По какому принципу образованы ряды верховенство права разделение властей

Обновлено: 28.04.2024

в) экономически независимые граждане, обладающие личной свободой, охраняемые государственным правом, активно участвующие в жизни общества и воздействующие на государство с помощью созданных ими структур

г) политическая организация общества, основанная на верховенстве закона и принципе разделения властей

д) противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или влияние на неё

8. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно знак "+ " или " —" :

одним из признаков гражданского общества является наличие государственного аппарата

в условиях демократического государства ни одна социальная общность, обладающая политической властью, не может выступать в качестве официального представителя общества

концепция разделения властей впервые была закреплена в Конституции США 1787 г.

На современном этапе монархия сохранила в основном традиционные, формальные черты

Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни

Главным показателем демократичности государства является высокая степень участия граждан в политической жизни

Массовые политические партии стали возникать только в начале XX века.

В условиях правового государства политическая оппозиция является дестабилизирующим фактором политической жизни

Референдум – особый тип всенародного голосования по важнейшему вопросу государственной жизни

В основе мажоритарной системы выборов лежит принцип большинства

І вариант:

- парламентская республика

1 г, 2 а, 3 д, 4 б, 5 в

- "+" 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10

- 1 в, 2 а, 3г, 4б, 5д


Полный текст материала Контрольная работа по обществознанию для 11 класса по теме "Политика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

Данный тест хорошо составлен, но по уровню проверки он скорее подходит для 9 класса, для 11 - тесты нужны сложнее с включением заданий типа С, а не только А и В. По программе Боголюбова при наличии 2 часов в неделю в планировании предусматривается достаточное количество часов повторения, поэтому проверку по такому важному блоку как "Политика" можно сделать на весь урок.

0 Спам

Татьяна, спасибо большое за тесты. Я бы, пожалуй, к теме "Политика" добавила бы тесты на понятие "Формы государства: формы правления, формы устройства, типы политико-правовых режимов", т.к. обычно у учеников по этим вопросам в голове "каша". И явно не хватает задания на различение подсистем политической системы. Еще раз спасибо за работу.

0 Спам

Материал хороший, тесты на разные умения. Как проверка на уроке по политической сфере прекрасно сработает.

0 Спам

Да, для отработки части А ЕГЭ задания подойдут, но в 11 классе, я думаю, надо включать задания гораздо сложнее, что - то типа группы С. На простые тесты, где требуется только один ответ из нескольких, ребята уже наловчились отвечать (у всех на телефонах интернет).

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

    Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

    Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

    Принципы демократического государства (применительно к РФ):

    Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

    Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

    Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

    Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

    Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


    Дата публикации: 13.03.2013 г.
    Дата изменения: 14.12.2016 г.


    Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

    Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

    Предварительный просмотр:

    1. Политический плюрализм означает :
    1. противостояние официальному курсу
    2. множественность политических взглядов и группировок
    3. взаимное стремление к положительному результату
    4. единство взглядов

    1) Политика государства определяется верховенством парламента,

    2) правительство формируется лидером партии, победившей на выборах,

    3) члены правительства ответственны перед парламентом.

    1) выступает связующим звеном между населением и государственными структурами

    2) обеспечивает государственную и общественную безопасность

    3) содействует укреплению государственности

    4) выступает средством решения широкого круга близких населению социальных проблем.

    1. Определите, что из нижеперечисленного может быть чертами гражданского общества:
    1. экономическая самостоятельность граждан
    2. господство одной идеологии
    3. правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан
    4. невмешательство государства в частную жизнь граждан
    5. господство государства над обществом
    6. наличие общественных и политических организаций
    7. представительная законодательная власть
    1. Установите соответствие:
    1. экономическая функция государства
    2. социальная функция государства
    3. политическая функция
    4. законодательная функция государства
    5. охранительная функция государства

    а) поддерживает необходимый уровень жизни населения

    б) составляет систему общеобязательных норм

    в) связана с обеспечением государственной и общественной безопасности

    г) обеспечивает развитие хозяйственной жизни

    д) осуществляет неукоснительное соблюдение за реализацией установленных правил, пресечение их несоблюдения и восстановление нарушенного порядка

    государства над всеми сторонами общественной жизни

    1. Государство, не имеющее конституции, руководствующееся отдельными конституционными актами:
    1. Франция
    2. Великобритания
    3. США
    4. Германия
    1. К институту законодательной власти в современной России относится :
    1. Федеральное собрание
    2. Администрация Президента
    3. Совет Министров
    4. Верховный Суд
    1. Легитимность означает:
    1. терпимость к другим мнениям
    2. противостояние политических идей
    3. законность власти
    4. приведение к присяге главы государства

    1) Конституционный суд РФ

    2) Верховный суд РФ

    3) Высший арбитражный суд РФ

    Характерные признаки тоталитаризма:

    1) вторжение государства в жизнь каждого человека,

    2) верховенство закона во всех сферах жизни общества,

    3) атмосфера страха и репрессий,

    4) культ личности.

    1. Установите соответствие :
    1. гражданское общество
    2. государство
    3. правовое государство
    4. гражданство
    5. оппозиция

    а) особая форма организации общества

    б) постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях

    в) экономически независимые граждане, обладающие личной свободой, охраняемые государственным правом, активно участвующие в жизни общества и воздействующие на государство с помощью созданных ими структур

    г) политическая организация общества, основанная на верховенстве закона и принципе разделения властей

    д) противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или влияние на неё

    8. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно знак "+ " или " —" :



    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности




    Конспект урока "Верховенство закона. Разделение властей"

    Верховенство закона и разделение властей – базовые принципы правового государства. Они не могут быть реализованы отдельно друг от друга.

    Мы уже говорили о том, что означает принцип верховенства закона.

    Во-первых, никто не может быть выше закона. Эти общеобязательные для всех нормы принимаются высшим законодательным органом (парламентом, конституционной ассамблеей, учредительным собранием и так далее). Некоторые, особенно важные – непосредственно гражданами, например, во время референдума. Отменить или изменить закон какие-либо иные нормативные акты не могут. Точнее, не должны. Правом толкования законов наделён конституционный или иной высший суд государства. У него также есть полномочия проверять соответствие законов конституции государства.


    Во-вторых, верховенство закона означает также равенство всех перед законом. Граждане, организации, государство должны действовать в рамках закона и нести ответственность в случае его нарушения.

    В-третьих, наказания могут назначаться только за деяния, прямо запрещённые законом. И только в порядке, установленном законом.

    И в-четвёртых, законы, как, в принципе, и вся деятельность государственной власти, должны быть направлены на защиту прав и свобод человека, а не на их ограничение.


    В соответствии с формальной концепцией существование верховенства закона можно признать в недемократических государствах.

    Содержательная же концепция верховенства закона базируется на идее о том, что законы должны соответствовать неписанным принципам морали и справедливости.



    Статьи 227–230 Версальского мирного договора обвиняли кайзера Вильгельма II и многих других немцев в военных преступлениях и требовали организации международного суда над ними. Суд этот не состоялся, так как на тот момент не существовало правовой базы для его проведения.

    Нюрнбергский трибунал над нацистскими военными преступниками проходил на основе специально разработанного представителями стран антигитлеровской коалиции Устава. Трибунал признал руководство гитлеровской Германии преступниками несмотря на то, что формально они действовали в рамках законов Третьего рейха.


    Можно привести и другие примеры, когда правительства использовали закон как инструмент подавления свобод граждан. С формальной точки зрения преступниками можно считать Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга. Оба они были противниками насилия, но существующие на тот момент законы нарушали.


    Английский закон о соляной монополии и законы о расовой сегрегации в южных штатах США.



    С методикой его определения вы при желании можете познакомиться самостоятельно. Сейчас скажем лишь, что баллами (от нуля до единицы) оценивается состояние дел в той или иной стране по восьми показателям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

    Согласно оценкам экспертов, на начало 2018 года наиболее высоким был индекс верховенства закона в Дании, Норвегии и Финляндии. США заняли 18 строчку, Россия – 89.

    Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности. Выделим четыре основных.

    Первое: идеологический и политический плюрализм. Не должно быть одной господствующей партии, обязательной для всех граждан идеологии. Даже если какое-то политическое движение на выборах поддерживает значительное большинство избирателей, это не должно вести к запрету деятельности других партий.


    Оппозиция, независимые средства массовой информации должны иметь возможность свободно критиковать действия властей.

    Второе: выборность органов власти и должностных лиц. Глава государства, депутаты парламента, руководители регионов и органы местного самоуправления должны избираться населением на определённый срок.


    Очень важным является принцип сменяемости власти: ограничения пребывания одного лица на выборной должности определённым периодом. Это в значительной мере препятствует властному произволу и способствует защите прав и свобод граждан.

    Третье: стабильность законности и обеспечение правопорядка. Поясним значение этих терминов. Законность – точное и неуклонное соблюдение правовых норм. А также последовательная борьба с преступностью и её профилактика.

    Исторический опыт многих государств свидетельствует, что основным фактором, который способствует снижению преступности, является неотвратимость наказаний за правонарушения, а не их жестокость. Поэтому эффективная деятельность правоохранительных органов крайне важна для поддержания правопорядка. Этот термин означает степень воплощения законности в действительность, реальное положение дел в этой сфере.

    И четвёртое: недопущение монополизма не только в политической (об этом мы уже говорили), но и в экономической сфере. Отсутствие реального политического плюрализма ограничивает право граждан иметь и отстаивать собственное мнение. А также исключает конкуренцию идей, возможность выбора лучшего из вариантов решения проблем, стоящих перед страной. Контроль государства над экономикой лишает людей возможности свободно выбирать вид трудовой деятельности, заниматься предпринимательством. А экономическая свобода – одна из основ политической независимости.

    Гарантией от превращения государства в монополиста является реализация принципа разделения властей.

    Впервые попытка разграничить полномочия ветвей власти была предпринята… Вы, вероятно, уже догадались? В Древней Греции. Легендарный законодатель Ликург в XVIII веке до нашей эры предложил спартанцам разделить властные полномочия между народом, царями и аристократией.


    Наиболее последовательно разделение властей было проведено Конституцией США 1787 года. Причём в двух её видах. Горизонтальное – разграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти. И вертикальное – между федеральной властью и властями штатов.

    Россия – федеративное государство. Поэтому её Конституция также предусматривает горизонтальное и вертикальное разделение властей.

    Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит парламенту страны – Федеральному Собранию. Исполнительная власть – Правительству России. Высшая инстанция судебной власти – Верховный Суд. Особые полномочия имеет Конституционный Суд Российской Федерации. Президент является главой государства. Конституция не относит его к какой-либо из ветвей власти, но Правительство подотчётно ему.


    Принятие законов происходит по довольно жёсткой юридической процедуре, которая призвана обеспечить максимальное качество правовых актов. Президент не может принимать законы, но обладает правом отлагательного вето. То есть может высказать своё несогласие с тем или иным законом, предложить свои поправки к нему, возвратить его на доработку парламентариям. Блокировать законы и иные правовые акты, не соответствующие Конституции, – одна из главных задач Конституционного Суда.

    Президент имеет право при определённых условиях распустить Государственную Думу и назначить досрочные выборы. Парламент также может досрочно отстранить Президента от должности.

    Правительство обладает правом законодательной инициативы. В то же время оно подконтрольно Государственной Думе, должно регулярно отчитываться перед ней о результатах своей деятельности. Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства.

    Разграничению полномочий между Российской Федерацией и её субъектами будет посвящён отдельный урок.

    А пока подведём итог. Вспомним:

    Читайте также: