Педагог как гражданин и личность

Обновлено: 28.05.2024

В современном мире проблема личности педагога актуальна, потому что педагог воспитывает и обучает будущих граждан нашей страны. Он является для них примером. И какими они будут, непосредственно зависит от педагога и его личностных качеств.

Содержимое публикации

Полынцева Маргарита Геннадьевна

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,

чтобы зажечь другого, надо самому гореть.

Личность педагога играет важную роль в жизни нашего общества. Педагог - лицо, которое не только обучает, но и воспитывает. Существует огромное количество профессий, но именно к этой профессии всегда предъявляются высокие требования. Действительно, благодаря педагогам передаётся накопленный опыт, от них зависит развитие общества и его будущее. Именно педагогу предоставляется возможность стать наставником для будущего поколения, определить направление развития личности. Роль личности педагога в процессе обучения является общепризнанной во всех педагогических науках. От того, какой личностью является педагог, зависит какими людьми он воспитает обучающихся. Стать идеалом для подростков не просто, но к этому всегда нужно стремиться.

В современном мире проблема личности педагога актуальна, потому что педагог воспитывает и обучает будущих граждан нашей страны. Он является для них примером. И какими они будут, непосредственно зависит от педагога и его личностных качеств. В постоянно меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков лет, профессия педагога остаётся неизменной. Каждый подросток, студент, воспринимает педагога, в первую очередь, как личность и перед нами стоит главнаяцель исследования - изучить особенности влияния личности педагога на образовательный процесс.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

Определить профессиональные качества педагога, влияющие на образовательный процесс;

Выявить роль педагога в образовательном процессе;

Профессиональные качества педагога играют важную роль в становлении его личности, т.к. являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь, должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятым в его области знаний.

Современный педагог должен любить своих воспитанников, обладать хорошим чувством юмора, быть честным, добрым, справедливым. Должен быть на одной волне со своими обучающимися.

Личность педагога выступает в роли живого примера для своих студентов. Вот почему они так часто копируют поведение, мировоззрение педагога, его жизнь, его отношение к своей профессии. И поэтому очень важно, чтобы педагог следил за собой, чтобы он понимал, что обучающиеся всегда наблюдают за его действиями и поведением.

Мы живём в век высоких технологий, коммуникаций и инноваций. Наши студенты зачастую значительно лучше, чем мы разбираются в компьютерной технике и других технических средствах, но находясь в огромном пространстве информации, очень часто не знают, как использовать её в своих целях. Поэтому сейчас перед нами встаёт задача помочь им выбрать нужную информацию и разобраться в ней, помочь приобрести и применить необходимые знания, в данном случае наша роль - стать помощником.

Обучая и воспитывая студентов нашего центра, мы постоянно осуществляем дифференцированный подход. Практика показала, что одни из них предпочитают и не могут обойтись без руководящей роли педагога в системе получения знаний, другие наоборот, хотят самостоятельно искать информацию, они сами готовы разобраться в ней.

Участие в научно-практических конференциях развивает, помогает поднять знания обучающихся на более новый, высокий уровень.

Считаю важным в своей работе использовать специальные подходы к обучению, при этом учитываю специальные потребности обучающихся. Особого внимания требуют как одарённые, так и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. В нашем центре этим обучающимся уделяется особое внимание.

Обучая других - учимся сами. Ежегодные олимпиады, в которых принимают участие наши воспитанники, помогают им достичь более высокого, качественного уровня в обучении. Педагог должен постоянно повышать уровень педагогического мастерства, свою профессиональную компетентность в области преподаваемого предмета, чтобы стать примером для своих воспитанников.

Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Без этого также немыслим и процесс эффективного обучения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов.

Веками проверенная в практической педагогике народная мудрость, провозгласившая, что учитель творит ученика по образу и подобию своему, получила особенно убедительное подтверждение в деятельности Царскосельского Лицея пушкинской поры. Среди замечательной плеяды педагогов было немало профессоров, оказавших огромное влияние на формирование личности лицеистов.

Понимая это, грустно сознавать, что в последние годы роль личности преподавателя в образовательном процессе явно недооценивается. В связи с широким использованием технических средств многие учебные заведения активно внедряют формы дистанционного обучения, когда обучающийся всю необходимую информацию получает при помощи компьютера, а преподавателю отводится лишь роль координатора такого процесса. Несмотря на новомодные тенденции, необходимо сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в будущем не способны заменить учителя. Эти программы призваны всего лишь упростить и разнообразить учебный процесс, а также предоставить возможность получить образование людям с ограниченными возможностями. Не понимать этого – преступная ошибка, которая может привести к горьким и пагубным последствиям в будущем.

Мы не знаем, был ли А. Куницын хорошим методистом. По крайней мере, он не использовал на своих занятиях компьютеры, интерактивные доски и т. п. технику, поскольку жил и работал в 19 веке, однако нам доподлинно известно, что этот педагог был прежде всего крупной, яркой, творческой личностью. Именно поэтому он сумел воспитать учеников (Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига, Пущина и др.), которыми до сих пор гордится Отечество.

Я думаю, Екатерина, Вам полезно будет познакомиться в мыслями Мишеля Монтеня, посвящёнными воспитанию. А, может, не просто познакомиться, но и сделать некоторые выводы.

"Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного
урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не
по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя
что либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит ко
множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как
следует и в какой мере усвоил это; и в последовательности своих
разъяснений пусть он руководствуется примером Платона [11]. Если кто
изрыгает пищу в том самом виде, в каком проглотил ее, то это
свидетельствует о неудобоваримости пищи и о несварении желудка. Если
желудок не изменил качества и формы того, что ему надлежало сварить,
значит он не выполнил своего дела.

Наша душа совершает свои движения под чужим воздействием, следуя и подчиняясь примеру и наставлениям других. Нас до того приучили к помочам, что мы уже не в состоянии обходиться без них. Мы утратили нашу свободу и собственную силу. Я знавал в Пизе одного весьма достойного человека, который настолько почитал Аристотеля, что первейшим его правилом было: "Пробным камнем и основой всякого прочного мнения и всякой истины является их согласие с учением,Аристотеля; все, что вне этого, - химеры и суета, ибо Аристотель все решительно предусмотрел и все высказал". Это положение, истолкованное слишком широко и неправильно, подвергало его значительной и весьма долго угрожавшей ему опасности со стороны римской инквизиции.

Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все,
что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову,
опираясь на свой авторитет и влияние; пусть принципы Аристотеля не
становятся неизменными основами его преподавания, равно как не
становятся ими и принципы стоиков или эпикурейцев. Пусть учитель изложит
ему, чем отличаются эти учения друг от друга; ученик же, если это будет
ему по силам, пусть сделает выбор самостоятельно или, по крайней мере,
останется при сомнении. Только глупцы могут быть непоколебимы в своей
уверенности".

Спасибо, Владимир, за цитаты. Философию Монтеня (а также Джона Локка, Руссо и т. п.) мы изучали на занятиях по философии и истории педагогики. Мне кажется, что всё, что изложено в этих цитатах Монтеня, более кратко и просто сформулировала ещё одна известная учительница - героиня фильма "Ирония судьбы": "Я учу своих учеников думать. хоть самую малость. И иметь обо всём своё собственное суждение"
С теплом,
Екатерина

Совершенно не уверен, Екатерина, что богатство мыслей Монтеня можно свести к формуле "одной учительницы". А вообще, я думаю, что главный тезис Вашего эссе серьёзно противоречит рассуждениям великого француза.

Владимир, я и не пыталась охватить цитатой ВСЕ мысли Монтеня.) Меня охватили сомнения насчёт того, правильно ли Вы поняли основной тезис моей статьи. Сформулируйте, если Вам не трудно.

"Учитель творит ученика по образу и подобию своему".

Эту цитату я никогда не использую. Слишком расплывчато звучит. Благодатный материал для всевозможных интерпретаций.)) Главная мысль моей статьи сосредоточена в эпиграфе:
"Учитель воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру" (Д.С. Лихачёв)
Хотите сказать, что этот постулат как-то противоречит взглядам Монтеня?

Практически за каждой талантливой личностью стоит талантливый учитель (а иногда и не один) - тот пример, тот авторитет, который вдохновил своего ученика на достижение высоких целей. Педагог Пушкина Куницын, упоминаемый в моей статье, - яркий тому пример.

А приведённая мною цитата из Монтеня призвана была помочь Вам задуматься над правильностью высказанных Вами мыслей, а, может, и о чём-то более существенном. Но задумываться Вы не стали, а предпочли сначала заявить об отсутствии в эссе одной цитаты, а затем вообще заподозрили меня в неких коварных замыслах. Так, конечно, проще, но, может, имеет гораздо больший смысл сосредоточиться не на моём коварстве, а, как минимум, на содержании своего эссе. О максимуме говорить пока воздержусь.

Владимир, боюсь, что Вы и Монтеня понимаете несколько однобоко. Монтень выступал против принципов средневековых схоластических школ, которые всё обучение сводили к примитивному заучиванию теоретического материала без его анализа и осмысления. Иными словами, учителя требовали от учеников зазубривания, а не понимания. Потому Монтень и призывал к развитию критического мышления у обучающихся. Он писал в конкретную историческую эпоху относительно конкретной проблемы, пропагандируя иные методы обучения взамен общепринятых в ТЕ (подчеркну: в ТЕ!) времена. Я же в своём эссе не касаюсь анализа методик обучения. Моя цель иная – показать важную роль личности учителя в процессе развития и воспитания учеников. Поэтому совершенно зря Вы представляете Монтеня в качестве моего оппонента. Я с приведёнными Вами цитатами совершенно не спорю и согласна с тем, что учитель должен учить своих подопечных критическому и аналитическому мышлению. Кстати, именно этим я и занимаюсь на лекциях и семинарах.

Далее. Я рада, что Вы признаёте важность влияния личности учителя на своих учеников (если было бы по-другому, нам было бы вообще не о чем разговаривать). Однако вынуждена повторить, что Вы, к сожалению, совершенно неверно понимаете основную мысль моего эссе. Я никогда не считала, что учитель должен взращивать из учеников своих маленьких копий. Напротив, основная задача учителя – помочь ученику найти своё место в этом мире. И та моя цитата, которую Вы очень странно трактуете (кстати, Вы первый человек из числа нескольких сотен моих читателей, который трактует её именно так), нисколько этому не противоречит.

Вы почему-то понимаете это, простите, очень однобоко и даже примитивно. Когда мой папа говорил, что хочет, чтобы я была похожа на свою бабушку, это не означало, что я должна немедленно состариться и носить на плечах пуховый платок. Или Вы настаиваете именно на таком понимании слов моего отца?)))

Ещё раз поясняю, хотя чувствую себя при этом изобретателем велосипеда. Учитель только в том случае может чему-нибудь научить своих питомцев, когда сам демонстрирует наглядный пример того, чему хочет научить. Не может глупец заложить основы ума, не может грубиян научить вежливости, трус-храбрости, равнодушный – милосердию, лжец – искренности и т. п. И даже основам аналитического мышления (тому, о чём говорил так часто упоминаемый Вами Монтень) может научить только тот учитель, который наглядно демонстрирует ученикам способность мыслить аналитически. В этом и только в этом смысле говорю я о формировании личности ребёнка по образу и подобию учителя. И не открываю при этом Америки. Потому что до меня это же самое говорили и писали гораздо более авторитетные люди, многих из которых (например, Корчака и Сухомлинского) я искренне считаю своими Учителями. Их образ учителя и человека является для меня примером и авторитетом. Льщу себя надеждой, что по их образу и подобию я формировалась и продолжаю формироваться как личность и педагог, хотя ищу при этом свои пути, стараясь не растерять тот духовный багаж, которым наделили меня мои Учителя.
Владимир, я не знаю, как ещё понятнее объяснить Вам суть моего эссе. Приложила все возможные усилия. Надеюсь, что мне удалось расставить все точки над i.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Должен ли педагог вообще и школьный учитель в особенности обнаруживать перед учеником свои философские, религиозные и политические убеждения или же скрывать их под маской чистой функциональности отношений? Где кончается свобода убеждений и педагогического творчества одного и начинается такая же свобода другого с той лишь разницей, что этот другой (ученик) не воспитывает, а воспитывается, т. е. воспитывает самого себя?

Эти вопросы весьма актуальны в современной России и, боюсь, станут ещё более актуальными в ближайшем будущем. Боюсь потому, что политическая свобода, в том числе и в сфере образования, в последние годы сжимается, как шагреневая кожа.

Педагогическая публицистика и практика знают, как минимум, три ответа на поставленные вопросы:

1. как гражданин страны и воспитатель педагог обязан высказывать свои взгляды и прививать их детям (студентам);
2. открытая демонстрация педагогом его убеждений нарушает права ребёнка и его родителей, а потому следует ограничиваться официальной школьной программой;
3. обозначение своей позиции вполне возможно при том условии, что она не будет навязываться воспитанникам как единственно возможная.

Попробуем же взглянуть на проблему с двух точек зрения: с позиции правоотношений (т. е. действующего законодательства) и отношений педагогических.
Закон: разрешение или предписание?

Поскольку образовательное учреждение - не орган власти, а учитель - не госчиновник, по отношению к нему должен действовать принцип частного права: разрешено всё, что прямо не запрещено законом. А это означает свободу политической и религиозной деятельности вне обозначенных границ.

Более того, в известных пределах законодатель предписывает педагогу обсуждение с учениками (студентами) мировоззренческих вопросов, включая философско-религиозные и политические. Мало того, что ст. 2 Закона РФ "Об образовании" объявляет одним из главных принципов образовательной политики свободу и плюрализм. Мало того, что п. 4 ст. 50 устанавливает: "обучающиеся всех (подчеркнуто нами) образовательных учреждений имеют право на. свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений". Сверх того п. 4 ст. 14 гласит:

"4. Содержание образования должно. учитывать многообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений".

Можно ли всего этого добиться, читая курс по программе "от сель до сель", да и нужно ли? Должен ли учитель в подобной ситуации скрывать свои взгляды, да и может ли он это сделать?
Педагогические отношения: обслуживание или служение?

Ещё важнее юридической стороны дела другой вопрос, который явно или неявно подразумевается в данном случае, - вопрос о характере и сущности педагогических отношений. Если, как это модно утверждать в последнее время, это отношения обслуживания, а учитель оказывает "образовательные услуги", тогда, разумеется, общение между ним и учениками должно быть вовсе не личностным, но функциональным: учитель "дал" знания - ученик "взял".

Точно так же, если считать педагогическую работу одним из видов государственной службы, а педагога - госслужащим, ему остаётся лишь выполнять задания власти по подготовке требуемого государством (в современных российских условиях - бюрократией) "человеческого материала" определённого качества, все тех же "колесиков и винтиков" социально-политической системы.

Если же педагогические отношения признаются в подлинном смысле субъект-субъектными (как говорят философы), или по-русски - личностными, если учитель не оказывает ребёнку "услугу", но отдаёт ему часть самого себя, выражаясь высоким стилем, часть души и сердца, он не может не проявить своих мировоззренческих позиций. Иное дело, что такие же права должны быть признаны за учеником.

Совместить одно с другим вполне возможно. Знаю это по собственному опыту работы со студентами, но, думаю, этот опыт вполне применим и к старшеклассникам. Суть его в следующем: преподаватель предоставляет на выбор студенту несколько научных подходов и (или) мировоззренческих позиций; при этом право выбора, какой позиции придерживаться, остаётся за студентом; на практических занятиях сторонники различных взглядов дискутируют между собой и тем самым в споре вырабатывают умение отстаивать собственную точку зрения; преподаватель заранее объявляет, что оцениваться может не позиция, выбранная студентом, но только качество её аргументации. Между прочим, такие дискуссии мы практиковали еще в "эпоху застоя".

Разумеется, универсальных рецептов здесь нет. Хотел бы только заметить, что отечественная педагогическая традиция сильна именно тем, что всегда трактовала образование как воздействие личности на личность, а не примитивное "обслуживание". Конечно, это можно объяснить тем, что досоветская Россия отчасти жила еще в "дорыночную" эпоху, а Россия советская пыталась создать "пострыночную". Однако глубоко убежден: в противном случае мы не смогли бы создать Великую русскую литературу, которую Поль Вальри считал одной из трех главных вершин человеческого духа наряду с Античной культурой и искусством эпохи Возрождения. Каким путём страна пойдёт дальше, во все времена зависело не только от власти, но и от того, работает ли в школе (вузе) гражданин - учитель или учитель - гражданин.

Идеал – это эталон, идеальный образ, высшая ценность человеческих стремлений.

К слову идеал можно подобрать синонимом совершенство, возвышенное и т.д. Цель воспитания должна отвечать за представление у общества идеала человеческой личности, поэтому она не может быть произвольной.

В педагогике идеал представляется в виде единства настоящего, прошлого, будущего и в виде социокультурного контекста. С точки зрения науки он связан с осмыслением ценностей работы педагога и опосредован системой социально-культурных отношений.

Идеал педагога – мысленная структура, которая формируется для выявления неповторимых взглядов, сторон творчества, черт.

Идеал педагога необходим для понимания и раскрытия:

  • представлений о предназначении педагогов;
  • характеристик с профессиональной и личностной точек зрения;
  • аксиологического аспекта в работе;
  • мировоззренческой, нравственной базы.

Педагогический идеал – это сформировавшееся представление в сознании людей о совершенном человеке.

История. Период Античности и Древнего мира

Идея гармоничного развития, включающая в себя баланс между духовной и телесной красотой, впервые появилась в античной философии. В то время под гармонией развития личности подразумевали наличие:

  • хорошего ума;
  • поставленной речи;
  • приобщение к искусствам;
  • физическое совершенство.

В прошлом учителями были жрецы, их можно было встретить в таких странах как Древний Вавилон, Египет, Сирия. В Древней Греции эту роль выполняли умные, талантливые вольнонаемные люди. В Древнем Риме император назначал учителями государственных чиновников, которые владели языками, знаниями о культуре и о обычаях других народов. В Древнем Китае приблизительно в ХХ веке до нашей эры было сформировано министерство, отвечавшее за просвещение народа и назначавшее на должность педагога самого мудрого человека в данном обществе.

Эпоха Средневековья, Возрождения и Просвящения

В Средневековье в роли педагога выступал:

  • священник;
  • монах;
  • человек со специальным образованием.

В эпоху Возрождения тема о гармонии развития человека была описана в трудах педагогов-гуманистов Рабле Ф., Монтеня М., Мора Т. и др. Они же были первыми, кто включил в понятие идеала развития идею трудового воспитания.

Также об идеале педагога написано много трудов отечественных мыслителей, государственных деятелей.

В эпоху Возрождения задачи педагогического идеала изменились. На первое место выдвигали воспитательную работу, которая была нацелена на создание рыцарского идеала. Он (идеал) предполагал владение разными умениями и навыками, большим знанием в культуре и высокой нравственности. Именно это сформировало гармонию развития личности эпохи Возрождения.

В данную эпоху в качестве воспитательного идеала рассматривалось направление воспитания широко образованного и критически мыслящего человека. Т.е. в центр мироздания эпоха ставила человека. Гуманизм отвечал за гармонию развития свободного индивида, через которого он стремился изменить общество, что после передалось в эпоху Просвещения, рассматривающую христианские идеалы, главным образом – общность и трудолюбие.

В эпоху Просвещения царила идея гуманизма. В связи с этим появлялись новые концепции целостного развития человека, где ориентация была на воспитание воли и разума. Этот аспект подтверждают идеи свободного воспитания Жан-Жака Руссо и Песталоции Г.Г. Первый предлагал в развитии ребенка следовать за случайными проявлениями его природной сущности. Второй говорил о развитии всех природных сил, которые формируют человека через вовлечение его в активную жизнь.

Эти идеи послужили основной для появления таких течений в педагогике, как:

  • Новые школы во Франции, Швейцарии;
  • элитарные школы в США, Германии, Австрии.

Представители этих течений разработали концепцию, в которой образование и воспитательный процесс ребенка связан:

  • с природой;
  • со свободным развитием;
  • с естественными отношениями между детьми и взрослыми.

Медленно идея гармонии развития человека, что имеет общечеловеческий смысл и ценность, становится доминантой в педагогике.

История отечественного педагогического идеала

Концепция Коменского Я.А. заключалась в прогрессивном взгляде на учителя. Он считал данную профессию превосходной и сравнивал ее:

  • с садовником, который с любовью выращивает растения;
  • с архитектором, который с заботой создает новые проекты;
  • со скульптором, который тщательно обтесывает и шлифует фигуры.
  • любить Родину;
  • заботиться о народе;
  • делать добро близким;
  • не совершать грехи;
  • не уходить от ответственности;
  • быть благосклонным.

В связи с этим вытекала главная задача обучения и воспитания – реализация нравственно-религиозного воспитания.

В Древней Руси педагог назывался мастером, что подчеркивало уважение к личности наставника. Когда возникла педагогическая профессия, за учителем закрепились три функции:

  • воспитательная;
  • единая;
  • неделимая.

Ушинский К.Д. – знаменитый педагог и отец учителей России, выделял следующие значения профессии педагога: воспитатель – это человек, который:

  • идет в ногу с современным ходом воспитания;
  • чувствует себя живым, членом организма, посредником и хранителем заветов;
  • борется с невежеством и пороками человека;
  • должен быть посредником.

Макаренко А.С. говорил, что работа педагога самая трудная, так как требует ответственности, напряжения, больших сил и способностей.

Задачи, которые вставали перед школами, на разном временном промежутке истории всегда менялись. Это объясняет перенос акцентов с:

Вывод

Сейчас идея гармонии развития человека как высшей степени воспитания личности признается большинством людей, которые занимаются проблемами воспитания молодежи. Бесспорно, цели воспитания с развитием истории человеческого общества отвечали временным рамкам. Поэтому сейчас воспитательный процесс делает акцент:

Читайте также: