Передвижение воды и органических веществ по всему растению осуществляют клетки какие

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Григорьева Виктория Геннадьевна

Организация: МОУ Раменская СОШ №5

Населенный пункт: Московская область, г.о.Раменское

  • продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организме как составной части обмена веществ;
  • раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением минеральных и органических веществ в растениях и значением этих процессов для растений.

Метапредметные:обучающиесяанализируюти объясняют результаты опытов в ходе простейших биологических и физических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений;

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Форма организации учебно-познавательной деятельности обучают ььисмитьбтщихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

- для ЛР: лупы, пинцеты, поперечный срезы побега тополя, инструктивные карточки.

«То, что дети могут сделать сегодня вместе,

Учитель: Ребята, скоро наступит весна, зазвенят капели и оживут растения, начнется сокодвижение. Часто можно наблюдать, как ранней весной капает сок с раненных стволов берез.

Что же такое березовый сок и как он достигает самых высоких веток растения? (Слайд для определения темы урока)

1. Давайте сформулируем тему нашего урока. Для этого посмотрите на слайд? Что там изображено?

ответ: автобус, капля воды.

2. Для чего нужен автобус?

Давайте выделим ключевые слова. Тогда как будет звучать наша тема урока?

Давайте запишем тему урока в тетради: "Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Цель урока: изучить транспорт веществ в организме растений.

Учитель: вода и питательные вещества, которые необходимы для роста и развития растений, должны поступать во все органы.

Каким же образом растения, у которых нет ни рта, ни системы пищеварения, получают воду и питательные вещества?

Для ответа на этот вопрос вы были разделены на 4 исследовательские лаборатории, изучающих корень, стебель, лист и органические вещества.

Сейчас мы заложим демонстрационный опыт, результат которого увидим в конце урока. (Опыт по определению корневого давления с использованием прибора с манометрической шкалой)

На ваших столах находятся инструктивные карты для проведения опытов. За 15 минут вы должны подготовиться и предствить результаты вашей работы.

Физкультминутка

Поработали!? Устали? Встали!

Из - за парт все вышли дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Ученик 1: С помощью учебника, мы проанализировали строение, функции корня и дополнили недостающие фрагменты презентации.

Корень - осевой, обычно подземный вегетативный орган высших растений..

Корень имеет следующее строение: корневой чехлик,зону роста,зону всасывания и зону проведения.

Корень обладает следующими функциями: (Слайд )

  • удерживает растение в вертикальном положении;
  • всасывает воду и растворенные в ней минеральные вещества;
  • является органом вегетативного размножения растений;
  • накапливает питательные вещества.

Каким образом вода и растворенные минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения?

Растения отличаются друг от друга размерами. Высота одних растений может быть всего несколько сантиметров, тогда как у других достигает нескольких метров. (Слайд с картинками)

Используя масштаб 1:20 мы рассчитали высоту предполагаемых растений. Полоска в 5 см соответствует растению высотой 1 м, 10 см - 2 м, 15 см - 3 м.

Полоски разной длины опустили в подкрашенную воду. Вода поднялась на одну и ту же высоту независимо от длины полосок. Этот опыт характеризует движение воды по корневым волоскам.

Ученик 2: Тогда мы захотели узнать какая сила может поднимать воду и растворенные в ней минеральные вещества на большую высоту? (Слайд )

Мы считаем, что это корневое давление. Чтобы это доказать мы провели опыт.

Соединили 2 трубочки, представили их в качестве сосуда корня. С помощью груши набрали небольшое количество подкрашенной воды. Трубочки совместили с концом резиновой груши. Аккуратно сжали резиновую грушу. Наблюдали как вода поднимается по трубочкам. (Рассказывает и показывает)

Вывод: Корневое давление помогает поднимать воду на большую высоту. Оно зависит от температуры. В холодное время года, вода поднимается медленно, корневое давление низкое, поэтому комнатные растения необходимо поливать теплой водой.

Учитель: Куда поступает вода из корня?

Ответ: Вода из корня поступает в стебель.

Гипотеза: если окрашенная вода с растворенными в ней минеральными веществами передвигается от корня по стеблю к листьям, то клетки древесины окрасятся.

Цель опыта: выяснить как вода и минеральные вещества попадают из корня в органы растения.

Задачи:

- провести опыт, доказывающий передвижение веществ по стеблю;

- изучить параграф учебника.

Объект исследования: вода и растворенные в ней минеральные вещества.

Предмет исследования: движение воды в растении.

Живые растительные клетки на 80-90% состоят из воды. Даже клетки сухих семян, в которых приостановлена жизнь состоят из 10% воды. Растение обязательно должно поглощать воду, иначе рано или поздно оно погибнет.

На поперечном срезе ветви или спила дерева легко различить следующие участки: кору, которая выполняет защитную функцию и газообмен. (Слайд на доске)

Луб образованный ситовидными трубками по которому движутся органические вещества

Камбий - тонкий слой образовательной ткани, обеспечивает рост стебля в толщину.

Древесина состоящая из сосудов, которые проводят воду и раствореные в ней минеральные вещества ко всем органам растения.

Сердцевина это толстый слой рыхлых клеток, выполняющих запасающую функцию.

Таким образом, вода играет главную роль в жизни растений передвижение органических веществ идет по ситовидным трубкам, а вода и растворенные минеральные вещества передвигаются по сосудам древесины.

Исследовательская часть

Ученик 4: Провели опыт. Побег растения поместили в банку с водой, подкрашенной пищевыми красителями. Через 3 дня растения достали и сделали поперечный срез.

На поперечном срезе мы увидели, что окрасился не весь стебель, а только клетки древесины. Вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается по сосудам древесины и проходит в лист и цветок. (показать окрашенный цветок)

Большое значение для передвижения воды по стеблю имеет не только корневое давление, но и испарение воды листьями. На место испарившейся воды летом постоянно поступает новая. Такой ток воды по растению называется восходящим.

Делаем вывод: вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются от корня к листьям по стеблю. Вода движется по сосудам древесины.

Учитель: Куда поступает вода из стебля?

Ученик 5: В лист.

Учитель: Предлагаем вашему вниманию выступление лаборатории №3, изучающую лист.

Ученик 6: Лист - это часть побега. На поверхности листа располагаются устьица, через которые происходит газообмен и испарение воды. Испарение воды листьями можно подтвердить опытом.

Ученик 6: Поместим в пробирку с водой побег растения и нальем туда немного растительного масла, чтобы вода не испарялась с поверхности.

Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла без растения оставим для контроля. Через день уровень воды в пробирке с растением стал заметно ниже. Уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.

Ученик 7: Ещё испарение воды можно подтвердить опытом, который мы заложили сегодня на уроке.

1. Поместили в колбу отдельный побег, не отрезая его от растения

2. Горлышко колбы закрыли ватой

3. Закрепили колбу в лапке штатива. Через некоторое время на внутренних стенках колбы появляются капельки воды. Её испарили листья растения.

Вывод ученик 6: Листья растений испаряют до 80% воды, поглощенные корнем. Например, одно растение капусты из одного литра воды испаряет 950 миллилитров. Зачем? Оказывается, испарение воды вместе с корневым давлением обеспечивают постоянный ток воды по растению.

Ученик 7: В листьях, кроме испарения, происходит процесс фотосинтеза - образование органического вещества из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии.

Учитель: Куда поступают органические вещества из листьев?

Ответ: Часть органических веществ идет на рост и развитие растения, а другая часть откладывается про запас.

Ученик 8: Подобный опыт, доказывающий передвижение органических веществ по ситовидным трубкам луба на комнатном растении, мы заложили ещё 2 недели назад. Продолжаем вести наблюдение до образования наплыва и придаточных корней.

Питательные вещества могут запасаться у деревьев и кустарников в сердцевине и древесине стебля, в корнях и корнеплодах, в плодах и семенах, Например в моркови, свекле, репе, капусте кольраби, картофеле. Опытным путем определим наличие органических веществ в моркови и клубне картофеля. На кусочек картофеля и моркови капнули по 1 капле настойки йода.

Кусочек картофеля окрасился в синий цвет. Это доказывает наличие крахмала. Цвет настойки йода на кусочке моркови не изменился , следовательно крахмала в моркови нет или его очень мало, поэтому морковь на вкус сладкая в ней содержимтся глюкоза.

Учитель: В листьях растений образуется глюкоза она хорошо растворяется в воде, поэтому может свободно передвигаться по ситовидным трубкам. Под действием ферментов в местах запасания глюкоза превращается в нерастворимый крахмал.

Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: "Что собой представляет березовый сок? Какие вещества содержаться в соке растения?"

Ответ: В соке растения содержатся вода и питптельные вещества необходимые для жизни растения.

Учитель: Березовый сок неоходим растению для его весеннего роста, набухания и развертывания почек. Сок вкусен и полезен для здоровья человека, так как содержит глюкозу и витамины, поэтому его заготавливают в березовых лесах предназнгаченных к вырубке. Из-за большой потери сока деревья слабеют и могут погибнуть. Растения следует охранять от повреждения.

Проверим результат опыта заложенного в начале урока.

Сегодня вы все, прекрасно справились со своими задачами и думаю, что узнали много нового.

Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Поднимите карточки с номерами выбранных вами фраз.

1. Тяжела ты, шапка Мономаха

2. Повторение - мать учения

3. Учась, узнаешь как мало ты знаешь

4. Если за день ничему не научился - зря прожил день

Домашнее задание: заложите опыт по прорастанию семян согласно инструктивной карте, которая находится на вашем столе (при наличии времени на уроке), если времени не хватит, то дома.

И закончить наш урок хочу словами венгерского ученого лауреата Нобелевской премии Георга Хевеши: "Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые"

Приложение №1

Инструктивные карты к уроку

"Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Инструктивная карта

Исследование №1

Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте презентацию о зонах корня и его функциях и проведите эксперимент.

1. Что такое корень? (стр. 12-16 учебника)

3. Функции корня.

Инструктивная карта

1. Возьмите фильтровальные бумажки длиной 5, 10, 15 см

2. Опустите их по очереди в стакан с подкрашенной водой.

3. С помощью линейки измерьте длину полоски, на которую поднялась вода.

4. Сделайте вывод.

Инструктивная карта (7 мин)

1. Набрите подкрашенную воду в резиновую грушу.

2. Возьмите 1 трубку и вставьте конец 2 трубки, слегка сжав ее края.

3. Соедините резинову грушу с полученной трубкой.

4. Слегка надавите на резиновую грушу и наблюдайте за тем, что происходит.

5. Сравните уровень подьема воды с использованием резиновой груши и без нее.

6. Сделайте вывод.

Инструктивная карта

1. Побег растения поместили в банку с водой, подкрашенной пищевыми красителями. Через 3 дня растения достали и сделали продольный и поперечный срезы.

Движение растворов органических веществ из листьев в корень осуществляется


Движение растворов органических веществ из листьев в корень осуществляется

Передвижение органических веществ в растении

Путём процесса всасывания вода и растворенные|растворённые в ней соли|соли попадают|попадают из почвы вкорневую систему. Далее передвижение растворов минеральных солей осуществляетсяпо стеблю от корня к листьям растения. Нужно разобраться, какие отделы стеблярастения принимают активное участие в транспортировке воды|воды и солей: сердцевина,древесина или кора. Можно провести простой эксперимент и поставить ветку яблониили какого-либо другого дерева в воду, куда предварительно были добавленычернила. Если через день вытащить ветку из воды и разрезать|разрезать стебель вдоль, томожно заметить, что только слой древесины поменял цвет. Кора и сердцевинаостались неизменными. Таким образом, можно сделать вывод, что именно подревесине передвигается|передвигается вода с растворами солей от корня к листьям.

В состав древесины входят длинные полости в виде трубок, называемые сосудамирастения. Именно они предназначены для перемещения по стеблю воды|воды и минеральныхсолей.

Дальний транспорт органических питательных веществ внис­ходящем направлении осуществляется в основном по флоэме

Перемещение органических веществ происходит по коре стебля. Это легкодоказать, если со свежесрезанной ветки акации или каштана снять кору нанебольшом участке ближе к нижнему краю|краю, а затем поставить ветку в воду. Черезнекоторое время выше срезанной коры появится утолщение или наплыв, гдепросматриваются молодые придаточные корни. Ниже места|места, где кора удалена, корниили не появляются вовсе или очень тонкие и маленькие. Вывод напрашивается самсобой: срез коры не даёт органическим веществам перемещаться от листьев к корнямрастения. В связи с этим выше среза образуется наплыв с придаточными корнями.Таким образом, это служит неопровержимым доказательством вышеприведённогоутверждения о том, что транспортировка питательных веществ органической природыпроисходит по коре стебля растения.Распределяются эти вещества так, что в первую очередь обеспечивается ростмолодых частей растения. Причём они передвигаются|передвигаются как вниз к корневой системе,так и вверх к побегам, цветкам и плодам растения.

В растении лист является основным органом|органом биосинтеза. Продуктыфотосинтеза запасаются в виде крахмала в хлоропластах и лейкопластах,перераспределение углеводов происходит при переходе крахмала в растворимыепростые сахара|сахара|сахара.

В растении ксилема служит для перемещения воды|воды и минеральныхвеществ из почвы в надземную часть, а флоэма служит для доставкисахарозы из листьев в другие органы|органы растения.

По флоэме отток веществ наблюдается от донора (органа|органа-синтезатора) вверх и вниз — к любому органу|органу-акцептору, где эти вещества запасаютсяили потребляются. Органы|Органы, акцептирующие вещества, относятся, как правило, кзапасающим органам|органам (корнеплоды, корневища, клубни, луковицы).

По ксилеме же вещества движутся только снизу вверх.

Всё|Все потребляющие органы|органы обеспечиваются, как правило, ближайшим к нимдонором. Верхние фотосинтезирующие литься снабжают растущие почки и самыемолодые листья. Нижние листья обеспечивают корни. Плоды обеспечиваются изближайших к ним листьев.

Ситовидные трубки — это тонкостенные удлинённые клетки, соединённыесвоими концами и образующие непрерывную трубку. В местах соприкосновенияклеточные стенки пронизаны ситовидными порами|порами и называются поэтому ситовиднымипластинками. В отличие от ксилемных клеток ситовидные флоэмные клетки -живые, хотя и непохожи на обычные живые клетки. Они не имеют ядра|ядра, носодержат некоторые другие органеллы и плазмалемму, которая играет важную роль вудержании сахаров в ситовидных трубках. Доказательством может служитьспособность флоэмных клеток к плазмолизу. Ситовидные трубки имеют короткийпериод жизни и постоянно заменяются новыми, образующимися при делении камбия.

Перемещение веществ по флоэме происходит с большой скоростью: до 100см/час. Транспорт по флоэме осуществляется путём перетекания растворов. Высокоегидростатическое давление, обусловленное движением воды|воды в богатые сахаром зоныс высоким отрицательным водным потенциалом, вызывает перетекание растворов взоны с более низким давлением. Удаление сахара|сахара|сахара из них гарантирует постоянноеналичие градиента и, следовательно, перетекание раствора. Загрузка растворенных|растворённыхвеществ включает совместный транспорт (котранспорт) сахарозы и ионовводорода с участием специфической пермеазы. Этот процесс обусловлен градиентомкислотности и электрохимическим градиентом. Поглощённые ионы водородавыделяются впоследствии с помощью протонного транспортёра, использующегоэнергию АТФ.

Кроме сахарозы во флоэмном потоке транспортируются аминокислоты|аминокислоты и амиды(аспарагин, глютамин), при старении добавляются также органические иминеральные вещества из отмирающих органов|органов.

В направленном транспорте ассимилятов в растении участвуют в основномтри системы:

выталкивающая или нагнетающая (лист),

проводящая (флоэма),

аттрагирующая или притягивающая (меристематические и запасающие ткани).

Таким образом передвижение веществ в растении включает сложный комплекспроцессов передвижения пасоки по ксилеме и флоэме, который регулируетсярастением и зависит как от внешних факторов, так и от фазы развития растения.

Видео по теме : Движение растворов органических веществ из листьев в корень осуществляется


Движение растворов органических веществ из листьев в корень осуществляется

Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать во всё|все органы|органы. Одна из важнейших функций стебля – транспортная. Она заключается в передаче растворов от органов|органов почвенного питания – корней и органов|органов воздушного питания – листьев ко всем органам|органам растения.

Образовательные ткани (меристемы) образуют новые клетки.
Верхушечная меристема обеспечивает рост стебля.
Зона деления корня обеспечивает рост корня.
Камбий – меристема, за счет которой стебель растет в толщину. Откладывает внутрь от себя вторичную ксилему, наружу – вторичную флоэму.
Феллоген (пробковый камбий) откладывает внутрь от себя феллодерму, наружу – пробку.

Проводящие ткани состоят из проводящих элементов, волокон, которые обеспечивают механическую прочность, и паренхимы.
По ксилеме (древесине) передвигается вода с минеральными солями от корня наверх. Прводящие элементы – сосуды и трахеиды (мёртвые клетки).
По флоэме (лубу) передвигается вода с сахарами. Проводящие элементы – ситовидные трубки. Они живые, но безъядерные, поэтому рядом с ними находятся клетки-спутники, производящие РНК.

Механические ткани придают прочность органам растений.
Колленхима состоит из живых клеток с утолщенными, но не одревесневшими первичными оболочками. Они способны к росту, поэтому не препятствуют росту органов, в которых они расположены. Для выполнения опорной функции требуется тургор.
Склеренхима. Состоит из клеток с утолщенными одревесневшими оболочками. Клетки мертвые, поэтому не могут расти, но зато работают без тургора.

Тесты

640-01. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам?
А) древесина
Б) камбий
В) луб
Г) сердцевина

640-02. Вода, необходимая для фотосинтеза, поступает в листья по
А) вакуолям
Б) лубяным волокнам
В) ситовидным трубкам
Г) сосудам

640-03. Камбий обеспечивает
А) верхушечный рост стебля
Б) верхушечный рост корня
В) рост стебля в толщину
Г) ветвление побега

640-04. На рисунке изображен фрагмент внутреннего строения стебля многолетнего растения. Какой буквой на нем обозначен камбий?

640-05. Увеличение древесного стебля в толщину происходит благодаря постоянному делению и росту клеток
А) сердцевины
Б) камбия
В) коры
Г) древесины

640-06. Длинные, мертвые клетки, полые внутри, находящиеся в зоне проведения, по которым вода с минеральными веществами поднимается из корня в стебель, называются
А) волокнами
Б) камбиальными клетками
В) ситовидными трубками
Г) сосудами

640-07. Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток
А) корневых волосков
Б) образовательной ткани
В) зоны проведения
Г) корневого чехлика

640-08. Передвижение воды и минеральных солей в стебле происходит по
А) сердцевине
Б) сосудам древесины
В) ситовидным трубкам луба
Г) клеткам образовательной ткани

640-09. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
1. По сосудам растений передвигаются органические вещества.
2. По ситовидным трубкам передвигаются минеральные вещества, растворимые в воде.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

640-10. Образовавшиеся в процессе фотосинтеза органические вещества с током воды перемещаются по
А) камбию
Б) механической ткани
В) ситовидным трубкам
Г) сосудам

640-11. Передвижение растворённых минеральных веществ от корней к листьям в организме растений происходит по
А) сосудам
Б) ситовидным трубкам
В) клеткам камбия
Г) механическим волокнам

640-12. Какую функцию выполняют устьица листа?
А) выделяют в атмосферу пары воды
Б) поглощают кванты солнечного света
В) защищают от попадания в лист частиц пыли
Г) препятствуют попаданию в лист вредных химических веществ

640-13. По какой части стебля происходит передвижение воды и минеральных веществ?
А) древесине
Б) камбию
В) коре
Г) сердцевине

640-14. Какую роль играет камбий в стебле древесного растения?
А) запасает питательные вещества
Б) проводит питательные вещества
В) обеспечивает рост стебля в толщину
Г) усиливает рост междоузлий

640-15. Передвижение растворов органических веществ в стебле происходит по
А) сосудам
Б) ситовидным клеткам
В) лубяным волокнам
Г) клеткам запасающей ткани

640-16. Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?
А) поглощают пары воды из атмосферы
Б) предохраняют лист от высыхания
В) запасают воду и органические вещества
Г) придают листу прочность и упругость

640-17. Ситовидные трубки древесного стебля входят в состав
А) древесины
Б) камбия
В) луба коры
Г) пробки коры

640-18. Клетки кожицы листа прозрачны и бесцветны, поэтому они проницаемы для
А) вредных веществ
Б) воды
В) солнечного света
Г) кислорода

В каждом живом организме обязательно происходит передвижение различных веществ (питательных, кислорода, продуктов распада и др.)- У растений есть транспортная проводящая система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим. У низших растений — водорослей — нет тканей и вещества передвигаются из одной клетки в другую. У высших растений вода, минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям (рис. 55).

Схема передвижения минеральных и органических веществ по растению

Рис. 55. Схема передвижения минеральных и органических веществ по растению

Известно, что корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Как же происходит передвижение веществ?

Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — длинные трубки, представляющие собой мертвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились.

Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре — с внутренней стороны.

Не все органические вещества, образуемые в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения. Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свеклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. В семенах органические вещества служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.

Ответьте на вопросы

  1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
  2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
  3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Новые понятия

Проводящие ткани. Сосуды. Ситовидные трубки.

Подумайте!

Как можно спасти дерево, у которого повреждена кора?

Моя лаборатория

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 56, а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна — древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворенными в ней минеральными веществами по растению.

Передвижение веществ по побегу растения

Рис. 56. Передвижение веществ по побегу растения

Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 56, б).

Опыт 2. Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 57).

Образование наплыва на ветке после кольцевой вырезки коры

Рис. 57. Образование наплыва на ветке после кольцевой вырезки коры

О чем свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

Стволы снаружи покрыты корой, которая защищает их от испарения, перегрева, вымерзания, ожогов солнечными лучами, проникновения вредных микроорганизмов. На стволах старых деревьев березы, осины, ольхи мертвые ткани коры не способны растягиваться и часто образуют трещины.

Через эти трещины внутрь ствола проникают споры бактерий и грибов, вызывая повреждение и гибель дерева. Большой вред лесному хозяйству причиняет гриб-трутовик (рис. 58). Питаясь соками дерева, он разрушает древесину, делая ее хрупкой и ломкой. Это приводит к гибели дерева.

Гриб-трутовик на дереве

Рис. 58. Гриб-трутовик на дереве

Среди трутовиков широко распространен гриб — настоящий трутовик. Он развивается на мертвой древесине березы, осины, ольхи. Его плодовые тела прикрепляются к стволам деревьев широким основанием и имеют копытообразную форму. Они живут 12—15 лет, достигая до 1 м в диаметре и массы до 10 кг. На нижней стороне плодовых тел, в трубочках, созревают споры. Они проникают в дерево через различные повреждения: трещины, поломки ветвей и др. Эти грибы могут портить заготовленную древесину и даже деревянные постройки.

Некоторые трутовики, например березовый гриб, образуют на стволах живых берез наросты (чагу). Чага используется в народной медицине еще со времен Владимира Мономаха. Она обладает противовоспалительным, тонизирующим и болеутоляющим действием. Поэтому заготавливается как лекарственное сырье (из нее получают препарат бефунгин). В Сибири чагу используют как заменитель чая.

Среди трутовиков есть и съедобные грибы. Они образуют мягкие ярко-оранжевые однолетние плодовые тела на стволах лиственных деревьев. Эти грибы располагаются друг над другом большими группами и съедобны только в молодом возрасте. Плодовые тела многих трутовиков используют для различных поделок: подставок, ваз. Высушенные трутовики в свое время вместе с огнивом применялись для разжигания огня.

Читайте также: