Перед кем был ответственен вцик

Обновлено: 02.07.2024

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 671-682.

Распубликована в № 151 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 19 июля 1918 года.

Статья № 582.

Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года.

Утвержденная III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 года декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским Съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

V Всероссийский Съезд Советов поручает Народному Комиссариату Просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

Раздел первый. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Глава первая.

1. Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая.

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог, прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики, подтверждается Советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский Съезд Советов рассматривает Советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность Рабоче-Крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья.

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский Съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский Съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.

6. III Всероссийский Съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

Глава четвертая.

7. III Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский Съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное, решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных Советских учреждениях.

Раздел второй. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Глава пятая.

9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы ни государственной власти.

10. Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

11. Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные Съезды Советов и их исполнительные органы.

Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

12. Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому Съезду Советов, а в период между Съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

14. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

15. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением.

16. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республику сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации.

17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.

20. Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к использующемуся чужим трудом крестьянству, и. признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства.

21. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

22. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Раздел третий. Конструкция Советской власти.

А. Организация Центральной власти.

Глава шестая. О Всероссийском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов.

24. Всероссийский. Съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

25. Всероссийский Съезд Советов составляется из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей.

Примечание 1. В случае, если губернский Съезд Советов не предшествует Всероссийскому Съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными Съездами Советов.

Примечание 2. В случае, если областной Съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому Съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным Съездом Советов.

26. Всероссийский Съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.

27. Чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее ⅓ всего населения Республики.

28. Всероссийский Съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек.

29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским Съездом Советов.

30. В период между Съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Глава седьмая. О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов.

31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов дает общее направление деятельности Рабоче-Крестьяпского Правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских Съездов Советов и центральных органов Советской власти.

33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывает Всероссийский Съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.

35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (Народные Комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.

36. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (Народных Комиссариатах) или выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Глава восьмая. О Совете Народных Комиссаров.

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправо отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.

41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно.

42. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных Народных Комиссариатов.

3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в "Известиях. ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.

1.2 Основные принципы Конституции 1918 г.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как "переход от капитализма к социализму".

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утвер-ждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. В пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование "демократического централизма".

Явно политизированными являлись положения избирательной системы. К выборам допускались только отдельные социальные слои, в отношении которых не допускались ограничения по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Эти группы объединялись понятием "трудящиеся". Конституция допускала лишение "эксплуататоров" любых прав, если эти права используются в ущерб "трудящимся". Прямо предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось исполнение иных военных обязанностей. Исключение из избирательного корпуса "социально-чуждых элементов" не позволяет рассматривать избирательное право Конституции 1918 года как всеобщее.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов", тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

В Конституции обозначались только те права и свободы, которые могли обеспечиваться государством без дополнительного финансирования: свобода совести(ст.13), свобода слова и печати(ст.14), свобода собраний (ст.15), свобода объединения во всякого рода союзы (ст.16). Но конституционно не закреплялось, например, право на образование — не было материальных средств. Однако демократия была только для трудящихся. Конституция не признавала формального равенства прав. Конституция закрепляла всего две обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество.

В целом Конституция 1918 г. заложила правовую основу и новую идеологию для изменения структуры старой власти и законодательства. С ее принятием политический режим в стране законодательно приобрел четко выраженный классовый характер. Демократия сохранялась только для определенной части населения. Все классы, кроме рабочих и беднейшего крестьянства, становились фактически бесправными. Они лишались не только политических свобод, но и гражданских, экономических. Подобная политика способствовала не поиску компромиссов, а разжиганию взаимной ненависти между классами и в целом в обществе.

Конституция 1918г. отличается значительным количеством программных положений, определяя направления дальнейшего государственного строительства. Некоторые статьи Конституции носят чисто политический характер, они ориентированы на все мировое сообщество. Так, в ст. 4 выра-жена непреклонная решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма".

1.3 Итоги по главе

По сравнению со всеми последующими первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституция характеризуется наивысшей степенью идеологи-зированности, некоторые ее статьи направлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров. Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституция закрепила федеративное устройство России

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до революции.

С 1917 г. по 1937 г. в РСФСР, с 1922 по 1936 г. в СССР действовала двухзвенная система высш органов гос власти, состо­явшая из Съездов Советов (СС) и ЦИКов.

В России действовали Всерос СС и в перерывах между съездами — ВЦИК. С образованием СССР в дек 1922 г. над СС и ЦИКами союзных республик возвысились Всесоюз СС и ЦИК СССР, кот могли отменить решения соот­в-их органов союзных республик.

Создание Верховного Совета СССР по Конст СССР 1936 г. оз­начало важный шаг в развитии парламентаризма. Верх С стал единственным органом, издающим законы, но были и «-«(безальтернативные, во многом формальные выборы, короткие сессии, слишком большая роль Прези­диума, подменявшего Совет в период между сессиями и т. д).

С 1989 г. СССР снова перешел к двухзвенной системе высших орга­нов гос власти: Съезд нар деп СССР — Вер­х Совет СССР. В деятельность этого Верх Совета были вне­сены большие изменения, поднявшие его на качественно новую ступень.

1. Всероссийские съезды Советов и вцик(1917—1937)

1) Выборы были не всеобщими, часть населения лишалась избира­тельных прав:

лица, использовавшие наемный труд с целью извлечения при­были;

лица, живущие, на нетрудовой доход (проценты с капитала, до­ходы с предприятий, поступления с имущества и т. д.);

частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; духовенство;

бывшие сотрудники и агенты полиции, корпуса жандармов, охранных отделений.

2) Выборы были не прямые, а многоступенчатые:

- население избирало депутатов на волостной съезд Советов, волостной съезд Советов — на уездный; уездный - на губернский. На Всероссийский съезд посылались представители губернских съездов (или уездных, если они предшествовали созыву Всерос­сийского), а также - горсоветов.

3) Выборы были неравные: пред-ли городских Советов избира­лись на Всероссийский съезд из расчета 1 депутат от 25 тыс. избира­телей, а представители губернских съездов — из расчета / депутат от 125 тыс. 4)Выборы проходили открытым голосованием.

Полномочия Всероссийских съездов Советов и ВЦИКА были едиными.

Их ведению подлежали все вопросы общегосударственного значения:

утверждение, изменение, дополнение Конституции РСФСР;(ВЦИК не мог)

общее руководство всей внутренней и внешней политикой;

установление и изменение границ;

принятие в состав РСФСР новых членов и признание выхода от­дельных ее частей;

общее административное разделение территории республики;

установление и изменение общей системы мер, весов и денег на территории РСФСР;

сношение с иностранными государствами, объявление войны и за­ключение мира;

установление основ и общего плана развития народного хозяйства;

утверждение бюджета РСФСР;

установление общегосударственных налогов и повинностей;

установление основ организации вооруженных сил;

общегосударственное законодательство, судоустройство и судо­производство, гражданское, уголовное законодательство и пр.;

назначение и смещение членов СНК (правительства), всего прави­тельства в целом, утверждение председателя СНК;

вопросы приобретения и утраты прав гражданства;

Только съезд мог принимать и изменять Констит РСФСР, рати­фицировать мирные договоры. Частота созыва Всеро сСС— не реже 2 раз в год по Констит РСФСР 1918 г. и не реже 1 раза в год по Кон­стит РСФСР 1925 г. Могли быть и чрезвыч съезды. Всего сост-сь 17 Всерос СС. Первые 2 съезда рабочих и солдатских деп-в (июнь, октябрь 1.917 г.) созывались и работали отдельно от съезда крестьянских деп-в (май, ноябрь 1917 г.) 3-й съезды, созванные отдельно в январе 1918 г. (вслед за созывом Учредительного собрания), объединились, и с этого времени стал работать объедин Всерос СС ра­бочих, солдатских (красноармейских — с февраля 1918 г.) и крестьян­ских депутатов. Первые съезды были многопартийными, на них шли споры по об­суждавшимся вопросам.

К открытию 2-го (ОКТ 1917) Всерос съезда Советов раби солд деп-в (25-27 октября или 7-9 ноября 1917 г. по новому стилю) прибыло 649 деле­гатов (390 больш, 160 эс, 72 меньш и др.) Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле, избрал ВЦИК, сформировал первое советское прав0во (СНК), принял пост-ие о переходе власти на местах к Советам.

3-й Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г.) принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа—первый акт конституционного хар-ра сов гос-ва. Россия была объявлена республикой Советов рабочих, солд и крест деп-ов. Из унитарного гос-ва она должна была превратиться в федерацию.

4-й Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов (март 1918 г.) ратифициро­вал Брестский мир с Германией.

5-й в июле 1918 г. принял первую Конституцию РСФСР.

12-й в мае 1925 г. принял вторую Конституцию РСФСР.

17-й в январе 1937 г. принял третью Конституцию РСФСР. Съезды упразднены, ВЦИК тоже, вместо них Верховный Совет СССР

Всерос Центр Исполн Комитет (ВЦИК) в 1917- 1937 гг. являлся высшим законод, распоряди контролирующим органом РСФСР, осуществлял между съездами высшую гос власть в стране. Но в условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти назывался исполнительным комите­том, т. к. исполнял волю съезда. ВЦИК избирался Всерос СС, был ответственен перед ним: отчитывался перед съездом о своей деятельности.

Полномочия ВЦИКа были едиными со съездом. На практике же ВЦИК:

формировал Прав-во СНК (только первое советское правительство было сформировано II Всероссийским съездом);

решал вопросы гражданства, амнистии; наблюдал за проведением в жизнь Конституции, постановлений Всерос съездов и центральных органов Советской власти (нарко­матов);

рассматривал и утверждал проекты декретов, вносимых правитель­ством (СНК);

издавал свои декреты и распоряжения; созывал Всероссийский съезд Советов.

Каждый съезд избирал свой ВЦИК. (1,2 созыва. Всего 17 созывов) По Конст РСФСР во ВЦИКе не более 200 чел., с 1920 г. — до 300. Сначала ВЦИК был постоянно действующим органом. Затем (с 1919 3 р в год)был введен сессионный период работы, чтобы часто не отлучатся из столицы.

ВЦИК имел Президиум (Пр), в него избиралась 1/10 (20-30 чел) часть членов ВЦИК. Первоначально Президиум был чисто техн органом, заседал 2-3 раза в неделю, готовил заседания ВЦИК, предв-но рассм ?. Постепенно функции Пр расширяются: с 1918 г. он начинает издавать свои собственные нормат акты, с 1920 г. — за­конод-ые акты, может отменять постановления прав-ва, т. е. между сессиями действует от имени ВЦИК.

Каменев Л Б (27 окт. - 8 нояб. 1917)(согласлся отдать половину мест др партиям, за это сняли) Свердлов Я М (нояб. 1917- март 1919) Калинин М И (март 1919 - июль 1938)

2. Всесоюзные СС и ЦИК СССР (1922—-1936)

В дек 1922 г. сост I Всесоюзный СС, на котбыли рассм и утверждены Декларация об образ-ии Союза ССР и Договор об обр-ии Союза ССР. Высшим органом госвласти в СССР с момента образ СССР в декабре 1922 г. и до принятия новой Конст СССР в 1936 г. являлся Всесоюзн СС а в период между съездами — ЦИК СССР. В Конст СССР 1924 г.(узаконила 2х звеньевую систему) и специально не оговарив полномо­чия Всесоюзн СС, они были едины с ЦИК СССР. Они могли принять к рассмотрению любой вопрос общесоюзного характера.Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР решали вопросы:

о границах СССР;войны и мира; ратификация международных договоров;

организация и руководство вооруженными силами СССР;

утверждение единого госбюджета СССР;

установление единой денежной и кредитной системы;

установление общих начал землеустройства и землепользования;

установление основ судоустройства, судопроизводства;

установление основных законов о труде;

установление общих начал в области народного просвещения, здравоохранения; установление системы мер и весов; права гражданства; амнистия.

Исключ полномочия Всесоюзн СС со­ставляли:

принятие и внесение изменений в Конституцию СССР;

прием новых республик в состав СССР;

принятие перспективных планов развития народного хозяйства СССР;

принятие основ законодательства СССР;

выборы ЦИК СССР.

Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР получили право отменять постановления съездов Советов союзных республик и их ЦИКов, нару­шающих Конституцию СССР, могли разрешать спорные вопросы, возни­кающие между республиками.Порядок избрания делегатов на Всесоюзный съезд Советов:

от Советов городов и городских поселений — 1 депутат от 25 тыс. избирателей;

от губернских съездов Советов — 1 депутат от 125 тыс. избирателей;

в союзных республиках, где не было деления территории на губер­нии, делегаты избирались съездом Советов республики по той же норме (1 депутат от 125 тыс. избирателей). Как и на Всерос С, выборы депутатов на Всесоюзн съезд были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми открытым голосованием. На Всесоюзных съездах Советов присутствовало более 2 000 делегатов. 2/3 коммунисты, 1/3 беспартийные.

Частота созыва Всесоюзн СС: Он созывался 1 раз в год, с 1927 г. — 1 раз в 2 года. Но в условиях адм-ком сист с 1929 г. сроки созыва съезда стали нарушаться. Круг вопро­сов, обсуждаемых на съезде, сужался. Наиболее важные решения, ка­сающиеся развития народного хозяйства, культуры и других сфер жизни общества, стали приниматься партийными органами. Всего с 1922 по 1936 г. состоялось 8 Всесоюзных съездов Советов.

Между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он формировался Всесоюзным съездом Советов и был ответственен пе­ред ним.

ЦИК СССР состоял из двух палат: (+ Президиум) Союзного Совета и Совета На­циональностей. Первая палата форм-сь пропорц-но населе­нию союзных респ (414 чел.) 2 палата — из представителей союзных, автон респ (по 5 чел. от каждой) и автон обл (по 1 чел.).

ЦИК СССР работал в форме сессий 3 раза в год, с 1931 г. — не менее 3-х раз в период между съездами.

В период между сессиями высшим законод, исполн и распоряд органом власти являлся Президиум ЦИК СССР (21 член).

ЦИК избирал четырех председателей (по одному от каждой союзной республики). По очереди они руководили сессиями ЦИК СССР.

Председатели ЦИК СССР: Калинин М И (дек. 1922- янв. 1938) Петровский ГИ (дек. 1922- янв. 1938) Червяков АГ (дек. 1922- июнь 1937) Нариманов Н К Н (дек. 1922 - март 1925)

Верховный Совет (1936 - 1988)

Совет Союза Совет национ-тей

Комиссии палаты комиссии палаты

Выборы: всеобщие, прямые, тайные, равные

Верх совет на 4 года, по К 77 – на 5 лет

В Совете национальности : 32 чел от россии, 11 от авт респ, 5 от авт обл, 1 чел от авт окр

Первые выборы в Верх совет в 1937 1\3 рабочие, 1\3 кр-е, 1\3 служащие.

Полномочия Верх Совета

принятие законов. Прав-во этого права лишено большинством голосов

2) избирали президиум, председателя президиума ВС СССР, формировали Прав-во СССР

3) Избирали Верх суд СССР на 5 лет

4) Назначали генерального прокурора СССР на 7 лет

М\у сессиями работал президиум, кот состоял 1) председателя 2) 15 замов 3) секретарь 4) 20 членов

Полномочия Президиума

созывал сессию Верх Совета

Назначал и снимал отд министров

Награждение орденами, медалями СССР, учреждение орденов и медалей, установление и присвоение почетных званий

Назначал и снимал высшее военное командование

м\у сессиями объявлял войну и мир, мобилизацию

утверждение междунар договоров

денонсация – разрыв договоров

Структура: Комиссии: 1) Мандатная 2) законадательных предположений 3) бюджетная 4) по иностранным делам

При каждой палате

В 60е при каждой по 16 комиссий. Они разрабатывают законопроекты по опр сферам жизни (по с\х, по строительству, по промышленности, культуре)

В 1955 в Верх Совете появилась парламентская группа - объединение депутатов, вошедшие в межпарламентский союз, основанный в 1889.

Сессии 2 р в год. В войну только 3 сессии.Выборы как провели в 37, так все и было.

Недостатки Верховного Совета

выборы формально. На 1 место 1 чел. Выдвигался партийными органами. Формально – трудовым коолективом передовых организаций (завод, колхоз), голосовали за одного кандидата

классовый принцип (собл класс сост 1/3 рабочие, 1/3 крестьяне, 1/3 служащие)

сессии короткие 2д

состав депутатов не профессиональный, малограмотн

обсуждение законопроектов формально, голосовали единогласно, тк боялись

слишком велика роль президиума ВЕР Совета

президиум издавал указы по всем сферам жизни страны. Депутаты получали список этих указов и голосовали за него. После этого указы приобретали силу закона.

Большинство законодат актов в СССР принималось в форме указов президиума ВС

Органы власти в ссср

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом.

Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ.

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР.

Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).

Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа.

Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом.

Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители.

Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями.

Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

Органы власти в ссср схема

Органы власти в ссср

Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)

Государство (с декабря 1922 г.) — Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции.

Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия.

Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.

Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.

Центральный аппарат управления

Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) — высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции

Совет народных комиссаров (СНК) — правительство (исполнительный и распорядительный орган)

Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание

Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)

Глава правительства — с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР

Органы хозяйственного управленияПереход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат.

Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г.

, нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929—1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

• пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;

• увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;

• ограниченный, формальный хозрасчет;

• включение в механизм хозяйствования репрессивной системы — НКВД;

• фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации.

VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации.

VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.

Государственное строительствоВ это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР.

В 20—30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик).

IIIсъезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Местный аппарат управления

При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах — политотделы

При исполкомах всех уровней — экономические совещания

Единая судебная система

народный суд

губернский суд

Верховный суд

Репрессивные органы

1921 г. — упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия

Резко сократилось число революционных трибуналов

1922 г. — создано Государственное политическое управление (ГПУ)

1923 г. — создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)

Тезис 4. 30—40-е годы

Высшие органы государственной власти в СССР (стр. 1 из 3)

Органы власти в ссср

федеральное агентство по образованию

Исторический факультет

К
афедра документоведения

РЕФЕРАТ

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, на приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти.

В период между его съездами избирался ВЦИК — исполнительная власть. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком).

Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).

Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования.

С победой Октябрьской революции высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов и в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С образованием советских республик здесь также возникли аналогичные высшие органы государственной власти — съезды Советов и ЦИКи.

С объединением республик в единое союзное государство были созданы аналогичные общесоюзные органы власти — Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР, в союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставалась соответствующие съезды Советов и ЦИКи. Такая структура просуществовала до принятия Конституции СССР 1936 г., когда вся система Советов была перестроена.

Положение всероссийских съездов Советов в системе органов государственной власти было определено не сразу. В первом же воззвании II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам съезд только конституировал себя верховным законодательным учреждением родившегося государства, закрепил появление республики Советов.

определили положение Всероссийских съездов Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Конституция РСФСР 1918 г. называет съезд Советов высшей властью. Ведению съездов подлежали вопросы общегосударственного значения и все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. е. компетенция съездов ничем ограничена не была.

VIII Всероссийский съезд Советов (1920) обсудил план электрификации России, утвердил положения о СНК и СТО и договор между РСФСР и УССР, принял решение о сокращении численности Красной Армии.

Конституция РСФСР установила, что съезды Советов созываются по решению ВЦИК не реже двух раз в год, в дальнейшем, с 1921 г., было установлено, что они созываются один раз в год[2]
. Кроме очередных съездов в случае необходимости мог быть созван чрезвычайный (внеочередной) съезд по решению ВЦИК или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения республики.

Выборы в Советы и на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права; лишались избирательных прав эксплуататоры и лица, жившие на нетрудовые доходы, служители культа; были сняты все избирательные ограничения, присущие буржуазной избирательной системе.

Читайте также: