По законам хаммурапи за злое колдовство полагалась смертная казнь подумайте какое наказание

Обновлено: 30.06.2024

2000 способов смертной казни по законам Хамурапи

2000 способов смертной казни по законам Хамурапи

. особым разнообразием смертной казни Законы Хаммурапи не отличаются. в большинстве статей просто указывается "этот человек должен быть убит".

(§ 1)59,60 Если человек61 клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит62.

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки63 и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни64, то человек этот должен быть убит.

(§ 6)68 Если человек украл имущество бога или дворца69, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит70,71.

(§ 7) Если человек купил из рук сына человека72 или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора73 или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит74.

(§ 8 ) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит75.

(§ 10) Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель — вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.

(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 19) Если же поимщик этого раба задержал в своем доме, а затем раб был схвачен в его руках, то этот человек должен быть убит77.

(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека79, то перед этим проломом его следует убить.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

(§ 33) Если сотник или десятник взял человека, не подлежащего призыву, или же он принял для царского похода наемника и послал его в качестве замены, то этот сотник или десятник должен быть убит.

(§ 34) Если сотник или десятник забрал добро редума, притеснил редума, отдал редума в наем, предал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник или десятник должен быть убит93.

(§ 130) Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.

. иногда (§§ 25, 110, 153, 157) указывается вид смертной казни, в частности сжигание (но в §25 смерть присуждается по талиону), утопление (§§ 108, 129, 133, 143, 155) и сажание на кол (только раз в ЗХ), а иногда (§ 132) утопление является не казнью, а лишь испытанием (перед Богом Реки).

(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь83

(§ 108) Если шинкарка не принимала зерно в качестве платы за сикеру или принимала серебро большой гирей, или уменьшала отношение стоимости сикеры к зерну121, то эту шинкарку должно изобличить и бросить ее в воду.

(§ 110) Если надитум или энтум123, которая не живет в обители, откроет шинок124 или ради сикеры вошла в шинок, то эту полноправную женщину125 должны сжечь.

(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.

(§ 132) Если на жену человека был простерт палец по поводу другого мужчины, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то ради своего мужа она должна погрузиться в реку141,142

(§ 133) Если человек был взят в плен, а в его доме имеется пропитание, то его жена должна до освобождения мужа беречь свое тело, в дом другого она не должна вступить. Если эта женщина не берегла свое тело и вошла в дом другого, то эту женщину должны уличить и бросить ее в воду143.

(§ 143) Если она не блюла себя, была гулящей, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду

(§ 153) Если жена человека позволила убить своего мужа ради другого мужчины, то эту женщину должны посадить на кол.

(§ 155) Если человек выбрал своему сыну невесту148, и его сын познал ее, а затем он сам возлежал на ее лоне, и его схватили, то этого человека должны связать и бросить его в воду.

(§ 157) Если человек возлежал на лоне своей матери после смерти отца, то их обоих должно сжечь.

. казнь по талиону.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

(§ 210) Если эта женщина умерла, то должны убить его дочь165.

(§ 255) Если скот того человека он отдал в наем или же украл семена и в поле ничего не вырастил, то этого человека должны уличить, и во время сбора урожая он должен отмерить по 60 гуров зерна за каждый бур площади поля.
(§ 256) Если он не может уплатить свое возмещение, то его должны растерзать на этом же поле с помощью скота.

. виды казни, не влекущие за собой смерти.

(§ 193) Если приемный сын евнуха или же приемный сын зикрум узнал дом своего родного отца и возненавидел приемного отца, воспитавшего его, и приемную мать, воспитавшую его, и ушел в дом родного отца, то ему должны вырвать глаз.

(§ 194) Если человек отдал своего сына кормилице, а этот сын умер на руках у кормилицы, и кормилица без согласия его отца и его матери подменила его другим, то ее должны уличить, и, так как она без согласия его отца и его матери подменила ребенка, ей должны отрезать груди.

(§ 195)163 Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб164.

(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

(§ 226)167 Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.

(§ 253)173 Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то если этот человек украл семена или же фураж, а это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку.

Законы вавилонского царя Хаммурапи являются первой удачной попыткой навести порядок в правовых вопросах и спорах среди граждан страны. Создание порядка, последовательности и системы наказаний за различные виды преступлений можно считать большим достижением в государственности Древнего Вавилона.

Вавилонский царь Хаммурапи

Царь Вавилона Хаммурапи, который правил примерно в 1792-1750 годах до н. э., был родом из династии Амореев. Он являлся искусным полководцем и политиком своей эпохи, с которой связывают расцвет Вавилона. Это первый царь, оставивший после себя зафиксированные на клинописных табличках и стелле из черного диорита указы.

В них рассматривалось возведение храмов, городских оборонительных стен, строительство каналов, политические события и военные конфликты. А также содержались записи, которые в дальнейшем были названы законами Хаммурапи, и наказания за преступления, описанные в этих законах. После восхождения Хаммурапи на трон государство начинает развиваться и крепнуть.

Царь Вавилона - Хаммурапи

Проводится ряд важнейших реформ:

  • Страна делится на административные единицы – номы. Ими руководят чиновники.
  • Все храмы подчиняются управлению самого Хаммурапи, а его власть объявляется божественной.
  • Устанавливается новый порядок сбора налогов.
  • Вводятся ограничения на торговлю, которая начинает контролироваться государством.
  • Запрещается продажа земли.
  • Создаются законы Хаммурапи. Наказания за преступления ужесточаются.

Законы Хаммурапи как фактор развития судебной системы

Главным вкладом в развитие Вавилона и его государственности была организация и развитие судебной системы. Законы Хаммурапи на сегодняшний день являются самыми древними, дошедшими до нашего времени. Судебник Хаммурапи был записан приблизительно в 1750-х годах до н. э., что говорит о том, какой развитой была страна.

После начала использования законов произошли существенные изменения:

  • Официально закрепляется государственный строй, а именно – рабовладельческий.
  • Организовываются судебная система и система исполнения законодательства.
  • Определяется основной господствующий класс – рабовладельцы.

Введение законов Хаммурапи и наказаний за преступления, описанных в кодексе, преследовало несколько целей. Во-первых, создание нового права, а во-вторых, сохранение уже имеющейся правовой системы, основанной на законах Эшнунны, но только с уточнениями, дополнениями и существенными изменениями.

Структура свода законов

Текст свода законов Хаммурапи разделен на три части:

  • В водной части говорится о том, как он был получен. Указывалось, что царь принял законы от бога солнца Шамаша. Любой, кто не будет им следовать и пойдет против повелений Хаммурапи и бога Шамаша, будет наказан, а весь род виновника будет проклят.

Стелла с законами Хаммурапи

  • Во второй части клинописного текста находятся 282 параграфа законов Хаммурапи и наказания за преступления. Кратко рассмотрев перечень параграфов, которые касались всех сфер жизнедеятельности человека того времени, можно сказать, что наказания были весьма жесткими. А также видна разница в санкциях для полноправных и неполноправных граждан Вавилона.
  • В третьей части описаны различные виды проклятий, которые постигнут каждого жителя страны и его род за нарушение законов, посланных богом солнца Шамашем.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи. Статьи

В первых пяти статьях говорилось о лжесвидетельстве, магии и ответственности судей за неправомочный приговор. За эти преступления предусматривалась смертная казнь, а судья лишался должности и платил большой штраф.

Законы Хаммурапи записанные на стелле

Содержание прочих выглядело следующим образом:

  • Положения об охране всего принадлежащего царю, его приближенным и храмам, другой собственности, включая рабов. За нарушения по этим статьям предполагалась смертная казнь.
  • Статьи за незаконное использование чужих землевладений. Наказания были весьма суровыми, например, телесные либо крупный штраф. Если виновный не мог оплатить штраф, то он отправлялся в рабство на три года к потерпевшему.
  • Статьи законов Хаммурапи и наказания за преступления, касающиеся нанесения вреда здоровью – как умышленного, так и неумышленного.
  • Параграфы, поясняющие правила операций с таким имуществом, как рабы и скот.

Смертная казнь грозила воинам, посылавшим в военные походы вместо себя наемников. Это было обусловлено тем, что воины получали в долгосрочную аренду земли, которые они по наследству оставляли своим детям.

Общество древнего Вавилона

Общество в Древнем Вавилоне делилось на три сословия: авилумы, мушкены и вардумы.

Авилумы – это члены общины, свободные люди, полноправные граждане Вавилона, права которых в основном и защищали законы Хаммурапи. Они являлись создателями большинства материальных благ в стране. Авилумы были наиболее защищенным в правовом смысле сословием в сравнении с мушкенами и вардумами.

Изображение воинов Вавилона

Мушкены – падающие ниц – имели полную свободу в правовых и гражданских отношениях, однако состояли на службе у авилумов и полностью зависели от последних. Они имели в аренде землю и рабов в собственности, но платили налог дворцу и были военнообязанными. При нарушении прав мушкенов им полагались значительно меньшие суммы компенсации за понесенный вред нежели авилумам.

Вардумы – рабы, занимавшие самое низкое положение в обществе и не имевшие никаких прав. Исключением были лишь царские слуги, у которых частично права все-таки имелись. Обычный же раб был, по сути, движимым имуществом, с которым хозяин мог делать все, что угодно – дарить, продавать, сдавать в аренду и использовать как средство платежа.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи

Санкции по кодексу Хаммурапи были порою весьма жестоки. При этом телесные наказания, которые применялись к рабам, не распространялись на авилумов и мушкенов, они заменялись штрафом. Если авилуму или мушкену не могли материально компенсировать понесенный ущерб, полагалась отдать им во владение раба сроком на три года.

Суд в Древнем Вавилоне

Если виновник преступления не был рабовладельцем, то он мог отдать потерпевшему любого из членов своей семьи, либо сам стать рабом на тот же период. Вардумам никакой компенсации вообще не предоставлялось, более того, они не имели права голоса не то что в суде, но и перед хозяином. Наказания для них были телесными, в некоторых случаях им отрубали конечности и даже убивали.

На первый взгляд, законы царя Хаммурапи и наказания за преступления кажутся крайне несовершенными и жестокими. Однако стоит учитывать, что до введения этого кодекса правовая система отсутствовала вообще, и решения в судах принимались на усмотрение судей. А также нельзя забывать, что законы были приняты во II тысячелетии до н. э. – во времена, когда убийство и рабство считались обычными явлениями. Заслуга же Хаммурапи состоит в том, что он осуществил первые шаги по пути к цивилизации общества в правом аспекте.

Нормы, которые с точки зрения современной теории права являются уголовно-правовыми, в Законах Хаммурапи не были выделены в особый раздел, а разбросаны среди других норм, сопровождая и укрепляя постановления о рабстве, собственности, обязате­льствах, семье и т.п. Необходимо указать на ряд общих положений, характеризующих древневавилонское уголовное право периода Законов Хаммурапи:

1) Законы Хаммурапи различали форму и степень виновности при определении наказания. Так, в ст. 207 и 208 за случайное телесное повреждение в драке причини­тель оплачивает только услуги врача, а если последовала смерть от такого удара, то платит уголовный штраф. Виновное же причинение смерти, хотя бы и по неосторожности, карается смерт­ной казнью (ст. 230).

2) Законы Хаммурапи были знакомы с институтом соучастия в форме пособничества, подстрекатель­ства и укрывательства (например, укрывательство беглого раба, сообщничество жены в убийстве своего мужа и др.).

3) В Законах Хаммурапи выделяются обстоятельства, отягчающие преступле­ние (например, кража во время пожара немедленно каралась сожжением вора – ст. 25).

4) В Законах Хаммурапи сохраняются определенные пережитки кровной мести, круговой по­руки и других элементов архаичного уголовного права. Так, закрепляется ответственность родственников по принципу талиона (ст. 116, 209, 230); ответственность общины и рабианума за грабеж на их территории (ст. 23 – 24); ответственность семьи умершего недобросовестного продавца чужой вещи (ст. 12).

5) Назначение наказания за преступление уже является, как правило, делом государства, а не потерпевшего. При этом наказание преследует цель не только компен­сации, но также превенции и устрашения. Хотя в Законах Хаммурапи есть отдельные примеры самосуда вполне узаконенного, дававшего выход ярости задетого в своих интересах собственника. Так, за кражу с проломом стены преступник подвергался каз­ни у самой этой стены, когда его закапывали живьем на месте преступления; за кражу во время по­жара преступника тут же без суда и следствия бросали в огонь.

6) Различались несколько принципов назначения наказания по Законам Хаммурапи:

а) принцип объективного вменения, коллективной, прежде всего семей­ной ответственности за чужую вину, несмотря на наличие института субъективной виновности. Так, за удар беременной женщины, который повлек за собой ее смерть, смерти предается дочь виновного (ст. 209); смерти предается сын нерадивого строителя, действия которого привели к обвалу дома, повлекшего смерть сына хозяина дома (ст. 230).

б) принцип талиона, основная идея которого состояла в том, что наказание есть возмездие за вину и, следовательно, должно быть равным преступле­нию, т.е. не больше того, что ты сам причинил по формуле: "равным за равное и равному"[3]. Можно рассматривать талион как значительное правовое новшество, способствовавшее достижений цели индивидуализации наказания и разрушения общинной круговой поруки в виде выплаты коллективных штрафов всем родом. Однако принцип талиона имел ограниченное применение, ибо использовался только если и потерпевший, и преступник – полноправ­ные вавилоняне-авилумы. Если же потерпевший – мушкенум или вардум, то виновный принуждался только к уплате денежного штрафа или возмещению имущественного вреда. Различались два вида талиона: зеркальный и символический. Так, примером зеркального (прямого) талиона служат положения ст. 196 – 197 Законов Хаммурапи: если авилум выколет глаз или сломает кость другому авилуму, ему самому соотвественно следует выколоть глаз или сломать кость. Символический же талион был своего рода фикцией, к которой прибегали, когда по характеру преступления примене­ние прямого талиона не возможно в точном значении принципа "равным за равное". При этом членовредительству подвергалась та часть тела ви­новного, при помощи которой было совершено преступление. Так, приемный сын, отрекшийся от отца, лишается языка; неискусный врач, повредивший при операции глаз больному, лишается пальцев; кормилица, виновная в смерти ребенка, лишается груди;

в) принцип сословности наказания, его социальной дифференцированности. Это приводило к неравенству наказания за одно и то же преступление в зависимос­ти от социально-экономического и сословного положения виновного и потерпевшего. Так, мушкенум за удар другого мушкенума платил 10 сиклей серебра, а авилум за удар другого авилума – 1 мину серебра, т.е. в 6 раз больше. Если раб ударит по щеке свободного, ему предписывалось отрезать ухо. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего по сравнению с ним положения, то виновный получал публично 60 ударов плетью.

В завершении необходимо отметить обилие и жестокость наказаний, калечащих и смертельных, особенно за преступления против собственности. Законы Хаммурапи различали следующие виды наказаний: а) смертная казнь – за более чем 30 преступлений и в различных формах, простой и квалифицированной; б) членовредительные наказания по принципу талиона; в) телесные наказания в виде нанесения ударов плетью; г) денежные штрафы – композиция, вытеснившая кровную месть; д) изгнание из родного дома или общины; е) наложение знака бесчестья и т.п.

Литература по теме лекции:

Авдиев Б. И. История древнего Востока (любое изд.).

Белявский В. Д. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1977.

Волков М.И. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914.

Дандамаев М. А. 1) Вавилонские писцы. М., 1983; 2) Рабство в Вавилонии VII–IV вв. до н. э. (626–331). М., 1974.

Дембо Л. И. Земельные правоотношения в классово-антагонистическом обществе. Л., 1954.

Дьяконов И. М. 1) Люди города Ура. М., 1990; 2) Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. № 3. С. 197–303; № 4. C. 205–311.

Жидков О. А. История государства и права древнего Востока. М., 1963.

История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые шага рабовладельческой цивилизации. Ч. 1: Месопотамия. М., 1983.

Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.

Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

Крашенинникова Н. А. История права Востока: Курс лекций. М., 1994.

Ллойд С. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания). М., 1984.

Массон В. М. Первые цивилизации. М., 1989.

Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда клинопись заговорила. М., 1979.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Никольский Н.Н. Частное землевладение и землепользование в Древнем Двуречье. Минск, 1948.

Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.

Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки / Под ред. А. И. Рогожина, Н. Н. Страхова. Харьков, 1981.

Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по законам Хаммурапи // Древний Восток / Отв. ред. И. С. Кацнельсон. Сб. 1. М., 1975. С. 230–245.

Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979.

Скрипилев Е.А. Основные черты права Древнего Востока (законы Хаммурапи). М., 1964.

Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока. М., 1992.

Якобсон В. А. 1) Некоторые проблемы исследования государства и права древнего Востока // Народы Азии и Африки. 1984. № 2, 3; 2) Старовавилонский период истории Месопотамии // История Востока: В 6-ти тт. Т. I. Восток в древности / Отв. ред. В. А. Якобсон. М., 1997. С. 78–99.

[1] Оба варианта написанияего имени этого царя равноценны, ибо аккадской клинописи свой­ственна полифония, последний слоговый звук в этом имени может произно­сится как с глухой, так и со звонкой согласной.

[2] Подлинник этой базальтовой стелы хранится в Лувре /Париж/, а в Москве есть прекрасный слепок /Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

[3] Как известно, в древнееврейском Второзаконии эта идея была выражена словами: "И да не сжалится глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку".

Законы Хаммурапи: Правосудие по-вавилонски История, Интересное, Длиннопост, Хаммурапи

Текст на базальтовом столбе

Создание единого свода законов, предназначенных для поддержания порядка в огромном царстве, было не менее выдающимся деянием Хаммурапи, чем успехи в битвах. Царь повелел высечь на каменном столбе высотой 2,25 метра полное содержание всех своих установлений. Он стоял в главном городском храме под названием Эсагила. Но во время бесконечных войн между Вавилонией и Эламом эламский царь Шутрук-Наххунте I (правил примерно в 1185-1155 годах до нашей эры) изгнал вавилонское войско со своих земель. Потом он совершил победоносный поход в Вавилонию, разграбил её города и увёз из Вавилона в Сузы (столицу Элама) богатую добычу. В том числе и камень с высеченными на нём законами.

В 1902 году французская археологическая экспедиция во время раскопок древних Суз нашла три чёрных базальтовых монолита почти цилиндрической формы с клинописными записями почти трёх сотен статей судебника Хаммурапи. Это оказался тот самый столб, разделённый на три части. Именно тогда мир узнал об их существовании и назначении, а парижский музей Лувр стал обладателем, пожалуй, самого прославленного образца вавилонской культуры.

Вверху монолита изображён сам законодатель, стоящий перед богом солнца Шамашем. Он почтительно принимает от божества свод законов, чем демонстрируется их небесное (сверхъестественное) происхождение. А дальше бежит текст, покрывающий весь столб с обеих сторон.

За введением следует изложение самих законодательных актов. Всего 282 статьи, охватывающие почти все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Завершается текст проклятием, призывающим всевозможные кары на головы нарушителей законов.

Прежде всего, закон защищал собственность. За кражу имущества полагалась смерть. За порчу — суровое наказание. Если новый корабль давал течь, то корабельный мастер должен был за свой счёт выстроить другой, более прочный. Если кто-нибудь небрежно относился к укреплению дамб и каналов, жизненно необходимых стране, и в результате прорыва плотины заливались чужие поля, то он должен был возместить убытки всем соседям. Закон следил за своевременной уплатой аренды и за возвратом долга.

Если врач неаккуратно сделает надрез и причинит смерть пациенту или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит глаз, ему следует отрубить руку. Если архитектор строит для кого-нибудь дом и этот дом непрочен и обрушивается на его владельца, то архитектор достоин смерти. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью собственного сына.

Воины (царские наёмники) получали от государства земельные наделы, рабов и домашних животных, но обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл. Надел, пожалованный царём, оставался неприкосновенным.

Чтобы не уменьшалось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые оказались в тяжёлом материальном положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство, которое прежде было пожизненным, тремя годами работы на кредитора. После этого ссуда, независимо от суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год.

Немало места уделялось семье и браку. Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны мужа считалось преступлением, если он соблазнил жену свободного человека. Это деяние каралось большим штрафом. Но в отношении неверных женщин закон был значительно более суров — утопить. Если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания.

Образец для Ветхого Завета

При Хаммурапи граждан стали судить не старейшины, как в прежние времена, а специальные чиновники-судьи, поставленные царём в каждом городе. Все дела решались в строго определённом порядке. Секретарь записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было сложным и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где дело слушали в главном суде. Недовольные решением могли обжаловать его перед царём.

По сей день учёные спорят о том, содержатся ли в Ветхом Завете прямые заимствования из судебника Хаммурапи. Вероятно да, ведь библейский патриарх Авраам жил как раз во времена вавилонского законодателя. Это значит, что у древних евреев ещё не было своего государства. Но некоторые полагают, что законы Хаммурапи и Пятикнижия опирались на более общие древние правила, укоренившиеся повсеместно на Востоке к началу II тысячелетия до нашей эры.

Законы Хаммурапи не идеальны, но ведь они были одними из первых у людей. Древнейший в мире кодекс, хотя и был построен на фундаменте существовавших с незапамятных времён суровых обычаев, предлагал, безусловно, разумные и справедливые нормы права. Самой прогрессивной чертой в вавилонских законах являлось то, что индивидуальную месть за несправедливость, как правило, заменяла месть государственная. Так на смену родоплеменному строю постепенно приходили новые отношения.

Читайте также: