Перспектива стать ответственным за выполнение проектов как ответить

Обновлено: 16.05.2024

Ключевые слова: Отсутствуют

Ссылка для цитирования:

Команда проекта является одним их ключевых понятий управления проектами.

Под командой проекта понимается совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение [1, с. 368].

Команда проекта характеризуется следующими признаками:

  • наличие органов управления, контроля и санкций;
  • максимальные полномочия менеджера проекта;
  • отсутствие дублирующегося и бессмысленного подчинения;
  • наличие групповых ценностей, на основе которых формируется чувство общности в команде и создается общественное мнение;
  • наличие собственного чувство обособления, отличающего команду проекта от команд другого типа;
  • присутствие группового давления, т.е. воздействие на поведение членов команды с помощью общих целей и задач деятельности;
  • закрепление определенных традиций [3, c. 774];
  • члены команды обладают специфическими компетенциями, требуемыми для реализации конкретного проекта;
  • четкое разделение полномочий.

Основными членами команды проекта являются:

  • Заказчик проекта – физическое или юридическое лицо, заинтересованное в реализации проекта и достижении его результатов, будущий владелец и пользователь результатов проекта [1, c. 99].
  • Менеджер проекта – лицо, ответственное за управление проектом, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами проекта: планированию, организации работ, контролю и координации работ всех участников проекта [1, c. 105].
  • Администратор проекта – специалист, отвечающий за все официальное делопроизводство внутри проекта, осуществляющий административную поддержку процессов управления проектами [1, c.108].
  • Функциональные специалисты – работники, обладающие требуемыми для успешной реализации проектами компетенциями.

Выделяют несколько видов команд проекта:

  1. Команды, которые создают что-нибудь новое для организации или делают работу, ранее не осуществлявшуюся (проектные команды). Такие команды носят временный характер, который определяется сущностью проекта как временной специфической организационной формой достижения целей и решения уникальных задач.
  2. Команды (группы), которые имеют дело с проблемами, целями и задачами на предприятии через анализ, контроль и рекомендации. Примерами таких команд могут служить команды, осуществляющие аудит, оценку качества, контроллинг и т.д.
  3. Команды (группы), которые не являются специальными, а составляют постоянную часть организационного развития и осуществляют процесс производства и выполнения повторяющихся работ. Например, производственные команды, команды продаж и т.д.
  4. Команды многоисполнительской управленческой природы (управленческие команды). Эти команды обычно формируются на высших уровнях управления предприятием и имеют форму исполнительных комитетов, управленческих команд или топ-менеджмента предприятия [4]. Как правило, управленческие команды функционируют на постоянной основе.

При реализации больших или сложных проектов выделяется три типа проектных команд:

  1. Команда проекта представляет собой организационную структуру, создаваемую на период реализации всего проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.
  2. Команда управления проектов представляет собой организационную структуру, включающую в себя членов команды проекта, непосредственно вовлеченных в процесс управления проектов. Задачей команды данного типа является осуществление управленческих функций и работ в проекте по ходу его реализации.
  3. Команда менеджмента проекта является организационной структурой, возглавляемой управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемой на период реализации всего проекта или отдельной его фазы. В команду менеджмента проекта входят лица, осуществляющие функции управления проектом. Главной задачей команды менеджмента проекта является разработка и реализация стратегии проекта, принятие и реализация стратегических решений и тактическое управление проектом.

Выделяют 2 основных способа формирования команды проекта:

  1. Заказчик и подрядчик проекта создают собственные группы, возглавляемые руководителями проекта соответственно от заказчика и подрядчика. Руководители проектов подчиняются единому руководителю проекта.
  2. Создается единая команда проекта во главе с руководителем. В команду входят участники проекта и/или их полномочные представители.

Создание команды проекта происходит в 4 этапа, которые также носят название четырехстадийной модели создания команды проекта.

Данная концепция была изначально предложена в 1965 г. B. W. Tuchman [5]. Позднее концепция дорабатывалась. Наиболее значительные изменения были предложены P. Hershey и K. Blanchard [6].

Отдельные исследователи в качестве 5-й стадии выделяют стадию ликвидации команды [7, c. 38].


Рисунок 1. Четырехстадийная модель создания команды проекта

I Формирование команды проекта

На первом этапе происходит формирование команды, т.е. осуществляется поиск и подбор персонала, обладающего необходимыми для реализации проекта компетенциями. На данном этапе осуществляется определение ролей, ответственности и подотчетности в проекте. Роли в проекте могут быть определены как для отдельных работников, так и групп работников. Подбор персонала команды проекта может осуществляться как в рамках самой организации, так и на стороне.

На процесс формирования команды оказывает влияние ряд факторов.

Характеристика факторов, оказывающих влияние на формирование команды проекта, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика факторов, оказывающих влияние на процесс формирования команды

Фактор

Содержание

Влияние на формирование команды проекта

Масштаб проекта, его отраслевая принадлежность, цель проекта и т.д.

Определяет формальную структуру команды, ее ролевой состав, перечень знаний, умений и навыков

Стратегия и тактика компании, организационная структура компании, уровень централизации

Требования к должности

Применяемые в процессе реализации проекта оборудование и технологии

Требования к уровню знаний, навыков и умений работников, привлекаемых к реализации проекта

Стиль управления, уровень межличностных коммуникаций, принадлежность компании/проекта к определенной культуре или языковой группе, уровень взаимодействия работников в компании, взаимоотношения работников компании

Требования к уровню знаний, навыков и умений работников, привлекаемых к реализации проекта

Финансовое состояние компании, реализующей проект

Возможность/невозможность привлечения сторонних компаний для подбора персонала; возможность/невозможность привлечения со стороны специалистов, обладающих необходимыми навыками

Цели и интересы потенциальных участников проекта, наличие неформального влияния потенциальных участников команды проекта в областях, имеющих значение для проекта, наличие неформальных связей между потенциальными участниками команды проекта

Выбор участников команды проекта

Расстояние, отделяющее людей от модулей, которые будут частями проекта, местонахождение потенциальных участников проекта (страны, города, здания, часовые пояса)

Выбору участников проекта, определение требований к участникам команды проекта

Для каждой стадии должен быть определен набор управленческих параметров, включающих в себя:

  • критические факторы успеха, важные для эффективного функционирования команды;
  • решения, которые должны приниматься руководством, круг ответственных за принятие и реализацию решений лиц, а также четко определенные временные шкалы;
  • требуемые ресурсы и процесс их утверждения;
  • результаты, которые должны быть получены во время или по окончании стадии [9, c.409].

II Притирка команды проекта

На данном этапе происходит притирка членов команды друг к другу, менеджеру проекта и команде проекта в целом. На этапе притирки велика вероятность возникновения конфликтов, противоречий, и, как следствие, снижение производительности труда команды.

III Нормализация

На третьем этапе возникают тесные профессиональные и межличностные связи между членами команды, формируется общая система ценностей.

IV Функционирование команды проекта

На данном этапе осуществляется наиболее эффективная работа по проекту.

Менеджер проектов несет ответственность за их качественное и своевременное выполнение. Абитуриентам будет полезно узнать, где обучиться этой профессии, с чем придется столкнуться в процессе работы и какие навыки потребуются претенденту на должность.

Над реализацией каждого серьезного проекта трудится целая команда исполнителей. Согласованность и бесперебойность работы на всех этапах контролирует менеджер проектов (project manager). Кто это такой? Какие умения, навыки и личные качества потребуются специалисту, чтобы ему доверили столь ответственную должность и назначили высокую зарплату? Ниже мы дадим ответы на эти вопросы, рассмотрим, в чем заключаются плюсы и минусы профессии, а также расскажем, где можно ее получить.

Краткая история

Управлением, командованием, то есть менеджментом в широком смысле человек занимался еще многие тысячелетия назад. Один руководил племенем или целым царством, другой вел вперед войско или стоял у штурвала корабля, третий заведовал строительными работами. Говоря современным языком, каждая задача, которую эти люди решали, была проектом, а они, соответственно, – его руководителями. Живые исторические примеры – Христофор Колумб, Александр Македонский, Наполеон. У каждого из них были свои цели, ограничения по времени и ресурсам, необходимым для ее достижения, и огромное количество рисков.

Должность project manager появилась в середине XX века в военных организациях США. Человек, занимавший ее, вел проект от начала до конца и нес полную ответственность за его осуществление. Кстати, именно американские военные и разработали первые методы проектного менеджмента: научились структурировать работу, разбивать ее на этапы, планировать расходы, оценивать и анализировать результаты. Со временем профессия вышла за военные рамки и стала гражданской. В начале XXI века она получила всеобщее признание, а за последнее десятилетие и вовсе вошла в число наиболее востребованных. Чаще всего опытных проектных менеджеров приглашают в IT-компании, на производство и в фирмы, занимающиеся строительством.

Характеристика профессии

Руководитель проектов – специалист, который отвечает за их выполнение. Он занимается оперативным управлением и контролем работ, проводимых в рамках порученного ему проекта. От уровня профессионализма такого менеджера зависит не только его зарплата, но и прибыль компании, а также ее репутация.

Основная задача, которую ставит перед собой project manager, – уложиться в указанный срок, учесть все требования заказчика и организовать рабочий процесс так, чтобы результат удовлетворил всех участников. При этом нужно брать в расчет ограничения в бюджете и человеческих ресурсах.

Растущая конкуренция требует от компаний готовности к непредсказуемым поворотам событий и форс-мажорам, поэтому наличие в команде грамотного менеджера с навыками прогнозирования, планирования и своевременной реакции на изменения становится большим плюсом. В бизнесе руководство проектом – своеобразное искусство, которое требует максимальной самоотдачи.

Профессия проектного менеджера востребована во множестве отраслей. Перечислим некоторые из них:

  • строительство;
  • архитектура и дизайн;
  • фармацевтика;
  • страхование;
  • IT-сфера (автоматизация процессов, программирование, веб-разработка);
  • финансы;
  • ивент-индустрия;
  • спорт.

Знания, умения и навыки

Претенденту на должность проектного руководителя пригодится знание сферы деятельности компании. Например, если он раньше работал с информационными технологиями, ему будет намного проще управлять IT‑проектами, чем заниматься организацией конференций. Вместе с тем отсутствие глубоких знаний конкретной отрасли зачастую не помеха, ведь менеджер всегда может взять в команду нужных экспертов. Таким образом, если у вас есть образование в сфере проектного управления, вовсе не обязательно получать второе и становиться строителем или программистом, даже если вы собираетесь работать в этих областях. Тем не менее дополнительный диплом никогда не помешает, а лишь послужит дополнительным преимуществом при трудоустройстве.

Обязанности

Проектный менеджмент – работа интересная, но сложная. Если вы решили заняться ею, будьте готовы к тому, что вам понадобятся знания сразу в нескольких областях. Об умениях и навыках, необходимых для претендента на вакансию, мы уже говорили выше. Теперь расскажем о должностных обязанностях и задачах, которые ему предстоит решать. Вот чем занимается project manager:

  • Работает над проектом. Разрабатывает и утверждает общую концепцию, запускает проект в работу, разбивает его на отдельные этапы и контролирует выполнение задач, анализирует промежуточные результаты и следит за соблюдением сроков.
  • Общается с заказчиком. Менеджер постоянно контактирует с клиентом, чтобы своевременно уточнять спорные нюансы и отчитываться о достигнутых результатах. Важный момент: соблюдение требований заказчика не должно идти вразрез с интересами компании и приводить к репутационным и материальным потерям.
  • Взаимодействует с коллективом. Управленец формирует команду, назначает исполнителей для каждой работы, выдает им задания и контролирует своевременное исполнение. Хороший руководитель всегда вовремя помогает своим сотрудникам и поддерживает их. Обоюдное доверие и уважение – залог успеха. Если проектный менеджер – признанный лидер в коллективе, это поможет ему быстрее достичь поставленных целей и получить результат, который удовлетворит заказчика.
  • Работает с документацией. Управленец составляет промежуточные отчеты о каждом этапе и подписывает необходимые документы.

Как видите, обязанностей у менеджера проектов довольно много. Часть из них предполагает тесное взаимодействие с другими людьми, а успешная коммуникация сама по себе требует определенных личных качеств. Например, гениальный аналитик и стратег, который агрессивно ведет себя с подчиненными, вряд ли сможет получить в итоге хороший результат. Несколько слов о том, какими чертами характера должен обладать успешный руководитель.

Личные качества и способности

Каким должен быть успешный project manager? Перечислим необходимые внутренние особенности и черты характера. Учтите, что некоторые из них могут стать решающим преимуществом при трудоустройстве, поэтому работать над их развитием желательно начинать уже сейчас. Итак, хороший менеджер проектов должен обладать следующими качествами:

Сами по себе перечисленные качества ничего не гарантируют, но без них достичь высот в профессии не удастся.

Требования работодателя

  • диплом о высшем образовании в сфере собственно проектного менеджмента или в той области, в которой работает компания;
  • стаж не менее 1 года (в большинстве случаев – свыше 3-х лет);
  • знание отрасли;
  • умение грамотно вести проектную и техническую документацию;
  • опыт руководства (в первую очередь проектными командами);
  • развитые коммуникативные навыки.

Некоторые работодатели дополнительно требуют от соискателя знания программы MS Project, владения английским языком на уровне как минимум Upper Intermediate, готовности к командировкам.

Обучение и ЕГЭ

Чтобы стать руководителем (в том числе проекта), не обязательно иметь образование в сфере управления. Так, например, в IT на должность project manager обычно приходят специалисты именно по информационным технологиям: тестировщики, веб-разработчики, программисты. Но в профессию можно попасть и иначе – получив образование в области проектного менеджмента, а затем устроившись помощником руководителя, чтобы обрести опыт в конкретной отрасли. Примеры учебных заведений, куда можно поступать:

Абитуриентам, которые собираются поступать на проектный менеджмент в вуз, нужно будет сдать ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. Наличие дополнительных экзаменов зависит от конкретного вуза.

Проверить себя на профпригодность очень просто. Бросьте себе вызов и создайте персональный проект – пикник на природе, отпуск, праздник. Организуйте мероприятие, стараясь соблюсти отведенные сроки, уложиться в бюджет и удовлетворить всех, кто причастен к событию. Так у вас появится первый опыт и понимание, стоит ли заниматься проектами в будущем уже профессионально. Если все получилось и желание посвятить себя менеджменту не исчезло, смело поступайте в вуз или на курсы переподготовки, если у вас уже есть диплом по другой специальности.

Заработная плата

Сложность работы менеджера проектов компенсируется довольно высокой зарплатой. По информации, полученной на сайтах с вакансиями, минимальный уровень оплаты труда составляет порядка 25 000 рублей. Максимальное вознаграждение опытного профессионала – 620 000. В среднем проектный менеджер в России зарабатывает 50–60 тысяч. К этим цифрам стоит добавить бонусы, премии, проценты от продаж и прочие надбавки, которыми руководство компании поощряет за хорошую работу. Таким образом, итоговый доход в некоторых случаях может существенно превышать указанные значения.

Как строить карьеру

Чаще всего новичку ведение крупного проекта не доверяют, а предлагают ему сперва попробовать себя в качестве администратора или помощника менеджера. Лишь получив необходимый опыт, молодой специалист может перейти на должность руководителя. Но и это далеко не вершина карьеры. Развивая свои умения и навыки, обучаясь новым методикам работы, можно достичь больших высот – например, пойти в топ-менеджмент и занять пост вплоть до президента компании.

Преимущества и недостатки профессии

Главный недостаток профессии – труд в режиме нон-стоп, зачастую ненормированный график, регулярные переработки и высокий уровень стресса. Еще один значимый минус – высокая ответственность: кто бы из команды ни допустил ошибку, за ее последствия всегда отвечает проектный менеджер. Некомпетентный заказчик также может внести свою лепту в провал проекта, а спросят, тем не менее, с руководителя.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия менеджер проектов подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Где учиться на Project Manager, с чего начать без опыта, как составить резюме, найти работу и пройти собеседование.

Хочу стать project manager! С чего начать?

Хочу стать project manager! С чего начать?

Проджект-менеджер (будем писать по-русски) — это спец, который ведет проекты. Если еще проще — это руководитель проектов.

Проекты могут быть самые разнообразные: от разработки дизайна этикетки тушенки до прокладки кабельных сетей в труднодоступных районах Якутии.
Задачи эти по масштабу и ответственности разные. Единственное, что их объединяет — необходимость довести проект до блестящего финала.

Понимать задачу так, как понимает ее заказчик. Залезть в шкуру клиента и посмотреть на проект его глазами.

Планировать этапы и распределять ресурсы. Разбирать сложный проект на простые части, которые легко реализовать по-отдельности, не теряя общей цели. Смотреть вдаль, не забывая глядеть под ноги.

Трезво оценивать ситуацию, страховать команду и заказчика. Рассчитывать траекторию движения проекта, учитывать его массу, затраты энергии на его реализацию. Постоянно быть готовым к непредвиденным поворотам сюжета.

Любой проект несет в себе риск. Риск — это интересно. Но без грамотной подготовки управлять рисками попросту безответственно.

Поэтому хороший проджект начинается с учебы.

С нуля до Junior, от Junior до Middle за 12 месяцев!

•Запустите 2 собственных проекта
•Работа по специальности с середины курса
•Стажировка в крупных компаниях

Как и где учиться на менеджера проектов. План А

Возьмите инициативу в свои руки — испытайте себя на той работе, что у вас уже есть. Начните с малого, возьмите ношу по силам. Научитесь составлять план и действовать согласно ему — но не слепо исполняя намеченные пункты, а гибко перекраивая порядок действий в зависимости от ситуации. Главное — прийти к результату в намеченные сроки, опираясь на те ресурсы, что у вас есть.

Составьте диаграмму Ганта, распределите задачи в бэклоге. Расскажите о своих планах руководству — шансы, что они поддержат вас очень велики. Инициатива в правильной компании поддерживается руководством, потому что любой современной компании важно расти, а без целеустремленных сотрудников рост компании невозможен.

Делайте чуть больше того, что от вас ожидают. Постепенно ваши проджект-менеджерские мышцы вырастут до уровня, когда вам (вполне возможно) предложат взять на себя проект. Или отправят учиться.

Увлечены морем и кораблестроением? Сделайте сайт по истории парусного флота. Соберите информацию в понятный, интересный для читателя проект.
Привлеките к разработке своих друзей и знакомых. Вы удивитесь, сколько людей, далеких от кодинга и фрегатов способны (и готовы) вам помочь.

Это прекрасная возможность увлечься профессией и воодушевиться. Не беритесь сразу за все. Помните: ваша главная задача — не растерять интерес, а преумножить его.


Как и где учиться на менеджера проектов. План Б

Опыт, это то, чему нельзя научиться по книгам и видео. Пока не нырнешь в гущу событий, не поймешь, что такое управление проектами. И главное, не ответишь на важный вопрос: а это мое настоящее или все же придуманное мной желание? Если я решил стать профессиональным менеджером проектов в такой специфической сфере как IT, куда мне податься?

Теория важна. Начинающий специалист, опирающийся на теорию, в большинстве случаев выиграет у спеца, прилично знающего профессию, но пренебрегающего основами теории.

Однако, если в процессе учебы не практиковаться, оставлять знания в теории, не переводя их в практику, вы просто расширите свой кругозор, но останетесь прекрасным дилетантом. А нам ведь важна профессия, верно?

Абитуриента сразу подхватывает куратор. Он составляет расписание учебы, график выполнения домашних заданий. Предоставляет доступ к учебным материалам. Подход гибкий. Учиться можно по выходным, можно в обеденный перерыв. На учебу выделять 5-8 часов в неделю. Вы можете отложить обучение на проджекта, если решили отдохнуть.

Каждому студенту полагается личный наставник-ментор. Это практикующий эксперт. Именно он дает теорию, проверяет ваши практические задания и дает быструю и подробную обратную связь по каждой решенной вами задаче

Задач много. Весь курс построен на практическом овладении профессией. Теория важна, но практика закрепления теории в навык важна вдвойне.

Каждый учебный модуль завершается практикой по теме. Больше того — студенты Product Live имеют возможность пройти стажировку по управлению проектами в компаниях-партнерах. Навыки менеджера проектов, полученные в реальных условиях работы, ценятся кадровыми специалистами вашего будущего работодателя.

Много воркшопов, постоянные вебинары , обсуждение профессиональных тонкостей в телеграм-чатах и чатах с наставниками и однокурсниками. Связи в профсреде, знакомства с экспертами и будущими проджектами — и то самое студенческое братство, которое иногда помогает решить проблемы, которые невозможно решить в одиночку.

На протяжении всего обучения вы будете решать кейсы от известных компаний. Решенные кейсы станут основой вашего портфолио менеджера проектов. Упаковать их в крепкое портфолио тоже помогут наши наставники и карьерные специалисты.

Все наши студенты проходят дополнительный курс по soft-skills. Обладание опытом использования мягких навыков дает еще одно преимущество при устройстве на работу.
Кстати: большинство наших студентов устраиваются на первую работу по специальности еще во время учебы.

Как составить резюме project manager, если вы без опыта, а работать очень хочется


Впрочем, если вы все же решили составить резюме самостоятельно, придерживайтесь простых правил: правда, простота, емкость.

Емкость не исключает важных мелочей. Если вы обладаете опытом создания pet-проекта — смело вписывайте этот опыт в список достижений. Если у вас в багаже сертификаты о прохождении курсов — немедленно обогатите резюме упоминанием о них. Защищали диплом по специальности проджект-менеджер? Не поленитесь сделать на его основе презентацию, из которой будет виден путь ваших размышлений, логика выводов — покажите себя мыслящим человеком. Это очень нравится работодателям.

Итак, резюме. Форма его стандартна. Главное, в самом начале четко укажите ваше имя, должность, на которую претендуете, номер телефона и адрес почты. Для каждого работодателя корректируйте текст. Это не трудно, но HR составит о вас самое благоприятное впечатление.

Менеджер проектов – кто это

С 2016 года изучаю удаленные профессии и способы заработка в интернете. Бросила работу в университете, чтобы с головой уйти во фриланс.

Приветствую всех читателей блога! Результат любой деятельности зависит от командной работы. Кто будет входить в команду, какая будет атмосфера между всеми ее членами, как распределить обязанности и уложиться в сроки и бюджет – головная боль проект-менеджера.

В первый четверг ноября отмечается Международный день проект-менеджеров. В преддверии праздника я расскажу вам все о менеджере проектов: кто это такой, какие у него задачи и обязанности, что он должен знать и уметь, чем занимается и как проходит обучение на эту должность.


Кто такой менеджер проектов

Проект-менеджер (project manager) – это специалист, который отвечает за каждый этап разработки, реализации и завершения проекта.

Эта профессия нужна в разных областях:

  • строительство;
  • IT-сфера;
  • издательства;
  • торговля;
  • рекламные компании;
  • студии организации праздников;
  • промышленность;
  • аварийно-спасательные службы;
  • конторы риелторов и нотариусов;
  • финансовая сфера;
  • образовательные проекты;
  • страховые компании и др.


Менеджер стоит во главе проектов, подбирает команду и координирует ее действия. Он распределяет все задачи и назначает ответственного за каждую из них. Но за ошибки членов команды и за весь проект – планирование, подготовку, исполнение и завершение – несет ответственность именно project manager.

К нему обращаются во время ЧП. Поэтому он всегда вовлечен во все детали процесса.

Основные обязанности и функции

Менеджер проектов – человек, который работает со старта проекта и до его завершения. Его основная обязанность – довести работу до конца так, чтобы были довольны все задействованные стороны: его непосредственный начальник, клиент и команда исполнителей.

Эта должность предполагает ряд функций на каждом этапе.

Идея проекта. Как только заказчик обращается за помощью в реализации его задумки, руководитель назначает менеджера проектов. На этом этапе у него только две функции: вести переговоры с заказчиком, чтобы выяснить его требования, и запустить проект.

Начало работы. В обязанности project manager входит:

  • разработать проект и его содержание;
  • утвердить с заказчиком цели, задачи и стратегию выполнения;
  • расставить приоритеты и сформировать план действий;
  • подобрать команду, назначить обязанности и ответственных;
  • составить контент-план и согласовать его;
  • определиться и согласовать сроки сдачи.

Общие сроки назначает клиент, например, 3 месяца или год. А проект-менеджер ставит сроки выполнения определенных задач.

Реализация. В каждой сфере есть свои нюансы, поэтому основные функции и обязанности этой профессии могут отличаться. Но главными задачами на самом длительном этапе можно назвать:

  1. Выступать представителем компании при связи с заказчиком. Эта функция присутствует на каждом этапе. На стадии реализации проектному менеджеру нужно: слушать жалобы, предоставлять отчеты, согласовывать изменения в плане, изучить основы бизнеса заказчика, целевую аудиторию и конкурентов.
  2. Взаимодействовать с командой: настраивать и мотивировать их, разрешать конфликты, контролировать работу каждого отдела, выявлять наименее эффективных работников и перераспределять их по новым должностям, поощрять самых способных, проводить собрания и планерки.
  3. Контактировать с начальством: ставить его в известность при возникновении проблем, просить больше людей или ресурсов.
  4. Анализировать риски, атмосферу внутри команды, качество выполненных работ, прогресс проекта, доходы и расходы, соблюдение сроков.
  5. Закупать технику и материалы, отслеживать их сохранность.
  6. Информировать исполнителей об обновлениях и инновациях в сфере деятельности, предоставлять новые сведения или доступ к ним.
  7. Предвидеть проблемы. Если это не удалось, быстро их устранить.
  8. Изменять графики, планы, сроки сдачи.
  9. Общаться со СМИ или мониторить сотрудничество с ними.
  10. Быть готовым продемонстрировать и рассказать о ходе работы, чего команда достигла по каждому пункту плана, что осталось сделать и как достичь конечного результата.

“Бывалые” менеджеры признаются, что ситуации были разные. Иногда приходилось физически поработать или сделать что-то за другого человека. Но такое происходит не на постоянной основе, это исключение из правила.

Завершение. На последнем этапе остается утвердить проект и подвести итоги. После одобрения клиентом проделанной работы проект-менеджер передает всю документацию заказчику.

Требования к проект-менеджеру

Project manager – это лидер, коллега и руководитель в одном флаконе. Для эффективной деятельности ему необходимо обладать рядом навыков, знаний и личностных качеств.

Умения и способности могут меняться – все зависит от той сферы, с которой связан проект.

Навыки и знания:

  1. Стратегическое и аналитическое мышление – проанализировать конкурентов, современные тенденции рынка, создать стратегию и применить уникальные бизнес-идеи на практике.
  2. Дипломатические и организаторские способности – договориться с заказчиком и исполнителями, организовать процесс и настроить всех на нужную волну.
  3. Высшее образование в области, близкой к тематике проекта.
  4. Знания в области, смежной к сфере деятельности проекта – для решения проблем и задач в ходе работы и для понимания нюансов и рисков.
  5. Навыки психолога. Человеческий фактор влияет на любую сферу деятельности. Знания в области психологии помогут правильно распределить обязанности среди исполнителей, уловить малейшие изменения при разговоре с заказчиком и добиться лучших условий для команды.
  6. Способность к многозадачности – решить проблемы команды, быстро переключиться с одного вопроса на другой, быть в курсе всех процессов проекта.
  7. Знание иностранного языка, чаще английского. Необходимо при работе с зарубежными клиентами и экспертами и для сбора информации из иностранных источников.
  8. Творческий подход к работе – умение нестандартно мыслить, подавать уникальные идеи.
  9. Умение слушать и слышать – понять, чего хочет заказчик, команда и руководитель.
  10. Навыки устной и письменной речи – умение высказать и отстоять свою точку зрения, донести до коллег информацию и замотивировать их.

Личностные качества:

  1. Ответственность. Самое главное качество – взваливать на себя груз ответственности и отчитываться за каждый промах членов своей команды.
  2. Лидерские качества. На должности менеджера проектов должна быть зрелая личность, которая сможет замотивировать команду и повести ее за собой.
  3. Стрессоустойчивость – способность выдерживать эмоциональные нагрузки, не вымещать негатив на команду, владеть собой во время накладок и форс-мажоров.
  4. Коммуникабельность. Постоянное общение с клиентами, коллегами и начальством.
  5. Целеустремленность и решительность – не бояться задавать вопросы, отстаивать свою правоту, достигать поставленных целей.
  6. Адаптивность к изменениям в плане, коллективе или условиях работы.
  7. Гибкость – умение подстроиться под желания заказчика и команды.
  8. Внимательность к деталям. Нужно периодически вникать в документы, следить за ходом работы, перепроверять графики и таблицы.
  9. Пунктуальность. Не опаздывать на планерки и встречи с заказчиком.
  10. Самодисциплинирование и самоорганизация. Не переносить дедлайн, даже если очень хочется.

Достоинства и недостатки профессии

Менеджер проектов – должность не для каждого. Работа сложная, зато многоплановая и интересная.

  1. Саморазвитие. Не бывает двух одинаковых проектов – это значит, что проект-менеджеру нужно подстраиваться, “прокачивать” свои старые навыки и приобретать новые.
  2. Самореализация. Можно выдвинуть свои бизнес-идеи и смотреть, как задумка воплощается в жизнь – это вдохновляет и мотивирует.
  3. Возникновение полезных связей с людьми из разных сфер деятельности.
  4. Высокая заработная плата.
  5. Карьерный рост. Можно стать топ-менеджером компании или взяться за более дорогой проект.

Минусы:

  1. Стресс. Проект-менеджеру нужно думать обо всем и сразу. Решение каждой проблемы ложится на его плечи. Плюс не все заказчики оказываются “белыми и пушистыми”.
  2. Ответственность. Если проект провалится, виноват менеджер проектов. А если достигнет успеха, то славу разделят все.
  3. Давление. Заказчик хочет одно, начальник – другое, коллеги – третье. Не каждый сможет угодить всем и выдержать такое давление.

Сколько зарабатывает менеджер проектов

Для более опытных ценник выше – от 150 000 и до 500 000 руб. Но, кроме опыта, у них еще должен быть багаж знаний и навыков.

Вакансии на должность проект-менеджера на hh.ru

В регионах картина несколько другая:

  • Санкт-Петербург: 40–400 тыс. руб.;
  • Ростов-на-Дону: 30–200 тыс. руб.;
  • Екатеринбург: 30–300 тыс. руб.;
  • Хабаровск: 35–70 тыс. руб.

Потребность в менеджерах проектов растет. Ожидается, что в ближайшие 5–10 лет заработная плата еще повысится.

Сертификация менеджеров

Работодатель может попросить предоставить ему ваш сертификат, или же вы сами решите, что пора подтвердить свои знания и умения. Кроме документа, при сертификации вы получите бесценную информацию и сможете перенять полезные навыки у более опытных коллег.

Рассмотрим самые значимые сертификаты по управлению проектами.

  • Сертификация Professional Management Professional (PMP®)

Наиболее известная сертификация. Она предоставляется Институтом управления проектами, который устанавливает стандарты в этой области.

Стандарты управления проектами меняются год от года, поэтому у сертификата есть срок действия – 3 года. После истечения этого срока документ надо заменить.

Обратите внимание, что сертификация PMP® большую известность имеет на Североамериканском континенте и на Ближнем Востоке.

  • Сертификация PRojects IN Controlled Environments (PRINCE2)

В Европе более популярным методом сертификации является PRINCE2. Это не только экзамен, но и метод управления проектами, разработанный правительством Великобритании.

Желающим пройти сертификацию предлагается два вида обучения: PRINCE2 Foundation и PRINCE2 Practitioner.

Первый вариант направлен на подтверждение базовых знаний метода PRINCE2. С этим сертификатом вы не сможете стать руководителем проекта, а только получите доступ в команду исполнителей.

Второй вариант для тех, кто планирует стать менеджером проекта. Сертификат доказывает, что кандидат способен использовать метод PRINCE2 на практике.

Scrum – это метод управления проектами. Он часто используется для проектов в индустрии ПО.

Как стать менеджером проектов

Для начала нужно устроиться на стажировку в компанию или агентство, где можно наблюдать за работой проект-менеджера.

Сначала вас ждет работа стажера. В основном это задания “принеси-подай”. Стажер должен быть везде и помогать в мелочах всем членам команды. В это время можно слушать и запоминать все, что происходит вокруг. Со временем надо решаться высказывать свои мысли и переходить на второй уровень – помощник менеджера.

Третья ступень в карьерной лестнице – менеджер. Должность будет доступна, если вы будете полезны и обучаемы, у вас есть идеи и вы хотите их реализовать. Менеджер разрабатывает проекты, участвует в их реализации и контролирует работу младших сотрудников.

Старший менеджер – это лидер с большим опытом работы. Он стремится узнать как можно больше и сделать работу как можно эффективнее.

И только после этого следует менеджер проектов.

Где и как учиться

Самообучение и саморазвитие будут плюсом для будущего проект-менеджера. Со списком книг по теме вы можете ознакомиться в нашей статье. Но этого недостаточно. Необходимо обучение у профессионалов.

В университете не научат этой профессии. Но для этого существуют онлайн-курсы. Они помогут быстро влиться в среду, узнать секреты работы и улучшить свои навыки.

На этих сервисах вы найдете онлайн-курсы по введению в профессию проект-менеджер. Вам расскажут, чем управляет проект-менеджер, как он определяет цели, собирает рабочую группу, рассчитывает бюджет, запускает проекты и как стать настоящим асом в своем деле.

После обучения вам выдадут сертификат или диплом, который станет подтверждением ваших знаний. Документ выдают авторы таких курсов, как:

Ознакомиться с полным перечнем онлайн-курсов вы можете в другой нашей статье.

Советы новичкам

Прежде чем посвящать себя этой профессии, убедитесь, что она вам подходит. Прочитайте истории опытных проект-менеджеров, попросите у них совета. Еще лучше – сходите на стажировку, чтобы своими глазами увидеть “кухню” изнутри.

Для тех, кто уже начал работать в этой должности, есть парочка рекомендаций:

  • внимательно слушайте клиента, а если не понимаете его, то переспросите;
  • тщательно подбирайте членов команды, они – ключ к успеху;
  • акцентируйте внимание на главных и реальных проблемах, умейте расставлять приоритеты;
  • будьте разумными – не заставляйте делать своих подчиненных то, что не можете выполнить сами;
  • будьте готовы к провалам;
  • держите наготове план “Б”.

Заключение

Менеджер-проектов – тот, кто управляет ресурсами. Это могут быть люди, бюджет, время или материалы.

Из достоинств: работа вдохновляет и не дает заскучать, бесконечное общение с людьми с разноплановыми интересами, достойная оплата ваших трудов.

Из недостатков: стрессы и постоянное давление.

А вот как описывают свою работу действующие специалисты:

И все они в конце добавляют: “Но я очень люблю свою работу”.

Но что делает человека профессионалом? Непрерывный процесс обучения, саморазвития и информированность о последних новинках своей сферы деятельности. Не менее важную роль играет искусство общения – подробнее об этом вы можете узнать в другой нашей статье.

Необходимо проанализировать ситуацию и понять, почему так происходит. Есть несколько выходов: привлечь неформального лидера на свою сторону, дав ему какой-то элемент формального лидерства, усилить свое влияние или дискредитировать неформального лидера (что не очень порядочно, но часто эффективно), оценить групповую динамику и провести перестановки в отделе или организации. Также возможен анализ мотивации неформального лидера и воздействие на какие-то мотиваторы, которые не были удовлетворены к настоящему моменту, чтобы нейтрализовать его стремление доминировать

2. Сотрудник постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает о том, как выполнять текущую работу, но в итоге все делает весьма исполнительно. Сотрудник работает в компании около полугода. Чем эта ситуация может быть вызвана? Ваши действия?

3. В крупной компании сложилась такая ситуация: региональный отдел продаж длительное время находился в офисе, отделенном от других отделов. Отдел большой, профессионально сильный, с очень опытным руководителем. В какой-то момент руководством всей компании было принято решение о слиянии и перемещении всех отделов в общий офис. Возник конфликт. Определите истинные и мнимые позиции сторон и предложите пути решения конфликта

Скорее всего, в процессе обсуждения объединения в общем офисе будут подменяться реальные и мнимые позиции. Аргументация будет сводиться к территориям, технике, связи с клиентами, экономии и тому подобным аспектам с обеих сторон, тогда как основа — вопрос контроля и степени самостоятельности. В данном случае обе стороны примерно одинаково сильны в своих позициях и не могут позволить себе оказывать сильное давление. Поэтому лучший путь — открыто обозначить позиции сторон и найти компромиссное решение, оговорив степень самостоятельности регионального отдела, процедуры и формы контроля. Возможно, имеет смысл каким-то образом оговорить повышение статуса регионального отдела и его руководителя как компенсацию за частичную утрату самостоятельности

4. Представьте себе, что к Вам в подчинение приходит человек, работавший ранее на такой же должности, как у Вас. Чем может быть вызван такой переход и каковы будут Ваши действия?

Склонность к анализу, версионность, склонность к обвинительной позиции, навыки практического менеджмента. Наиболее правильным можно считать подход, при котором кандидат назовет как положительные причины перехода (человек идет в более известную компанию, на более интересную по содержанию работу), так и отрицательные (не справился, не может быть руководителем), а также нейтральные (семейные обстоятельства, закрытие компании). Именно такой подход больше всего подходит для взвешенного и четкого анализа и грамотного менеджмента. В зависимости от причин перехода будет строиться модель ситуационного руководства

5. Один Ваш подчиненный по ошибке, связанной с недостаточным опытом, упустил крупную сделку. Другой аналогичную сделку заключил, при этом воспользовался предложенным поставщиком вознаграждением себе лично. В первом случае компания упустила существенную выгоду, во втором — получила значительную прибыль. Опишите Вашу реакцию и действия в первой и во второй ситуации

Честность и четкая расстановка приоритетов в отношении недопустимости сомнительных действий сотрудников. Степень жесткости при оценке ошибки, склонность и умение обучать персонал. Безусловно, если ваш бизнес и корпоративная культура ориентированы на честность и порядочность, то второй сотрудник достоин наказания. В первом же случае все зависит от степени жесткости менеджмента, но главное — научить данного сотрудника и других, чтобы в будущем таких ситуаций не было или было меньше

6. У сотрудника, ранее дававшего отличные результаты, резко снизилась эффективность работы, при этом формально он выполняет все свои обязанности. Чем может быть вызвана такая ситуация и каковы будут Ваши действия?

Стиль и навыки менеджмента, версионность мышления, склонность к обвинительной позиции. Важно, чтобы кандидат выделил следующие группы факторов:

  • объективные, рыночные или продуктовые;
  • субъективные, связанные с мотивацией;
  • субъективные, связанные с квалификацией;
  • субъективные, связанные с личными обстоятельствами;
  • объективные, связанные с обстановкой в компании или стилем менеджмента. Также очень важно, чтобы основная установка была не на поиск виноватых, а на решение сложившейся ситуации. А вот то, в какой степени должны учитываться интересы сотрудника, зависит от Вашей корпоративной культуры и подхода

7. У Вас в подчинении работает человек, который уже несколько перерос свою позицию. Однако в силу различных объективных причин карьерного роста быть не может, а доход достаточно высокий, также есть комиссионные. Найдите пути дополнительной мотивации такого сотрудника

Навыки мотивирования подчиненных, версионность мышления. Должно быть названо не менее 2-4 способов. Важно, чтобы кандидат отметил, что поиск и анализ эффективности этих способов будет определяться индивидуальной мотивацией сотрудника. Важна также позитивность подхода и учет не только материальной, но и нематериальной мотивации

Подобный CASE был уже приведен для оценки продавца, и, безусловно, кандидату на позицию руководителя отдела продаж не надо давать это задание дважды. Проверяем стрессоустойчивость, способность дать откровенную оценку, умение разбираться в людях на основании достаточно краткого общения

9. В команде работает человек, который постоянно просит своих коллег о помощи. Что хорошего и что плохого в этой ситуации?

Анализ, версионность, обвинительная позиция. Важен баланс найденных положительных и негативных факторов, сами факторы могут быть очень разными, их выбор показывает склонность к той или иной корпоративной культуре и стилю менеджмента

По-видимому, такого рода описания ситуации могут преследовать две цели: либо побудить испытуемого продемонстрировать широту эрудиции, либо послужить иллюстрацией для какой- либо точки зрения.

По первой ситуации от вас может ожидаться рассуждение по поводу необходимости и источников дополнительных данных, прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения ситуации, демонстрации умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблемы. Следует подготовить программу действий, направленную на реализацию, например, аналитического метода решения проблем. Неприемлемым было бы ваше желание сразу же начать оформление документов на увольнение работника.

Проективные вопросы на собеседовании - один из лучших способов глубокой экспертной оценки кандидата. Но данный метод требует серьезной профессиональной подготовки оценщика.

Качества слабого руководителя

Всех слабых руководителей объединяют общие важные признаки, которые могут быть полезны для оценки руководителя. Вот некоторые из них:

1. Он всегда сталкивается с непредсказуемыми, непонятными обстоятельствами, т.к. не способен предугадать их приближение, последствия и как следует подготовиться к ним требуемым образом.

2. Уверен, что знает дело и свои задачи и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается сделать самостоятельно, не делигируя ключевые моменты подчиненным.

3. Участвует во всем, из-за чего никогда не имеет времени на стратегию и на взвешенное планирование. Принимать посетителей в кабинете, держа в одной руке телефон, а другой на прошлой недели полученное письмо и в то же время, отчитывая стоящего у стола работника – вот принцип его работы. Как правило, весь рабочий стол такого начальника переполнен ненужными бумагами и документами.

4. Письменный стол его всегда чем-то завален. Причем совершенно непонятно, какие из этих документов важные, какие срочные, а какие и во все давно потеряли актуальность.

5. Работает по 12-14 часов. Засиживается допоздна, перегружен и вечно уставший и озлобленный.

6. Всегда ходит с портфелем, в котором носит непрочитанные бумаги с работы – домой, а из дома – на работу.

7. Частоо решение старается отложить: ведь важный вопрос может решиться сам собой или его решит кто-то другой из коллег или руководства.

8. Никогда ничего не решает до конца нужным и достаточным образом, бремя нерешенных и тянущихся вопросов ложится на него, сильно давит на психику, не дает нормально думать и работать.

9. Все видит в черно-белых тонах, для него нет полутонов и нюансов, не способен подняться над ситуацией, безоценочно, взвесив все за и против.

10. Склонен раздувать из мелочей слона. Второстепенным деталям придает излишне большое значение, не способен отличать главное от второстепенного, не готов грамотно взвесить все за и против, мыслить критически.

11. Фамильярен с подчиненными: похлопывая по плечу или обнимая за талию, старается приобрести репутацию своего парня.

12. Старается принять наилучшее решение, вместо того, чтобы принять выполнимое. Неадекватно оценивает ситуацию и ресурсы для решения задачи, оценка руководителя не включает необходимые факторы, не фокусируется на ключевых моментах.

13. Готов к компромиссу, чтобы избежать ответственности, склонен сваливать вину за свои ошибки на других.

Дополнительные потенциальные ограничения, важные для оценки:

Читайте также: