Перемещение мяча в баскетболе можно осуществлять ведением

Обновлено: 02.07.2024

Когда используется ведение мяча или дриблинг в баскетболе ?

Ведение мяча в движении в баскетболе имеет смысл в следующих случаях:
• чтобы игрок мог выиграть время;
• противник плотно "держит" игрока;
• игроку нужно пройти к кольцу;
• осуществляется заранее разученная комбинация с другими игроками;
• противник плотно прикрывает игрока, и нет возможности передать мяч партнёрам;
• при попытках вынудить противника сделать ошибку;
• перехват передачи одной рукой, её подбор отскоком;
• обманное движение в виде броска при проходе игрока к кольцу.

Обучение технике ведения мяча в баскетболе: основные характеристики приёма


Техника выполнения ведения мяча в баскетболе в первую очередь предполагает соблюдение этих требований:
1) Мяч направляется кончиками пальцев, а не всей ладонью, - это одно из основных правил ведения мяча или дриблинга в баскетболе: очень важно контролировать отскоки мяча, не прикладывая слишком много усилий для поддержания подпрыгивающих движений снаряда. Потому не стоит хлопать по мячу ладонью - правильное ведение баскетбольного мяча предполагает работу с ним фалангами пальцев, которые следует растопырить по всей поверхности снаряда, чтобы наиболее сбалансировано захватить площадь мяча. Кроме того, работа с мячом одними кончиками пальцев - ответ профессиональных игроков на вопрос о том, как улучшить дриблинг в баскетболе.
2) Различные методики обучения ведению мяча в баскетболе рекомендуют использовать низкую стойку, так как не совсем логично постоянно опускаться и подниматься во время выполнения дриблинга. При позиции тела, приближенной к вертикальной, мяч будет преодолевать более широкое пространство, что даёт больше шансов противнику перехватить его именно в процессе ведения мяча во время игры в баскетбол. Потому мануалы по техникам обучения ведению мяча в баскетболе рекомендуют занять оборонительную стойку с ногами на ширине плеч и коленями, согнутыми под углом, соответствующим выбранному приему ведения мяча в баскетболе. При этом верхняя часть туловища должна оставаться в вертикальном положении, а бёдра - немного опущенными назад.
3) Самый важный момент - научиться балансировать с отскакивающим мячом. Именно для этого мяч мягко, но надёжно удерживается самыми кончиками пальцев - без приложения дополнительных усилий рук, которая приведёт только к потере контроля за его движением. Когда вы только начинаете обучение ведению мяча на месте в баскетболе с изменением скорости и направления, взгляд на снаряде задерживать разрешается. Однако со временем вам следует отказаться от этой привычки, работая с мячом не глядя.

Дриблинг в баскетболе: упражнения и правила для начинающих

Существуют и другие не менее важные правила, которые обязательно нужно учесть игрокам, интересующимся, как научиться дриблингу в баскетболе и стать настоящим профессионалом в этом вопросе. В частности, для освоения техники ведения баскетбольного мяча следует помнить, что:
• нужная высота отскока во многом будет определяться степенью расслабления кисти руки;
• голову следует держать поднятой, чтобы периферическое зрение помогало вам ориентироваться в игре - совершенствование техники ведения мяча в баскетболе предполагает интуитивный контроль снаряда;
• ведение мяча в баскетбольной игре должно осуществляться и правой, и левой рукой, потому важно развить умение с лёгкостью переводить мяч между руками;
• свободная рука может использоваться для балансирования и защиты от противника;
• центр тяжести тела по правилам ведения мяча в баскетболе должен быть перенесён вперёд;
• то, какие именно способы ведения мяча вы будете использовать, зависит от действия противника;
• во время тренировки дриблинга в баскетболе обязательно учитесь делать обманные движения паралл ельно с ведением мяча, которые помогут вам ввести в заблуждение противника;
• уроки ведения в баскетболе обязательно рекомендуют научиться быстро начинать дриблинг и точно так же быстро, даже резко, останавливаться;
• нельзя вести мяч двумя руками;
• один удар мячом не должен соответствовать одному шагу - во время обучения дриблингу в баскетболе постарайтесь овладеть навыком делать несколько шагов за один удар мячом.
О том, как натренировать дриблинг в баскетболе, существует множество рекомендаций и видеоуроков. В частности, вы можете познакомиться с ними на Youtube-канале нашей организации. Наши тренеры подробно рассказывают про самые эффективные упражнения для тренировки дриблинга в баскетболе, а также демонстрируют их - такая визуализация обязательно поможет вам на практике достигнуть явного улучшения навыков дриблинга в баскетболе.

Тренировка баскетбольного дриблинга с BallGames


Единственный ответ на вопрос о том, как улучшить дриблинг в баскетболе - это регулярные тренировки и помощь игроков, уже овладевших этим навыком. Наша команда постоянно организовывает баскетбольные тренировки в лучших залах Челябинска, которые станут оптимальным способом обучиться дриблингу и повысить своё мастерство в баскетболе в общем.

Базовые элементы техники баскетбола

Обучение этим элементам можно начинать в подготовительных и в специальных упражнениях. Показывая упражнение, учитель может сначала дать движение в целом, а затем выделить в по казе его базовые элементы. Такой подход созда ет условия для формирования знания и освоения основы двигательного действия в более короткие сроки. Совершенствовать действия и приемы мож но и в других формах занятий, в том числе вы полняя домашние задания.

На уроках спортивных игр не рекомендуем вводить количественные показатели для оценки успеваемости. Во-первых, это трудно осущест вить организационно и технически, поскольку требует много времени. Во-вторых, большая пси хологическая нагрузка может повлиять на точ ность в бросках, передачах, ударах по мячу. Кри териями оценки могут служить знание базовых элементов движения и умение их выполнять в целом движении, а формами оценки знаний мо гут быть опрос и наблюдение.

Техника нападения в баскетболе состоит из действий игрока без мяча и с мячом. Без мяча игрок применяет разновидности ходь бы и бега, остановки, повороты, прыжки. С мя чом он выполняет передачи, ловлю, ведение, бро ски. В защите игрок противодействует другому игроку, владеющему мячом или без мяча.

Каждый из приемов имеет несколько способов и разновидностей, их выполняют с места, в дви жении, в прыжке, с поворотами. Одновременно с изучением перемещений игрока изучают технику владения мячом; затем изучают сочетания дей ствий без мяча и с мячом.

Стойка игрока . Базовым элементом здесь яв ляется положение на полусогнутых ногах, руки перед грудью. Это дает возможность игроку на чать движение в любую сторону и стартовать с различной скоростью.

Упражнения для обучения ,

1. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться на полусогнутые ноги. Сохранять равновесие.

2. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться в стойку. Сразу после приземления стартовать впе ред, назад, в стороны. Руки держать перед грудью, активно работать руками во время стартов.

3. То же, но приземлиться в низкую стойку с касанием рукой пола. Стартовать, активно работ ая руками.

5. Эстафеты с касанием руками предметов на полу, линий разметки, обозначенных точек.

Упражнения 1, 2, 3 проводить в шеренгах, группах.

Остановки. Базовыми элементами остановок являются положение игрока на полусогнутых но гах и равновесие. Это дает ему возможность вы полнять действия после остановки в любом на правлении без паузы.

Упражнения для обучения .

1.Выпрыгнуть вверх и приземлиться в стойку с выставленной вперед ногой так, чтобы масса тела осталась на сзади стоящей ноге.

2.После движения шагом выполнить прыжок и приземлиться на толчковую ногу. Толчковая нога находится сзади. Выполнить прыжок вперед и в глубину, приземлиться на полусогнутые ноги.

3. После движения шагом выполнить останов ку с приседом, полностью сгибая опорную ногу. Коснуться пола одноименной рукой возле опор ной ноги.

4.Выполнять после бега остановки по зритель ным, звуковым сигналам, на ориентирах, по действиям бегущего впереди ученика, передвигаясь в парах или группах.

Повороты на месте вперед и назад . Базовым элементом поворотов является одновременное движение туловища и ноги по направлению поворота. Масса тела во время поворота находится на опорной ноге.

Упражнения для обучения.

1. Из стойки выполнить небольшие шаги од­ной ногой вперед в различных направлениях. Другая нога является опорной, она от пола не отрывается. Стопа после каждого шага располагается в новом направлении.

2. Из стойки выполнить небольшие шаги назад. Шаг и поворот туловища выполнять одновременно.

3. Учащийся с мячом выполняет повороты вперед и назад, укрывая мяч. Защитник пытается выбить мяч. Затем они меняются ролями.

4. Повороты после остановки и ловли мяча. Игроки выбегают из колонны и получают мяч от водящего. После остановки и ловли мяча они выполняют повороты вперед или назад по зада­нию. Передав мяч водящему, возвращаются в колонны.

5. Эстафета с поворотами. В разомкнутых колоннах игроки с поворотом передают мяч стоящему сзади. Тот бежит и становится впереди колонны.

Пригибной бег. Базовыми элементами являются положение на полусогнутых ногах и равнове­сие тела, руки находятся перед грудью.

Упражнения для обучения.

1. Бег по длине зала на полусогнутых ногах со скользящим касанием поперечных линий разметки одной, затем обеими руками.

2. Встречные эстафеты с касанием линий или предметов на полу.

3. Обегание кругов баскетбольной разметки с перебеганием на противоположную боковую сторону зала во встречную колонну. Бег выполнять с касанием круга ближней рукой.

Бег с изменением скорости . Базовым элементом является изменение частоты движения рук и ног во время пригибного бега.

Упражнения для обучения.

1. Изменение темпа работы рук и ног. Темп менять по хлопкам учителя или по действиям игрока, стоящего напротив.

2. Построение в шеренгах по боковой линии. Ученики первой шеренги передвигаются до противоположной боковой линии, произвольно меняя скорость бега. Затем упражнение выполняют игроки другой шеренги.

3. Двигаясь по спортивному залу в колонне, изменять скорость бега на определенных отрезках без сигнала, по звуковому и зрительному сигналу, по ориентирам, по действиям направляющего в колонне.

Бег с изменением направления . Базовым эле­ментом является одновременность поворота туловища с уходом по новому направлению.

Упражнения для обучения .

1. Стоя на месте, выполнять повороты тулови­ща, делая движение туловищем на уход в сторону. Ноги в стойке на ширине плеч.

2. Перемещаться зигзагом, изменяя направление движения после трех шагов. В левую сторону движение начинать с левой ноги, в правую – с правой.

3. Перемещаясь бегом, изменять направление движения зигзагом. Не снижать скорость перемещения во время изменения направления.

Ловля мяча двумя руками. Базовым элементом во время ловли является положение рук по форме мяча. Кисти располагаются на мяче так, чтобы можно было сразу выполнить передачу.

Упражнения для обучения .

1. Игроки принимают стойку, руки на уровне лица, кисти принимают форму мяча. Водящий поочередно вкладывает мяч в кисти игроков. Получив мяч, игрок опускает руки к груди и держит в положении, из которого выполняется передача.

2. Водящий поочередно набрасывает мяч игрокам. Игроки вытягивают руки и ловят мяч с шагом навстречу. Опустив мяч перед грудью, проверяют расположение кистей на мяче.

3. Игроки выбегают из колонны, ловят мяч одновременно с остановкой. Передав мяч водящему, возвращаются в конец колонны.

Упражнения для обучения.

1. Сжав руки перед грудью пальцами вперед, выбросить кисти вперед, как бы выстрелив ими.

3. Согласование движения рук и ног. Мяч дер­жать перед собой на вытянутых руках.

4. Передачи в парах. Ловить мяч на вытянутые руки, ловля служит началом для передачи. Выполнять сериями.

Передача мяча одной рукой от плеча . Базовыми элементами являются: а) положение мяча над плечом, кисть направлена назад; б) вращение туловища, за счет которого передача выполняется быстро и сильно.

Упражнения для обучения .

1. В стойке на полусогнутых ногах вращение туловища вокруг вертикальной оси. Выполнять активное движение плечом.

2. Имитация передачи одной рукой от плеча. Из стойки выполнять повороты туловища и мета тельное движение. Рука выполняет хлест, движе­ние последовательно выполняют локоть и кисть.

3. Передачи во встречных колоннах. Ловить мяч в такое положение, из которого можно сразу выполнить передачу.

4. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте по два раза подряд с уходом в конец своей колонны, встречной колонны, обегая встречную колонну, возвращаться в свою.

5. Передачи в сторону в треугольниках и квадратах. Выполнив передачу, ученик бежит в конец той колонны, куда он передал мяч. Упражнение усложняется, если добавить еще один или несколько мячей.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Базовым элементом передачи мяча в движении является согласование движений рук и ног, когда ловля выполнена в безопорном положении, а передача - после контакта ноги с полом спортивного зала.

Упражнения для обучения.

1. Двигаясь по залу в парах приставными шагами, выполнять передачу двумя руками от груди.

2. В парах: один игрок перемещается приставными шагами внутри круга, другой – по наружным границам спортивного зала. Первый выполняет передачу мяча второму, второй ло­вит мяч и выполняет передачу в движении первому игроку.

3. Перемещаясь бегом в парах, выполнять передачи в движении с атакой корзины.

4. Перемещаясь в парах шагом и бегом, выполнять передачи в движении после ведения. Заканчивать упражнение броском в кольцо и подбором мяча.

5. Построение в кругах по 5-7 человек. Перемещаться приставными шагами по кругу и передавать мяч в движении через одного. Передачу выполнять после каждых двух шагов (двухшаговый ритм).

Ведение мяча . Базовым элементом является положение предплечья и локтя руки, ведущей мяч, которые, стремясь занять положение ниже кисти, опережают ее.

Упражнения для обучения.

1. Из стойки на сильно согнутых ногах имитация ведения мяча. Движение вниз начинать локтем и предплечьем и заканчивать кистью. Стойка одноименная, ладонью касаться пола.

2. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока. Сопровождать мяч кистью далеко вниз и раньше встречать.

3. Ведение мяча в движении шагом, бегом, изменяя высоту отскока мяча.

4. Ведение мяча на месте, посылая мяч вправо и влево одной, затем другой рукой. Кисть накладывать на мяч сбоку, справа и слева, всегда пальцами вперед.

5. Перемещаться шагом и бегом, выполняя ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча перед собой.

6. Ведение мяча по прямой с обводкой кругов, предметов. Ведение мяча осуществлять дальней от предметов рукой.

Броски мяча выполняют двумя и одной рукой с места, в движении и в прыжке. Бросок двумя руками выполняют на начальных этапах обучения в основном девочки.

Броски двумя руками от груди с места. Базовыми элементами являются положение рук и ног перед броском и направление вверх, которое задается во время разгибания ног и рук.

Упражнения для обучения.

3. Броски в кольцо с 1, 3, 5 м, с места без отскока от щита. Повторить по 5-10 бросков. Броски выполнять сбоку, стоя параллельно щиту, чтобы ориентиром служила дужка корзины.

Бросок одной рукой от плеча с места . Базовыми элементами являются исходное положение ног и кисти перед броском и направление вверх. Бросок выполняют в одноименной стойке.

Упражнения для обучения .

1. Бросок мяча вверх над собой. Стойка одноименная. Кисть, на которой лежит мяч, перед броском направлена назад.

2. Броски мяча в кольцо с 1, 3, 5 м.

Бросок после ведения. Базовыми элементами являются приведение мяча к плечу во время двухтактного ритма и направление вверх толчком ноги и движением руки вверх во время броска.

Упражнения для обучения .

1. Движение по залу в колоннах по два. Ученики разучивают двухтактный ритм: прыжки на правую ногу удлиненным шагом, выпрыгивания вверх поочередно на правой и левой ноге, сочетание двух шагов, удлиненный шаг правой и толчок вверх левой ногой.

2. Выполнять двухтактный ритм, имитируя ловлю мяча. Руки вытягивать вперед на шаг правой ногой.

3. Построение в шеренгах лицом друг к другу. Взять мяч на вытянутые руки у игрока, стоящего напротив. Круговым движением перевести мяч к плечу во время движения руками вверх на уровне лица.

4. После ведения и ловли мяча под правую ногу выполнить двухтактный ритм и привести мяч в исходное положение для броска.

5. Построение в колоннах под кольцом под углом 45° к щиту. Броски в кольцо с места с отскоком от щита. Мяч с вытянутых рук приводить к плечу и направлять в щит движением вверх одновременно с броском.

6. Один игрок с мячом стоит у пересечения линии трапеции и лицевой линии волейбольной площадки. Ученик, стоя лицом под углом 45° к щиту, берет мяч с руки партнера и после двухшагового ритма выполняет бросок в кольцо. Подобрав мяч после броска, он кладет его на свободную руку пасующего.

7. Броски справа и слева после ведения. Контролировать приведение мяча к плечу на двух­тактном ритме и направление вверх во время броска.

Перемещение в защите . Защитник перемещается различными способами, чередуя перемещение приставным и скрестным шагом с поступательным движением. Он стремится занять позицию на пути движения нападающего, опередив его.

Упражнения для обучения .

1. Передвигаться в защитной стойке приставным шагом правым и левым боком вперед до определенных ориентиров.

2. То же самое, но движение выполнять скрестным шагом. Руки согнуты у груди.

3. Передвигаться в защитной стойке приставными и скрестными шагами вперед, назад, вправо, влево.

4. В парах, руки на плечи партнеру, лицом друг к другу. Передвигаться приставным и скрестным шагом до определенных ориентиров.

5. Повороты плечом назад на каждые два приставных шага, передвигаясь в защитной стойке.

6. Сочетание приставного шага в защитной стойке с поступательным движением вперед, вы полняя рывок.

7. То же, но в противодействии нападающему.

Инвентарь: секундомер, свисток, баскетбольные мячи по количеству занимающихся.

Ход урока

1. Вводная часть (15-17 минут)

Построение. Объявление темы и целей урока. Организационные команды. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.

(Учитель напоминает технику безопасности при проведении уроков, посвященных спортивным и подвижным играм.)

Особо хочу обратить ваше внимание на основные моменты техники безопасности при игре в баскетбол.

  • Проверить игровое поле на наличие посторонних предметов.
  • Не играть на мокрой площадке.
  • Во время игры пальцы вперед не выставлять.
  • Не отбирать мяч вдвоем, втроем, не подставлять бедро, не отбирать мяч сзади, не разводить локти в стороны.

Строевой шаг и бег с заданиями:

  • с высоким подниманием бедра
  • с захлестом голени
  • приставными шагами правым и левым боком
  • поворотами в движении и бег спиной вперед
  • с ускорением по диагонали

После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Когда ученики проходят по периметру зала, то берут по одному баскетбольному мячу и перестраиваются для разминки.

Проводится разминка с мячами

После разминки ученики расходятся по всему залу.

I. Основная часть (25-27 минут)

1. Стойка баскетболиста

Сначала отработаем стойку без мяча. Мячи положите на пол. Разберем технику выполнения стойки: ноги поставить в стойку ноги врозь и слегка согнуть в коленях. Главное, распределить тяжесть тела равномерно на обе ноги, чтобы в любой момент можно было стартовать в любом направлении, руки слегка согнуты, туловище немного наклонено. Тело как пружина, готово действовать. По первому сигналу вы принимаете стойку баскетболиста и замираете в ней, по второму — выпрямляетесь и расслабляетесь.

(Упражнение выполняется 3—4 раза, в зависимости от качества выполнения.)

Далее задача усложняется, по первому сигналу вы начинаете двигаться приставными шагами вокруг своего мяча, по второму сигналу замираете в стойке баскетболиста.

(Упражнение выполняется 3—4 раза, в зависимости от качества выполнения.)

2. Защитная стойка

В этой стойке ноги сильно согнуты, передвигаться надо мягко, скользящим шагом, без прыжков, руки согнуты и разведены в стороны.

Пробуем по сигналу принять нужную стойку 2—3 раза.

3. Ведение мяча на месте

  • Ведение мяча правой рукой (30 с).
  • Ведение мяча левой рукой (30 с).
  • Ведение мяча поочередно правой и левой рукой (30 с).

(Если во время выполнения дается условный сигнал, ученики должны взять мяч и замереть в стойке баскетболиста.)

4. Ведение мяча в движении

  • (Основная задача — не сталкиваться и не мешать остальным ученикам.)
  • Ведение мяча правой рукой (30 с).
  • Ведение мяча левой рукой (30 с).
  • Ведение мяча поочередно правой и левой рукой (30 с).

(Если во время выполнения дается условный сигнал, ученики должны взять мяч и замереть в стойке баскетболиста.)

5. Остановка прыжком

Этот вариант применяется, когда необходимо резко остановиться. Делать это надо прыжком с приземлением на обе ноги, но одна нога ставится немного вперед, чтобы обеспечить игроку большую устойчивость.

(Ученики знакомятся с техникой остановки прыжком.)

А сейчас выполните ведение мяча по всему залу любым способом, но по сигналу нужно тут же остановиться прыжком.

(Упражнение выполняется 2-3 мин, в зависимости от качества выполнения.)

6. Повороты с мячом

Повороты выполняются вперед и назад, на передней части стопы согнутой опорной ноги, с шагом другой вперед или назад и одновременным поворотом туловища. Для отработки поворотов выполните следующие задания.

  • Обычный бег по всей площадке с мячом в руках, стараясь выполнять повороты, чтобы уворачиваться от других игроков, максимально четко.
  • Повороты с ведением мяча.
  • Повороты с ведением мяча спиной вперед.
  • Игровое упражнение

В заключение можно поиграть.

Один из играющих — водящий. В начале игры он находится на середине площадки. Остальные игроки размещаются на площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный (волейбольный) мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает мяч в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, побывавшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.

Правила:

1. В игре не разрешается заходить за очерченные линии (помимо случаев ухода в плен и возвращения из плена), брать мяч, находящийся на другой полосе, бегать с мячом, отбивать летящий мяч ладонями. В случае нарушений этих правил другая команда получает право брать обратно в свой город любого из своих игроков, попавших в плен (или не отдавать в плен задетого мячом игрока).

2. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, переброшенный пленному игроку, то это за попадание не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустил его из рук, то в таком случае попадание считается действительным и такой игрок идет в плен.

III. Заключительная часть

Учитель за 5—6 мин до конца урока строит учеников в одну шеренгу и знакомит с терминологией игры.

Аут — засчитывается том случае, если любая часть тела игрока соприкасается с полом или любой из конструкций (например, стеной) за границей баскетбольной площадки (за лицевой или боковой линиями).

Блок-шот — от английских слов blocked shot — заблокированный бросок. По сути, блокировка броска противника.

Заслон — движение, которое выполняет игрок нападения для создания партнеру свободного пространства для прохода к кольцу.

Зонная защита — игроки в командах защищаются в пределах своих зон, а не играя только по игроку.

Подбор — происходит, когда игрок овладевает мячом после неудачной попытки броска.

Правило 24 секунд — команда должна совершить бросок за 24 с, если она не успевает, мяч передается сопернику.

Пронос мяча — почти как двойное ведение, но здесь игрок останавливается, удерживая мяч на одной руке.

(Также можно вспомнить такие хорошо известные термины: двойное ведение, передача, перехват, бросок в прыжке, дриблинг (ведение мяча), трехсекундная зона, штрафной бросок, очко и т.п.)

IV. Подведение итогов

Учитель подводит итоги урока. Желательно похвалить учеников за внимательность, быстроту, взаимопомощь и взаимовыручку, честную игру и т.п.

Уроки физкультуры - академическая гимназия 56 - сайт NOVA

Данная методическая разработка рекомендована учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования. Содержание разработки подобрано на основе многолетнего опыта работы. Анализ степени усвоения элементов баскетбола учащимися на протяжении многих лет, позволил сделать вывод, что ведение мяча является важным элементом баскетбола который требует постоянного совершенства. Ведение мяча является одним из основных технико-тактических приемов игры в баскетбол. Умение игроков сочетать ведение мяча с другими техническими приемами игры позволяет решать сложные задачи, возникающие в быстро меняющейся обстановке во время игры.

Обучение ведению мяча целесообразно начинать тогда, когда занимающиеся овладели основными способами перемещения, остановками и поворотами.

Основными задачами при этом являются:

  1. Ознакомление с техникой ведения мяча.
  2. Разучивание упражнений в упрощенных условиях.
  3. Разучивание упражнений в усложненных условиях.
  4. Выполнение упражнений с противодействием противника.
  5. Выполнение упражнений в условиях соревнования.

Стойка игрока, выполняющего ведение мяча на месте, - нога разноименная ведущей руке, впереди. Ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, предплечье параллельно полу, пальцы руки расставлены. Ведение мяча осуществляется за счет разгибания руки в локтевом и сгибания в лучезапястном суставе. При этом пальцы расставлены и напряжены и располагаются на мяче сверху. За счет активного разгибания руки происходит толчок мяча сверху вниз, рука полностью выпрямляется и движение заканчивается кистью. При отскоке мяча от пола, мяч встречается пальцами, происходит плавное разгибание (уступающее движение) в лучезапястном и сгибание в локтевом суставах.

В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным (средним) по высоте и низким отскоком мяча. При этих ведениях баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед. Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и несколько сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, а это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им.

Для быстрого передвижения применяют ведение с высоким отскоком мяча. Ведение мяча с низким отскоком игрок осуществляет в более низкой стойке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной руки. Применяют его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.

Для успешного овладения умением ведения мяча необходимо соблюдать следующую последовательность в обучении:

  1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой.
  2. Ведение мяча правой, левой рукой на шагах (бегом) по прямой, вправо, влево, назад.
  3. Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма.
  4. Ведение мяча с изменением скорости и направления.
  5. Ведение мяча с пассивным (активным) защитником.
  6. Ведение мяча в сочетании с различными техническими приемами.
  7. Ведение мяча при численном неравенстве.
  8. Ведение мяча в условиях соревнования (на скорость, правильность и точность выполнения).

При решении задач обучения на этих этапах необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе упражнений. Они должны быть доступны и легко выполняться учащимися и в то же время по своей двигательной структуре схожи с изучаемым приемом.

Имитационные упражнения

Эти упражнения направлены на обучение занимающихся правильному исходному положению для ведения мяча. При этом особое внимание обращается на положение ног, туловища и кистей на мяче.

Стойка для игрока, выполняющего ведение мяча на месте, - нога, разноименная ведущей руке, впереди. Ноги слегка согнуты в коленях, туловище наклонено вперед, предплечье параллельно полу, пальцы кисти расставлены. После принятия исходного положения занимающийся имитирует ведение мяча с помощью сгибания и разгибания руки в локтевом суставе и лучезапястном. В дальнейшем происходит усложнение упражнений за счет движения шагом вперед, назад, вправо, влево, бегом и т.д.

По мере усвоения движения рукой необходимо перейти к имитации ведения попеременно правой и левой рукой, изменения высоты ведения, ритма ведения и т.д.

Когда занимающийся овладеет имитационными движениями, необходимо перейти к обучению ведению непосредственно с мячом.

Упражнения для обучения ведению мяча на месте

Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент сделать ускорение, передачу или бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, соперники, судьи.

Рекомендуются следующие упражнения:

  1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой, в положении с выставленной вперед ногой.
  2. Ведение мяча с изменением высоты отскока (за счет сгибания и разгибания ног). Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см. и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 15-20 см.
  3. Очень частое низкое ведение попеременно правой, левой рукой.
  4. Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди-сверху (вперед) и сзади-сверху (назад) волнообразным движением кисти.
  5. Ведение мяча с переводом с руки на руку:

а) перед собой (попеременное), кисть накладывается сверху – справа, посылая мяч резко вниз – влево, и сверху – слева – посылая мяч вправо;

б) за спиной; обратить внимание на резкое движение кистью, посылающей мяч за спину. Принимается мяч левой рукой.

После овладения техникой ведения мяча на месте, следует переходить к обучению ведения мяча в движении.

Упражнения для обучения ведению мяча в движении

Исходное положение для начала ведения мяча в движении то же, что и на месте. Однако существенным является изменение положения ведущей руки, направление толчка мяча и положение кисти на мяче.

Ведение осуществляется за счет удержания мяча сбоку – спереди – справа. При толчке мяча в пол кисть располагается сверху – сзади и при этом используются главным образом движения пальцами и кистью. Движения в локтевом суставе незначительные.

При ведении мяча в движении необходимо приучить занимающихся прикрывать мяч туловищем и свободной рукой. В дальнейшем это будет необходимо при обыгрывании соперника с помощью ведения.

Рекомендуемые упражнения для обучения делятся на пять групп:

I . Ведение шагом, бегом по прямой

  1. Ведение мяча шагом по прямой с высоким, низким и комбинированным отскоком мяча.
  2. Ведение мяча попеременно правой, левой рукой.
  3. Ведение мяча с продвижением спиной вперед.
  4. Ведение с остановками по сигналу через 5-6 метров (при остановке ведение на месте).
  5. Ведение, остановка, переводы мяча под ногой или за спиной.
  6. Ведение, сесть, лечь, не прекращая ведения.
  7. Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.
  8. Ведение мяча с поворотами по часовой и против часовой стрелки.
  9. Ведение мяча с переводом за спиной.
  10. Ведение мяча с отвлечением внимания.
  11. Ведение двух мячей одновременно, попеременно.
  12. Ведение мяча в глубоком приседе, приставными шагами, правой, левой рукой.
  13. Ведение мяча прыжками на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу.
  14. Ведение мяча передвигаясь по гимнастической скамейке, удары мяча в пол справа, слева, правой, левой рукой.
  15. Ведение мяча во время прыжков через гимнастическую скамейку: лицом, боком к скамейке.
  16. Ведение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90 градусов.
  17. Ведение мяча бегом по прямой на скорость, ускорения в парах, эстафеты с ведением мяча, рывки и остановки.

II . Ведение по кругу.

III . Ведение с изменением направления, высоты отскока и скорости.

IV . Ведение мяча с сопротивлением .

  1. Игрок с мячом нападающий, игрок без мяча защитник. Нападающий ведет мяч и, применяя переводы мяча с одной руки на другую, пытается пройти мимо защитника. Защитник применяет пассивное, активное сопротивление.
  2. То же упражнение, но нападающий использует остановки и повороты.
  3. То же упражнение, но нападающий использует отвлекающие действия, а также переводы мяча за спиной, под ногой.
  4. Игрок с мячом - нападающий. Два игрока без мячей – защитники. Они располагаются один за другим на расстоянии 3-х метров. Если нападающий обыграл ближайшего защитника, в игру вступает второй защитник.
  5. Двое нападающих и двое защитников с мячами. Нападающие и защитники располагаются друг от друга на расстоянии 3-6 м. Если первый нападающий обыгрывает защитника, то в борьбу вступает второй защитник, а первый защитник вступает в борьбу со вторым нападающим.
  6. Ведение мяча с отягощением. Один игрок сидит на спине у партнера, оба ведут мячи. Пройти несколько препятствий, не потеряв мячи.
  7. Преследование дриблера. Задача игрока, ведущего мяч - не дать себя обогнать, укрывая мяч от защитника, вести мяч на максимальной скорости.

V . Ведение мяча в сочетании с различными техническими приемами.

  1. Игроки располагаются за лицевой линией. По сигналу ведут мяч до линии штрафного броска, останавливаются левой ногой вперед, не прекращая ведения, выполняют поворот на правой ноге, затем продолжают ведение до средней линии, выполняют то же самое обратно.
  2. Игроки располагаются во встречных колоннах. Мяч находится у направляющего. Он выполняет ведение, остановку прыжком или в два шага и передает мяч игроку стоящему напротив, после чего становится в конец противоположной колоны.
  3. Ведение мяча, бросок по кольцу на два шага. Справа и слева.
  4. Передачи мяча после ведения во встречных колоннах на два шага.
  5. Ведение мяча, бросок по кольцу в прыжке.

Рекомендуемая методическая последовательность в подборе упражнений по овладению техникой ведения мяча позволяет целенаправленно использовать навык ведения мяча непосредственно в условиях игровой деятельности учащегося, как в урочных так и в секционных занятиях.

VI . Планируемые результаты

  1. Формирование умения оперативно принимать решения в различных игровых ситуациях
  2. Обучение технике ведений мяча, как индивидуально, так и во взаимодействии с партнерами.
  3. Умение оценивать ситуацию и применять необходимый прием ведения
  4. Умение осуществлять анализ выполненных действий.
  5. Достижение личностно значимых результатов в овладении приемами игры в баскетбол.

VII . Основные результаты учеников, полученные автором разработки при ее апробации

Для победы в игре нужно набрать как можно больше очков, забрасывая мяч в корзину соперника. Сам матч состоит из 4 периодов или таймов по 10 минут.

За мяч, заброшенный с разных позиций, можно получить разное количество очков. Когда бросок был штрафным, то команда получает одно очко, если игрок попал в корзину из зоны двухочковых бросков — два, из зоны трехочковых — три.

С какого приёма начинается игра в баскетбол

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

К основным правилам игры в баскетбол относят:

  • мяч ведут только одной рукой, прикасаться к нему кулаками или ногами запрещено;
  • бить или пытаться навредить игроку с мячиком запрещено;
  • бегать с мячом в обеих руках запрещено, если игрок держит снаряд в руках, то он обязан либо попытаться забросить его в кольцо, либо дать пас в течение 5 секунд;
  • после ведения, с мячиком в руках можно сделать не больше двух шагов;
  • прыгать с мячом и не пасовать или кидать в корзину запрещено;
  • находиться больше 3 секунд под корзиной команды соперника без спортивного снаряда запрещено;
  • мяч должен оказаться в зоне соперника в течение 8 секунд;
  • владеть мячом и не забрасывать его в корзину противника в течение 24 секунд запрещено;
  • возвращать мяч в тыловую зону, находясь в нападении запрещено;
  • если мяч вылетает за пределы баскетбольной площадки или игрок, ведущий снаряд, заступает за границы, команда получает аут.

После броска, судьи игроки пытаются отбросить снаряд в сторону своей команды. Остальная команда находится за пределами центрального круга и ждёт, когда мяч будет введён в игру. Внимание! Спорящие игроки не имеют права ловить мяч, только отбрасывать.

Основы нападения

Нападение — часть игры в баскетбол, в течение которой команда набирает основное количество очков. Тактики нападения в баскетболе две: позиционная и быстрая. Принципиальная разница между ними заключается в скорости проведения атаки.

Быстрое нападение — стремительный перевод мячика в зону противника и моментальная атака с возможностью одной-двух быстрых передач. Этой технике отдают предпочтение либо при значительном отставании по очкам, либо при ярко выраженных индивидуальных достоинствах.

Позиционное нападение — неторопливый перевод мячика в зону соперника с использованием различных техник, тактик, комбинаций. Обычно, в течение всей игры атаки бывают позиционными. Однако тренер команды может намеренно изменить тип нападения в любой момент. Этот неожиданный приём не даёт команде-противнику собраться и провести хорошую защиту.

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

Стойка баскетболиста в нападении — оптимальное состояние всех частей тела, которое помогает в нужную минуту среагировать соответствующим образом. Она помогает быстро и эффективно начать атакующие действия, так как соблюдение правильной стойки сохраняет нападающему равновесие.

Также нападающему в стойке удобнее быстро маневрировать без мяча и с ним. Выделяются два типа стойки: готовности (основная) и стойка игрока, владеющего мячом.

Игрок расставляет ноги на ширину плеч и несильно выставляет вперёд правую или левую ногу. Нога, находящаяся спереди, смотрит носком вперёд, в то время как та, что находится сзади, развёрнута в сторону.

При этой стойке баскетболист сгибает колени, распределяя массу тела равномерно на обе стопы. Позвоночник держится прямо, туловище немного наклонено вперёд. Таким образом, игрок занимает устойчивое положение, твёрдо удерживая равновесие. Кисти рук при этом типе стойки располагаются на уровне груди.

Стойка игрока, владеющего мячом

Стойка дублирует предыдущую с той разницей, что кисти удерживают мяч, пальцы растопыриваются в полусферу для того, чтобы было удобнее взять снаряд. Он удерживается подушечками пальцев, в то время как ладони снаряда не касаются. В баскетболе игроки всё время передвигаются по площадке, при этом используя различные техники перемещения.

Ходьба

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

Ходьба чаще всего используется при смене позиций. Однако это может быть и способ передвижения — игрок передвигается на полусогнутых ногах. В любой момент он может выполнить быстрый рывок или прыжок. Необходимо следить за тем, чтобы движения были лёгкими, пружинящими.

Особенности бега в баскетболе: нога игрока во время бега словно перекатывается с пятки на носок. Важно уметь выполнять рывок — ускорение, которое позволит освободиться от атаки соперника, занять удобную позицию для паса, принять участие в быстром нападении.

Рывок

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

Рывок бывает двух видов: коротким (на пару метров) и длинным.

В баскетболе важно иметь преимущество в скорости. Благодаря ему выполняются быстрые прорывы, превосходство при нападении и защите. Баскетболисты постоянно тренируются для повышения собственной скорости, выполняя разного рода упражнения.

Сложность увеличивается от одного к другому (можно начать с бега под уклоном, а впоследствии перейти на бег в гору). Однако, какой бы тип тренировки ни был — облегчённый или усложнённый — важно выполнять все задания на предельной скорости.

Прыжки

По статистике, баскетболист за игру выполняет около 140 прыжков как с места, так и с разбега.

Прыжок с места, выполняется благодаря толчку двумя ногами за счёт их разгибания и энергичного движения туловища и рук вперёд и вверх. Особое внимание стоит уделить приземлению после прыжка — оно должно быть мягким и осторожным, иначе есть большой риск получить вывих.

Важно! Под щитом, когда ведётся борьба за отскочивший мячик, отпрыгивают ровно вверх, не отклоняясь в стороны.

Остановка

Остановки выполняются либо прыжком, либо двумя шагами. При прыжке игрок невысоко подпрыгивает по ходу движения. Отталкиваясь ногой, подпрыгивает, а потом либо приземляется на две ноги одновременно, либо на одну с приседанием. При другом типе остановок пользуются двухшажным ритмом.

Он лежит в большинстве приёмов, которые выполняются в движении как с мячом, так и без него. После остановки игрок быстро переходит на другой приём: бег, рывок.

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

Поворот

Повороты выполняют как на месте, так и в движении с мячом и без. Сфера их использования широка (уход от соперника, укрытие мяча и проч.).

Повороты бывают двух видов: вперёд и назад. Игрок отталкивается одной ногой и переставляет её в нужном направлении. Опорная нога не отрывается от пола, туловище поворачивается в сторону, обе ноги согнуты. Заканчивая поворот в одну сторону, игрок быстро разворачивается в другую.

Технические приемы владения мячом

Каждый баскетболист должен овладеть техническими приемами игры с мячом.

Ловля

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

Ловля — приём, благодаря которому игрок может завладеть мячом. К снаряду, обычно, протягиваются прямые руки с широко растопыренными пальцами и направленными друг к другу большими пальцами.

Ловля — основной элемент при выполнении последующего ведения, передач или бросков. В случае если планируется пас, то игрок должен видеть место и человека, к которому он направит мячик после ловли периферическим зрением.

Если снаряд летит высоко, то его ловят в прыжке, немного прогибаясь в туловище.

Передача

Благодаря этому приёму игрок может передать снаряд партнёру. При передаче, желательно не вращать снаряд лишний раз, так как это усложняет попытку поймать мяч партнёром.

Ведение

К типам ведения относят:

Низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок снаряда от пола).

Используя этот приём, игрок повышает шансы вывести мячик из неудобного для него положения, а также для обыгрывания защитника под щитом.

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

Высокое скоростное ведение (отскок мяча от пола — к груди). Этот тип приёма поможет провести быструю атаку или при ведении мяча вдали от корзины.

Бросок

Бросок и попадания мяча в корзину — главная цель игры. Обычно броски со средних и дальних дистанций выполняют более сильной рукой. Если же бросок надо выполнить у корзины, то игрок должен суметь сделать это как левой, так и правой рукой.

Броски бывают разных типов: штрафной, бросок с трёх шагов, бросок в прыжке и слем-данк.

Техника защиты

Защита является одним из самых важных технических приемов в баскетболе.

Стойки защитника

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

Защитная стойка — та стойка, при которой эффективнее всего не подпускать соперника к корзине. Защитная стойка игрока трансформируется в зависимости от того, кому принадлежит мяч, с какой стороны корзины подходит соперник и проч.

К вариантам защитной стойки относят:

  • левая (левая нога игрока впереди) и правая (правая нога впереди) стойки;
  • высокая, средняя и низкая стойки.

Высокая, средняя и низкая стойки имеют принципиальное различие в глубине посадки защищающегося игрока. При высокой — колени баскетболиста слегка согнуты, при средней — колени сгибаются больше, при низкой — посадка ещё ниже. Каждый игрок обязан владеть всеми видами защитных стоек.

Передвижения

  1. При передвижении защитник зависит от нападающего.
  2. В защите используются те же способы и приёмы, что и при нападении (бег, рывок, остановка, прыжок).
  3. Принципиальное отличие — появление передвижения приставными шагами и перекрёстным шагом — скачок.

Как играть в баскетбол лучше: основы техники игры, основные правила, с какого технического приема начинается, методика обучения

В этом случае баскетболист передвигается на полусогнутых ногах без подпрыгиваний и бега. Первый шаг обычный, второй — скользящий. Ноги не скрещиваются, опорная располагается позади толчковой, это помогает повышать скорость движения.

Выполняется защитником, которому необходимо переместиться по площадке на небольшом расстоянии. Шаг-скачок удобен для быстрой смены позиции или для преграждения пути нападающему.

Защитник, опираясь на полусогнутые ноги, переносит массу тела на ногу, близкую к началу движения и энергично отталкивается в сторону; выполняет перекрёстное движение другой ногой. По приземлении выставляется толчковая нога.

Вырывание мяча, когда его лучше совершать

Вырывание мяча возможно только в том случае, если нападающий невнимательно следит за снарядом. Этот приём лучше всего совершить при опускании мяча после его захвата, а также в том случае, если ведение, которое вёл игрок, прервалось, и он обернулся спиной к корзине.

После сближения с противником, защитник обхватывает снаряд двумя руками сверху и снизу и резко тянет на себя, одновременно поворачиваясь в сторону опорной ноги. Поворот мяча упрощает приём вырывания его из рук соперника.

Перехват

Перехват мяча при передаче

Мяч легко перехватить, если нападающий ждёт передачи и стоит на месте. В этом случае мячик ловится в прыжке после рывка.

Однако нападающий может выйти навстречу мячу, и защитнику в самые короткие сроки необходимо опередить соперника.

Защитник ограждает мячик плечом и руками, при этом избегая столкновения. Он отстраняется в сторону, проходя вплотную к нападающему.

Важно! После захвата мяча необходимо перейти на ведение. В противном случае нужно будет выполнить пробежку.

Перехват снаряда при ведении

Если нападающий ведёт мяч слишком высоко и не прикрывает его корпусом, то защитник совершает рывок и выбивает у него снаряд.

Чтобы перехватить мяч баскетболист занимает позицию, отрезающую нападающего от его команды. Перехваты выполняются чаще всего у задней линии команды (лёгкими форвардами, защитником и разыгрывающим защитником).

Накрывание и отбивание

Накрывание мяча при броске выполняется спереди, сзади и сбоку от нападающего. Отбивание мяча при броске — способ блокировки мяча. Принципиальной разницей при выполнении этих двух приёмов является контакт кисти за­щитника с поверхностью мяча.

Отбивание возможно в том случае, когда мяч уже в броске, но он ещё не достиг высшей точки своей траектории. Движением кисти защитник направляет мяч в нужную ему сторону.

Взятие отскока

Борьба за отскочивший мяч — один из самых важных элементов игры. Обычно мяч отскакивает от корзины не больше чем на три метра, поэтому защитник преграждает путь своему сопернику.

Защитник, удерживая нападающего как можно дальше от щита, следит за мячом и определяет траекторию его дальнейшего полёта. При этом защитник оттесняет нападающего и перемещается в средней стойке.

К упражнениям, повышающим ловкость, смело относят повороты, ловлю мяча, передачу, перехват, накрывание и отбивание, а также борьбу за отскочивший мяч. Баскетбол — спортивная игра, укрепляющая здоровье. Быстро научиться играть, можно путём соблюдения основных средств и методов обучения.

Сюда относят вспомогательные упражнения: на развитие ловкости и скорости. И основные — применяющиеся в спортивных играх, направленные на освоение техники и тактики игры.

Читайте также: