

Угрюм-Бурчеев становится последним градоначальником Глупова, о котором сохранились сведения. Он с изумительной ограниченностью соединял непреклонность, почти граничившую с идиотством . Градоначальник не кричит, не шумит, но все глуповцы боятся его взгляда. Издатель, вслед за летописцем, регулярно именует его идиотом , подчеркивая при этом, что в нем присутствует что-то сатанинское. Даже летописец признается, что Угрюм-Бурчеев пугает его. Портрет нового градоначальника, сохранившийся в канцелярии, также обнаруживает полный его идиотизм. Все, что его интересует, это правильность построений, прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы . В голове Угрюм-Бурчеева есть план: воплотить в реальность систематический бред , который он носит в своей голове еще до прибытия в Глупов. Градоначальник хочет упорядочить жизнь горожан: контролировать, сколько человек живет в домах и какого возраста, приставить к каждому дому шпиона, все делать в согласии с распорядком и назвать этот правильный, обновленный город Непреклонском.

Идеи Угрюм-Бурчеева нравятся начальству, и он приступает к их воплощению. Градоначальник начинает ломку города, самостоятельно выбегая из дому с топором, и разрушая все на своем пути. Город перестраивают, но встречают препятствие: реку, которая не поддается никаким воздействиям человека. Дамбы из останков былого Глупова она размывает, русло ее изменить также не удается. Тогда Угрюм-Бурчеев решает выбрать новое место для Непреклонска, но его планам не дано сбыться… Что помешало ему – неизвестно, поскольку именно на этом месте и обрывается глуповская летопись.

Оправдательные документы

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

На заре истории

В начале главы автор знакомит читателя со странным и очень своеобразным народом – головотяпами. Смысл авторского намёка проявляется позже: русские люди действительно головастые, толковые, но они не знают, куда применить свои силы, потому что необразованны. Головотяпы славятся тем, что бьются головами обо всё, что вздумается и даже устраивают соревнования, сравнивая, чья голова крепче. По причине своей непроходимой глупости этот народ оказался на грани вымирания. Они впервые задумались о необходимости власти.

Попытка управлять своими силами

В начале головотяпы пытались сами взять власть в свои руки. Они победили в схватках с соседскими племенами благодаря крепости своих голов. Простодушно пытались навести порядок в своих рядах, но в реальности занимались другими делами (гонялись за собаками, затаскивали корову на крышу бани, подпирали небо), а управленческая деятельность оказалась им не по силам.

Цитаты, характеризующие глуповцев


Череда городских начальников была нескончаемой, жители неуклонно деградировали. Люди перестали работать на фабриках и в полях, почему и возник голод. Процветание в Глупов больше не вернулось.

Власть передана

Его правление началось жёстко: он был строг, обещал пороть горожан за непослушание и проступки. Народ понял, что нажил себе ещё большее несчастье, но делать было нечего.

Язык главы напоминает древнюю летопись, эта изящная пародия проникнута тонким юмором и мудрым авторским сарказмом. Простым понятным языком, Салтыков-Щедрин показывает суть социально-политической обстановки на Руси. При этом он очень точно описывает исконно русскую натуру, которой свойственна дикость, неотёсанность и удивительная сила.

Статья будет полезна при подготовке к уроку литературы по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина или написанию сочинения “О корени происхождения глуповцев”: анализ”.

О корени происхождения глуповцев

Далее начинается рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова.

Пародируя историческую легенду о призвании князей, Щедрин заменяет названия летописных племен (словене, кривичи и меря) другими: головотяпы, моржееды, луко-еды, гущееды и т. д.

Головотяпы —

— жители города Архангельска.

— жители города Арзамаса.

Клюковники —

Вертячие бобы

— муромцы; они же —
калашники.
Лягушечники —

Проломленные головы

Заугольники —

— копорцы. Это, вероятно, жители Копорья, в северной части Петербургской губернии.

Появляющийся затем вор-новотор

Рассказав, как головотяпы решили помириться с другими племенами и добиться какого-нибудь порядка, Щедрин описывает их поступки целой серией поговорок. Все они тоже взяты у Сахарова и относятся, как указано уже выше, к жителям разных местностей.

Волгу толокном замесили —

Теленка на баню тащили

Козла в соложеном тесте утопили —

Свинью за бобра купили

Собаку за волка купили

— кашинцы. О происхождении этой поговорки Сахаров рассказывает: «Когда-то кашинцы собрались поохотиться. Сборы были долги; да зато собрались всем городом. Вот и спрашивают друг у друга: что бить? что ловить? Мир придумал, пригадал: бить волков. Далеко ходить было некуда; лес рос под ногами. Стали по облавам и ждут зверя. Бежит зверь немудрый, Кашинцы вскрикнули разом, подняла дубины,

Лапти растеряли да по дворам искали

Рака с колокольным звоном встречали

Щуку с яиц согнали

Батьку на кобеля променяли

Блоху на цепь приковали

Беса в солдаты отдавали

Небо кольями подпирали

Петуха на канате кормили, чтоб не убежал

— кимряки (Кимры — большое село Тверской губернии),

Божку съели

Под дождем онучи сушили

К концу главы Щедрин, вставляя новые поговорки из Сахарова, уже сам указывает, к жителям каких местностей они относятся.

Опись градоначальникам

Укажем кстати на отсутствие в описи цифры 19. Это произошло по ошибке самого Щедрина — в результате рукописных переделок, которым неоднократно подвергалась опись; но так как ошибка эта сохранилась во всех изданиях, печатавшихся при жизни Щедрина, то мы сохраняем ее и здесь.

1 И. С. Тургенев, Полн. собр. соч. и писем. Сочинения, т. 14, стр. 253-254

К. К. Арсеньев, писавший статьи о Щедрине при его жизни и издавший их потом отдельной книгой, находил даже, что в этом произведении «краски положены слишком густо, ирония часто переходит в шарж, события и лица, изображенные в карикатурной форме, становятся иногда почти неузнаваемыми1.

В некоторых градоначальниках, описанных Щедриным, ясно проглядывают черты российских самодержцев и их приближенных: Павел I, Александр I, Сперанский, Аракчеев легко узнаются в фигурах Негодяева, Грусти-лова, Беневоленского и Угрюм-Бурчеева (подробности см. ниже — в комментариях к соответствующим главам). Но большинство не поддается такому простому опознанию.

1 К. К. Арсеньев, Салтыков-Щедрин, СПб. 1906, стр. 188.

школы министром Д. А. Толстым в 60-х годах, наконец, кто такой Баклан, происходивший по прямой линии от колокольни Ивана Великого, все это остается невыясненным1.

235). Иначе говоря — жизнь России под игом самодержавия.

Органчик

Итак, Брудастый — олицетворение правительственной тупости и ограниченности. Но это еще не все.

Далее смотритель училищ на вопрос, бывали ли в истории подобные примеры, отвечает, что был «некто Карл Простодушный, который имел на плечах хотя и не порожний, но все равно как бы

чинит голову не часовой мастер Винтергальтер, а петербургский колбасник Мора.

Читайте также: