Передается ли стеснительность по наследству

Обновлено: 02.07.2024

Littleone 2009-2012 > Все о детях > От трех до шести > СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ - ген,который передается по наследству или приобретенное качество?

Стеснительность - ген,который передается по наследству или приобретенное качество?

нашему ребенку 3.5 года мальчик
на всех садиковсих праздниках (уже 2й год) сидит в уголке - стесняется.. и слова и движения - все знает, говорит очень хорошо и много, но только на людях - замыкается в себя и слова не вытащить..
ни здраствуйте, ни досвидания ни доктору ни друзьям которых давненько не видел
с незнакомыми не разговариает абсолютно.
Дед мороз приходил - под диваном его встретил и не вытащить..
спрашиваю его - почему?
отвечает - мама, я не могу ни с кем разговаривать - только с тобой и с папой

хотя очень любит когда гости приходят - веселиться, дома его рот не закрывается, очень активный..

вобщем незнакомая компания, публичность - и ребенок впадает в какое-то оцепенение (утыкается в меня как страусенок и нет его:)

у кого подобное - как помочь ребенку?
поделитесь опытом!
социум-то кругом.

как я поняла, вы ребенка насильно не заставляете общаться, стараетесь следовать за ним. так? это очень правильно. насильно "вводить" в социум не стоит. может быть только хуже.
хорошо бы узнать как он ведет себя в садике. играет с ребятами? разговаривает? ибо стеснение на празднике, стах деда мороза - явление вполне нормальное для 3,5 лет. т.е., конечно, не все дети такие, но ничего ужасного тут нет.
А вот если боится всего нового. тут, конечно, стоит поискать причины.
из медицинского: проверить шею. не было ли родовых травм? кстати, ЕР или КС? причина может быть в особенностях внутриутробного развития или рождения.
вам бы подошла песочная терапия. она бы могла выявить возможные причины и поработать со следствием.
в общем, оптимальный вариант сначала посетить невролога, а потом с результатами к психологу.

у меня младший такой. а вот старший-в свои 11 лет "на рожон лезет". не переживайте. моего очень любят дети-он не конфликтный,но отпор дать сможет. "тихий",но очень усидчивый и настырный. на праздниках-сидя на скамейке с детьми радуется. даже подруги говорят"твоего телка увести любая сможет")))). девочка за руку взяла-он все на празднике за ней повторил. а вот в этом году у нас прогресс. сам вызвался на конкурс с ДМ. еще у него-чуть что:сразу извиняется.
вот комиссию в логогруппу проходим,невролог у нас отличная. я все рассказала о его застенчивости-прописали "когитум". но у нас еще и дизартрия. а так-у нас в саду отменный психолог,ходим на занятия 2 р. в нед. прогресс "на лицо".
да и я сама не конфликтный человек и папа такой же. как моя подруга сказала"тебе на ногу наступят(я-плюну на спину),а ты еще и извинишься"))))

У нас таже история. только нам уже 4,5 девочка, тоже очень переживала(особенно когда в сад стали ходить) да и сейчас переживаю.
Ходили к психологам (в 3,5) и в (4,5) разным Вердикт один: нормальный ребенок, да такой характер (передается по наследству), из советов: больше хвалить, провацировать на самостоятельные действия ( к примеру хочет эту игрушку пусть сама идет к продавцу и покупает)
Для позитива: мой ребенок является созидателем и это дает ему возможность анализировать и усваивать многие вещи, даже если она не из тех кто первый отвечает (я то знаю, что она это знает), обещали, что к школе раскроется. (так обещали)
Сейчас в 4,5 она отвечает на вопросы малознакомых людей, но сама ни подойдет ни спросит, в 3,5 вообще молчала

как я поняла, вы ребенка насильно не заставляете общаться, стараетесь следовать за ним. так? это очень правильно. насильно "вводить" в социум не стоит. может быть только хуже.
хорошо бы узнать как он ведет себя в садике. играет с ребятами? разговаривает? ибо стеснение на празднике, стах деда мороза - явление вполне нормальное для 3,5 лет. т.е., конечно, не все дети такие, но ничего ужасного тут нет.
А вот если боится всего нового. тут, конечно, стоит поискать причины.
из медицинского: проверить шею. не было ли родовых травм? кстати, ЕР или КС? причина может быть в особенностях внутриутробного развития или рождения.
вам бы подошла песочная терапия. она бы могла выявить возможные причины и поработать со следствием.
в общем, оптимальный вариант сначала посетить невролога, а потом с результатами к психологу.

)))
да,не насилуем конечно
пытаемся мягенько - обговариваем заранее - например придет доктор,скажем "здравствуйте", дадут конфетку (друзья любят баловать), скажем "спасибо", да.
приходит ситуация - из под меня выглядывает/крепко вцепившись,вдруг куда-нибудь денусь ведь/ и при моем напоминании тихо-тихо себе под носик прошепчет.конечно никто не услышит..
)))
в садике с ребятками играет (после того как обстановка стала привычной и знакомой), воспитатели давольны - на всех занятиях все делает, слушается, ведет себя хорошо.разговаривает тоже хорошо,слованый запас широкий.
родовых травм не было,ЕР.бабушка говорит папа таже был стеснительный.
вобщем у невролога были - сказала все в норме.

смешно как мы в гости ходим к друзьям. дойдем до двери, он начинает прятаться за меня,пялится назад,вырываться бежать,успеваю схватить его за руку и силком втащить,быстренько захлопнув дрерь за собой - чтоб не убежал. и сидим в прихожей еще какое-то время, выглядываем из под меня,осматриваемся,привыкаем.и потом только на руках вношу его в комнаты и сидит рядышком. наши стандартные первые 15мин. потом - все понесла душа в рай так сказать и бегает и прыгает..

у меня младший такой. а вот старший-в свои 11 лет "на рожон лезет". не переживайте. моего очень любят дети-он не конфликтный,но отпор дать сможет. "тихий",но очень усидчивый и настырный. на праздниках-сидя на скамейке с детьми радуется. даже подруги говорят"твоего телка увести любая сможет")))). девочка за руку взяла-он все на празднике за ней повторил. а вот в этом году у нас прогресс. сам вызвался на конкурс с ДМ. еще у него-чуть что:сразу извиняется.
вот комиссию в логогруппу проходим,невролог у нас отличная. я все рассказала о его застенчивости-прописали "когитум". но у нас еще и дизартрия. а так-у нас в саду отменный психолог,ходим на занятия 2 р. в нед. прогресс "на лицо".
да и я сама не конфликтный человек и папа такой же. как моя подруга сказала"тебе на ногу наступят(я-плюну на спину),а ты еще и извинишься"))))

)))
да,извиняться тоже любим

а что на занятиях с психологом,поделитесь немножко?
что советуют,как лучше?
(у нас тоже в садике есть психолог, но у меня как-то к ней сложилось профессионального интереса..)

У нас таже история. только нам уже 4,5 девочка, тоже очень переживала(особенно когда в сад стали ходить) да и сейчас переживаю.
Ходили к психологам (в 3,5) и в (4,5) разным Вердикт один: нормальный ребенок, да такой характер (передается по наследству), из советов: больше хвалить, провацировать на самостоятельные действия ( к примеру хочет эту игрушку пусть сама идет к продавцу и покупает)
Для позитива: мой ребенок является созидателем и это дает ему возможность анализировать и усваивать многие вещи, даже если она не из тех кто первый отвечает (я то знаю, что она это знает), обещали, что к школе раскроется. (так обещали)
Сейчас в 4,5 она отвечает на вопросы малознакомых людей, но сама ни подойдет ни спросит, в 3,5 вообще молчала

спасибо за рекомендации
и за позитиффф
:)

)))
да,извиняться тоже любим

а что на занятиях с психологом,поделитесь немножко?
что советуют,как лучше?
(у нас тоже в садике есть психолог, но у меня как-то к ней сложилось профессионального интереса..)

вот и я по второму ВО-психолог.
но далеко не детский. занятия происходят тет-а-тет с деткой. опережает интеллект.развитие по возрасту(по всем тестам). я уже где-то писала,у нас в яслях конфликт с воспит.был по поводу"неумения правильно собрать пирамидку". а у психолога выяснили,что деть пирамидку собирает по оттенкам цветов(от светлого к темному). рекомендуют рисовать. по тесту:какой цвет ребенок вибирает-нейтральные цвета-хорошо,а вот-яркие(нет выхода эмоций). я сама 8 лет м.с. проработала в псих.больнице и знакома с "эмоциональной тусклостью". у меня сын ни разу не впадал в истерику. на его "хочу!!". если понимаешь,что не нужно-говоришь "нет". он реагирует очень адекватно. криков не было НИКОГДА. у нас-"скупые. мужские слезы"(так было с приучением к саду). энурезом не страдаем. с года не писаемся .

вот и я по второму ВО-психолог.
но далеко не детский. занятия происходят тет-а-тет с деткой. опережает интеллект.развитие по возрасту(по всем тестам). я уже где-то писала,у нас в яслях конфликт с воспит.был по поводу"неумения правильно собрать пирамидку". а у психолога выяснили,что деть пирамидку собирает по оттенкам цветов(от светлого к темному). рекомендуют рисовать. по тесту:какой цвет ребенок вибирает-нейтральные цвета-хорошо,а вот-яркие(нет выхода эмоций). я сама 8 лет м.с. проработала в псих.больнице и знакома с "эмоциональной тусклостью". у меня сын ни разу не впадал в истерику. на его "хочу!!". если понимаешь,что не нужно-говоришь "нет". он реагирует очень адекватно. криков не было НИКОГДА. у нас-"скупые. мужские слезы"(так было с приучением к саду). энурезом не страдаем. с года не писаемся .

понятно
может тоже нам поискать хорошего психолога детского, раз вам например помогает..
рисует всеми цветами вообще-то. посмотрела - у нас мелки то восковые все яркие. фломастеры какие еще пишут тоже. да и рисуем то пока прям не шедевры - каляки маляки сплошные %)

У меня сынок такой. Даже к гостям не выходил за стол,сидел в комнате один.
Очень помогли занятия с психологом в игровой форме,стал более решительным и смелым.Помогло также ,что дали ему больше свободы в действиях, в принятии каких то маленьких решений .
А вот праздники в саду были тоже проблемой.Но мы сходили на ёлку во дворец труда,где было детей около 50 и с ними много родителей. И ёлка в саду ему уже казалась,как семейный круг.Ничего не боялся и все делал вместе со всеми ))) Даже воспитатели пожалели,что не дали ему отдельного стиха для дедушки Мороза.

Фото: Unsplash

Выступления на публике как изощренный вид пытки, буксующая карьера, чувство тревоги за настоящее и робость перед новым — все это следствия неуверенности в себе. Рассказываем о причинах и способах ее преодолеть

Что такое неуверенность в себе

Неуверенность в себе — это субъективное чувство сомнения в своих способностях и потенциале успеха в разных сферах жизни. По большому счету, неуверенность в себе — это страх быть собой, который растет из сомнений в своей компетентности.

Неуверенность в себе идет рука об руку с низкой самооценкой, но между ними есть разница. Неуверенность проявляется точечно и относится к тому, насколько человек убежден в своих квалификациях в различных сферах жизни: работе, личных отношениях и так далее. Самооценка же — комплексное понятие, глобальное мнение о себе как о личности. Неуверенность в частном, если человек испытывает ее регулярно, наносит удар за ударом по самооценке, и в итоге может сильно ее пошатнуть.

Фото:Pexels

Еще неуверенность в себе часто путают с интроверсией. Интроверт — это тип личности, предложенный швейцарским психиатром Карлом Юнгом для характеристики людей, которые направляют жизненную энергию внутрь себя. Они предпочитают мыслить обособленно от внешнего мира, с погружением во внутренний. Но интроверсия — это не обязательно маркер и, тем более, не синоним неуверенности. Немецкий психиатр Карл Леонгард видел в этом индивидуализме силу. По его интерпретации, интроверт обладает своими четкими ценностями, не боится противопоставлять себя среде, в отличие от экстраверта, которого Леонгард называет конформистом, восприимчивым к влиянию извне.

Другое явление, с которым иногда путают неуверенность в себе, — социофобия. Социальная фобия входит в Международную классификацию болезней и представляет собой тревожное расстройство. Подверженные ей люди боятся внимания со стороны других людей, публичных пространств и больших компаний — иногда до приступов паники, и потому избегают социальных ситуаций. Социофобия — это медицинский диагноз, который поддается лечению.

Признаки неуверенности в себе

Каждый человек, который сталкивался с неуверенностью в себе, испытывал сопутствующие этому состоянию эмоции, мысли и телесные реакции.

Внешние (телесные) признаки

Внутренние (мыслительные, поведенческие)

Фото:Unsplash

Как возникает неуверенность в себе

Большое влияние оказывает самая первая среда в жизни человека — семья и школа. Среди причин, уходящих корнями в детство, выделяют:

Родительские стратегии: эмоциональная депривация от родителей, запреты и ограничения, избыточная критика или гиперопека.

Фото:Pexels

Но неуверенность может развиться в любом возрасте. По словам клинического психолога и психотерапевта Юлии Хворовой, когда люди взрослеют, им попадаются различные микрогруппы, и порой в релевантной для человека группе он сталкивается с критикой. Также может появиться авторитет, который кажется человеку более успешным — это тоже может заложить неуверенность в себе. Опасная зона здесь — избыточное одобрение от родителей в детстве: оно играет плохую службу при столкновении с реальным миром.

Как неуверенность в себе влияет на жизнь

Блок для карьерных амбиций

Неуверенные в себе люди не просят повышения зарплаты, не высказывают свои идеи, даже новаторские и прорывные, из-за боязни быть непонятыми или отвергнутыми. Они не идут на финансовые риски, связанные с инвестициями, лишая себя возможности большего заработка. А также боятся менять нелюбимую работу и проходить собеседования. Все это еще сильнее подпитывает неуверенность.

В карьерном плане неуверенность в себе в некоторых случаях переходит в синдром самозванца, когда человек, все же сделав шаг вперед и добившись успеха, натыкается на новый страх. Здесь он уже не думает, что не сможет прийти к какой-то цели. Теперь, достигнув ее, он начинает считать свой успех случайностью и не признает личный вклад в него. Его одолевает страх не удержаться и не оправдать новые надежды. Психологи считают, что механизмы формирования этих двух явлений схожи.

Фото:Unsplash

Проблемы в личных отношениях

Фото:Unsplash

Как побороть неуверенность в себе

По словам Юлии Хворовой, неуверенность в себе — это обратимый процесс, если с ней начать работать. Навязчивые мысли о собственной несостоятельности должны быть скомпенсированы новыми позитивными установками и техниками мышления. При этом избавление от неуверенности не проходит за пару недель — это долгий труд. Хворова предлагает следующие шаги:

Когда лучше обратиться за помощью к специалисту

Проделанная над собой самостоятельная или со специалистом работа не гарантирует, что человек больше никогда не испытает неуверенность. Но справляться с этим состоянием и выходить из него будет проще и быстрее.


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Чрезмерная детская застенчивость беспокоит родителей и является одной из самых частых причин обращения к психологу. По статистике, среди подростков от 12 до 14 лет от нее страдают около 50 % мальчиков и более 60 % девочек.

Хорошо, если проблемы ограничиваются временным неумением заговорить с понравившимся мальчиком или пригласить в кино симпатичную девочку. Хуже, если это порождает проблемы при общении в социуме, получении качественного образования и, как следствие, определении своего жизненного пути.

Корр.: Как формируется детская застенчивость? Это врождённое качество или приобретённое?

Застенчивость формируется тремя факторами:

  1. Темперамент. Это качество врождённое и задаётся генетически. При этом у одних и тех же родителей в одинаковых условиях растут абсолютно разные дети. Один будет мириться с тем, что ему не нравится, другой станет бунтовать. У пробивных родителей вполне может быть застенчивый ребёнок и наоборот. Предусмотреть или просчитать здесь ничего невозможно. Качества передаются от бабушек, прабабушек, прадедушек и других предков.
  2. Воспитание. Если характер взрывной, то он обычно ломает страх. Гнев берёт верх, и человек от злости начинает делать что-либо. Но у застенчивых людей внутренняя реакция – проломить – отсутствует. Ребёнок просто боится и остаётся на месте. Это может устраивать родителей и ими поощряться. Кроме того, кто-то из старших в семье может демонстрировать такую модель поведения как нормальную. Например, мама по отношению к папе или к бабушке.
  3. Среда. Это родители, бабушки-дедушки, братья-сёстры, друзья, школьное окружение. Среда подкрепляет выбранный формат поведения. Например, такой ребёнок может быть удобным для учителя. Он не создаёт волнений и проблем. Правда, учитель не может рассчитывать на него, ведь если вызвать такого ученика к доске, то он не сможет ответить, хотя и знает материал. Подыгрывая ученику, учитель меньше заставляет отвечать устно, выставляя оценки за письменные работы. Такой ребёнок постесняется спросить, если чего-то не понял. Возникают пробелы. Это формирует ощущение бесправности.

Корр.: Бывает ли ситуация, когда у человека с одной стороны – сильный характер, с другой – он всё-таки застенчив?

Застенчивость же – негативная черта, которая мешает жить и развиваться. Она заставляет нас не сделать, не сказать чего-либо. Если ребёнок не объяснил, что его волнует, не спросил о том, чего не понял, а промолчал – проглотил, и это стало нормой, то он не раскроется и не достигнет в жизни того, на что способен. Выраженная черта застенчивости – невозможность проявляться ярко. В этой области лежит всё, что касается публичных выступлений, громких выражений, импульсивности и эмоциональной реакции… Застенчивость однозначно помешает достичь успеха и вести соответствующую деятельность тем, кто хочет стать публичной персоной …

Корр.: Есть ли форма деятельности, где застенчивость может помочь?

Дарья: Конечно. Есть масса профессий, где она как минимум не станет препятствием. Для писательской или научной деятельности она может быть даже удобна, поскольку поначалу поможет втянуться в предмет изучения и увлечься. Более того, впоследствии она может пройти сама по себе. Ведь глубокие знания – один из факторов, рождающих уверенность в застенчивом человеке. Её носитель может просто перерасти проблему и позже вспоминать о ней с улыбкой.

Дарья: Застенчивость – это боязнь чужого мнения. Когда человек один, то он от такого мнения гарантированно избавлен. В силу небольшой загруженности посторонними контактами у него есть больше времени для учебы. Если человек упорный или увлечённый, то застенчивость может даже способствовать его развитию.

Минус в сопутствующих внутренних переживаниях: ему чего-либо хочется, но он не делает нужных шагов для достижения желаемого. В детском возрасте это не воспринимается как проблема. Мама кормит, а папа ходит на работу. Кажется, что всё нормально. И если школьник не справился и не смог посещать кружок, то само по себе это не страшно. Но во взрослой жизни – чревато последствиями. Человек не может позволить иметь то, что хочет, потому стесняется. При этом он не станет драться, кусаться и у него будет меньше проблем. Застенчивость оставит его дома и убережёт от негативных событий. У такого человека больше шансов прожить очень спокойную бесконфликтную жизнь, но будет ли она счастливой?

Как бороться с застенчивостью? Рекомендации Дарьи Кузнецовой

Чтобы этого не случилось, нужно уделить ребёнку внимание – ненавязчиво понаблюдать, как и в какой компании он общается. Дать ему возможность проявить себя в разных коллективах и различной обстановке.

Жена американского президента Рузвельта Элеонора преодолела застенчивость, превратив сопереживания и ответственность за других в свою обязанность. Она поддерживала женщин и чернокожих в своей стране, когда те были совсем бесправны, и таким образом вписала свое имя в историю этой страны.

В-третьих, понаблюдайте за застенчивыми детьми. Для них характерны нерешительность, тихий голос, сомнения во всём и нежелание высветиться. Соответственно, предложите им научиться сначала просто говорить. Говорить с каждым разом громче и внятнее. Говорить как можно больше. То есть действовать по нарастающей. И не стоит забывать, что каждое их слово – результат принятого решения. Когда слов много, не остаётся времени для сомнений.

И важно научиться выражать негативные эмоции. Потому что положительные эмоции застенчивый ребёнок всё-таки выражает. А негативных стесняется. При этом, если застенчивость с возрастом превращается в сдержанность – это плюс. Дипломат должен быть сдержанным, но не может быть застенчивым. У него есть внутренний налаженный механизм сдерживания и проявления своих эмоций…

Четвёртым способом борьбы с застенчивостью я бы назвала увлечённость. Позвольте школьнику увлечься чем-либо всерьёз. Суть в том, что в современном мире застенчивому ребёнку нужно дать место и голос. В буквальном смысле это может быть площадка на YouTube. Ведь он застенчив, потому что считает, что здесь неуместен и не имеет права говорить. Это также может быть возможность проявить себя и раскрыться в том, что ему по-настоящему интересно. Кто-то выплеснет себя в волнующей статье. Другой со временем сможет генерировать уникальные идеи или станет изобретателем. В любом случае человек перестаёт стесняться собственных мыслей и начинает их выражать.

Вообще, человек, который был застенчивым в детстве, имеет шансы стать совсем незастенчивым во взрослой жизни. Такие качества качаются как мышцы. Многие навыки достигаются тренировками и постепенным наращиванием количества и качества умений контактировать с миром. Начните с активного общения по телефону, продолжите в социальных сетях, общаясь с незнакомыми людьми, на форумах. Потом можно выйти на улицу и попробовать заговорить с человеком, которого видишь впервые. Нужно помнить, что застенчивость часто проходит, если человек оказывается в сложной ситуации. Даже просто попав в незнакомый район, он вынужден отбросить её, чтобы найти дорогу. Хорошим тренингом могут стать ответы у доски в классе, проведение самостоятельно инициированных конференций. Отлично работают курсы актёрского мастерства и курсы ведущих различных программ.

Как помочь застенчивому ребёнку учиться?

Дарья: Для того чтобы раскачать застенчивого ученика, нужно создать доверительную атмосферу, в которой тот сможет раскрыться. Это бывает сложно сделать в обычном классе, где одновременно занимаются 30 детей. Поэтому, если застенчивость болезненна и мешает учиться, стоит подумать о переводе школьника на дистанционный формат получения образования. Это позволит ему получить качественные знания и оставит время для работы над собой: для выполнения вышеперечисленных упражнений, позволяющих преодолеть застенчивость.

Но иногда экстрим и правда работает. Когда застенчивый человек оказывается в реальной опасности, это заставляет его преодолеть застенчивость. Однако это, скорее, исключение из правил.


Можно ли предугадать, что передается по наследству от родителей? На кого больше будет похож ребенок? И почему у кареглазых родителей иногда рождаются голубоглазые детки? На вопросы отвечает доктор биологических наук Александр Ким

Текст: Евгения Кеда, консультант — Александр Ким, доктор биологических наук, заслуженный профессор МГУ

Конечно, это исторический анекдот. Но ведь наверняка современная наука может с большой вероятностью предсказать, что именно передается по наследству от родителей, что унаследуют сын или дочка — способность к математике или к музыке.

Что передается по наследству: роль хромосом

Из школьной программы по биологии мы точно помним, что пол ребенка определяет мужчина. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, рождается девочка, если Y-хромосому — мальчик.

Доказано, что Х-хромосомы несут в себе гены, в большей степени отвечающие за внешность: форму бровей, овал лица, цвет кожи и волос. Потому логично предположить, что мальчики, обладающие одной такой хромосомой, скорее унаследуют внешность мамы. А вот девочки, получившие ее от обоих родителей, в равной степени могут оказаться похожи как на мать, так и на отца.

! С большой вероятностью передаются по наследству : рост, вес, отпечатки пальцев, предрасположенность к депрессиям.

! С небольшой вероятностью передаются по наследству : застенчивость, темперамент, память, пищевые пристрастия.

Что передается по наследству: побеждает сильный?

В том же учебнике четко написано: гены делятся на доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). И у каждого человека в равной степени есть и те и другие.

Например, доминантен ген кареглазости и рецессивен — светлоглазости. У кареглазых родителей с большей вероятностью родится такой же темноглазый ребенок. Однако не нужно думать, что появление голубоглазого потомка в такой семье исключено вовсе. И мама, и папа могут нести в себе рецессивный ген светлоглазости и в момент зачатия передать именно его. Шансов, конечно, мало, но они есть. Тем более что за каждый признак со стороны родителя отвечает не один ген, а целая группа, и комбинации здесь многовариантны.

К сильным, чаще всего наследуемым генам, относятся темные и курчавые волосы, крупные черты лица, массивный подбородок, нос с горбинкой, короткопалость. У двух блондинов карапуз, скорее всего, будет белобрысым. А вот у брюнетки и блондина — темно-русым (средний цвет между мамой и папой). Иногда совершенно неожиданно ребенку передаются по наследству черты далеких родственников. Ничего удивительного в этом нет, вероятно, в предыдущих поколениях данные гены проигрывали в неравной борьбе, а тут оказались доминантными и победили.

Кроха внешне совсем на вас не похож? Присмотритесь повнимательнее. Возможно, у него ваша мимика: он так же морщит лоб, когда задумывается, выпячивает губу, когда обижается. Скажите, он вас копирует? И да, и нет. Замечено, что слепые дети, которые никогда своих родственников не видели, тем не менее довольно точно повторяют их жесты и выражения лица.
Наверное, многие замечали, что у одних и тех же родителей первый ребенок — вылитый папа, второй — необычайно похож на маму, а третий — копия дедушки. В данном случае речь идет о расщеплении генов. Среда и семья одна и та же, но комбинации генов, получаемые родными братьями и сестрами, абсолютно разные.

Что передается по наследству: внешность ребенка

Рост спрогнозировать тоже достаточно трудно. Если родители очень высокие, малыш, скорее всего, тоже вымахает с коломенскую версту. Папа крупный, а мама миниатюрная? Ребенок наверняка остановится на среднем показателе. Однако большое влияние оказывают и правильное детское питание, и достаточный сон ребенка, и активные занятия спортом, и даже климат.

Что передается по наследству: характер ребенка

Но все это касается внешности. А характер? Он, безусловно, сочетает в себе наследственность и воспитание. Приемный ребенок часто перенимает черты родителей, которые взяли его в семью. Так что старайтесь в общении с потомством проявлять свои лучшие качества. Передается но наследству, конечно, не характер ребенка, а тип нервной системы. Например, вспыльчивость и раздражительность могут быть обусловлены слабым типом нервной системы, ее неспособностью противостоять даже самым обычным раздражителям. Но если родители с рождения крохи обратят на это внимание, проблему можно будет решить.

Читайте также: