Почему аллах посылает болезни по наследству

Обновлено: 30.06.2024

Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления.

1870 (5678). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Глава 10: О том, какова сила молитвы, что чрез нее Бог ниспосылает всякое благо и как человек соединяется с Ним

Глава 10: О том, какова сила молитвы, что чрез нее Бог ниспосылает всякое благо и как человек соединяется с Ним 1. Из жития святого Иоанна МилостивогоВо времена великого Иоанна жили два соседа, кожевенных дел мастера. Один из них был женат, у него были дети, с ним жили отец и

Какую смерть Православная Церковь считает постыдной и какую непостыдной?

Раздел XVII. Питание — это естественное средство исцеления

Раздел XVII. Питание — это естественное средство исцеления Природные средства исцеления Письмо 86, 1897:450. Очень важно знать, как нужно питаться во время [301] болезни. Каждому необходимо понимать, что он может сделать сам для себя.СЦ 5, 443:451. Существует много способов и средств

Глава 532: О том, что было сказано о могилах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.

Глава 532: О том, что было сказано о могилах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. 663 (1389). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время своей болезни посланник Аллаха, да благословит его

Глава 1107: Достоинства вольноотпущенника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах.

Глава 1107: Достоинства вольноотпущенника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайда бин Харисы, да будет доволен им Аллах. 1468 (3730). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и

Глава 1131: Брак пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с Хадиджей и её достоинства, да будет доволен ею Аллах Всевышний.

Глава 1131: Брак пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с Хадиджей и её достоинства, да будет доволен ею Аллах Всевышний. 1498 (3818). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни к кому из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я не

Глава 1143: Переселение в Медину пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Глава 1143: Переселение в Медину пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах. 1517 (3905). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Сколько я помнила своих

Глава 1193: Болезнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его кончина.

Глава 1487: У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах обязательно давал ответ.

Глава 1487: У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах обязательно давал ответ. 1975 (6304). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого пророка было такое

Глава 1499: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует “(О Аллах,) если я кого-нибудь обидел, сделай это для него причиной очищения и милостью! /(Аллахумма,) ман азайту-ху, фа-дж‘аль-ху ля-ху закятан ва рахматан! /”

Глава 1499: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует “(О Аллах,) если я кого-нибудь обидел, сделай это для него причиной очищения и милостью! /(Аллахумма,) ман азайту-ху, фа-дж‘аль-ху ля-ху закятан ва рахматан!/” 1987 (6361). Передают со слов Абу Хурайры, да будет

Глава 1503: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует “О Аллах, прости мне прошлые и будущие грехи!”

Глава 1503: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует “О Аллах, прости мне прошлые и будущие грехи!” 1991 (6399). Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто обращался к Аллаху с


Пока мировая медицина ищет способы защиты от всевозможных болезней, ислам, подаренный людям Всевышним, позволяет уберечься от опасных заболеваний.

Пятикратное совершение намаза, питание здоровой (халяльной) пищей, пост в Рамадан, воздержание от перееданий в обычное время, воздержание от излишеств – все это способствует сохранению здоровья, данного человеку от рождения.

Пользу от совершения пятикратного намаза современные ученые приравнивают к пользе от бега трусцой или спортивной ходьбы. Во время намаза человек совершает комплекс движений, которые приводят к улучшению кровообращения и обменных процессов в организме в целом. При намазе увеличивается приток крови к мозгу, кровь насыщается кислородом.

Еще при совершении омовения человек воздействует на определенные точки на теле, с которыми связана деятельность внутренних органов.

Состояние покоя и душевной гармонии, которых достигает мусульманин во время совершения молитвы, также способствуют снятию стресса и тревожности, что является хорошей профилактикой инфарктов и других сердечно-сосудистых заболеваний.

Одна из причин такого явления – соблюдение мусульманами поста в месяц Рамадан. Ученые из Института кардиологии в Мюрее, США, доказали, что периодический пост помогает предотвратить диабет. Они обнаружили, что во время воздержания от пищи вредный холестерин в жировых клетках превращается в энергию. После 10-12 часов голодания организм человека начинает потреблять энергию из альтернативных источников. Жировые клетки больше всего способствуют усилению сопротивления к инсулину, что может привести к диабету. Разрушение жировых клеток минимизирует риск возникновения диабета, считают американские ученые.

Заболевания легких, рак легких

Ислам запрещает курение, так как оно противоречит предписаниям Всевышнего, выраженным в аяте Кyр`ана:

Никотин и другие тканевые яды (нейротоксины), содержащиеся в табачном дыме, накапливаются в клетках и вызывают повреждения и мутации, что приводит к хроническим воспалительным и онкологическим заболеваниям.

Алкогольная и наркотическая зависимость

Еще в 1910 году всероссийский съезд по борьбе с пьянством и алкоголизмом с участием 150 ученых-медиков вынес специальное решение:

Академик АМН СССР, лауреат Ленинской премии Федор Углов приводит достоверные факты о разрушительном воздействии алкоголя на организм:

А вот что пишет врач Д.З.Жуков об одной из малочисленных немусульманских народностей:

Мировая статистика гласит, что от алкоголя ежегодно умирает более 2,5 миллиона человек. Под воздействием алкоголя совершается половина всех преступлений на планете. Самоубийства, убийства, ДТП, насилие, изнасилования, месть, травмы на производстве – все эти пороки общества тесно связаны с растущим потреблением алкоголя в мире.

В Священном Кyр`ане Всевышний предупреждает мусульман о вреде алкоголя и относит это к деяниям дьявола:

В той же книге Алмаза Сабирова приводятся данные, свидетельствующие о том, что кожные заболевания распространены среди мусульман редко.

По данным отчета клиники кожных и венерических болезней Казанского университета за 1889-1898 годы, из 349 больных чесоткой лишь 81 были татарами. Врачи видят причину в соблюдении мусульманами правил гигиены: минимум пять раз в день они совершают омовение (тахарат), включающее мытье рук до локтевых сгибов, лица, ног от ступней до щиколоток, полоскание рта и промывание носовой полости. По этому поводу автор приводит слова Капитона Мильковича:

Таким образом, ислам исключает беспорядочные половые отношения – основную причину распространения венерических заболеваний.

Рак молочной железы

Рак чаще всего развивается у тех женщин, кто не рожал, или много раз делал аборты, а также из-за сокращения срока грудного вскармливания. Те, кто строго выполняет предписания шариата, защищены от этой страшной болезни.

Мусульманка никогда не согласится прервать беременность, так как в исламе аборты категорически запрещены. Напротив, рождение детей в исламе приветствуется, чтобы мусульман стало больше, и посланник Аллаха в Судный день мог гордиться численностью своей уммы.

В Коране дается предписание и по сроку вскармливания грудью: не менее двух лет.

Современные исследования европейских ученых показали: у женщин, кормивших своих детей грудью от 7 до 12 месяцев, рак молочной железы встречается на 14% меньше. А у тех, кто продолжает грудное вскармливание до 2 лет, риск уменьшается на 42%.

Онкология женских половых органов

В исламе много внимания уделяется гигиене. Чистота тела – одно из условий, без соблюдения которых нельзя обращаться ко Всевышнему. Ислам учит супружеские пары правилам, которые необходимо соблюдать при интимной близости.

Заболевания желудочно-кишечного тракта, ожирение

Различные суры в Кyр`ане и хадисы предписывают мусульманину правильное питание, которое в своей основе имеет два принципа: питаться здоровой пищей и потреблять еду в умеренных количествах.

От переедания возникает не только ожирение, но и другие болезни, такие как сахарный диабет, сосудистые заболевания, инфаркты и инсульты. Поэтому ислам нас учит есть умеренно:

В исламе также можно найти универсальную диету, без изнурительных голоданий, запретов и стресса. Она заключается в одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение):

Неврозы и другие психические расстройства

Совершая намаз, мусульманин не менее пяти раз в день приходит в состояние покоя, переключается от мирских дел, всей душой и разумом обращается ко Всевышнему. Происходит расслабление и успокоение, что благотворно отражается на работе нервной системы. Намаз помогает справляться со стрессом и депрессиями, является профилактикой неврозов, улучшает сон.

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.

В одном из хадисов переданы слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что пока мусульманин здоров, он должен пользоваться этим для приближения к Аллаху, прежде чем болезнь сокрушит его. Однако мы не можем утверждать, что благодеяния во время болезни не учитываются, если человек является психически нормальным, половозрелым и не находится при смерти.

На Ваш вопрос отвечает шейх Ахмад Кутти:

"Для нас важно знать глубоко в сердце, что Всевышний Аллах – Самый Прощающий и Самый Милосердный. Как справедливо заметил имам Аль-Газали, тем, кто пребывает в подобных ситуациях, настоятельно рекомендуется думать прежде всего о милосердии и прощении, а не о гневе Аллаха. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал такие слова Аллаха (хадис кудси – божественный хадис):

“Я таков, каким меня считает Мой раб. А посему пусть он думает обо Мне так, как хочет".

Другими словами, те, кто думает об Аллахе как о Прощающем и Милосердном, не будут разочарованы, поскольку Аллах действительно является Самым Милосердным из тех, кто проявляет милосердие. Если у Вас обнаружили неизлечимую болезнь, ведите себя следующим образом:

1. Всегда сопротивляйтесь сатане, заклятому врагу рода людского. Он неуклонно пытается во что бы то ни стало пошатнуть Вашу веру в Аллаха и заставить Вас думать о Нем плохо вплоть до Вашего последнего вздоха. Поэтому постоянно ищите убежище и защиту Аллаха против нашептываний и искушений сатаны. Не позволяйте ему пошатнуть Вашу веру в Аллаха и Вашу надежду в Его бесконечную милость.

2. Искренне покайтесь во всех Ваших прошлых грехах и постарайтесь максимально возместить нанесенный Вами ущерб. Если Вы кого-то обидели или обобрали, верните или максимально компенсируйте им отнятое, или просите у них прощения. Если Вы пренебрегли своими религиозными обязанностями, постарайтесь их восполнить; в противном случае просите прощение у Аллаха.

3. Проводите остаток своей жизни совершая как можно больше добрых дел, ибо милосердие Аллаха гораздо выше нашего разумения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Аллах примет раскаяние Своего раба, пока смерть не схватила его за горло”. Но ни в коем случае не считайте это разрешением на совершение грехов, а лишь напоминанием для Вас, что Вы не должны терять надежду на (милость) Аллаха.

4. Будьте последовательны в совершении зикра, и пусть слова "Субхан Аллах ва альхамдулиллях ва Аллаху акбар ва ля хауля ва ля куввата илля биллях" всегда будут на Ваших устах и в сердце. Помните, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Кто умрет со словами "нет Бога кроме Аллаха", войдет в Рай”.

5. Также ежедневно читайте молитву "сеид аль-истигфар" (это лучшая молитва Аллаху о прощении) утром и вечером: "Аллахумма энта рабби, ля иляха илля энта, халякътани ва ана абдукя, ва ана аля ахдика ва вадикя ма истатату, аузу бикя мин шарри ма санату, абуу ляка би ниматика алейя, ва абуу би занби фа игфир ли фа иннагу ля ягфиру аз-зунуба илля энта". (О, Аллах, Ты – Мой Господь; нет бога кроме Тебя; Ты создал меня, и я Твой слуга; я верен своему обещанию Тебе; упаси меня от греха; я признателен Тебе за всю Твою милость ко Мне и каюсь пред Тобой во всех своих грехах, а потому прости мне, ибо никто кроме Тебя не простит мне грехи). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Кто произнес эту мольбу (искренне) утром и умер в течение дня, войдет в Рай, и кто произнес ее вечером и умер в течение ночи, войдет в Рай”.

Не могли бы вы представить исламский взгляд на проблему эпидемий и вопрос заразных болезней в Исламе, можно ли уезжать или оставаться на территории, захваченной эпидемией?

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Акыда Ахлю-Сунна говорит о том, что заразные болезни не заразны сами по себе. Болезни передаются исключительно по воле Аллаха, и Он лишь один может дать исцеление от болезни.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

В разделе, касающемся средств (асбаб), причин и следствий, имам Байджури в своем комментарии на Джаураха ат-Таухид пишет, что существует т.н. талязум ‘адий (привычная связь) между вещами, которую мы принимаем за причины и следствия (2). Этот вопрос также отражен в некоторых комментариях на акыду Бад’у ль-Амали.

Болезнь происходит не от вступления в контакт с инфицированным человеком, она результат воли Аллаха. Тем не менее, существует связь между воздействием больного человека и заражением (болезнью). Заражение болезнью – это средство, которое использует Аллах, если хочет поразить кого-то болезнью.

Что касается оставления из области, пораженной болезнью, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

Имея в виду вышеприведенный хадис, по мнению некоторых ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно), если человек боится, что он заболеет из-за его посещения этой местности, а не по воле Аллаха. Кроме того, также сильно нежелательно покидать район, охваченный болезнью, если это заставит человека поверить, что он был спасен от болезни из-за своего отъезда, а не по воле Аллаха. [5]

Тем не менее, другие ученые считают сильно нежелательным посещать или уезжать из области, охваченной эпидемией болезни, независимо от своих мыслей и убеждений. [6]

В качестве исключения из общего правила будет допустимым для человека оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения. [7]

Кроме того, Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что человек из другой местности, который оказался в районе эпидемии, но уже собрался уезжать, когда там началась эпидемия болезни, будет освобожден от запрета покидать ее [8].

Ниже приведены несколько исламских принципов медицинской этики в отношении борьбы с эпидемиями:

1) Карантин (изоляция больных от здоровых)

Пророк (мир ему и благословение) упомянул о карантине в следующем хадисе:

2) Важность обеззараживания и гигиены

Следующий хадис подчеркивает важность соблюдения гигиены [10]:

Кроме того, такие правила как мытье рук при пробуждении, обязательное купание после супружеской близости, регулярные омовения, выпускание крови из забитых животных, мытье рук до и после еды, прикрывание рта при кашле или чихании — все это свидетельствует о важности гигиены в Шариате.

3) Следует избегать употребления потенциально опасных продуктов и пользоваться вещами, которые могут быть средством возникновения болезни. [12] [13]

4) Допускается забивать больных животных [14].

5) Не пользоваться одними и теми же вещами.

Перчатки, иглы, одежду необходимо регулярно менять. Точно так же, постельные принадлежности следует часто стирать. [15]

6) Как можно скорее похоронить умершего:Пророк (мир ему и благословение) дал общее указание, что умерших следует хоронить без задержек [16].

7) Исследование возможных способов излечения от болезни

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

Хотя следует предпринимать все усилия, чтобы излечить опасные болезни, в центре нашего внимания должно быть упование исключительно на Аллаха. Пророк Ибрагим (мир ему) прекрасно выразил это – что мусульманин должен надеяться только на Аллаха, следующим образом:

А Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

Проверено муфтием Файсалом ибн АбдульХамидом аль-Махмуди

[2] حاشية البيجوري ص 167 دار السلام

جامع اللآلي ص 30 دار البشائر

[3] عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عَوْفٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ ‏ ”‏ إِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَقْدَمُوا عَلَيْهِ وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ ‏”‏‏.‏ (رواه البخاري)

[4] والطَّاعُون: الْمَرَضُ الْعَامُّ (لسان العرب)

[5] (وَإِذَا خَرَجَ مِنْ بَلْدَةٍ بِهَا الطَّاعُونُ فَإِنْ عَلِمَ أَنَّ كُلَّ شَيْءٍ بِقَدَرِ اللَّهِ تَعَالَى فَلَا بَأْسَ بِأَنْ يَخْرُجَ وَيَدْخُلَ وَإِنْ كَانَ عِنْدَهُ أَنَّهُ لَوْ خَرَجَ نَجَا وَلَوْ دَخَلَ اُبْتُلِيَ بِهِ كُرِهَ لَهُ ذَلِكَ) فَلَا يَدْخُلُ وَلَا يَخْرُجُ صِيَانَةً لِاعْتِقَادِهِ وَعَلَيْهِ حُمِلَ النَّهْيُ فِي الْحَدِيثِ الشَّرِيفِ مَجْمَعُ الْفَتَاوَى. (رد المحتار ج 6 ص 757 أيج أيم سعيد)

(قَوْلُهُ وَإِذَا خَرَجَ مِنْ بَلْدَةٍ بِهَا الطَّاعُونُ) الْمُنَاسِبُ زِيَادَةُ أَوْ دَخَلَ لِيُنَاسِبَ مَا بَعْدَهُ ط

[6] وأما الفرار من الطاعون، فقد روى البخاري(1) ومسلم(2)، عن عبد الرحمن بن عوف(3)، رضي اللَّه عنه، مرفوعاً: “إذا سمعتم به بأرض، فلا تقدموا عليه، وإذا وقع بأرض، – وأنتم بها – ، فلا تخرجوا فراراً منه”، وبعضُهم حمل هذا النهيَ على صيانة الاعتقاد، فجوّز الدخولَ، والفرارَ، لمن علم عدمَ تغير اعتقاده. ويَرَدُّه أنّ عمر(4) رضي اللَّه عنه، لم يدخلِ الشام، لَّما قدم عليهما، فعلَم أن الطاعون فيها، بعد المشورة من الصحابة رضي اللَّه عنهم، فالصحيح: أنّ النهي وارداً على ظاهره مطلقاً. (الدرر المباحة ص 280-281 دار ابن حزم)

[7] . وقال النووي (رحمه اللَّه تعالى): وفي هذه الأحاديث: منع القدوم على بلد الطاعون، ومنع الخروج منه، فراراً من ذلك، وأما الخروج لعارض، فلا بأس به. (الدرر المباحة ص 281 دار ابن حزم)

وَلَا شَكَّ أَنَّ الصُّوَرَ ثَلَاثٌ مَنْ خَرَجَ لِقَصْدِ الْفِرَارِ مَحْضًا فَهَذَا يَتَنَاوَلُهُ النَّهْيُ لَا مَحَالَةَ وَمَنْ خَرَجَ لِحَاجَةٍ مُتَمَحِّضَةٍ لَا لِقَصْدِ الْفِرَارِ أَصْلًا وَيُتَصَوَّرُ ذَلِكَ فِيمَنْ تَهَيَّأَ لِلرَّحِيلِ مِنْ بَلَدٍ كَانَ بِهَا إِلَى بَلَدِ إِقَامَتِهِ مَثَلًا وَلَمْ يَكُنِ الطَّاعُونُ وَقَعَ فَاتَّفَقَ وُقُوعُهُ فِي أَثْنَاءِ تَجْهِيزِهِ فَهَذَا لَمْ يَقْصِدِ الْفِرَارَ أَصْلًا فَلَا يَدْخُلُ فِي النَّهْيِ وَالثَّالِثُ مَنْ عَرَضَتْ لَهُ حَاجَةٌ فَأَرَادَ الْخُرُوجَ إِلَيْهَا وَانْضَمَّ إِلَى ذَلِكَ أَنَّهُ قَصَدَ الرَّاحَةَ مِنَ الْإِقَامَةِ بِالْبَلَدِ الَّتِي وَقَعَ بِهَا الطَّاعُونُ فَهَذَا مَحَلُّ النِّزَاعِ وَمِنْ جُمْلَةِ هَذِهِ الصُّورَةِ الْأَخِيرَةِ أَنْ تَكُونَ الْأَرْضُ الَّتِي وَقَعَ بِهَا وَخِمَةً وَالْأَرْضُ الَّتِي يُرِيدُ التَّوَجُّهَ إِلَيْهَا صَحِيحَةً فَيَتَوَجَّهُ بِهَذَا الْقَصْدِ فَهَذَا جَاءَ النَّقْلُ فِيهِ عَنِ السَّلَفِ مُخْتَلِفًا فَمَنْ مَنَعَ نَظَرَ إِلَى صُورَةِ الْفِرَارِ فِي الْجُمْلَةِ وَمَنْ أَجَازَ نَظَرَ إِلَى أَنَّهُ مُسْتَثْنًى مِنْ عُمُومِ الْخُرُوجِ فِرَارًا لِأَنَّهُ لَمْ يَتَمَحَّضْ لِلْفِرَارِ وَإِنَّمَا هُوَ لِقَصْدِ التَّدَاوِي وَعَلَى ذَلِكَ يُحْمَلُ مَا وَقَعَ فِي أَثَرِ أَبِي مُوسَى الْمَذْكُورِ أَنَّ عُمَرَ كَتَبَ إِلَى أَبِي عُبَيْدَةَ إِنَّ لِي إِلَيْكَ حَاجَةً فَلَا تَضَعْ كِتَابِي مِنْ يَدِكَ حَتَّى تُقْبِلَ إِلَيَّ فَكَتَبَ إِلَيْهِ إِنِّي قَدْ عَرَفْتُ حَاجَتَكَ وَإِنِّي فِي جُنْدٍ مِنَ الْمُسْلِمِينَ لَا أَجِدُ بِنَفْسِي رَغْبَةً عَنْهُمْ فَكَتَبَ إِلَيْهِ أَمَّا بَعْدُ فَإِنَّكَ نَزَلْتَ بِالْمُسْلِمِينَ أَرْضًا غَمِيقَةً فَارْفَعْهُمُ إِلَى أَرْضِ نُزْهَةٍ فَدَعَا أَبُو عُبَيْدَةَ أَبَا مُوسَى فَقَالَ اخْرُجْ فَارْتَدْ للْمُسلمين منزلا حَتَّى انْتقل بهم فَذَكَرَ الْقِصَّةَ فِي اشْتِغَالِ أَبِي مُوسَى بِأَهْلِهِ وَوُقُوعِ الطَّاعُونِ بِأَبِي عُبَيْدَةَ لَمَّا وَضَعَ رِجْلَهُ فِي الرِّكَابِ مُتَوَجِّهًا وَأَنَّهُ نَزَلَ بِالنَّاسِ فِي مَكَانٍ آخَرَ فَارْتَفَعَ الطَّاعُونُ وَقَوْلُهُ غَمِيقَةً بِغَيْنٍ مُعْجَمَةٍ وَقَافٍ بِوَزْنِ عَظِيمَةٍ أَيْ قَرِيبَةٍ مِنَ الْمِيَاهِ وَالنُّزُوزِ وَذَلِكَ مِمَّا يَفْسُدُ غَالِبًا بِهِ الْهَوَاءُ لِفَسَادِ الْمِيَاهِ (فتح الباري ج 10 ص 188 دار المعرفة)

[8] وَيُتَصَوَّرُ ذَلِكَ فِيمَنْ تَهَيَّأَ لِلرَّحِيلِ مِنْ بَلَدٍ كَانَ بِهَا إِلَى بَلَدِ إِقَامَتِهِ مَثَلًا وَلَمْ يَكُنِ الطَّاعُونُ وَقَعَ فَاتَّفَقَ وُقُوعُهُ فِي أَثْنَاءِ تَجْهِيزِهِ فَهَذَا لَمْ يَقْصِدِ الْفِرَارَ أَصْلًا فَلَا يَدْخُلُ فِي النَّهْيِ (فتح الباري ج 10 ص 188 دار المعرفة)

[10] ولو قلم أظفاره أو جز شعره يجب أن يدفن، وإن رمى فلا بأس، وإن رماه في الكنيف والمغتسل فهو مكروه، ويغسل؛ لأنه يورث الدّاء. (المحيط البرهاني)

[11] عَنْ أَبِي عِمْرَانَ الْجَوْنِيِّ، عَنْ أَنَسٍ قَالَ: ” وَقَّتَ لَنَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي قَصِّ الشَّارِبِ، وَتَقْلِيمِ الْأَظْفَارِ، وَحَلْقِ الْعَانَةِ فِي كُلِّ أَرْبَعِينَ يَوْمًا مَرَّةً ” (مسند أحمد)

[12] اعلم أن المضرات للبدن من المأكولات، والمشروبات ثلاثةُ أقسام:

قسم ضرره ظاهر مُهْلك – كالسُّم، والزجاج، والحديد، والزيبق، والجص، وما أشبه ذلك – فيحرم أكله جامداً، وشربُه مائعاً.

وقسم ضرره ظاهر، ولكنه غير مُهْلك – كالتراب، والحجر، ونحوهما – فيكره أكلها جامدة، وشربها مائعة، إلا قليلَ تراب في ماء.

وقسم ضرره غير ظاهر وهو: ما يضر الأمزجة المستعدة لضرره، دون غيرهما (كالمبرودين يضرهم أكل السمك، وشربُ اللبن، والمحرورين يضرهم شربُ العسل، والزيت، وأكلُ الفلفل ونحو ذلك) فلا يحرم ولا يكره، غير أن من عَرف تغيرَ مزاجه به، ينبغي أن يتركه، لئلا يؤدي إلى المرض الشديد (الدرر المباحة ص 44 دار ابن حزم).

أَنَّ الْمُرَادَ بِنَفْيِ الْعَدْوَى أَنَّ شَيْئًا لَا يُعْدِي بِطَبْعِهِ نَفْيًا لِمَا كَانَتِ الْجَاهِلِيَّةُ تَعْتَقِدُهُ أَنَّ الْأَمْرَاضَ تُعْدِي بِطَبْعِهَا مِنْ غَيْرِ إِضَافَةٍ إِلَى اللَّهِ فَأَبْطَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اعْتِقَادَهُمْ ذَلِكَ وَأَكَلَ مَعَ الْمَجْذُومِ لِيُبَيِّنَ لَهُمُ إنَّ اللَّهَ هُوَ الَّذِي يُمْرِضُ وَيَشْفِي وَنَهَاهُمْ عَنِ الدُّنُوِّ مِنْهُ لِيُبَيِّنَ لَهُمُ أَنَّ هَذَا مِنَ الْأَسْبَابِ الَّتِي أَجْرَى اللَّهُ الْعَادَةَ بِأَنَّهَا تُفْضِي إِلَى مُسَبَّبَاتِهَا فَفِي نَهْيُهُ إِثْبَاتَ الْأَسْبَابِ وَفِي فِعْلِهِ إِشَارَةٌ إِلَى أَنَّهَا لَا تَسْتَقِلُّ بَلِ اللَّهُ هُوَ الَّذِي إِنْ شَاءَ سَلَبَهَا قُوَاهَا فَلَا تُؤَثِّرُ شَيْئًا (فتح الباري ج 10 ص 160 دار المعرفة)

[13] وَسُئِلَ بَعْضُ الْفُقَهَاءِ عَنْ أَكْلِ الطِّينِ الْبُخَارِيُّ وَنَحْوِهِ قَالَ لَا بَأْسَ بِذَلِكَ مَا لَمْ يَضُرَّ وَكَرَاهِيَةُ أَكْلِهِ لَا لِلْحُرْمَةِ بَلْ لِتَهْيِيجِ الدَّاءِ (الهندية ج 5 ص 341 الرشيدية)

[15] أَنَّ هَذَا مِنَ الْأَسْبَابِ الَّتِي أَجْرَى اللَّهُ الْعَادَةَ بِأَنَّهَا تُفْضِي إِلَى مُسَبَّبَاتِهَا (فتح الباري ج 10 ص 160 دار المعرفة)

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

ما أنزل الله داءً إلا أنزل له شفاء

لكل داءٍ دواء, فإذا أصيب دواء الداء برأ بإذن الله

،إن الله لم ينزل داء إلا أنزل له شفاء

.علمه من علمه، و جهله من جهله

В другом риваяте говорится:

إن الله لم يضع داء إلا وضع له شفاء, أو دواء, إلا داء واحدا

Эти хадисы говорят как о болезнях сердца и духа, так и о болезнях тела, и методах лечения этих болезней. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал невежество болезнью, а спрашивание учёных назвал лекарством от этой болезни.

قَتَلُوهُ قَتَلَهُمُ اللَّهُ أَلاَّ سَأَلُوا إِذْ لَمْ يَعْلَمُوا فَإِنَّمَا شِفَاءُ الْعِىِّ السُّؤَالُ إِنَّمَا كَانَ يَكْفِيهِ أَنْ يَتَيَمَّمَ وَيَعْصِبَ عَلَى جُرْحِهِ خِرْقَةً ثُمَّ يَمْسَحَ عَلَيْهَا وَيَغْسِلَ سَائِرَ جَسَدِهِ

В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что невежество – это болезнь, и лечится она вопросом.

Также и сам Аллах (Велик Он и Славен) оповестил нас, что Коран является исцелением. Он сказал:

وَلَوْ جَعَلْنَاهُ قُرْآناً أَعْجَمِيّاً لَّقَالُوا لَوْلَا فُصِّلَتْ آيَاتُهُ أَأَعْجَمِيٌّ وَعَرَبِيٌّ قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدًى وَشِفَاء

وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاء وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ

Но это не значит, что только какая-то часть Корана является исцелением, весь Коран – это исцеление и милость для верующих, как об этом говорилось в первом из приведённых аятов. Эта Книга – исцеление сердец от болезни невежества и сомнений. Из всех лекарств, ниспосланных Всевышним Аллахом, нет более универсального, более полезного и эффективного средства против заболеваний, чем Коран.

Это лекарство оказало воздействие на данную болезнь и искоренило её, словно её и не было, при том, что данное лекарство – самое легкое и доступное из всех, и если человек умеет лечиться Фатихой, то достигает удивительных по своей эффективности результатов в лечении болезней.

Случилось так, что однажды, находясь в Мекке, я[8] сильно заболел, и не было возможности воспользоваться услугами врача. Также у меня не было лекарств, и я лечился чтением аль-Фатихи. Я увидел её удивительное воздействие, и каждому, кто жаловался на какое-либо недомогание, я советовал читать эту суру, и многие из них вскоре поправлялись.

Существует один аспект, на который следует обратить внимание. Поминание Аллаха (зикры), чтение аятов и мольбы (дуа), которыми лечатся и которые читают над больным, уже сами по себе являются целебными, но они требуют того, чтобы объект лечения принял их, а также того, чтобы тот, кто лечит, обладал сильным стремлением и воздействием. И если исцеление не наступает своевременно, то это либо из-за слабости воздействия лекаря, либо из-за неприятия больного, или же из-за какого-то сильного фактора, находящегося в нем и препятствующего действию лекарства. Это подобно тому, как обстоит дело и с обычными лекарствами и болезнями. Обычные лекарства также могут не оказывать воздействия по причине их неусваиваемости природой или по причине какого-то существенного фактора, препятствующего их воздействию. Если же природа полностью усвоила данное лекарство, то организм получит лечение в той мере, насколько усвоилось лекарство. Также и с человеческим сердцем: если оно полностью воспринимает чтение целебных и оберегающих молитв, а человек, читающий их, имеет душу, обладающую воздействием и целеустремлённостью, то эти молитвы обязательно искоренят болезнь.

Также и мольба к Аллаху (дуа) – это одно из сильнейших средств для достижения желаемого и для защиты от всего негативного. Но иногда действие мольбы может задерживаться либо из-за проблем с самой молитвой (например, если Аллах не любит эту молитву по причине её греховности), либо из-за слабости сердца (когда оно не направлено к Аллаху, не сконцентрировано на Нём во время просьбы), и тогда мольба (дуа) подобна луку с обветшалой тетивой, стрелы которого вылетают на очень короткое расстояние. Также могут существовать и другие причины, мешающие получить ответ на молитву, такие как употребление в пищу запретного, притеснение, ржавчина на сердцах, возникающая от грехов, беспечность в отношении религии, следование страстям, занятость бесполезными делами и увеселениями.

أدعوا الله و أنتم موقنون بالإجابة, و اعلموا أن الله لا يقبل دعاء من قلب غافل لاه

يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحاً إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ

Из книги «Аль-Джаваб аль-кяфи лиман

(Исчерпывающий ответ для тех,

кто спрашивает о целебном лекарстве)

Автор: Имам Шамсуддин Абу Абдулла

Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб,

известный как ибн Кайим аль-Джаузийя.

Перевёл: Абу Ясин

[1] Этот хадис привёл аль-Бухари (5354).

[2] Этот хадис привёл Муслим (2204).

[5] Этот хадис привел Абу Дауд (336).

[7] Этот хадис привели аль-Бухари (5417) и Муслим (2201).

[8] Это слова автора данных строк, т.е. ибн аль-Кайима (да одарит его Аллах своей милостью).

[10] Этот хадис привёл Муслим (1015).

Читайте также: