Паспорт иг что это

Обновлено: 25.06.2024

Правительство выбрало Москву, Моковскую область и Татарстан в качестве пилотных регионов для внедрения электронных паспортов. Рассказываем, что известно о работе над проектом, в чем преимущество электронного документа и когда выдадут первые образцы.

Что такое электронный паспорт

Электронный носитель, содержащий информацию о человеке, необходимую для его идентификации. Помимо обычных паспортных данных на него могут быть записаны отпечатки пальцев, данные водительского удостоверения, СНИЛС, а также электронная подпись.

Как рассказывал бывший вице-премьер Максим Акимов, паспорт будет представлять собой пластиковую карту с российским чипом. Также появится мобильное приложение, которым можно будет пользоваться в ситуациях, где не требуется "особенного подтверждения юридической значимости действий". "Это тоже потребует модернизации IT-инфраструктуры, прежде всего в Министерстве внутренних дел", — сказал он.

Все комплектующие новой системы будут российскими, иностранные компании не будут задействованы "ни с точки зрения каких-то алгоритмов, ни с точки зрения программного обеспечения, ни с точки зрения чипа, ни с точки зрения форм-фактора".

Когда появятся электронные удостоверения

По словам вице-премьера России Дмитрия Чернышенко выдавать паспорта начнут с начала 2023 года, предварительно, в пилотных регионах, у которых высокая технологическая готовность к использованию этих документов — это Республика Татарстан, Москва, Московская область. При этом использовать цифровой паспорт можно будет в любой точке России.

Замена бумажного документа на смарт-карту останется выбором каждого россиянина.

Количество выдаваемых паспортов нового образца будет, прежде всего, зависеть от желания россиян их получить. Но, согласно прогнозам, их количество на первоначальном этапе будет составлять не менее 100 тыс. начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова подчеркнула, что выдачу паспортов будут производить на добровольной основе гражданам с 14 лет, не предусмотрен какой-либо приоритетный порядок получения.

Как это будет работать

Как отмечал ранее Дмитрий Медведев, электронный документ упрощает взаимодействие с госорганами, получение госуслуг: исчезает необходимость заполнять анкеты и перепечатывать данные, а значит, экономится время и снижается риск ошибки.

В правительстве считают, что при нынешнем развитии информационных технологий необходимо более защищенное от подделок удостоверение личности. А электронный документ сложнее подделать и повредить.

Для обеспечения защиты данных, заявлял бывший премьер-министр, необходимо формирование инфраструктуры для введения электронных идентификаторов. "Здесь нужно оцифровать большой массив данных, не допустить здесь ошибок и смотреть, чтобы система работала без сбоев", — сказал он.

Как велась работа над проектом

Концепция введения в России электронных паспортов утверждена распоряжением правительства в сентябре 2013 года. В 2014 году в правительство внесен проект указа президента "О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации" и проект федерального закона "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации", но работу над идеей решили приостановить как минимум до 15 марта 2018 года.

В 2018 году в правительстве одобрили концепцию перехода на электронные паспорта, предложенную НИИ "Восход" и Гознаком и поддержанную Минкомсвязью.

В июле 2019 года в Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)". Документ, в частности, формирует правовую основу создания институтов цифрового профиля граждан и юридических лиц, создает условия для развития сферы электронных услуг, торговли и иных сделок, совершенных в электронной форме, и для введения электронного удостоверения личности. На данный момент системный проект цифрового паспорта уже готов, проведены технические испытания базовых электронных компонентов — бланка и микросхемы. К концу 2022 года все подготовительные мероприятия будут завершены.


Он отметил, что все технические испытания электронных компонентов такого паспорта уже проведены.

Чернышенко напомнил, что цифровой паспорт является аналогом электронной банковской карты с бесконтактным чипом. Также по желанию в память смарт-карты можно занести ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения.

На карту, содержащую несколько степеней защиты от подделок, будут нанесены персональные данные человека, его фотография. К концу следующего года будут завершены все подготовительные мероприятия

Дмитрий Чернышенко вице-премьер России

По словам вице-премьера, замена документа на смарт-карту останется выбором каждого россиянина.

Электронные паспорта

В начале декабря министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сообщил, что в России сняли все разногласия по проекту указа о цифровых паспортах.

Паспорт у нас будет представлен в двух видах — собственно смарт-карта, которая должна заменить традиционный для всех бумажный паспорт, на чипе этой смарт-карты будут записаны необходимые сведения

Максут Шадаев министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Карточка будет называться ПЭН — паспорт с электронным носителем. В ней будет QR-код для считывания информации, по которому можно получить доступ к защищенному облаку. В облаке можно найти все личные данные: помимо фотографии и сведений первого разворота традиционного паспорта, там могут храниться водительские права и полис ОМС.

В отличие от обычного паспорта, в электронном документе имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, а также подпись и дата выдачи документа будут размещены на одной странице. При этом срок действия паспорта также обозначен на карточке.

Второй вариант получит название МИГ — мобильный идентификатор гражданина — и будет представлен, соответственно, в виде приложения на телефоне, которое позволит в отдельных случаях не показывать смарт-карту, а показывать QR-код, который будет подтверждать право лица на совершение определенных действий, рассказал Шадаев.

Российская IT-сфера получила поддержку государства. Что это значит для граждан и готовы ли они к цифровому скачку?

Российская IT-сфера получила поддержку государства. Что это значит для граждан и готовы ли они к цифровому скачку?

Также в новом паспорте будут содержаться и биометрические данные его владельца, такие как отпечатки пальцев. По желанию можно будет оставить в паспорте свою электронную подпись.

Ожидается, что на первом этапе количество выдаваемых документов нового образца составит не менее 100 тысяч.

Менять заграничные паспорта пока не планируется. Однако в МВД рассчитывают, что в страны, куда россияне въезжают по внутреннему документу, будут разрешать въезд по пластиковой карточке.

С юридической точки зрения ПЭН будет приравнен по статусу к действующим бумажным паспортам, иметь повышенные средства защиты, в том числе криптографические

МВД России

Слабое место

Эксперт по кибербезопасности, руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов напомнил, что смарт-карты, а также копии цифровых паспортов в телефоне могут представлять серьезную опасность, связанную с кражей личной информации злоумышленниками.

Конечно, электронный документ — это дополнительные риски. Например, злоумышленники смогут скопировать и использовать личные данные. Но внедрение будет поэтапным, не произойдет такого, что в один день всех заставят отказаться от бумажных паспортов, тем более, что пока смарт-карта подразумевается только как дубликат

Владимир Ульянов эксперт по кибербезопасности, руководитель аналитического центра Zecurion

Для увеличения безопасности, эксперт рекомендует гарантировать невозможность оформления цифровых паспортов без личного присутствия заявителя, в противном случае, это может обернуться кражей личности. Он также советовал воздержаться от полного перехода на новый формат до полной наладки системы и подождать, пока в ней не будут выявлены все уязвимые места.

Ульянов подчеркнул, что лиц старшего поколения на цифровые паспорта необходимо переводить в последнюю очередь, поскольку именно они чаще всего страдают от действий мошенников.

Другие нововведения

С 1 июля 2022 года у россиян появятся электронные копии документов. Правительство России утвердило перечень документов, на которые можно будет оформить электронные дубликаты. Всего на данный момент в списке значатся 19 документов. Это военный билет, документы, подтверждающие право на получение социальной поддержки, свидетельство об усыновлении, медицинские справки, судебные решения, документы об образовании, свидетельства ЗАГС, документы об инвалидности.

Сотрудник МФЦ отсканирует документ, заверит электронной цифровой подписью и вернет его владельцу. После этого дубликат будет храниться в личном кабинете на портале госуслуг, а при обращении в МФЦ или органы власти бумажные оригиналы документов предъявлять не потребуется.

Кроме того, в ноябре Экспертный институт социальных исследований сообщал, что ковид-сертификаты в России могут стать вторыми паспортами. Как уточнили исследователи, электронные сертификаты о вакцинации против COVID-19 доказали свою эффективность по всему миру. Специалисты призвали учитывать мировой опыт, особенно принимать и прорабатывать ошибки.

Родину выбрать нельзя, но можно, приложив некоторые усилия, выбрать себе гражданство. Во всяком случае, попытаться использовать шанс вполне легально стать обладателем второго паспорта. Вопрос только в том - появятся ли с новым паспортом дополнительные привилегии.

Как получить паспорт гражданина Мира?

Гражданин мира

Самым популярным вторым паспортом сейчас является так называемый паспорт гражданина мира. Многочисленные фирмы недорого предлагают оформить внушительный документ, гарантирующий “Въезд во все страны мира без оформления виз”. Не об этом ли мечтает большинство граждан бывшего СССР, для которых с каждым годом все больше стран вводят визовый режим?

Паспорт гражданина мира – это солидный документ на 40 страницах с синей обложкой. Паспорт напечатан на семи языках: английском, французском, испанском, русском, арабском, китайском и эсперанто. Первые четыре страницы документа заняты данными лица, которое он удостоверяет, а остальные отведены для виз. Выдает такие паспорта всем желающим на три, пять или восемь лет международная общественная организация World Service Authority (WSA). Официально паспорт гражданина мира стоит от 45 до 100 долларов США.

В 1948 году, широким жестом отказавшись от американского гражданства и обьявив себя гражданином мира, бывший летчик ВВС США Гарри Дэвис основал в Париже Международный регистр граждан мира. В 1948–1952 годах эта скандальная организация зарегистрировала в качестве таковых почти миллион человек. В 1953 году Дэвис и его сподвижники создали Всемирное правительство граждан мира, а через год основали организацию World Service Authority – своего рода исполнительный орган Всемирного правительства. Главная задача WSA – обеспечить людям право на свободное передвижение по миру.

Оформить паспорт WSA может практически любой человек. Для этого ему даже не обязательно прибегать к услугам фирм–посредников. Достаточно напрямую обратиться в штаб–квартиру организации с просьбой прислать анкету–заявление и список документов, который необходим для получения паспорта. Данные каждого, кто обратился с запросом о выдаче документа WSA, непременно пересылаются в Интерпол и тщательно проверяются его сотрудниками. На оформление документов уходит, как правило, чуть больше месяца.

В настоящее время документы WSA официально признают только шесть стран мира: Буркина–Фасо, Эквадор, Танзания, Мавритания, Тото и Замбия. Поэтому украинским гражданам, обратившимся в консульские отделы посольств этих стран, вполне могут поставить въездные визы в предоставленные ими паспорта WSA. Остальные страны мирового сообщества не считают документы общества юридически значимыми. Более того, консульский отдел любого посольства может вообще отказать в выдаче визы человеку, предоставившему в качестве основного документа паспорт гражданина мира. И даже сотрудники полиции или спецслужб не могут признать удостоверение личности WSA, как документ, удостоверяющий личность.

Паспорт за заслуги

Удостоверение гражданина мира – не единственный документ, которым можно обзавестись в качестве второго паспорта. Существует несколько абсолютно легальных альтернативных документов.

Паспорт, выданный правительством эмиграции. Таковыми являются правительства, не контролирующие территорию, на которую они заявляют свои права. Византийская империя, например, до сих пор выдает паспорта и дворянские титулы. Документы, оформленные от имени таких правительств, обычно непригодны для передвижения и не принимаются банками или научными учреждениями, так что толк от них невелик. Разве что пускать пыль в глаза знакомым.

Паспорт Ватикана – самый внушительный на вид. На его коричневой кожаной обложке вытеснены золотом скрещенные ключи святого Петра и папская тиара. В отличие от других паспортов, ватиканский не содержит просьбу к официальным лицам оказывать предъявителю всяческое содействие: считается, что ему будет покровительствовать сам Всевышний. Ватиканский паспорт приравнивается к дипломатическому.

Как получить такой паспорт? Для этого надо стать кардиналом или, выполняя поручения его святейшества Папы Римского, ездить по делам римско–католической церкви. Простым смертным достать его практически невозможно.

Паспорт Мальтийского ордена. В средние века, когда крестоносцы освобождали Иерусалим от неверных, группа самаритян, известная как Мальтийский рыцарский орден, основала медицинскую службу и построила военные госпитали для раненых христиан. Охранная грамота, выдававшаяся Великим магистром этого ордена, признавалась монархами всех стран Европы, исповедовавших католицизм. В те времена грамота была эквивалентом современного дипломатического паспорта. Когда в 19 веке появились паспорта, удостоверение рыцаря Мальтийского ордена обычно говорило о том, что его предъявитель – известный филантроп, направленный римско–католической церковью с благотворительной миссией.

Хотя Мальтийский орден и не имеет суверенной территории, его рыцари пользуются уважением. В некоторых европейских странах пограничники пропускают предъявителей таких паспортов, поскольку имеют инструкцию, предписывающую считать все паспорта Мальтийского ордена настоящими. Проблема только в том, что легально получить такой документ сложно.

Паспорт ООН. Организация Объединенных Наций выдает своим сотрудникам нечто вроде паспортов на нежно–голубой обложке которых написано слово “Свидетельство”. Документ дает право безвизового въезда в страны, являющееся членами этой уважаемой организации. На практике паспорта ООН используются только теми, кто направляется на различные международные конференции или участвует в краткосрочных программах, проводимых международными организациями. Так что если вы получили грант на научные исследования или поездку на конференцию, можете оформить и паспорт ООН.

Церковь Всеобщей Жизни (Universal Life Church). Иногда священнослужители пользуются льготами при получении вида на жительство, для них возможны скидки при покупке авиабилетов. При желании Церковь Всеобщей Жизни возведет в духовный сан кого угодно. В США она считается вполне легальной, что закреплено судебными постановлениями. Примерно за 10 долларов можно получить по почте свидетельство пастора, епископа или архиепископа.

Книжка моряка. Это удостоверение не является паспортом в официальном смысле. Но книжку можно использовать для заграничных поездок, часто без необходимости получать визу. В соответствии с конвенцией Международной организации труда, этот документ признан в большинстве стран как действительное удостоверение личности членов торгового флота. Книжка моряка призвана избавить моряков при сходе на берег в порту назначения и во время путешествия внутри стран по всему миру. Для получения книжки моряка требуется официальное удостоверение личности и контракт с действующей морской линией.

Маскировочные паспорта. Эти документы выглядят совсем как настоящие: виниловая обложка с золотым тиснением, фотография предъявителя, печати, свежие пограничные штампы, и даже голограмма для защиты от подделки. Только государства, “выдавшие” такие паспорта, больше не существуют: ими могут быть бывшие колонии вроде Британского Гондураса, которые добились независимости и сменили свое название. Маскировочный паспорт нельзя использовать при пересечении границы, зато внутри уже несуществующей страны – вполне. Такие паспорта продаются всем желающим при условии, что ими будут пользоваться в законных целях.

Возможно, этот список не полный, но он позволяет сделать определенные выводы: единственным документом, который может использовать рядовой человек для пересечения государственных границ, является действительный гражданский паспорт. Остальные документы вроде удостоверения ООН и паспорта беженца – предполагают особый статус, получить который отнюдь не просто.

С сентября 2021 года у белорусов появилась возможность получать биометрические документы. Легко ли поменять старый паспорт на ID-карту, сколько это стоит, а также в чем плюсы и минусы нового документа, корреспондент Intex-press узнала на личном опыте.

Испытано на себе. Как я получала ID-карту и можно ли по новому документу взять кредит в барановичских банках

Вот так выглядят новые документы: ID-карта и биометрический паспорт. Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Срок моего старого паспорта еще не заканчивался, но выглядел он уже потрепанным, а тут – новые технологии. Почему бы не поменять?

В отдел по гражданству и миграции Барановичского ГОВД я отправилась с самого утра, когда людей обычно немного – сидеть в очереди в разгар коронавируса не очень-то хотелось. К счастью, желающих заказать новый паспорт в то утро особо не наблюдалось: буквально спустя пять минут меня вызвали в кабинет.

Отмечу сразу, кроме ID-карты я решила сразу заказать и биометрический паспорт, который необходим для выезда за границу. За оба документа нужно было заплатить 101,5 рубля: ID-карта – 43,5 рубля (1,5 базовой величины), биометрический паспорт – 58 рублей (2 базовые). При наличии интернет-банкинга на мобильном телефоне на оплату через ЕРИП потребуется буквально две минуты. Чеки не нужны – специалист, который оформляет данные для паспортов, увидит, что услуга оплачена.

Вся процедура, к моему удивлению, заняла минут десять. Сотрудница паспортного стола отсканировала данные с моего старого паспорта, оформила заявку. Затем меня сфотографировали и вывели фото на экран.

– Перефотографироваться будем? – поинтересовалась специалист.

– Ну, давайте еще разочек. А то я как-то даже не успела подготовиться, – попросила я.

Щелчок, новое фото. Нормально.

– Быстро вы. Некоторые по раз десять просят переснять, кто-то приходит с прической прямо из парикмахерской. Все хотят красиво на фото выглядеть, – приговаривает сотрудница, щелкая мышкой.

Вот и все. И никуда не нужно ездить. Ни в фотоателье, чтобы сфотографироваться, ни в банк, чтобы оплатить. Все на месте и быстро. В этом, на мой взгляд, большой плюс.

Цена, конечно, немаленькая. Впрочем, если кому-то загранпаспорт не нужен, достаточно ID-карты. Да, паспорт старого образца стоит 1 базовую, но если считать еще фотографии, то по стоимости выйдет примерно одинаково.

В общем, спустя минут двадцать я покидала ОГиМ со старым паспортом и двумя бумажными листочками, где была указана дата, когда была подана заявка, и QR-код.

Не знаю, был ли готов мой новый паспорт спустя 15 дней, как это обещают, так как я отправилась за ним спустя почти месяц. В этот раз уже вечером.

Выдача нового паспорта происходила в другом кабинете. Сотрудница молча взяла мой старый документ и листочки с QR-кодом. Отсканировала, нашла мои ID-карту и биометрический паспорт.

– Приложите пальчик, – попросила она.

Расписываюсь в получении, и я свободна. На все про все – минут 10 максимум.

Ни адреса регистрации, ни штампа о браке

ID-карта представляет собой пластиковую карточку, которая по размеру как банковская карта или водительское удостоверение. На ней цветное фото, фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, пол, идентификационный номер, номер карточки, подпись. На обратной стороне – QR-код, черно-белое фото и дата выдачи карты. В карте – чип, на котором, видимо, содержится вся остальная, необходимая для моей идентификации, информация.

В отличие от паспорта старого образца на карточке нет ни адреса регистрации, ни записей о детях, ни штампа о браке. Теперь уже и не выяснишь, женат понравившийся молодой человек или нет. А мужчинам и подсмотреть некуда, чтобы вспомнить дату свадьбы или дату рождения ребенка.

Что касается биометрического паспорта, который нужен только для поездок за границу, то внешне он выглядит как уже привычный белорусам документ в синей обложке, но внутри все свободные листы отданы под визы и отметки о пересечении границы. А одна из страниц – где размещено фото и данные – пластиковая. Документ также содержит чип с биометрической информацией.


В биометрическом паспорте все свободные листы отданы под визы и отметки о пересечении границы. Фото: Никита ПЕТРОВСКИЙ

Только получив ID-карту, я поняла, что теперь возникают некоторые проблемы. Например, в банковских документах указаны данные старого паспорта. А это значит, что мне нужно посетить банк.

В банке, узнав, что у меня теперь ID-карта, сначала растерялись, но потом внесли в документы новую информацию.

Затем потребовалось оформить страховку на автомобиль. Сотрудница страховой компании, увидев паспорт-карточку, заявила:

– Что вы мне даете? Мне не водительское, а паспорт нужен!

– Так это паспорт.

– А идентификационный номер есть? Тогда никаких проблем.

После этой истории мне стало интересно, а смогу ли я с новым паспортом купить какую-то вещь в рассрочку или взять кредит в банке? Вдруг ID-карту не примут, ведь для того, чтобы считать мои данные, необходимо, видимо, специальное оборудование.

Звоню в салон сотовой связи. Спрашиваю, могу ли я взять в рассрочку телефон, если у меня паспорт нового образца. Девушка, принявшая мой звонок, попросила оставаться на линии. Классическую музыку я слушала минуты три прежде, чем мне ответили, что новый документ примут и никаких проблем в этом плане не возникнет.

Затем я обзвонила несколько барановичских банков. В каждом из них меня заверили, что я могу спокойно оформлять кредит с ID-картой.

Как оно окажется на практике и возникнут ли еще какие-то вопросы с биометрическими документами, покажет время. Зато могу похвастаться, что была среди тех, кто первым получил паспорт нового образца в Барановичах.

Читайте также: