Перечислите что может быть положено в основу оперы балета оперетты

Обновлено: 18.05.2024

В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис.

Связанные понятия

О́пера (от итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн. ч. от opus) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

Комическая опера — комедийного содержания. Также термином определяют именно французские оперы, имеющие комическую жанровую окраску.

Опера́ коми́к (фр. opéra-comique) — жанр французского музыкального театра XVIII—XIX веков, основанный на сочетании музыкальных номеров и разговорных диалогов. Сложился в своей классической форме и долгое время практиковался в одноимённом парижском театре. В XIX веке развивался в направлении драмы (оперы Жоржа Бизе) и оперетты (Жак Оффенбах).

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Акт — действие, в драматургии и сценическом искусстве, часть произведения (драмы, пьесы, оперы, балета, пантомимы и пр.); завершённый кусок в развитии общего хода пьесы (акт от лат. actum содеянное, совершенное), отделённый от остальных кусков перерывом, причём перерыв между актами может быть длительным, когда действия отделяются т. н. антрактами, или быть очень кратким, условно отмечаемым падением занавеса с незамедлительным затем возобновлением представления.

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Большая опера (фр. Grand opéra) — направление в оперном искусстве, возникшее в Париже после Великой французской революции из элементов серьёзной и комической опер и сменившее лирическую трагедию (Tragédie lyrique) в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века.

Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte) (K.620) — опера-зингшпиль Моцарта в двух действиях; либретто Э. Шиканедера.

Пье́са (от фр. Pièce — произведение, отрывок, часть) — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей.

Балладная опера (англ. ballad opera) — разновидность комической оперы, зародившаяся в Великобритании, а в XVIII веке распространившаяся в Италии, Франции, Германии и Испании.

Интерме́ццо (итал. intermezzo от лат. intermedius — находящийся посреди, промежуточный) — небольшое комическое представление, разыгрываемое между актами или картинами оперы-сериа; небольшая самостоятельная инструментальная пьеса или часть инструментального цикла.

Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Вери́зм (итал. il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) — стиль в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX — начала XX веков. Возникнув после объединения Италии, веризм стремился достоверно отобразить социально-психологические конфликты новой национально-исторической действительности. Сюжетно-тематические особенности веризма обусловлены социальным контекстом эпохи.

А́рия (итал. aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Под арией может также подразумеваться музыкально-инструментальная пьеса певучего характера.

Партиту́ра (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

Диало́ги кармели́ток (фр. Dialogues des Carmélites) — опера в 3 актах (12 картинах) Франсиса Пуленка, одно из наиболее известных его сочинений. Написана по заказу миланского театра Ла Скала, где и была поставлена впервые 26 января 1957 года (на итальянском языке, дирижёр Нино Сандзоньо).

Симфони́ческая поэ́ма (нем. Tondichtung, Sinfonische Dichtung) — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература и живопись, реже — философия или история; картины природы). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью.

Клавираусцуг (нем. Klavierauszug, от Klavier — фортепиано и Auszug — извлечение) — переложение для фортепиано музыкального произведения, написанного изначально для крупного музыкального ансамбля. Часто употребляется сокращённая форма этого слова, клавир. Может использоваться в процессе репетиций, а также для ознакомления широкой публики и музыкантов с произведениями. В клавираусцуге вокальная партия записывается отдельно; переложение может быть сделано как для одной пары рук, так и для нескольких.

Фигаро (Figaro, фр. — Фигаро́, исп. Фи́гаро) — герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя стало нарицательным.

Юмореска — (нем. Humoreske от Humor — юмор) — музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы.


Почему я задался этим вопросом? Потому что, я буквально час назад как вышел с представления в "Санкт-Петербург. Опера". Там была "Дворцовая феерия" - костюмированный гала-концерт.

Так вот, теперь по сути вопроса.

Опера и оперетта как жанры музыкального театрального искусства имеют общие исторические корни. Принцип построения сценического действия, основанный на вокальном исполнении и музыкальном сопровождении, использовался еще в XVI веке. Прообразом современной оперы можно считать итальянские пасторали и мистерии: именно они определили основные закономерности оперной драматургии, активное развитие которой к началу XVIII века привело к возникновению больших серьезных музыкально-драматических произведений и комической оперы.

Комическая опера, или опера-буфф, во второй половине XIX приобрела характерные черты самостоятельного жанра, известного как оперетта.


Фото 2.

Ему свойственны легкое содержание, сочетание песенного исполнения, инструментальной музыки и танца, а также использование значительных по объему фрагментов обычной речи в диалогах, монологах и репликах.

Действие оперетты отличается стремительностью и развивается вокруг комической или авантюрной ситуации. Ему подчинены характеры героев, столкновение которых усиливает комедийный эффект происходящего на сцене.


Фото 3.

Оперетта — с итальянского operetta, буквально переводится как маленькая опера. Истоки такого сценического произведения можно найти в античных религиозных обрядах в честь бога виноделия Диониса. От этих экстатических спектаклей оперетта взяла сочетание музыки с пантомимой, танцем, карнавалом и любовной интригой. Этот музыкально-театральный жанр сложился в Париже к середине XIX века из театральных интермедий — коротких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес. Первым опереттам была свойственна сатирическая направленность, злободневность, позднее развиваются лирическое и жанровое начала.


Фото 4.


Фото 5.

Опера сформировалась в конце XVIII века как синкретический жанр, объединяющий музыкальное искусство, вокал, драматургию, хореографию и актерское мастерство исполнителей. Основой сценического действия в опере является трагедия или крупномасштабная драма исторического, психологического, социокультурного плана, поэтому характеры героев в ней очерчены объемно и выразительно.


Фото 6.

Они раскрываются в сольных вокальных номерах: ариях, квантинах, балладах и сценических диалогах: дуэтах, трио, квартетах. В опере важную роль играет музыкальное сопровождение, которое благодаря симфоническим средствам выразительности подчеркивает напряженность конфликта и позволяет развить идею произведения.


Фото 7.

Этой же цели служит речитатив – ритмически организованная, музыкально интонированная речь в монологах или диалогах героев.


Фото 8.

По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию. Как правило, она состоит из трех актов с прологом и эпилогом и включает симфонические формы сценической драматургии: увертюры, антракты, балетную музыку, пантомиму.

Оперные вокальные партии также отличаются сложностью; их создают для голосов определенного тембра и высоты: например, для колоратурного сопрано, лирического баритона или лирико-драматического тенора.

В опере могут быть использованы элементы с балетной хореографией.


Фото 9.

Вот основные отличия:
- Оперетта является музыкальным комедийным произведением. Опера – это музыкально-драматическое произведение, в котором действие развивается как трагедия или драма.

- В оперетте вокальное исполнение сочетается с обычной речью. В опере более сложный вокал может быть дополнен музыкальной декламацией – речитативом.

- По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию, включающую симфонические формы сценической драматургии.

- Обязательный элемент оперетты – танец, которым заканчивается каждое действие. В опере могут быть использованы только элементы балетной хореографии.


Фото 10.

А вот какие два момента я хотел бы отметить по результатам посещения оперы. Безусловно даже для меня совершенно не соображающего в этом человека очень было все было интересно и красиво. Все таки живая музыка и живое исполнение это сила.


Фото 11.

Так вот, 80% аудитории, а то и больше - бабушки. Что будет с оперой, когда уйдет это поколение? Или все же тут все циклично? Откуда то появятся другие бабушки которые будут ходить на оперы?


Фото 12.

Вот головой понимаю, что дирижер скорее всего нужная и важная перcона, но глаза и логика подсказывают мне, что он там совершенно бесполезно махает палочкой. Во всяком случае во время самого выступления. Музыканты на него не смотрят, а смотрят в ноты, его видят далеко не все музыканты вообще. Такое ощущение, что максимум когда им нужен дирижер - так это в начале выступления чтобы понять когда начинать то. Ну и может быть на репетициях он им там со стороны подсказывает что не так и как надо.

Понятно, что в действительности это не так, но вот так представляется это для человека, который "совсем не в теме".


Фото 13.

В опере мы были вместе с manzal , stassavenkov и Азалией в рамках блог тура в Питер организованного "Связной Трэвел" и социальной сетью "Одноклассники". Смотрите стримы на ОК Life и пользуйтесь новым мобильным приложением от "Связного".


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.

-увлечь ребят опереттой, вызвать желание видеть и слышать, вслушиваться в мелодии уже любимых всему миру произведений.

ВложениеРазмер
pogovorim_ob__operette.docx 89.67 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Учитель музыки и МХК Масленко Лариса Александровна.

-продолжить знакомство с театральными жанрами через знакомство с Московским театром оперетты;

-увлечь ребят опереттой, вызвать желание видеть и слышать, вслушиваться в мелодии уже любимых всему миру произведений.

I. Организационный момент

1. Ребята, вспомним историю театра, откуда появился жанр? ( V век до н.э.в Др.Греции)

2. Из чего состоял древнегреческий театр? ( скена – комната для отдыха артистов; орхестра – площадка для хора и группы музыкантов )

3. Кто играл в театре? ( женщин не допускали к музыкальному искусству, поэтому - мужчины )

4. Как актеры показывали характер своего персонажа? ( при помощи масок )

5. Как развивался театр у нас в России? ( придворные театры еще при царе Алексее Михайловиче; крепостные театры, например, у графа Шереметьева, на Урале – у Строгановых; первый публичный театр – при Петре I; играли на немецком языке )

III. Изучение нового материала. Оперетта, что это?

- Относится к серьезной игре или к легкой музыке? Дискуссия . ( к легкой )

Опера и оперетта (сравнение). Мозговой штурм. Учащиеся делятся на 2группы, каждая пишет максимальное количество отличий оперетты от оперы.

Опера - драма или комедия, положенная на музыку. В оперном спектакле все действующие лица не разваривают, а поют под аккомпанемент оркестра. Часто в оперном спектакле бывают балетные номера. И т.д.

Хоть в оперетте присутствуют арии, дуэты, сцены хора и сольные партии отдельных инструментов, исполняют они несложные партии, чаще всего танцевального или песенного характера.

Главное отличие оперетты от оперы – танец, в оперетте каждое действие обязательно должно заканчиваться танцем.

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н. Стрельников и И. Дунаевский .

Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он еще носил название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах.

Об истории здания на Большой Дмитровке , где в настоящее время находится Московский театр оперетты.

Открытие 26 ноября 1922 года на Дмитровке пока еще частного Московского театра оперетты.

Первый сезон театра, актерский состав. С 1927 года театр приобретает статус государственного.

В афише театра рядом с признанными классиками Ж.Оффенбахом, И.Штраусом, Ф.Легаром, И.Кальманом, П.Абрахамом заняли достойное место композиторы И.Дунаевский, Ю.Милютин, Т.Хренников, Д.Шостакович, Д.Кабалевский

Перелистаем репертуарный список .

Сегодня “Московская оперетта” остается верна своим традициям. ( Показ афиши ). см.Приложение.

В ее репертуаре классика и современная оперетта, мюзикл и шоу, поставленные сегодня с использованием современной световой и звуковой техники, современного языка и музыкальных ритмов.

Невозможно перечислить всех композиторов, спектакли которых надолго нашли свое место в репертуаре театра оперетты, невозможно перечислить все режиссеров, актеров, художников, хормейстеров и балетмейстеров. Сегодня Московский театр Оперетты является ведущим и всеми признанным театром не только в России, но и за рубежом.

Ученик читает стихотворение К. Симонова, которое прозвучало 4 апреля 2003 года на 75-летии Московского Театра Оперетты ( портреты артистов, имена которых золотыми буквами вписаны в историю оперетты : Г.Ярон, Н.Бравин, Т.Бах, К.Новикова, Ю.Алексеев, З.Белая, А.Феона, В.Канделаки, Т.Шмыга, Н.Янет, Г.Отс, Л.Амарфий, В.Батейко, М.Ростовцев, Г.Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж.Жердер, З.Виноградова, Б.Смолкин и др ) – см. Приложение.

Московский государственный театр оперетты немало ярких страниц вписал творческий коллектив в историю советского опереточного искусства.

Оперетта смеется, напевает, танцует и дарит нам веселое настроение. Спасибо ей за это.

V . Источники информации:

Жукова Л. Искусство оперетты. М.: Знание, 1967.

Янковский М. Советский театр оперетты. Очерк истории. Л.—М.: Искусство, 1962.

1. К какому жанру фольклора ближе всего стоит оперетта?

2. Если именно танец задает основную атмосферу оперетты, то без сюжетной линии какого типа оперетта не может обойтись?

3. Подумайте, какие из известных вам фильмов по развитию сюжета ближе всего к оперетте?

4. Какой закон опереточного жанра нарушается, когда из оперетты делают художественный фильм-оперетту?

5. Известно, что народная культура и профессиональное искусство в XIX веке все больше сближаются. Почему же тогда оперетта, берущая начало в народном театре так и не достигает профессиональной оперы?

6. Сегодня все большую популярность в мире получают карнавалы (венецианский, римский). Что общего у карнавала с опереттой?

Вопросы для викторины:

Венгерский композитор, оперетта "Веселая вдова". (Легар)

Венгерский композитор, оперетта "Сильва".(Кальман)

Ее основателем считается Франц фон Зуппе. А по рейтингу популярности первым считают Штрауса, а вторым, пожалуй, Легара. Что объединяет эти три имени. ( оперетта)

Советский композитор, оперетта "Вольный ветер ".( Дунаевский)

Музыкально-драматическое произведение - нередко комедийного характера - с элементами разговора и танцев. ( оперетта)

Стихотворение К. Симонова, которое прозвучало 4 апреля 2003 года на 75-летии Московского Театра Оперетты:

Актёры театра уходят бесследно.
Пусть голос звучит на пластинках победно –
Не видим их глаз, и не видим движений,
К тому же пластинка не без искажений…
Актёр умирает как все, очень просто.
Пусть гений он был, пусть огромного роста.
Он не оставляет станков и машин,
Но он оставляет частицу души.
Кто видел актёра – его не забудет,
Но долго ли зритель во здравии будет?
С годами тускнеет актёра портрет,
О нём забывают, и вот его НЕТ.

Пусть те, кто сегодня выходят на сцену,
Актёров ушедших достойно оценят,
И помнят о том, что на этих подмостках
Их духом бессмертным пропитаны доски.

Летучая мышь Оперетта в 3-х действиях. Режиссер: Г. Ансимов. Музыка И. Штрауса. Пьеса Н. Эрдмана. Стихи М. Вольпина.

Орфей в аду Премьера! Оперетта в 2-х действиях. Музыка Ж.Оффенбаха. Либретто А.Кортнева.

МОНТЕ-КРИСТО Со дня премьеры мюзикл Монте-Кристо пользуется невероятной популярностью, каждый месяц собирая аншлаги и получая самые лестные отзывы – как от простых зрителей, так и от профессионалов театральной индустрии.

Цезарь и Клеопатра Мюзикл по пьесе Бернарда Шоу. Композитор Александр Журбин. Премьера мюзикла приурочена к юбилею народного артиста России Герарда Васильева (Цезарь). В роли Клеопатры московский зритель увидит звезду отечественного мюзикла Валерию Ланскую.

Хелло, Долли! Мюзикл. Музыка Дж.Германа. Режиссер-постановщик – Сергей Голомазов.

Сильва Музыка И. Кальмана. Оперетта в 2-х действиях. Режиссер-постановщик И. Гулиева. Балетмейстер Б. Барановский.

Моя прекрасная леди Мюзикл в 2-х действиях. Композитор - Фредерик Лоу. По пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион".

Фиалка Монмартра Музыка И. Кальмана. Оперетта в 2-х действиях. Либретто А. Горбаня и В. Стольникова. Стихи Р. Симонова. Музыкальная редакция и аранжировка А. Семенова.

Большой канкан Грандиозное музыкальное представление в двух отделениях, в которые включены арии и танцевальные номера из знаменитых оперетт, балетов и опер.

Весёлая вдова Музыка Ф. Легара Либретто и стихи И. Барабашева. Аранжировка Э. Абусалимова и Д. Шатуновского

Маугли Фэнтези - мюзикл в 2-х действиях. Музыка и либретто В.Сташинского. Режиссер-постановщик А. Чевик. Балетмейстер Б. Барановский. Художник В. Арефьев.

Графиня Марица Имре Кальман. Оперетта в 2-х действиях. Либретто А. Грюнвальда и Ю. Брамера. Перевод И. Гулиевой. Режиссер-постановщик - заслуженная артистка России И. Гулиева.

Мистер Икс Пьеса Г. Ярона и И. Гулиевой. Музыка И. Кальмана. Оперетта в 2-х действиях. Режиссер-постановщик - И. Гулиева.

Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

Оперный театр есть не в каждом городе. Да и что там говорить, даже не в каждой стране! Но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.

Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.

Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.

Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.

Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.

В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.

В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.

В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.

Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.

На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.

Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера - синтетический вид искусства (синтетический – от слова синтез – единство, целостность различных частей. В искусстве принято уточнять: художественная целостность, художественное единство). Её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже – хореография.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.

Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов - вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.

Литературной основой оперы является либретто. Либретто – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. В переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе.

Если сравнить либретто оперы с литературным первоисточником, то очевидна его упрощённость. Это связано с тем, что действие в словесных жанрах протекает значительно быстрее, чем в опере. В литературном произведении слово произносится, а в музыкальном - распевается. И для того чтобы музыкальный образ в опере получился полноценным, требуется время – время музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия.

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами (атмосфера – перен.: обстановка). Здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя.

Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Если бы композитор следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы как былинное повествование. Однако великий музыкант решает иначе: уже в первых звуков слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия. Она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.

В музыке увертюры слышны интонации, определяющие благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё это обещает музыка увертюры, и всё это находит затем подтверждение в опере.

Опера М. Глинки похожа на свой литературный первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и мастерству композитора (самобытный – не похожий на других, самостоятельный).

Опера - это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение . Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально называлась драма на музыке .

Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения . Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актеры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели!


И все-таки опера стала распространяться по всему миру, все больше завоевывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

Для создания оперы, оперетты, балета, мюзикла композитору необходимо либретто – полный текст музыкально-сценического сочинения или сценарий спектакля.

В переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе в виде краткого литературного

изложения сюжета.

Часто композиторы принимают участие в создании текста либретто или его доработке, отделке. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение - миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть.

Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже - хореография.

Былина о Садко - отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода - волновала с юности композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908).



«Как во славном Нове-городе

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,


Опера открывается вступлением, своего рода былинным зачином.

Вступление рисует образ моря, который проходит через все произведение.

Реальные персонажи оперы охарактеризованы композитором песенными вокальными мелодиями, фантастические образы – инструментальными темами.

Как композитор нарисовал музыкальную картину моря?

Какие приемы развития он использовал?

В какой форме написано вступление к опере?


Вы пропойте-ка нам песни звонкие,

Про края расскажите далекие,

Чтоб нам знать, в какую сторону путь держать

И где больше чудес повстречается.


Каждый из гостей - Варяжский (из Скандинавии), Индийский (из Индии), Веденецкий (из итальянского города Венеции) - поет свою песню.

Музыка в минорном ладу, низком регистре (и голос певца - бас , и оркестровое сопровождение), что создаёт суровый, мрачный колорит. Движение мелодии вверх-вниз в партии оркестра помогает создать картину бушующего моря – слышно, как накатывается грозная волна.


Музыка мажорная, неторопливая. Узорчатая мелодия (сначала у гобоя, флейты и струнных, затем у певца) создаёт восточный колорит. Преобладают инструменты высокого и среднего регистра, что придаёт звучанию мягкость и лёгкость. Певческий голос тоже высокий - тенор .


Читайте также: