Паспорт сна малыша что это

Обновлено: 03.05.2024

Настоящему профессионалу важно знать, что его работа приносит не только доход, но и пользу для других людей. Специалисты любой сферы деятельности, преданные своей работе и имеющие обостренное чувство своего предназначения – всегда самые лучшие, так как ответственность за результат своего труда, это основная составляющая профессионализма.

Сегодня у нас в гостях Кремнева Татьяна, сертифицированный психолог – консультант по детскому сну, санитарный фельдшер, инженер-эколог и лингвист по образованию, а также известный блогер, автор обучающих курсов по корректировке детского сна и мама двоих детей. Она поговорит с нашими читателями об очень знакомой и близкой многим мамам проблеме, - о нарушениях детского сна в раннем возрасте.

Татьяна, вы сертифицированный консультант по детскому сну. У Вас есть базовое медицинское образование?

Да, у меня есть базовое медицинское образование: в 2000 году я поступила в медицинский колледж и окончила его с красным дипломом. У меня есть базовые знания по физиологии и анатомии человека, все это взаимодействует между собой. Интересен тот факт, что у нас была очень строгая преподавательница по анатомии человека и те, кто получали у нее пятерки, были реальными занудами и отличниками, и имели свои оценки вполне заслуженно. Она говорила всегда, что на четверку могут рассчитывать только 90% из тех, кто выучит все вопросы, а в 10 оставшихся процентов попадут те, кто умеет рассуждать, вот они получат пятерки. Ну и, собственно, по анатомии и физиологии у меня пятерка (смеется).


С чего начиналась Ваша карьера и почему Вы решили заняться нынешней специализацией?

Началось все с того, что у меня был негативный опыт с первым ребенком: он легко и просто засыпал на груди. Когда я завершила грудное вскармливание, и мы гармонично перешли на сказки и колыбельные, то время на укладывание стало намного длиннее. Это был непростой путь, и, будучи беременной вторым ребенком, я решила предупредить повтор такой ситуации.

Первого ребенка родила в 2009 году и его грудное вскармливание завершила в год и 8 месяцев. Проблемы начались после того, как пришлось часами укладывать его спать.

Второго ребенка родила в 2017 году в июне и к его рождению я уже достаточно хорошо изучила эту тему. На тот момент, когда я его родила, я уже консультировала своих близких и знакомых.

Вскоре я поняла, что мне не хватает знаний и пошла учиться в baby sleep, - они как раз открыли тогда курсы консультантов по сну, где я получила образование и сертификат консультанта по детскому сну. Я купила полный пакет обучения: там была не только теория, но и стажировка с реальным клиентом.

Мне всегда хотелось быть полезной. До этого в первом декретном отпуске я работала преподавателем китайского языка. Но там есть один нюанс: в процессе обучения ты даешь очень большой объем знаний, ученик очень много от тебя получает, но ты не чувствуешь отдачи и пользы. Ребенок потом все равно не говорит хорошо на этом языке.

А сейчас благодарные мамочки звонят мне, купив и пройдя мои курсы, и говорят: “Татьяна, Ваши курсы изменили мою жизнь!” То есть я получаю моральную отдачу в виде этой искренней благодарности. С преподаванием языка такого у меня не было. Я уже не обучаю китайскому языку с 2016 года. Прошло 5 лет, дети, которых я учила, подросли и никто из них меня не вспоминает, не поздравляет ни с Днем учителя, ни с 8 марта…

Зато в теме сна я чувствую, что приношу людям намного больше пользы! Знание того, что он полезен, реально меняет жизнь человека! Когда уставшая, задерганная, измученная мать получает возможность иметь чуть больше свободы, счастья и радости материнства, в основе которой лежит хороший крепкий сон и взаимодействие с малышом, то я чувствую, какую ощутимую пользу я приношу.

Расскажите, какие проблемы со сном возникают у малышей первого года жизни чаще всего?


Нельзя сказать, что мы работаем только со сном, мы работаем со взаимодействием “малыш- мама”, укрепляя их взаимную привязанность. Попутно налаживаем мамины ресурсы, показываем маме, как нужно заботиться о себе и насколько это важно.

Сейчас от процесса изменений в жизни женщин я получаю настоящее удовольствие, поскольку вижу результат своей работы, наблюдаю, как реализуются девочки в команде консультантов, которых я обучила, как они открывают в себе то, чего раньше не видели. Я чувствую удовлетворение, когда, спустя полгода, получаю отзывы от клиентов, что все работает. Они говорят, что я дала им не просто налаженный сон, но и понимание, как работать с этим дальше. Я получаю от этого ни с чем несравнимое и просто огромное удовольствие!

Поскольку малыш связан с мамой, то я делю проблемы со сном на проблемы на проблемы самого малыша и на проблемы, которые возникают у мамы от того, что ребенок плохо спит.

Соответственно, возникает главная проблема у мамы из-за плохого сна малыша, это отсутствие свободы! Короткий сон может длиться по времени всего 20 минут, и каждый раз его надо продлевать, поэтому мама никуда не может отлучиться, не может уйти в соседнюю комнату. Она должна находиться постоянно рядом с малышом и по этой причине становится непредсказуемым весь режим дня, что лишает женщину возможности распоряжаться собой и своим временем. После таких бессонных ночей у женщины уже нет ни сил, ни желания на что-либо и часто такие проблемы приводят к тому, что она не получает никакого удовольствия от материнства.

Как сказывается нарушения сна младенца на маме на ее состоянии здоровья.

Из проблем со сном вытекают другие проблемы в жизни женщины: это может быть приобретенный диабет, депрессия, ожирение или, наоборот, болезненное похудание. Это могут быть какие-то несчастные случаи из-за утраты внимания, из-за того, что женщина не в состоянии ресурса, из-за того, что женщина мало спит. Мы говорим сейчас о физическом здоровье женщины, потому что депрессия, это все-таки физическое состояние, когда человек не может нормально спать, не может полноценно питаться, находится на низком уровне энергии, не желает двигаться (сейчас мы говорим о клинической депрессии).

У нас были случаи, когда мы работали с мамочкой, находящейся в клинической депрессии, но от классического лечения антидепрессантами сон сам по себе не наладится. Мы работали в паре с ее психотерапевтом, налаживали под его контролем сон ребенка.

Еще есть эмоциональное состояние здоровья, когда женщина теряет интерес к жизни из-за несовпадения реальности и требований социума. Женщина хочет что-то изменить в жизни и в этой ситуации, а ей говорят – терпи, мать! В результате она подрывает свое эмоциональное здоровье.

Совместный сон: вредно ли маме спать вместе с ребенком?

До какого возраста у ребёнка могут быть частые пробуждения ночью?

Дело в том, что возраст ребенка не определяет количество пробуждений ночью. Если бы это было так все просто, то женщины, например, нанимали ночную няню, как выход был бы из ситуации? Есть пятимесячные дети, которые просыпаются по 10 раз ночью, что тоже не является вариантом нормы. Есть дети, которые в год, полтора или в два годика так же просыпаются по 10 раз за ночь. Все зависит от того, насколько у мамочки и ее близких сформировано представление о том, что конкретно данному ребенку требуется. Поэтому тут все индивидуально.

Это может быть также связано с купанием перед сном. Есть такой древний миф, что после того, как ты ребенка помоешь перед сном, он стопроцентно будет крепко спать. Такие общие утверждения мешают увидеть в каждом ребенке уникальность, индивидуальность и какую-то персонализацию. Такие высказывания всё и всех обобщают и не дают никакой вариативности. Кого-то из малышей хорошо помыть перед сном, а другим детишкам лучше перенести принятия ванны на утро, - так тоже бывает.

Сопротивление укладыванию. У меня есть больше 15 причин, по которым ребенок сопротивляется укладыванию и некоторые из них я вам уже перечислила. Что касается состояния мамы: например, мама в течение дня настолько может уставать, что вечером ей не хочется контактировать с малышом. Наше общество может порицать такое состояние матери, но это вполне нормальное явление, когда женщина может элементарно устать от своего ребенка. Ребенок чувствует мамино сопротивление и не может понять, почему это происходит. Поэтому он сам находится в напряжении, не в состоянии уснуть.

Ещё бывает так, что женщина находится с ребенком 24 часа в сутки, но малыш не получает должного адресного внимания, его еще называют вовлеченным бодрствованием. Смысл в том, что быть рядом с ребенком 24/7 это не то же самое, что уделить ему всего 15 - 20 минут адресного внимания. Причины могут быть разные, женщина может быть не в ресурсе и ее хватает только на основные функции: обеспечение безопасности, кормление ребенка, содержание его в чистоте. Бывает так, что просто нет ресурса на взаимодействие с малышом и это необходимо прорабатывать.

Нормально уставать, но это состояние тоже нужно прорабатывать, чтобы не быть постоянно усталым. То есть, в принципе, разрешить себе быть уставшей, это нормально, это входит в норму, но нуждается в обязательной проработке и для этого существуют необходимые инструменты, на моих курсах том числе. Женщина дает малышу мало вовлеченного бодрствования, то есть у ребенка дефицит адресного внимания, а во время укладывания малыш получает это внимание всецело, в полном объеме. То есть мама полностью с ним и все внимание обращено только на него. Таким способом малыш буквально “выбивает” из женщины, которая и так устала, драгоценную для него возможность вовлеченного взаимодействия наедине.

Каким образом можно наладить сон малыша?

Хороший вопрос, но ответ очень неоднозначный. Вообще налаживание сна идет в пошаговой системе и включает взаимодействие мамы с малышом, укрепление их привязанности друг к другу.

Наладить сон, это получить полезные знания о работе с питанием, с собственным ресурсом, так как ребенок будет расти и спать он будет всегда. В зависимости от нюансов его взросления и дальнейшего развития, от его окружения будут возникать какие-то проблемы и если женщина может наладить понимание работы со сном, то ей будет проще в будущем.

П-питание (ГВ, ИВ или СВ)

П – пробуждение (ритуал на пробуждение)

А- активное бодрствование

С- спокойное бодрствование

П – признаки усталости

Т – тишина (способ помощи ребенку)

Сонный практикум – расскажите о нём, что он включает в себя

Сонный практикум, это бесплатный курс, который стоит 0 рублей, ценность его 3500 руб. Это как раз полное объяснение того, как работает система. Это система, с которой вы разбираетесь самостоятельно за исключением ритуала, составляемого с консультантом. Консультант поможет вам с ритуалом и это как раз возможность познакомиться со мной, как со спикером. Вы поймете, что нормализация сна, это не какая-то отдельная, обособленная наука, а работа в системе с ресурсами и с взаимодействием, в семье в том числе. Не буду долго рассказывать об этом практикуме, просто приходите и проходите его!

В каких форматах проводится работа с клиентами?


У нас есть курсы для мам, которые хотят изучить информацию, разобраться в ней, причем на всех курсах есть поддержка консультантов: даже в сонном практикуме есть поддержка ритуалом, но сам курс стоит 0 р, потому поддержка и ограничивается составлением ритуала. На всех остальных курсах, в зависимости от стоимости идет поддержка либо в чате, либо индивидуальная.

Еще бывает индивидуальная работа, если мама находится в крайней степени усталости или же просто не любит изучать много материалов, и ей нужно точечное решение ее проблем. Такой формат подходит клиентам, которым требуется индивидуальная работа.

Бывают вдумчивые, дотошные люди, которым по кайфу самостоятельно учиться и изучать материал, а есть те, кому нравится пообщаться с человеком, но не изучать, то есть, здесь уже каждый может выбрать то, что ему подходит.

Где обучают консультантов по детскому сну?

Как спит Ваш ребенок!? Автор статьи: детский невролог, к.м.н, доцент Марулина Валентина Ивановна.

Почти все родители сталкиваются с нарушениями сна у ребенка. Каждый малыш, как бы здоров он ни был, как бы хорошо мама за ним не ухаживала, проходит через подобные проблемы. Несмотря на то, что нарушения сна у детей встречаются значительно реже, нежели у взрослых, врачи придают им очень большое значение. Это связано с ролью “качества и количества” сна для нормального психического и физического развития ребенка. Недостаток сна связан с возбуждением, импульсивностью и дефицитом внимания. Проблемы сна в детском возрасте часто приводят к серьезным проблемам уже в зрелом возрасте. Причины, вызывающие нарушения сна у детей, можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это соматические причины – заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы, а обусловленные медицинскими особенностями ребенка. Практически все младенцы проходят через период газиков и коликов, который начинается в возрасте 1 месяца и может продолжаться до 4 месяцев.

На начальных стадиях течения рахита у детей повышается нервно-рефлекторная возбудимость, что мешает спокойному сну. Часто для устранения нарушений сна этой группы достаточно консультации педиатра. Хотя в литературе и пишется, что у большей части детей зубки режутся безболезненно и незаметно, по крайней мере, пара бессонных ночей Вам обеспечена. Как Вы понимаете, это не та причина, которую следует пытаться устранить. Нужно запастись терпением и попытаться помочь ребенку. Педиатр порекомендует Вам специальные зубные гели, которые снимают боль при прорезывании зубов. Правда, их нельзя часто использовать, так что помощь малышу больше будет моральной.

Вторую группу составляют собственно неврологические причины: ночной энурез, парасомнии (расстройства пробуждения у детей: снохождение, сноговорение, ночные страхи), инсомнии (трудности начала и поддержания сна).

Отношение к таким нарушениям сна неоднозначно: часть из них носит сугубо функциональный характер, однако большинство из перечисленных состояний нуждается в оценке специалиста (детского невролога, педиатра), дополнительных исследованиях (глазное дно, УЗИ головного мозга, УЗИ сердца, ЭЭГ и т.д.). На физиологическом и психологическом уровнях сон маленького ребенка отличается не только от сна взрослых, но и от сна детей более старшего возраста. Ритм активности у новорожденного ребенка нестабилен. У большинства детей только к 3 месяцам устанавливается 4-х часовой цикл сна и бодрствования. Из-за того, что у малышей фаза так называемого быстрого или поверхностного сна составляет до 80%, сон маленького ребенка более чуткий. В это время любой дискомфорт: мокрый подгузник, голод, холод, громкий звук – может привести к пробуждению. Для сравнения, фаза быстрого сна взрослого человека по разным данным составляет от 10% до 25%. Вы наверняка наблюдали, как активна мимика малыша во сне: он то нахмурит бровки, то улыбнется, то опять насупится или вообще начнет сосать гипотетическую соску. Может быть ребенку что-то снится – именно на фазу быстрого сна приходится период сновидений, а исследования доказали, что видеть сны ребенок начинает ещё в утробе матери. Глазки малыша могут быть не до конца закрыты веками, и вы увидите, что глазные яблоки быстро движутся. В этот период дыхание ребенка может быть неравномерным, могут наблюдаться общие и локальные вздрагивания.

Если ребенка сложно уложить спать в положенное время, каждый день он засыпает поздно, и это уже стало для него режимом, Вы можете прибегнуть к хитрости: каждый день немного сдвигайте ночной сон, приближаясь к желаемому часу укладывания спать. Например, ребенок засыпает в 11 вечера, и это категорически Вас не устраивает. Каждый день укладывайте его спать на 20-30 минут раньше, и за 4-5 дней Вы придете к желаемому часу. Ученые доказали взаимосвязь между пищей человека и его эмоциональным состоянием. Поэтому важно придерживаться нескольких основных принципов. Вечером из меню ребенка лучше исключить сладкое, мясо давать лишь немного. Конечно, кормящей маме не стоит пить кофе и крепкий чай. В то же время, стоит обогатить вечернее меню ребенка продуктами, где в готовом виде содержится мелатонин (гормон, который регулирует сон). Это кукуруза, овес, рис, изюм, помидоры, ячмень, бананы. Считается, что перед сном полезно выпивать два стакана теплого молока с медом. Уложить ребенка спать помогают ритуалы засыпания. Изо дня в день примерно за час до того, как ребенку нужно уснуть, придерживайтесь одного и того же режима. Важно создать у малыша ассоциации. У каждого ребенка вырабатывается индивидуальный ритм сна и бодрствования. Есть периоды, когда ребенку легко заснуть, и периоды, когда заснуть очень сложно. Внимательно понаблюдайте за ребенком какое-то время. Даже за день наблюдений Вы сможете понять, через сколько часов периоды сна и бодрствования сменяют друг друга у Вашего ребенка. Постарайтесь подстроить режим дня под них.

Крапивкин Алексей Игоревич


Почему сон важен

Как известно, треть своей жизни человек проводит во сне. Все мы прекрасно понимаем важность качественного и хорошего сна для гармоничного роста и развития ребенка. В случаях, когда малыш недосыпает, его поведение может измениться, появляется раздражительность, капризность, возможно проявление агрессии, нарушается коммуникация ребенка с окружающим миром. Таким детям сложнее устанавливать контакт со сверстниками, у них снижено желание по познаванию окружающего мира, им сложнее реализовать свой интеллектуальный потенциал.


Сон необходим для накопления энергии и сил, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна осуществляется сортировка информации, усвоение новых навыков и анализ эмоциональных переживаний. Основными функциями сна являются: сохранение энергии; поддержание уровня сознания и терморегуляции; во сне происходит созревание нейронов; усложнение межклеточного взаимодействия головного мозга.

Фазы сна

Сон является неоднородным процессом, состоит из 4-х фаз, представляет собой последовательность функциональных состояний головного мозга — фазы медленного сна (сон без сновидений) и фазы быстрого сна (сон со сновидениями, или REM-фаза). Ко сну относятся два основных ритма:

  1. Ультрадианный ритм – цикл различных фаз сна: медленный и быстрый.
  2. Циркадианный ритм – цикл сна и бодрствования в течение суток.

Сон ребёнка отличается от сна взрослого, он более поверхностный и чуткий. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон, а у взрослых быстрый сон составляет только 25%. В фазу быстрого сна можно наблюдать, как под закрытыми веками движутся глазные яблоки ребёнка. В это время ребенок видит сновидения.


Ритм сон бодрствование ребенка относится к циркадным (суточным) ритмам, который существует вне воздействий окружающей среды, но подвержены внешней модуляции и могут адаптироваться к внешним факторам. Установление циркадной ритмики происходит в течение первого года жизни и непосредственно зависит от зрелости нейроэндокринной системы младенца. Поэтому исключительно важным является формирование правильной системы сон – бодрствование, а своеобразным модератором цикла служит пищевое поведение ребенка.

Почему важно соблюдать режим сна

Соблюдение правильно организованной системы сна и отдыха ребенка улучшает работу организма в целом: стимулируется память; улучшаются обменные процессы; повышается концентрация внимания, снижается шанс развития болезней сердца и сосудов; укрепляется естественная защита организма, стабилизируется психо-эмоциональный фон.

Если сна недостаточно

Все дети индивидуальны, растут и развиваются по-разному. Состояние, в котором ребенок провел ночь, в дальнейшем определяет его способность к реализации жизненной программы. А количество сна, в котором нуждается младенец, связано с темпами его роста.

Среднестатистические нормативы сна в течение суток у детей раннего возраста представлены в таблице:


Некоторым детям, в силу индивидуальных особенностей, требуется меньшее количество сна, чем их сверстникам. И если ребёнок спит меньше или больше среднестатистической нормы, но чувствует и ведёт себя хорошо, то беспокоиться не стоит.

Почему ребёнок беспокойно спит

Особенностью сна ребенка первого месяца жизни являются то, что после засыпания малыш сразу переходит в медленную фазу. С какого возраста детям снятся сны до сих пор остаётся спорной темой, у младенцев сразу после засыпания начинаются сновидения. Во время такого сна, мозг ребёнка ускоренно работает, иногда даже сильнее, чем при бодрствовании, и сопровождается повышенной активностью – отмечаются движения ножками, ручками, что может насторожить родителей.


Для создания комфортной системы сна и отдыха ребенка первого месяца жизни необходимо создать тишину, предупредив проникновение в комнату уличного шума, выключить либо приглушить звук работающего телевизора; убрать яркое комнатное освещение, окна желательно закрывать плотными шторами, чтобы исключить доступ в помещение ярких солнечных лучей, ночью разрешается использовать тусклый ночник.

Какие бывают нарушения сна

К сожалению, у 6-11% детей раннего возраста, до 25% у детей дошкольного и школьного возраста отмечаются различные нарушения сна. У 32% детей раннего возраста отмечается склонность к хронизации проблем со сном.

Причинами нарушений сна ребенка могут являться темперамент ребенка (возбудимость, тревожность); физический дискомфорт, характерный для течения какого-либо заболевания; последствия аллергических реакций (кожный зуд или пр.); нерациональное питание (чувство голода); сложная психоэмоциональная ситуация в семье. У новорожденных детей и детей до 3-месячного возраста нарушения сна могут быть вследствие кишечных колик, в таких случая рекомендуется использовать в питании жидкие молочные каши с инулином.

Нарушения сна могут служить своеобразным сигналом, попыткой привлечь внимание взрослых, как сигнал дискомфорта, сигнал боли. Беспокойный сон младенца может стать тяжелым испытанием для родителей, поскольку усиливает напряженность в семье, снижает самооценку матери и увеличивает риск развития послеродовой депрессии.

Организация сна малыша

Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка первых лет жизни рекомендуется:

Важно помнить, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее засыпают, но чаще просыпаются из-за быстрого опорожнения желудка. Поэтому рекомендуется для кормления в вечернее и ночное время использовать молоко, которое содержит молочный белок триптофан — незаменимую аминокислоту, участвующую в синтезе биологически активных веществ, в том числе и серотонина, который участвует в образовании мелатонина, регулирующего фазы сна и их продолжительность. В качестве молока на ночь можно порекомендовать питьевые каши с молоком или йогуртом.

Как наладить сон малыша

Очень важным является правильная подготовка ребенка ко сну. Нельзя использовать активные игры, перевозбуждать ребёнка. Следует ограничить психоэмоциональные переживания малыша и предпочитать спокойные игры. Купание детей перед сном в ванной рекомендуется проводить за 1,5–2 часа до сна, затем кормление и сон. У ребёнка с рождения необходимо формировать правильный циркадный ритм!

Кормление днём должно проходить с эмоциональными разговорами с ребёнком. При организации дневного сна ребенка не надо полностью отграничивать комнату от внешних шумов присутствующих в дневное время. И наоборот, во время ночного сна необходимо разговаривать тихо (стараться не шуметь, ходить тихо, отключать дверные звонки, телефоны и т.п.). Такой порядок будет способствовать формированию у ребёнка правильного ритма.

Есть несколько других важных правил

В возрасте 1 года ребёнок должен спать отдельно в своей кровати, что как использование зубной щётки – должно быть индивидуальным.


Не бросайтесь к ребёнку при первых всхлипываниях. Ребёнок поняв, насколько легко добиться выполнения требований (попить, съесть чего-нибудь сладкого), ещё с большим удовольствием постарается не заснуть.

Не наказывайте ребёнка, посылая его спать. Подготовка ко сну должна быть радостной и приятной ситуацией.

Создайте ритуал отхода ко сну. Можно читать перед сном сказку или прослушать спокойную музыку, надеть пижаму и т.д. Такой ритуал может занимать 15 – 30 минут и ребёнок правильно подготовится ко сну.

Cон ребёнка от 2 до 5 лет

Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка 2-5 лет жизни рекомендуется:

  • Укладывая ребенка спать необходимо проявлять твердость и последовательность, придерживаться заведенного ритуала, давая почувствовать, что это не прихоть, а объективная необходимость.
  • Перед сном следует избегать чрезмерной физической активности, игр, споров, страшных рассказов.
  • Ночник или любимая игрушка, приятная музыка поможет ребенку уснуть.
  • Если у ребенка отмечаются ночные кошмары, его необходимо успокоить, сказать, что родители рядом, и вернуть его в его кровать.
  • Нарушения сна происходят вследствие того, что ребенок вступает в новый период развития и начинает испытывать определенные трудности, связанные с отделением от родителей, и агрессией как проявлением тревоги, связанной с этим разделением.
  • Появлению ночных страхов, ночных кошмаров могут способствовать: появление второго ребенка в семье, переезд на другую квартиру, страшный фильм.
  • Ребенок должен ежедневно проводить много времени в обществе родителей, чтобы у него не возникало острой потребности в их внимании, когда нужно отходить ко сну.

У детей дошкольного возраста и подростков нарушения сна, в большей степени это обуславливается психоэмоциональным напряжением, проблемами в школе с родителями, первой влюблённостью. Поэтому очень важно найти и скорректировать ситуацию.

В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания. Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Что такое режим дня ребенка? Это расписание мероприятий в течение дня, которые следуют друг за другом в определённой последовательности.

Бесплатные занятия с логопедом

Что такое режим дня ребенка? Это расписание мероприятий в течение дня, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Режим дня меняется в течение жизни в зависимости от возраста. Он обусловлен физиологическими особенностями и потребностями детского организма в тот или иной период. При этом идеальный режим дня получается при учёте индивидуальных черт маленького человека и его условий жизни.

Основные составляющие режима дня детей разного возраста

Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:

  • время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу. Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;
  • время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления. Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.
  • время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;
  • время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;
  • свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.

Есть ли минусы у режима дня

Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:

  • малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
  • дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
  • строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

Как приучить малыша к режиму?

Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:

  • начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
  • вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
  • нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
  • стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
  • вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.

Распорядок дня ребенка

Режим дня ребёнка зависит в первую очередь от его возраста.

До года

Начав говорить о режиме детей до 1 года, правильно будет отдельно выделить период новорождённости.

Режим дня новорождённого состоит из чередования периодов кормления и сна. Между ними вклиниваются в идеальном случае только гигиенические процедуры: умывание-подмывание, купание, одевание.

Естественное вскармливание

Естественное вскармливание происходит по требованию младенца. Это важно, поскольку малыш и мама в этот период приспосабливаются друг ко другу.

Есть важные моменты:

Мама должна уделять внимание правильному захвату соска малышом, чтобы при длительном кормлении грудь не травмировалась. Также не нужно пересушивать кожу ореолы чрезмерным мытьём и различными антисептиками, т.к. это способствует образованию трещин и занесению инфекции.

Ночные кормления должны быть обязательно, т.к. они стимулируют выработку пролактина, что, в свою очередь, поддерживает дневную лактацию.

Поэтому, при необходимости, для соблюдения этих условий успешного вскармливания иногда необходимо даже будить младенца.

Кормление по часам

При искусственном вскармливании необходимо придерживаться кормления по часам, чтобы избежать перекармливания, т.к. смеси требуют больше времени на переваривание, чем грудное молоко.

Интервалы между кормлениями — 2,5-3 часа, после 5 месяцев — 4-4,5 часа.

Кратность кормлений: от 8 раз в сутки на первом месяце и 5 приёмов пищи к году.

Разница по возрасту

Режим сна и бодрствования у новорождённого ребёнка отличается от старшего возраста очень коротким периодом бодрствования. В это время ребёнку, помимо гигиенических мероприятий, можно сделать гимнастику и лёгкий массаж.

Время прогулки и пребывания на свежем воздухе

Оно совпадает со временем сна. Когда миновал период новорождённости, распорядок дня ребёнка начинает меняться в сторону удлинения времени бодрствования и укорочения времени сна.

Время бодрствования ребёнка по месяцам: в возрасте 1-3 месяца общее время бодрствования составляет примерно 6-7 часов (продолжительность единичного периода 1-1,5 часа). С 3-6 месяцев это время удлиняется до 8,5 часов, при этом ребёнок находится в активном состоянии уже до 2 часов. Во втором полугодии суточное время бодрствования увеличивается до 10 часов по 2,5-3,5 часа в перерывах между сном.

Примерный режим сна у ребенка до года: в первом полугодии с возраста 1-2 месяца спать ребёнок в идеале может до 3-4 раз в сутки по 1,5 -2 часа, во втором кратность сна составляет 2 раза по 2,5- 3 часа.

Режим пребывания на свежем воздухе у малышей первых месяцев жизни заменяет сон на улице.

Режим дня ребёнка в 1 год

  • ночной сон — 10-11 часов;
  • дневной сон — 2 раза по 2,5 часа;
  • 5-разовое кормление;
  • период общего суточного бодрствования составляет 10-11 часов;
  • период пребывания на свежем воздухе может составлять до 5-6 часов в сутки в зависимости от времени года и погодных условий, но не менее 2 часов за день.

При организации прогулок нужно обязательно предусматривать физическую двигательную активность ребёнка, как важное звено в развитии физического и психического здоровья.

Дети ясельного возраста

Для малышей ясельного возраста (1 г 6 месяцев — 3 года) выстраивают режим таким образом, чтобы он способствовал правильному развитию мышечной и костной системы, становлению речевой функции, укреплению иммунитета, усовершенствованию имеющихся основных двигательных навыков. Необходимо 4-разовое питание, активные прогулки на свежем воздухе минимум два раза в день по 2-3 часа.

Появляются занятия, уделённые развитию речи, навыков самообслуживания, мелкой моторики. Их проводят в игровой форме. Внимание деток в данном возрасте может удерживаться до 10 минут. Данные игры лучше проводить в первой половине дня, минимум за 30-40 минут до отдыха. Днём дети в возрасте от полутора лет спят, как правило, уже 1 раз по 2-2,5 часа. Суточное количество сна составляет 12-12,5 часов. Периоды бодрствования составляют примерно 4,5-5 часов.

Если родители планируют своего ребёнка отдавать в детский садик, то режим дня должен быть максимально приближен к режиму яслей. Следует заранее помочь ребёнку перестроиться на раннее пробуждение и такое же укладывание спать вечером, если малыш придерживался противоположного распорядка. Такое мероприятие будет способствовать более быстрой и успешной адаптации к жизни детского коллектива.

Дети дошкольного возраста

Режимы детей дошкольного возраста различаются по возрастам. В детском саду их делят на группы.

Группы Возраст Питание Занятия Сон Игры Прогулки
младшая 3-4 года 4 раза 2 занятия по 10 мин. утром и после полдника 12-12,5 часов. 1 раз днём по 2 часа До завтрака, после сна и после полдника 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
средняя 4-5 года 4 раза 2 занятия в первой половине дня по 10 минут с перерывом 10 минут 11,5-12 часов в сутки . 1 раз днём 2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Старшая 5-6 лет 4 раза 3 занятия в день в первой половине дня по 20 минут с перерывами 10-12 минут 11,5-12 часов в сутки. 1 раз днём 1,5-2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Подготовительная 6-7 лет 4 раза 3 занятия по 25 -30 минут в день до обеда с перерывами 10-12 минут 11,5 часов ночной сон, дневной сон 1,5 часа. Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки

Таким образом, с возрастом увеличивается время занятий для развития высшей нервной деятельности, уменьшается потребность в дневном сне.

Время прогулок и игр остаётся неизменным, в которые по мере взросления (с возраста 5 лет) начинает входить, затем и усложняться основная трудовая деятельность (подметание дорожек, уборка помещения, поливание и др.) длительностью от 10 до 15 минут в день.

Режим дня малыша – работа родителей

Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.

Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:

  • запланировать время;
  • преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
  • подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.

Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:

  • не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
  • исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
  • обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
  • стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
  • стараться не пропускать дневной сон;
  • избегать фонового включения телевизора в течение дня
  • ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.

Заключение

Режим дня ребёнка – нередко предмет споров. Чтобы найти золотую середину, нужно помнить, что стабильность жизненного уклада необходима для ребёнка. Чем младше младенец, тем большим стрессом для него являются изменения привычного образа жизни, питания.

Но для развития высшей нервной деятельности также очень необходимы положительные эмоции. Поэтому при установлении режима дня надо учитывать условия, возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности характера ребёнка, душевное и физическое состояние родителей, руководствоваться принципом постепенности изменений. Тогда установленный распорядок будет приносить радость и здоровье всей семье.

Читайте также: