Пересвет ослябя дмитрий боброк были участниками какой войны

Обновлено: 02.05.2024

Куликовская битва (1380 г.), в которой русское воинство, под водительством Московского князя Дмитрия Ивановича, разбило орду Мамая, — по справедливости может считаться одним из славнейших событий нашего прошлого.

Имя каждого участника этой битвы, встречающееся в том или ином документе эпохи, кому бы оно ни принадлежало, — князю, воеводе или простому воину, — является достоянием истории и заслуживает того, чтобы его помнили потомки.

Много ли сохранилось таких имен? По-видимому, никто не пытался произвести полный подсчет, но в среде образованных людей, — не профессионалов истории, — принято думать, что не более сорока. Действительно, в популярных описаниях этой битвы и в общедоступных источниках упоминаются около двадцати князей, ее участников, из которых шестеро или семеро были убиты, — да примерно столько же московских бояр и воевод, занимавших главные командные должности и в своем большинстве сложивших головы в этом сражении.

Принимая во внимание шесть столетий, отделяющих нас от этого события, казалось бы и то не мало. Из участников Ледового побоища, не менее славного для русского оружия, до нас дошли, например, только два имени: самого князя Александра Невского и его брата Андрея. Но с той поры внутренняя обстановка существенно изменилась: блестящая победа Дмитрия Донского рассеяла мрак невежества, сгустившийся над Русью за полтора века татарского владычества, — на смену ему пришел бурный рост культуры и письменности. В ближайшие за Куликовской битвой десятилетия было написано несколько посвященных ей повестей и сказаний, благодаря которым мы знаем о ней гораздо больше, чем о других крупных сражениях нашей древности.

В сохранившихся описаниях Куликовской битвы таких подробностей нет. Но это отчасти восполняется тем, что этих описаний имеется несколько, причем каждое из них дошло до нас во многих списках, по-своему переработанных и дополненных различными летописцами и переписчиками, которые тоже что-то знали об этом событии. Внимательное исследование и сопоставление всех этих источников значительно проясняет общую картину сражения и дает возможность открыть многие интересные детали.

В частности, занявшись этим, я обнаружил имена многих второстепенных участников Куликовской битвы, доселе остававшихся в тени забвения, и в том числе не только сравнительно мелких военачальников и дворян, но и простых воинов, что особенно ценно, ибо летописцы и хронисты подобными именами обычно пренебрегали.

Для историка, работающего вдали от государственных архивов и первоисточников, довести до конца такое исследованье, — задача трудная и кропотливая, она затянулась на много лет. Но думаю, что составленный мною список является почти исчерпывающим по своей полноте, — прибавить к нему новые имена могут, пожалуй, только документы, доселе никому не известные, если таковые обнаружатся в будущем.

В списке двумя крестиками отмечены имена лиц, несомненно павших в бою, и одним крестиком имена тех, о смерти которых сведения не могут считаться вполне достоверными. В нужных случаях под именами даны необходимые пояснения.

А. КНЯЗЬЯ — УЧАСТНИКИ СРАЖЕНИЯ

Возможно, что тут описка летописца и что это тот же князь Глеб Карголомский. Но стоит вспомнить следующее: княжество Карголомское (по имени села Карголома) было одним из уделов князей Белозерских; княжество Каргопольское (по городу Каргополю) одно время существовало тоже и, по всей вероятности, было уделом тех же князей, ибо Каргополь находился всего в сорока верстах от реки Ухты, то есть от княжества Ухтомского, которым тоже владели Белозерские князья.

Летописи приводят только его имя и отчество, но называют князем. Из всех князей современников Куликовской битвы такое имя и отчество имел только Моложский князь, брат предыдущего.

Упоминается в Никоновской летописи и у историка Татищева.

Это сыновья Смоленского князя Всеволода Александра Глебовича, перешедшие в Москву и вскоре по неизвестной причине потерявшие титул. Но тогда их еще называли князьями.

52. БЕЛЕВСКИЙ, Феодор, из Карачевских князей (в Никоновской летописи назван Белецким). Некоторые считают, что это князь Новосильской династии, но это неверно: к ней Белевское удельное княжество перешло много позже (в 1468 году), а до того Белевом владели потомки Карачевских князей).

Тут в отчестве явная ошибка летописцев, ибо был только Дмитрий Еремеевич, двоюродный брат предыдущего.

56.КАШИНСКИЙ, Михаил Васильевич, из Тверских.

Сын князя Василия Михайловича, в летописи он упомянут по имени и отчеству в числе убитых. Сомнения невозможны, ибо с другой стороны известно, что один из Кашинских князей участвовал в битве.

Историки считают, что Устюжский и некоторые другие летописцы, упоминающие этих князей, спутали их с князьями Тарусскими, носившими те же имена. Может быт это и так, но имена Федор и Мстислав принадлежали к числу самых распространенных среди князей, к тому же в одном из списков князь Феодор Туровский и князь Феодор Тарусский упомянуты одновременно. В Турове, даже под властью Литвы, оставались прежние князья-Рюриковичи, — интересы Руси им были близки и они вполне могли участвовать в Куликовской битве, как князь Александр Туровский участвовал в битве с татарами на реке Калке.

61-64. ++ К этому списку следует добавить четырех БЕЛОЗЕРСКИХ КНЯЗЕЙ, имена которых не сохранились, — ибо в списке их только восемь, а летописи говорят, что было двенадцать лишь павших.

Таким образом, в Куликовской битве по полному списку участвовало шестьдесят четыре князя, из них пятьдесят семь Рюриковичей, пять Гедиминовичей и два туземных. Из этого числа тридцать три были, по видимому, убиты в сражении.

Б. ВОЕВОДЫ И НАЧАЛЬНЫЕ ЛЮДИ

5. ++ ВАЛУЕВ, Тимофей Васильевич (по некоторым спискам Тимофей Валуевич Окатьев, племянник предыдущего.

9. ++ ШУБИН, Михаил Акинфиевич, племянник предыдущего. В списках убитых он назван без фамилии, только по имени и отчеству.

Летописи отмечают, что после сражения московский боярин Михаил Андреевич вел подсчет павшим бойцам. Среди бояр Дмитрия Донского только Челяднин имел такое имя и отчество.

В некоторых летописях он назван Даниилом, так как его путают с предыдущим и историки считают, что это одно лицо… Однако это не так, ибо согласно родословным книгам в годы княжения Дмитрия Донского они существовали оба.

34. СВЯТОСЛАВОВ, Иван. Может быть искаженная фамилия предыдущего. Историки считают их одним и тем же лицом.

В летописях упомянут среди убитых только по имени и отчеству. Из близких к Дмитрию Донскому лиц это может быть только сын Ивана Феодоровича Собаки, одного из строителей каменного Кремля. Итак, из бояр и служилого сословия (дворян) до нас дошло шестьдесят имен участников Куликовской битвы, на которых около половины пали в сражении.

В. РЯДОВЫЕ ВОИНЫ ИЗ КУПЦОВ, КРЕСТЬЯН И РЕМЕСЛЕННИКОВ

Это десять купцов — сурожан, пошедших добровольцами в войско князя Дмитрия Донского и участвовавших в сражении. К ним Никоновская летопись добавляет еще одно имя:

В различных летописях его пишут по-разному: Кабычей, Хабычеев, Хабычей, Хабесов, Кацыбай, Хацыбеев и т. п.

Итак сохранилось сто шестьдесят два имени. Это хотя и не много, но все же в четыре раза больше, чем принято думать. Мой список сократился бы на несколько единиц, если бы я вычеркнул из него те имена, которые не исключают возможность их повторения (князья Туровские и Тарусские, Карголомский и Каргопольский, воеводы Сеславин и Святославов, и еще два-три других). Так поступили бы, несомненно, те наши старые историки, которые в сомнительных случаях пуще всего боялись ошибиться в пользу родной страны и потому старательно обедняли ее историю (достаточно веский тому пример я приведу в конце настоящего очерка). Я не боюсь этого и, поелику этих спорных вопросов с абсолютной уверенностью разрешить нельзя, — привожу весь список полностью, ибо считаю, что лучше что-то добавить к славе Отечества, чем от нее украсть, хотя бы из самых добросовестных побуждений.

Несомненно есть тут неточности и в указании убитых. Часто летописцы называют только имя и отчество, и в таких случаях иногда трудно определить, о ком идет речь, — например, о Тимофее Васильевиче Вельяминове или о Тимофее Васильевиче Валуеве? — что второй был убит — это достоверно, но первый остается под сомнением. По-видимому ошибка допущена в отношении Ивана Квашни, — по всем данным он умер на десять лет позже. Под вопросом стоит и смерть инока Осляби, но этот случай следует рассмотреть особо, ибо по поводу него в печати не раз возникали споры.

И в этих спорах нет ничего удивительного, так как в данном случае любая из спорящих сторон в защиту своей позиции имеет возможность сослаться на исторические источники, казалось бы, заслуживающие полной веры. Однако, в отношении Осляби в этих источниках встречаются вопиющие противоречия, и это лишний раз доказывает, что к летописям нельзя относиться со слепым доверием, ибо их авторы вовсе не были застрахованы от ошибок. К истине можно приблизиться только при ознакомлении с целым рядом документов, касающихся спорного события, что иногда позволяет определить, — какой летописец ошибался и откуда проистекает его ошибка. Попытаемся сделать это относительно смерти Осляби.

Об этом с достаточной приближенностью можно судить по некоторым другим историческим материалам, хотя бы по следующим:

2. Официальный церковный синодик убиенных на Куликовом поле. В него внесены и Пересвет и Ослябя.

4. Монастырская запись о том, что несколькими годами позже их останки были перевезены в Симоновский монастырь под Москвой, где после того и находились их гробницы.

Возвращаясь к вопросу о смерти инока Осляби, в свете всего рассмотренного выше, следует признать, что большинство исторических данных заставляет думать, что он был убит на Куликовом поле.

Самым известным событием ордынского периода, безусловно, была Куликовская битва. А с ней навсегда связаны имена двух молодых людей, которые ушли из мира, стали монахами, но в трудную для Отечества минуту взялись за меч. И эта историческая минута обессмертила их имена.

Оба воина являлись реальными людьми, которые жили и действовали во второй половине XIV в. По социальному положению они были боярами из района Брянска или менее известного Любутска, предположительно братьями, родными или двоюродными. В миру Ослябю звали Родионом. О мирском имени Пересвета неизвестно. В монашестве они стали Александром и Адрианом. Причины пострижения в монахи Троицкого монастыря точно не известны, но одной из причин или поводов могла стать малоуспешная борьба с литовцами, в которой они принимали участие.[27]

Опасность еще более страшная, чем литовцы, заставила братьев-монахов снова взяться за оружие. В дореволюционной литературе, особенно в тех изданиях, которые находились под сильным влиянием православной церкви, Пересвет и Ослябя изображаются как богатыри, которых благословил на ратный подвиг сам игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. В то же время Пересвет и Ослябя, безусловно, откликнулись на призыв Дмитрия Донского и пошли на бой по велению сердца. В современном понимании это были настоящие патриоты, которые не могли оставаться в своих кельях в трудные для Родины дни.

Можно, конечно, задать вопрос, почему Русская православная церковь выставила только двух воинов, что с военной точки зрения имело чисто символическое значение. Сколько же всего воинов могли выставить русские монастыри на Куликово поле? Почему они этого не сделали?


Бой Пересвета с Темир-мурзой. Миниатюра из Летописного свода.

В рассказах для школьников оба воина – участника поединка падают замертво. Выглядит эффектно, но в реальной жизни случается крайне редко. О судьбе татарского богатыря неизвестно, а вот Пересвет после поединка продолжал участвовать в сражении. В самый разгар битвы Пересвета, уже тяжело раненного, выводят из боя, и герой умирает от ран. Имени Осляби в пергаменном поминальном Синодике, где перечислены русские люди, погибшие на Куликовом поле, нет. Любутский боярин Родион Ослябя появляется в 1398 г. в ряде летописей. Считается, что он ездил в Царь-град с посольством, которое московский великий князь Василий I направил для переговоров об оказании помощи Византии, подвергавшейся нараставшему военному давлению со стороны турок. В более поздних летописях возникла легенда о гибели обоих братьев и совместном захоронении после битвы.


Князья Василий Косой, Юрий Звенигородский, Дмитрий Красный

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 19 Россия и спорынья. Навеки вместе

Глава 19 Россия и спорынья. Навеки вместе А в час, когда хлеба созреют, Они вернутся — кто сумеет. И кто вернется, станет ждать — Придет ли Господь ниву жать. Кто будет — мать, а кто — отец, А кто возьмет себе венец Терновый, колкий…— Спорынья Лежит в основе бытия. Ирина

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ (? — 1380) Герой Куликовской битвы. Воин-схимник. Среди различных героев встречаются такие, которые, блеснув раз на ратном небосводе, навечно входили в историю своего Отечества. К числу таких ратоборцев, вне всякого сомнения, относится легендарный

Дмитрий Тараторин Русский бунт навеки 500 лет Гражданской войны

Дмитрий Тараторин Русский бунт навеки 500 лет Гражданской войны Гражданская война в России 1564 — 20. Русский человек вынужден делать выбор. Такая у нас судьба историческая. Вы выбираете, даже если ведете вовсе бессмысленный образ жизни, даже если, казалось бы, от всего в

Александр Пересвет и Сергий Радонежский[175]

Александр Пересвет и Сергий Радонежский[175] 1В русской исторической традиции имена Сергия Радонежского и героя Куликовской битвы Александра Пересвета до сих пор прочно связаны друг с другом преданием о встрече князя Дмитрия Ивановича с настоятелем обители Святой

Инок Ослябя: воин, дипломат, подвижник веры

Инок Ослябя: воин, дипломат, подвижник веры Утверждение христианства на Руси способствовало установлению более прочных отношений с Западной Европой. Неудивительно, что с течением времени, по мере усиления русской державы, Константинополь все чаще обращался за помощью к

15.8. Публий Деций принес себя в жертву в битве при Клузии и обратил гнев богов на противника Инок Ослябя в Куликовской битве

15.8. Публий Деций принес себя в жертву в битве при Клузии и обратил гнев богов на противника Инок Ослябя в Куликовской битве Битва римлян с галлами и самнитами была ожесточенной, и долгое время никто не мог взять верх. И тут одно из нападений галльской конницы оказалось

1. НАВЕКИ УШЕДШИЕ В МОТОВСКИЙ ЗАЛИВ

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №1

Авторы работы: Калекины Степан и Роман

Руководитель: Бочарова Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

Изучение истории родного края актуально в наше время, вопросов о служении Родине, верности своему долгу, смирении, любви, о следовании традициям предков.

Данная работа посвящена исследованию подвига наших предков в критический период истории нашего государства (начало трудного пути освобождения Руси от татаро-монгольского ига).

Цель работы- теоретически и практически познакомиться с жизнью и подвигом Александра Пересвета и Андрея Осляби.

В своей работе мы постарались рассказать о татаро-монгольском иге на Руси, о Куликовской битве, о её героях-святых монахах-схимниках Александре Пересвете и Андрее Осляби, душу свою положивших за други своя. О великом князе, тоже святом, Дмитрии Донском, одержавшим победу над Мамаем. О святом преподобном Сергии Радонежском, благословившим князя на битву добра со злом.

Результаты проведенного нами исследования предполагают необходимость дальнейшего изучения истории родного края, подвигов предков, защищавших свою Родину. А главное, осуществить мечту: побывать на Куликовом поле! Постараться представить это великое сражение…

Актуальность выбранной темы…………………………………………………………3

4. Пересвет и Ослябя на берегу Оки……………………………………………………………5

5. Поединок Пересвета и Челубея………………………………………………………………6

7. Где же похоронены Александр Пересвет и Андрей Ослябя. 7

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………9

Актуальность выбранной темы

Теоретическое и практическое знакомство с жизнью Александра Пересвета и Андрея Осляби:

-Кто такие Пересвет и Ослябя? Они настоящие братья?

-Почему святой Сергий Радонежский благословил монахов Пересвета и Ослябю на битву? А это же верная смерть! Почему монахи поехали на битву? Им же нельзя никого обижать?! Почему они сражались с оружием и без доспехов?

-Где похоронены Пересвет и Ослябя?

-Помнят ли сейчас об этих героях люди? Связаны ли имена этих богатырей с нашим Ступинским краем?

Сбор информации по теме проекта, чтение дополнительной литературы и справочного материала.

Обобщение результатов, сравнительный анализ, выводы.

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности, редактирование визуальных образов (фотографий, анкет).

Суметь донести до слушателей наш интерес к истории Родины и показать компетентность наших высказываний.

Действительно ли жили на земле эти люди Пересвет и Ослябя? Почему их называют героями?

Использовать в ходе исследования такой научный метод, как сравнительный анализ литературы. Познавательные экскурсии в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь, храм Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове в Москве. Анкетирование.

-Постоим за веру Православную и Русскую Землю.

Скоро под началом великого князя собралось войско в 200.000 пеших и конных. Для тех времен, когда дружина князя насчитывала сотню дружинников, это была огромная сила.

Первым делом Дмитрий поехал в Троицкую обитель к её игумену Сергию за благословлением. Без его совета и благословения дмитрий не начинал никаких важных дел…

Игумен встречал великого князя и его спутников у святых врат обители. Дмитрий склонился перед ним в глубоком поклоне.

-Праведный отче! Вся Русская Земля жива твоими молитвами. Благослови сразиться с погаными за веру Православную!

-Благодать Господня на тебе и воих воинах, княже. Ступай смело. Бог и Пресвятая Богородица помогут тебе!, тихо, но твердо произнес Сергий.

- Святой пастырь русских людей!- снова обратился к игумену князь.-Не откажи в моей просьбе. В обители твоей подвизаются два инока: Пересвет и Ослябя. Были они в прошлом храбрыми боярами и воинскому делу обучены. Отпусти их со мною на брань.

Преподобный возложил на головы Пересвета и Осляби черные мантии-схимы и, осенив схимников крестом, сказал:

-Да будет воля Господня! Сражайтесь, возлюбленные братья, за веру Правосланую и не пожалейте живота (живот на древнерусском языке означает- жизнь) вашего за други своя!

-Ох железо ты, железо окаянное!-выдохнул Пересве, угадав, зачем его звал преподобный Сергий.- Думал я, что в монастыре от него укроюсь..

Пересвет наклонился к игумену ближе, чтобы не упустить ни слова.

-Если враг угрожает тебе лично, то можешь и стерпеть. Но если смерть угрожает твоим близким, земле родной, то возьми оружие и защити! Это твой долг!

Тут же в ответ на просьбу князя дать двух иноков на битву:

Преподобный Сергий наклонил в ответ седую голову. Ему ли не ведать о том, что уставы церковные не велят монахам брать оружие в руки. А уж схимникам, совершенно отделившим себя от мира ради общения со Христом, тем паче. Но своё согласие Дмитрию игумен всё же дал, ибо на священную войну добра со злом, света с тьмою посылал он духовных сыновей.

-Победишь супостата!- наклонившись к князю, молвил преподобный Сергий.

Когда он вышел с крестом из троицкой церкви, воины сняли шлемы и упали на колени.

-Во имя Отца и Сына и Святого Духа…

Широким крестом осенил преподобный могучих ратников, а затем окропил их святой водою.

Обратившись к Пересвету и Ослябе, он указал на их новые одежды схимников и сказал:

-Вот вам, дети мои, оружие нетленное. Да будет вам оно вместо шлемов и щитов бранных. С Богом.

4. Пересвет и Ослябя на берегу Оки

Мы не станем описывать подготовку к битве, т.к. это будет уже другая работа.

Скажем только, что пешие и конные дружины переправились через Дон и стали лагерем на краю огромного поля. Между войсками пронесли икону Божией Матери, позже её назовут Донской. Не знали русские, что победят в той битве, что Орда останется лишь в книгах. Всё это знаем мы. Не знали русские когда закончится власть Золотой Орды. Знали лишь то, что будут биться за веру Православную и своё отечество до последней капли крови. И ещё знали: есть на Руси чудотворец Сергий, который молится Господу и Пресвятой Богородице за всю Русскую землю и за каждого из них.

5. Поединок Пересвета и Челубея

6. Подвиг Андрея Осляби

Битва началась. русские бились отчаянно, храбро. Великий князь, как лев сражался в гуще боя. Всю битву бок о бок с князем бился Андрей Ослябя. Точно Ангел Хранитель берёг его от вражеского меча. Дивились татары силе Андрея, дивились его черным одеждам. Но в ближнем бою не смогли одолеть воина. Тогда татары застрелили Ослябю. Перед смертью Андрей успел укрыть спину великого князя Дмитрия своим щитом.

Всю битву, будто рядом с Куликовым полем стоял, видел преподобный Сергий. То и дело тяжко вздыхая и проливая слёзы, называл он инокам имена павших князей, бояр, воевод… и они молились за каждого, пока не возвестил падающий от усталости седой игумен, что покарал наконец Господь нечестивых ордынцев.

7. Где же похоронены Александр Пересвет и Андрей Ослябя?

В московском храме Рождества Пресвято Богородицы, что в Старом Симонове, покоятся мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, которые похоронены здесь по велению великого князя Дмитрия Донского. Место погребения героев Куликовской битвы всегда почиталось на Руси, и особенно её правителями. Множество людей приходят сюда и сегодня, чтобы помолиться нам, потомкам участников Куликовского сражения. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове основан преподобным Сергием и освящен им ровно за 10 лет до славной победы русского народа на Куликовом поле.

И сейчас воины Христовы продолжают своё служение, молитвенно предстоя в небесных обителях за землю Русскую и народ православный.

Мы хотели узнать: каких русских богатырей знают наши одноклассники, с кем бы хотели подружиться? Какие богатырские доспехи знают, какое оружие? Как можно назвать боевого коня? Какие качества характера нужны богатырям? Есть ли эти качества у наших друзей? И еще нас интересует такой вопрос: что делают, по мнению мальчиков, богатыри в мирное время?

На вопросы анкеты ответили 10 детей. Наши одноклассники называли известных по литературным произведениям богатырей. И только один человек назвал Пересвета и никто не сказал про Ослябю. Подружиться захотели бы с Добрыней Никитичем 3 человека, Вольгой 2, по 1 со Святогором и Алешей Поповичем. И не знают с кем 3 человека. Для боя выбрали такое оружие: меч 5 человек, лук и стрелы 3, топор/ секиру 2, копьё, палицу и булаву по одному. Воинские доспехи: кольчуга понадобилась 7 мальчикам, шлем (шелом) 6, сапоги 2, щит 1. Латы нужны 2 и железная броня 1. А латы носили рыцари. Клички у богатырских коней самые разные: Сивка Бурка, Молния, Чёрная Буря, Арлаяр (орёл+яр), Златогор, Никит, Вспышка, Александр, Берсерк. И 1 не знает. Интересно получилось с ответами на вопрос о качествах характера мальчиков, т.е. как они сами себя оценивают. Ум и сила есть у 5, смелость и честность у 3, порядочность, ловкость, доброта, храбрость, готовность помочь по 1. И 1 не видит у себя качеств характера богатыря. А как же отдыхают богатыри в мирное время? Чем занимаются? По мнению мальчиков: помогают слабым 3, помогают людям 2, отдыхают 2, тренируются, растят детей, сидят дома и помогают по хозяйству, развлекаются по 1. И 1 считает, что богатыри молятся.

В любой стране, кроме строителей, музыкантов, кузнецов, врачей и представителей других мирных профессий есть люди, главная забота которых- защита государства от врагов.

В легендах и сказках первыми защитниками Земли Русской были богатыри. Самые мужественные и сильные, честные и выносливые, никого не боявшиеся, кроме Бога. Богатыри всегда готовы прийти на помощь слабым, защитить Русь Святую от нечисти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ананичев А.С. Святые воины преподобного Сергия Радонежского.-М.: Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви, 2013,-48 с.

Балакшин Р.А. Избранные жития святых для детей.-М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008,-816 с.

Владимиров В.В. Как Дмитрий Донской в Куликовской битве победил, а Иван . избавил Русь от монгольского ига. –М.: КАПИТАЛ, 2017.-48с.

Городова М. Почему Пересвет победил Челубея. Российская газета. 21 сентября 2017, -1 с.

Житие Преподобного Сергия Радонежского./ в изложении О.В. Данчук.- с. Николо-погост: Родное пепелище, 2007, -80 с.

Захаров И., священник Валерий Мешков. Благословение Преподобного сергия. Повествование о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. М.:- Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви, 2015, -96 с.

Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. М.-Отчий дом, 2011,-114 с.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь.-М., 2017, 39 с.

Слава и гордость земли Русской. Куликовская битва./ сост. В.В. Артёмов, Л.А. Соколова.- М.: Учебная книга БИС, 2005,- 108 с.

Чернова Е.Ю. Богатыри земли Русской. Энциклопедия. М.- Издательство АСТ, 2016, -96 с.

Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) годы обучения. Книга вторая.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010, -176 с.

Я прошлое увижу наяву: рассказы по истории для детей.- М.: Белый город, 2009, -312 с.

Можешь ли ты стать богатырем?

Каких русских богатырей ты знаешь? Назови их.

Кто из русских богатырей мог бы стать твоим другом и почему?

Какое оружие ты выбрал бы для своих ратных (боевых) подвигов и почему?

Какие богатырские доспехи ты выбрал бы для себя?

Как ты назвал бы своего боевого коня и почему?

Какими качествами и богатырскими чертами характера ты обладаешь?

Что делают богатыри в мирное время?

Нарисуй на обороте страницы себя в образе богатыря.

на исследовательскую работу

обучающихся Калекина Степана и Калекина Романа

Содержание работы соответствует заявленной теме.

Данная работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза, приводятся методы исследования.

В основной части работы дан теоретический анализ литературы по данной теме.

1. Историческая справка о Руси. 2. Благословление Сергием Радонежским русских богатырей Дмитрия Донского, Пересвета и Осляби на бой с Ордой. 3. Описание экскурсии в Белопесоцкий монастырь. 4. Изучили и описали исторические события о поединке Пересвета и Челубея, о подвиге Осляби. 5. Место захоронения героев Куликовской битвы в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы. Там покоятся мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, которые похоронены по велению великого князя Дмитрия Донского.

Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты проведенного анкетирования в классе среди одноклассников.

Список литературы включает разнообразные источники, оформленные в соответствии с требованиями.

Цели и задачи выполнены. Отмечен широкий спектр методов исследования. По результатам работы нашлось подтверждение гипотезе о том, что действительно жили на земле русские богатыри Пересвет и Ослябя.

Исследование Калекина Романа и Калекина Степана является целостным, завершенным. Данная работа может быть использована на уроках окружающего мира, истории и на классных тематических часах.

Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.

Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…

Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?

Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.

Поединок Пересвета

Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.

Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).

Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.

Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.

Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.

Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.

Поединок Пересвета

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.

Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.

Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.

Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.

Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).


На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Челубей

Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.

Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.


Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.

Поединок Пересвета

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.

Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.

Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.

Поединок

Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.

Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.

На поле боя вышли два воина, два монаха…

Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.

Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.

Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.

Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…

Поединок Пересвета

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

В воздухе витал вопрос:

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.


Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.


Воин Света и Воин Тьмы

И Пересвет, и Челубей были великими воинами.

Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.

Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.

Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.


Икона святых воинов Пересвета и Осляби

Поединок Пересвета : 6 комментариев

Мощная статья.! Прям мурашки….

Спасибо за Ваш комментарий!

Спасибо за Ваш комментарий!

Получается, что великий шифу тибетских боевых искусств Челубей, одерживал победы в 300 поединках не за счет пресловутой Маг цзал, а просто догадавшись удлинить на один метр свое копье! Забавно. Получается, что великий шифу тибетских боевых искусств Челубей, одерживал победы в 300 поединках не за счет пресловутой Маг цзал, а просто догадавшись удлинить на один метр свое копье! Смекалка, однако! Забавно…

Добавить комментарий Отменить ответ

БЕЗОПАСНЫЕ ПАДЕНИЯ

Михаил Грудев - Безопасные падения

Мастера боевых искусств

Мэнни Пакьяо

Мэнни Пакьяо

Мэнни Пакьяо (полное имя Эммануэль Дапидран Пакьяо) — филиппинский боксер-профессионал, известный также, как актер, политик и председатель спортивного комитета сената

Читайте также: