Патриотизмом можно назвать а гражданство б любовь к родине в любовь к своей семье

Обновлено: 02.07.2024

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

А вот еще одно определение, которое, по большому счету, ничем не отличается от первого:

Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

И такая ситуация будет прослеживаться и в других определениях — можно сказать, замкнутый круг.

Но, что совершенно тому не свойственно, среди прочего количества красноречивых выражений можно встретить такое:

Патриотизм – последнее прибежище негодяя.

Слова были произнесены С. Джонсоном еще в 1775 году. Теперь становится уже не совсем понятно, почему чувство, которое иногда определяется как инстинктивное, получило такую негативную окраску. Более того, в XXI веке это слово иногда уже используется как насмешка, а может даже превращаться и в ругательство.

А теперь, забыв о том, что на протяжении не одного года нам вдалбливали в школе, посмотрим, что же на самом деле представляет собой патриотизм.

В первую очередь, идеология патриотизма пропагандируется в поддержку военных действий. Народ начинают убеждать, что кто-то сделал для его родной страны что-то очень плохое, и что этот народ не должен, а просто обязан идти и с ним воевать, его ненавидеть и презирать, будь то немец, француз — особой разницы в том нет.

…заглушая в своей душе отчаяние песнями, развратом и водкой, побредут оторванные от мирного труда, от своих жен, матерей, детей - люди, сотни тысяч простых, добрых людей с орудиями убийства в руках туда, куда их погонят. Будут ходить, зябнуть, голодать, болеть, умирать от болезней, и, наконец, придут к тому месту, где их начнут убивать тысячами, и они будут убивать тысячами, сами на зная зачем людей, которых они никогда не видали, которые им ничего не сделали и не могут сделать дурного.

Да ведь самое очевидное — мы же все люди православные. И как же русский православный человек может не пойти за свою родину воевать? Хорошо, можно бы было еще понять, если бы на веру нашу посягали, так ведь такие толки уже несколько сот лет назад прекратились. И нашему православному русскому человеку совершенно невдомек, как впрочем, и государству, которое на это попросту рукой махнуло, что это вещи совершенно противоположные. По правде говоря, истинный христианин ни в какой мере воевать и допускать войны не должен. Война невозможна без убийств, а христианство не только их запрещает, но и проповедует нести любовь людям во всем мире. Вот какой из того следует вывод:

Христианское государство, говорили мы, вступающее в войну, для того, чтобы быть последовательным, должно не только снять кресты с церквей, самые церкви обратить в помещения для других целей, духовенству дать другие должности и, главное, запретить евангелие, — но должно отречься и от всех тех требований нравственности, которые вытекают из христианского закона. С'est а рrendre ou a laisser (Это можно сделать только так), говорили мы. До тех же пор, пока не будет уничтожено христианство, привлекать людей к войне можно будет только хитростью и обманом, как это и делается теперь.

Удивительно, но строчки эти были написаны уже более чем 100 лет назад, а в стране ничего не изменилось. Читаешь — и словно про нашу действительность.

Единственное место, где патриотизм мог иметь смысл — это древний мир (как, впрочем, и демократия). Он был нужен для объединения одной народности и защиты нового государства от варваров. В каком-то смысле с той же позиции патриотизм используется и в современном мире, только представляя собой уже извращенное явление. Его можно назвать, вместе с суевериями, пережитком времени. А извращенное уже потому, что подразумевает совершенно другие цели.

Государству, чтобы держать людей в подчинении, политика страха не всегда выгодна, а во многом даже опасна. Лучший выход, безусловно, в том, чтобы внушить народу любовь к своей стране и ненависть к чужим (и здесь было бы подходящим совершенно другое слово).

Divide et impera (Разделяй и властвуй). Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых -отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство.

Потому что кто-то там наверху что-то не поделил и тем самым обидел не только управленцев, но и всю нацию в целом. И впоследствии эта мысль уже внедряется в народ — один запел (и это будет, конечно же, не человек из народа), другие подхватили. И с уверенностью можно сказать, что после такой идеологической обработки каждый из строя будет думать, что мысли эти сугубо его личные рассуждения, и он абсолютно согласен с действиями своего правительства.

Существует общественное мнение, что патриотизм есть великое нравственное чувство и что хорошо и должно считать свой народ, свое государство самым лучшим в мире, и устанавливается естественно вытекающее из этого общественное мнение о том, что хорошо и должно признавать над собой власть правительств и подчиняться ей, что хорошо и должно служить в военной службе и подчиняться дисциплине, хорошо и должно в виде подати отдавать свои сбережения правительству, хорошо и должно подчиняться решениям судов, хорошо и должно бесконтрольно верить тому, что выдается правительственными лицами за божественную истину.

Именно на общественном мнении подобная мысль и держится, а раз есть мнение, то государство берет в свои руки задачу это мнение поддерживать, хотя оно само это же мнение народу и внушило. Но волнует ли это кого-нибудь?

Только этого общественного мнения государство боится пуще армии, войн и землетрясений. Потому и есть у нас до сих пор цензура, есть купленные газеты, журналы, каналы, потому и до сих пор правительство подчиняет религию, управляет школами. Независимая мысль страшнее ядреного оружия.

И тут мы можем взять блестящий пример современности, который достиг просто жутких масштабов, а именно — кино, посвященное военным событиям. Вряд ли найдется страна, которая превзойдет Россию по выпуску, хотя бы за последние три года, фильмов подобной тематики. Вот она, та самая трагичная память кровавых лет, воплощенная в самом лучшем духе патриотизма. Именно так с первого взгляда можно обозвать это детище — особенно смотря на заплаканные лица зрителей после просмотра. Если же копнуть глубже, можно увидеть довольно топорную манипуляцию общественным чувством. И верно уж очень шаток стал этот дух любви к родине, если посмотреть на прогрессию подобных творений.

И живо сейчас это все лишь от того, что человек продолжает верить. Система держится лишь на общественном мнении, в этом нет сомнений. И когда, наконец, все осознают, что общественное мнение формирует сам народ, а вовсе не правительство, тогда может быть и придут изменения.

Только бы люди говорили то, что они думают, и не говорили того, чего они не думают, и тотчас же отпали бы все суеверия, вытекающие из патриотизма, и все злые чувства и насилия, основанные на нем. Отпала бы раздуваемая правительствами ненависть и вражда государств к государствам и народностей к народностям, отпали бы восхваления военных подвигов, т.е. убийства, отпали бы, главное, уважение к властям, отдачи им своих трудов и подчинение им, для которых помимо патриотизма нет никаких оснований.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, как и не все матери, если внимательно присмотреться, достойны любви.

Так и любовь к Родине. Она есть, так же, как есть страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром на кладбищах твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно, и с Родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь ее недостатки, пытаешь уйти, найти лучшее место, и все-таки любишь и понимаешь, что хорошо и спокойно было только там.

Есть родной язык, который ты слышишь с детства, на котором ты сказал первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку на родном языке, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и на других языках. Но родным останется язык твоей мамы, язык , на котором говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родной язык - это тоже часть твоей Родины.

Есть мир твоего детства. Из него многое запало в душу. Вот дедушка вышел посмотреть, как я впервые иду в школу. До конца нашей улицы я ощущала его взгляд. А вот в первый раз поехали на море . Я еще не умела плавать и очень боялась, что дети будут смеяться. Но рука отца была крепкой и надежной, а слово мамы ободряющим и воодушевляющим. Мне стало стыдно за свою трусость. И я научилась плавать. И крепкая рука отца, и добрая улыбка мамы - это тоже моя Родина.

Есть мой народ. Мой народ - это любимые родители и учителя, мои брат и сестра, друзья, добрые соседи, наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. И они - моя Родина.

Терпеть не могу восторженных патриотов,

выезжающих вечно на междометиях, но признаюсь,

жалки и неприятны мне спокойные скептики,

абстрактные человеки, беспаспортные бродяги

в человечестве.

Белинский В. Г.

Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться

Гомер

Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса.

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,

как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Добролюбов Н. А.

Есть много прекрасных слов о том, каким огромным вдохновением является Родина. Не только для выдающих­ся писателей, художников и музыкантов, но и для про­стых людей. И во всех этих высказываниях есть одна мысль: истинный патриот испытывает счастье только тогда, ког­да счастлива его Родина и ее народ.

Патриотизм – это одна из лучших черт, присущих человеку. Любить свою Родину, ценить ее, заботиться о ее будущем – вот задача, которую ставит перед собой каждый истинный патриот.

Быть патриотом- значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Патриотизм - сокровенное чувство, не обязательно заметное окружающим, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, и прежде всего его соотечественники.

Патриотизм - чувство индивидуальное, у каждого оно проявляется по-разному, и каждый понимает его по-разному, но всех объединяет одно - сохранение и укрепление своей Родины.

Таким образом, проблема патриотизма очень важна и актуальна в наше время. Но необходимо помнить, что мало любить свою страну и свой народ , нужно уважать и все другие народы. Только человек, понимающий это, является патриотом в полном смысле этого слова.

Они убеждены, что их страна лучше других потому, что именно они в ней родились, хоть, как правило, нигде больше не были и дальше родной околицы ничего не видели. Права наша страна или нет – это наша страна, говорят они. Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают ее продать.

Такие люди неспособны понять оппонента, обидчивы, везде ищут внешних и внутренних врагов и готовы с ними бороться. И именно они готовы бить жидов, спасая Россию, и вешать на столбах инородцев и иноверцев. Такие, матерясь от попадания шин в ямы на дороге и не имея возможность поехать в отпуск с семьёй, все равно будут славить свою страну.

Их сила – стремление к порядку и готовность пожертвовать личным благополучием ради своих убеждений, их слабость в том, что такой патриотизм легко вырождается в маниакальную одержимость и даже шизофрению.

"На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались."

А эта фраза принадлежит совсем не фанатику. Это патриот-интеллигент.

Чаще всего такой тип патриотического поведения присущ интеллигентным, хорошо образованным людям. Они работают в сферах, не связанных с бизнесом, политикой или государственными должностями. Многие часто бывают за границей, но предпочитают жить и работать в России. Им интересна культура разных стран – в том числе и своей собственной. Они не считают свою страну хуже или лучше других, но критически относятся к властным структурам и считают, что многие проблемы связаны с неэффективным управлением.

Интеллигентные патриоты способны к самокритике, в их суждениях нет пафоса, зато в избытке умение анализировать ситуацию, способность слышать других и умение считаться с противоположными точками зрения. Однако они разобщены и уверены, что проблемы могут разрешиться сами без активных действий с их стороны. Они аморфны и бездеятельны.

Ubi bene, ibi patria.

А вот это мысль космополита.

Часто такие люди занимают хорошо оплачиваемые руководящие посты или занимаются предпринимательской деятельностью. У некоторых есть недвижимость за границей. Лечиться и учить своих детей они тоже предпочитают за рубежом, а если представится возможность эмигрировать, они ею воспользуются. Их патриотизм кончается там, где начинается налоговая декларация.

Они одинаково легко приспосабливаются к ситуации, когда власть меняет свое отношение к чему-либо и когда меняется сама власть. Они исполнительны и законопослушны, но не способны пожертвовать личным ради интересов общества.

Ни один из этих типов не является истинным патриотизмом. Ведь любовь к родине не нуждается в обоснованиях, она естественна, возникает вне зависимости от достижений родины, не выносит торга и искусственности. Но эта любовь – не патриотизм.

Только когда любовь к своей стране подвигнет человека на глубокие размышления над судьбами, бедами, скорбями и славой своего народа, когда она заставит его не только желать блага своей стране, но пытаться понять и осмыслить: а что есть истинное благо для его страны? - только такая любовь патриотична.

Такая любовь воспитывается, и не школьными уроками, а уроками жизни. Помню, как я поняла, что патриотична. Это случилось в тот самый день, когда президент моей страны, в дупель пьяный, дирижировал оркестром военно-морской пехоты США. Помню, как стало душно и невыносимо тяжело, как по шее и рукам поползли красные пятна и как с губ сорвалось слово, неприемлемое в женских устах.

. Сегодня я считаю себя патриотом. И размышляю. Я вижу руины, а не дворцы. Были бы дворцы - о чем было бы говорить? Не могу же я, филолог, не понимать, что в литературе - кризис? Надо сказать, что все в порядке? Тогда кризис станет вечным. Если в отечестве опасные болезни - молчать об этом непатриотично. Ещё менее патриотично - выдавать руины за дворцы. Патриот постарается разобрать руины и начнёт строить дворцы и храмы.

Любить народ – не значит льстить

Его злодействам и порокам,

Не значит рабски лебезить

Перед его капризным роком.

Любить – не значит поощрять

Распутство, подлость и гордыню,

Не значит слепо прославлять

Жрецов, позорящих святыню.

Друзья мои! Любить народ –

То значит с мужеством пророка

В дни своеволья и невзгод

Громить открыто зло порока.

Любить – не значит всё прощать,

Нет, - это гибель для народа, -

Кто любит – должен исправлять

Родного, милого урода.

Михаил Бехтеев, автор этого стихотворения, безусловно, тоже был патриотом.

Странно, отчего любовь к Родине и Патриотизм считают синонимами. Ведь на самом деле это совершенно разные понятия, так, как и государственная символика и создание позитивного образа страны внешнего и позитивного образа страны внутреннего. Всё это абсолютно разные вещи, процедуры, методы, которые несомненно пересекаются, но от этого ими нельзя оперировать как одним целым, и говорить о этих понятиях как об одном явлении.

Наблюдая диалог довольно заурядного конъюнктурщика Сванидзе (журналист там и не ночевал) и Вероникой Крашенинниковой, возникает ощущение, что люди говорят сами с собой, каждый вкладывая в понятия которыми они оперируют свой смысл, это равносильно если бы они обсуждали аэродинамику подводной лодки и машины, в принципе про одно, но в тоже время каждый про своё.

Любовь к Родине — это чувство человека которое начинается с любви к матери и отцу, а заканчивается ощущением единства со всей своей страной, и как любое проявление любви оно не может быть ничем обусловлено. Это чувство возникает не как реакция на окружающую среду, а как внутреннее духовное свойство человека. Любовь к Родине нельзя воспитать, привить, научить и.т.д., к ней можно прийти через путь внутреннего духовного развития. Этот путь несомненно можно пройти осознано, принимая на себя религиозное сознание или принимая на себя скорби направляющие душу человека по истинному пути — это дело выбора. Любовь к Родине несомненно связана с внутренней свободой человека и является одним из её проявлений, но именно внутренней свободой, которая не зависит ни от действий властей страны, ни от катастроф космического масштаба, и она не может быть предметом спекуляции, так как не зависит от внешних факторов.

Государственная символика, Флаг, Гимн и.т.д.— это как имя у человека, это метод идентификации, как любой мастер ставит своё клеймо на изделие, так и гражданин определяет символами территорию, статус, порядок полномочий и.т.д., это никакого отношения (прямого к идеологии) не имеет, но чем более разработана, понятна и обширна система символов государственной власти, тем проще формальные процедуры и порядок приоритетов. К примеру, если вы приходите в офис международной компании, а там Флаг России поставлен выше других, Вы знаете, что отношение с Россией важно для компании либо компания национальная, но так или иначе отношение к России в приоритете. Если учитель ставит флаг России на видное место, значит он уважает и ценит Родину и этим же могут проникнуться ученики. Но это система знаков и не более!

Создание позитивного образа России никакого отношения не к Любви к Родине, не Патриотизму, не к знакам государственной власти не имеет. Если у Вас комната выходит на солнечную сторону, Вы можете сказать, что она жаркая, а можете сказать, что на солнечная. Так и информационный фон одни и те же события может описывать совершенно по разному иногда с диаметральных точек зрения. К примеру, подготовка олимпиады в Сочи может быть описано как строительство прекрасных зданий и дорог в горах, умными и трудолюбивыми людьми достойными уважения, как прекрасный образец сотрудничества разных наций нашего многонационального народа, как проявление тенденции стремления нашего народа к здоровому образу жизни и это будет правда, и ясно, что тот кто это говорит работает на интересы нации так как построенный бетон камень и стекло окаймляет позитивным образом который увеличивает стоимость того, во что многие тысячи людей вложили силы.

А можно рассказать про многочисленные факты воровства, нарушения технологии и сроков строительства, смерти рабочих, про притеснение иммигрантов и про национальную преступность на стройке, и это тоже будет правдой, но только ясно и то, что человек так преподносящий информацию сводит на нет усилия тысяч людей строивших эти замечательные здания, а значит он не работает на общество, а вредит ему. Но подача информации, отсеивание вредной информации конечно связано с патриотизмом но это не одно и тоже, там существуют свои законы и правила, используя которые многие умудряются перекрасить черное в белое не меняя цвета предмета.

Создание внешнего позитивного образа России, чем сейчас занимаются В.В. Путин и С.В. Лавров, и делают это очень эффективно, на самом деле — это создание образа сплочённой нации. Наши национальные особенности, культура и многое другое вне нашего общества по настоявшему никого не интересуют, это наша среда. Едут к нам для бизнеса и развлечения, интерес же к другой нации может быть по большей части практический, торговый или научный. Никто не будет даже пытаться сделать цветную революцию в сплочённой нации, это дороже выйдет, и даст более поводов для укрепления нации чем наоборот. В деле формирования позитивного образа очень важны и любовь к Родине, и патриотизм, и символы государственной власти, и внутренний образ страны, но это и несколько другое. Внешний образ строится по совершенно другим законам и представлениям, где важны совершенно иные акценты, так как оставлять этот образ в себя в сознании будут иные люди, не такие как мы!

Читайте также: