Перечислите основные разделы плана собрания для родителей как подготовить ребенка к школе

Обновлено: 19.05.2024

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.


Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.


С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).


Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.


Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.


Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.


В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

1. Анкета для родителей

  1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):
  • Умение читать и писать
  • Умение считать
  • Умение логически мыслить
  • Психологическая готовность
  • Ответственность и самостоятельность
  • Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
  1. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
  1. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
  1. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)
  2. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

От случая к случаю______

  1. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:

если да, то какие______

  1. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
  1. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
  • Мыть посуду
  • Мастерить поделку из бумаги
  • Поливать растения
  • Стирать носки
  • Убирать игрушки
  • Строить из кубиков дом
  • Вышивание
  • Сервировка стола
  1. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада

2. Вопросы к детям

3. Памятка для родителей

  1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.
  2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.
  3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.
  4. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.
  5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
  6. относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
  7. Никогда не используйте труд как средство наказания.

Примерный текст выступления.

1. Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью - три. На четвёртую - два. На пятую - один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Ответственность
  • Умение считать, считать, писать
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Состояние здоровья
  • Умение логически мыслить
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

2. Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Специальная готовность: умение читать, считать, писать.

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться - имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

5. Вернёмся опять к вашим анкетам.

Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:

  • Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного
  • Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу
  • Привитие желания к учёбе
  • Развитие самостоятельности и ответственности
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Расширение кругозора
  • Научить слушать
  • Научить усидчивости и вниманию

И, конечно же, немалая роль отводится и детскому саду:

  • Дать детям знания в системе с постепенным усложнением
  • Развитие мелкой моторики руки
  • Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе
  • Физическое развитие ребёнка
  • Развитие логического мышления
  • Научить ребёнка общаться со сверстниками
  • Специально подготовить ребёнка: счёт, письмо, чтение.

Из ваших анкет мы узнали, что все дети в работе со взрослыми участвуют, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.

Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить).

Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.

Конечно же, нам, взрослым, кажется, что, например, вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги - это очень просто.

Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

  • Самообслуживание
  • Художественно-бытовой труд
  • Ручной труд
  • Труд в природе

Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.

  • Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь ; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)
  • Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

6. Предложить родителям ознакомиться с ответами детей на вопросы: «Прочитайте, это будет Вам интересно. Может быть учтёте их желания в организации труда дома.

7. Решение педагогических ситуаций.

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить - клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопросы: В чём мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться). Как бы Вы поступили на её месте?

8. Чтобы вам легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки. Ознакомьтесь с ними. Если есть вопросы, мы на них ответим.

9. В группу приглашаются дети. Они декламируют стихи.

Мы всё должны, ребята, знать.

Всему должны учиться:

Ведь надо взрослым помогать

И хорошо трудиться

Нам надо знать про сельский труд:

Знать, как хлеб родиться,

Как его сеют и как жнут,

Где рожь, а где пшеница.

Вам желаем, чтобы мы

Вас не огорчали,

Чтобы майки и носки

Сами мы стирали.

Чтоб не ныли, не дрались,

Вам мы не грубили.

Только надо, чтобы Вы

Нам примером были.

Для того чтоб сын трудился,

Нужно чтобы научился

Папе, маме помогать,

А не только лишь играть.

Мы как можем помогаем

Мамам, папам в их труде.

Ничего не забываем,

Им помощники везде.

10. Детям предлагается присоединиться к родителям. Им даётся задание:

Время проведения: сентябрь.

Форма проведения: практикум, дискуссия.

Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

План проведения

1. Вступительное слово.

3. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.

5. Анализ стереотипов родительского поведения.

8. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Приглашение на собрание школьного психолога или учителя начальных классов.

2. Оформление наглядности к заданию №2.

4. Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

II. Этап проведения практикума

Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.

(На столах лежат:

• черная полоска - сильное беспокойство;

• синяя полоска - умеренное беспокойство;

• красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.) От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего

самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

Обратите внимание - на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе

1. Физическое здоровье ребенка.

2. Развитый интеллект ребенка.

3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение ребенка считать и читать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Ведущий. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.

(Для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению.

По итогам выполненного задания следует организовать короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителя школы.)

III. Выступление психолога школы или учителя начальной школы

Ответы на вопросы, интересующие родителей.

IV. Продолжение практикума

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

А теперь предлагаю вам игровое упражнение с мячом.

Вариант 2. Ведущий поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу (можно передавать какой-либо предмет из рук в руки):

1. С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы.

2. С началом школьной жизни ребенок все больше становится.

3. Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит.

4. Главное в учебной деятельности ребенка - это.

5. Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому, как.

6. В моем понимании, хорошо учиться - это. )

А теперь давайте немного расслабимся и обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов.

Корзина малины

Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной –

Дорога становится длинной-предлинной!

А если в корзине пылает малина –

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

С корзиной малины шагает Сережка.

«Приду я - и маме отдам всю малину.

Зачем же мне всю-то корзину нести?

Свою половину я съем по пути

И правильно! Вмиг полегчала корзина!

Малины осталось - как раз половина!

«Вот, — скажет мне мама, — какой молодчина!

Дорожка петляет. Сережка шагает.

Малина в корзине опять убывает.

«Ну, тут на двоих еще хватит вполне!

Полполполкорзины достанется мне.

Полполполкорзины делю пополам,

Дорожка петляет уже вдоль села.

Еще пополам бы! Да жалко: в корзине

Полполполовинки последней малинки.

Таня-неумелочка

Есть такая девочка –

И чулочки и сапожки

Надевают ей на ножки.

Все могла бы делать Таня,

Только нет у нас старанья.

Вот какая девочка –

- Не замечали ли вы за собой склонности занимать аналогичную позицию по отношению к своему ребенку, какая занимается взрослыми по отношению к Тане в данном литературном примере? Если да, какие вы предпринимали шаги в связи с этим? (Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность делать самому все, что он может сделать сам. Позиция гиперопеки — делать за ребенка его школьные дела, идти у него на поводу, снисходя к его усталости и пр., может принести впоследствии массу неприятностей и родителю и самому ребенку.)

Ссора

Ты меня заобижала.

Леденец в руке зажала.

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек.

Что он английский –

Был тебе я другом близким.

Все. Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце б я налил.

О тебе, плохой подружке,

- Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями? Испытывает ли он в этом трудности? Как вы ему помогаете в этом? (Несправедливость со стороны друга, сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.)

Один дома

Я совсем не боюсь.

За окошком темно.

Это мне все равно.

Свет повсюду включу,

Папа с мамой в кино.

Я совсем не боюсь,

Может в кухню схожу.

За столом посижу.

К чаю пряники есть.

Но не хочется есть.

Кто-то в стенку стучит.

Я в ответ постучу.

Время быстро пройдет.

К нам чужой не зайдет.

Кто-то в стенку стучит.

Папа с мамой в кино

- Назовите, какими средствами пользуется ребенок, чтобы преодолеть страх? Ваш сын или дочь поступили бы так же в аналогичной ситуации или как-то иначе? Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях? (Чувство страха может подавлять ребенка, приводить его к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.)

V. Подведение итогов родительского собрания

Каждый участник практикума получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.

В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки ребенка к школе. Это могут быть, например:

Для этого можно воспользоваться следующими книгами:

• Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или Что я могу узнать о своем ребенке. М.,1997.

• Виноградова Н., Журова Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.,1992.

Проект решения родительского собрания

1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

2. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п.).

3. Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом по желанию.

4. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.

10 главных вопросов родителей о подготовке детей к школе

Мы попросили педагогов ответить на частые вопросы родителей, чьим детям скоро идти в первый класс.

1. Что должен знать и уметь ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе?

В первую очередь он должен хотеть учиться. Кроме того – уметь слушать и, главное, слышать учителя. Это важнее, чем знать буквы и уметь считать. Начальные навыки чтения и счета тоже не помешают, но рано или поздно их осваивают все дети. Увы, даже к концу четвертого класса не всем удается сосредоточиться и весь урок слушать учителя — с развитием этого навыка время упускать не стоит.

10 главных вопросов родителей о подготовке детей к школе

2. Лучше отдать ребенка в школу пораньше или подождать, пока исполнится семь лет?

Все очень индивидуально. Важно, есть ли именно у этого ребенка мотивация для учебы и созрел ли он физически для работы в классе.

Большинство детей на вопрос, хотят ли они в школу, ответят: хочу, конечно! Расспрашивайте дальше: почему ты хочешь в школу? Сын может сказать: в школьном дворе такие классные горки. Или дочка вспомнит, что в школу идет подружка. Если это единственный мотив – наверное, стоит подождать: заметно, что ведущая деятельность ребенка — игровая. А вот если говорит, мол, хочу научиться читать, стать умнее – это говорит и об учебной мотивации.

3. Ребенок в три года выучил буквы, но и в шесть читает только вывески. Как сделать, чтобы он начал читать по-настоящему?

10 главных вопросов родителей о подготовке детей к школе

4. Сможет ли ребенок слушать учителя, если дома ему любую просьбу нужно повторять десять раз? Что это вообще такое – ему силы воли не хватает или уважения к старшим?

Скорее, внимания. Внимание дошкольника и первоклассника очень неустойчивое, нужно постараться, чтобы его захватить.

Если вы хотите добиться от ребенка выполнения какой-то просьбы, сумейте сказать это так, чтобы он услышал. Психологи говорят, что нужно опуститься на уровень ребенка. И это можно трактовать не только буквально: присесть и смотреть в глаза. Можно сказать шепотом, сказать с особой интонацией. И предупредить, что дважды повторять не будете. Дети, которые не слушают учителя, есть в каждом классе, а тем более в каждой группе подготовки к школе. Опытный педагог обычно добивается внимания и от них, и родители могут у него поучиться.

Более подготовленному ребенку может быть скучно в школе, если учитель работает со всеми детьми в классе одинаково. И не важно, готовился он дома или на курсах подготовки к школе.

Мы на своих уроках в младших классах дифференцировали задания для детей с разным уровнем подготовки, даже рассаживали их по разным рядам. Но так делают не все учителя. Если ваш ребенок знает больше среднего, ищите учителя, который практикует индивидуальный подход. Тогда хорошо подготовленный к школе ребенок и в школе будет учиться с удовольствием, успевать больше одноклассников.

10 главных вопросов родителей о подготовке детей к школе

6. Можно ли готовить ребенка к школе дома самостоятельно?

Дома ребенка можно и нужно развивать: читать ему сказки, учить выражать свои мысли, поощрять рисование и другие виды творчества. Ничего плохого, если родители учат ребенка читать и считать. А вот писать – лучше не надо: педагогам после домашнего обучения приходится детей переучивать.

Даже если мама — педагог, дома не получится обучать в группе, в коллективе. Именно адаптировать к совместной учебе должны курсы подготовки к школе. И еще сделать так, чтобы сам процесс учебы радовал детей.

7. Как выбирать образовательный центр для подготовки к школе?

Расспросите знакомых – и о хороших центрах, и о конкретных педагогах. Поищите информацию на форумах. Наконец, сходите на пробный урок, а затем посмотрите на ребенка. Продолжайте наблюдать и дальше: легко ли он туда идет, получает ли удовольствие от занятий.

Обратите внимание, перемещаются ли дети во время занятий. Если да – это правильная школа, ведь 35 минут отсидеть за партой дошкольник физически не готов.

Замечайте даже тембр голоса учителя. Если лично вам или вашему ребенку этот голос режет слух – не игнорируйте. Учиться должно быть комфортно, тогда ребенок охотно идет на занятия.

10 главных вопросов родителей о подготовке детей к школе

8. Лучше отдать ребенка на базовую программу подготовки к школе или на тематическую: например, английский или рисование?

Базовая программа не повредит никому. А вообще не бойтесь перегрузить ребенка и взять несколько курсов: в дошкольном возрасте он как губка впитывает знания, берет столько, сколько ему дают. Хотя, бывает, ребенок ходит на тот же английский ради мамы, не понимая, зачем ему это. Тогда с иностранным лучше повременить. Не зря же и в школе его учат не с первого класса.

9. Есть мнение, что лучше отдавать ребенка на курсы в той же гимназии, куда он собирается поступать. Так ли это?

Это так, когда на курсах преподает именно тот педагог, в класс к которому ребенок пойдет учиться. Если вам это пообещали — отлично. Во всех других случаях курсы в отдельном от школы учебном центре могут оказаться интереснее. Выбирайте тогда не место, а программу и учителя.

10. Многие развивающие центры ориентируются на свои особые педагогические технологии. Как не запутаться во множестве педагогических идей?

10 главных вопросов родителей о подготовке детей к школе

Родительское собрание на тему

(Тема проецируется на экран).

Осуществляя педагогическое руководство семейным воспитанием, учитель использует такие традиционные коллективные формы работы с родителями, как классные родительские собрания. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации.

Поиск контакта учителя с родителями будущих первоклассников.

Определение единых требований к подготовке ребёнка к школе.

Побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе нравственной и психологической готовности ребёнка к школе.

Знакомство родителей с психологом школы.

Оборудование: проектор, экран.

Используемая литература :

3​ Илюхина В.И. Я иду на собрание – М., /Началиная школа/газета, 2000, №18

Подготовительный этап:

1​ Подготовить приглашения для родителей

Приглашение.

На собрание приглашаем,

К сотрудничеству призываем,

Чтобы знали мы всегда:

Школа, дом – одна семья.

Начинаем ровно в шесть (6 часов),

Всех проблем не перечесть,

Но важнее всех одна –

Школа, дом – одна семья.

Классный руководитель: Лихтина Н.А.

2​ Подготовить анкеты:

3​ Организовать выставку поделок учащихся начальных классов школы.

5​ Выставка литературы.

6​ Выставка проектных работ учеников начальных классов.

Основной этап:

Ход собрания:

I. Вступительное слово учителя.

За 32 года работы в школе я не встречала родителей, которых бы не волновали вопросы, как будет учиться их ребёнок, как сложатся его взаимоотношения с учителем, сверстниками, будет ли школа доставлять ему радость.

Сегодня на собрании я расскажу вам как в оставшееся до школы время сделать так, чтобы вступление детей в новую пору жизни было бы не только безболезненным для всех (в том числе и для родителей), но и радостным и результативным…

Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребёнка к школе. Очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно о настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т.д.), уметь поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их к себе, проявлять личную инициативу.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что инициативность очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную, пусть даже пустяшную, инициативу, подчеркнуть её достоинства или, напротив, указать на недостатки. Помните: подчинение инструкциям взрослых развивает безынициативность, препятствует творческому началу и самостоятельности в воспитании ребёнка.

Важно развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Опытному учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебный процесс дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем, преград встаёт на пути тех, кто многое не умеет делать сам, как трудно им проявить себя, раскрыть грани своей души. Вот почему так важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность – это полить цветок, убрать игрушки, помыть посуду, вынести мусор, почистить обувь и т.д., а завтра – это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, написать рассказ, подготовить чтение по ролям и т.д.

Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребёнка.

Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Учеба в школе – это ответственность перед семьёй, самим собой. Для развития этого качества следует разъяснять детям, зачем необходимо учиться, почему необходимо много знать.

Поэтому необходимо строго следить за посадкой при письме и соблюдать необходимые правила. (Проецируются на экран).

1​ При занятиях письмом ноги пишущего должны иметь точку опоры для всей ступни.

2​ Туловище следует удерживать в прямом положении, грудью не следует прикасаться к краю стола. Интервал между грудью и краем стола должен быть не менее 5 см .

3​ Для свободного прочитывания голова должна быть несколько наклонена к столу, но всё время должна оставаться в прямом положении. Любой наклон головы вправо, влево или вниз должен немедленно исправляться. Расстояние от глаз до кончика стержня должно соответствовать 25- 30 см .

4​ Предплечья обеих рук одинаково должны лежать на столе, слегка выдаваясь за край (косточкой). Такое положение рук способствует правильной посадке.

Очень важно самое серьёзное внимание обратить на правильное положение ручки в руке, так как от этого зависит успех письма. Нередко приходится наблюдать за тем, что кончик указательного пальца почти вплотную приближен к кончику стержня, верхний конец ручки не направлен в плечо, сама ручка зажата в кулаке.

5​ Ручку следует держать тремя пальцами: большим – слева, указательным – сверху, средним – поддерживать справа. Все три пальца находятся в слегка согнутом спокойном положении. Остальные два пальца – безымянный и мизинец – служат опорой кисти. Они должны слегка касаться бумаги и скользить по ней. Конец ручки должен быть напротив правого плеча. Во избежание усталости не следует сильно сжимать ручку.

Большую роль играет и выбор ручки. Она должна быть облегченной, ровной (без зауживания) в месте захвата, с горизонтальными гранями (мелкими) или вовсе без них, с чётко выраженным контуром, ниже которого пальцы не должны опускаться (от линии контура до кончика стержня должно быть не менее 1,5- 2 см ). Сам кончик стержня должен быть острым и удлинённым.

6​ Тетрадь следует располагать напротив середины груди пишущего – так, чтобы правый её угол был выше левого. Во избежание излишнего поворота головы и туловища в ту или другую сторону тетрадь по мере написания нескольких слов должна быть продвинута левой рукой влево настолько, чтобы пишущая рука не особенно удалялась от середины груди.

Приступая к урокам письма, обучающему необходимо опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать их способности к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике (подёргивание руки во время письма, дрожание пальцев, частая смена положения тетради и руки на столе и др.). Необходимо видеть каждого ребёнка в конкретных его действиях.

Шестилетнему ребёнку легче провести длинную линию, нежели короткую, тем более начать и закончить в определённой точке. Не получается – не ругайте! Разберитесь в причине неудачи и помогите её преодолеть. При раскрашивании начинайте с мелких рисунков или деталей рисунка. Покажите, как это нужно правильно делать, обратите внимание на то, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур. Эти упражнения разовьют руку ребёнка, она станет умелой, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и, несомненно, процесс овладения письмом в первом классе осуществится менее болезненно и более успешно.

Очень важно начать этот процесс обучения с игры.

Какие слова больше похожи – рак, мак, колокольчик? (Рак и мак, они отличаются одним звуком).

Какую песенку поёт жук? (Ж-ж-ж) .

Какие буквы сбежали из стихотворений?

Землю роет старый кот.

Под землёю он живёт.

Нам темно. Попросим папу

Нам включить поярче лапу.

Очень важно сформировать внимание у будущего первоклассника. Когда это начинать? Конечно, с рождения. Уже у младенцев существует врождённое избирательное внимание. В дальнейшем в формировании внимания выделяются две линии: линия натурального и линия культурного развития. Первая линия опирается на созревание мозга ребёнка, а вторая всецело зависит от социальной среды. Таким образом, произвольное внимание дошкольника в течение всей его жизни формируется окружающими его членами семьи. И лишь к 9-10 годам формируются способности поддержания внимания к отвлечённым, абстрактным вещам. Поэтому, если родители хотят чему-то научить ребёнка, следует создать ситуацию, в которой цель научения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант – похвала за старание при выполнении задания взрослого, удивление, что всё сделал так замечательно. Обязательно следует поощрять игру, исследование. Никогда нельзя отгораживаться от детей, погружаться в материальные заботы, проявлять нетерпимость к активности любознательного ребёнка, подавлять развитие его интереса. Важно, чтобы взрослые сами проявляли активность, любопытство, были склонны к приключениям. По утверждению психологов, именно они могут предоставить ребёнку свободу для игры и фантазии. Захваченность, увлечённость ребёнка какой-либо деятельностью, а в школьном возрасте – обладание знаниями приводят к тому, что глубокое постижение предмета становится жизненно важной потребностью, а открытия на этом пути – большой радостью. Взаимодействие интереса и радости и является истоком творчества.

С поступлением в школу изменяется жизнь. Появляется большой ряд задач, требующих мобилизации и физических, и интеллектуальных сил.

1​ Помните ли вы своего первого учителя?

2​ Назовите самое яркое событие вашей школьной жизни.

3​ Определите по 5-бальной системе:

4​ Ваше отношение к школе вашего детства;

5​ Ваше отношение к школе вашего ребёнка.

6​ Назовите недостатки современной школы.

7​ Если бы вы были учителем, то…

Что же такое школьная зрелость?

1​ Ребёнок хорошо понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников. Он может выбрать линию поведения в той или иной ситуации. Ребёнок может обратиться за помощью и умеет оказать её другим людям. Он может быть сдержанным. Способен к планированию и логическим операциям. Может проявить осведомлённость в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и их закономерностях. Ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками, имеет представление о своём облике и здоровье.

2​ Ребёнок обладает активной деятельностной позицией, развитым соображением, проявляет готовность к спонтанным решениям, любопытен, постоянно задаёт вопросы взрослым, может прокомментировать процесс и результат своей деятельности.

3​ Инициативен в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Может найти себе дело, включится в разговор, любознателен, изобретателен.

5​ Ребёнок способен к волевой регуляции поведения. В нём проявляется чувство долга по отношению к другим людям; проявляющаяся настойчивость позволяет ему преодолевать трудности и развивать способности для их преодоления.

6​ Ребёнок знает, как вести себя в экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом месте, сдержан с незнакомыми людьми.

7​ Ребёнок осознаёт место среди окружающих его людей. Может достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

Но всегда следует помнить о том, что цель должна быть на шажок вперёд, должна соответствовать возможностям ребёнка и обязательно быть достижимой. Никогда нельзя забывать, что у детей, испытавших неудачу, падает интерес к новому, снижается желание учиться.

А теперь рассмотрим, какой портрет негативности к школе рисуют психологи:

импульсивность, бесконтрольность поведения;

неумение общаться со сверстниками;

трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса;

неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

низкий уровень знания об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, трудность выделения сходства, различия;

неумение манипулировать мелкими предметами, неумение выполнять графические задания;

недостаточно развита произвольная память (активное запоминание);

задержка речевого развития (произношение, бедный запас слов), неумение выразить свои мысли.

V. Анкетирование

Заключительный этап

Благодарю всех вас за участие в собрании, за откровенность и за интересные вопросы (в ходе собрания возникали вопросы к учителю и к психологу). Предлагаю закончить предложения:

Вручаю вам памятки – это рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Верьте в возможности ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми!

Дайте ребёнку ощутить рост своих возможностей.

Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.

Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребёнка.

Читайте также: