Передается ли зпр по наследству

Обновлено: 02.05.2024

Нарушения психического развития в детском возрасте на протяжении многих лет остаются несомненно важной медико-социальной проблемой. Множество классификаций и неоднородность расстройств, входящих в эту группу, обуславливают значительные различия эпидемиологических данных как по всему миру, так и на территории отдельных районов одной и той же страны. Для организации эффективной помощи детям, имеющим подобные нарушения, крайне важным представляется дальнейшее изучение заболеваемости и инвалидности, в также совершенствование социально-медицинской помощи в регионах как с целью своевременной коррекции подобных нарушений, так и создания достойного уровня жизни лицам, имеющим те или иные нарушения психического развития.

Ключевые слова

Статья

Актуальность и социальная значимость проблемы здоровья детей и подростков в современном мире не вызывает сомнений. По данным ВОЗ 2010 г. Украина и Россия занимали первое место в мире по числу искусственных абортов на 1 000 девочек-подростков и женщин 15-19 лет [5].

По данным Минздрава России с 2000 г. по 2011 г. общая заболеваемость новорожденных детей на 10 тыс. родившихся живыми возросла в 2 раза. При этом I-е место занимают внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах (43 %); на II-м месте находятся респираторные расстройства (8,8 %); на III-м - врожденные пороки развития (7,1%) [2; 9].

В структуре детской инвалидности на 2010 г. нарушения психического развития занимали 3 место после висцеральных и метаболических нарушений и двигательных расстройств [15].

В настоящее время существует три основных подхода, используемых для оценки распространенности заболеваний в детской популяции, отличающихся как по стоимости проведения, так и по качеству результатов. Самый простой и дешевый способ заключается в подсчете известных случаев заболевания по данным различных источников, таких как школы и больницы, и сопоставлении полученных результатов с общей численностью населения. Однако такой подход дает более низкие показатели распространенности, поскольку не учитывает детей, у которых еще не установлен клинический диагноз.

Второй метод, более объективный, заключается в дополнительном анализе медицинской и другой доступной документации с целью выявления и учета вероятных случаев еще не установленного диагноза. Третий способ, еще более достоверный, заключается в анализе большой выборки всей популяции для выявления возможных случаев заболевания и последующей оценки каждого возможного случая более подробно в соответствии со стандартными диагностическими процедурами. Этот последний метод, как правило, дает самые надежные и самые высокие показатели распространенности [12].

Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, однако наиболее распространенными расстройствами этой группы являются задержки психического развития (ЗПР), умственная отсталость и расстройства аутистического спектра [13; 14].

Главными клиническими признаками задержек психического развития, предложенными М.Ш. Вроно в 1983 г., являются [6]:

- запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);

- эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций;

- функциональный, обратимый характер нарушений.

Замедление созревания психических функций может варьировать от легкой степени до выраженной. При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода; при средней - становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период; при тяжелой - отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

Распространенность ЗПР как самостоятельной группы состояний составляет от 1%-2 % до 8–10 % в общей структуре психических заболеваний [10; 14], однако в качестве синдрома задержки психического развития встречаются значительно чаще.

Как отмечает В.А. Чвякин [16] с соавт., пик выявляемости ЗПР приходится на начало обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе. По данным Т.А. Власовой [4], среди детей подготовительных групп детских садов распространенность ЗПР составляет 5 %, а в младшем школьном возрасте – 4 - 8 %.

О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об умственной отсталости (УО), представляющей собой группу различных наследственных, врождённых или рано приобретённых состояний общего психического недоразвития.

Согласно МКБ-10 [18], выделяют умственную отсталость лёгкой степени (F70), умеренную умственную отсталость (F71), тяжёлую умственную отсталость (F72), глубокую умственную отсталость (F73). В настоящее время использование этой классификации рекомендовано при постановке официального диагноза и при принятии решения о типе (форме) обучения ребёнка, о предоставлении ему инвалидности и решении многих других вопросов.

Еще В.В. Ковалев [8] указывал на то, что показатели распространенности умственной отсталости среди детского населения особенно зависят от диагностической системы, возраста ребенка и источника получения помощи. Его точка зрения подтверждалась исследованиями других авторов.

По статистическим данным распространенность умственной отсталости в экономически развитых странах (Япония, США, Франция, Германия, Италия и др.) составляет 3 %; в экономически неразвитых странах (Латинская Америка, азиатские страны и пр.) - 15 %; в СССР в 60–70-е гг. - от 11,1 % до 31,1 % населения [7]; в России 90-е гг. - 0,13 % [17].

Помимо ЗПР и умственной отсталости к нарушениям психического развития относится ранний детский аутизм (РДА) - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [11].

По статистическим данным, в США с 1996 по 2007 гг. резко возросло число случаев аутизма на 1 000 детей. До настоящего времени остается неясным, обусловлен ли такой рост истинной заболеваемостью или какими-либо другими факторами [20].

Ø Больше детей могут страдать аутистическими расстройствами, и таким образом истинная частота аутизма возрастает.

Ø Более полное выявление случаев аутизма в результате повышения осведомленности о данном расстройстве и финансирования для его изучения. Например, попытки судебных разбирательств с компаниями - производителями вакцин могут увеличивать прецедентную отчетность.

Ø Диагноз может устанавливаться более часто, чем раньше, в результате изменения диагностических критериев расстройства, в частности, вследствие перехода с DSM-III-R на DSM-IV.

Ø В результате редакционной ошибки в описании категории первазивных расстройств развития (PDD-NOS) в DSM-IV в 1994 г. была неуместно расширена конструкция PDD-NOS. Ошибка была исправлена в DSM-IV-TR в 2000 г.; но, тем не менее, в DSM-III-R были установлены более жесткие диагностические требования к PDD-NOS, чем в DSM-IV [19].

Ø За последние годы более ранняя диагностика в каждой последующей когорте детей, в том числе дошкольного возраста, возможно, также может влиять на кажущуюся распространенность, но не на истинную частоту заболеваемости.

Ø Рост аутизма по сравнению с другими причинами инвалидизации в школах со специальным образованием влечет соответствующее снижение процента детей с умственной отсталостью [21].

В России по официальным статистическим данным НЦПЗ РАМН на 1999 г. частота встречаемости аутизма составляла до 26 случаев на 10 000 человек (1/385) [3]. Более современные статистические данные о распространенности расстройств аутистического спектра в России являются крайне неполными ввиду отсутствия официально утвержденных (как на государственном, так и на ведомственном уровне) принципов такого учета, а также должного межведомственного взаимодействия.

Аналогичная ситуация были отмечена при анализе распространенности умственной отсталости в детско-подростковой популяции Саратовской области с 2000 по 2013 гг.

По данным психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц области за 2013 г. диагноз детского аутизма был впервые установлен 71 ребенку и на конец 2013 г. количество детей с аутизмом по Саратовской области составило 298 человек. Т.е. за 2013 г. заболеваемость детским аутизмом в Саратове и области выросла на 27 % по сравнению с предыдущим годом.

Учитывая устойчивость негативных тенденций в динамике состояния здоровья детей в Российской Федерации (продолжающийся рост заболеваемости и инвалидности детей, сохраняющийся высокий уровень смертности) с целью сохранения, восстановления и укрепления здоровья детей необходимо комплексное решение медицинских, педагогических, социальных проблем материнства и детства.

Литература

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. - М.: Союз педиатров России, 2011. - 116 с.

3. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина. - 1999. – 238 с.

5. Денисов Т.Б., Сакевич В.И. Аборты в постсоветской России: есть ли основания для оптимизма? // Демографическое обозрение. – 2014. - Т.1. - №1. – С.144-169.

6. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.м.Бехтерева. – 2011. - №3. – С. 3-11.

7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство для врачей. - СПб: Речь, 2003. - 391 с.

8. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. - М. – 1985. – 285 с.

9. Машина Н.С., Галактионова М.Ю. Состояние здоровья детей первого года жизни и определяющие его факторы // Сибирское медицинское обозрение. – 2015. - №2 (92)

11. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Современные представления о раннем детском аутизме // Психическое здоровье. – 2014. – №10. – С.70-73.

12. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему // Социальная и клиническая психиатрия. – 2014. – Т.24. – №3. – С. 96-101.

13. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262.

14. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Исмайлова А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте // Российский психиатрический журнал. – 2015. - №6. – С.

15. Хасиев М.С. Комплексное изучение проблемы инвалидности детского населения в чеченской республике и пути развития медико-социальной реабилитации детей-инвалидов: дисс. … докт. мед. наук. – М., 2015. – 310 с.

16. Чвякин В.А., Киселева Н.С. Психология детей с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. - М.: МРСЭИ, 2014. - 92 с.

17. Чуркин А.А. Психическое здоровье населения России в 1985–1995 гг. // Российский психиатрический журнал. - 1997. - № 1. – С.53–58.

18. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Изд-во ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2004. – 140 с.

19. Chossy Jean-François. La situation des autistes en France, besoins et perspectives, rapport remis au Premier ministre, La Documentation française: Paris, Septembre 2003.

20. Wing L., Potter D. The epidemiology of autistic spectrum disorders: is the prevalence rising? // Ment. Retard. Dev. Disabil. Res. Rev. – 2002. – 8 (3). – P. 151–161.

21. Wing L., Potter D. National Autistic Society. Notes on the prevalence of autism spectrum disorders; 1999. - Retrieved 2007-12-10.

Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.

Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.

Я мама 9 лет. дочери. Были на приеме у Игнатьевой Ольги Николаевны. Понравилось отношение внимательное к нам. Все назначения подробные и адекватные. Очень понравился доктор. Однозначно будем ходить. Профессионал.

Задержка психического развития (ЗПР) – сниженное интеллектуальное функционирование, ограничение адаптивного восприятия, когда отдельные психические функции (мышление, внимание и память) отстают в развитии от установленных психологических норм для определенного возраста. Число лиц с ЗПР составляет 15-16% в детской популяции.

Умственно отсталые люди получают низкий балл по тестам интеллекта (IQ), но влияние на функционирование повседневной жизни зависит от тяжести заболевания и связанных с этим нарушений. Симптомы ЗПР у детей включают недостаточный уровень развития речи и моторики, мышления и памяти, регуляции и саморегуляции поведения. Около 85% детей с легкой степенью отставания в развитии при своевременно принятых мерах обычно учатся говорить и становятся независимыми.

Общие сведения

Задержка психического развития у детей

Вызвано ЗПР у детей может быть большим количеством причин (в том числе выраженными врожденными синдромами), а симптомы умственной отсталости проявляются не только в снижении когнитивных способностей, но и в других физических и психических отклонениях.

Задержка психического развития характеризуется нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Данное состояние сопровождается трудностями в обучении. Речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории, но в ее основе также могут лежать органические нарушения.

Психические изменения умственно отсталых детей стабильны и не прогрессируют, поэтому психосоматические осложнения маловероятны. Диагноз устанавливается дошкольникам в возрасте 4-5 лет или в процессе школьного обучения. Главная трудность для таких пациентов – отсутствие возможности полноценной адаптации в обществе.

Причины ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста является следствием множества различных факторов, которые в конечном итоге приводят к дефекту нейробиологического и функционального развития мозга. Следует выделить биологические и социальные факторы.

Наиболее частыми причинами задержки психического развития у детей являются:

· Нарушения эмбрионального развития: краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция, ВИЧ. Не менее опасна дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков, курение. Накладывают свой отпечаток отравления фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации.

· Перинатальные проблемы: недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга, энцефалит.

· Тяжелые соматические заболевания ребенка: рахит, нейроинфекции, грипп. Также причиной может стать эпилепсия.

Причиной ЗПР в некоторых случаях является наследственность. Данное заболевание в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение. Практически неизбежна врожденная психическая задержка при многих генетических заболеваниях, например: синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.

Задержка развития ребенка вторичного характера развивается на фоне нарушений зрения или слуха. Причиной может стать дефект речи, а также выраженный дефицит общения и сенсорной информации.

Умственная отсталость или слабоумие могут быть вызваны аномальным развитием головного мозга:

· недостаточный размер мозга (микроцефалия);

· полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга (гидранэнцефалия);

· недоразвитие головного мозга (лиссэнцефалия);

· гипоплазия мозжечка (понтоцеребеллярная гипоплазия).

Часто патогенез нарушений психического развития заключается в нарушениях обмена веществ или выработке ферментов (фенилкетонурия). Послеродовая умственная отсталость у детей также может быть обусловлена разрушением красных кровяных клеток – гемолитической болезнью новорожденного. Возникает в результате резус-конфликта во время беременности и приводит к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Среди социальных факторов следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общаться с другими людьми (например, по причине инвалидности), авторитарное воспитание (беспрекословное подчинение). Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.

Классификация

Классификация ЗПР

Классификация интеллектуальных показателей человека основана на измерении IQ. В зависимости от объема отсутствующих когнитивных способностей различают три степени олигофрении, которые применяются независимо от этиологии заболевания:

· Легкая степень (CIE 10-F70). Уровень интеллектуального развития (CI) колеблется от 50-69. Пациенты имеют минимальное сенсомоторное замедление. В дошкольном возрасте могут развивать коммуникативные навыки, приобретать некоторые знания, а в более позднем возрасте – и профессиональные навыки.

· Средняя степень (F71-F72). Могут понимать чужую речь, а в возрасте 5-6 лет формулируют короткие фразы. Мышление ограниченно, примитивно. Требуется много усилий, чтобы научить чтению, письму, арифметике и навыкам самообслуживания.

· Тяжелая степень (F73). Мышление в этой форме почти полностью блокируется (IQ ниже 20), все действия ограничиваются рефлексами. Такие дети не могут учиться (за исключением некоторых разработок двигательных навыков), им требуется постоянный уход.

Этиопатогенетическая классификация ЗПР включает четыре типа заболевания. Для конституционального генеза характерно замедление созревания ЦНС, что сопровождается психофизическим и психическим инфантилизмом. Такой вид ЗПР, как соматогенный, обусловлен длительными и тяжелыми соматическими нарушениями детей в раннем возрасте (хроническая диспепсия, бронхиальная астма, сердечная или почечная недостаточность и пр.), что приводит к нарушению развития и созревания центральной нервной системы.

ЗПР психогенного генеза связана с неблагоприятными социальными условиями (жестокое обращение, безнадзорность). Из-за дефицита внимания формируется импульсивность и психическая неустойчивость. При повышенной заботе происходит воспитание в ребенке эгоцентризма и безынициативности.

Для ЗПР церебрально-органического генеза отмечается органическое поражение головного мозга. Данный тип заболевания встречается чаще всего. Нарушения затрагивают отдельные сферы психики или же проявляются в различных областях. Характеризуется несформированностью познавательной деятельности или эмоционально-волевой сферы.

Характеристика детей с ЗПР

Характеристика детей с задержкой психического развития

Осложнения ЗПР варьируются в зависимости от конкретной причины. У детей с синдромом Дауна количество сердечно-сосудистых осложнений больше, чем у других пациентов. Умственная отсталость в мягкой форме, позволяет человеку интегрироваться и работать нормально. Люди с более серьезной задержкой могут иметь плохую физическую работоспособность и нуждаются в заботе всю свою жизнь.

Восприятие

Восприятие, наблюдение объектов, событий, ситуаций дети с ЗПР выполняют в недостаточно дифференцированной форме. Им трудно разделить характеристики тех или иных объектов, а также проводить сравнения и осознавать отношения, существующие между объектами.

Качество памяти

Качество памяти значительно снижается из-за слабости мышления. Это мешает детям с отставанием в развитии отделять существенное от несущественного, т. е. связывать друг с другом изолированные элементы и использовать случайные и вспомогательные ассоциации.

Таким детям трудно учиться и запоминать, что затрудняет перенос извлеченных уроков в новые ситуации. По этой причине в организуемых мероприятиях должны учитываться средства обучения, способствующие повышению эффективности запоминания.

Речевые навыки

Речь детей с задержкой развития развивается с задержкой. Словарный запас невелик. Они недостаточно разбираются в значении слов, мало обобщают из-за сложностей в развитии языка, а также трудностей в функции, регулирующей мышление и критическое суждение.

Мышление

Мышление формируется в условиях неполного сенсорного восприятия, отсутствия развития языка, ограниченной практической деятельности. По этой причине психические функции развиваются медленно и обладают особыми характеристиками.

Эмоциональная сфера

Личностно-волевая сфера характеризуется своей незрелостью, вызвана недостаточным развитием познавательной деятельности, поэтому дети с ЗПР ограничены в выражении своих впечатлений, чувств и эмоций. Они могут либо интенсивно реагировать на незначительный мотив, либо слабо проявлять себя на серьезные жизненные события.

Неадекватные, поверхностные отношения чувств, характерные для детей с задержкой психического развития, как и неспособность подавить свои желания. Они переходят из одного настроения в другое, в некоторых случаях без мотивирующих причин. Им присущи элементы инфантилизма и импульсивности, а также трудности в запретах.

Детям с ЗПР трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности, они проявляют беспокойство и слабо мотивированы. Когда с ними не обращаются должным образом, реагируют на разочарования в школе мятежным, агрессивным поведением или большой отстраненностью. Их развитие вне школы или на более поздней стадии во многом определяется тем, как они относятся к своей среде и к окружающим их людям.

Если ребенок с ЗПР находит понимание, сочувствие, помощь и уважение, тогда возможно полноценное развитие в пределах своих возможностей. Но когда больные дети становятся жертвами насмешек, отвержения, нетерпимости, это приводит к серьезным изменениям в поведении и различным декомпенсациям.

Диагностика

Диагностика детей с задержкой психического развития

Дифференциальный диагноз умственной отсталости должен выполняться персоналом, специализирующимся на использовании стандартизированных психометрических методов. В раннем детстве первые признаки ЗПР редко проявляются и могут быть четко выражены только через 4-5 лет.

На сегодняшний день диагностика умственной отсталости проводится путем сбора анамнеза (акушерские данные о течение беременности и информации о заболеваниях родственников), общей психологической и психометрической оценки пациента. Это дает возможность оценить соматическое состояние, установить наличие не только физических (визуально определенных) признаков умственной отсталости, определить уровень интеллектуального развития и соответствие их нормам, а также понаблюдать за психическим поведением и реакцией.

Для точного определения специфической формы ЗПР могут потребоваться:

· общий, биохимический и серологический анализ крови;

· кровь на сифилис и другие инфекции;

Генетическое тестирование проводится для выявления врожденных причин заболевания.

Инструментальная диагностика задержки развития включает:

· МРТ головного мозга.

Необходима дифференциальная диагностика. Несмотря на некоторые характерные физические дефекты, многие неврологические нарушения (парезы, судороги, трофические и рефлекторные расстройства, эпилептиформные судороги) наблюдаются при других нервно-психических патологиях.

Даже когда очевиден факт заторможенности и неадекватности, необходима тщательная профессиональная оценка умственных способностей детей, чтобы отличить легкую форму ЗПР от эмоционально-поведенческих (психиатрических) расстройств.

Коррекция задержки психического развития

Коррекция ЗПР у детей

Лечение начинается со своевременного выявления проблемы. В зависимости от степени психической дисфункции ребенку будет предложено выполнять стандартное школьное задание, предназначенное для детей аналогичного возраста. Коррекция задержки психического развития проводится путем образовательного вмешательства, оптимизированного в зависимости от степени умственной отсталости. Дети должны быть интегрированы в социальную, образовательную и культурную жизнь с остальной частью населения.

Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение ЗПР с помощью гормональных препаратов, переливания крови ребенку, специальной диеты без белка. В большинстве случаев этиологического лечения не существует.

Пациентов с интеллектуальными нарушениями лечат симптоматической терапией. Назначаются препараты для снижения интенсивности психотических расстройств: нейролептики, а также медикаменты для стабилизации настроения (что помогает корректировать поведение).

Снижают уровень тревоги, прекращают кризисы и улучшают сон с помощью психоактивных веществ с транквилизаторами. Негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения. Длительное употребление этих препаратов может поставить под угрозу внимание и память, вплоть до развития антероградной амнезии.

Одна из основных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отдается когнитивно-поведенческой терапии, т. е. медико-коррекционной педагогике. Для воспитания детей с ЗПР в специализированных школах и школах-интернатах используются специально разработанные методы адаптации детей к обществу.

Реабилитация пациентов с ЗПР, особенно с генетически определенными формами психической патологии, заключается не столько в их лечении, сколько в обучении программам и прививании элементарных домашних и, по возможности, простейших социальных навыков. Эксперты утверждают, что умеренная умственная отсталость у детей может быть исправлена, и, несмотря на инвалидность, такие пациенты могут выполнять простую работу и заботиться о себе.

Прогноз и профилактика

Прогноз и профилактика задержки психического развития

Согласно статистике, четверть дефектов психического развития связана с хромосомными аномалиями, поэтому профилактика возможна только при не врожденных патологиях.

Основные профилактические мероприятия:

· в плановый период подготовки к беременности необходимо пройти полное обследование на наличие инфекций, устранить все очаги воспаления и вылечить существующие хронические заболевания;

· проверить состояние щитовидной железы и уровень гормонов;

· некоторые виды умственной отсталости можно предотвратить с помощью генетического консультирования будущих родителей для выявления нарушений, потенциально опасных для нормального развития эмбриона и плода;

· во время беременности женщины должны регулярно посещать своего врача, вовремя сдавать необходимые анализы и проходить УЗИ.

Важной профилактической мерой задержки темпов развития является раннее выявление определенных обменных процессов, приводящих к умственной отсталости. Если в течение первого месяца жизни обнаружить врожденный гипотиреоз, поражающий новорожденного, можно предотвратить развитие дисфункций. Если не выявить и до трехмесячного возраста не лечить проблему, то 20% детей с дефицитом гормонов щитовидной железы будут психически инвалидами.

Лечение задержки психического развития у детей в клинике РебенОк

В медицинском центре работают опытные врачи, которые определяют причины задержки развития и принимают эффективные меры для их устранения. В работе принимают участие педиатры, детские неврологи, психологи, а также дефектологи и логопеды. Коррекция требует длительного периода и начинается с дошкольного возраста.

Литература:

Статья не заменяет прием врача. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который определит диапозон и назначит лечение.



За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;


У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

эпилепсия и другие психические заболевания;

ишемия головного мозга;

повышенное внутричерепное давление;

опухоль головного мозга;

патологии сосудов головного мозга;

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР?

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:

Основой лечения является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется речь.

Также в качестве основного лечебного комплекса используется транскраниальная микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока.

При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием используется также методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ, биохимических и нейроиммунологических анализов и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

Работа с детским психологом

Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.

Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — взаимная работа с профессионалом в области ЗПРР, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Задержки и нарушения развития в детском возрасте могут возникать по разным причинам. В зависимости от механизма возникновения, они имеют свою специфику как с точки зрения способов преодоления, так и с точки зрения прогноза.

Диапазон возможных проблем развития в детском возрасте может колебаться от единичных трудностей формирования отдельных психических функций (диспраксия, трудности концентрации внимания, несформированность пространственной функции), до стойких системных нарушений психического развития (умственная отсталость).

В клинико-психолого-педагогической классификации различных видов дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому) предпринята попытка описать шесть основных маршрутов формирования задержек и нарушений психического развития.

  1. Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга - генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных (например, при олигофрении).
  2. Задерженное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть следствием патогенных воздействий на нервную систему ребенка различной этиологии (хронические заболевания, гипоксии, травмы головного мозга) до 3-х летнего возраста. Задержки психического развития (ЗПР), а так же задержки речевого развития (ЗРР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР) часто являются предпосылками школьной неуспеваемости, но при этом имеют относительно хороший прогноз в преодолении и являются наиболее частой причиной обращения родителей к специалистам в коррекционные центры. В грубых случаях необходима дифференциальная диагностика, позволяющая точно установиться диагноз, так как грубые задержки дают клиническую картину, схожую с умственной отсталостью.
  3. Поврежденное психическое развитие - является следствием патогенного воздействия на нервную систему в период ее относительной сформированности (травмы, интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания). Отличается парциальностью расстройств (например, афазия; органическая деменция).
  4. Дефицитарное психическое развитие - вариант особенностей развития, связанный с недостаточностью отдельных систем организма: первичные нарушения двигательной сферы, нарушения зрения и слуха, инвалидизирующие соматические заболевания (заболевания сердца, дыхательной системы, эндокринные заболевания, иногда - детский церебральный паралич (ДЦП). Изначально здоровая нервная система развивается в условиях дефицита стимулов либо не имеет возможности давать адекватную реакцию на стимул (часто это задержки развития по моторному или сенсорному типу). Первичный дефект ведет к недоразвитию связанных с ним психических функций. В случае преодоления первичного дефекта может давать картину ЗПР.
  5. Искаженное психическое развитие - сочетание элементов общего психического недоразвития с элементами задержанного, ускоренного и поврежденного развития отдельных функций. Данная комбинация дает новую клиническую картину нарушений, не свойственную входящим в ее состав отдельным типам. Подобный тип формирования психической сферы наблюдается при раннем детском аутизме (РДА), расстройствах аутистического спектра (РАС).
  6. Дисгармоническое психическое развитие. По структуре схоже с искаженным развитием, но на первый план выходит не текущий болезненный процесс, как при РДА, где развитие психики происходит под давлением заболевания, а врожденная либо приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно, в эмоционально-волевой сфере. Примером могут служить ряд психопатий и, так называемых, патологических формирований личности, проявляющихся в юношеском и зрелом возрасте. Часто к подобному типу развития приводит сочетание биологических (наследственных, органических) и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие психики на протяжении всей жизни.

Часто в клинической практике мы встречаемся с сочетанием патологических типов развития нервной системы у ребенка с трудностями в развитии. Трудности в развитии, связанные с гипоксией при родах, могут усиливаться элементами сенсорной депривации, связанными с отсутствием подвижного образа жизни и эмоционально-волевыми проблемами, связанными с особенностями семейной системы.

Диагностика и лечение

Для выявления структуры нарушения и постановки точного диагноза у ребенка с задержкой развития требуется подробный сбор анамнестических данных и комплексная междисциплинарная диагностика: обследование врача невролога (при необходимости психиатра), функциональная диагностика (ЭЭГ с картированием, УЗДГ, вызванные потенциалы), обследование логопеда, обследование нейропсихолога, в ряде случаев, для диагностики генетических заболеваний (например, синдром Мартина-Бэлла) назначают генетические исследования.

Преодолением задержек и нарушений психического развития, в зависимости от причин возникновения и необходимых лечебных мероприятий, занимаются врачи (невролог, психиатр, педиатр) и специалисты отделения лечебной педагогики (логопед, нейропсихолог). В ряде случаев, пациенту рекомендуется пройти курс остеопатического лечения и лечебного массажа.

Непосредственно для лечения задержек органического генеза разработаны протоколы лечения на специальном реабилитационном оборудовании - транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Решение о возможности применения ТМС можно принимать только после постановки правильного диагноза, основанном на патогенезе нарушения.

Читайте также: