По какой методической схеме целесообразно осуществлять ознакомление учащихся с исполнителями

Обновлено: 28.06.2024

Для повышения профессионализма и педагогического мастерства, роста качества образования во всех учебных учреждениях ведется методическая работа.

Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Следует выделить следующиев функции методической работы, которые нужно совершенствовать, создавая модель методической работы в школе:

приобретение и закрепление высокого статуса учителя в школе;

рост профессионального творчества педагогов;

повышение конкурентоспособности учителя;

профессиональное развитие и самореализация (обмен опытом и его распространение);

решение профессиональных проблем.

Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной поддержке, в том числе методической. Поэтому методическая работа в МОУ имеет ряд особенностей:

Методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на несколько лет (от 3-5) и ведется по общешкольной тематике.

Методическая работа ведётся по основным направлениям разработанной и принятой к реализации программы развития школы на установленный период.

Сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей, своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.

В модели организационной структуры школы методическая служба её подструктуры занимают центральное место, так как содержание её работы – это целостная, основанная на анализе учебно-воспитательного процесса и достижениях науки и передового опыта система мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие инновационной деятельности школы, а значит на качественное образование и развитие субъекта - обучающегося.

В школе создана многоуровневая организационная структура управления , которая объединяет управляющие и управляемые подсистемы и их звенья, находящиеся во взаимодействии и, которые упорядочены взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Структура методической работы включает методические объединения, творческие группы учителей, научное общество учащихся. Координирует работу научно-методический совет, в состав которого входят администрация школы, руководители МО, психолог.

Во главе методической службы стоит:

педагогический совет - осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Цель - совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР, руководители ШМО, учителя- методисты. Ежегодно проводятся не менее 4 заседаний в учебном году по различной тематике;

научно-методический совет - выполняет координацию методической работы и отслеживание выполнения программы развития. В состав методического совета входят: руководители МО, представители администрации, практический психолог. Заседания научно-методического совета проводятся один раз в месяц.

Работу методического совета ведется по следующим направлениям:

координация работы методических объединений учителей-предметников;

реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;

анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;

определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;

создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов, психолого-педагогических семинаров;

утверждение адаптированных программ спецкурсов, факультативов.

Научно-методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений . Каждое методическое объединение работает над методической темой, непосредственно связанной с темой школы. На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

работа с Государственными образовательными стандартами и их выполнение, изучение нормативных документов;

вопросы методики преподавания предмета;

анализ учебных навыков учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;

отчеты учителей по самообразованию;

вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся 5-х классов ;

работа с сильными и слабыми учащимися;

подготовка учащихся к олимпиадам;

исследовательская деятельность учителей и учащихся и др.

Ежегодно в школе организуются творческие группы учителей . Проблемы, над которыми они работают, выбираются исходя из задач педагогического коллектива.

Педагогический коллектив нашей школы состоит из 56 педагогов, для которых такие условия позволяют иметь высокий уровень квалификации.

Как достигается такой уровень квалификации? Какова при этом роль методической службы и её деятельности?

Методическая работа нашей школы строится на основе диагностики, анализа, мониторинга и прогнозирования с учётом достижений науки и передового педагогического опыта, изменений в структуре и содержании, отвечающих современным требованиям и направлена на сопровождение инновационной деятельности в рамках программы развития образовательного учреждения и создание соответствующей образовательной среды; на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на качественное образование и развитие субъекта- обучающегося.

Следует отметить, что методическая служба качественно сопровождает учебно-воспитательный процесс, также отмечен рост качества обучения .

Результаты не случайны. Механизмом реализации программы развития являются инновации, которые приводят к качественным изменениям в обучении, воспитании, условиям образовательной среды.

Для оценки успешности школьной методической службы выделим некоторые критерии:

- повышение качества образования в учреждении,

портфолио педагогов и обучающихся,

активно развивающиеся сайты методических объединений, личные сайты учителей,

- положительные отзывы о методической деятельности школы среди родительской общественности,

- рост числа педагогов – участников профессиональных конкурсов.

Формы методической работы

Все многообразие организационных форм методической работы в образовательной организации можно представить в виде трех взаимосвязанных групп:

- общеобразовательные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, методические выставки);

- групповые формы методической работы (методические объединения, творческие группы педагогов, наставничество, взаимопосещение занятий и внеклассных воспитательных мероприятий);

- индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).

Завершая краткую характеристику основных организационных форм методической работы в школе, следует подчеркнуть, что в организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект, конъюнктурного формотворчества, так и от неверия в новое.

Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.

Понятие и сущность методической работы

Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера

виды методической деятельности

Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:

  • Освоение наиболее рациональных приемов и методик касательно воспитания и обучения детей и подростков.
  • Повышение уровня собственной подготовленности к организации и последующему проведению работы учебно-воспитательной направленности.
  • Обмен опытом между участниками педагогического коллектива, а также определение и пропаганда лучшего опыта в области образования.

Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса

Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.

Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.

Принципы методической деятельности

Вам будет интересно: Чат "Тет-а-Тет" - что это такое?

методическая деятельность педагога

Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:

  • Методические принципы, которые включают в себя правило социальной обусловленности развития педагогических качеств в профессиональном плане, системности, научности, целостности единства, а также непрерывности.
  • Педагогические принципы, куда входит единство воспитания, развития и обучения; перспективность и целенаправленность развития в профессиональном ключе; сбалансированность практики и теории; наглядность методической деятельности преподавателей и воспитателей; оптимизация; активность коллектива, осуществляющего свою деятельность в рассматриваемой сфере; единство индивидуальных и коллективных методик работы.
  • Организационным принципам соответствуют следующие правила: всеобщность и обязательность, преемственность, комплексность, плановость, управляемость, координация и регулируемость, контроль и мониторинг, рациональность применения материальных средств, а также стимулирование методической работы.

Методики работы

организация методической деятельности

Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:

  • Теоретический семинар.
  • Научно-практическая конференция.
  • Семинар-практикум.
  • Методическая декада.
  • Дни науки.
  • Методический мост.
  • Методический фестиваль.
  • Деловая игра.
  • Методический ринг.
  • Дискуссия.
  • Мозговой Штурм.
  • Педагогический клуб.
  • Тренинг и видеотренинг.
  • Лекторий.
  • Педагогические чтения.
  • Защита проекта.
  • Профессиональная выставка.
  • Открытый урок.
  • Педагогический совет на определенную тему.

Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.

Назначение и задачи методической работы

образование методическая деятельность

Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:

  • Повышение общей степени профессионально-педагогической культуры воспитателей и преподавателей.
  • Повышение уровня предметно-методической, психолого-педагогической, философской и методологической подготовки воспитателей и учителей.
  • Создание инновационной направленности в методической деятельности учителей, которая проявляется в систематическом рассмотрении, обобщении и дальнейшем распространении передового опыта в педагогической сфере, а также в работе, связанной с внедрением достижений соответствующей науки.
  • Обогащение принципиально новыми технологиями воспитания и обучения в педагогической сфере.
  • Организация деятельности, относящейся к изучению новых программ в области образования, других вариантов учебных планов, а также изменений в соответствующих государственных стандартах.
  • Методическое сопровождение формирования учебных программ авторского типа, учебно-методических рекомендаций и комплексов.
  • Организация работы, связанной с изучением инструктивно-методических материалов, новых нормативных актов.
  • Предметно-методическая подготовка учителей к деятельности в условиях школы профильного типа, иными словами, на уровне преподавания непрофильных и профильных предметов.
  • Оказание помощи воспитателям и преподавателям в их профессиональном развитии. Важно дополнить, что в данном случае уместны диагностическая индивидуализированная и дифференцированная основы для реализации задачи, а также консультативная помощь в организации самообразования педагогов.
  • Проведение работы экспериментально-исследовательского плана.

Функции методической работы

Вам будет интересно: "Чикос", "ниньос" и "мучачос" - это слова для обозначения детей

внеурочная деятельность методический

Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:

  • Аналитическая предполагает анализ существующих разработок методического плана, опыта коллег, а также актуальных материалов.
  • Проектировочная, относящаяся к перспективному планированию и разработке содержательной составляющей обучения, подготовке и планированию обучающей работы.
  • Конструктивная, в которую входит система действий по планированию предстоящего занятия (посредством отбора и композиционного планирования учебных сведений), а также представление форм предъявления материала учебного плана. Все это ведет к взаимодействию учителя и учеников в процессе создания профессиональных навыков, умений, а также новых знаний.
  • Нормативная, которая в полной мере способствует исполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретном типа учреждений.
  • Исследовательская, связанная с поиском новых методик и форм работы.

Виды методической деятельности

методическая педагогическая деятельность

Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:

  • Анализ документов учебно-программного типа, а также методических комплексов.
  • Планирование системы уроков практического и теоретического обучения.
  • Методический анализ материала, который используется в процессе обучения.
  • Моделирование и последующее конструирование методик предъявления учебных сведений на уроках.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с формированием практических умений и технических понятий.
  • Формирование методики обучения по тому или иному предмету.
  • Конструирование работы учащихся, связанной с созданием практических умений и технических понятий.
  • Разработка методов контроля профессиональных навыков, знаний и умений.
  • Управление и оценка работы учеников.
  • Рефлексия собственной деятельности в процессе подготовки к уроку, а также при анализе его итогов.

Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.

Рекомендации по организации методической работы

Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:

Направления методической работы

Вам будет интересно: Милосердный - это что за слово? Разбираем сообща

Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:

  • Учебно-методическая.
  • Организационно-методическая.
  • Научно-методическая.
  • Инновационно-методическая.

Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.

Направления работы: содержание

Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:

  • Организация системы методической работы для развития педагогического творчества и мастерства, а также для самореализации инициативы учителей.
  • Обеспечение процесса, связанного с повышением квалификации, в плане материально-технического обеспечения.
  • Планирование и дальнейшая организация методической работы с сотрудниками на основе диагностики.
  • Вовлечение участников коллектива в рабочий процесс научно-педагогических объединений, а также в деятельность экспериментально-исследовательского характера.
  • Организация обеспечения коллективной и индивидуальной работы в методическом плане.
  • Организация рефлексивных активностей преподавателей, а также выявление способов решения проблем педагогической природы.
  • Формирование в образовательном учреждении системы профессионального развития педагогов и, таким образом, совершенствование воспитательного и учебного процессов.

Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.

Заключение

учебно методическая деятельность

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.

Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.

Контрольная работа: Методическое обеспечение учебного процесса

Структура методической службы школы.

2. Изучить тематику заседаний методического совета, представить в печатном варианте для отчета

1. Анализ работы за 2017-2018 уч. г.

3. .Утверждение Положения о деятельности Рабочей группы по сопровождению введения ФГОС.

4. О подготовке школьников к участию в школьных, муниципальных предметных олимпиадах.

5. Отчёт о прохождении курсов повышения квалификации.

6. Об аттестации учителей в 2017 – 2018 учебном году.

7. Анализ качества обучения по итогам первой учебной четверти

8. Итоги школьных олимпиад по предметам. О подготовке к муниципальному этапу олимпиады.

9. Анализ работы в электронной системе (ЭС) повышения квалификации и аттестации педагогов.

10. Итоги мониторинга учебного процесса за первое полугодие.

11. О подготовке и проведении научно-практических конференций школьников.

12. Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

14. Формирование и распространение педагогического опыта по реализации ФГОС.

15. Обзор нормативных документов по государственной итоговой аттестации учащихся.

16. Составление и утверждение организационной схемы подготовки и внедрения ФГОС в основной школе.

17. Промежуточная аттестация учащихся. Подготовка к итоговой аттестации.

20. Разработка плана работы на 2019-2020 уч. Г

3. Тематика научно- исследовательской и проектной деятельности учителей ОУ.

Темы учителей начальных классов

1. Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.

2. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

3. Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

4. Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.

5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

6. Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.

7. Групповая работа как средство формирования УУД.

8. Развитие проектных навыков у младших школьников.

9. через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

11. Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС.

12. Проектно – исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе.

13. Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС.

4. Изучить научно-исследовательскую работу или проект учителя начальных классов с целью выявления практической значимости.

Цель и задачи

Цель : повышение качества образования через в ключение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

-рассмотреть суть метода проектов, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;

-научиться планировать проектно-исследовательскую работу учеников начальной школы,

-выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели;

-использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

Актуальност ь данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно – исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Проектно-исследовательская деятельность на уроке способствует формированиютрех основных компетентностей:

1. информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),

2. коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и

3. компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.

Место в педсистеме

Индивидуальный план работы над темой

Образовательная задача

Где будет заслушиваться

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

1. Выявление затруднений учащихся через анкетирование, наблюдение.

2. Анализ полученных результатов;

3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение методической литературы, нормативно-правовой базы, ресурсов Интернет.

На заседании школьного МО учителей начальных классов

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

1. Формулирование цели и задач работы над темой самообразования.

2. Проведение уроков и занятий по внеурочной деятельности с использованием данной технологии. Самоанализ деятельности.

3. Анализ уровня активности учащихся. определение эффективности деятельности.

Заседание МО учителей-начальных классов

Участие в работе педмастерских, проведение открытых уроков для коллег.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

1. Использование элементов новой технологии при проведении уроков, подготовки к научно-практическим конференциям, конкурсам. Самоанализ деятельности.

2. Пополнение своей методической копилки.

3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.

4. Корректировка работы.

Мастер-классы, открытые уроки на семинарах разного уровня.

Выступления на родительских собраниях.

Заседание МО учителей-начальных классов

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 4 года (успеваемость, качество, участие в научно-практических конференциях и конкурсах учащихся.; соотношение планируемых и достигнутых результатов.

2. Профессиональная помощь коллегам. Наставничество.

3. Разработка авторских программ и дидактических материалов.

Обобщение опыта работы через публикации в сборниках научно-практических конференций, профессиональных печатных изданиях, в педагогических сообществах.

Выступления и мастер-классы на педагогических семинарах и конференциях различного уровня.

Участие в профессиональных конкурсах.

Ожидаемый результат

В результате использования элементов проектной и исследовательской деятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности станет возможным:

- повышение познавательной мотивации учащихся;

- повышение качества участия в научно-практических конференциях, конкурсах;


Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

учебно методическое обеспечение

Определение

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.

Ключевые признаки

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.

Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

Цели и задачи

Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

учебно методическое обеспечение учебного процесса

Средства обучения

Их разделяют на следующие группы:

  1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемыми его элементами являются:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

Нормативно-правовые документы

В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:

  1. Выписка из ФГОС с указанием требований к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту по соответствующей дисциплине.
  2. Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  3. Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

Учебно-программные, планирующие документы

В этом разделе должны присутствовать:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • индивидуальный план педагога;
  • комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
  • программа.

Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов лекций;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
  • указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
  • тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических "копилок" – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта "входного" контроля знаний;
  • системы контроля уровня знаний по предмету;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

учебно методическое обеспечение дисциплины

Программное, информационное, материально-техническое обеспечение

В этом разделе должны присутствовать перечни:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:

  1. Мультимедийные презентации.
  2. Интерактивные и видеоматериалы.
  3. Плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение производственной деятельности

Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:

  1. Программы производственной, учебной и преддипломной практики по профессии (специальности).
  2. Календарные планы.
  3. Критерии оценок.
  4. Сборники заданий, рекомендации по их выполнению.

учебно методическое обеспечение программы

Раздел "Курсовое проектирование и курсовые работы"

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  1. Тематике курсовых проектов и работ. Она разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин и обсуждается на заседаниях предметной комиссии.
  2. Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите.
  3. Критериях оценки.
  4. Образцах оформления курсовой, рецензий на нее.

Сборник "Итоговая аттестация"

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект "Дипломное проектирование или дипломные работы". Он включает в себя:

  1. Программу итоговой аттестации.
  2. Критерии оценки дипломного проекта и выпускной работы, их защиты.
  3. Квалификационные требования к выпускникам по специальности.
  4. Тематику работ, методические указания по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа обучающихся

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.

Комплект "Самостоятельная работа обучающихся" – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:

  1. Сборники тестов, задач, упражнений для самостоятельной работы.
  2. Тематики рефератов, докладов, творческих работ, методические указания по их оформлению.
  3. Сборники заданий и тем для самостоятельного изучения.
  4. Сценарии олимпиад, диспутов, конкурсов.

информационно методическое обеспечение учебного процесса

Учебные материалы

В этот комплект входят:

В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  1. Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  2. Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  1. Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  2. Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  3. Получения учащимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  4. Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.

учебно методическое и информационное обеспечение

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.

Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.

Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.

Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:

  1. Компетентности педагогов и руководства образовательного учреждения.
  2. Уровне обучаемости и обученности студентов.
  3. Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.

учебно методическое обеспечение определение

Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, - это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о методической работе учителя начальных классов.

Методическая работа– это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

1 группа функций — формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности.

— обогащение знаний педагогов;

— развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

— развитие мотивов творческой деятельности;

— развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

— развитие современного стиля педагогического мышления;

— развитие педагогической техники;

— развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

— сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

— выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

— организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

— контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

— выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

— стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

— творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

— внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

— внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.

Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры:

Профессионально-нравственную культуру и культуру общения

Методологическую и исследовательскую культуру

Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

3.Читательские и зрительские конференции.

4.Школа передового опыта группы наставников.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

Направленность работы методического объединения

— изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

— ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

— изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

— углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

— опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

— изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

— изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

— информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

— изучение состояния знаний, умений, навыков;

— внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

Читайте также: