Паспорт культурной жизни региона как методология изучения культуры россии

Обновлено: 28.06.2024

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ
27 мая 1920 года образована Татарская АССР, с 1992 г.- Республика Татарстан.

Площадь составляет 67 836 кв. км и включает 43 муниципальных района и 2 городских округа, 38 город, 3 081 сельских населенных пункта. Население – 3838,2 тыс. человек, в том числе городское население - 76,1%. Плотность населения на 1 квадратный километр - 56,8 человек. Административный центр – г.Казань. Расстояние от Казани до Москвы 797 километров.

Наиболее крупные города :

Казань (население -1190,8 тыс.человек.)

Нижнекамск (население-235,6 тыс.человек)

Альметьевск (население -201,4 тыс.человек)

Зеленодольск (население - 162,1 тыс.человек)

Бугульма (население - 87,6 тыс.человек)

Лениногорск (население – 86,3 тыс.человек)

Чистополь (население – 79,5 тыс.человек)

Елабуга (население - 72,0 тыс.человек)

Коренное население – татары и русские. Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышают 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. Преобладающие по численности населения – татары. На втором месте преобладающие по численности населения - русские, на третьем месте – чуваши. Государственные языки – татарский и русский.

Татарстан расположен в центре России на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек – Волги и Камы. Граничит с Самарской, Ульяновской, Кировской, Оренбургской областями, Республиками Чувашия, Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан.

ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕРРИТОРИИ

Республика Татарстан – промышленный, сельскохозяйственный регион.

Ведущие отросли промышленности: нефтехимия, автомобилестроение, авиастроение, энергетика.

Основная отрасль сельского хозяйства – животноводство.

Главные сельскохозяйственные культуры, гречиха, сахарная свекла, картофель, овощи.

Республика Татарстан является регионом – донором.

Среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры и искусства составила 18 585,2 рублей.

Средний прожиточный минимум в Республике Татарстан за 4 квартал 2014 года в расчете на душу населения - 6 988 рублей.

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕТИ КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Сеть учреждений культуры и искусства со­ставляет:

Татарстан относится к Приволжскому федеральному округу, региону обслуживания территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Нижний Новгород.
ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время действуют 25 государственных театрально-зрелищных учреждения:

Шакиров Ильгам Гильмутдинович – народный артист РФ и РТ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая;

Заляльдинов Эмиль Усманович – народный артист РТ, заслуженный артист РТ и РФ;

Ганеева Винера Ахатовна – народная артистка РТ и РФ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая;

Сунгатуллина Зиля Даяновна – народная артистка России, Татарстана и Каракалпакии, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая;

Файзрахманов Айдар Фаттрахманович – народный артист РТ, художественный руководитель Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ;

Галицкий Михаил Олегович – народный артист РТ, лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая;

Романова Светлана Геннадьевна – народная артистка России, народная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая;

Тазетдинов Ринат Арифзянович – лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая, народный артист Татарстана и России, лауреат Государственной премии СССР;

Ихсанова Нажиба Гимаевна – народная артистка РТ и РФ, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая;

Гайнуллина Алсу Аскаровна – народная артистка РТ и РФ, лауреат Государственной премии РФ им. К.Станиславского, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая;


КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Орловская область была образована Постановлением ЦИК СССР 27 сентября 1937 года. В 1944 году из её состава была выделена Брянская область, а в 1954 году, в связи с образованием Липецкой области, от Орловской области отошли ещё девять восточных районов. Таким образом, в современных границах Орловская область существует с 1954 года. Ее площадь составляет 24,7 тысяч квадратных километров и включает 24 муниципальных района, 7 городов, 14 сельских населенных пунктов. Население – 775 826 человек (по состоянию на 2013 год), в том числе город­ское 65,8%. Плотность населения на 1 квад­ратный километр – 31,7 человек. Административный центр - г. Орёл (население – 317,5 тыс. человек). Расстояние от Орла до Москвы - 382 километра. Территория является дотационной. Наиболее крупными городами области являются: г. Орёл (население – 318136 человек), г. Мценск (население – 40447 человек), г. Ливны (население – 50343 тыс. человек). Коренное население – русские (95% от общей численности населения). На территории так же проживают украинцы, армяне, белорусы, азербайджанцы, чеченцы, татары.

Под социокультурной сферой в данной работе подразумевается совокупность уч­реждений, организаций, творческих групп и индивидов, создаю­щих, воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы. Состояние социокультурной сферы Орловской области можно охарактеризовать следующими показателями.

Таблица 1 - Сеть учреждений культуры и искусства Орловской области

Вид учреждения культуры

В том числе ведения Минкультуры

Учреждения культурно-досугового типа

Учреждения дополнительного образования детей

Высшие учебные заведения

Средние специальные учебные заведения

Орловская область относится к Центральному региону обслуживания территориального управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Среди организаций культуры области имеется 1 учреждение (областная специальная библиотека для слепых) по работе с социально незащищенными слоями населения.

Учреждения культуры и искусств области принимают участие в работе ассоциаций Центрального Федерального округа, ассоциации музейных работников регионов России, Союза музеев России, ассоциации музеев России, Российская библиотечная ассоциация, корпорация библиотек Юго-Запада Центра России (Белгород-Брянск-Курск-Орел), корпоративная информационная библиотечная сеть система КОРБИС (Тверь и партнеры), общенационального центра ЛИБНЕТ, содружество Павленковских библиотек.

В последнее время сложилась тенденция увеличения числа мероприятий, проводимых на малых площадках театров. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен.

Привлечение театральных коллективов в рамках проведения фестивалей способствует популяризации театрального искусства Орловщины, а также привлечению дополнительных финансовых средств.

Гастрольная деятельность театров в последние годы несколько оживилась – выездные и гастрольные показы составляют до 28% деятельности театров, однако крайне низким остается показатель по гастролям за пределами своего региона. В 2010-13 гг гастрольные спектакли государственных театров за пределами своей территории составили лишь 10% от общего количества проведенных ими мероприятий.

Ежегодно областными театрами проводится около 800 спектаклей, 15 премьер, которые посещают более 150 тыс. зрителей.

В Орловской областной организации Союза писателей России состоит 19 писателей (в том числе 3 заслуженных работника культуры России), в Орловском региональном отделении Союза российских писателей состоит 5 писателей.

В области активно развиваются народные промыслы (таблица 2):

Таблица 2 - Народные промыслы Орловской области

Глиняная чернышинская игрушка

Глиняная плешковская игрушка

Распоповский гончарный промысел

В Орловской области работают: 3 человека, имеющих звание Народный художник России, 14 Заслужен­ных художников РФ, 32 Заслуженных работника культуры РФ.

В Орловской области в 2012 году насчитывалось 397 публичных (общедоступных) библиотек Министерства культуры, из них 332 находятся в сельской местности, 3 библиотеки – уровня субъекта РФ. К 2012 году сеть сельских библиотек сократилось на 5 единиц (Верховский район – 1, Троснянский район – 2, Хотынецкий район – 2).

Среднее число жителей на одну библиотеку составляет 1,6 тыс. человек. Процент охвата населения региона библиотечным обслуживанием в области составляет 45,2%.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ Д. ШЕРВАШИДЗЕ Г. ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

в рамках всероссийского конкурса

«Мастер-класс педагога:

МАУ ДО ЦТ имени Д. Шервашидзе

г. Лабинск, 2018 г.

Паспорт проекта

Тип проекта: социальный

Организация – заявитель проекта: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр творчества имени Д. Шервашидзе г. Лабинска муниципального образования Лабинского района

Руководитель организации:

Ерофеенкова Олеся Александровна, директор МАУ ДО ЦТ имени

Д. Шервашидзе г. Лабинска; 352500, Краснодарский край, г. Лабинск,

ул. 40 лет Октября, 121.

Тел.: (86169) 3-11-18.

E - mail cdtlabinsk @ mail . ru

Разработчики проекта:

Симонова Е.А., методист МАУ ДО ЦТ имени Д.Шервашидзе г.Лабинска.

Состав участников проекта:

Сотрудники музея истории и краеведения имени Моисеенко Ф.И.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.

Аннотация проекта

Сохранение культурного наследия народа,

его совершенствование по мере развития

общественного сознания является необходимым

условием существования как нации.

Ценность народных традиций огромна,

а их утрату не восполнить никакими

материальными благами.

Каждый современный человек интересуется историческим прошлым своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Уникальные сооружения прошлого удивляют своим многообразием и необычными формами. Многочисленные памятники зодчества, созданные в неповторимом стиле, восхищают нас.

В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого своего народа, священных мест, поэтому данный проект направлен на знакомство учащихся с культурным наследием своих предков; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину.

Цель культурного воспитания – формирование интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи культурного воспитания:

изучение национальной культуры;

воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

приобщение к традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору;

учить детей видеть красоту в окружающем нас мире.

Основные мероприятия по достижению цели:

Информационная деятельность

Наблюдение мира, получение жизненного опыта, помогает человеку учиться. Знакомство с художественными, литературными и музыкальными произведениями по культурной и исторической тематике, обогатит знания и поможет добиться результата ,через:

просмотр фильмов , слайдов и видеофильмов;

разучивание стихотворений , чтение книг;

просмотр иллюстраций, картин ;

прослушивание музыкальных произведений и народного фольклора.

Творческая деятельность

Коллективная творческая работа совместно с родителями и педагогом позволяет ребенку приобрести практические, коммуникативные и организаторские навыки, что очень важно для культурного воспитания и сплочения поколений:

поделки и аппликации , рисунки и лепка;

Вот именно такая работа позволяет лучше понимать , проявлять заботу друг о друге, об окружающих людях, что является самым эффективным воспитательным моментом.

Организационная деятельность

экскурсия в краеведческий музей;

экскурсия в библиотеку;

возложение цветов к вечному огню у мемориала павшим героям за Родину в годы ВОВ.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости проекта

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего традиции и культуры других народов.

Учреждение дополнительного образования дает детям возможность для накопления собственного опыта, который ребенок приобретает, сопереживая и осознавая себя частью окружающего мира и частью культуры своего народа.

В основе нашего проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре , воспитание патриотических и гражданских чувств.

Проблема, на решение которой направлен проект.

Решение проблемы воспитания патриотизма и культурного наследия детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа, только в этом случае, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Сегодня растет новое, удивительное поколение которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о культуре нашего народа, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать традиции своих предков, лучше всего закладывать с детства.

Актуальность.

Актуальность проекта обусловлено тем, что чувство любви к Родине и к культуре многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о наших предках, расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, на экскурсиях, в играх, в поездках и в быту.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Новизна.

Дополнительное образование при отборе содержания воспитательного процесса стремится увеличить значимость общечеловеческих ценностей, наполняющих среду развития и воспитания наиболее важными достижениями и ценностями русской национальной культуры, региональных и местных традиций, обычаев и ритуалов, помогающих воспитывать у детей любовь к Отчизне и родному краю, уважение к истории и культуре своего народа. Поэтому данная тема должна реализовываться, используя любые методы и формы, даже самые нестандартные, тем самым привлекая большее внимание и интерес к традициям нашего народа.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, воспитания чувства гордости за свой народ, свои традиции , любви и уважения к истории своей Родины.

Объект исследования: Процесс культурного воспитания молодого поколения.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Задачи решаемые в рамках реализации проекта:

Дидактические:

актуализировать имеющийся опыт духовно-нравственного и культурного воспитания в системе дополнительного образования;

создать условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации имеющегося материала по данной теме;

обобщить и распространить опыт по духовно-нравственному и культурному воспитанию учащихся на сайте Центра творчества.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувство гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью, уважение к подвигам героям своей малой Родины;

научить детей сознавать свою роль в деле сохранения мира на Земле, сохранения народных традиций;

сформировать у учащихся чувства преемственности поколений.

Развивающие:

развивать у учащихся стремление к изучению истории Родины и Кубани, основываясь на материалах музеев, выставок, воспоминаниях наших предков;

развивать и привлекать внимание к сохранению и изучению исторических архивов , реликвий и народных традиций;

формировать внимание, уважение, почтение к пожилым людям, воспитывать чувство толерантности.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

определение темы, целей, гипотезы , актуальности проекта;

сбор и анализ материалов по данной теме;

составление плана реализации основной части проекта.

Основной этап:

включение в воспитательный процесс духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического направлений ;

проведение занятий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий ( ИКТ, коллективно-творческое дело, социально-значимая деятельность, поисковая работа)

формирование духовности, нравственности, чувства долга, милосердия и толерантности у учащихся.

Заключительный этап:

подведение итогов проекта: отзывы учащихся, родителей, работников культуры;

презентация проекта и отчетное открытое мероприятие;

обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала через сайт Центра творчества.

План реализации проекта

Педагог ПДО художественной направленности

Педагог ПДО, учитель истории

Посещение музея истории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко

Педагог ПДО, экскурсовод , музейные работники

Зарисовка музейных экспонатов и выставка рисунков.

Педагог ПДО, родители

Педагог ПДО, педагоги-организаторы

Разучивание кубанских частушек.

Педагог ПДО, муз.педагог, родители

Педагог ПДО, родители

Знакомство с историей образования Кубанского казачьего хора, просмотр видеофильма и прослушивание лучших песен из его репертуара.

Возложение цветов к вечному огню у мемориала павшим героям за Родину в годы ВОВ

Подведение итогов реализации проекта. Отчетное мероприятие.

Педагог ПДО, родители, администрация ЦДТ

Критерии оценки эффективности проекта:

Оценка эффективности реализации проекта предполагает создание специальной системы оценивания результатов на основе:

положительной динамики возрастания уровня гражданственности и интереса к национальной культуре;

повышения качества знаний об истории родного края, быта донского казачества;

повышения социальной активности и уровня социализации и самореализации учащихся.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта, учащиеся вовлечены в различные виды деятельности: экскурсии, поездки, концертную деятельность, встречи с народным ансамблем, классные часы и просмотры фильмов, что должно положительно и эмоционально затронуть струны детской души, сформировать яркие , живые эмоции. Дети приобретут способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить .Они смогут развить чувства вкуса, приобщиться к народной культуре , культуре своих предков самым тесным образом, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя и воспитывая взрослых и детей. Привлечение родителей будет способствовать правильному микроклимату в семье, формировать уважение и чувства долга к старшему поколению.

Дальнейшее развитие проекта:

Все результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, предполагается обобщить и сохранить с целью использования для дальнейшей работы в рамках культурного воспитания учащихся.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ Д. ШЕРВАШИДЗЕ Г. ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

в рамках всероссийского конкурса

«Мастер-класс педагога:

МАУ ДО ЦТ имени Д. Шервашидзе

г. Лабинск, 2018 г.

Паспорт проекта

Тип проекта: социальный

Организация – заявитель проекта: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр творчества имени Д. Шервашидзе г. Лабинска муниципального образования Лабинского района

Руководитель организации:

Ерофеенкова Олеся Александровна, директор МАУ ДО ЦТ имени

Д. Шервашидзе г. Лабинска; 352500, Краснодарский край, г. Лабинск,

ул. 40 лет Октября, 121.

Тел.: (86169) 3-11-18.

E - mail cdtlabinsk @ mail . ru

Разработчики проекта:

Симонова Е.А., методист МАУ ДО ЦТ имени Д.Шервашидзе г.Лабинска.

Состав участников проекта:

Сотрудники музея истории и краеведения имени Моисеенко Ф.И.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.

Аннотация проекта

Сохранение культурного наследия народа,

его совершенствование по мере развития

общественного сознания является необходимым

условием существования как нации.

Ценность народных традиций огромна,

а их утрату не восполнить никакими

материальными благами.

Каждый современный человек интересуется историческим прошлым своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Уникальные сооружения прошлого удивляют своим многообразием и необычными формами. Многочисленные памятники зодчества, созданные в неповторимом стиле, восхищают нас.

В современном обществе большое внимание уделяется знанию исторического прошлого своего народа, священных мест, поэтому данный проект направлен на знакомство учащихся с культурным наследием своих предков; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину.

Цель культурного воспитания – формирование интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи культурного воспитания:

изучение национальной культуры;

воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

приобщение к традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору;

учить детей видеть красоту в окружающем нас мире.

Основные мероприятия по достижению цели:

Информационная деятельность

Наблюдение мира, получение жизненного опыта, помогает человеку учиться. Знакомство с художественными, литературными и музыкальными произведениями по культурной и исторической тематике, обогатит знания и поможет добиться результата ,через:

просмотр фильмов , слайдов и видеофильмов;

разучивание стихотворений , чтение книг;

просмотр иллюстраций, картин ;

прослушивание музыкальных произведений и народного фольклора.

Творческая деятельность

Коллективная творческая работа совместно с родителями и педагогом позволяет ребенку приобрести практические, коммуникативные и организаторские навыки, что очень важно для культурного воспитания и сплочения поколений:

поделки и аппликации , рисунки и лепка;

Вот именно такая работа позволяет лучше понимать , проявлять заботу друг о друге, об окружающих людях, что является самым эффективным воспитательным моментом.

Организационная деятельность

экскурсия в краеведческий музей;

экскурсия в библиотеку;

возложение цветов к вечному огню у мемориала павшим героям за Родину в годы ВОВ.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости проекта

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего традиции и культуры других народов.

Учреждение дополнительного образования дает детям возможность для накопления собственного опыта, который ребенок приобретает, сопереживая и осознавая себя частью окружающего мира и частью культуры своего народа.

В основе нашего проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре , воспитание патриотических и гражданских чувств.

Проблема, на решение которой направлен проект.

Решение проблемы воспитания патриотизма и культурного наследия детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа, только в этом случае, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Сегодня растет новое, удивительное поколение которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о культуре нашего народа, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать традиции своих предков, лучше всего закладывать с детства.

Актуальность.

Актуальность проекта обусловлено тем, что чувство любви к Родине и к культуре многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о наших предках, расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, на экскурсиях, в играх, в поездках и в быту.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Новизна.

Дополнительное образование при отборе содержания воспитательного процесса стремится увеличить значимость общечеловеческих ценностей, наполняющих среду развития и воспитания наиболее важными достижениями и ценностями русской национальной культуры, региональных и местных традиций, обычаев и ритуалов, помогающих воспитывать у детей любовь к Отчизне и родному краю, уважение к истории и культуре своего народа. Поэтому данная тема должна реализовываться, используя любые методы и формы, даже самые нестандартные, тем самым привлекая большее внимание и интерес к традициям нашего народа.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, воспитания чувства гордости за свой народ, свои традиции , любви и уважения к истории своей Родины.

Объект исследования: Процесс культурного воспитания молодого поколения.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Задачи решаемые в рамках реализации проекта:

Дидактические:

актуализировать имеющийся опыт духовно-нравственного и культурного воспитания в системе дополнительного образования;

создать условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации имеющегося материала по данной теме;

обобщить и распространить опыт по духовно-нравственному и культурному воспитанию учащихся на сайте Центра творчества.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувство гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью, уважение к подвигам героям своей малой Родины;

научить детей сознавать свою роль в деле сохранения мира на Земле, сохранения народных традиций;

сформировать у учащихся чувства преемственности поколений.

Развивающие:

развивать у учащихся стремление к изучению истории Родины и Кубани, основываясь на материалах музеев, выставок, воспоминаниях наших предков;

развивать и привлекать внимание к сохранению и изучению исторических архивов , реликвий и народных традиций;

формировать внимание, уважение, почтение к пожилым людям, воспитывать чувство толерантности.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

определение темы, целей, гипотезы , актуальности проекта;

сбор и анализ материалов по данной теме;

составление плана реализации основной части проекта.

Основной этап:

включение в воспитательный процесс духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического направлений ;

проведение занятий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий ( ИКТ, коллективно-творческое дело, социально-значимая деятельность, поисковая работа)

формирование духовности, нравственности, чувства долга, милосердия и толерантности у учащихся.

Заключительный этап:

подведение итогов проекта: отзывы учащихся, родителей, работников культуры;

презентация проекта и отчетное открытое мероприятие;

обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала через сайт Центра творчества.

План реализации проекта

Педагог ПДО художественной направленности

Педагог ПДО, учитель истории

Посещение музея истории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко

Педагог ПДО, экскурсовод , музейные работники

Зарисовка музейных экспонатов и выставка рисунков.

Педагог ПДО, родители

Педагог ПДО, педагоги-организаторы

Разучивание кубанских частушек.

Педагог ПДО, муз.педагог, родители

Педагог ПДО, родители

Знакомство с историей образования Кубанского казачьего хора, просмотр видеофильма и прослушивание лучших песен из его репертуара.

Возложение цветов к вечному огню у мемориала павшим героям за Родину в годы ВОВ

Подведение итогов реализации проекта. Отчетное мероприятие.

Педагог ПДО, родители, администрация ЦДТ

Критерии оценки эффективности проекта:

Оценка эффективности реализации проекта предполагает создание специальной системы оценивания результатов на основе:

положительной динамики возрастания уровня гражданственности и интереса к национальной культуре;

повышения качества знаний об истории родного края, быта донского казачества;

повышения социальной активности и уровня социализации и самореализации учащихся.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта, учащиеся вовлечены в различные виды деятельности: экскурсии, поездки, концертную деятельность, встречи с народным ансамблем, классные часы и просмотры фильмов, что должно положительно и эмоционально затронуть струны детской души, сформировать яркие , живые эмоции. Дети приобретут способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить .Они смогут развить чувства вкуса, приобщиться к народной культуре , культуре своих предков самым тесным образом, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя и воспитывая взрослых и детей. Привлечение родителей будет способствовать правильному микроклимату в семье, формировать уважение и чувства долга к старшему поколению.

Дальнейшее развитие проекта:

Все результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, предполагается обобщить и сохранить с целью использования для дальнейшей работы в рамках культурного воспитания учащихся.

Читайте также: