По каким признакам проводится разграничение компетенции между видами прокуратур

Обновлено: 04.07.2024

Для осуществления надзорной функции прокуратура наделяется соответствующей компетенцией.

Под компетенцией в науке прокурорского надзора подразумевается совокупность полномочий, принадлежащих прокуратуре. Каждое полномочие представляет собой право, являющееся одновременно обязанностью соответствующего прокурора, т.е. его служебным долгом.

Все полномочия можно подразделить на три группы.

1) Это полномочия прокуратуры РФ в целом

2) Полномочия отдельно взятого прокурорского органа

3) Полномочия конкретно взятого прокурорского работника.

По другому основания полномочия можно разделить на основные и дополнительные (управленческие, по подбору кадров, ведению статистики и отчётности)

Предметные – касаются предмета ведения прокуратуры, т.е. исполнения законов соответствующими субъектами. Они отражают круг поднадзорных субъектов (это право на чужие действия).

Функциональные – полномочия по выявлению нарушений законности и полномочия по реагированию на нарушения (право на свои действия).

Предметные полномочияотражают круг поднадзорных субъектов. В этот круг следует включить следующие группы государственных и негосударственных органов:

Федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, их перечень установлен Указом Президента РФ.

Законодательные / представительные и исполнительные органы субъектов федерации (их перечень устанавливается региональным законодательством).

Органы местного самоуправления. Их порядок и структура регулируется федеральным и региональным законодательством, а также местными правовыми актами.

Органы военного управления не только вооружённых сил (Министерство обороны), но и войска МЧС и внутренние войска МВД.

Органы контроля (перечислены в КоАПе).

Должностные лица (понятие - в УК).

Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Существует ряд субъектов, на которые не распространяется надзор прокуратуры за исполнением законов:

ч.3 ст.24 ФЗ О прокуратуре: в случае несоответствия постановления Правительства Конституции и законам генеральный прокурор уведомляет об этом (информирует) Президента.

это только юридически, фактически это не так.

Прокуратура осуществляет контроль за исполнением законов. Поэтому возникает вопрос, осуществляет ли прокуратура контроль за исполнением подзаконных актов (указов Президента и актов Правительства). Этот вопрос не разрешён в законодательстве. Прокуратура может осуществлять надзор за исполнением подзаконных нормативных актов, когда нет соответствующего закона, но есть подзаконный акт, равный по своему содержанию закону. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением также актов применения норм права (приговоров и решений судов) в специально предусмотренных законом случаях.

Разграничение компетенции между различными прокурорскими органами.

Разграничение производится по 3 различным основаниям:

(1) между территориальными и специализированными прокуратурами,

(2) между выше- и нижестоящими прокуратурами,

(3) между одинаковыми по своему положению прокурорскими органами.

Первый вид разграничения – между территориальными и специализированными прокуратурами.

Территориальные органы прокуратурытрёхзвенны:

прокуратура района / города

прокуратура субъекта РФ

Генеральная прокуратура РФ.

Есть отделы Генеральной Прокуратуры в федеральных округах (УрФО).

Под надзор территориальных органов прокуратуры подпадают правовые действия всех субъектов, находящихся на данной территории, за исключением тех субъектов, которые подпадают под надзор специализированных прокуратур.

Звенья военной прокуратуры (3):

Прокуратура гарнизона, объединения, соединения и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

Военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, пограничной службы ФСБ, московская городская военная прокуратура и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов федерации;

Главная военная прокуратура как структурное подразделение Генеральной прокуратуры РФ.

Система военных прокуратур возглавляется главным военным прокурором – заместителем Генерального прокурора РФ.

Под надзор военной прокуратуры включены следующие субъекты: органы управления: командиры, начальники и другие должностные лица Министерства обороны, ГлавКомата внутренних войск МВД, пограничной службы ФСБ, войск МЧС, а также других министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба (внешняя разведка, военно-страховая компания…).

На военные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам по преступлениям, совершённым военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала в связи с исполнением их служебных обязанностей, или совершённым в военной части, их соединениях или учреждениях.

На военные прокуратуры возлагается надзор за должностными лицами пограничных войск, а также соблюдением прав граждан в изоляторах временного содержания пограничной службы ФСБ, также возлагается уголовное преследование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, гражданского персонала вооружённых сил в связи с исполнением служебных обязанностей, в расположении военной части.

На военные прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов в дисциплинарных частях вооружённых сил и гарнизонных гауптвахтах.

На военные прокуратуры возлагается участие в рассмотрении в судах дел в соответствии с подсудностью.

Следующий вид специализированных прокуратур – транспортные прокуратуры. Они состоят, как правило, из одного звена и приравниваются к прокуратурам районов и городов. Исключение составляют лишь московская региональная прокуратура по надзору по исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Эта прокуратура обладает правами областной прокуратуры. На транспортные прокуратуры, которые подчиняются прокуратурам субъектов федерации, возлагается осуществление надзора за исполнением законов государственными учреждениями, должностными лицами, входящими в состав Министерства транспорта и подведомственных ему федеральных служб автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта и т.д., Межгосударственного авиационного комитета, Федеральной таможенной службы, а по вопросам безопасности движения – железнодорожного, водного и воздушного транспорта всеми субъектами в независимости от их подчинённости, принадлежности и формы собственности. На транспортные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел на транспорте и таможенных органах.

Транспортные прокуратуры производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, судах, поездах, самолётах, и др. средствах передвижения воздушного, водного и железнодорожного транспорта, а также все дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства, возбуждённых таможенными органами и непосредственно транспортными прокуратурами.

На транспортные прокуратуры также возлагается участие в рассмотрении в судах выше указанных уголовных дел, а также в судах по заявленным ими искам.

Природоохранные прокуратуры.

Они состоят, как правило, из одного звена и приравниваются к районным прокуратурам. Исключение составляет лишь Волжская региональная природоохранная прокуратура, она действует на правах прокуратуры области.

На природоохранные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов природоохранными органами, иными субъектами в части исполнения природоохранного законодательства, а также расследование экологических преступлений.

Прокуратуры исправительных учреждений.

Они состоят из одного звена и приравниваются к прокуратуре района. На территории Свердловской области таких прокуратур 5 – свердловская, Тагильская, Ивдельская, Тавдинская и Соснинская.

На данные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполненением законов администрацией учреждений (СИЗО, тюрьмы, колонии), подразделениями по охране и этапированию осуждённых, а также расследование преступлений по службе, совершённых работниками данных учреждений, а также спец.контингентом.

Прокуратуры ЗАТО и на особо режимных объектах

Они приравниваются, как правило, к прокуратурам районов и городов. Исключение составляют лишь прокуратура ЗАТО г.Межгорье (Башкортостан) и прокуратура комплекса Байконур (Казахстан) – они приравниваются к прокуратурам субъектов РФ.

На территории УрФО их 5 – г.Лесной, г.Новоуральск, г.Озёрск, г.Трёхгорный, г.Снежинск.

На данные прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов на территории данных ЗАТО в полном объёме, а также на территории особо режимных объектах.

Второй вид разграничения – между вышестоящими и нижестоящими органами прокуратуры.

Разграничение производится по следующему принципу: любой вышестоящий прокурор может выполнять функции нижестоящего исходя из принципа централизма, и любой нижестоящий прокурор может осуществлять функции вышестоящего прокурора, но по его поручению, т.е. происходит делегирование полномочий. Делегирование может быть разовым и может быть постоянным.

Самый большой объём прокурорской нагрузки ложится на прокуратуры районовкак низшее звено прокурорской системы. За ними закрепляется осуществление надзора за исполнением законов ОМСами районного и нижестоящего звена (сельские, поселковые и другие советы), государственными органами, общественными объединениями и другими субъектами в независимости от подчинённости, принадлежности и формы собственности, за исключением органов власти и управления вышестоящего звена.

Городские прокуратуры. Их 4 вида:

1) городская прокуратура, приравненная к прокуратуре района.

2) городская прокуратура, обладающая двойным статусом – прокуратуры района и города (если небольшой с двумя районами город, в одном из районов прокуратура выполняет функции городской)

3) городские прокуратуры городов с районным делением (де юре существуют, де факто - нет).

4) прокуратуры городов – субъектов РФ (городов федерального значения).

Третий вид разграничения – разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами.

Разграничение производится с учётом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ.

В зависимости от наименования субъекта РФ или административно-территориальной единицы прокуратура получает своё название. За каждой прокуратурой закрепляется одно образование. Бывают также межрайонные прокуратуры, за которыми закрепляются две районные прокуратуры.

Подведомственность осуществляется в зависимости от места совершения правонарушения.

- военная прокуратура гарнизонов, соединений, которые приравниваются к прокуратурам городов и районов.

-транспортные прокуратуры, которые осуществляют прокурорский надзор на авиационном, морском, речном и железнодорожном транспорте

- природоохранные, которые осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов в сфере природопользования

- прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях

- прокуратуры по надзору за исполнением законов на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.

4. научные образовательные учреждения

- научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при генеральной прокуратуре

- институт повышения квалификации руководящих надзоров генеральной прокуратуры

Прокуратура в Российской Федерации– это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. Система органов прокуратуры построена по принципу: 1) административно-территориального и национально-государственного устройства РФ; 2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений; 3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности. Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований. Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ. В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли. Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, что обусловлено общностью стоящих перед нею задач по обеспечению верховенства закона, единства законности в государстве. Вместе с тем квалифицированность осуществления прокурорского надзора сопряжена с необходимостью специализации органов прокуратуры применительно к правовому положению поднадзорных субъектов. Специфика деятельности данных субъектов предопределила, с одной стороны, подразделение прокурорского надзора на отрасли, а с другой — самой прокуратуры на отдельные виды.

Разграничение компетенции между ними проводится по предметным полномочиям. Что касается полномочий функцио­нальных, то они в основном одинаковы для всех прокурорских органов, так как выявление, устранение и предупреждение нарушений законности практически имеют одни и те же формы в любой сфере общественных отношений. Предметные же полномочия различны, поскольку касаются правовых действий и актов различных субъектов, за исполнением законов кᴏᴛᴏᴩыми надзирает прокуратура. Фактически разграничение компетенции между прокуратурами проводится по видам надзорных субъектов. Прокуратура каждого вида осуществляет надзор за исполнением законов конкретными категориями субъектов.

Самыми широкими полномочиями обладает территориальная прокуратура. Ее компетентность не распространяется толь­ко на те субъекты, кᴏᴛᴏᴩые входят в сферу деятельности специализированных прокуратур. Надзорные функции последних осуществляются в отношении строго определенных категорий органов власти, учреждений, предприятий, организаций, граждан. Иными словами, специализированные прокуратуры надзирают за соблюдением законности специальным контингентом субъектов. Эти прокуратуры выполняют ϲʙᴏи функции в сравнительно узких сферах общественных отношений, где особенно важно укрепление дисциплины и правопорядка. Как видно из их наименований, военная надзирает за исполнением законов в воинских организациях, транспортная — в транспортных, природоохранная — в организациях, тесно связанных с охраной природы; прокуратура при исполнительных учреждениях — в данных учреждениях. При этом такое определение компетенции специализированных прокуратур нуждается в конкретизации.

Разграничение компетенции по территории деятельности не проводится. К примеру, на территории одной области, края, республики осуществляют ϲʙᴏи полномочия и территориальная, и военная, и транспортная, и природоохранная прокуратуры. Главный фактор, обусловливающий их функции, — виды субъектов за соблюдением законности кᴏᴛᴏᴩыми они надзирают.

Надзор же за соблюдением законности органами безопасности в войсках — компетенция военной прокуратуры. В отношении граждан территориальные прокуроры надзирают за исполнением законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, предварительным следствием, территориальными органами Федеральной службы безопасности и пограничной службы. Надзор же в отношении военнослужащих — компетенция военной прокуратуры. Отметим, что территориальная прокуратура надзирает также за производством по делам об административных правонарушениях в отношении граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан, до­пустивших нарушения режимов Государственной границы России, нарушения пограничного режима в погранзоне, режима в пунктах пропуска через границу РФ.

Для того ɥᴛᴏбы четко определить компетенцию территориальной прокуратуры, крайне важно прежде всего выяснить полномочия военной прокуратуры: она осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах. В упомянутом приказе Генерального прокурора в числе поднадзорных военной прокуратуре субъектов не выделено само Министерство обороны РФ, хотя по Закону о прокуратуре Российской Федерации оно наряду с другими министерствами ей поднадзорно. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры надзирают за исполнением законов Министерством обороны, его структурными подразделениями (управлениями, отделами, секторами), а также всеми подчиненными ему органами военного управления (командованием округов, гарнизонов, краевыми, областными, городскими, районными военными комиссариатами). Надзор распространяется на воинские части, соединения, различные учреждения, подчиненные Министерству обороны, на всех военнослужащих, граждан, находящихся на воинских сборах, работающих в воинских организациях по трудовому договору, а также на различные воинские формирования, не входящие в состав Министерства обороны: Главное управление охраны, Пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную служба железнодорожных войск, а равно и на все подчиненные им органы.

Исключая выше сказанное, воинские подразделения находятся и в подчинении других министерств, ведомств, надзор за соблюдением законности кᴏᴛᴏᴩыми реализует территориальная прокуратура, а за исполнением законов воинскими образованиями — военная. К примеру, в составе МВД РФ находится Главное командование внутренних войск МВД (Главкомат ВВ МВД РФ). Надзор за исполнением законов самим Министерством внутренних дел и всеми подчиненными ему органами — компетенция территориальной прокуратуры, а надзор за соблюдением законности во внутренних войсках — компетенция военной прокуратуры.

Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подчиняются определенные воинские соединения. Здесь надзорные функции распределяются так же: в отношении военных их реализует военная прокуратура, а в отношении самого министерства и его органов — территориальная.

От военной прокуратуры обособлены прокуроры войсковых частей. Стоит заметить, что они подчиняются Второму управлению Генеральной прокуратуры РФ, и деятельность их связана с обеспечением законности в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и особо режимных объектах. В данных зонах работа выполняется воинскими формированиями, при кᴏᴛᴏᴩых созданы прокурорские органы. Их должностные лица именуются прокурорами войсковых частей и располагают двумя видами полномочий: полномочиями военной и территориальной прокуратур. Как военные прокуроры они надзирают за соблюдением законности в самих воинских частях, органах управления, занятых на строительстве, эксплуатации особо важных и особо режимных объектов. Как территориальные — за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами контроля закрытых административно-территориальных образований, особо важными и особо режимными объектами. Само же Второе управление Генеральной прокуратуры осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ в части, касающейся режимных территорий и объектов. Прокуроры же войсковых частей надзирают за соблюдением законности подчиненными им органами, расположенными на их территориях.

При определении компетенции транспортной прокуратуры имеет значение место совершения правонарушений. В случае если они совершены на территории транспортных предприятий (на вокзалах, пристанях, платформах, в полосе железных дорог и т. д.), то независимо от категории правонарушителей меры по их выявлению, привлечению виновных лиц к ответственности принимают транспортные прокуроры.

Можно выделить два ограничения полномочий транспортных прокуроров. Первое касается учреждений, предприятий и организаций автомобильного транспорта, осуществляющих междугородные и международные перевозки. За соблюдением ими законов надзирает территориальная прокуратура по месту их нахождения. Второе относится к учреждениям, предприятиям, организациям городского, внутрирайонного транспорта (трамвайно-троллейбусные депо, автотресты, иные объединения), кᴏᴛᴏᴩые поднадзорны прокурорам районов, городов.

Деятельность природоохранной прокуратуры связана с обеспечением строгого и точного исполнения природоохранного законодательства, направленного на создание благоприятной экологической обстановки в стране. Перед государством и обществом возникла сложная задача: предотвратить экологическую катастрофу, сохранить на Земле животный и растительный мир.

С ϶ᴛᴏй целью была образована природоохранная прокуратура, основное назначение кᴏᴛᴏᴩой — проведение последовательной и решительной борьбы с нарушениями законов, направленных на охрану лесов, вод, воздуха, земли и т.д. К компетенции ϶ᴛᴏй прокуратуры относится надзор за исполнением законов прежде всего природоохранными органами государственного управления, различными инспекциями, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной службой и т. д. Необходимо активизировать их деятельность по борьбе с нарушениями природоохранного зако­нодательства, усилить надзор за исполнением последнего руководством заводов, фабрик, комбинатов и других предприятий, представляющих повышенную опасность для окружающей природной среды. Перечень таких предприятий определяется прокурором республики, края, области, автономного округа. Например, в акватории Волги данный перечень устанавливается Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами республик, областей.

Последний вид специализированной прокуратуры — прокуратура по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний. Ее органы создаются в местах сосредоточения исправительных учреждений. Практически они не образуют систему и действуют на том же уровне, что и районные прокуроры, подчиняясь ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно прокурору республики, области, края, на территории кᴏᴛᴏᴩых находятся. В случае если в том или ином регионе имеется одно исправительно-трудовое учреждение, то надзор за исполнением им законов осуществляет прокурор района, города. Специализированная же прокуратура обеспечивает соблюдение законности в исправительных колониях всех режимов, воспитательных учреждениях, тюрьмах, следственных изоляторах и т.п. Этот надзор касается как администрации мест лишения и ограничения ϲʙᴏбоды, так и находящихся в них граждан. Прокуроры, с одной стороны, реализуют функцию уголовного преследования (все осужденные должны подвергнуться воспитанию и перевоспитанию в духе добро­совестного отношения к труду, соблюдения правил социального общежития), а с другой — выполняют правоохранительную функцию (охрана прав осужденных, неприкосновенность личности граждан, если они содержатся в исправительных учреждениях без законных оснований).

Несмотря на различия в компетенции всех видов прокуратур, существуют места их соприкосновения. Это суды, их три вида: военные, общие, арбитражные. В военных судах могут участвовать только военные прокуроры. В двух остальных — все прокуроры (в зависимости от характера рассматриваемых дел). Отметим, что территориальные, военные, транспортные, природоохранные прокуроры при исправительных учреждениях могут поддерживать обвинение в районных, областных, краевых судах по уголовным делам, за расследованием кᴏᴛᴏᴩых они надзирают. Им же предоставлено право опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений, постановлений судов, вынесенных по данным уголовным делам.

Все прокуроры при выявлении нарушений законности, устранение кᴏᴛᴏᴩых подведомственно областным, краевым, арбит­ражным судам, могут обращаться к ним с исками и участвовать в рассмотрении последних. При необходимости они вправе опротестовывать незаконные и необоснованные решения, определения, вынесенные судами по гражданским делам, возбужденным по их инициативе. Отметим, что территориальные прокуроры кроме того могут участвовать в рассмотрении судами любых уголовных и гражданских дел, а также приносить протесты на незаконные и необоснованные судебные акты в вышестоящие инстанции.

Читайте также: