Патриархальная теория происхождения государства и права рассматривает государство как результат

Обновлено: 30.06.2024

Во все времена люди стремились к знаниям. Прежде всего, человечество хотело узнать о своём происхождении. В процессе познания люди понимали, что весь окружающий мир выстроен намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. При этом общество является составляющим элементом ещё более сложной структуры, а именно государства. Именно в составе этого большого механизма, человечество живёт, творит шедевры, воюет, эволюционирует и другое. Общество и государство неразрывно связанны между собой, поэтому изучение последнего должно быть максимально детальным. Быть может, посредством знаний о государстве люди смогут разгадать тайны своего происхождения.

Государство и процесс его изучения

По своей сути государство – это сложная социально-политическая формация, которая обладает рядом, присущих только ей факторов, а именно:

- специфическим аппаратом управления;

Другими словами, государство является формой взаимосвязи социума. Этот механизм появляется вследствие деятельности самого человека. Проще говоря, государство исходит от общества, а не наоборот. В процессе изучения государства многие учёные выдвигали разные версии происхождения этого социально-политического механизма. Таким образом, появились определённые теории, каждая из которых по-своему объясняет процесс возникновения государства. Одну из таких теорий выдвинул древнегреческий философ Аристотель. Патриархальная теория происхождения государства, изобретённая им, имеет ряд характерных особенностей, о которых будет рассказано ниже.

Что такое теории происхождения государства?

Существует масса теорий, которые раскрывают процесс зарождения и эволюции государства. В каждой из них рассматривается одно и то же, с позиции разных точек зрения. Любая теории доказывает, что государство – это социально-политическая формация, однако в каждой теории, представлены разные пути прихода общества к ней. Этот сложный механизм является продуктом эволюции человечества и его сознания.

Отсюда следует, что любая теория происхождения государства, патриархальная или любая другая — это рамки, в которых рассматривается один общий фактор эволюции общества – государство.

История становления патриархальной теории происхождения государства

Практически все концепции, которые предоставляют теории происхождения государство, берут своё начало с XVII – XVIII веков, когда человечество было на пороге перехода в новую эру. Тем не менее, существует теория происхождения государства, патриархальная основа которой, зародилась ещё в древней Греции и Риме.

представители патриархальной теории происхождения государства

Её популярность в те далёкие времена была обусловлена тенденциями, которые существовали в обществе. Как в римском, так и в греческом социуме, мужская фигура была ключевой. Человеком и полноправным гражданином считался мужчина. Подобные патерналистские веяния обусловили появление патриархальной теории. Забегая немного вперёд, следует сказать о том, что патриархальная теории подразумевает собой психологическую предрасположенность общества к объединению. В этом смысле патер и государство отождествляются с отцом и семьёй. Немаловажную роль сыграла религия в процессе развития патриархальной теории. Религиозные верования во многом поясняли особенности этой теории, особенно во времена средневековья. Представители патриархальной теории происхождения государства были уверенны в том, что первоначально, Бог даровал королевскую власть Адаму, тем самым сделав его Патером (главой семьи).

Суть патриархальной теории происхождения государства

Вся концепция основана на веровании в то, что государство возникло из большой семьи, а власть государя, царя или короля – из отцовской власти в семье.

патриархальная теория происхождения государства

Все представление построено на том, что люди по своей природе - это существа, нуждающиеся в объединении. Стремление к созданию одной семьи – это их природная тяга, другими словами, наследственный фактор. Патриархальная теория происхождения государства, автор которой считается Аристотель, поясняет факт того, что человечество постоянно создавало семьи, которые в последствие переросли в государство. Такая эволюция произошла из-за большого количества семей. Для обеспечения более грамотного управления и контроля обычная власть отца эволюционировала в форму государственного правления.

теория происхождения государства патриархальная

Патерналистская теория

Теория происхождения государства, патриархальная суть которой ужесточилась с течением времени, преобразовалась в новую концепцию – патерналистскую. Суть последней состоит в том, что она прямо соотносит государство и семью. При этом не допускается никаких отклонений от этой, главной концепции. Глава государства, вне зависимости от политического строя и формы правления, всегда является отцом, а сама держава – страной. Подобная теории была выдвинута Конфуцием.

суть патриархальной теории

- забота о младших;

- уважение младшими старших;

Патриархальная теория – плюсы и минусы

Аристотель патриархальная теория происхождения государства

Итак, патриархальная теория даёт детальное описание факта происхождения государства, но в процессе человеческой эволюции она перестала быть ключевой. Нельзя сказать, что она в корни неправильная, рациональное зерно присутствует, но в целом её нельзя назвать основной.

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Учения о божественном сотворении мира - креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть . Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры .

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма - возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.

Договорная теория (теория общественного договора)

Объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.

Согласно этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

Два вида права:
    1. естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
    2. позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.
    Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:

    М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).

    Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.

    Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.

    Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.

    Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.

    Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.

    Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.

    Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.

    Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:

      1. условия объединения людей в один единый народ (суверен);
      2. конкретная форма государственного правления.

      Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.

      Власть: законодательная, исполнительная.

      Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих.

      Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.

      Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:

        • закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
        • закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
        • закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
        • все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.

        Различал 3 формы государства:

          1. демократия;
          2. аристократия;
          3. монархия;
          4. (олигархию рассматривал лишь условно).

          Теория насилия

          Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.

          Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.

          На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.

          Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.

          Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

          Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление . Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.

          В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).

          Е. Дюринг:

          Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).

          В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством голосов. Меньшинство обязано подчиняться большинству.

          Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.

          Л. Гумплович, К. Каутский:

          Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.

          Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.

          Психологическая теория происхождения государства

          Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).

          Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

          Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.

          Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

          Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

          Л. И. Петражицкий:

          Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:

            • распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
            • организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).

            Материалистическая теория

            Представителем данной теории является М. Вебер. По мнению сторонников данной теории пПервостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда. Рост производительности труда привел к возникновению избыточного продукта, и, в конечном счете, к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

            К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий", - основная формула марксистской теории.

            Таким образом, согласно материалистической теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого целого. Однако государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс появления государственности влияли также и другие, не менее важные факторы.

            В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.

            Происхождение государства и права

            После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

            Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

            Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

            Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

            На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленноепри исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т. д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

            Раздел I. Происхождение государства

            Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия.

            Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс

            Периодизация первобытного общества.Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Это были представители человеческого рода, который мы называем homo habilis — homo erectus (человек умелый — человек прямоходящий), а мы — представители homo sapiens (человек думающий) — появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.

            Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н. э., в Африке в IV тысячелетии до н. э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н. э., в Америке — в I тысячелетии н. э., а в других регионах земного шара — еще позднее.

            О первобытных людях мы знаем немного, но все же общее впечатление об их жизни можно составить.

            Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох (периодов). Ученые здесь единодушны и независимо от того, какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний(или эпоха праобщины, стадия становления), средний(или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний(или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды. На позднем этапе его развития формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство [1].

            Рассмотрим жизнь первобытных людей, сосредоточив внимание на первых двух этапах первобытной истории, оставив третий для отдельного более пристального исследования в дальнейшем.

            Период становления первобытного строя (эпоха праобщины).В тот далекий период люди жили малыми родственными группамив 20–30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место, а отнюдь не стадами, как это представляли отдельные исследователи первобытного общества. Причина этого простая: источником пропитания служило собирательство, в процессе которого каждый собирал для себя, а отсюда очевидно, что стадом много не соберешь. Собирательство требует большой затраты времени, а пищи дает мало, притом чаще всего низкокалорийной. Охота также не требует огромных коллективов, хотя и сопряжена с большими трудностями. Большое число людей здесь чаще идет во вред, а не на пользу. Кроме того, она сопровождалась многими жертвами и не всегда была удачной.

            Итак, собирательствои охотабыли источниками пропитания первобытных людей. Но как именно это происходило?

            С палкой-копалкой в руке бродили наши далекие предки по лесам, лесостепям и полупустыням. Они помнили о свойствах и признаках множества съедобных плодов и овощей, трав и кореньев. Прекрасно знали они и повадки животных. Если животные полагались только на быстрые ноги, то ум и знание привычек животных заменяли человеку быстроту. Его телесная организация такова, что позволяет успешно реализовать знания в охоте. Выносливость людей просто поразительна. Если же охотнику известны привычные для животных пути или он уверен хотя бы, что животные спасаясь, будут бежать по дуге, человек пойдет напрямик, экономя силы, к предполагаемому месту встречи.

            Но надежнее всего была охота облавная.Открыли люди этот вид охоты 300–400 тыс. лет назад. Тогда же они изобрели и деревянное копье, которое позволяло атаковать грозных быков и даже слонов. Животных загоняли в болота, а там, где их не было, стали выкапывать для зверей ямы-ловушки.

            Охотники и собиратели были энергичными и любознательными. Всякое новое знание о животных и растениях, о явлениях окружающего мира постепенно повышало эффективность охоты и собирательства. Человек в этот период только брал от природы, и с каждым тысячелетием учился брать все больше и больше. Охотники и собиратели оказались настолько приспособленными к жизни в тех условиях, что именно они заселили большую часть планеты задолго до того, как их отдаленные потомки бросили в землю первые семена или научились приручать животных.

            Во все времена люди стремились к знаниям. Прежде всего, человечество хотело узнать о своём происхождении. В процессе познания люди понимали, что весь окружающий мир выстроен намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. При этом общество является составляющим элементом ещё более сложной структуры, а именно государства. Именно в составе этого большого механизма, человечество живёт, творит шедевры, воюет, эволюционирует и другое. Общество и государство неразрывно связанны между собой, поэтому изучение последнего должно быть максимально детальным. Быть может, посредством знаний о государстве люди смогут разгадать тайны своего происхождения.

            Государство и процесс его изучения

            По своей сути государство – это сложная социально-политическая формация, которая обладает рядом, присущих только ей факторов, а именно:

            - специфическим аппаратом управления;

            Другими словами, государство является формой взаимосвязи социума. Этот механизм появляется вследствие деятельности самого человека. Проще говоря, государство исходит от общества, а не наоборот. В процессе изучения государства многие учёные выдвигали разные версии происхождения этого социально-политического механизма. Таким образом, появились определённые теории, каждая из которых по-своему объясняет процесс возникновения государства. Одну из таких теорий выдвинул древнегреческий философ Аристотель. Патриархальная теория происхождения государства, изобретённая им, имеет ряд характерных особенностей, о которых будет рассказано ниже.

            Что такое теории происхождения государства?

            Существует масса теорий, которые раскрывают процесс зарождения и эволюции государства. В каждой из них рассматривается одно и то же, с позиции разных точек зрения. Любая теории доказывает, что государство – это социально-политическая формация, однако в каждой теории, представлены разные пути прихода общества к ней. Этот сложный механизм является продуктом эволюции человечества и его сознания.

            Отсюда следует, что любая теория происхождения государства, патриархальная или любая другая — это рамки, в которых рассматривается один общий фактор эволюции общества – государство.

            История становления патриархальной теории происхождения государства

            Практически все концепции, которые предоставляют теории происхождения государство, берут своё начало с XVII – XVIII веков, когда человечество было на пороге перехода в новую эру. Тем не менее, существует теория происхождения государства, патриархальная основа которой, зародилась ещё в древней Греции и Риме.

            представители патриархальной теории происхождения государства

            Её популярность в те далёкие времена была обусловлена тенденциями, которые существовали в обществе. Как в римском, так и в греческом социуме, мужская фигура была ключевой. Человеком и полноправным гражданином считался мужчина. Подобные патерналистские веяния обусловили появление патриархальной теории. Забегая немного вперёд, следует сказать о том, что патриархальная теории подразумевает собой психологическую предрасположенность общества к объединению. В этом смысле патер и государство отождествляются с отцом и семьёй. Немаловажную роль сыграла религия в процессе развития патриархальной теории. Религиозные верования во многом поясняли особенности этой теории, особенно во времена средневековья. Представители патриархальной теории происхождения государства были уверенны в том, что первоначально, Бог даровал королевскую власть Адаму, тем самым сделав его Патером (главой семьи).

            Суть патриархальной теории происхождения государства

            Вся концепция основана на веровании в то, что государство возникло из большой семьи, а власть государя, царя или короля – из отцовской власти в семье.

            патриархальная теория происхождения государства

            Все представление построено на том, что люди по своей природе - это существа, нуждающиеся в объединении. Стремление к созданию одной семьи – это их природная тяга, другими словами, наследственный фактор. Патриархальная теория происхождения государства, автор которой считается Аристотель, поясняет факт того, что человечество постоянно создавало семьи, которые в последствие переросли в государство. Такая эволюция произошла из-за большого количества семей. Для обеспечения более грамотного управления и контроля обычная власть отца эволюционировала в форму государственного правления.

            теория происхождения государства патриархальная

            Патерналистская теория

            Теория происхождения государства, патриархальная суть которой ужесточилась с течением времени, преобразовалась в новую концепцию – патерналистскую. Суть последней состоит в том, что она прямо соотносит государство и семью. При этом не допускается никаких отклонений от этой, главной концепции. Глава государства, вне зависимости от политического строя и формы правления, всегда является отцом, а сама держава – страной. Подобная теории была выдвинута Конфуцием.

            суть патриархальной теории

            - забота о младших;

            - уважение младшими старших;

            Патриархальная теория – плюсы и минусы

            Аристотель патриархальная теория происхождения государства

            Итак, патриархальная теория даёт детальное описание факта происхождения государства, но в процессе человеческой эволюции она перестала быть ключевой. Нельзя сказать, что она в корни неправильная, рациональное зерно присутствует, но в целом её нельзя назвать основной.

            Читайте также: