Патриотизм как основа сознательного отношения граждан к защите государства рб

Обновлено: 04.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции школьников средствами туризма и краеведения

«Я уверен, каждый гражданин страны нашей,

весь белорусский народ будет работать так,

чтобы каждый из нас мог сказать: я люблю

свою семью, я горжусь своей Родиной, и я

(Из выступления Президента Республики Беларусь

А.Г. Лукашенко на III Всебелорусском Народном собрании)

Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой -воспитать личность, способную занять в жизни достойное место. Всё чаще говорят о необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. Учителя вместе с общественностью ищут формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Задача родителей, учителей, общественности заключается в том, чтобы воспитать граждан, осознающих свою ответственность за судьбу страны.

Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило о своих истоках и продолжало преемственность поколений, чтобы при соприкосновении с историко-героическим прошлым их не покидала гордость за свою малую родину, а будущее – звало к новым вершинам созидания. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками проросли крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений.

Поэтому патриотическое воспитание молодежи наряду с духовно-нравственным, трудовым воспитанием является приоритетным направлением деятельности школы.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности всегда являлось одним из важнейших факторов эффективного развития общества и государства, залогом его процветания и благополучия. Актуальность этой задачи в современных условиях подчёркнута в Концепции беспрерывного воспитания и программе патриотического воспитания молодёжи Республики Беларусь.

Каждый знает, что патриотизм - это любовь к Родине, к своему народу, служение его интересам, любовь к родному языку, культуре, традициям. Но начинается патриотизм с любви к краю, где человек родился, с уважения к школе, где он учится. Патриотизм начинается там, где есть уважение к своим корням, традициям своей семьи, потому что мы её дети, а уже потом дети своего Отечества и всей Земли. Воспитание гражданина своей республики, национальной гордости, духовности и культуры - это есть часть патриотического воспитания.

В учебном процессе заложен богатый арсенал средств для воспитания у учащихся уважения к наследию своих предков, интереса к укладу жизни и обрядов других народов.

Развивать национальное самосознание;

Формировать умение пользоваться своими правами, соблюдать обязанности, умение анализировать политическую информацию;

Формировать чувства гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;

Воспитывать бережное отношение к природе Беларуси, желания охранять и защищать ее.

Любовь к Родине… С чего она начинается, где её истоки? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Бесспорно одно—Родина становится дороже тому, кто сделал больше для её будущего, кто лучше её узнал. Всестороннее, глубокое изучение истории родного края не может быть без использования краеведческого материала.

Школа - большая база воспитания всего будущего. Ф.Достоевский сформулировал простую вещь, которая есть во всём мире: чтобы гармоничными были человек, общество, ход цивилизации, нужно, чтобы юная душа начала с простого - со знания своих родителей, семьи, рода, края, страны, потому что в другом своём постулате особенно отметил, что каждой личности, каждому народу, чтобы стать интересным самому себе - умным, образованным, профессиональным в своём деле, полезным и востребованным. Нужно стать гражданином. И в этом деле курс школьного краеведения - незаменимая вещь.

Работая по данному направлению признали, что эффективным педагогическим средством и составной частью учебно-воспитательного процесса является краеведческая, туристическая и экскурсионная работа с учащимися, направленная на активизацию учебно-познавательной и общественно-полезной деятельности учеников, повышения уровня их нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

Краеведческая работа предполагает всестороннее познание своего края, учёт и изучение его природных, экономических и культурных ресурсов, географических особенностей, его истории, перспектив развития.

Взаимосвязь экскурсионной, краеведческой и туристической работы с учебно-воспитательным процессом школы, обеспечение сознательного понимания учащимися программного материала и его прочного усвоения-это основополагающий принцип школьного и внешкольного краеведения.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет воспитывать учащихся на конкретных, доступных примерах окружающей жизни. Живописные ландшафты Беларуси, памятники истории и культуры, знакомство с фольклором, встречи с участниками событий и т.д. - всё это формирует у школьников любовь к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности своей Родине.

Школьное краеведение является одним из важнейших средств организации учебно-воспитательной работы. Цель краеведческой работы: формирование у учащихся сознание гражданина своей страны. Основными задачами являются пробуждение интереса к родному краю, улубление знаний о нём.

Системная организация краеведческой работы в школе вместе с другими факторами содействуют формированию у молодых людей чувства патриотизма, национального самосознания. Вот почему в учебно-воспитательном процессе и во внешкольной работе важную роль играет изучение истории , к ультуры, природы своего края. Краеведение становится важнейшим средством патриотического воспитания.

Поскольку краеведение выступает неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, то функции и цели их в общих чертах совпадают.

Важнейшими принципами организации системы краеведческой работы в школе являются: целеустремлённость, системность, последовательность, научность, личностный подход, целостность воспитательного процесса, единство педагогического воздействия, поисково-исследовательский характер, экологическое и профориентационное направление.

Читайте также: